Алексей Мерзляков Мерзляков Алексей Федорович (1778–1830) – поэт, переводчик, критик, теоретик литературы, педагог. Его первое стихотворение было опубликовано в 1792 году в журнале «Российский магазин» под заглавием «Ода, сочиненная Пермского главного народного училища тринадцатилетним учеником Алексеем Мерзляковым». И тогда же купеческий сын из казанского городка Далматово, «оказавший удивительные успехи в учении», был определен на казенный счет в гимназию при Московском университете, которая была открыта благодаря поэту Михаилу Хераскову . Вся его последующая жизнь связана с Московским университетом, где он войдет в «дружеское общество» юных воспитанников Благородного пансиона Андрея Тургенева и Василия Жуковского, начнет публиковаться в университетских журналах, а с 1804 года займет кафедру российского красноречия и поэзии, станет профессором. С тех пор имена всех поэтов, учившихся в первой четверти XIX века в Московском университете или его Благородном пансионе, так или иначе связаны с его именем, а некоторым, как Михаилу Лермонтову, помимо общих занятий, он давал и частные уроки. «Отроду не слыхал, – вспоминал один из его учеников, – такой величественной декламации и такого могущественного дара импровизировать. Голос у Мерзлякова был тенор-бас, глуховатый, гибкий и благородно-унылый... Этот голос производил на слушателей действие, подобное раскатам грома, теряющегося на горизонте». В 1817 году вокруг него даже образовалась «маленькая академия», в которую входили Семен Раич со своим воспитанником Федором Тютчевым, а в начале 20-х годов среди учеников Мерзлякова были Дмитрий Веневитинов, Владимир Одоевский, Петр Чаадаев, Иван Киреевский, Иван Лажечников. В 1803 году в печати появятся его первые песни, созданные совместно с композитором Даниилом Кашиным. «Кто не знает голосов Кашина на слова Мерзлякова? Кто из слыхавших Сандунову не помнит петых ею песен Кашина?» – вспоминал Николай Полевой. Его песням суждена была долгая жизнь, а «Среди долины ровныя» стала народной. В 1830 году вышел его последний, уже посмертный поэтический сборник «Песни и романсы», который в 1988 году вновь увидел свет в факсимильном издании как литературный памятник.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ Иннокентий (Сокаль), еп. бывш. Смоленский и Дорогобужский. Фотография. 1964 г. Иннокентий (Сокаль), еп. бывш. Смоленский и Дорогобужский. Фотография. 1964 г. (Сокаль Иоанн Иоаннович; 7.01.1883, с. Корхов, Люблинская губ.- 14.05.1965, Смоленск), еп. Смоленский и Дорогобужский. Окончил Варшавское ДУ, Холмскую ДС (1906), затем КДА (1910). 26 сент. 1910 г. был назначен помощником инспектора Курской ДС. 24 сент. 1912 г. перемещен на должность инспектора параллельных классов Курской ДС в г. Рыльске. Рукоположен во диакона, 14 окт. 1912 г.- во иерея Рыльским еп. сщмч. Никодимом (Кононовым) . В 1919 г. командирован в Палестину по делам Русской духовной миссии в Иерусалиме . В 1921 г. эмигрировал в Королевство сербов, хорватов и словенцев. 31 авг. 1921 г. Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви (СПЦ) принял под покровительство Высшее церковное управление за границей (ВЦУЗ) с предоставлением ему на своей канонической территории права особой юрисдикции над рус. духовенством и беженцами. Т. о. И. И. Сокаль вошел в подчинение ВЦУЗ, а затем временного Архиерейского Синода РПЦЗ. В 1921 г. он служил в Призренской ДС. В 1922-1924 гг. преподавал в ДС им. св. Саввы в Сремски-Карловци и в Битольской ДС. С 1931 г. служил в Троицкой ц. Белграда, с 1940 г. в должности настоятеля. По воспоминаниям одного из современников, был «дипломат английской выправки», отличался склонностью к долгим и «мудреным» проповедям, которые зачастую были утомительны и трудны для понимания. Возведен в сан протоиерея, по некоторым сведениям, награжден митрой. После отъезда 7 сент. 1944 г. рус. архиереев вместе с митр. Анастасием (Грибановским) и канцелярией Архиерейского Синода РПЦЗ в Мюнхен, согласно указу Синода РПЦЗ, был назначен главой Епископского Совета и управляющим рус. церковными общинами в Югославии на правах благочинного. 18 сент. 1944 г. во исполнение решения Епископского и церковноприходского совета он обратился к Архиерейскому Синоду СПЦ с просьбой принять рус. Церковь в Югославии в свою юрисдикцию и назначить архиерея для дел, требующих епископской санкции. Т. о. осенью 1944 г. общины были временно приняты в юрисдикцию СПЦ до окончательного решения Архиерейского Собора СПЦ и согласования вопроса с РПЦ, а в Белград был назначен Мукачевско-Пряшевский еп. Владимир (Раич) . Осенью 1944 г. за подписью И. Сокаля от лица паствы Белграда было направлено письмо Местоблюстителю Патриаршего престола Ленинградскому и Новгородскому митр. Алексию (Симанскому, впосл. Патриарх Московский и всея Руси Алексию I ), в котором после описания положения рус. Церкви в Югославии просил исходатайствовать ему право возвращения на родину, чтобы войти в юрисдикцию РПЦ. Он просил принять 11 церковных общин, 2 мон-ря (мужской и женский), 20 священнослужителей, 15 монахов, 32 монахинь и ок. 3 тыс. мирян в юрисдикцию РПЦ (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 18. Л. 28-28 об.).

http://pravenc.ru/text/468755.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (Раич Любомир; 11.01.1882, Ужице - 14.02.1956, Призрен), еп. Рашско-Призренский. В 1907 г. окончил МДА со званием кандидата богословия. Вернулся в Сербию, преподавал в гимназии в Белграде. Овдовел, был пострижен в монашество Патриархом Варнавой (Росичем) в мон-ре Раковица. 10 мая 1937 г. рукоположен во иеродиакона, 13 мая - во иеромонаха. В том же году был назначен редактором «Вестника Сербской Православной Церкви» (СПЦ). 30 окт. 1938 г. хиротонисан во епископа Мукачевско-Прешовской епархии, входившей тогда в состав Сербской Православной Церкви. В марте 1939 г. территория епархии была оккупирована Венгрией. Новые власти, запретив В. поддерживать связь с Белградом, хотели переподчинить епархию К-польской Патриархии. После нападения Венгрии и Германии на Югославию В. 11 апр. 1941 г. был арестован в Мукачеве и заключен в резиденции католич. епископа в г. Вац (Венгрия), а 19 июля 1941 г. выслан в Белград. После окончания второй мировой войны Мукачево вошло в состав СССР, а Прешов - в состав Чехословакии. 22 окт. 1945 г. В. присутствовал на заседании Синода РПЦ в Москве, на к-ром зачитал письмо председателя Синода СПЦ, митр. Скопленского Иосифа (Цвийовича) и выразил собственное согласие на передачу Мукачевской епархии в ведение РПЦ. Во время визита в Москву В. встретился с Председателем Совета по делам религий Г. Г. Карповым для обсуждения открытия подворья СПЦ в Москве и возможности обучения серб. студентов в МДА. 20 мая 1947 г. был избран епископом Рашско-Призренским. Похоронен в г. Призрен. Лит.: Пребывание в Москве еп. Мукачевского Владимира//ЖМП. 1945. 11. С. 20-21; Дубинский А. Ю. Вифанская духовная семинария: Алф. список выпускников 1901-1917 гг. М., 1999. С. 31; Мукачевско-Ужгородская правосл. епархия// Поп И. Энциклопедия Подкарпатской Руси. Ужгород, 2001. С. 263-264. А. В. Шестаков Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/159070.html

В это небольшое литературное общество, как видим, с самого начала входили не только тринадцати-четырнадцатилетние сверстники Андрея Муравьева, воспитывавшиеся в Благородном пансионе – Степан Шевырев, Владимир Титов, Дмитрий Ознобишин, но и студенты университета, его недавние выпускники и преподаватели. Сын крепостного Михаил Погодин окончил университет в 1821 году с золотой медалью и уже с девятнадцати лет начал преподавать в Благородном пансионе. Михаил Дмитриев окончил университет раньше Раича и Погодина, еще в 1817 году организовав среди своих университетских друзей-поэтов Общество громкого смеха – московский вариант петербургского «Арзамаса». Раич входил в число друзей Дмитриева точно так же, как Дмитриев войдет в число друзей Раича, среди которых со временем, помимо постоянных членов, появились «временные» – пансионеры и студенты университета Михаил Максимович, Владимир Одоевский, Василий Андросов, Алексей Хомяков, братья Авраам и Александр Норовы, братья Иван и Петр Киреевские, вольнослушатель Дмитрий Веневитинов. Не менее значительную роль в создании Общества сыграл воспитатель и преподаватель латыни в пансионе Василий Оболенский, с которым Раич был дружен еще с семинарских лет. Так образовался общий круг друзей Раича – Оболенского – Погодина – Михаила Дмитриева, связанного через своего дядю Ивана Дмитриева со всей литературной элитой того времени. «В молодости знакомство делается тотчас коротким, но тут была связь – литература», – отмечал он впоследствии. Эту связь они сохранили на всю жизнь... Нетрудно заметить, что Общество друзей Раича во многом напоминает Дружеское литературное общество, созданное в Московском университете на рубеже XVIII и XIX столетий Андреем Тургеневым, Василием Жуковским и Алексеем Мерзляковым. Через двадцать лет новое поколение университетских поэтов объединит Семен Раич, а в 40-е годы ближайшие друзья Раича, профессора Московского университета Михаил Погодин и Степан Шевырев, станут наставниками нового поколения университетских поэтов Аполлона Григорьева, Афанасия Фета, Якова Полонского...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

1938 г. к Венгрии отошла зап. часть Закарпатья с городами Ужгород и Мукачево, 26 нояб. епископ переехал в г. Хуст, к-рый стал столицей Карпатской Украины. В Мукачеве еп. Владимир оставил администратора - игум. Аверкия (Таушева) , в его ведении оказались архиерейская резиденция и епархиальное имущество, а также номинально все приходы и мон-ри на территории, к-рая отошла к Венгрии. Для управления епархией в новых условиях еп. Владимир реорганизовал Духовную консисторию, включавшую духовный суд, школьное, монастырское и епархиальное управления. Во главе этих подразделений епископ поставил близких к себе людей из местного духовенства. В связи с тем что главой автономного правительства был униат. свящ. Волошин, в церковных кругах опасались, что новая власть может враждебно относиться к правам православных. Но это опасение не оправдалось. 28 нояб. 1938 г. еп. Владимир лично посетил главу правительства Волошина, заявив о лояльности Карпатоукраинскому гос-ву и его правительству. 21 дек. 1938 г. Волошин встретился с делегацией правосл. верующих, в состав к-рой вошли Сербский митр. Иосиф (Цвийович), еп. Владимир (Раич), архим. Алексий (Кабалюк) . Глава делегации митр. Иосиф от имени Синода СПЦ заверил президента в том, что правосл. Церковь будет лояльна к правительству Карпатской Украины и не будет вмешиваться во внутренние дела автономного правительства. Однако уже 25 дек. 1939 г. Синодальный комитет архиеп. Савватия через газету сторонников Волошина «Новая свобода» призывал всех, в т. ч. и «бывших» священников (к-рые были отлучены Савватием), и тех, к-рые имеют богословское образование, обратиться в комитет для участия в Соборе сторонников Савватия. 29 дек. в Хусте состоялось 1-е пленарное заседание Синодального комитета, на котором было ок. 100 чел. Избранная на Соборе делегация встретилась с премьером Волошиным, министром Юлианом Реваем и начальником Мин-ва религии и образования А. Штефаном. Все чиновники обещали делегатам полную поддержку в создании независимой «украинской православной юрисдикции Закарпатья» во главе с Савватием, но из-за захвата Карпатской Украины венгерской армией в марте 1939 г.

http://pravenc.ru/text/2564328.html

В конце 1938 года мне представилась возможность поехать на Карпаты. В неспокойное время, в середине ноября прибыл я в Мукачево и в течение 17 лет безвыездно (кроме 2 месяцев пребывания в Почаевской Лавре в 1949 г.) прожил на Закарпатье. Неизгладимо впечатление, когда, после обычной городской обстановки, видишь перед собой закарпатские деревянные церкви, хижины, людей в народной одежде, слышишь закарпатский говор. Возникает непосредственное ощущение древности славянских поселений на Карпатах. Это другой мир, мир наших летописей; точно въезжаешь в допетровскую, допушкинскую Русь” 11 . Спустя два года своего пребывания в пределах Мукачевской епархии будущий подвижник, следуя примеру святой жизни своего наставника и духовника, принимает решение о принятии монашества. Несомненно, именно личность владыки Иоанна, его жизнь, проповеди и письма пробуждают в душе Владимира желание служить Богу в монашестве. 11 марта 1939 года Преосвященнейший Владимир (Раич) (1938–1945), епископ Мукачевско-Пряшевский, в Крестовом храме Архиерейского дома в городе Мукачево постригает Владимира в малую схиму с именем Василий в честь блаженного Василия Христа ради юродивого, Московского чудотворца 12 . Через день после монашеского пострига в том же храме и тот же епископ совершает над монахом Василем диаконскую хиротонию. 25 июня того же года в Свято-Покровском храме села Ракошино иеродиакон Василий был рукоположен епископом Владимиром в сан иеромонаха. В августе 1939 года батюшка был направлен для пастырского служения вторым священником в село Бедевля Тячевского округа. В то же время он был зачислен в братию мужского монастыря святого Иоанна Предтечи. Кроме непосредственного служения у престола Божьего, молодой иеромонах преподавал в 8-клас­сной народной школе Закон Божий 13 . После кратких пребываний на приходах Мукачевской епархии, в апреле 1940 года иеромонах Василий был переведён для пастырского служения в Свято-Покровский храм-памятник русским воинам города Ужгорода. 27 мая того же года по благословению правящего епископа он был назначен настоятелем указанного храма 14 .

http://pravmir.ru/zhiznennyiy-put-arhima...

В 1938 году на Мукачевско-Пряшевскую кафедру был назначен епископ Владимир (Раич). В Мукачеве епископ пробыл недолго, поскольку, по Мюнхенскому соглашению, часть Подкарпатской Руси была оккупирована Венгрией. Епархиальное управление и епископ перешли в Хуст, который в марте 1939 года также захватили венгры. В апреле 1941 года епископа Владимира арестовали, а в октябре того же года выслали в Сербию. Регент Венгрии Миклош Хорти назначил «администратором греко-восточных венгерских и греко-восточных русинских церковных частей» Михаила Попова. Попов проводил провенгерскую политику и пытался создать в Венгрии «автокефальную православную церковь». 5 февраля 1944 года новым администратором был назначен игумен Феофан (Сабов). В документе его должность значится как «епископский заместитель и администратор православной Мукачевско-Пряшевской епархии» . Епископ Дамаскин В октябре 1945 года Мукачевско-Пряшевская епархия перешла под юрисдикцию Русской Православной Церкви. Во времена советской власти Православная Церковь в Закарпатье (как, впрочем, и в других местах) пережила немало трагедий и потрясений. Были ликвидированы почти все монастыри и скиты, некоторые священники были репрессированы. Качественно новый этап в жизни Православной Церкви начался в конце 1980 – начале 1990 годов, когда Мукачевско-Ужгородской епархией управлял архиепископ Евфимий (Шутак). За несколько лет были возобновлены десятки православных церквей и монастырей, возродилось духовное образование в крае. В 1994 году из состава Мукачевско-Ужгородской епархии была выведена Хустско-Виноградовская епархия. В 2000–2007 годах епархией в Мукачеве руководил епископ Агапит (Бевцик). В декабре 2007 года Священный Синод Украинской Православной Церкви назначил епископом Мукачевско-Ужгородским Феодора (Мамасуева). Хустской епархией управляет архиепископ Марк (Петровцы). На конец 2008 года на территории двух епархий Закарпатья насчитывается около 520 приходов и 35 монастырей. Действует духовная семинария в Иршаве и академия в Ужгороде. Издаются периодические издания «Православная летопись» (Мукачево) и «Духовная криница Карпат» (Хуст).

http://pravoslavie.ru/28809.html

В доме Тютчевых он пробыл семь лет; там одновременно трудился над переводами в стихах латинских и итальянских поэтов и над воспитанием будущего русского поэта». Трудно сказать, кому повезло больше, – поповичу Амфитеатрову или же аристократу Тютчеву, «необыкновенные дарования» которого, как вспоминал он, «изумляли и утешали меня; года через три он уже был не учеником, а товарищем моим». Почти одновременно и сам учитель стал вольнослушателем в Московском университете, а в 1815 году сдал экзамен на степень кандидата. После поступления Тютчева в университет он будет продолжать ездить с ним на лекции. В 1820 году он перешел воспитателем к четырнадцатилетнему Андрею Муравьеву и, защитив диссертацию на степень магистра, стал преподавать в университетском Благородном пансионе. В том же 1820 году он дебютировал в печати с переводами «Георгик» Вергилия под псевдонимом Раич, являвшимся, вероятно, девичьей фамилией матери-сербки, – не случайно К. Полевой называл его «сербом по происхождению». Именно Раич познакомил Тютчева и Андрея Муравьева друг с другом и со своими новыми учениками в Университетском пансионе. Так образовалось Общество друзей Раича, в которое вошли юные поэты Благородного пансиона при Московском университете и самого университета: Владимир Одоевский, Степан Шевырев, Михаил Погодин, Дмитрий Ознобишин, братья Киреевские, Алексей Хомяков, Михаил Максимович, Михаил Дмитриев и другие; позднее – Михаил Лермонтов, Семен Стромилов, Лукьян Якубович. Собирались сначала в доме Андрея Муравьева и в библиотеке Благородного пансиона, в котором жил Раич, а затем в небольшом деревянном домике самого Раича близ Сухаревой башни, приобретенном для него братом, митрополитом Киевским Филаретом. В альманах вошло двенадцать стихотворений самого Семена Раича, в том числе отрывок из его перевода «Освобожденного Иерусалима» и «священная идиллия» на библейскую тему «Вифлиемские пастыри»; шесть стихотворений – его первого воспитанника Федора Тютчева (самая большая тютчевская подборка до пушкинского «Современника» 1836 года); пять – его второго воспитанника Андрея Муравьева; десять – Дмитрия Ознобишина, исполнявшего обязанности Общества друзей и соредактора Раича в издании «Северной Лиры».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Возглавлявший Мукачевско-Пряшевскую епархию Сербской Православной Церкви епископ Владимир (Раич) остался в Мукачево, но фактически потерял связь со своим священноначалием и лишился возможности непосредственно окормлять словацкие приходы. Обсудив донесение настоятеля монастыря прп. Иова игумена Серафима (Иванова) от 25 июля 1939 г. «о желательности при данной политической обстановке передачи православных приходов в Словакии из юрисдикции Сербской Церкви в юрисдикцию епископа Берлинского и Германского» Серафима (Ляде) и приложенную к нему копию докладной записки благочинного приходов в Словакии протоиерея Василия Соловьева епископу Владимиру с аналогичными предложениями Архиерейский Синод РПЦЗ 4 августа 1939 г. постановил: «1) Признать, что не встречается препятствий к осуществлению предложенного прот[оиереем] В. Соловьевым мероприятия, если Сербская церковная власть нашла бы осуществление его желательным; 2) О положении православных церквей в Словакии доложить Архиерейскому собору, для чего передать при выписке из сего определения в Соборную канцелярию все относящиеся к сему . В начале 1940 г. епископ Владимир назначил протоиерея Василия Соловьева администратором словацких приходов и одновременно обратился к находившемуся в юрисдикции РПЦЗ Владыке Серафиму (Ляде) с просьбой взять находящиеся в Словакии православные приходы в свое управление. Однако Сербский Патриарх Гавриил не дал на это согласия и подчинил словацкие общины непосредственно . Решение данного вопроса затянулось на 2 года. Осенью 1940 г. в обители прп. Иова была предпринята попытка открыть двухгодичные Пастырско-богословские курсы с целью подготовки священников и иноков-миссионеров для Русского зарубежья и освобо­жденной в будущем от советской власти Родины. Казалось, что появилась возможность реализовать давнюю мечту Владыки Виталия открыть при братстве духовную школу. Сначала для реализации этих планов не нашлось помещения и средств, потом чинились препятствия со стороны некоторых влиятельных церковных кругов, а среди братии не хватало иноков с высшим богословским образованием, чтобы использовать их в качестве бесплатных преподавателей. Кроме того, не было острой необходимости в подобной школе. Местных русинов посылали учиться в сербские семинарии, для русских в Европе существовало несколько богословских школ: пастырское училище архиепископа Дамиана (Говорова) в Болгарии, Свято-Сергиевский институт в Париже, богословские факультеты и семинарии в Польше, в Прибалтике и т. д. К осени 1940 г. все эти духовные школы были закрыты или находились на грани закрытия. У братства же прп. Иова появились условия, позволяющие открыть духовную школу: богословски образованные иноки в качестве преподавателей, достаточные средства, почти пустующая из-за войны странноприимница могла быть использована в качестве учебного помещения. Наконец, среди братии имелись лица, которые могли стать первыми слушателями школы.

http://sedmitza.ru/lib/text/9606823/

Поскольку православные Подкарпатья находились в юрисдикции СПЦ, Архиерейский Собор СПЦ во главе с патриархом Варнавой с согласия чехословацкого правительства избрал 19 сент. 1931 г. 1-го епископа новообразованной епархии -Дамаскина (Грданичкого), хиротония к-рого состоялась 29 нояб. 1931 г. в Сремски-Карловцах. 5 дек. того же года он приехал в Мукачево, где на следующий день состоялась его интронизация. Мин-во школ и народного образования Чехословацкой Республики (ЧСР) решением от 13 авг. 1935 г. выделило субсидию в размере 150 тыс. крон на строительство епископской резиденции. Еп. Дамаскин добился от чехословацкого правительства того, что с 1932 г. правосл. священники наравне с духовенством др. вероисповеданий начали получать зарплату на основании закона от 25 июля 1926 г. В мукачевском Николаевском мон-ре еп. Дамаскин открыл епархиальные курсы для правосл. духовенства (действовали с 7 авг. по 2 сент. 1933). В 1929 г. епархиальный устав был официально утвержден правительством ЧСР, но до 1935 г. много времени уделял утверждению устава; в апр. проект епархиального устава был рассмотрен членами Епархиального совета. При еп. Дамаскине Мукачевско-Пряшевская епархия получила законченную структуру управления, епархиальный устав и была признана чехословацкой властью наравне с другими религиозными конфессиями. Финансовая поддержка правительства в строительстве культовых сооружений и выделение субсидии православным священникам способствовали их консолидации вокруг СПЦ, начался расцвет монашества. Активная миссионерская деятельность православного духовенства в 1931-1938 гг. была направлена на увеличение количества верующих и расширение географии православного движения. 22 авг. 1938 г. еп. Дамаскин (Грданичкий) выехал в США. В июне 1938 г. на вакантную Мукачевско-Пряшевскую кафедру был избран Владимир (Раич) . 30 окт. 1938 г. состоялась его хиротония во епископа в Белграде. 16 нояб. того же года еп. Владимир приехал в Мукачево, где 20 нояб. состоялась его интронизация. В интронизации принял участие представитель Архиерейского Синода СПЦ еп. Серафим (Иванович). Под рук. еп. Владимира было 130 приходов, в т. ч. 12 расположенных на Пряшевщине в 6 благочиниях, 5 мон-рей и 13 скитов (417 насельников).

http://pravenc.ru/text/2564328.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010