Ужгорода потребовал от православных через государственный суд возвратить униатам храмы со всем церковным имуществом. В тех же местах, где не было ни одного униата, старались или принудить людей к унии, или же закрыть храмы, а церковные земли сдать в аренду. В результате таких мер православные оказались без храмов и были вынуждены совершать богослужения под открытым небом или же строить временные из досок храмы. Во время Второй мировой войны оккупационные силы создали на территории Словакии так называемый «самостоятельный словенский штат», во главе которого стоял премьер-министр католического вероисповедания. С этого времени началось систематическое преследование православного духовенства, которое к тому же было лишено своего архипастыря, ибо Мукачевский епископ Владимир (Раич) 11 апреля 1941 г. был интернирован. Оккупационные власти запретили ему всякие сношения с приходами на территории Словакии. Сам Патриарх Сербский Гавриил был заточен в концлагерь в Дахау. С восстановлением весной 1945 г. Чехословацкого государства путь Православия и в Словакии, и в Чехии стал общим. На чешских землях обновителем Православия выступил епископ Гораз,, в миру Матфей (Матеи) Павлик. Родился он 26 мая 1879 г. в Грубе Врбке на Словацкой Моравии в семье крестьянина-католика. По окончании начальной школы поступил (1890) в гимназию, находившуюся в руках иезуитов и готовившую юношей, главным образом, в богословские учебные заведения. В гимназии Матфей по собственному желанию изучил церковно-славянский язык. Окончив в 1898 г. гимназию по первому разряду, он в том же году поступил на Богословский католический факультет в Оломоуце. Во время обучения у него проявляется желание глубже ознакомиться с жизнью Русской Православной Церкви. В связи с этим летом 1900 г. Матфей совершает паломничество в Киев, чтобы побывать на православных богослужениях, послушать проповеди русских священнослужителей, изучить уклад иноческой жизни, самому увидеть, что представляет собой Православие, После окончания Богословского факультета в 1902 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/441225/

В конце 1938 года мне представилась возможность поехать на Карпаты. В неспокойное время, в середине ноября прибыл я в Мукачево и в течение 17 лет безвыездно (кроме 2 месяцев пребывания в Почаевской Лавре в 1949 г.) прожил на Закарпатье. Неизгладимо впечатление, когда, после обычной городской обстановки, видишь перед собой закарпатские деревянные церкви, хижины, людей в народной одежде, слышишь закарпатский говор. Возникает непосредственное ощущение древности славянских поселений на Карпатах. Это другой мир, мир наших летописей; точно въезжаешь в допетровскую, допушкинскую Русь” 11 . Спустя два года своего пребывания в пределах Мукачевской епархии будущий подвижник, следуя примеру святой жизни своего наставника и духовника, принимает решение о принятии монашества. Несомненно, именно личность владыки Иоанна, его жизнь, проповеди и письма пробуждают в душе Владимира желание служить Богу в монашестве. 11 марта 1939 года Преосвященнейший Владимир (Раич) (1938–1945), епископ Мукачевско-Пряшевский, в Крестовом храме Архиерейского дома в городе Мукачево постригает Владимира в малую схиму с именем Василий в честь блаженного Василия Христа ради юродивого, Московского чудотворца 12 . Через день после монашеского пострига в том же храме и тот же епископ совершает над монахом Василем диаконскую хиротонию. 25 июня того же года в Свято-Покровском храме села Ракошино иеродиакон Василий был рукоположен епископом Владимиром в сан иеромонаха. В августе 1939 года батюшка был направлен для пастырского служения вторым священником в село Бедевля Тячевского округа. В то же время он был зачислен в братию мужского монастыря святого Иоанна Предтечи. Кроме непосредственного служения у престола Божьего, молодой иеромонах преподавал в 8-клас­сной народной школе Закон Божий 13 . После кратких пребываний на приходах Мукачевской епархии, в апреле 1940 года иеромонах Василий был переведён для пастырского служения в Свято-Покровский храм-памятник русским воинам города Ужгорода. 27 мая того же года по благословению правящего епископа он был назначен настоятелем указанного храма 14 .

http://pravmir.ru/zhiznennyiy-put-arhima...

569 Житие св. Стефана Лазаревича: «Стефан первовенчанный роди 4 сына: Родослава, Владислава, Стефана, Предслава; Стефан же наречен бысть Урошь в прадеда своего и сье храпавый краль». Последний назывался ещё Драгославом (Летоп. в Гласнике I, 165. Раич II, 387). Сербский октоих Уварова, писанный при крале Стефане Уроше (Изв. акад. Ï 248, 249) должен быть отнесён ко времени 1237–1270 г. При том же Уроше в 1252 г. переведён был номоканон с полными правилами и толкованиями (Григоровича 182, 183), который потом перешёл в Россию. Об Уроше летоп. в Гласнике V: 49, 50. 573 Аврамовича Памятники 8. О Владимире графе омышском Аппендини Noticie Storico-critice sulla antichita dei Ragusci T. I, 280. 574 В Гласнике VII, 328 указывают церковь св. Стефана в Белом поле, построенную кор. Владиславом. Сл. Зап. геогр. общ. XIII, 314. В 1242 г. кор. Вла­дислав дал земли монастырю св. Николая вранинскому и ещё Богородичному монастырю, что в Быстрице (Miklosch. Monum. 32, 34). 575 Родослав у Раича II, 378–386. Основания для мысли, что Владислав был жив при кор. Уроше I, приводимой Майковым (стр. 223–225) – очень не тверды. По летописи «Владислав, муж во крепости, умирает, не оставив сынов, но токмо две дщеры». Гласник V, 48. Грамоты 1235, 1239 г. у Шафарика в Памят. 2, 12–14. Летопись 2, 51 «богоугодно и благочьстивно поживь».– Самая поздняя грамота Владислава вранинская 6750 (1242) у Миклошича 32. Изгнание Родослава из Сербии надобно относить к январю 1234 г., а февр. 4, 1234 г. написан им из Рагузы протест против брата. Итак, Владислав управлял Сербиею 1234–1242 г. восемь лет. Даниил считает 7 лет от того, что пока Родослав не принял монашества, он ещё назывался королём. 576 Гласник III, 203–206. В грамотах Владислав писался так: «Стефан Владислав с поможию (помощию) Божиовь краль всех рашских земль и диоклитие и далмацие и травуние и захльмие» – Аврамовича Памят. 7. Ц. Алексей Мих. грамотою 1653 г. дозволил Милешеву монастырю чрез 4 года присылать в Россию 4 иноков для сбора подаяния. Грамота в Сев. архиве за 1823 г. ч. 5. стр. 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сербская Церковь также приложила усилия к восстановлению православной иерархии в Чехии. 21 сентября 1921 г. По благословению св. Досифея участник Собора Чешской Церкви Матей Павлик принял монашеский постриг во фрушкогорской Лавре Крушедол (в Воеводине) с именем Горазда (в честь ученика святого равноапостольного Мефодия, уроженца Моравии), а 25 сентября в Белграде рукоположен во епископа Сербским Патриархом Димитрием. Таким образом, Сербская Церковь утвердила существование двух православных общин на территории Чехословакии. Но если вопрос с возглавлением чешской общины был решён достаточно быстро, то на Закарпатье возникли определённые трудности. Поиск подходящей кандидатуры продолжался с 1921 по 1930 годы. Представители Сербской Церкви, осуществлявшие верховный надзор за чешскими православными общинами – св.Досифей, епископ Нови-Садский Ириней (Чирич), епископ Рашко-Призренский Серафим, и, наконец, митрополит Иосиф (Цвийович) – вели сложные переговоры с властями Чехословакии. Только в 1930 году была согласована кандидатура епископа Дамаскина, который и возглавлял русинскую общину почти до конца существования Чехословакии. Затем на короткое время епископом в русинских землях стал Владыка-исповедник Владимир (Раич), «большой русофил», по воспоминаниям современников, который стал последним сербским архиереем в Закарпатье. Однако все эти сложности не могли остановить миссионерской работы. Архимандрит Виталий по прибытии на Угорскую Русь некоторое время служил в храме города Прешова, а затем перешёл в Ладомирово. Эти земли в древности входили в состав Киевской Руси. Село Ладомирово освобождалось русской армией в 1915 году. В 1923 году архимандрит Виталий основал в нём общину. В 1925 году о.Виталий освятил часовню на могилах русских солдат, погибших за освобождение села. В 1927 году он перевёз приобретённое им типографское оборудование из Свидника в Ладомирово, и незамедлительно возобновил издание «Православного календаря». Как описывает происходящее сам Владыка, «Почаевская Лавра, узнав, что мною положено первое основание к восстановлению исторической церковной типографии, основанной Преподобным Иовом, прислала на благословение Образ сего Небесного Патрона с частью его нетленных мощей.

http://pravoslavie.ru/36678.html

Синода РПЦ 22 окт. 1945 г., на котором также присутствовал еп. Мукачевско-Пряшевский Владимир (Раич), Мукачевско-Пряшевская епархия была присоединена к РПЦ, образовалась Мукачевская и Ужгородская епархия . Свои последние приходы в ведение РПЦ передал также архиеп. Савватий (Врабец). На Мукачевскую кафедру был поставлен еп. Уманский Нестор (Сидорук) . Советские власти, преследуя исключительно политические цели, заставляли греко-католич. клир принимать Православие. В 1947 г. при загадочных обстоятельствах погиб греко-католич. еп. Мукачевский Теодор Ромжа. В то же время репрессиям подвергались не только греко-католич., но и правосл. священники. В 1946 г. мученическую смерть принял готовившийся стать епископом Мукачевским игум. Феофан. Некоторые правосл. священники за религ. убеждения приговаривались к длительным срокам тюремного заключения (иеромонахи Викентий (Орос), Иов (Гашпар), Дамиан (Бынь), Иустин (Сидак) и др.). В февр. 1949 г. Закарпатский облисполком санкционировал прекращение деятельности греко-католич. епархиального управления. 28 авг. в Мукачеве Ужгородская уния была торжественно отменена. Имущество греко-католич. приходов передавалось правосл. Церкви. К 1 янв. 1950 г. в Православие перешли 122 греко-католич. священника. Наиболее убежденные униаты ушли в подполье. Лютеранская кирха в г. Рахове. Фотография. 70-е гг. ХХ в. (ГПИБ) Лютеранская кирха в г. Рахове. Фотография. 70-е гг. ХХ в. (ГПИБ) В 50-х гг. вслед. церковных гонений в З. были закрыты большинство мон-рей и мн. храмы. По данным на 1 янв. 1957 г., в З. насчитывалось 203 священнослужителя, 2 муж. мон-ря и скит с 48 насельниками, 4 жен. мон-ря и 6 скитов с 295 монахинями. К осени 1961 г. продолжало функционировать лишь 2 мон-ря. В кон. 60-х гг. в З. было отмечено массовое уничтожение придорожных крестов с распятием. На 1 янв. 1982 г. в Мукачевско-Ужгородской епархии насчитывалось 417 храмов, 247 священнослужителей, 7 благочиний, 135 насельниц в Мукачевской и Чумалевской обителях. 24 авг. 1991 г. укр. Верховная Рада провозгласила независимость Украины.

http://pravenc.ru/text/182499.html

Цомая С.В., Вольский В.Ф. Новый Афон. – Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1958. – 61 с.; 4 л. ил. Цыпин В. , прот. Агапит (Вишневский) – архиепископ Екатеринославский и Мариупольский//ПЭ. М., 2000. Т. 1. С. 227. Он же. Агафангел (Соловьев) – архиепископ Волынский и Житомир­ский//ПЭ. М., 2000. Т. 1. С. 238. Цыпин В. , прот., Иннокентий (Павлов), игум. Антонин (Грановский) – епископ, деятель обновленческого раскола//ПЭ. М., 2001. Т. 2. С. 682–684. Чапнин С.В. Православная Москва: Справ, монастырей и храмов. – М.: Издат. Совет Русской Православной Церкви, 2006. – 480 с. Чернов В.В. Бенсон Р.М. – англиканский священник/ПЭ. М., 2002. Т. 4. С. 625–626. Чудиновская Е.Н. Ближайший друг Григория Распутина был расстрелян в Вятке//Петряевские чтения – 98: (Тезисы докл. к чтениям). Киров-на- Вятке, 1998. С. 78–81. Шаляпин Ф.И. Летопись жизни и творчества: В 2 кн./Сост. Ю. Котляров, В. Гармаш. – Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1988–1989. – Кн. 1–2. Он же. Маска и душа: Мои сорок лет на театрах. – Париж: Соврем, запи­ски, 1932. – 357 с., л. ил., портр. Он же. Страницы из моей жизни: Автобиография. – Л.: Прибой, 1927. – 256 с. Шаханов А.Н. Гражданские губернаторы Московской губернии (1709–1917)//Московский журнал. 2006. С. 36–44; С. 33–37. Шепелев Л.Е. Отмеченные историей: Чины, звания и титулы в Российской империи. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977. – 153 с. – (Страницы истории нашей Родины). Он же. Титулы, мундиры и ордена Российской империи. – М.: Центрполиграф; СПб.: МиМ-Дельта, 2004. – 420, с.: л. цв. ил., портр. ил., портр., табл. [Шереметев С.Д.] Д.С. Сипягин: [Некролог]. – М.: А.В. Васильев и К°, 1902. – 24 с. Шестаков А.И. Владимир (Раич Любомир) – епископ Рашко-Призренский//ПЭ. М., 2004. Т. 8. С. 658–659. Шилов Д.Н. Государственные деятели Российской империи. Главы высших и центральных учреждений: 1802–1917: Биобиблиогр. справ. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. – 830 с., табл. Шпанькова Т.Н. Сергиев Посад. Красюковка. – Сергиев Посад: Все для Вас – Подмосковье, 2007. – 118 с., с. ил., портр. – (Прогулки по любимо­му городу).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В 1938 году на Мукачевско-Пряшевскую кафедру был назначен епископ Владимир (Раич). В Мукачеве епископ пробыл недолго, поскольку, по Мюнхенскому соглашению, часть Подкарпатской Руси была оккупирована Венгрией. Епархиальное управление и епископ перешли в Хуст, который в марте 1939 года также захватили венгры. В апреле 1941 года епископа Владимира арестовали, а в октябре того же года выслали в Сербию. Регент Венгрии Миклош Хорти назначил «администратором греко-восточных венгерских и греко-восточных русинских церковных частей» Михаила Попова. Попов проводил провенгерскую политику и пытался создать в Венгрии «автокефальную православную церковь». 5 февраля 1944 года новым администратором был назначен игумен Феофан (Сабов). В документе его должность значится как «епископский заместитель и администратор православной Мукачевско-Пряшевской епархии» . Епископ Дамаскин В октябре 1945 года Мукачевско-Пряшевская епархия перешла под юрисдикцию Русской Православной Церкви. Во времена советской власти Православная Церковь в Закарпатье (как, впрочем, и в других местах) пережила немало трагедий и потрясений. Были ликвидированы почти все монастыри и скиты, некоторые священники были репрессированы. Качественно новый этап в жизни Православной Церкви начался в конце 1980 – начале 1990 годов, когда Мукачевско-Ужгородской епархией управлял архиепископ Евфимий (Шутак). За несколько лет были возобновлены десятки православных церквей и монастырей, возродилось духовное образование в крае. В 1994 году из состава Мукачевско-Ужгородской епархии была выведена Хустско-Виноградовская епархия. В 2000–2007 годах епархией в Мукачеве руководил епископ Агапит (Бевцик). В декабре 2007 года Священный Синод Украинской Православной Церкви назначил епископом Мукачевско-Ужгородским Феодора (Мамасуева). Хустской епархией управляет архиепископ Марк (Петровцы). На конец 2008 года на территории двух епархий Закарпатья насчитывается около 520 приходов и 35 монастырей. Действует духовная семинария в Иршаве и академия в Ужгороде. Издаются периодические издания «Православная летопись» (Мукачево) и «Духовная криница Карпат» (Хуст).

http://pravoslavie.ru/28809.html

На территории оккупированной Сербии нашли прибежище многие представители высшего и низшего духовенства СПЦ, изгнанные с мест своего служения. Помимо высланных из болгарской оккупационной зоны митрополита Скопского Иосифа (Цвиевича) и епископа Злетовско-Струмичского Викентия (Про­­да­нова), в Сербии оказались бежавшие от усташского террора из НГХ епископы Зворницко-Тузланский Нектарий (Круль) и Захолмско-Герцеговинский Николай (Йоканович), а также высланный венгерскими властями из Словакии епископ Мукачевско-Прешевский Владимир (Раич) и прибывший из Загреба митрополит Загребский Досифей (Васич). Все архиереи были приняты и размещены в Белграде и других местах. Первоначально здание Сербской Патриархии было занято немцами и превращено в казарму. Вся мебель, библиотека, деньги и драгоценности были расхищены полностью. Частичному уничтожению подверглись архивы. 10 октября 1941 г. здание было возвращено Патриархии. За работой Священного Синода осуществлялся контроль со стороны гестапо. Протоколы заседаний доставлялись тайной полиции. Однако случаев, когда гестапо делало бы замечания по работе или решениям Синода, не было. Существовала практика проведения Синодом отдельных заседаний. Немцам в таком случае предоставлялись другие протоколы 7 . По желанию немцев правительством генерала Недича был назначен специальный цензор, просматривавший почту центральных и епархиальных церковных властей в Белграде. При этом известен только один случай, когда была задержана, конфискована и уничтожена посылка 8 . Немецкая цензура контролировала публикации в церковной прессе. Из синодальных постановлений, рождественских и пасхальных посланий вычеркивалась неугодная титулатура архиереев. Случалось, что сами послания тоже редактировались, но Синод никак на это не реагировал 9 . Немецкие власти не разрешили публиковать ответ Священного Синода на нападки государственных деятелей НГХ на Сербскую Церковь. Аналогичным образом не было разрешено доставить сообщение Священного Синода о положении СПЦ на территории НГХ братским Православным Церквам 10 .

http://pravmir.ru/serbskaya-pravoslavnay...

Патриарх Варнава придавал большое значение сооружению православного храма в столице Германии. Он собирался лично совершить освящение его в январе 1938 г., о чем извещено было и германское правительство. Должен был состояться прием его Хитлером. Святейший намеревался, как он мне сам говорил, во время этого свидания с полной определенностью коснуться русского вопроса, отношение к которому Хитлера его очень волновало. Задержка с окончанием постройки, затем таинственная болезнь патриарха и его кончина воспрепятствовали выполнению этого намерения Святейшего Варнавы. Митрополита Анастасия, в его поездке в Берлин, сопровождал, в качестве представителя Сербской Церкви, архимандрит Владимир (Раич), окончивший Московскую Духовную Академию. В том же 1938 г. – 17/30 октября – он был хиротонисан в Св. Михайловском храме в Белграде во епископа Мукачевско-Пряшевского. В хиротонии его, совершавшейся патриархом Гавриилом, участвовал и митроп. Анастасий, которого поставляемый епископ очень почитал. Помню с какой радостной благодарностью сообщал он мне об архиерейском облачении, подаренном ему владыкой. Совершив 30 мая/12 июня 1938 г. освящение собора, митрополит Анастасий, письменно поблагодарил Рейхканцлера Адольфа Хитлера от имени Архиерейского Синода, за щедрую помощь оказанную германским правительством построению храма. О состоявшемся сооружении храма он осведомил Глав Автокефальных Церквей. Владыка писал: «Этот собор построен Германским Правительством в дар Русской Православной Церкви и через нее в дар «всем православным людям, к какой бы Церкви они не принадлежали. Этот акт ясно свидетельствует о внимании и вообще благожелательном отношении Германского Правительства к Православию, что при современных отношениях государств к Православной Церкви, или совершенно равнодушных или подчас даже враждебных, представляется явлением необычным и заслуживающим быть благодарно отмеченным со стороны всей Православной Церкви. Построение этого храма Германским Правительством должно радовать нас еще потому, что в этом мы видим свидетельство глубокого почитания, которое вызывает к себе Святая Православная Церковь своим чистым и свободным от каких-либо нецерковных целей служением истины».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

На этом собрании было решено послать в Москву правосл. делегацию, к-рая должна была просить Синод РПЦ дать согласие на вхождение Мукачевско-Пряшевской епархии в РПЦ. Делегатами были единогласно избраны: игум. Феофан (Сабов) - администратор епархии, архим. Алексий (Кабалюк), прот. Димитрий Беляков - советник епархии, прот. Иоанн Кополович (впосл. архиеп. Кишинёвский и Молдавский Ионафан ) - секретарь епархии и П. В. Линтур - директор Хустской гимназии. Участники собрания написали письмо на имя И. В. Сталина , где изложили свое мнение о дальнейшем развитии правосл. Церкви в Закарпатье. 19 нояб. 1944 г. представители правосл. духовенства обратились к местоблюстителю Патриаршего престола митр. Ленинградскому и Новгородскому Алексию (Симанскому) с просьбой поддержать их ходатайство перед Синодом СПЦ о передаче Мукачевско-Пряшевской епархии в юрисдикцию Московской Патриархии, а также принять делегацию во главе с игум. Феофаном (Сабовым). В Москве делегация правосл. духовенства Мукачевско-Пряшевской епархии находилась с 7 по 13 дек. 1944 г. Закарпатцы просили митр. Алексия содействовать с помощью гражданских и военных властей в перераспределении церковного имущества между православными и униатскими приходами, предоставить возможность подготовки в Московском правосл. богословском ин-те своих кандидатов в священники, поставлять в их епархии церковно-богословские книги, способствовать оказанию материальной поддержки Мукачевско-Пряшевской епархии. 15 марта 1945 г. председатель Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпов подал Сталину, В. М. Молотову и Л. П. Берии на согласование текст инструкции о переходе православных Закарпатской Украины в юрисдикцию РПЦ; 17 марта документ был одобрен. В апр. 1945 г. Московская Патриархия направила делегацию во главе с еп. Кировоградским Сергием (Лариным) в Югославию. Делегацию принял глава Синода СПЦ митр. Скоплянский Иосиф (Цвийович) (патриарх Гавриил находился еще в концлагере). Еп. Владимир (Раич) согласился на передачу управляемой им епархии в юрисдикцию РПЦ.

http://pravenc.ru/text/2564328.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010