Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ Иннокентий (Сокаль), еп. бывш. Смоленский и Дорогобужский. Фотография. 1964 г. Иннокентий (Сокаль), еп. бывш. Смоленский и Дорогобужский. Фотография. 1964 г. (Сокаль Иоанн Иоаннович; 7.01.1883, с. Корхов, Люблинская губ.- 14.05.1965, Смоленск), еп. Смоленский и Дорогобужский. Окончил Варшавское ДУ, Холмскую ДС (1906), затем КДА (1910). 26 сент. 1910 г. был назначен помощником инспектора Курской ДС. 24 сент. 1912 г. перемещен на должность инспектора параллельных классов Курской ДС в г. Рыльске. Рукоположен во диакона, 14 окт. 1912 г.- во иерея Рыльским еп. сщмч. Никодимом (Кононовым) . В 1919 г. командирован в Палестину по делам Русской духовной миссии в Иерусалиме . В 1921 г. эмигрировал в Королевство сербов, хорватов и словенцев. 31 авг. 1921 г. Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви (СПЦ) принял под покровительство Высшее церковное управление за границей (ВЦУЗ) с предоставлением ему на своей канонической территории права особой юрисдикции над рус. духовенством и беженцами. Т. о. И. И. Сокаль вошел в подчинение ВЦУЗ, а затем временного Архиерейского Синода РПЦЗ. В 1921 г. он служил в Призренской ДС. В 1922-1924 гг. преподавал в ДС им. св. Саввы в Сремски-Карловци и в Битольской ДС. С 1931 г. служил в Троицкой ц. Белграда, с 1940 г. в должности настоятеля. По воспоминаниям одного из современников, был «дипломат английской выправки», отличался склонностью к долгим и «мудреным» проповедям, которые зачастую были утомительны и трудны для понимания. Возведен в сан протоиерея, по некоторым сведениям, награжден митрой. После отъезда 7 сент. 1944 г. рус. архиереев вместе с митр. Анастасием (Грибановским) и канцелярией Архиерейского Синода РПЦЗ в Мюнхен, согласно указу Синода РПЦЗ, был назначен главой Епископского Совета и управляющим рус. церковными общинами в Югославии на правах благочинного. 18 сент. 1944 г. во исполнение решения Епископского и церковноприходского совета он обратился к Архиерейскому Синоду СПЦ с просьбой принять рус. Церковь в Югославии в свою юрисдикцию и назначить архиерея для дел, требующих епископской санкции. Т. о. осенью 1944 г. общины были временно приняты в юрисдикцию СПЦ до окончательного решения Архиерейского Собора СПЦ и согласования вопроса с РПЦ, а в Белград был назначен Мукачевско-Пряшевский еп. Владимир (Раич) . Осенью 1944 г. за подписью И. Сокаля от лица паствы Белграда было направлено письмо Местоблюстителю Патриаршего престола Ленинградскому и Новгородскому митр. Алексию (Симанскому, впосл. Патриарх Московский и всея Руси Алексию I ), в котором после описания положения рус. Церкви в Югославии просил исходатайствовать ему право возвращения на родину, чтобы войти в юрисдикцию РПЦ. Он просил принять 11 церковных общин, 2 мон-ря (мужской и женский), 20 священнослужителей, 15 монахов, 32 монахинь и ок. 3 тыс. мирян в юрисдикцию РПЦ (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 18. Л. 28-28 об.).

http://pravenc.ru/text/468755.html

41) Созомена Ист. VII, 19. Сократа V, 22. Георгия Амарт. Хрон. р. 277. 42) Зап. геогр. общ. XIII, 658-660. 488. 43) Созомена Ист. IV, 14. Изгнание блаженных из Иллирика надобно отнесть ко времени готфских королей Сербии, потому что в 373 г. собор иллирийский подтвердил веру никейского собора. Хрон. Георгия Амарт. р. 456. 460. 44) История сербского христианства доселе нимало не разработана. Бедный Раич то говорит, что христианство началось в Сербии при Ираклие, то относит начало его ко времени Будимира (I, 301. 318. 320. II, 204-207). «Поглед на историю србске церкве прваго периода» (в Х ч. Гласника) вышел неудачным, от того, что сочинителя увлек за собою Шафарик, слишком много занявшийся балтийскими вендами и слишком мало – адриатическими. Но не трудно отыскать правду и у Дуклянца. Если Поислав XIV король Дуклянца и Болеслав первый король порфирогенета был современником Аттилы (ум. 453 г.): то Светмир Х и Будимир XI король, первые христианские короли Дуклянца, жили конечно не позже первой четверти пятого века. – Далее, так как готфы поселились во Фракии в 375 г., в угоду Валенту приняв арианство (Сократа Ист. IV, 33-35), то и гонение, бывшее в Триваллии при четырех готфских королях Далматии, происходило с 375 г. и оно было гонением арианской, а не языческой, власти. – Таким образом язычество после 5 века вносимо было в Сербию только приходившими с севера аварами и отрядами балтийских вендов. Новые сведения о славянах и аварах времени Тиверия и Маврикия – у Иоанна ефесского: Kirchengeschichte B. VI. c. 25. 27. 30-33. Munch. 1862. Regnum Slavorum, переведенное Дуклянцем с славян. яз. издано Лусичем: дуклянскому митрополиту подчинены были епископы: Будвы, Котора, Бара, Слатывы, Скутаря, Драча, Палат, Сербии, Боснии, Травунии и Захлумья45). Так быв первою лучшею христианкою сербского народа, св. Ирина апостольскою проповедию своею прочно утвердила св. веру между сербами. 22 ч. Страдание св. ВЛАДИМИРА, князя сербского. Князь Владимир-Иоанн46) во всю жизнь свою старался жить по воле Божией, для блага подданных. Но и порча души нашей требует горького врачества для ее целения. И Господь, зная, кому из нас что нужно, посылает иным, как дар любви, долю не только веровать,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

13-го числа получен мной при записке из хозяйственного управления при Св. Синоде от 10 мая за 6011 экземпляр напечатанного в с-петербургской синодальной типографии 1-го тома издания: «Собрание мнений и отзывов Филарета митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государственным вопросам». В этот же день вечером приехала ко мне из Мурома свояченица, вдова Варвара Вас. Терновская с просьбой об оказании пособия для выдачи в замужество дочери ее Людмилы. Ей дано было мной на этот раз 500 руб. и обещано выслать из Петербурга еще 1000 руб. 546 22-го числа послано было мной за 1888 благочинному Вышеволоцких церквей, протоиерею Иоанну Никольскому предписание следующего содержания: «Как известно, что к 1-му числу июня изволит прибыть в г. Вышний Волочок Его Императорское Высочество В. Князь Владимир Александрович и посетить приписную к собору часовенную церковь Казанской Божией Матери, а также Казанский монастырь, то Вам предписывается сделать следующие по сему случаю распоряжения: 1) За болезнью настоятеля собора, старший священник (Продолжение следует). Журналы собраний Совета Московской Духовной Академии за 1906 год//Богословский вестник 1907. Т. 1. 2. C. 113–144 (4-я пагин.). (Продолжение). —113— житъ созерцательная жизнь, т. е. жизнь, отрешённая оп каких бы то ни было практических задач и посвящённая внутренней нравственной работе, анализу душевных состояний, их оценке с точки зрения евангельского идеала и борьбе с зачатками греха в собственной душе. Этот общий характер монашества отразился и на древнейшей аскетической литературе, источнике наших сведений о первоначальном монашестве. Для монахов факты и внешняя история даже самого монашества имели очень мало значения. Для них было важно нравственное содержание лиц и событий. Отсюда, поскольку речь идёт об идейной стороне древнего монашества, мы не ищем оснований жаловаться на недостаточность источников, но картина резко изменяется, когда мы хотим восстановить внешнюю историю монашеского движения в IV веке. В этом случае со всею настоятельностью сказывается недостаток источников. К их малочисленности присоединяется также и их качественная неудовлетворительность, объясняющаяся той же характеристической чертой монашества: люди, искавшие в древних сказаниях нравственного поучения, не имели достаточно побуждений заботиться о текстуальной неприкосновенности древних памятников, что и повлекло за собою образование многочисленных редакций, в которых первоначальный текст многократно перерабатывался и осложнялся позднейшими добавлениями и легендами. До сих пор мы не имеем научной истории первоначального монашества и это в значительной степени обусловливается недостаточностью и сомнительностью источников. Таким образом исследование последних является делом первой необходимости. В своём обширном и обстоятельном труде г. Троицкий с большим успехом выполнил эту задачу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В день памяти Крестителя Руси Святого князя Владимира в 1240 г. его потомок святой благоверный князь Александр Ярославич на берегу Невы, в устье ее притока Ижоры, наголову разгромил численно превосходящее шведское войско. За эту победу князь получил прозвание Невский. Перед битвой князь отправился в собор Св. Софии, где получил благословение новгородского епископа Спиридона. Выйдя к своей немногочисленной дружине Святой Александр произнес, ставшие знаменитыми, слова: " Братья! Не в силе Бог, а в правде! Не убоимся множества ратныя, яко с нами Бог! " Слова эти вызвали необычайное одушевление среди русских воинов. Накануне сражения старейшина племени ижоров, которому была поручена стража Финского побережья, по имени Пелгусий, находясь в дозоре, увидел ладью, на ней стояли свв. князья Борис и Глеб, направлявшиеся на помощь своему сроднику князю Александру. Русская дружина внезапно напала на кичливых крестоносцев и после кровопролитного сражения обратила их в бегство. Шведы оставили на поле брани множество трупов. Наши потери были удивительно малы - всего двадцать человек. Сегодня также день памяти великого русского поэта и мыслителя Федора Ивановича Тютчева, скончавшегося в 1873 г. Он родился 23 ноября 1803 г. в имении Овстуг под Брянском в тогдашней Орловской губернии, происходил из старинного дворянского рода, находившегося в родстве со многими знатными русскими фамилиями. Получил прекрасное домашнее образование: его учителем словесности был поэт и литературный критик С.Е.Раич. Учился на словесном отделении Московского университета, по окончании которого был определен на дипломатическую службу. С 1822 по 1844 гг. состоял при русских дипломатических миссиях в Мюнхене и Турине. В 1844 г. вернулся в Россию, жил в основном в Петербурге, с 1848 г. занимал должность старшего цензора Министерства иностранных дел, а с 1858 г. и до конца жизни возглавлял Комитет иностранной цензуры. Скромный до застенчивости и лишенный всякого честолюбия, Тютчев долгое время отказывался печатать свои стихотворения. Лишь в середине 1830-х гг. тетрадь с его стихами попала к А.С. Пушкину , который сразу их напечатал. Тютчева называют поэтом-философом. И.С.Тургенев писал: " Каждое его стихотворение начинается мыслью, но мыслью, которая, как огненная точка, вспыхивает под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления " . Один из главных мотивов философско-поэтического миросозерцания Тютчева - непоколебимая вера в Россию и ее историческую миссию.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/07/28/et...

Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1907); вернулся в Сербию, преподавал в гимназии в Белграде. Овдовел, был пострижен в монашество патриархом Сербским Варнавой (Росичем) в Михаила Архангела Раковицком монастыре. 10.05.1937 г. рукоположен во иеродиакона, 13.05.1937 г. рукоположен во иеромонаха. С 1937 г. редактор «Вестника Сербской Православной Церкви». 30.10.1938 г. хиротонисан во епископа Мукачевско-Прешовской епархии, входившей в то время в состав Сербской Православной Церкви. 11.04.1941 г. (после нападения Венгрии и Германии на Югославию) был арестован в Мукачеве, 19.07.1941 г. выслан в Белград. 22.10.1945 г. присутствовал на заседании Св. Синода РПЦ в Москве и выразил согласие на передачу Мукачевской епархии в ведение Русской Церкви. Во время визита в Москву обсуждал с председателем Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР Г.Г. Карповым вопросы открытия подворья Сербской Православной Церкви в Москве и возможности обучения сербских студентов в МДА. С 20.05.1947 г. епископ Рашко-Призренский. Подробнее о нем см.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 3397. Личное дело студента МДА Л. Раича; Списки студентов, окончивших полный курс Императорской Московской Духовной Академии за первое столетие ее существования (1814–1914 гг.). Сергиев Посад, 1914. С. 139; ШестаковА.И. Владимир (Раич Любомир) – епископ Рашко-Призренский//ПЭ. М., 2004. Т. 8. С. 658–659.) 566 (...в Париже в погоне за манускриптом Никифора Исповедника, находившимся в национальной библиотеке. – Речь идет о творении святителя Никифора I Исповедника, патриарха Константинопольского, хранящемся в Национальной библиотеке Франции и посвященном критике и опровержению определения иконоборческого собора 815 г. Полностью это большое сочинение было опубликовано в 1997 г. См.: Nicephori, Patriarchae Constantinopolitani. Refutatioet Eversio definitionis synodalianni 815, ed. J. M. Featherstone, CorpusChristianorum, SeriesGraeca 33. Turnhout, 1997. P. 3–335. Никифор I Исповедник (около 758–828) – святитель, патриарх Константинопольский (806), защитник иконопочитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

На территори оккупированной Сербии нашли прибежище многие представители сербского духовенства. Помимо высланных из болгарской оккупационной зоны митрополита Скопского Иосифа (Цвиевича) и епископа Злетовско-Струмицкого Викентия (Проданова), в Сербии оказались спасшимися от усташского террора из НГХ епископы Зворницко-Тузланский Нектарий (Круль) и Захолмско-Герцеговинский Николай (Йоканович), а также высланный венгерскими властями из Словакии епископ Мукачевско-Прешевский Владимир (Раич) и прибывший из Загреба митрополит Загребский Досифей (Васич). Все архиереи были приняты и размещены в Белграде и других местах. Первоначально здание Сербской Патриархии было превращено немцами в казарму. Мебель, библиотека, деньги и драгоценности были расхищены, церковные архивы подверглись частичному уничтожению. Однако 10 октября 1941 г. здание было возвращено Патриархии. Гестапо осуществляло контроль за работой Священного Синода, протоколы заседаний которого доставлялись тайной полиции. Вместе с тем существовала практика проведения Синодом отдельных заседаний, после которых немцам предоставлялись другие По желанию немцев правительство генерала Недича назначило специального цензора, в обязанности которого входило просматривать почту центральных и епархиальных церковных властей в Белграде. При этом известен только один случай, когда была задержана, конфискована и уничтожена Немецкая цензура контролировала публикации в церковной прессе. Из синодальных постановлений, рождественских и пасхальных посланий вычеркивалась неугодная титулатура архиереев. Случалось, что сами послания тоже редактировались, но Синод никак на это не Немецкие власти не разрешили публиковать ответ Священного Синода на нападки государственных деятелей НГХ на Сербскую Церковь. Аналогичным образом не было разрешено доставить сообщение Священного Синода о положении СПЦ на территории НГХ братским Православным Несмотря на все трудности, осенью 1941 г. возобновилось издание официального печатного органа «Вестник СПЦ», а также календаря «Церковь», хотя и в значительно уменьшенном Финансирование Церкви осуществлялось согласно довоенным законам: часть средств поступала от приходов и по другим церковным каналам, а часть из государственной казны.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

После первой мировой войны распространение Православия среди галичан и закарпатцев продолжалось. В 1927 году перешло в Православие более 20 тысяч галицкого населения. То же происходило и в Закарпатье, где за короткое время было создано 68 православных приходов, имевших до 100 тысяч исповедовавших Православие. Так и здесь история показала крайнее бессилие унии. В 1929 году появился декрет Папы Пия XI о целибате униатского духовенства в Америке, который еще более активизировал стремление украинских эмигрантов греко-католиков, духовенство и прихожан, к воссоединению с Православной Церковью. Оставившие унию вошли на правах автономии в подчинение Греческой архиепископии Северной и Южной Америки и в настоящее время относятся к юрисдикции Константинопольского Патриархата. После распада австро-венгерской империи число православных приходов в Закарпатье из года в год, несмотря на фактическую поддержку унии буржуазным чехословацким правительством, возрастало. Духовное руководство Православной Церковью осуществлял епископ Владимир (Раич), посланный Сербской Патриархией. Марионеточное «украинское» правительство униатского священника Августина Волошина, недавнего мадьярона и гитлеровского прислужника, путем юрисдикционных споров причиняло большой вред Православной Церкви в Закарпатье. Униатское руководство в лице епископа Александра (Стойки) и его каноников усердно помогало угнетению местного населения. Православная вера и Православная Матерь Церковь по-прежнему пользовались любовью народа. Возвращение к Православию означало протест против насилия над совестью, против режима, поддерживавшего унию, оно являлось свидетельством неумирающих надежд верующих людей на религиозное, национальное и государственное воссоединение с родными братьями в Советском Союзе. Этим надеждам воля Господня судила исполниться. Под натиском Советской Армии пал немецкий и мадьярский фашизм, с которым в Закарпатье сотрудничала и связала свою судьбу уния. В июне 1945 года Закарпатье вошло в состав Советской Украины. В октябре того же года Священный Синод Сербской Церкви передал Мукачевскую епархию в юрисдикцию Русской Православной Церкви. На Мукачевскую кафедру получил назначение епископ Уманский Нестор. Разбиты и развеяны были враждебные силы, создававшие и поддерживавшие унию, и руководители ее увидели, как их паства, особенно в Тячевском, Раховском, Хустском, Иршавском, Свалявском округах оставляет унию и возвращается к Православию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Василий диакон муч. † 362 г., 28 ноября. Василий, пр. Печерский, † 1098 г., 11 августа. Василла муч., 24 дек. Василько Ростовский (см. Василий), 4 марта. Васса, преп. Палестинская V в., 20 января. Васса, преп. Псковская (с Ионой и Марком) XV в., 29 марта. Васса муч., 21 августа. Вассиан Лавдийский † 409 года, 10 июня. Вассиан Соловецкий † 1561 года, 12 июня. Вассиан Тотемский † 1624 г., 12 сентября. Васс муч. † 368 г., 18 июля (с Емелианом). Венедикт Нурсийский † 543 г., 14 марта. Вениамин, муч. в Персии, † 421 г., 31 марта. Вениамин Печерский XII в., 13 окт. 28 августа. Венуст муч. † III в., 29 мая. Ветран, еп. Томский, IV в., 20 апр. Викентий муч. † 305 г., 11 ноября. Викторин муч. † 284 г., 31 янв. Викторин епископ † около 303 г., ноября. Викторин муч. † 287 г., 18 дек. Виктор муч. † 284 г., 31 января. Виктор, муч. в Дамаске II в., 11 ноября. Виссарион преп. V в., 6 июня. Виталий муч. † около 164 г., 25 янв. Виталий монах VII в., 22 апреля. Виталий мучен. † около 65 года, 14 октября. Вит мученик † 289 г., 15 июня. Владимир кн. Новгородск., † 1051 г., 4 октября. Владимир Сербский † 1015 г., 22 мая. Владимир Равноапост. † 1015 г., 15 июля. Владислав князь † 1238 г., 24 сент. Власий Севастийский † 320 г., 11 февраля. Вонифатий муч. IV в., 19 декабря. Вриенна препод. † 318 г., 9 апреля (с Платонидой). Всеволод-Гавриил князь † 1138 г., 11 февраля. Вукол епископ 1105 г., 6 февраля. Вера, муч. Римская, † около 137 года, 17 сентября. Вячеслав, князь Чешский, † 935 г., 16 сентября. Г авиний пресвитер † 296 г., 11 авг. Гавриил Архангел, 26 марта и 13 июня. Гавриил, пр. Лесновский, † X в., 15 января. Гавриил преподобномуч. † 1676 г., 2 февраля. Гавриил младенец пострадал 1690 г., 20 апреля. Гавриил Раич пострадал 1659 г., 30 августа. Гаддун муч. (с Фидием) 15 сент. Гаий, Апостол из LXX, 4 января и 5 ноября. Гаий муч. (с Ириной), 5 мая. Гаий папа † 296 г., 11 августа. Галактион пр., Юродивый, † 1506 г., 12 января. Галактион Вологодский † 1612 г., 24 сентября. Галактион муч. III в., 5 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

„Свети 1000 година од мученичког Св. Владимира“, документарни филм Документарни филм поводом година од српског Светог Владимира (990-1016)      У диптисима и светих, Владимир први хронолошки канонизовани владар нашег народа и као такав не само да сведочи подвиг мучеништва, и као кнез отвара врло причу о величини и српске државности у вековима славне прошлости.      Филм готово све аспекте везане за ову знамениту личност. етнолошка, култна и духовна перспектива наглашене у походу на сва места Елбасан 4. када се по календару слави празник Св. 19. када се традиционално на планину 25. септембар, поводом централне регионалне прославе у Бару, када било храма Св. Владимиру.      Поред тога, екипа РТС посетила Тирану и Охрид, где се налазе мошти, као и острво Бешку на Скадарском Драч, Скадар, Пречисту Свач, Владимир, напослетку и Београд, данас места присно везана за култ и личност Саговорници: високопреосвештенство митрополит црногорско-приморски митрополит Елбасана Мило – чувар крста Св. Владимира, архимандрит Бенедикт – игуман манастира Св. архангела Михаила, Фотина из манастира Бешка, свештеник Пламенац из Бара, и недавно преминули професор др коме поред филм никад погледао.      Филм реализован у са црногорско-приморском. Уредник и сценариста: Александар Директор Извршне ОНП: Милорад Конрад Владан Монтажа: Милица Обрада звука: Борис и наратор: Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Комментарии Раич 11 декабря 2016, 11:00 Што би рекао од нешто и знамо, али пре скоро ништа. Зато ово и хвала и свим учесницима у Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/99325.html

Конечно, в своей истории Раич не выполнил всех условий истинной научной истории, но вина лежит не в нем, а в том, что главные исторические памятники открыты только после его смерти. Однако многие результаты истории Раича остаются и поныне на том же пункте, до которого их довел архимандрит Ковыльский. За свою «Историю» Раич был награжден Русской императрицей Екатериной II золотой медалью и сотней голландских дукатов, а Австрийский император Леопольд II подарил ему золотой крест. – Как историки называют Раича «отцом» сербской истории, так и богословы с полным правом могут назвать его «отцом» сербской богословской науки. Важнейшее из его богословских сочинений – «Катехизис», напечатанный в 1774 году и послуживший сильным орудием в борьбе православных сербов против унии и римского католицизма. Не лишне заметить, что составление катехизиса обставлено было всяческими препятствиями со стороны Австрийского правительства, желавшего ввести в сербские школы римско-католический катехизис иезуита Канизия (своего катехизиса православные сербы не имели). Так, Австрийским комиссаром дан был кратчайший срок на составление катехизиса – 48 часов, приняты были меры, чтобы Раича с его катехизисом не пропустить из Ковыля в Карловцы. Но Раич благополучно исполнил поручение Сербского синода, преодолев поставленные ему на пути препятствия. Весьма обширный и богатый материалами богослов- —563— ский труд Раича «Теологическое тело» – в 5 томах. Написан по тогдашним образцам в схоластическо-полемическом духе. Богословскими сочинениями Раича пользовались обычно профессора Карловицкого богословского училища для своих лекций. Доселе они не напечатаны и хранятся в митрополичьей библиотеке. – Кроме того, Раич написал немало оригинальных стихотворений и переработал трагедию, написанную Еммануилом Козачинским под заглавием: «Трагедия, сиречь печальная повесть о смерти последнего царя Сербского Уроша пятого, и о падении Сербского царства, сочинена и произведена 1733 года в Карловце сремском. А ныне пречищена и исправлена предлагается трудом и тщанием И.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010