его перевели на Охридскую и Битольскую кафедру. В 1919 г. он учредил ж. «Обзор церквей епархии Жичской», к-рый выходил до 1941 г. (Преглед цркве enapxuje Жичке. Чачак). С 17 нояб. 1920 по 3 июня 1933 г. епархией управлял еп. Ефрем (Бойович) , при нем кафедра до 1931 г. временно находилась в Чачаке, епархия была поделена на 3 протопресвитерства (Чачакское, Рудникское и Ужицкое) и 9 наместничеств (Жичское, Драгачевское, Студеницкое, Моравичское, Златиборское, Црногорское, Пожегско-Арильское, Трстеникское, Гружанское), 149 приходов; действовали 105 церквей, 12 монастырей (Студеница, Любостиня, Жича, Рача, Сретене, Врачевшница, Благовештене, Драча, Велуче, Вуян, Николе и Клисура). В епархии было 25 протоиереев, ок. 100 священнослужителей на приходах, 26 монахов, имевших священнический сан (5 архимандритов, 4 игумена, синкелл, 16 иеромонахов). Численность верующих составляла 397 547 чел. (Там же). 21 июня 1936 г. на кафедру вернулся еп. Николай (Велимирович), при к-ром были обновлены мн. мон-ри, построены новые храмы ( Хризостом еп. Народна зajeдhuцa//Српска православна црква, 1920-1970. Београд, 1971. С. 353). Он основал епархиальный ж. «Жичский благовестник», к-рый выходил до 1941 г. (возобновлен в 1997). Во время второй мировой войны еп. Николай был заключен фашистами в концлагерь, а после окончания войны коммунистические власти Югославии не разрешили ему вернуться на родину. Находясь до смерти (18 марта 1956) в эмиграции, сперва в Великобритании, потом в США, он оставался главой Ж. е., адм. управление епархией осуществляли: в 1941-1947 гг. еп. Злетовско-Струмицкий Викентий (Проданов ; с 1950 Патриарх Сербский), в 1947-1949 гг. еп. Шумадийский Валериан (Стефанович), в нач. 50-х гг. в течение 18 месяцев митр. Скопский Иосиф (Цвийович) , потом еп. Рашско-Призренский Владимир (Раич) , с 1956 г. еп. Будимский Герман (Джорич) , к-рый продолжил управлять епархией и после своего избрания в 1958 г. Патриархом Сербским (основал офиц. издание Ж. е. «Служебный лист»). При еп. Василии (Костиче ; управлял епархией с 20 мая 1961 по 25 апр.

http://pravenc.ru/text/182329.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.0 из  5) Алексей Мерзляков Мерзляков Алексей Федорович (1778–1830) – поэт, переводчик, критик, теоретик литературы, педагог. Его первое стихотворение было опубликовано в 1792 году в журнале «Российский магазин» под заглавием «Ода, сочиненная Пермского главного народного училища тринадцатилетним учеником Алексеем Мерзляковым». И тогда же купеческий сын из казанского городка Далматово, «оказавший удивительные успехи в учении», был определен на казенный счет в гимназию при Московском университете, которая была открыта благодаря поэту Михаилу Хераскову. Вся его последующая жизнь связана с Московским университетом, где он войдет в «дружеское общество» юных воспитанников Благородного пансиона Андрея Тургенева и Василия Жуковского, начнет публиковаться в университетских журналах, а с 1804 года займет кафедру российского красноречия и поэзии, станет профессором. С тех пор имена всех поэтов, учившихся в первой четверти XIX века в Московском университете или его Благородном пансионе, так или иначе связаны с его именем, а некоторым, как Михаилу Лермонтову, помимо общих занятий, он давал и частные уроки. «Отроду не слыхал, – вспоминал один из его учеников, – такой величественной декламации и такого могущественного дара импровизировать. Голос у Мерзлякова был тенор-бас, глуховатый, гибкий и благородно-унылый… Этот голос производил на слушателей действие, подобное раскатам грома, теряющегося на горизонте». В 1817 году вокруг него даже образовалась «маленькая академия», в которую входили Семен Раич со своим воспитанником Федором Тютчевым, а в начале 20х годов среди учеников Мерзлякова были Дмитрий Веневитинов, Владимир Одоевский, Петр Чаадаев, Иван Киреевский, Иван Лажечников. В 1803 году в печати появятся его первые песни, созданные совместно с композитором Даниилом Кашиным. «Кто не знает голосов Кашина на слова Мерзлякова? Кто из слыхавших Сандунову не помнит петых ею песен Кашина?» – вспоминал Николай Полевой. Его песням суждена была долгая жизнь, а «Среди долины ровныя» стала народной. В 1830 году вышел его последний, уже посмертный поэтический сборник «Песни и романсы», который в 1988 году вновь увидел свет в факсимильном издании как литературный памятник.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Деятельное участие в переговорах с архиепископом Фотием со стороны чешского духовенства принимали протоиерей Честмир Крачмар (впоследствии – с 1950 г. – Оломоуцко-Брненский епископ), священник Георгий Новак и священник Ростислав Гофман. Они же потом – в январе 1946 г. – вошли и в делегацию (возглавлял ее прот. Ч. Крачмар) Чешской Православной —222— Церкви, которая на приеме у Святейшего Патриарха Алексия I просила благоволить «милостивно прияти Чешскую Православную епархию под высокую руку Патриарха Московского и всея Руси» 609 . В результате прошения православных чехов и словаков начались переговоры между Русской и Сербской Церквами, приведшие к тому, что Архиерейский собор Сербской Церкви своим определением от 19–20 марта 1946 г. дал согласие на то, чтобы Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил в Чехословакию епископа Русской Церкви для временного возглавления Чешской епархии. Тот же Архиерейский собор удовлетворил прошение 18 православных приходов Прешовщины, входивших раньше в Мукачевскую епархию, о включении их в состав Чешской епархии. Приходы Мукачевской епархии, оказавшиеся после второй мировой войны на территории Советского Союза, были присоединены к Русской Православной Церкви несколько раньше. Акт их передачи совершил прибывший из Югославии в Москву епископ Мукачевский Владимир (Раич) на состоявшемся по этому поводу 22 октября 1945 г. заседании Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. На данном заседании епископ Владимир огласил письмо председателя Священного Синода Сербской Церкви Митрополита Иосифа, в котором сообщалось решение Синода о передаче Мукачевской епархии в юрисдикцию Церкви Русской. После прочтения письма Преосвященный Владимир заявил о своем согласии на эту передачу. В заключение он сказал, что как он сам, так и «вся Сербская Церковь сердечно рады, что епархия Мукачевская входит в состав своей родной Русской Православной Церкви, и пожелал ей преуспеяния под защитой Русской Православной Церкви, на которую теперь взирают с большими надеждами все православные народы» 610 . Окон-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

факторы истории по Фюстел де Куланжу»; Процеров Николай: «Происхождение старообрядческого раскола и его первоначальная история по воззрениям профессора Н.И. Субботина »; Пятикрестовский Иван: « Фотий Спасский , архимандрит Юрьевский, и его время»; Равицкий Александр: «Земледелие у древних евреев»; Раич Любомир: «Вера в Провидение и ее значение для разумно-нравственной деятельности»; Ремезов Владимир: «Догматическое учение Святого Василия Великого »; Рудаков Иван: «Отношение церковной проповеди XVIII века (после Петра и кончая царствованием Екатерины II) к текущим политическим событиям»; Садиков Александр: «Гавриил Бужинский, как проповедник»; Селиванов Александр: «Первохристианский приход – община по Новому Завету, Учений Двенадцати Апостолов, Посланиям Мужей Апостольских и другим соприкосновенным памятникам»; Семидалов Владимир: «Культ индивидуализма в новей- —51— шей западноевропейской литературе»; Смирнов Алексей: «Культ Ваала по данным Библии и истории древних культов»; Соколов Дмитрий (Виф.): «Значение творений древних подвижников Церкви для современного пастыря-учителя»; Соколов Дмитрий (Яросл.): «Христианство Толстого сравнительно с Евангелием»; иеромонах Стефан (Бех): «Проповеди Св. Феодора Студита »; Страхов Владимир: «Второе послание Св. Апостола Павла к Фессалоникийцам»; Троицкий Петр: «Отношение государства к церкви по воззрениям наиболее видных наших писателей и общественных деятелей»; Троицкий Сергей : «Этика Спинозы»; Туберовский Александр : «Значение воскресения Иисуса Христа в деле спасения по учении Нового Завета»; священник Часоводов Николай: «Страдание твари (опыт философского комментария к 22 ст. 8 гл. послания Апостола Павла к Римлянам); Чистяков Василий: «П.Я. Чаадаев. Его религиозные и общественно-исторические взгляды»; Яковлев Иван: «Пессимизм Шопенгауера». Учебный год закончился переводными и выпускными испытаниями, произведенными в мае месяце 1907 года по утвержденному Советом Академии расписанию. Из 57 студентов I курса – а) один студент-священник не являлся к слушанию лекций в течение всего учебного года и оставлен Советом, согласно прошению, по болезни, в I курсе на второй год; б) одиннадцать студентов, по болезни, частью не сдали испытаний по одному или нескольким предметам курса, частью не представили той или другой письменной работы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (Раич Любомир; 11.01.1882, Ужице - 14.02.1956, Призрен), еп. Рашско-Призренский. В 1907 г. окончил МДА со званием кандидата богословия. Вернулся в Сербию, преподавал в гимназии в Белграде. Овдовел, был пострижен в монашество Патриархом Варнавой (Росичем) в мон-ре Раковица. 10 мая 1937 г. рукоположен во иеродиакона, 13 мая - во иеромонаха. В том же году был назначен редактором «Вестника Сербской Православной Церкви» (СПЦ). 30 окт. 1938 г. хиротонисан во епископа Мукачевско-Прешовской епархии, входившей тогда в состав Сербской Православной Церкви. В марте 1939 г. территория епархии была оккупирована Венгрией. Новые власти, запретив В. поддерживать связь с Белградом, хотели переподчинить епархию К-польской Патриархии. После нападения Венгрии и Германии на Югославию В. 11 апр. 1941 г. был арестован в Мукачеве и заключен в резиденции католич. епископа в г. Вац (Венгрия), а 19 июля 1941 г. выслан в Белград. После окончания второй мировой войны Мукачево вошло в состав СССР, а Прешов - в состав Чехословакии. 22 окт. 1945 г. В. присутствовал на заседании Синода РПЦ в Москве, на к-ром зачитал письмо председателя Синода СПЦ, митр. Скопленского Иосифа (Цвийовича) и выразил собственное согласие на передачу Мукачевской епархии в ведение РПЦ. Во время визита в Москву В. встретился с Председателем Совета по делам религий Г. Г. Карповым для обсуждения открытия подворья СПЦ в Москве и возможности обучения серб. студентов в МДА. 20 мая 1947 г. был избран епископом Рашско-Призренским. Похоронен в г. Призрен. Лит.: Пребывание в Москве еп. Мукачевского Владимира//ЖМП. 1945. 11. С. 20-21; Дубинский А. Ю. Вифанская духовная семинария: Алф. список выпускников 1901-1917 гг. М., 1999. С. 31; Мукачевско-Ужгородская правосл. епархия// Поп И. Энциклопедия Подкарпатской Руси. Ужгород, 2001. С. 263-264. А. В. Шестаков Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/159070.html

Возглавлявший Мукачевско-Пряшевскую епархию Сербской Православной Церкви епископ Владимир (Раич) остался в Мукачево, но фактически потерял связь со своим священноначалием и лишился возможности непосредственно окормлять словацкие приходы. Обсудив донесение настоятеля монастыря прп. Иова игумена Серафима (Иванова) от 25 июля 1939 г. «о желательности при данной политической обстановке передачи православных приходов в Словакии из юрисдикции Сербской Церкви в юрисдикцию епископа Берлинского и Германского» Серафима (Ляде) и приложенную к нему копию докладной записки благочинного приходов в Словакии протоиерея Василия Соловьева епископу Владимиру с аналогичными предложениями Архиерейский Синод РПЦЗ 4 августа 1939 г. постановил: «1) Признать, что не встречается препятствий к осуществлению предложенного прот[оиереем] В. Соловьевым мероприятия, если Сербская церковная власть нашла бы осуществление его желательным; 2) О положении православных церквей в Словакии доложить Архиерейскому собору, для чего передать при выписке из сего определения в Соборную канцелярию все относящиеся к сему . В начале 1940 г. епископ Владимир назначил протоиерея Василия Соловьева администратором словацких приходов и одновременно обратился к находившемуся в юрисдикции РПЦЗ Владыке Серафиму (Ляде) с просьбой взять находящиеся в Словакии православные приходы в свое управление. Однако Сербский Патриарх Гавриил не дал на это согласия и подчинил словацкие общины непосредственно . Решение данного вопроса затянулось на 2 года. Осенью 1940 г. в обители прп. Иова была предпринята попытка открыть двухгодичные Пастырско-богословские курсы с целью подготовки священников и иноков-миссионеров для Русского зарубежья и освобо­жденной в будущем от советской власти Родины. Казалось, что появилась возможность реализовать давнюю мечту Владыки Виталия открыть при братстве духовную школу. Сначала для реализации этих планов не нашлось помещения и средств, потом чинились препятствия со стороны некоторых влиятельных церковных кругов, а среди братии не хватало иноков с высшим богословским образованием, чтобы использовать их в качестве бесплатных преподавателей. Кроме того, не было острой необходимости в подобной школе. Местных русинов посылали учиться в сербские семинарии, для русских в Европе существовало несколько богословских школ: пастырское училище архиепископа Дамиана (Говорова) в Болгарии, Свято-Сергиевский институт в Париже, богословские факультеты и семинарии в Польше, в Прибалтике и т. д. К осени 1940 г. все эти духовные школы были закрыты или находились на грани закрытия. У братства же прп. Иова появились условия, позволяющие открыть духовную школу: богословски образованные иноки в качестве преподавателей, достаточные средства, почти пустующая из-за войны странноприимница могла быть использована в качестве учебного помещения. Наконец, среди братии имелись лица, которые могли стать первыми слушателями школы.

http://sedmitza.ru/lib/text/9606823/

Поскольку православные Подкарпатья находились в юрисдикции СПЦ, Архиерейский Собор СПЦ во главе с патриархом Варнавой с согласия чехословацкого правительства избрал 19 сент. 1931 г. 1-го епископа новообразованной епархии -Дамаскина (Грданичкого), хиротония к-рого состоялась 29 нояб. 1931 г. в Сремски-Карловцах. 5 дек. того же года он приехал в Мукачево, где на следующий день состоялась его интронизация. Мин-во школ и народного образования Чехословацкой Республики (ЧСР) решением от 13 авг. 1935 г. выделило субсидию в размере 150 тыс. крон на строительство епископской резиденции. Еп. Дамаскин добился от чехословацкого правительства того, что с 1932 г. правосл. священники наравне с духовенством др. вероисповеданий начали получать зарплату на основании закона от 25 июля 1926 г. В мукачевском Николаевском мон-ре еп. Дамаскин открыл епархиальные курсы для правосл. духовенства (действовали с 7 авг. по 2 сент. 1933). В 1929 г. епархиальный устав был официально утвержден правительством ЧСР, но до 1935 г. много времени уделял утверждению устава; в апр. проект епархиального устава был рассмотрен членами Епархиального совета. При еп. Дамаскине Мукачевско-Пряшевская епархия получила законченную структуру управления, епархиальный устав и была признана чехословацкой властью наравне с другими религиозными конфессиями. Финансовая поддержка правительства в строительстве культовых сооружений и выделение субсидии православным священникам способствовали их консолидации вокруг СПЦ, начался расцвет монашества. Активная миссионерская деятельность православного духовенства в 1931-1938 гг. была направлена на увеличение количества верующих и расширение географии православного движения. 22 авг. 1938 г. еп. Дамаскин (Грданичкий) выехал в США. В июне 1938 г. на вакантную Мукачевско-Пряшевскую кафедру был избран Владимир (Раич) . 30 окт. 1938 г. состоялась его хиротония во епископа в Белграде. 16 нояб. того же года еп. Владимир приехал в Мукачево, где 20 нояб. состоялась его интронизация. В интронизации принял участие представитель Архиерейского Синода СПЦ еп. Серафим (Иванович). Под рук. еп. Владимира было 130 приходов, в т. ч. 12 расположенных на Пряшевщине в 6 благочиниях, 5 мон-рей и 13 скитов (417 насельников).

http://pravenc.ru/text/2564328.html

О получении означенных рукописей Совет Академии покорнейше просит уведомить“. Справка: Означенные в отношении рукописи получены и сданы в фундаментальную академическую библиотеку. Определили: Принять к сведению. X. Занимались составлением расписания переводных и выпускных испытаний студентов Академии в текущем 190 3 / 4 учебном году. Определили: Расписание испытаний студентов Академии представить на Архипастырское благоусмотрение и утверждение Его Высокопреосвященства. На сём журнале резолюция Его Высокопреосвященства: „1904 г. Апр. 27. Смотрено“. 3 июня 1904 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии Евдокима, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии Архимандрит Иосиф и члены Совета Академии, кроме профессоров: В. Ключевского , А. Введенского и П. Тихомирова . Слушали: I. а) Доклад секретаря Совета Николая Всехсвятского: „Честь имею представить Совету Академии табели бал- —66— лов по устным и письменным ответам, а также и по поведению, полученных за истекший 1903–1904 учебный год студентами первых трёх курсов Академии“. По рассмотрении табелей оказалось, что: 1) Из 48-ми студентов I курса: а) студент Перлов Николай не держал устных испытаний по всем предметам I курса и не представил семестровых сочинений и проповеди ; б) студент Харитонов Михаил не держал устного испытания по метафизике; в) студенты Лисицын Вячеслав и Соболев Христофор, отправившиеся в самом конце учебного года на место военных действий на Дальнем Востоке в качестве псаломщиков походных церквей и братьев милосердия, не держали устных испытаний по всем предметам I курса, представив, однако, своевременно все назначенные студентам сего курса письменные работы; г) студент Раич Любомир, сербский уроженец, на устном испытании по латинскому языку получил балл 2− . 2) Из 48-ми студентов II курса: а) студенты Беляев Иван, Павлович Боголюб, Писаревский Николай, Попцов Михаил и священник Часоводов Николай, отправившийся в самом конце учебного года на место военных действий на Дальнем Востоке в качестве настоятеля походной церкви, – не держали устных испытаний по всем предметам II курса (из них студент Беляев Иван не представил, кроме того, проповеди); б) студент Лепехин Павел не держал устных испытаний по Священному Писанию Ветхого Навета, общей церковной истории и психологии; в) студент Белявский Андрей – по психологии; г) студент иеродиакон Стефан (Бех) получил на устных испытаниях баллы: по патристике – 2, по общей церковной истории – 1 и по русскому и церковно славянскому языку (с палеографией) и истории русской литературы – 2 ½ ; д) студент Видакович Любомир, сербский уроженец, на устном испытании по патристике получил балл 2−.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Евлогия (Георгиевского), переселился в Германию (1941), уволен из клира митр. Евлогия за незаконный переход в юрисдикцию РЗЦ (14.4.1941), диакон Воскресенского собора в Берлине (1944), по возвращении в Париж принят обратно в юрисдикцию митр. Евлогия (24.2.1944), протодиакон (19.2.1944), перешел в юрисдикцию МП (14.10.1945), священник (6.4.1947), рукоположение совершил митр. Серафим в Париже, помощник настоятеля Знаменской церкви в Париже (6.4.194719.12.1948), перешел в юрисдикцию РЗЦ (19.12.1948), помощник настоятеля церкви при русском корпусе в Версале (19.12.194812.12.1950), помощник настоятеля Воскресенской церкви в Медоне (12.12.195022.10.1951), перешел снова в юрисдикцию Русского Экзархата КП (22.10.1951), был приписан к храму Сергиевского подворья, опять перешел в юрисдикцию РЗЦ (1952), но вскоре вернулся в юрисдикцию Русского Экзархата, настоятель Св.-Серафимовской церкви в Шелле (9.5.195327.10.1955), приписан к Св.-Николаевскому собору в Ницце (19561962), получил отпускную грамоту с целью переезда в Северную Америку (9.5.1962), принят в клир Северо-Американской Русской Митрополии, возведен в сан протоиерея митр. Леонтием (Туркевичем) (1962). Архив: Послужный список о. Н. Алексеенко (19361962). АЕУА. Алексий ( Дехтерев Александр Петрович ; 19.4.1889, Вильно – 19.4.1959, Вильнюс), архиепископ. Окончил Виленскую классическую гимназию (1908) и Либавское морское училище (1911), перед войной совершил морское путешествие по Азии, Африке и Америке, о чем писал в русских газетах, сотрудник журналов «Вершины» (Петроград) и «Вокруг света» (Москва), участник 1-й мировой войны и Гражданской войны в рядах Добровольческой армии, эмигрировал в Болгарию, где создал интернат «Моя маленькая Россия», а затем в Сербию, где сотрудничал во многих эмигрантских периодических изданиях, сотрудник журнала «Русский голос» (19331935), поступил в братию обители прп. Иова в Ладомирово (1935), пострижен в монашество (апрель 1935), иеромонах (1938), рукоположение совершил сербский еп. Владимир (Раич), состоял в юрисдикции РЗЦ, руководитель Карпаторусского Союза православной молодежи, издатель книг серии «Карпаторусская библиотека», настоятель русской церкви в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1928 г. чехословац. правительство заключило с Ватиканом конкордат (modus vivendi), на основании к-рого греко-католики, опираясь на поддержку властей, стали претендовать на имущество обратившихся из унии в Православие приходов. Это инициировало строительство мн. новых правосл. храмов. В февр. 1930 г. чехословац. власти без ведома Свящ. Синода СПЦ издали новый гос. устав для православных Подкарпатской Руси, согласно к-рому на приход мог назначаться лишь священник, имевший свидетельство о благонадежности. Собор СПЦ, прошедший 15 окт. 1930 г. в Сремски-Карловци, не признал новый устав, оставив в силе старый от 1868 г. 2 авг. 1931 г. епископская кафедра была переведена из Хуста в Мукачево. Важную роль в дальнейшем становлении Православия в З. сыграл 1-й постоянный архиерей СПЦ для Подкарпатской Руси Дамаскин (Грданичкий) , хиротонисанный во епископа Мукачевско-Пряшевского 30 нояб. 1931 г. Благодаря его усилиям в епархии повысился уровень богословского образования, была налажена работа с молодежью. Еп. Дамаскина сменил на кафедре в нояб. 1938 г. еп. Владимир (Раич) . В 30-х гг. в З. служил серб. богослов архим. прп. Иустин (Попович) (1894-1979). Согласно чехословац. статистике, к 1925 г. в Подкарпатской Руси проживало 60 986 православных, к 1930 г. их было уже 112 034. В кон. 30-х гг. численность правосл. верующих Мукачевско-Пряшевской епархии составляла ок. 150 тыс. чел. В епархии насчитывалось более 130 приходов, объединенных в 6 благочиний. Церковь свт. Николая Чудотворца в с. Гусный (Великоберезнянский р-н). 1655 г. Фотография. 2008 г. Церковь свт. Николая Чудотворца в с. Гусный (Великоберезнянский р-н). 1655 г. Фотография. 2008 г. После Мюнхенского «сговора» зап. держав с фашистской Германией и Италией в сент. 1938 г. стала очевидна невозможность существования Чехословакии в прежних границах. 11 окт. 1938 г. пражское правительство назначило Кабинет министров Подкарпатской Руси во главе с политиком автономистом А. Броди (1895-1946), к-рый был низложен 26 окт. 1938 г., а вместо него по рекомендации герм.

http://pravenc.ru/text/182499.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010