343 Приезжавший в Россию в 1654 г., сербский невский патриарх Гавриил Раич сообщал в Московском Посольском Приказе, что под областью его состоит 40 епархий, 8 митрополий и 32 епископии (см. Муравьева Сношения с Востоком ч. 3, л. 740). Из этих 40 епархий, как мы полагаем для сербо-венгерских поселений должно быть отделено не менее 10-ти; но какии именно они тогда были, остается неизвестным. 344 Архим. Арсений в статье «Сербы и Волохи в австрийских землях, помещенной в Журн. Мин. Нар. Просв. 1870 г. октябрь, стр. 244. веро ятно основываясь на книге Керцелича Notitine de regnis Slavoniae, Croatiae et Dalmatiae, которой мы не имели под руками, перед Симеоном Вретанией говорит еще об епископе Петре Домитровиче, который поставлен был в 1618 г. и который принял унию с папой. О самом Вретании архим. Арсений говорит, что он был было послан  Петром Домитровичем для посвящения в Рим, но вместо того принял его от архиепископа охридского. 345 Часть прежних переселенцев, жившая в Темешварском банате, присоединилась к этому целому немного позднее, потому что банат был отнят австрийцами у турок уже в 1718 г. 346 Сведения об архиепископах до Стефана Стратимировича включительно мы заимствуем главным образом из каталога Лукиана Мушицкого, напечатанного в Гласнике кн. VI, стр. 25 sqq, и из статьи «Народни конгреси овостраних Срба», напечатанной в Србском (будимском) Летписе 1861–63 годов. Везде, где не поставлено цитат, должен быть подразумеваем или тот, или другой (преимущественно второй) из этих источников. При разногласиях между Мушицким и автором статьи относительно хронологических дат мы следуем второму, как новейшему и более ученому, а показания первого выставляем в скобах. 347 Народными конгрессами у австрийских сербов называются такие соборы, на которых присутствуют не только епископы, но и представители как от прочего духовенства, так и от мирских сословий гражданского и военного. О привилегии избирать архиепископов именно посредством таких конгрессов говорится уже в грамоте импер. Лeonoльдa I om 1691 r. (licetque vobis – сербам – inter vos, ex propria facultate, ex natione et lingua Rasciana constituere archiepiscopum, queni status ecclesiasticus et saecularis inter se eligem, cм. yЧanлobuчab Sla- venien II. 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Семен Амфитеатров, как и его старший брат Федор Амфитеатров (принявший монашество с именем Филарета), окончил Орловскую семинарию, с благодарностью вспоминая впоследствии «отличных преподавателей риторики и пиитики». Семинаристом начал писать стихи, избрав своим «путеводителем к Парнасу» Гавриила Державина. В 1810 году вышел из духовного звания, решив поступить в Московский университет, что удалось далеко не сразу. Начинать пришлось подканцеляристом в Рузском земском суде, во время Отечественной войны, после неудавшихся попыток вступить в армию, устроился домашним учителем. В начале 1813 года в этом качестве он и оказался в московском барском доме Ивана Николаевича Тютчева, приступив к занятиям с его младшим сыном Федором. «К чести родителей Тютчева надобно сказать, – отмечал Иван Аксаков в первой биографии Федора Тютчева, – что они ничего не щадили для образования своего сына и по десятому его году, немедленно «после французов», пригласили к нему воспитателем Семена Егоровича Раича. Выбор был самый удачный». В том же 1813 году, живя в доме Тютчевых, двадцатилетний учитель и сам поступил вольнослушателем в Московский университет, а через два года сдал экзамен на степень кандидата. Все семь лет занятий с Федором Тютчевым он продолжал учиться в университете, и на лекции, в том числе знаменитый публичный цикл лекций о русской поэзии Алексея Мерзлякова, учитель ездил вместе с учеником, зачисленным в 1816 году (в тринадцать лет) вольнослушателем, с ноября 1819 года – действительным студентом. Первые стихи Тютчева датированы 1813 годом, первые публикации Тютчева-студента – 1819–1820 годами. Ученик дебютировал даже раньше своего учителя. Фамилия Раич впервые появилась в печати в 1821 году под отдельным изданием перевода «Георгик» Вергилия с приложением его магистрской диссертации «Рассуждения о дидактической поэзии», защищенной им в 1822 году. Но к этому времени из дома Тютчевых он перешел жить и учительствовать в дом Муравьевых. Его новым воспитанником стал тринадцатилетний Андрей Муравьев. С этого времени начинается история одного из самых известных литературных кружков 20х годов XIX века, получивший название Общество друзей Раича.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Андрей Николаевич Муравьев родился 12 мая 1806 г. в Москве в семье известного математика, генерал-майора Н. Муравьева. Братья Андрея Николаевича – М. Н. Муравьев, будущий управитель Виленского края, и Н. Н. Муравьев-Карский, наместник на Кавказе. Образование Андрей Николаевич получил домашнее, его наставник, переводчик С. Е. Раич, рано приохотил его к поэзии. На протяжении ряда лет у Муравьева шел активный поиск своего жанра, своего направления в литературе, которое определилось лишь после путешествия, предпринятого им в конце 1829 г. в Святую Землю. Впечатления от этого путешествия вылились в книгу, которая определила судьбу писателя. С 17 лет он находился на военной службе, в 1831 г. Муравьев назначается столоначальником Азиатского департамента Министерства иностранных дел. В 1832 г. А. Н. Муравьев издал свое сочинение «Путешествие по святым местам русским». Книга полюбилась русскому человеку. «С умилением и невольной завистью прочли мы книгу...» – писал А. С. Пушкин. «Путешествие» выдержало множество изданий. Даже революционный демократ Чернышевский похвалил сочинение А. Н. Муравьева: « " Путешествие...» было прочитано с удовольствием, как отчет о благочестивых впечатлениях образованного русского писателя, возвышающегося часто в благоговении своем до истинного красноречия». Сочинение, как тогда было принято, было преподнесено императору. Николай I со вниманием его прочитал, и автор тут же получил назначение: состоять в Святейшем Синоде за обер-прокурорским столом, т. е. быть секретарем при обер-прокуроре Святейшего Синода. С 1833 г. Муравьев начал трудиться на этом поприще. В Синоде Муравьев всегда держал сторону присутствовавших духовных лиц, что часто вызывало неудовольствие обер-прокурора. Одновременно он занимался публицистикой, и его заслуги были по достоинству оценены: с 1836 г. он был членом «Общества российской словесности», а с 1837 г.– членом Российской Академии наук. Но трения в Синоде продолжались, и после ряда столкновений с обер-прокурором Протасовым Муравьев был уволен из Синода (в 1846 г.) и назначен чиновником особых поручений Азиатского департамента Министерства иностранных дел, где он служил ранее. Скончался Андрей Николаевич Муравьев 30 августа 1874 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

(1) Пэан 12-го года – «Певец во стане русских воинов» Жуковского. (2) «Et moi je vous soutiens que mes vers sont très bons» – цитата из «Мизантропа» Мольера, действие I, явление 2 (у Мольера fort bons). (3) «…уверял, что таковые стихи сами себя дурно рекомендуют». Из рецензии на седьмую главу «Евгения Онегина», напечатанную в «Галатее», 1830 г., («Стихи, которые сами себя рекомендуют с невыгодной стороны»). Пушкин ошибся, считая, что это сказано в отзыве на «Полтаву». Автор рецензии С. Раич. (4) «Нынче в несносные часы карантинного заключения…» В начале октября 1830 г. Болдино было окружено карантинами вследствие холеры. (5) «Кроме одной статьи в „Вестнике Европы“…» – «Письмо к редактору» за подписью «Житель Бутырской слободы» в «Вестнике Европы», 1820 г., Автором ее был А. Г. Глаголев (по свидетельству Погодина). (6) Дельные «вопросы». В «Сыне отечества», 1820 г., было напечатано «Письмо к сочинителю критики на поэму „Руслан и Людмила“» за подписью NN. Оно состояло из вопросов, отмечавших недостатки поэмы. Автором был Д. П. Зыков (1798–1827), друг Катенина, в 1823 г. член Северного тайного общества. (7) 5 грамматических ошибок. 1. Стих из «Кавказского пленника». Ошибка отмечена Плетневым в «Соревнователе просвещения», 1822 г., Пушкин исправил соответствующий стих, первоначально читавшийся: Остановлял он долго взор На отдаленные громады. 2. В «Руслане и Людмиле», ч. III, в первом издании было: На теме полунощных гор, 3. В стихотворении «Буря» в журнале «Московский вестник», 1827 г., было напечатано: И ветер воил и летал. 4. В издании «Полтавы» 1829 г. примечание 4 читалось: «Мазепа в самом деле сватал свою крестницу, но был отказан». Ошибка была отмечена Надеждиным в «Вестнике Европы», 1829 г., 5. В «Борисе Годунове» в сцене, напечатанной в «Московском вестнике», 1827 г., «Ночь, Келья в Чудовом монастыре» были два стиха: А грозный царь игуменом смиренным . . . . . . . . . . Он говорил игумену и братьи. В издании трагедии 1831 г. эти стихи напечатаны следующим образом: А грозный царь игумном богомольным.

http://predanie.ru/book/221015-kritika-i...

24) Дечанская грамата. Заметка современника в прим. 38. 25) У Даниила Дечанский говорит собранию: " видите и дивитеся, яко слеп был и се ныне вижу " . Раич 2, 537. Сын гречанки Симониды Константин собрал войско, чтобы отнять престол краля для себя. Стефан писал к нему: " Стефан Божиею милостию краль сербский, любезнейшему брату державы нашей Константину желаю здравствовать. Ты слышал, что случилось со мною, по устроению промысла Божия, строящего все во благое. Помилованный Богом наследовал я жребий родительский, чтобы владеть людьми со страхом Божиим и правдою, по примеру предков. Удержись от своих предприятий, приди, увидимся друг с другом; прими второе место в кралевстве, как второй сын; а не восставай с иноплеменными на свое отечество; обширной земли нашей довольно и для меня и для тебя. Я не Каин братоубийца, а друг братолюбивому Иосифу. Словами последнего говорю тебе: не бойся: я - Божий; вы совещали о мне злое, а Бог устроил доброе " 26). - Константин не захотел послушаться призыва любви. Поизошла жаркая битва. Сражение проиграно Константином; он был убит вместе со многими; иные из сторонников рассеялись, другие покорились Стефану27). Являлся и другой претендент на сербскую корону и также без пользы для себя. Это - двоюродный брат Владислав, сын краля сремского Драгутина. Другой сын чудного Драгутина, Урошич, сохранявший целомудренную чистоту и в супружестве и скончавшийся молодым, " толико угоди Господеви, говорит древнее известие, яко от гроба его миро истекает " 28). - Владислав должен был покориться Стефану, когда увидел, что Сербия не за него, а против него29).   26) Письмо Дечанского (у Цамблака) к Константину, ясно говоря р крзнях гречанки Симониды, оказывает и то, что Константин был законный сын Милютина и гречанки; то же говорит о Константине житие Милютина и летописи (Гласник V, 59). Майкову хочется считать и Константина и Стефана незаконными детьми (Ист. серб. яз. 231). Но он сам же показывает, что это доселе никому не приходило и в голову. Странная же страсть у него придумывать небылицы! Ведь, история - не то, что сказка какой-нибудь нянюшки!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

5) С духовенства снимаются обязанности по ведению всяких актов гражданского состояния (истерических, оброчных, по воинской повинности, статистических и пр.) и по объявлению с церковной кафедры манифестов, указов и друг. чисто-государственных распоряжений, а также всякие обязанности полицейского свойства. 6) Имущественные права церкви и ассигнования в государственный бюджет соответственно выясняющимся нуждам церковных причтов и учебных заведений признаются и на будущее время, впредь до более точного определения общих отношений между церковью и государством. Независимо от установленных здесь положений, комиссия затронула также и ряд других вопросов церковного быта и между прочим признала необходимым пересмотреть решение партии народной свободы по вопросу об отчуждении церковных земель, в виду того, что эти земли служат по преимуществу к обеспечению сельского церковного причта, крайне нуждающегося и совершенно необеспеченного, и в виду того, что размеры этих земель в большинстве случаев не превышают той нормы, в пределах которой земельные участки признаются неподлежащими отчуждению. Общие положения, выработанные комиссией, касаются лишь отношения государства к православной церкви, отношение же государства к староверам и к инославным вероисповеданиям будет предметом дальнейшей работы комиссии, причём в основу этой работы будут положены полная веротерпимость и свобода совести, как основные принципы к-д. партии. Выработанные положения должны служить лишь исходным пунктом для разработки церковного вопроса в комиссии большого состава при московском отделении центрального комитета, а затем, по одобрении проекта центральным комитетом, он будет внесён на пятый партийный съезд для включения в программу партии». Трудно найти в этой церковной программе к.-д. партии —400— что-либо такое, против чего можно было бы возражать по существу. Тем не менее «охранительная» печать косо встретила этот проект церковной реформы. Но выставить серьёзных возражений против неё она не могла. Она только увидела в этом проекте ловушку, расставленную духовенству кадетами, которым нужно было привлечь на свою сторону духовенство с целью использовать его в настоящем выборном периоде, поэтому она предостерегала духовенство от кадетского «обмана».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О прекращении пользования зданиями со стороны учреждений и ассоциаций будет объявлено в условиях и формах, определённых 13-й статьёй. Определение 3-го и 5-го параграфа той же статьи применимы и к зданиям, упомянутым в 1-м параграфе настоящей статьи. Выделение для общественных целей лишних помещений в священнических домах, предоставленных в распоряжение культовых ассоциаций, может быть произведено по определению Государственного Совета. По истечение срока безвозмездного пользования, здания будут отданы в свободное распоряжение государству, департаментам или коммунам. Предоставление свободного помещения, лежащее теперь, в силу 136-й статьи закона 5 апреля 1884 г., на обязанности коммун, в случае отсутствия пресвитерия, останется на их обязанности в течение пяти лет. Он освобождаются от этой обязанности в случае распадения ассоциации. Ст. 15. В департаментах Савойи, Верхней Савойи и приморских Альп, пользование зданиями, бывшими ранее закона 18 жерминаля X года и служащими для отправления культов и помещения их служителей, будет предоставлено коммунами, на территории которых они находятся, культовым ассоциациям, на условиях, указанных в 13-й и следующих статьях настоящего закона. Вне границ этих —363— обязательств, коммуны могут свободно распоряжаться собственностью этих зданий. В тех же самых департаментах кладбища остаются собственностью коммун. Ст. 16. Будет произведено выделение зданий, служащих для публичного отправления культа (соборов, церквей, часовен, храмов, синагог, архиепископских, епископских и священнических домов, семинарий), куда должны быть включены все те из этих зданий, которые, в своём целом или же в частях, представляют художественную или историческую ценность. Движимые и недвижимые имущества, упомянутые в 13-й статье, и не внесённые ещё в распределительный лист, составленный в силу закона 30 марта 1887 г., действием настоящего закона заносятся в вышеупомянутый лист. Министром народного просвещения и изящных искусств будет произведён окончательный отбор тех из этих имуществ, сохранение которых представляло бы достаточный интерес с точки зрения искусства или истории. По истечение этого срока, другие предметы будут с полным правом исключены.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6) Дела Симбирского Окружного Суда: а) об Ардатовских хлыстах (разбиралось в г. Ардатове в 1895 г.), и б) о хлыстах Алатырских (производилось в 1895–1897 г.г.). 7) Дела Самарского Окружного Суда: а) о мормонах Бузулукскаго уезда, начатое в 1895 г. б) о хлыстах Ставропольского уезда Самарской губ.; следствие по этому делу производилось в 1896 г. 8) Дела Воронежской духовной Консистории: а) о Новохоперских хлыстах (Никите Щербакове, Ламтеве и др.) производившееся в 1839 г., и б) о хлыстах в слободе Алферовке, Воронежской губ., производившееся по поводу действий учителя их «Микитки Блаженного» в 1857 году (См. Воронеж. Еп. Вед., 1871 г. 17, с. 734).» в) Студента III курса Академии Василия Чистякова: «Покорнейше прошу Совет Академии походатайствовать за меня пред императорской Публичной Библиотекой о скорейшей по возможности высылке на трёхмесячный срок следующих, необходимых мне для написания кандидатского сочинения по русскому языку и его словесности, книг: 1 . Oeuvres choisies de P. Tchadaief, publices pour la premiere lois par le P. Gagarin“. 208 стр. 1862 r. 2 . «Телескоп», т. 34, 15, 1836 г. (стр. 275–310)». Определили: Просить подлежащие учреждения о высылке в Академию означенных в прошениях и. д. доцента Д. Г. Коновалова и студента Чистякова дел и книг. XIV. Отношение Управления Императорского Российского Исторического Музея в Москве Имени Императора Александра III от 20 апреля за 420: «Управление Исторического Музея, получив от редакции журнала «Богословский Вестник 162 книги означенного журнала за все 14 лет его издания, а также 34 книги Прибавлений к изданию Творений св. Отцов в русском —123— переводе, поставляет долгом принести глубокую благодарность Совету Московской Духовной Академии за удовлетворение ходатайства Исторического Музея от 4 октября прошлого года за 749, питая твёрдую надежду, что обмен изданиями продолжится и на будущее время». Определили: Принять к сведению. XV. Прошение бывшего студента IV курса Академии Василия Смирнова: «В марте месяце текущего года, пред окончанием учебных занятий в Академии, я принуждён был уволиться из числа студентов по обстоятельствам, совершенно от меня не зависевшим. Желая закончить начатое в Академии образование, покорнейше прошу Совет Академии о принятии меня вновь в число её студентов, и о разрешении сдать выпускные экзамены по предметам IV курса и представить сочинение на степень кандидата богословия в августе месяце текущего 1906 года. Прося об этом, я обращаю внимание Совета на то, что оставил Академию не по своей воле, и если бы мне пришлось оставаться на IV курсе Академии ещё год, это было бы для меня новым незаслуженным наказанием».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Они не приходят к сознанию своих грехов, не просят прощения у Бога, не принимают увещаний касательно спасения души. Какое зло в моей душе? – отвечают они человеку, наставляющему их к лучшему. Посему у них нет надежды царства небесного, и они не выносят речи о духовном. По истине от них сокрыто Евангелие. В них же Бог века сего ослепи разумы неверных, во еже не возсияти свету благовествования славы Христовы (2Kop.4:4). Из числа их наиболее грубые, низкие и бедствующие до того, что они и одного дня не могли бы пропитаться на свой счёт, собранные с перекрёстков и из трущоб, неспособные понять, что у них под ногами, наглецы и пьяницы, ищут и высматривают, где случаются попойки и трапезы, и устремляются туда как на крыльях, дабы, вымаливая себе там подаяние у собравшихся, облегчить свою нужду и нищету. Из —224— них составляются бродячие ужасные шайки, которые рады мятежам и новшествам. Из них весьма многие суть отставные воины, уличённые в самых гнусных и отвратительных преступлениях, или же, как престарелые, по неспособности носить оружие вычеркнутые из воинских списков, с воспрещением носить оружие. 63 . Так как они развращены словом и делом, то они взирают только на настоящее, прилежат плоти, порабощены чревом, которое для них есть бог, и высшим блаженством почитают то в мире, что входит в горло и чрево. Ни на что лучшее они и надежды не питают, ни на что высшее и полезнейшее не взирают и уготовляют себе божественное осуждение; они стеснены нуждою особенно с того времени, как прекратились выдачи от царя, которые давали им вместе с оружием средства к существованию. Исчисляя цену на все мерою и взвешиванием жизненных и съестных припасов, безумцы осуждают веру свою на служение чреву, определяя ее скорее изобилием пищи, чем правотою догматов. Они друзья, пока получают вдоволь припасы и расходы на удовольствия, но они негодуют и обвиняют нашу веру, если в этом оказывается недостаток. В них познаются люди по настроению и поведению сходные с некогда освобождёнными от египетского рабства, как одержимые подобным же неверием и как обладающие таким же языком и взглядами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ст. 32. Таким же наказаниям подвергаются и те, которые будут мешать, препятствовать или даже прерывать отправление культа, поднимая шум и беспорядок в помещении, служащим для отправления культа. Ст. 33. Постановления двух предшествующих статей применимы только к тем случаям нарушений тишины и насильственных действий, коих свойство и обстоятельства не дают места для более суровых наказаний, следуемых по определениям уголовного кодекса. Ст. 34. Всякий служитель культа, который в местах, где отправляется культ, станет публично, путём речей, чтений, раздачи и расклеивания листков, оскорблять и порочить гражданина, несущего общественную службу, всякий такой служитель будет подвергнут штрафу от 500 до 3000 франков и заключению в тюрьму от одного месяца до целого года, или же одному только из этих двух наказаний. Действительность факта диффамации, если только он относится к функциям, может быть установлена пред исправительным судом в формах, предусмотренных 52-й статьёй закона 29 июля 1881 г. Распоряжения 65-й статьи того же закона применяются к преступлениям против настоящей и следующей статьи. Ст. 35. Если устная речь или письменное воззвание, распространяемое в местах отправления культа, содержит прямое возбуждение к неподчинению законам или законным актам общественной власти, или же стремится поднять или вооружить одну часть граждан против другой, то совершивший это священнослужитель будет подвергнут заключению в тюрьму на срок от 3-х месяцев до 2-х —369— лет, причём не отменяется и наказание, следуемое за соучастие, в случае, если провокация сопровождалась бунтом, возмущением или гражданской войной. Ст. 36. В случае обвинения, предъявленного судом простой или исправительной полиции, в применение ст. 25-й и 26-й, 34-й и 35-й, ассоциация, учреждённая для отправления культа в том месте, где допущено было нарушение закона, будет граждански ответственна. Отдел VI-й. Постановления общего характера Ст. 37. ст. 468-я уголовного кодекса и закон 26 марта 1891 г. применимы ко всем случаям, в которых настоящий закон предписывает карательные меры.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010