294 Марко, сын Вулкашина, называл себя призренским кралем; Владимир, незаконный сын Душана, также писался на монетах кралем (Гласник VIII, 276; VÏ 186, 189). 295 Раича Ист. 3, 1–17. Летоп. в Гласнике I, 166; V: 77, 78. XÏ 148, 149. Сын Вулкашина отказался и на общем собрании признавал верховную власть Лазаря; но Лазарь скоро выгнал его из призренского кралевства его. Тронош. лет. § 40, 41. 297 О постановлении второго патриарха Сербии – в муз. Румянцева стр. 157. Раича Ист. 3, 17–20; 2: 627, 628. Синаксарь Сербляка л. 145. На монетах «кнезь Лазарь», но в византийской короне и со скипетром в руке (Зап. археол. общ. 1: 359, 366, 367. Гласник V, 214). По другим памятникам, он то князь, то царь; последнее означало, что народ уважал его как царя, хотя он и не носил имени царя.– Сербляк (л. 145) говорит, что примирение Константинополя с сербскою церков было при п. Феофане; но в 1376 г. патриархом кон. был Филофей, столько же кроткий, сколько умный и просвещенный. В другом месте (л. 152) и Сербляк говорит, что примирение последовало при п. Филофее. 300 Порфирии указатель стр. 55. Григоровича Путеш. стр. 81. Грамоты напеч. в Христ. Чт. 1853 г. 11: 309, 310. 302 Это писано в 1583 г. Тогда приходили в Москву из Сербии за милостынею «Троицкаго олешковскаго монастыря священник Иоаким и Вознесенскаго монастыря священник Авксентий». Сношения России с востоком стр. 128.,132, Спб. 1858 г. 304 По воле сына его Волка, при патр. Спиридоне, когда п. Ефрем жил на покое, написан летовник Георгия Амартола. Григоровича Путеш. 23, 24. 307 Гласник IV: 194, 195, выставляет достоверное предание, что Милош Обилич, зять кн. Лазаря и воевода браничевский основал близ Голубца мон. Тумане, поныне существующий. Милош ненамеренно застрелил инока Зосиму на молитве. Этот несчастный случай вызвал Милоша построить богатый монастырь. Не тот же ли несчастный случай усилил в нём решимость – пожертвовать своею жизнию, лишь бы убить страшного врага веры и отчизны – Мурата? 308 Известие современного русского паломника Игната, Никон. лет. 3, 161, и в сказаниях рус. народа.– Два сказания XV в. о Косовской битве у Гидьфердинга в XIII т. Зап. геогр. общ. 271–273. Там же стр. 265–270 народные сказания. Из них одно в полном виде напеч. в Чтен. общ. ист. 1860 г.; об историческом достоинстве их давно сказал Раич: «о Милоше в простой повести сказуемое на басни походит». Троношская летоп. в Гласнике V: 84, 85, 88–92; 3: 51, 3. В сербском прологе XIV в. под 15 июня: «в си же день, а в л. 7897 (1389) бысть бои кнеза Лазаря с Амуратом царем на Косова поли и ту многа трупня падоше от христиан и турок. Сербле бо испръва разбили беху и царя Амурата убыше. И за пробежение некоих от срьбских войск преодолеша турци и бысть велико сьражение. Убыше же и славнаго срьбскаго господина, кн. Лазаря. Все же погубенные и кровь свою пролявше христиани Бог сподоби с всеми пострадавшими за име Его, Ему же слава». Гласник X: 341, 342.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Епископ (1888). С 1898 г. митрополит Московский и Коломенский. С 1912 г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, первенствующий член Св. Синода. С 1915 г. митрополит Киевский и Галицкий. Убит около Киево-Печерской Лавры, где и погребен. Владимир (Кобец Константин Дамианович) (1884–1960), архиепископ. В 1905 г. поступил послушником в Киево-Печерскую лавру. Иеромонах (1922). С 1931 г. – наместник Киевского подворья в Ленинграде. Архимандрит (1932). С 1935 г. – в Александро-Невской лавре, затем в Симеоновском храме в Ленинграде. С 1936 г. – настоятель ленинградского Князь-Владимирского собора. Награжден медалью «За оборону Ленинграда». С 1946 г. – наместник Троице-Сергиевой Лавры, с 1947 г. – наместник Псково-Печерского монастыря. В 1948 г. хиротонисан во епископа Порховского, викария Псковской епархии, затем принял титул епископа Изборского. С 1949 г. – начальник Русской Православной Миссии в Иерусалиме и полномочный представитель Московской Патриархии в Палестине. В 1951 г. назначен епископом Житомирским и Овручским. В 1954 г. возведен в сан архиепископа. С 1956 г. на покое. Владимир (Раич Любомир) (1882–1956), епископ. В 1907 г. окончил Московскую духовную академию. Вернулся в Сербию, преподавал в гимназии в Белграде. Овдовел, пострижен в монашество. В 1938 г. хиротонисан во епископа Мукачевско-Прешовской епархии. В апреле 1941 г. после нападения Венгрии и Германии на Югославию арестован и заключен в резиденции католического епископа в г. Вац (Венгрия), а в июле того же года выслан в Белград. В октябре 1945 г. присутствовал на заседании Синода РПЦ в Москве, на котором зачитал письмо председателя Синода Сербской Православной Церкви митрополита Иосифа и выразил собственное согласие на передачу Мукачевской епархии в ведение РПЦ. В 1947 г. избран епископом Рашско-Призренским. Владимир (Финьковский), архимандрит. Имел польское гражданство. В августе 1941 г. прибыл в Минск вместе с частями немецких войск. Некоторое время являлся настоятелем Свято-Александро-Невского храма в Минске.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В нем говорилось, что до времени окончательного решения юрисдикционного вопроса епархия, не отказываясь от сербской юрисдикции, временно подчиняется архиепископу Берлинскому. 27 мая 1942 г. группа чешских парашютистов, заброшенных из Великобритании, расстреляла генерала полиции обергруппенфюрера СС Рейнгарда Гейдриха. Священник пражского кафедрального собора святых Кирилла и Мефодия предоставил им убежище в крипте храма. Через 22 дня они были обнаружены гестапо. Епископ Горазд, священники кафедрального собора Вацлав Чикл и Владимир Петршик, а также староста храма Ян Сонневенд были взяты под стражу и расстреляны 4 сентября 1942 г. 27 сентября того же года было запрещено существование Чешской Православной Церкви, ее имущество конфисковано, все православные храмы были закрыты, духовенство подвергнуто арестам и заключениям, миряне отправлялись на принудительные работы в Германию. 30 мая 1942 г. был арестован и архиепископ Савватий. После месячного тюремного заключения его отправили в концентрационный лагерь Дахау. Ему вменялось в вину крещение пражских евреев. Поэтому вышеупомянутый запрет существования Чешской Православной Церкви распространялся на общины как сербской, так и константинопольской юрисдикции. Ликвидации избежали только русские приходы, управлявшиеся епископом Сергием. После захвата фашистскими войсками чешских земель на территории Словакии было провозглашено самостоятельное государство, находившееся в фактической зависимости от немецких властей. Закарпатье вошло в венгерскую зону оккупации. Мукачевский епископ Владимир (Раич) был взят под стражу венгерскими властями. Православные приходы Закарпатья и Словакии перешли в подчинение архиепископу Серафиму (Ляде). 13.1.3. Установление автокефалии Чехословацкой Церкви После войны церковная жизнь, несмотря на тяжелое положение после оккупации, стала налаживаться, и Православная Церковь получила равные права с другими исповеданиями, в том числе и на материальное обеспечение от государства. Но Церковь была без епископа, не имелось даже кандидатов на этот пост.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Монах Василий (Кривошеин) посетил заместителя генерального консула Югославии в Салониках и попросил доставить послание русских монахов Патриарху Алексию через дипломатическую почту, что и было выполнено. С этого времени началась многолетняя борьба Московской Патриархии за сохранение русского присутствия на Афоне. Не вторгаясь в область суверенного права Греции, Русская Церковь неоднократно указывала на самобытное положение иноков разных национальностей на Святой Горе, на исторически складывавшиеся льготы, которые предусматривали освобождение афонских монастырей от значительных государственных налогов и таможенных сборов, ходатайствовала о свободном доступе в обители всех стремящихся к иночеству, а также о свободном посещении Афона учеными и паломниками всех национальностей 119 . В свою очередь, югославский МИД послал своему посольству в Афинах 2 июля 1945 г. запрос о состоянии монастыря Хиландар и 28 августа получил неутешительный ответ. В это же время Заместитель Сербского Патриарха митрополит Иосиф, ввиду предстоявшей после окончания Второй мировой войны мирной конференции, поручил составить реферат об историческом и юридическо-политическом значении Святой Горы. Первый вариант реферата под названием «Защита Святой Горы Афон» составил профессор богословского факультета Белградского университета протоиерей Стеван Димитриевич, а второй вариант с названием «Международное положение Афона» – профессор Сергей Троицкий . В сентябре 1945 г. епископ Мукачевско-Пряшевский Владимир (Раич) отвез оба реферата в Москву и высказал Патриарху Алексию просьбу вынести вопрос Афона на предстоящую мирную конференцию (которая так и не состоялась). Патриарх обещал епископу заняться проблемой Афона. Подобное обещание Владыка Владимир получил и от председателя Совета по делам Русской православной церкви Г.Г. Карпова, который сказал, что желания Сербской Церкви соответствуют желаниям Московской Патриархии и что об этой проблеме он уже разговаривал в МИДе СССР 120 . Сербская Православная Церковь и сама пыталась помочь своим афонским монахам. По ее настоянию 3 ноября 1945 г. югославский генеральный консул в Греции попросил МИД послать в помощь Хиландару несколько тонн продовольствия, так как 35 его монахов живут очень бедно. В свою очередь и Сербский Синод передал МИДу Югославии письмо хиландарских насельников (иеромонаха Моисея и схимонаха Савы) от 5 декабря 1945 г. с сообщением о том, что в годы войны умерло 6 монахов, а экономическое положение обители плохое. Синод просил «любой ценой» послать на Афон молодых сербских монахов для пополнения братии. Югославский МИД одобрил отъезд 7 выразивших желание монахов и послушников, но из-за ухудшения отношений с Грецией их отправление на Афон не состоялось 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На основании этого постановления я обратился письменно с просьбой Св. Архиерейскому Синоду Сербской Православной Церкви... где изложил постановление общего собрания. Сербский Архиерейский Синод, обсуждая каноническое положение русской церкви на территории Югославии, вынес временное решение, так как окончательным разрешением этого вопроса займется в будущем Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви. Временно же Епископский Совет и благочинный русской православной церкви, которые остались без своей иерархии, взяты под покровительство Сербского Архиерейского Собора. Для дел, требующих Архиерейской санкции, назначен преосвященный Владимир (в мире Любомир Раич, окончивший Московскую [Духовную] Академию в 1907 году), епископ Мукачевско-Пряшевский. О своем решении Сербский Архиерейский Синод известил меня письменным актом от 23.IX. 1944 г. Таковы вкратце история и положение русской Православной церкви в Югославии, которая в настоящее время состоит из 11 церковных общин, двух монастырей (одного мужского и одного женского), 20 священнослужителей, 15 монахов, 32 монахинь и около 3 000 паствы. От имени всех духовных лиц, оставшихся и ныне пребывающих в Белграде, и от лица всех русских церковных людей, поддерживающих тесную и постоянную связь с Русской Церковью, – выражаю искреннюю радость по случаю славных побед русского оружия, освободивших славянские земли от наших старых поработителей-врагов и давших нам, русским людям в рассеянии сущим, возможность обратиться непосредственно к Вам, ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО, с покорнейшей просьбой, исходатайствовать нам право возвращения на родину с тем, чтобы мы вошли в состав Русской Церкви, под непосредственным управлением ВАШЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА, и честно работая на ниве Христовой, могли бы принести посильную пользу как церкви, так и своей родине. Испрашивая Ваших Святительских молитв, остаюсь любящим и преданным сыном своей церкви и родины, Ваш смиренный послушник Протоиерей Иоанн Сокаль». 254 Небольшое пояснение: в состав Русского епископского совета, возглавлявшегося Владыкой Владимиром, входили: о. Иоанн Сокаль (зам. председателя), о. Виталий Тарасьев, о. Владимир Мошин, Викентий Фрадынский (секретарь). 255 Практически среди его членов уже не было ни одного русского архиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На заседании Синода 6-8 сент. 1945 г. было принято решение о переходе Мукачевско-Пряшевской епархии в состав РПЦ. Синод СПЦ отправил еп. Владимира (Раича) в Москву, где он был принят патриархом Алексием I. 22 окт. состоялось заседание Синода РПЦ, на котором еп. Владимир (Раич) зачитал письмо митр. Иосифа (Цвийовича), последний сообщал о решении Синода СПЦ передать Мукачевско-Пряшевскую епархию в ведение РПЦ. 14 окт. 1945 г. патриарх Алексий I возглавил хиротонию Нестора (Сидорука) во епископа Уманского, викария Киевской митрополии, одновременно назначив его администратором правосл. Мукачевско-Пряшевской епархии (уже без указания в титулатуре определения «Карпаторусская», поскольку это не соответствовало территориально-адм. делению). С 24 окт. 1945 г. Нестор титуловался как епископ Ужгородский и Мукачевский. Новая титулатура свидетельствовала о стремлении церковных властей к тому, чтобы центр епархии совпадал с центром области, т. е. о намерениях перенести епископскую кафедру из Мукачева в Ужгород (территория Пряшевской Руси, отошедшая Чехословакии, была включена в состав Пражской епархии, в 1950 была образована самостоятельная Пряшевская (ныне Прешовская) епархия). 6 нояб. 1945 г. епископы Владимир и Нестор прибыли в Мукачево, где последний принял епархиальный архив, 11 нояб. в кафедральном храме Мукачева состоялось первое богослужение во главе с еп. Нестором. В июле 1947 г. местом пребывания архиерея стал Ужгород, где РПЦ был возвращен кафедральный собор Воздвижения Креста Господня (в 1771-1947 униатский). М. и У. е. в 1945-1990 гг. К 7 февр. 1946 г., согласно докладной записке П. В. Линтура, уполномоченного Совета по делам Православной Церкви по Закарпатской обл., в области действовали 135 правосл. приходов, 7 (4 мужских и 3 женских) мон-рей, 11 (5 мужских и 6 женских) скитов; 142 тыс. верующих окормляли 136 священников. 14 июня 1946 г. в с. Затишном (ныне Тошнадь) Береговского р-на игум. Феофан (Сабов; бывш. администратор Мукачевско-Пряшевской правосл. епархии) и его брат свящ.

http://pravenc.ru/text/2564328.html

27 мая 1942 г. группа чешских парашютистов, заброшенных из Великобритании, расстреляла генерала полиции обергруппенфюрера СС Рейнгарда Гейдриха. Священник пражского кафедрального собора святых Кирилла и Мефодия предоставил им убежище в крипте храма. Парашютисты пробыли здесь 22 дня, после чего место их нахождения было обнаружено гестапо. Епископ Горазд, священники кафедрального собора Вацлав Чикл и Владимир Петршик, а также староста храма Ян Сонневенд были взяты под стражу и 4 сентября 1942 г. расстреляны на военном стрельбище в Праге. 27 сентября того же года было запрещено существование Чешской Православной Церкви. Ее имущество конфисковано, храмы закрыты, духовенство подвергнуто арестам и заключениям, миряне отправлялись на принудительные работы в Германию. После захвата фашистскими войсками чешских земель на территории Словакии было провозглашено самостоятельное государство, находившееся в фактической зависимости от немецких властей. Закарпатье вошло в венгерскую зону оккупации. Мукачевский епископ Владимир (Раич) был взят под стражу венгерскими властями. Православные приходы Закарпатья и Словакии перешли в подчинение архиепископу Серафиму (Ляде). В мае 1945 г. Православная Церковь была восстановлена, а 28 сентября того же года казненные клирики Чешской Церкви были посмертно награждены крестом " In memoriam " . Именем святителя Горазда названы площади и улицы в Праге, Оломоуце, Брно и других городах. В 1987 г. Чехословацкая Православная Церковь причислила епископа-мученика к лику святых. В 1945 г. остро встал вопрос о будущей юрисдикции православных приходов Чехословакии. Сербская Церковь, пережившая погром усташей, только начинала восстанавливать свою каноническую жизнь. Московская же Патриархия все больше привлекала к себе внимание со стороны местных православных общин. Этому способствовало то, что в октябре 1945 г. с ней воссоединился епископ Сергий (Королев) и подчинявшиеся ему эмигрантские приходы. Подкарпатская Русь вошла в состав СССР как Закарпатская область Украинской ССР.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

30) свящ. Козлова Иоанна, Успенского Александра , Добролюбова Петра, Гусева Сергея, Беневоленского Ивана, 35) Белоусова Евгения, свящ. Шеметилло Николая, Бурма- —128— кина Николая, Пруткова Сергея, Владимирского Сергея, 40) Смирнова Леонида, Воскресенского Андрея, Пескова Бориса, Борисова Пантелеймона, Троицкого Аркадия, 45) Мякшина Григория, Малкална Владимира, Любимова Николая, Стеблева Бориса, Миролюбова Георгия, 50) Кукса Августина, Боголепова Николая, свящ. Советова Алексея, Хадзарагова Петра, Дьяконова Димитрия, 55) Соболева Христофора, Преображенского Ивана , Масюкова Иннокентия и 58) Хакима Александра, палестинского уроженца. в) в IV курс – студентов III курса: 1) Знаменского Сергея, Страхова Владимира, Белявского Андрея, Туберовского Александра , 5) Гумилевского Илью, Чистякова Василия, Вишневецкого Евстафия, Селиванова Александра, Троицкого Петра, 10) Курбатова Петра, Петровского Алексея, Соколова Димитрия (Яросл.), Глаголева Вячеслава, Недумова Виктора, 15) Соколова Димитрия (Виф.), Пономарева Сергея, Процерова Николая, Ремезова Владимира, Садикова Александра, 20) Лясковского Петра, Мянца Карпа, Виноградова Сергея, Иванова Харитона, Величкина Сергея, 25) свящ. Часоводова Николая, Исаева Петра, Рудакова Ивана, Ключарева Ивана, Богданова Николая, 30) Смирнова Алексея, Добромыслова Анатолия, Равицкаго Александра, Харитонова Михаила, Берез- кина Ивана, 35) Варжанского Николая , Маркова Димитрия, свящ. Горлицына Владимира, Пивоварчука Михаила, Гаврилюка Александра, 40) Яковлева Ивана, Владимирского Петра, Поп-Харалампиева Георгия, болгарского уроженца, Пятикрестовского Ивана, иеродиакона Стефана Беха, 45) Петрова Василия и 46) Раича Любомира, сербского уроженца. 3) Студентов II курса Добротворцева Бориса и Протопопова Николая оставить, по болезни, в том же курсе на второй год. 4) Студентам: I курса – Заслоновскому Стефаяу, Сныткину Михаилу и Седову Стефану, III курса – Павловскому Димитрию и Троицкому Сергею разрешить сдать устные испытания и представить семестровые сочинения после летних каникул, в августе месяце сего 1906 года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1938 г. к Венгрии отошла зап. часть Закарпатья с городами Ужгород и Мукачево, 26 нояб. епископ переехал в г. Хуст, к-рый стал столицей Карпатской Украины. В Мукачеве еп. Владимир оставил администратора - игум. Аверкия (Таушева) , в его ведении оказались архиерейская резиденция и епархиальное имущество, а также номинально все приходы и мон-ри на территории, к-рая отошла к Венгрии. Для управления епархией в новых условиях еп. Владимир реорганизовал Духовную консисторию, включавшую духовный суд, школьное, монастырское и епархиальное управления. Во главе этих подразделений епископ поставил близких к себе людей из местного духовенства. В связи с тем что главой автономного правительства был униат. свящ. Волошин, в церковных кругах опасались, что новая власть может враждебно относиться к правам православных. Но это опасение не оправдалось. 28 нояб. 1938 г. еп. Владимир лично посетил главу правительства Волошина, заявив о лояльности Карпатоукраинскому гос-ву и его правительству. 21 дек. 1938 г. Волошин встретился с делегацией правосл. верующих, в состав к-рой вошли Сербский митр. Иосиф (Цвийович), еп. Владимир (Раич), архим. Алексий (Кабалюк) . Глава делегации митр. Иосиф от имени Синода СПЦ заверил президента в том, что правосл. Церковь будет лояльна к правительству Карпатской Украины и не будет вмешиваться во внутренние дела автономного правительства. Однако уже 25 дек. 1939 г. Синодальный комитет архиеп. Савватия через газету сторонников Волошина «Новая свобода» призывал всех, в т. ч. и «бывших» священников (к-рые были отлучены Савватием), и тех, к-рые имеют богословское образование, обратиться в комитет для участия в Соборе сторонников Савватия. 29 дек. в Хусте состоялось 1-е пленарное заседание Синодального комитета, на котором было ок. 100 чел. Избранная на Соборе делегация встретилась с премьером Волошиным, министром Юлианом Реваем и начальником Мин-ва религии и образования А. Штефаном. Все чиновники обещали делегатам полную поддержку в создании независимой «украинской православной юрисдикции Закарпатья» во главе с Савватием, но из-за захвата Карпатской Украины венгерской армией в марте 1939 г.

http://pravenc.ru/text/2564328.html

Воробьёв Г.А. Воробьёва Н.В. Воротынский Иван Алексевич, кн., бр. Востоков А. Вухтерс Даниель, художник Вухтерс-сын, художник Выговской Иван, гетман Г авриил (Раич), патр. Сербский и Болгарский Гавриил, митр. Халкидонский Гаврилов Тимофей, порт., участник «дела» об отравлении патр. Никона Гад, сын Иакова, родоначальник племени Гада, библ. Гай, боярин, персонаж из Жития Иоанна Златоуста Галин, врач Гардзанити М. Гаспаров М.Л. Г-в С. Гедеон, архиеп. Молдавский Геллей Г. Гемп А.А., коллекционер Гемп К.П., коллекционер Геннадий, патр. Константинопольский Георгий Амартол, византийский хронист Георгий Писидийский, византийский автор Георгий Победоносец, вмч. Георгий Хозевит, прп., св. Гера, вениамитянин, отец Семея, библ. Герасим Влах Герасим Фирсов, соловецкий книжник Герасим, архим. В.Н.-И. мон. Герасим, епископ Смоленский Герасим, иером., стрл. Троицкого мон. Герасимова Н.М. Герман, патр. Константинопольский Герман, стрл., затем архим. В.Н.-И. мон. Гермоген (Ермоген), патр. Московский Геронтий, еп. Коломенский, затем митр. Московский и Всея Руси Герцен А.И. Гиббенет Н.П. Гиезий, слуга прор. Елисея, библ. Гладкова О.В. Глеб Владимиров, св., кн. Муромский, сын Владимира Святославича Глеб, удельный кн. Белозерский Глумилов Евстафий, зять патр. Никона Гнутова С.В. Голейзовский Н.К. Голиаф, филистимлянин, великан, побеждённый Давидом, библ. Голицын Иван Андреевич , кн., комнатный ст., бр. Голосов Лукьян, д. Голубинский Е. Голубцов А.П. Гольдберг А.Л. Гонно П. Гончаров Афанасий, фабрикант Горбунова Л.Н. Гордиенко Э.А. Горский А.В. Горяинов Иван Савинович, д. Горячева М.Ю. Гостинщиков Андрей, сл. Гостинщиков Степан, сл. Готфрид Булионский, король Иерусалимский Грабарь И.Э. Гребенюк В.П. Грибов Ю.А. Грибоедов Фёдор А., д. Григорий Богослов , архиеп. Константинопольский, отец Церкви Григорий Синаит , византийский писатель Григорий Цамблак, митр. Киевский Григорий, архиеп. Омиритский Григорьев Артамошка, дес. стр. Григорьев В. Григорьев Гордюшка, стр. Григорьев Максим, костромитянин

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010