3) Поручить Епархиальному совету избрать комиссию для составления воззвания ко всем верующим чадам православной Церкви об образовании Свободной Народной Церкви на началах первых веков христианства с призывом ко всему пролетариату, в котором не погасла искра Божия, объединиться вокруг главы этой Церкви архиепископа Владимира и составить одну большую Церковь-общину, в которой у всех верующих должно быть “одно сердце и одна душа“. 4) Созвать не позднее марта с/г. епархиальный Собор духовенства и мирян для разрешения основных вопросов обновляемой церковной жизни и окончательного утверждения единого духовного вождя для всей Пензенской епархии. 5) …просить народную власть пойти навстречу неоднократно выраженному желанию народа немедленно упразднить самочинный Епархиальный совет, сорганизованный печальной памяти епископом Иоанном 13 , и все дела, касающиеся церко[в]ного управления Пензенскою епархиею, передать закономерному выборному народному Епархиальному совету, возглавляемому канонически, на основании древних соборных правил, избранным архиепископом Пензенским Владимиром. 6) Просить 6-й общегубернский съезд Советов а) включить в повестку дня вопрос об отношении Съезда к образованию Свободной Народной Церкви с архиепископом Владимиром во главе и б) объявить избранное общим собранием духовенства и мирян 11 декабря 1919 г. возглавляемое тем же народным архипастырем Епархиальное управление единственным правомочным органом по всем церковным делам Пензенской губернии» 14 . Весной 1920 г. Путята наладил достаточно регулярную почтовую связь с А. Р. Свиклиным (а через Свиклина и с СО/СОО ВЧК): с 15 марта по 21 мая 1920 г. он направил чекистам не менее 7 писем (полученные им ответы, к сожалению, не сохранились). Среди наиболее активно обсуждавшихся сюжетов выделим следующие: 1. Отсутствие безоговорочной поддержки начинаниям Путяты со стороны местных пензенских государственных органов. В связи с этим Путята сдержанно хвалил губотдел юстиции (заведующий П. Я. Пугул), отчаянно ругал отдел управления губисполкома (заведующий В.

http://sedmitza.ru/lib/text/4157166/

Охтенская (обн.) 23 .02(08.03).1925–10.1925: Владимир Пищулин 26 .10(08.11).1925–12(25).06.1926: Николай Платонов Павловская (Воронежское вик.) Александр Павловская (Нижегородское вик.) 12(25).04.1920–08.1922: Иувеналий Мошковский 26 .06(09.07).1922–26.09(09.10).1929: Александр Похвалинский Павлоградская 30 .07(12.08).1917–1921: Евлампий Краснокутский 1921–1924: 15(28).04.1924–30.11(13.12).1933: Стефан Адриашенко, в. у. Павлоградская (обн.) 24 .07(06.08).1922–1923: Николай Гиляровский 1922–1924: Серафим Силичев 09 .1924–1924: Александр Мигулин 1925–1926: Андрей Одинцов 1926–1929: 09 .1929–1930: Сергий Волков Павлодарская (обн.) 1923–1923: Иоанн Славгородский 1923–1925: Михаил Фивейский 1924–1925: Пётр Добринский 1925–1927: 1927–1929: Александр Четыркин 1930–1930: Виктор Путята 1931–1931: Иоанн Симонов Парижская (заруб.) Евлогий Георгиевский Владимир Тихоницкий Парижская см. Западно-Европейский экзархат Московской Патриархии Пекинская 04 .1918–15(28).06.1931: Иннокентий Фигуровский 07(?).1931–02.1933: Симон Виноградов 1937–18(31).05.1956: Виктор Святин Пензенская 10(23).01.1915–13(26).11.1917: Владимир Путята 1917–1918: Вениамин Муратовский, в. у. 09(22).04.1918–07(?).1921: Иоанн Поммер 1918(?)–1919(?): Григорий Соколов, в. у. 03(16).10.1918–1919: Феодор Лебедев, в. у. 1921–1922: Борис Лентовский, в. у. 1923–1923: Пётр Соколов, в. у. 29 .11(12.12).1923–1927: Филипп Перов, в. у. 1927–27.10 (09.11). 1927: Филипп Перов 24 .08(06.09).1928–08(21).1933: Кирилл Соколов 08(21).11.1933–14(27).03.1934: Алексий Кузнецов 26 .04(09.05).1934–08(21).05.1935: Ириней Шульмин 08(21).05.1935–05(18).06.1936: Авраамий Чурилин 23 .09(06.10).1935–03(16).1 937: Феодор Смирнов 09(22).02.1937–12.1937: Ираклий Попон 1937–1944: 19 .03(01.04).1944–1944: Кирилл Поспелов 07 .1944–14(27).01.1947: Михаил Постников Пензенская (обн.) 23 .06(06.07).1922–21.09(04.10). 1922: Леонид Скобеев Владимир Путята 1920–: Борис Лентовский 12 .1924–27.09(10.10).1925: Аристарх Николаевский 1925–12.1925: Модест Никитин

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Владимира ощущение неизбежного и близкого поражения и подвигали его на сотрудничество с органами ВЧК. Всеволоду Путяте и его ближайшему стороннику Иоанникию Смирнову принадлежит сомнительная «честь»: они одними из первых (если не первыми) из числа людей Церкви вошли в тесный контакт со спецслужбами богоборческого государства, а также стали пользоваться в борьбе с идейными противниками методами политического Параллельно продолжавшиеся долголетние и многократные попытки бывшего архиепископа Владимира добиться своего восстановления в архиерейском достоинстве ни к чему не привели. В поисках утраченного Путята не брезговал склоняться в разного рода раскольничьи новообразования, раздиравшие Церковь: обновленчество, ВВЦС и проч., что, разумеется, еще больше осложняло его и без того запутанное каноническое положение и лишало последней надежды на восстановление даже при том условии, если бы его «дело» было включено в повестку дня очередного Поместного Современники и свидетели пензенских событий были убеждены, что у Путяты не было никаких принципов: ни нравственных, ни политико-идеологических, ни религиозных. Потому не случайной представляется фраза, брошенная им еще в годы Гражданской войны пензенскому протоиерею Александру Беляеву, безуспешно пытавшемуся в ходе личной встречи с помощью богословских аргументов увещать раскольника: «Дорогой мой,– сказал тогда Путята,– как Вы не хотите понять такой простой вещи, что человек живет лишь один И в этих словах суть «личности» и квинтэссенция жизненного пути бывшего архиепископа Пензенского и Саранского Владимира.   Имеются свидетельства о том, как в пензенском храме совершалось венчание Путяты с уже беременной от него невестой (Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве Высшей церковной власти: 1917–1943 гг./Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 716–721 (примеч. составителя). Дворжанский А. И. История Пензенской епархии: Исторический очерк. Пенза, 1999. С. 290; Иванов Н.

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

Осознавая критичность складывавшейся для него в Пензе ситуации, Путята в начале лета 1920 г. направился в столицу. В тексте письма председателя Исполкомдуха А. Ф. Филиппова на имя М. И. Лациса от 19 июня 1920 г. читаем: «4 раза был у меня архиепископ Пензенский Владимир. Он (по справкам) вынужден был местными обывателями уехать в Москву за полной утратой популярности и продолжением скандалов. Предлагал свои услуги Исполкомдуху, но его отъезд осенью и прекращение каких бы то ни было (даже письменных) сношений с Комитетом устранили (пока) возможность использовать его силы. Я советовал обратиться к Троцкой 44 и в качестве простого гражданина (а не архиерея) поступить сотрудником по отделу охраны памятников старины, что доставит Владимиру возможность разъездов по России и пропаганды хотя бы идеи его реабилитации (а кстати и необходимости созыва собора для переизбрания Патриарха) и др[угих] дел. Сегодня, 19-го, он объявил о приезде депутации из Вологды во главе диаконом, якобы организованной местной ЧК для устранения еп[ископа] Александра 45 и приглашения его, Владимира. О кружке противников нынешней церковности говорил и мне в его приезд председат[ель] Вологод[ского] ЧК, который, вероятно, докладывал и Вам о том. Но так как вмешательство ВЧК в какой бы то ни было форме в вопрос о поддержке кандидатуры Владимира в Вологде являлось бы нецелесообразным, ввиду крушения Владимира в Пензе, да и составляет предмет затаенных обсуждений и недовольства масс, ибо либо сам Владимир, либо его приближенные рисуют его перед публикой как представителя ВЧК» 46 . По возвращении из Москвы Путята 27 июня в Богоявленской церкви сделал доклад «о положении Народной церкви в центре». В тексте резолюции, принятой собравшимися, говорилось: «1) довести до сведения центральной рабоче-крестьянской власти чрез особо избранных делегатов, что архиепископу Владимиру поручено верующею пролетарскою массою Пензенской губ[ернии] отстаивать интересы обновленной Народной церкви и представительствовать от ее имени на центральном съезде духовенства и мирян в Москве 47 , защищая выработанную на месте программу деятельности обновленной Церкви и стремиться к проведению ее начал в жизнь для всей Российской Поместной Церкви… 2) Настойчиво требовать вмешательства центральной советской власти в деятельность местных властей, которые, несмотря на настойчивое желание народа, продолжают снисходительно относиться к пребыванию в Пензе назначенного Синодом епископа Иоанна, благодаря только тому, что приверженцы последнего — представители буржуазии — засели в канцеляриях губисполкома и др[угих] советских учреждений и всеми мерами тормозят приведение в исполнение народного желания о немедленной высылке Иоанна из пределов Пензенской губ[ернии] и препятствуют закрытию существующих при нем разных епархиальных органов, действующих вопреки циркулярным распоряжениям Наркомюста губисполкомам от 18 мая с/г.

http://sedmitza.ru/lib/text/4157166/

В ходе разбирательства конфликтной ситуации возникла интенсивная переписка (март–май 1923 г.), в которой участвовали: Владимир Путята (пребывавший в Москве); Исполнительный комитет группы «Православная Свободная народная церковь» в Пензе (Богоявленская церковь); Президиум Пензенского губисполкома; Отдел управления губисполкома (И. Д. Секретариат председателя ВЦИК, нарком просвещения А. В. Луначарский, нарком юстиции Д. И. Курский и заведующий V Отделом Наркомюста П. А. Несмотря на все усилия «путятинцев» добиться возобновления служб в Богоявленской церкви, обслуживавшей приход общей численностью (по заявлению пострадавшей стороны) 15–20 тыс. человек, так и не (при том, что и председатель, и некоторые члены приходского совета храма оставались на свободе), а Воскресенская церковь хотя и начала функционировать 5 апреля 1923 г., однако была возвращена не старой двадцатке из числа соратников Путяты (с которыми власти фактически расторгли договор, законным порядком заключенный в феврале 1922 г.), а была передана другой группе верующих. Что же касается самого Путяты, то его действия в 1923 г. реконструируются с большим трудом, так как сохранившиеся документы зачастую противоречат друг другу (особенно в датах). Судя по архивным источникам, Путята в марте–апреле 1923 г. обратился (в частности, 2 и 4 апреля 1923 г.) к руководству обновленцев с рядом заявлений, имевших целью доказать «тот факт, что т[ак] наз[ываемое] лишение сана никакого отношения к первому, возбужденному против меня сословною интригою, делу личного и церковно-служебного характера не имеет; что по этому делу я признан не только “оправданным, но и правомощным(так в тексте.– М. К.) занять немедленно жеосвободившуюся кафедру епископскую (только не Пензенскую)” – в ограждение меня же от создавшейся там ядовитой атмосферы кастовой вражды и ненависти за ту же борьбу с злоупотреблениями, которая и теперь вызвала со стороны Президиума ВЦУ, или, точнее, его председателя… “предписание» 29/III с/г.)». И далее: «И только тогда, когда в Пензу пришло известие о том, что я, несмотря на “полную недоказанность обвинений, оправдание и признание правомощным”, предназначен совещанием епископов-реакционеров (NB.

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

В 1898 году переведен в военно-судебное ведомство. Вскоре Всеволод бросил военную службу и в 1899 году поступил в Казанскую духовную академию, которую с особого разрешения Св. Синода, окончил в два года вместо положенных четырех лет. Почему он избрал малоизвестную в Петербурге Казанскую духовную академию? Почему он не поступил в столичную Академию? Эти вопросы невольно напрашивались у большинства его знавших. Но именно так надо было сделать, чтобы уйти из большого света и его пагубных соблазнов, приведших его к роковому для него решению: бросить мир и стать служителем Церкви. Его уход в академию чрезвычайно поразил его близких и все гвардейское офицерство и высший свет, где он был принят, как «свой человек», не взирая на его еврейское происхождение со стороны матери. 21 янв.1900 года он был пострижен в монашество с именем Владимира в честь его небесного патрона, а 8 ноября того же года рукоположен во иеромонаха. В 1901 году по окончании академии назначен инспектором Казанской духовной семинарии, а в 1902 году определен настоятелем Церкви при Русском посольстве в Риме с возведением в сан архимандрита. Здесь Путята трудился над своей магистерской диссертацией, собирал материалы и обрабатывал их. Его знание языков и разные возможности открыли ему двери русских и иностранных архивов и библиотек, и он смог использовать даже в Италии недоступные для большинства студентов Академии книжные и рукописные материалы. В 1906 году за свой труд на тему: «Государственное положение Церкви и религии в Италии», получил научную степень магистра богословия. В Риме, как прекрасно владевший итальянским языком, он сблизился с высшим обществом столицы и окружил себя итальянской знатью и молодежью. Однако он не рассчитал своих сил и средств и по ходатайству нашего посла в Италии «за соблазнительное поведение» был уволен с должности настоятеля посольской церкви и отчислен в распоряжение Св.Синода. Вскоре же «как бы на исправление», Путята был назначен настоятелем посольской церкви в Париже. Но и здесь с ним повторилась та же история, как и в Риме, и он, обремененный долгами от светской жизни не по средствам, был также отозван в распоряжение Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Путята вновь начал хлопотать перед Патриархом о восстановлении в прежнем сане, вступив «на путь примирения» с Православной Российской Церковью через специальных уполномоченных из числа своих пензенских сторонников 86 . При этом предполагалось через ВЧК оказать воздействие на ряд членов Синода, побудив их оказать Путяте поддержку. Особая ставка делалась на митрополита Сергия (Страгородского) 87 , находившегося с января 1921 г. в одной из московских тюрем (основанием для ареста митрополита послужил факт нарушения им советского законодательства о культах в вопросе о церковном браке и разводе) 88 . Путята стал хлопотать за арестованного при посредничестве А. В. Луначарского. 6 апреля 1921 г. нарком просвещения направил председателю ВЧК следующую записку: «Арестован и сидит в Бутырках митроп[олит] Сергий (Страгородский.— М. К.). По моим сведениям, он мог бы быть полезен и облегчил бы ту миссию, кот[орую] взял на себя арх[иепископ] Владимир в Казани. Шпицберг по обыкновению идет слишком напролом. Между тем использовать арх[иепископа] Владимира надо при макс[имально] удобных условиях. Это м[ожет] очень сильно и в безопасной для нас форме примирить с нами крестьянство идеологически. Если заинтересуетесь, вызовите арх[иепископа] Владимира. Я тоже всегда к В[ашим] услугам». Дзержинский, как и ранее, обратился за советом к главному эксперту по Путяте Лацису и получил ответ: «Не стоит поднимать старого вопроса. Это очередное увлечение “богоискателей”. А Сергий (Страгородский.— М. К.) уж совсем для этой цели не гож 89 ». Вряд ли точка зрения Лациса была сообщена Луначарскому, судя по тому, что 15 апреля 1921 г. он направил письмо И. А. Шпицбергу (ошибочно адресуя его в VШ отдел Наркомюста вместо СО ВЧК), высказываясь в том смысле, что до отъезда Путяты в Казань «дела с Сергием» надо бы наладить, так как по всей вероятности, restitutio ad integrum 90 будет иметь место. «В общем и целом, при нынешнем повороте на уступки крестьянству нам крайне выгодно иметь послушную нам церковь. С этой точки зрения Вл.

http://sedmitza.ru/lib/text/4157166/

Окончив это дело, Путята пошел в Киев. Вот почему о новгородцах сложилась тогда поговорка, что «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». Сам великий князь распространял христианство на запад от Днепра. В 992-м году Владимир ходил с епископами на юго-запад, распространял христианскую веру в земле червенской, учил и крестил там людей. Он основал здесь город, назвав его, по своему имени, Владимиром, и построил деревянную церковь во имя Пресвятой Богородицы. Но как ни старался Владимир просветить всю русскую землю светом христианской веры, – это ему не удалось вполне. И проповедников при нем было еще очень мало, да и само дело было слишком велико и значительно. Христианство при нем распространилось преимущественно по узкой полос, прилегавшей к великому водному пути из Новгорода в Киев. Обращение же всей русской земли ко Христу совершилось уже при его преемниках. Владимир-христианин После крещения киевлян, Владимир немедленно занялся постройкой церквей. Церкви строились преимущественно на тех местах, где стояли идолы. В самый год крещения Руси Владимир поставил церковь во имя св. Василия на том самом месте, где стоял идол Перуна. Не забыты были и мученики Федор и Иоанн. На месте пролития их крови киевскими язычниками, Владимир в 989-м году заложил каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Князь ничего не жалел на постройку ее. Храм строили греческие мастера, по образцу корсунских церквей. Через семь лет он был готов. В этот храм Владимир пожертвовал св. мощи, иконы, кресты, хоругви, – вообще, всю святыню, взятую им из Корсуня. Сюда он перенес потом и гробницу своей бабки Ольги. Попечение о храме вверено было известному Анастасу и корсунскому духовенству. На содержание его и церковного причта, князь назначил десятую часть от некоторых своих княжеских доходов. Поэтому церковь Успения Пресвятой Богородицы и стала называться десятинною. Освящение ее сопровождалось большим торжеством, угощениями и раздачею бедным милостыни. Владимир построил и еще нисколько церквей в Киеве, но величественнее и богаче Успенской не было. Везде, где крестился народ, немедленно возникали и храмы. Богослужение в храмах совершалось на понятном народу языке славянском. Пение и чтение производились по славянским книгам, переведенным с греческого языка святыми равноапостольными славянскими просветителями – братьями Кириллом и Мефодием. Священнослужители были частью из греков, частью из южных славян –болгар и сербов. Их при Владимире было не мало, но все же не столько, сколько требовалось для распространения веры Христовой и утверждения ее среди новообращенных. Владимир это видел и понял, что этот недостаток всего лучше пополнить своими – русскими пастырями. К своим священнослужителям пасомые больше будут иметь доверья. Пастыри из своих лучше чужих могут знать жизнь народа, его нужды. Но как этого достигнуть? Для этого надо распространять книжное учение, – заводить школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

18.10.1892 – архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии. С 21.02.1898 – митрополит Московский и Коломенский. С 23.11.1912 – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, священноархимандрит Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, первенствующий член Св. Синода. В 1915 г. удостоен степени доктора богословия. 23.11.1915 – митрополит Киевский и Галицкий, с оставлением первенствующим членом Св. Синода. Член Предсоборного Совета. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг., почетный председатель Собора до 21 ноября/4 декабря 1917 г. (дня настолования св. Патриарха Тихона). Зверски убит в Киеве 25.01.1918. Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 04.04.1992. – 106, 275, 276, 278 Владимир (Путята Всеволод Владимирович) (02.10.1869 – 1936) – князь, бывш. архиепископ, впоследствии григорианский «митрополит». В 1891 г. окончил Ярославский Демидовский лицей. Поступил на военную службу. В 1897 г. окончил курс Военно-юридической академии. В 1899 г. поступил в Казанскую духовную академию. В 1900 г. пострижен в мантию и рукоположен во иеромонаха. В 1891 г. по окончании духовной академии со степенью кандидата богословия назначен инспектором Казанской духовной семинарии. В 1902 г. возведен в сан архимандрита. В 1902 г. назначен настоятелем посольской церкви в Риме. С 1906 г. – магистр богословия. 06.08.1907 хиротонисан во епископа Кронштадтского, викария Санкт-Петербургской епархии, с поручением ему заведования всеми русскими церквами в Европе, за исключением церквей в Константинополе и Афинах. 18.02.1911 – епископ Омский. 08.03.1913 – епископ Полоцкий и Витебский. 10.01.1915 – архиепископ Пензенский и Саранский. На Священном Соборе Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. за недостойное поведение лишен епископского сана с оставлением в монашестве, но указу не подчинился, положил начало «пензенскому расколу». В 1922 г. перешел в обновленческий раскол. В 1923 г. обновленческим президиумом ВЦС восстановлен в правах «епископа» и назначен «епископом Саратовским», затем «Пензенским». Участник I обновленческого собора, подписал акт о низложении св. Патриарха Тихона. В 1928 г. принес покаяние митрополиту Сергию (Страгородскому) , был принят как монах. В 1934 г. перешел в григорианский раскол, григорианский «митрополит Томский и всея Сибири». Согласно определению Московской Патриархии от 13(26).06.1934 монах Владимир Путята объявлялся «отпавшим от Св. Церкви и лишенным христианского погребения». После 1934 г. в заключении. Скончался вне общения с Русской Православной Церковью. – 278 Владимир Александрович (1847–1909) – вел. кн., генерал от инфантерии, командующий Петербургским военным округом. Член Гос. Совета. – 37 Владимир, епископ Екатеринбургский см. Владимир (Соколовский-Автономов), архиепископ Екатеринославский и Таганрогский

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

21 января 1900 года пострижен в монашество с именем Владимир, а 8 ноября того же года рукоположен во иеромонаха . Академию окончил в два года вместо положенных четырёх. В 1901 году по окончании академии назначен инспектором Казанской духовной семинарии , а уже в 1902 году определён настоятелем церкви при Русском посольстве в Риме с возведением в сан архимандрита . Здесь архимандрит Владимир трудился над своей магистерской диссертацией. Его знание языков и разные возможности открыли ему двери русских и иностранных архивов и библиотек, и он смог использовать даже в Италии недоступные для большинства студентов академии книжные и рукописные материалы. В 1906 году за труд на тему " Государственное положение Церкви и религии в Италии " получил научную степень магистра богословия . В Риме как прекрасно владевший итальянским языком он сблизился с высшим обществом столицы и окружил себя итальянской знатью и молодёжью. Однако не рассчитал своих сил и средств, и по ходатайству русского посла в Италии " за соблазнительное поведение " был уволен с должности настоятеля посольской церкви и отчислен в распоряжение Св. Синода. Вскоре же, " как бы на исправление " , Путята был назначен настоятелем посольской церкви в Париже . Но здесь повторилась та же история, что и в Риме, и он, обременённый долгами от светской жизни не по средствам, был вновь отозван в распоряжение Синода. Связи его при дворе были ещё крепки и основательны, невзирая на то, что он был дважды скомпрометирован в глазах русского и заграничного общества. 6 августа 1907 года рукоположен во епископа Кронштадтского , четвёртого викария Санкт-Петербургской епархии с поручением заведовать всеми русскими заграничными церквами в Европе за исключением церквей, находящихся в Афинах и Константинополе. Чин хиротонии в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры совершали: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) , архиепископ Тверской и Кашинский Николай (Зиоров) , архиепископ Карталинский и Кахетинский Никон, архиепископ Сергий и архиепископ Северо-Американский Платон.

http://drevo-info.ru/articles/13676475.h...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010