С 6 февраля 1909 года - третий викарий Санкт-Петербургской епархии, с 30 декабря - второй. Став архиереем, он продолжал быть кумиром окружающего его дамского общества г. Петербурга и использовал этот успех в своих личных интересах. В ревизионных разъездах по заграничным церквам он в последующие годы продолжал жить " в своё удовольствие " , забывая, сколь высокую ответственность налагает на него его сан. О нём говорили много соблазнительного, и под давлением высшего общества Св. Синод переместил его на дальний Сибирский край. С 18 февраля 1911 года - епископ Омский и Павлодарский . Бывший ухажёр и поклонник всего светского, бывший гвардейский офицер на новом месте стал проявлять себя как " опытный администратор " . Эта способность выявилась у него ярко и своеобразно. Он не терпел возражений, был всегда требователен, особенно внедрял в сознание духовенства дисциплину. Его чарующий баритональный и властный голос иногда дополнял движение его глаз, которые метали порой такие повелевающие искры, что всё недосказанное архиереем достаточно восполнялось этим блеском живых черных глаз. В эти два года пребывания в Омске чарующий его образ привлекал и многих женщин, посещавших храм, где он служил, и его апартаменты в архиерейском доме. Он любил и умел принимать у себя гостей и тонко разбирался при выборе к себе приближенных. Он не любил долго и много говорить и тем более убеждать. Поэтому распоряжения его были краткими, ясными и лаконичными. Резолюции его отличались теми же качествами. И за это духовенство также не любило его. С 8 марта 1913 года переведён на Полоцкую кафедру . В Витебске он прослужил два года. Эти годы он употребил на укрепление своего пошатнувшегося положения в высших сферах Петербурга. 11 июля 1914 года был возведён в сан архиепископа и перемещён в Донскую и Новочеркасскую епархию . С первых же дней своей жизни в столице Войска донского он не поладил с Наказным атаманом Войска донского. В Новочеркасске произошло в его жизни несчастье: он сошёлся с блиставшей своей красотой и знатностью кн. Долгорукой, от которой имел незаконную дочку. Скандал этот вскоре открылся в городе и в год начала мировой войны (1914 г.) послужил соблазном для верующих. Наказной атаман в сгущённых красках представил Св. Синоду жалобу на непозволительные деяния архиерея и требовал убрать его как соблазнителя кн. Долгорукой.

http://drevo-info.ru/articles/13676475.h...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление комментирует историк Сергей Алексеев Мифы о Крещении Руси О Крещении Руси написаны сотни книг, тысячи статей. Помимо сугубо научных, среди них — множество популярных, публицистических, журналистских. Именно в этой среде родилось и развивается великое множество мифов. Их создавали идеологи всех сортов, досужие фантазеры, а вместе с ними и прямые противники христианства. В современных масс-медиа они получили широкое распространение. Редакция «Фомы» пригласила доктора исторических наук, автора биографической книги о крестителе Руси князе Владимире Святом Сергея Викторовича Алексеева, чтобы он прокомментировал содержание самых распространенных легенд подобного рода. Ни один ранний источник, написанный в течение века-полутора после событий, о насильственном крещении не говорит. Напротив, современники поражались отсутствию открытого сопротивления — что было бы весьма странно, если бы «на самом деле» оно было массовым. «Огонь и меч» нам известны исключительно из одного текста — приводимой историком XVIII (!) века В. Н. Татищевым Иоакимовской летописи. Судя по языку и содержанию, это памятник очень поздний; до нас он дошел только в «Российской истории» Татищева. Во-первых, Иоакимовская летопись сама подчеркивает, что дело касалось только Новгорода — «люди поносят новгородцев», что их одних крестили «огнем и мечом». Во-вторых, Иоакимовская летопись — источник не только поздний, но и весьма сомнительного происхождения. Одни ученые считают, что это творение самого Татищева, другие — что «летопись» создана без его ведома, чтобы удовлетворить его научный интерес, а затем им отредактирована. Может быть, в ней использовался какой-то древний текст, может быть — нет. Археологи находят подтверждение пожару в городе в конце Х века, но с чем он связан и насколько точно «летопись» передает события, так и остается неизвестным. «Поносное» присловье о том, что новгородцев «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем» — единственное и довольно зыбкое свидетельство, что в Новгороде в пору крещения произошел какой-то конфликт. Конфликт настолько локальный, что он веками оставался предметом только устных преданий. Там, где крещению действительно противились, как в Ростове или в Муроме, Владимир откладывал его до лучших времен, а не посылал дружинников штурмовать непокорные города.

http://azbyka.ru/stati-o-kreshhenii-rusi

13(28)12.1923 04(17)03.1924 04(17)03.1924 11.1925 31.08(01.09)1927 26.02(11.03)1928 26.02(11.03)1928 28.07(10.08)1936 03.1937 Митрофан Русинов 09(22)08.1941 03.1944 02(15)08.1944 17(30)10.1947 17(30)10.1947 29.11(12.12)1947 29.11(12.12)1947 21.07(03.08)1948 21.07(03.08)1948 03(16)04.1956 12(25)04.1956 03(16)04.1965 23.01(05.02)1965 12(25)05.1965 12(25)05.1965 22.01(04.02)1990 06(19)02.1990 07(20)02.1991 30.01(12.02)1991 14(27)06.1992 20.06(03.07)1992 Одесская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1942 г. Викарные кафедры: Николаевская, Первомайская. 1922 Алексий Баженов 20.10(02.11)1922 31.03(13.04)1923 10.1928 23.09(06.10)1937 Одинцовская Основана 22.09(05.10)1994. Именование – по г. Одинцово (Московская область). Московское викариатство. Упразднена в 1996 г. 22.09(05.10)1994 14(27)12.1996 Ойротская, обн. Основана в 1924 г. Местопребывание – в г. Ойрот-Тура (с 1948 г. – Горно-Алтайск). Упразднена в 1925 г. 26.01(08.02)1924 06.1924 23.03(05.04)1925 10(23)06.1925 Иннокентий Кулаков Оломоутско-Брненская Основана в 1950 г. Именование – по гг. Оломоуц, Брно (Чехословакия). В составе Чехословацкого экзархата Московского патриархата. 23.01(05.02)1950 10(23)11.1951 Олонецкая (см. Ладожская и см. Петрозаводская) Олонецкая, обн. Основана в 1922 г. Именование – по г. Олонец (Карельская АССР). Упразднена в 1925 г. Викарная кафедра: Вытегорская. 04(17)08.1922 12(25)10.1925 Александр Надеждин Омская Основана 06.02.1895 (по др. 16.01.1895, 10.02.1895; выделена из Тобольской и Томской епархий). Именовалась: Омская и Семипалатинская; Омская и Акмолинская; с 26.01.1913 – Омская и Павлодарская; Омская и Тарская; в 1947 г. – Омская и Тюменская; с 12(25)01.1990 – Омская и Тарская, паки. Викарные кафедры: Семипалатинская, Акмолинская, Петропавловская, Тюменская. 18.02.1895 17.12.1900 20.01.1901 06.09.1903 Сергий Петров I 06.09.1903 09.12.1905 Михаил Ермаков 09.12.1905 18.02.1911 18.02.1911 08.03.1913 Владимир Путята 08.03.1913 30.07.1914 30.07.1914 04.06.1915 ранее 03.1915 04.06.1915 04.06.1915

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пожалуй только не успеть на похороны, которые должны совпасть с отъездом последнего (даже с точки зрения пресловутого Собора!) “законного” члена Синода в лице “Добродушного”, жал[ею], что не застану его в Москве… (далее неразборчиво.— М. К.) как надо бы спеться (если только это возможно) о будущем modus agendi, создающемся нашим ”соседством”. Местный Казанский еп[архиальный] совет еще не закрыт; предполагаем предъявить ему ультиматум [для?] совместной работы; в случае отказа, который будет признаком противодействия и приверженности старому консисторскому режиму, естественно всплывет вопрос о возможности (или невозможности) дальнейшего его существования. Главное, [чтобы?] местные деятели и духовенство знали, что, примкнув к обновлению, они не только не проиграют, а тем более не пострадают от обессиленного “церковного центра”, но и выиграют и (что для них особенно важно) останутся вне сферы досягаемости для прещений “Начальства”… (далее неразборчиво.— М. К.) которых и обеспечивает за[кон?], запрещающий церковным учреждениям “меры насилия и пр[ину]ждения над своими членами”. Все дело в том, чтобы вселить в них уверенность, что их не тронут. Буду подробно информировать Вас обо всем происходящем. Уважающий Вас… а[рхиепископ] Владимир. Известно ли Вам, что на Троицком “Патриаршем” подворье в С[анкт-]П[етер]б[урге] помещается “Богословский институт”?» 123 . «18 июня. Сегодня ровно неделя, что мы работаем с Г. М. Ивановым, а по главнейшим вопросам приняты уже соответствующие решения. Епархиальный совет, недавно закрытый, открыл свою тлетворную деятельность в том же составе (припоминаю циркулярное письмо понтифекса, которое выполняется в точности!), только под другою вывескою: “административно-исполнительной канцелярии”; другое такого же типа учреждение под именем “личной канцелярии” ежедневно заседает под руководством двух здешних викариев в том самом помещении, которое назначено мне для жительства в Казанском монастыре. Мы с Г. М. решили предложить им ультиматум: или работать под моим руководством, или удалиться и быть ликвидированными с привлечением виновников продолжения под маскою той же работы, за которую был закрыт Еп[архиальный] совет.

http://sedmitza.ru/lib/text/4157166/

101 «В 1921 году он принес покаяние и был принят в общение в качестве простого монаха. Одновременно он возбудил перед Святейшим Патриархом и Священным Синодом ходатайство о восстановлении его в архиерейском сане… Дело о восстановлении замедлилось и даже принимало скорее неблагоприятный оборот (между прочим, против возможности восстановления настойчиво говорил на заседаниях Синода сам Святейший Патриарх Тихон)» (Письмо заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) протоиерею Михаилу Галунову от 24 августа (6 сентября) 1926 г. ( Иванов Н. П. История путятинской смуты//Пензенские епархиальные ведомости.1999. 3. С. 90–92). 102 РГАСПИ, ф. 5, оп. 1, д. 120, л. 10. 103 Там же, ф. 2, оп. 1, д. 18614, л. 1. 104 16 июня 1920 г. Секретный отдел ВЧК в лице его заведующего М. И. Лациса обратился в VIII отдел Наркомюста: «Секретный отдел ВЧК препровождая при сем копию с постановления народного Епархиального совета под председательством архиепископа Владимира Путяты сообщает, что намерен разослать его в копиях во все губЧК по территории Республики, для того чтобы заставить теми или иными мерами представителей церковной власти признать его целесообразность и проводить его строго в жизнь, вопреки патриаршему указу от 2 июня г., где вся власть по церковному разводу переходит в руки одного лица — архиерея. Однако, чтобы деятельность не была бессистемной, Секретный отдел ВЧК запрашивает у VIII отдела своего мнения по этому вопросу, каковой просит прислать в срочном порядке» (ГА РФ, ф. А–353, оп. 3, д. 789, л. 57. Штампы входящей документации Общей регистратуры Наркомюста 7505 от 17 июня 1920 г. и VIII Отдела Наркомюста 929 от 18 июня 1920 г. Рукописные пометы: «Полагаю, что рассылка из ВЧК постановления Епархиального совета нецелесообразна. Следовало бы ограничиться заметкой в газетах с выдержкой из этого постановления. П. Красиков. 18/VI»; «Послан т[оварищу] Лацису циркуляр 8 отд[ела] от 23–VI… И. А. (Шпицберг.— М. К.)». В приложении (Л. 58) машинописный текст, с незначительными отклонениями повторяющий типографский оттиск 1919 г. Здесь же штамп VIII отдела: «Исполнено за 668. Циркуляр об Епарх[иальных] советах».

http://sedmitza.ru/lib/text/4157166/

Поздняя летопись распространяет деятельность духовенства Владимирова и на отдаленные русские города. Она говорит, что Владимир, посылая сынов своих в уделы, послал с ними священников и приказал сыновьям, чтобы каждый в своей области заботился о построении христианских храмов и о просвещении язычников верою 57 . Самые события последующего времени оправдывают это известие. Но они же показывают, что воля Равноапостольного не везде могла быть выполнена с равным успехом. Несомненно известно, что Новгород, столько отдаленный от Киева, принял христианство при св. Владимире. Четыре года спустя после крещения Владимирова, там был епископом Иоаким, один их корсунских священников. «И прииде Епископ Иоаким, и требища разори, и Перуна посече, и повеле повлещи в Волхов, и повязавши ужи (веревками) волочаху по калу, бьюще жезлием, и вривуша в Волхов. И заповеда (епископ) никому же нигдеже не переняти его. И иде Пидблянник (житель местечка Пидбла) рано на реку, – и Перун приплы к берегу, и отрину его шестом. Ты, рече, Перунище, досыти еси пил и ял, а ныне уже плови прочь» 58 . Впрочем в Новгороде не только не без скорби, как в Киеве, но и не без сопротивления расстались с старым. Не без основания же в народе присловие: «Путята крести мечом, а Добрыня огнем». Это указывает на то, что Новгородцы, как и в других случаях, отказались было повиноваться воле В. Князя о крещении, и их надобно было усмирять как нарушителей порядка. Иоакимова летопись прямо говорит, что Новгородцы открыто восстали на проповедников веры, сожгли дом Добрыни, умертвили жену его и что для усмирения мятежа надлежало употребить меч. По ее известию, Новгородцы по усмирению мятежа крестились, но иные под разными предлогами старались уклониться от крещения. По Никоновой летописи и по степенной книге, многие крестились и в Новгородской области, по градом и селом воздвигнуты были храмы 59 . § 6. Распространение христианства в XI и XII веках Нестор говорит о времени Ярослава В.: «нача вера христианская плодитися и расширятися» 60 . Это означало, что при Ярославе чистая, святая вера глубже стала проникать в сердца недавних язычников, и область ее более расширялась по обширной России. Но сердце человеческое не скоро расстается со своими привычками и страстями. Нужны были подвиги, иногда даже кровавые, для того, чтобы осталась полная победа за верою св., и особенно там, где мало еще трудились для св. веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Митрополит объяснил мне, что церковные неприятности, Вами претерпенные (так в тексте. – М. К.), являются результатом чрезвычайно неблаговидного поступка, граничащего с преступлением, что поступок этот (он не сказал, какой) никем не оспаривается, точно установлен и общеизвестен. К сожалению до меня эти сведения доходят впервые. Я не могу не удивляться, как можете Вы, имея такое пятно на Вашей репутации и умалчивая об этом, обращаться за помощью и рекомендацией к людям, во всяком случае заслуживающим уважения… Еще раз заявляю Вам, что прошу Вас ни по каким делам ко мне более не Впрочем, судя по сохранившейся переписке более позднего времени, отношения двух старых знакомых, по крайней мере, к концу 1920-х гг. На протяжении 1925–1926 гг. Путята жил в Москве, «окормляясь» около проживавшего здесь больного митрополита Уральского Тихона (Оболенского). Затем внезапно, перед Пасхой 1926 г., он появился в городе Уральске с письмом о том, что митрополит Тихон поручает служить здесь Страстную неделю и По свидетельству протоиерея Михаила Галунова, члена Поместного собора 1917–1918 гг., «в 1926 году на Страстной неделе в Уральск вдруг приехал Владимир и… заявил городскому духовенству, что он восстановлен в епископском сане и имеет полномочия от Уральского митрополита Тихона временно управлять его епархией. Духовенство стало в тупик. Что именно представлял собой Путята, знали многие, но Путята предъявил письмо правящего архиерея. Это письмо прочли и… успокоились, а проверять у своего будущего “владыки” документы о его восстановлении в епископском сане просто не решились… Путята начал служить и всем, разумеется, понравился». Протоиерей Михаил Галунов был одним из немногих, решивших проверить, действительно ли Путята восстановлен, и написал обо всем, происходящем в Уральске, митрополиту Сергию в Нижний Новгород: «На третий день Пасхи благочестивые пастыри города Уральска уже читали ответ, что… Путята – самозванец и что его надо просто гнать… Вместо того, чтобы просто гнать в шею этого проходимца, нашлись люди, и их оказалось даже много, которые стали на его сторону и требовали, чтобы он продолжал служение… С обеих сторон поехали делегации: в Москву к больному митрополиту Тихону и в Нижний Новгород к возглавлявшему Русскую Церковь заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию.

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЛАДИМИР (ПУТЯТА) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru О. Владимир (Путята) Владимир (Путята) ( 1869 - 1936 / 1941 ), б. архиепископ Пензенский и Саранский В миру Всеволод Владимирович Путята, родился 2 октября 1869 года в Смоленской губернии. Воспитывался у бабушки в д. Дубки Одоевского уезда Тульской губернии . Родителями Всеволода были артист Владимир Иванович Путята, происходивший из разорившейся " старинной дворянской фамилии " и Раиса Васильевна, дочь действительного статского советника, землевладельца Одоевского уезда Тульской губернии Василия Шлыкова. Брак рано распался. В 1873 году Раиса Васильевна, оставив на попечение родителей троих малолетних сыновей - Всеволода, Бориса и Николая, вместе с сестрой Виргинией уехала учиться в Швейцарию, в Цюрих . В последствии, она станет известной как Раиса (Роза) Путята-Кершбаумер - первая русская женщина-офтальмолог . Получил блестящее воспитание и всестороннее образование. Имея большие способности к языкам, с юности превосходно владел французским, английским и немецким; впоследствии изучил итальянский и превосходно овладел древними языками - греческим и латинским. Обладал редкой красотой и выдающейся завидной внешностью. В 1887 году окончил 1-ю Тульскую гимназию, в 1891 году окончил " с похвалою " Демидовский юридический лицей, в 1897 году - Военную юридическую академию и произведён в штабс-капитаны, затем по фамильной традиции стал офицером лейб-гвардии Преображенского полка, откуда в звании капитана был уволен " в запас " . Был близок к полковнику этого полка императору Николаю II , часто бывал у него как близкий человек. В 1898 году переведён в военно-судебное ведомство, но вскоре оставил военную службу и в 1899 году поступил в Казанскую духовную академию . Уход в академию чрезвычайно поразил его близких, всё гвардейское офицерство и высший свет, где он был принят как " свой человек " .

http://drevo-info.ru/articles/13676475.h...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Крапивин М. Ю. Всеволод Путята в контексте религиозной политики органов ГПУ–ОГПУ–НКВД СССР (1922–1936 гг.) Продолжение. Начало см.: «Вестник церковной истории». 2013. С. 247–311; 3/4(31/32). С. 287–340. В первых числах марта 1922 г. Путята, по воспоминаниям современников, покинул Пензу, к чему его принудили несколько обстоятельств: смерть (во время родов) его новой любовницы (из дворян) В. Н. а следом и ребенка – младенца Афанасия (22 февраля/7 марта 1922 претензии на руководящую роль в путятинской организации ближайшего сподвижника мятежного архиерея Иоанникия (Смирнова), которого незадолго до этого бывший архиепископ Владимир сам рукоположил в епископа Инсарского («хиротония» была совершена не позднее первых чисел мая 1922 в условиях разворачивавшегося общероссийского церковно-обновленческого движения «нового типа» Путята решил, что есть необходимость быть поближе к центру событий; народный следователь по важнейшим делам Пензенского губюста завел уголовное дело по обвинению представителей Свободной народной церкви «в расхищении народного достояния из церквей города Пензы – соборной, кладбищенской Мироносицкой и Сам Путята был арестован Пензенским отделом ГПУ «по подозрению в сокрытии церковных ценностей» и некоторое время содержался в Прибыв в Москву, 16 марта 1922 г. Путята (вновь именующий себя архиепископом Владимиром), обратился к народному комиссару по просвещению А. В. Луначарскому с коротким «заявлением»: «Проведение в жизнь декрета об отделении церкви от государства как в центре, так, в особенности, на местах должно было привести (и широко понимающих задачи рабоче-крестьянской власти действительно привело) к заключению о необходимости контроля за деятельностью Церкви, точнее – ее правящего аппарата с точки зрения народной культуры и о сосредоточении этого контроля в Народном комиссариате по просвещению по примеру Западной Европы: даже в тех странах, где Церковь отделена от государства несравненно более резко и глубоко, чем у нас, министр народного просвещения есть одновременно и министр исповеданий (французский “ministre de l " instuction publique et des cultes”, итальянский “ministro dei culti e dell’ istruzione”).

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

В 1929 г. Путята внес дополнительные детали в ранее реконструированную им картину событий 1924 г., поясняя, что Патриарх Тихон стоял на точке зрения необходимости «приобщить меня к активной работе, признаваемой… полезною не только для Церкви, но и для государства», «когда с 24/ХII г. давал мне одно за другим несколько определенных назначений, сломив таким образом, казалось, окончательно противодействие антисоветски настроенной “твердолобой оппозиции”. Но тут случилось нечто такое, чего менее всего можно было ожидать: последняя была неожиданно для самой себя и, думается, едва ли вполне сознательно, но несомненно поддержана (и самим реальным образом) теми, кому категорически воспрещается и революционным законом, и его, подобными Вам, точными исполнителями всякое вмешательство во внутреннюю жизнь Церкви; короче говоря, меня просто не пустили ни в одно из последовательно назначавшихся мне мест Я и тогда хорошо понимал, а теперь… еще лучше понимаю, что таким недопущением в корне нарушался принцип невмешательства; но не подчиниться этой vis major мне помешало то же вошедшее в плоть и кровь лояльное отношение к гос[ударственной] власти, за которое я пострадал 12 лет тому назад и продолжаю страдать до сих После смерти Святейшего Патриарха Тихона в 1925 г. Путята вновь примкнул к обновленческой синодальной Церкви.Однако уже «8 октября 1925 года совещание обновленческих епископов вынесло решение: “Считать постановление совещания епископов I Всероссийского Поместного собора о бывшем архиепископе Пензенском Владимире (Путяте) остающимся в силе и не считать его состоящим в списке членов Всероссийской Православной «24 июля 1928 года в своем письме на имя митрополита Сергия Путята пояснял, что обновленцы изгнали его за то, что он в сентябре 1925 года стал возражать против второбрачия духовенства и женатого епископата, чем… вызвал гнев главы обновленчества “двоеженца” (рожденного Путята указывал, что он собирался выступить на очередном обновленческом церковном Соборе 1–10 октября 1925 г., но «президиум» воспротивился выступлению «тихоновского архиерея Владимира», расценив его намерение как «агитацию в пользу контрреволюционно настроенной тихоновщины».

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010