В сер. XIV - нач. XVI в. каждый князь из рода московских Рюриковичей имел свою долю доходов («жеребий») от управления городом (третная система). Согласно «Записи о душегубстве», княжеская юрисдикция по важнейшим делам в XV в. включала ближайшую округу М. Княжеские загородные селения, прежде всего к северу и западу от М., совместно управлялись потомками вел. кн. Иоанна I Данииловича Калиты через третных наместников, при этом великокняжеский наместник контролировал большую из территорий. Наместники имели свой штат слуг и приставов. С XV в. наместники фиксировали купчие на холопов. Согласно 2-й духовной грамоте блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского, в мае 1389 г. он благословил своего преемника вел. кн. Василия I Димитриевича «на старший путь в городе и в станах моего удела двою жеребьев половина» (ДДГ. С. 33. 12). В 1340-1456 гг. 3-й «жеребий» держал за собой правитель Серпуховско-Боровского княжества. По распоряжению кон. 1461 - нач. 1462 г. вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного этот «жеребий» перешел к его младшим сыновьям. При этом «численными людьми» великие и удельные князья ведали сообща. В кон. 1503 г. все 3 «жеребья» были завещаны вел. кн. Иоанном III Васильевичем своему наследнику вел. кн. Василию III Иоанновичу . В отсутствие государя М. управлял один из его братьев или сыновей. С XIV в. служилые люди интенсивно осваивали земли в бассейне р. Москвы, левобережье и отчасти правобережье Оки. Вел. кн. Владимирский Симеон Иоаннович Гордый (1340-1353), владевший значительной частью Московского княжества, присоединил к московским землям рязанские владения на правобережье Оки - по рекам Протве и Луже. Между 1353 и 1359 гг. вел. кн. Иоанн II Иоаннович Красный обменял ряд своих владений, расположенных на правом берегу р. Лопасни (Лопастны) вплоть до верховьев Дона, на «отыменные места», находившиеся на левом берегу Оки. В состав московских владений вошли Верея, Лужа и Нов. Городок «на устье» Протвы, к-рые в домонг. время входили в состав Черниговского княжества. Рубежи на зап. направлении до 1485 г. не изменились. Здесь интенсивно развивались такие торгово-ремесленные центры, как находившийся в «смесном» владении с властями Вел. Новгорода Волок Ламский и Можайск (известны в летописях соответственно с 1135 и 1276/77); в сельских поселениях в 30-х - 90-х гг. XIV в. появилось много выходцев из Смоленской земли.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Том IX Глава I. Продолжение царствования Иоанна Грозного. г. 1560–1564 Перемена в Иоанне. Клевета на Адашева и Сильвестра. Суд. Заточение Сильвестра. Смерть Адашева. Начало злу. Новые любимцы. Первые казни. Война Ливонская. Великодушие Беля. Взятие Феллина. Слово Царя Казанского. Конец Ордена. Переговоры с Швециею. Война с Литвою. Второй брак Иоаннов. Взятие Полоцка. Рождение Царевича Василия. Торжество Иоанново. Смерть Царевича. Дела Крымские. Замысл Султана. Происшествия в Ливонии. Перемирие с Швециею. Злонравие супруги Иоанновой. Кончина Князя Юрия. Пострижение Иоанновой невестки и матери Князя Владимира. Кончина Макария. Сочинение Житий Святых и Степенной книги. Заведение типографии. Издание Библии в Остроге. Полоцкая Архиепископия. Белый Клобук Митрополитов. Посвящение Афанасия в Митрополиты. Приступаем к описанию ужасной перемены в душе Царя и в судьбе Царства. И Россияне современные и чужеземцы, бывшие тогда в Москве, изображают сего юного, тридцатилетнего Венценосца как пример Монархов благочестивых, мудрых, ревностных к славе и счастию Государства. Так изъясняются первые: «Обычай Иоаннов есть соблюдать себя чистым пред Богом. И в храме и в молитве уединенной, и в Совете Боярском и среди народа у него одно чувство: да властвую, как Всевышний указал властвовать своим истинным Помазанникам! Суд нелицемерный, безопасность каждого и общая, целость порученных ему государств, торжество Веры, свобода Христиан есть всегдашняя дума его. Обремененный делами, он не знает иных утех, кроме совести мирной, кроме удовольствия исполнять свою обязанность; не хочет обыкновенных прохлад Царских. Ласковый к Вельможам и народу – любя, награждая всех по достоинству – щедростию искореняя бедность, а зло примером добра, сей Богом урожденный Царь желает в день Страшного Суда услышать глас Милости: ты ecu Царь правды! и ответствовать с умилением: се аз и люди, яже дал ми ecu ты!» Не менее хвалят его и наблюдатели иноземные, Англичане, приезжавшие в Россию для торговли. «Иоанн, – пишут они, – затмил своих предков и могуществом и добродетелию; имеет многих врагов, и смиряет их. Литва, Польша, Швеция, Дания, Ливония, Крым, Ногаи ужасаются Русского имени. В отношении к подданным он удивительно снисходителен, приветлив; любит разговаривать с ними, часто дает им обеды во дворце, и, несмотря на то, умеет быть повелительным; скажет Боярину: иди! и Боярин бежит, изъявит досаду Вельможе и Вельможа в отчаянии: скрывается, тоскует в уединении, отпускает волосы в знак горести, пока Царь не объявит ему прощения. Одним словом, нет народа в Европе, более Россиян преданного своему Государю, коего они равно и страшатся и любят. Непрестанно готовый слушать жалобы и помогать, Иоанн во все входит, все решит; не скучает делами и не веселится ни звериною ловлею, ни музыкою, занимаясь единственно двумя мыслями: как служить Богу, и как истреблять врагов России!»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Титул «Владимирский» означал неразрывную связь с обладанием высшими княжескими правами великими князьями Владимирскими (именно на это великое княжение получали ярлык в Орде русские князья). С 1328 года великими князьями Владимирскими были московские князья Иоанн Данилович Калита, затем его дети — Симеон Иоаннович Гордый и Иоанн Иоаннович Красный. Только на три года с 1360 по конец 1362 года Владимирское великое княжение было отдано Ордой Нижегородскому князю, а с 1362 года вернулось к Московским князьям, став их отчиной, т.е. наследственным неотъемлемым владением. Спустя еще четверть века оно полностью вошло в состав Московского княжества. Но очевидно, что в середине XIV века вторым кафедральным городом Киевской митрополии официально мог быть только Владимир, как столица великого княжества. Характерно, что даже спустя столетия в титуле Русских царей, например, царя Михаила Федоровича, упоминание «Владимирский» шло первым — до «Московского», и только при изменении титула, после вхождения в состав Русского государства Киева и Левобережья Днепра при царе Алексее Михайловиче, переместилось на третье место — после «Московского» и «Киевского». Еще одним интересным исторически зафиксированным фактом является обсуждение в 1588 году Патриархом Константинопольским Иеремией ΙΙ с русскими властями возможности его переезда на Русь: Иеремия был готов сам, устав от бесконечных невзгод в Константинополе, остаться Патриархом на Руси. Русская сторона предложила ему в таком случае резиденцию во Владимире, при этом подразумевалось, что в Москве при государе останется митрополит Иов. Но Патриарх Иеремия соглашался остаться на Руси только при условии размещения его в Москве. Особое положение Владимира нашло отражение и в том, что церковный титул «Владимирский» вплоть до синодальной эпохи не присваивался, но сохранялся за митрополитом и впоследствии Патриархом всея Руси, тогда как проживавший во Владимире и Суздале архиерей считался «Суздальским». Вот именно этим историческим статусом города Владимира и объясняется его упоминание в грамоте 1354 года. Спустя столетие, это подтвердил Константинопольский Патриарх Геннадий Схоларий, который в ответах на вопросы деспота Сербии Георгия упомянул, что Киевская кафедра находится «в Московии» (так!) из-за того, что город Киев оказался «у латинян», то есть вошел в состав католического государства.

http://pravoslavie.ru/116277.html

Скачать epub pdf Житие святого отца нашего Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца Память 12 февраля Святой чудотворец Алексий, митрополит Российский, происходил из боярского рода. Родители его Феодор и Мария были бояре Черниговского княжества. Святой Алексий родился в Москве 1346 при московском князе Данииле Александровиче 1347 , сын и наследник которого князь Иоанн Даниилович 1348 , бывший тогда еще отроком, был восприемником Алексия в святом крещении, причем младенцу было наречено имя Елевферий. Когда он подрос, его отдали учителям для книжного учения. Однажды, когда Елевферию было двенадцать лет, он как-то в поле расставлял сети для ловли птиц. В это время отрок случайно уснул и услышал голос: «Зачем, Алексий, ты напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом людей». Пробудившись ото сна, отрок никого не видел вокруг и сильно дивился тому, что он слышал. С этого времени он стал много думать и размышлять, что должен значить этот голос. Возлюбив Бога с юного возраста, он оставил своих родителей, отказался от женитьбы и, желая поработать Единому Владыке Христу, пришел в Богоявленский монастырь в Москве и здесь постригся в иноки, причем в пострижении ему дали то имя, которое он слышал в сонном видении – Алексий 1349 . Тогда игуменом в Богоявленском монастыре был Стефан, брат великого чудотворца Сергия Радонежского; он сам постриг святого Алексия, которому шел тогда двадцатый год от рождения. С того времени до сорокалетнего возраста святой Алексий неустанно трудился; постился, молился каждую ночь и упражнялся в других иноческих подвигах, так что многие дивились его ревности. За его богоугодную жизнь все почитали и уважали святого Алексия; даже сам великий князь московский Симеон Иоаннович 1350 и митрополит Феогност 1351 сильно любили его. За многие добродетели он был поставлен епископом города Владимира 1352 . Когда преставился митрополит Феогност, великий князь московский Иоанн Иоаннович 1353 , принявший бразды правления после брата своего великого князя Симеона, по соборному постановлению избрал в митрополита святого Алексия и послал его на посвящение в Царьград к святейшему патриарху Филофею 1354 . Филофей поставил святого Алексия митрополитом Киевским и всея России. По возвращении из Царьграда святой Алексий принял на себя управление Церковью Русской 1355 и еще более стал подвизаться, к одним подвигам прилагая другие, и был светильником для всех, подавая пример словом, делом и жизнью, верой и чистотой, духом и любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

После опалы боярской Иоанн начал нерадеть о внуке, по выражению летописцев, и объявил сына Василия великим князем Новгорода и Пскова. В Новгороде после выводов старых жителей было тихо, оттуда не раздалось никакого возражения, но псковичи еще жили по старине: узнавши об этой новости и не зная, в чем дело, они отправили в Москву троих посадников и по три боярина с конца бить челом великим князьям Иоанну Васильевичу и внуку его, Димитрию Иоанновичу, чтоб держали отчину свою в старине и, который великий князь будет на Москве, тот был бы и во Пскове. Услыхав от послов такую просьбу, великий князь рассердился. " Разве я не волен в своем внуке и в своих детях? - сказал он. - Кому хочу, тому и дам княжество " . Один посадник с боярами были отпущены, двое других задержаны и посажены в тюрьму. В это время приехал во Псков из Новгорода владыка Геннадий и хотел соборовать, но посадники и псковичи, подумав, соборовать владыке не дали: " Ты хочешь молить бога за великого князя Василия, а наши посадники затем поехали к великому князю, что мы не верим, будто князь Василий будет великим князем новгородским и псковским, подожди: когда приедут наши посадники и бояре, тогда и служи " . Послы приехали, но не все, приехали с опалою, без поклона, с одним ответом: " Разве не волен я, князь великий, в своих детях и в своем княжении? " Псковичи поспешили послать других бояр бить челом великим князьям - Иоанну Васильевичу и Василию Иоанновичу новгородскому и псковскому, " чтоб государи наши держали отчину свою в старине, а посадников бы отпустили " . Посадники были отпущены, и вслед за ними приехал боярин из Москвы с объявлением, что великий князь отчину свою держит в старине. Псковичи напрасно беспокоились: Иоанн не хотел делить великого княжения, не хотел раздирать его усобицами, которые могли кончиться только гибелью одного из соперников, и предупредил борьбу, пожертвовав сыну внуком. II апреля 1502 года великий князь положил опалу на внука своего, великого князя Димитрия, и на мать его Елену, посадил их под стражу и с того дня не велел поминать их в ектеньях и литиях, не велел называть Димитрия великим князем, а 14 апреля пожаловал сына своего Василия, благословил и посадил на великое княжение Владимирское и Московское всея Руси самодержцем по благословению Симона-митрополита.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Неполный список священнослужителей Христорождественского храма в период с XVII по XIX вв.: Григорий уп. в 1676 г. Иоанн Григорьев род. 5 мая 1700 г. Архип Феодоров уп. в 1783 г. Иоанн Алексиев ум. 26 июня 1799 г. Авраамий Кодратов род. 6 ноября 1799 г. Павел Аликсиев род. в том же году. Иоанн Михеев упом. с 1801-1816; вторично с 1821-1830 гг. Спиридон Иоаннов упом. с 1816-1821 г. Иосиф Борисов Ракитин уп. с июля 1820-48 г. Александр Дмитриев Городков уп. с 22 декабря 1830-1854 г. Иоанн Михайлов Толпин уп. с 21 мая 1848-1871 г. Иоанн Герасимович Доброхотов сост. с 10 февраля 1854 г. Иоанн Павлович Столпов сост. с 12 сентября 1871 г. Дунаев Михаил - диакон села Боршевое Скопинского уезда. Перемещен в село Снежеток Раненбургского уезда. Перемещен в село Старо-Кленское того же уезда. Объявлено одобрение Его Высокопреосвященства, Алексия, Архиепископа Рязанского и Зарайского, за особенно исправное служение. Диакон, состоящий на вакансии псаломщика села Старо-Кленское Раненбургского уезда. Почислен штатным диаконом. Девяткин Димитрий - священник села Старое Кленское Раненбургского уезда. Назначен законоучителем в училище при деревне Змиевка того же уезда. Утвержден в должности законоучителя в Старокленском народном училище (вместо Змиевского). Ракитин Иоанн - дьячок села Старокленское Раненбургского уезда. Перемещен в село Малый Снежеток того же уезда. Столпов Иоанн - диакон села Агибалово Михайловского уезда. Рукоположен во священника к Христорождественской церкви села Старо-Кленское Раненбургского уезда. Утвержден законоучителем в местной сельской школе. Покровский Николай (†1877) - уволенный из Среднего отделения Рязанской Духовной семинарии. Определен на диаконское место к церкви села Старо-Кленское Раненбургского уезда. Перемещен в село Снежеток того же уезда на вакансию псаломщика. 8 (20) мая 1874 года награжден золотой медалью с надписью «за спасение погибавших» на Владимирской ленте за спасение станового пристава Тимирязева от угрожавшей ему опасности быть убитым. Умер (1877, б/н, 15.09).

http://sobory.ru/article/?object=28738

Судя по сим его качествам и по тогдашним обстоятельствам славенорусские церкви, кажется, сему митрополиту должно приписать находящееся при некоторых славянорукописных Кормчих книгах, а у Герберштейна в латинском переводе напечатанное (De rebus Moscow, 1600 г., pag. 30) весьма благоразумное послание к папе с опровержением разногласий римской церкви и с увещанием обратиться к православию. Вступчивость папы за Изяслава и посольство его к нему и к брату его, Всеволоду, могли быть поводом к сему посланию, в котором с самого начала упоминается, что папа спрашивал всероссийского митрополита о православии веры чрез посланного от себя епископа. В каталоге киевских митрополитов, (Московский Люб. Мес., 1776 г., стр. 71) сказано, якобы послание сие писал уже киевский митрополит Иоанн IV, скончавшийся в 1166 г., к папе Александру III. Но на чем сие мнение основано, не известно. Ибо в надписи послания означено в рукописях и у Герберштейна только: «Иоанн митрополит русский архиепископу римскому», не именуя его и не означая леточисления. А об Иоанне IV летописи наши не говорят ничего такого, из чего бы можно заключить о переписке его с папою Александром III. В вышеупомянутых рукописных Кормчих и у Герберштейна в латинском переводе находится еще собрание нескольких казуистических правил и вопросов с ответами, приписуемых митрополиту же русскому Иоанну, прозванному пророком. К какому из 4-х Иоаннов оные собственно приписать должно, не известно. А пророком в летописях ни один из них не назван. Но судя потому, что митрополит Иоанн I, бывший еще при Владимире великом, не видно, что бы писал что-нибудь; Иоанн III был, как говорит Нестор, «муж не книжен и умом прост» и чрез год по вступлении на митрополию скончался; a Иоанн IV так же, но летописям, не замечен в учености, кроме того, что сказано о нем в Киевском каталоге, и 2 года только управлял, то следует и сии правила приписать Иоанну II. Есть еще в рукописях его же «послание к некоему Иакову черноризцу». Как, по-видимому, не убедительны казались все эти аргументы и выводы самому Евгению, однако чрез несколько лет от них он отказался и вот что писал об Иоанн II и Иоанн IV в своей «Истории киевской иерархии» (1825 г.): Uoahha II «называли пророком (кто не говорит), конечно, за святость и прозорливый ум.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Кн. Владимир Андреевич. Фреска на юж. стене Архангельского собора Московского Кремля. 1652 - 1666 гг. Родился на 40-й день после смерти отца. Его матерью была Мария, дочь галичского (Галича Мерского) кн. Ивана Федоровича. В 1358 г. скончался Иоанн, старший брат В. А., и 5-летний В. А. стал наследником всех владений отца, расположенных в юго-зап. части Московского княжества и в окрестностях Москвы. Они были расширены в 1359 г. дядей В. А. московским вел. кн. Иоанном II Иоанновичем Красным. Согласно его завещанию, В. А., оставшийся единственным сыном Андрея Иоанновича, признавался полновластным наследником отца. К нему переходили отцовские волости и села по рекам Наре, Лопасне, Моче, Рожае, ряд подмосковных сел, в числе к-рых были Труфоновское, Коломенское, Ногатинское, Нов. Городок в устье р. Протвы, данный Иоанном Красным в качестве компенсации за разоренную рязанцами в 1353 г. волость Лопасню. В. А. получил право на сбор 3-й части московских судебных пошлин, торговых налогов, медового оброка, что было больше, чем владел его отец (тому принадлежала 4-я часть таких сборов). Вместе с двоюродными братьями Димитрием и Иоанном, сыновьями вел. князя, В. А. ведал численными людьми (особая категория лиц на княжеской службе, в обязанности к-рых входили прием и сопровождение ордынской знати на рус. землях). Кроме того, ему было предоставлено право участвовать в разделе владений вдовы Иоанна Калиты - вел. кнг. Иулиании после ее смерти. Это расширение владений и прав совсем юного московского удельного князя было вызвано тем, что завещатель, сам ранее бывший удельным князем, став князем великим, отнял почти все великокняжеские земли у вдовы Симеона Иоанновича Гордого вел. кнг. Марии Александровны и распределил их между своими сыновьями Димитрием и Иоанном, ничего не выделив из них В. А. Великокняжеские владения Иоанна Красного выросли в неизмеримо большей степени, чем владения удельного серпуховского княжича. В завещании 1359 г. вел. князь сделал ему нек-рые уступки, чтобы в будущем В. А. не мог добиваться перераспределения земель и прав, принадлежавших в свое время Симеону Гордому.

http://pravenc.ru/text/159088.html

Белоруссии). Не ранее 1357 г. под власть О. перешел Брянск. После смерти московского кн. и вел. кн. Владимирского Иоанна II Иоанновича Красного (1359), ослабившей Московское княжество, О., по-видимому, удалось добиться признания своего верховенства над Смоленском и утверждения власти в Брянске, к-рый признал церковную власть митр. Литовского Романа и стал использоваться как база для литов. походов на черниговские земли. Однако уже в сер. 60-х гг. XIV в. Смоленск выступил против О., так что осенью 1365 г. О. вынужден был осаждать его. К нач. 70-х гг. XIV в. московское влияние распространилось на правителей Верховских княжеств (Новосиль, Оболенск, Таруса), а также Брянского княжества. В 1372 г. вел. кн. Смоленский Святослав (Севастиан) Иоаннович выступал на стороне О. в перемирной грамоте с вел. кн. Владимирским св. Димитрием Иоанновичем , в нач. 1375 г. сын вел. кн. Смоленского участвовал в походе кн. Кейстута и 4 сыновей О. в Ливонию. Однако уже летом и осенью 1375 г. племянник вел. кн. Смоленского кн. Иоанн Васильевич ходил вместе с вел. кн. Владимирским Димитрием Иоанновичем на Тверь, в московско-тверском договоре вел. кн. Святослав Иоаннович был отнесен к союзникам московских князей, а смоленские волости вскоре подверглись нападению войск О. В Брянске (а впоследствии и в Смоленске) была признана церковная власть митрополита Киевского и всея Руси свт. Алексия . Поход вел. кн. Литовского Ольгерда на Москву, поражение моск. сторожевого полка на р. Тростне в 1368 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 601 об.) Поход вел. кн. Литовского Ольгерда на Москву, поражение моск. сторожевого полка на р. Тростне в 1368 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 601 об.) В кон. 60-х гг. XIV в. О. вмешался в противостояние Московского и Тверского великого княжеств. После того как блгв. вел. кн. Тверской Михаил Александрович был арестован в Москве в нарушение гарантий безопасности, а на его владения был совершён поход, Михаил Александрович бежал к О., женатому на его сестре, и просил помощи.

http://pravenc.ru/text/2578375.html

Владимирский собор входит в число самых посещаемых храмов Санкт-Петербурга. Колокольня возвышается на 57 метров. Парящее на 30-метровой высоте мощное пятиглавие хорошо видно со стороны Зимнего дворца. Два придела собора, Успенский и Никольский, - это своего рода напоминание о двух предшествовавших нынешнему храму церквях. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2015 г. В 1712 г. была построена деревянная церковь вице-губернатором Яковом Никитичем Корсаковым, освященная в 1719 г. во имя Успения Пресвятой Богородицы; по указу императора Петра I она названа собором. Собор св. Равноапостольного князя Владимира, ныне существующий, начат постройкою в 1740 г.; в 1772 г. деревянный собор Успения Пресвятой Богородицы сгорел, а вновь построенный каменный повредился, по сей причине в сем последнем в 1772 г. был освящен временно устроенный при входе в собор один придел во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1789 г. был освящен и главный престол в честь св. Равноапостольного великого князя Владимира. При входе в собор придел в честь св. Николая Мирликийского Чудотворца освящен в 1821 г. В 1866 г. оба эти придела перенесены и поставлены в ряд с главным престолом в честь Равноапостольного великого князя Владимира, по правую сторону его – Успенский, а по левую – Никольский. Священно-церковно-служители жалования ниоткуда не получают, а довольствуются доходами от исправления церковных треб и процентами с капитала в 2 885 руб., пожертвованных разными лицами в разное время в пользу причта за поминовение родственников. Помещается причт в церковных домах. С 15 июля 1875 г. при соборе существует Приходское Благотворительное Общество с постоянным приютом для мальчиков на 30 человек в собственном доме. С 29 августа 1893 г. в доме Благотворительного Общества на средства города открыто начальное городское училище, в котором обучаются и призреваемые в приюте дети. Настоятель, протоиерей Василий Иоаннович Полетаев... в 1885 г. возведен в сан протоиерея, в 1887 г. перемещен из приходской Алексиевской церкви настоятелем к сему собору… Священник Петр Иоаннович Митропольский в 1876 г. рукоположен во священника к церкви С.-Петербургского духовного училища, в 1883 г. перемещен к сему собору… Церковный староста техник-архитектор коллежский советник Иоанн Николаевич Иорс утвержден на первое трехлетие в 1891 г. Сиротствующих 19.

http://sobory.ru/article/?object=01401

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010