ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Единственный прижизненный портрет святого праведного Иоанна Кронштадтского Патриарх Алексий передал в дар Иоанновскому монастырю единственный прижизненный портрет святого Иоанна Кронштадтского 17.07.2002 Единственный прижизненный портрет святого праведного отца Иоанна Кронштадтского передал 13 июля 2002 года в дар петербургскому Иоанновскому монастырю на Карповке Патриарх Алексий. Реликвия, хранившаяся в одной из частных коллекций, была выкуплена предпринимателем Борисом Йорданом и подарена Предстоятелю Русской Церкви. Его Святейшество отметил, что лучшее место для написанного маслом поясного изображения пастыря - в основанной им в начале ХХ века обители. В верхнем храме монастыря Патриарх совершил богослужение в честь отмечаемого престольного праздника - Собора 12 апостолов. На нем присутствовал губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев. В конце нынешнего года храм отметит столетие своего освящения. В храме бережно сохраняются мощи " дорогого батюшки " , как звали отца Иоанна в России. ИТАР-ТАСС/Православие.ru Единственный прижизненный портрет святого Иоанна Кронштадтского передан в дар Русской Церкви 20.11.2001 Единственный прижизненный портрет святого праведного Иоанна Кронштадтского стал сегодня достоянием Русской Православной Церкви. Полотно известного художника прошлого столетия Михаила Брянского передано предстоятелю в выставочном зале федеральных архивов РФ, посвященной выдающемуся пастырю. Портрет вручил генеральный директор НТВ Борис Йордан, при содействии которого произведение было выкуплено из частной коллекции и отреставрировано. По масштабу своей известности в России Иоанн Кронштадтский не имел себе равных: к его пастве принадлежали люди разных сословий и званий, а архиереи считали себя его духовными детьми. Отец Иоанн обладал даром прозорливости, предсказав грядущую катастрофу России 1917 года задолго до революционных событий. После кончины отца Иоанна верующие ставили его фотографии в один ряд с иконами, молясь ему и получая помощь. Великий проповедник оставил богатое духовное наследие - слова, речи, поучения, дневники, которые до сих пор служат руководством в духовной жизни. Книгу отца Иоанна " Моя жизнь во Христе " была переведена почти на все европейские языки. После канонизации пастыря в 1990 году в России открыто более 50 храмов его имени.

http://zavet.ru/news/0207/n17-3.htm

Священники: Алексей Стефанович Иваницкий (1832), Стефан Дмитриевич Тюшев (1832), Петр Агафонов (1873), Иван Суханов (1873), Евгений Иоаннович Арзамазов (1850), Алексей Георгиевич Серебрянников (1850), Тимофей Кубасов (1873), Василий Васильевич Парышев (1896, 1902), Павел Смородинов (1900), Александр Павлович Румянцев (1902), Николай Павлович Румянцев (1900-1917), Михаил Румянцев (1902-1903), Павел Ребрин (1905), Иоанн Павлович Рещиков (1903-1913), Андрей Исаврович Гусев (1912), Вячеслав Знаменский (1916), Иосиф Иоаннович Исаков (1916-1917). Диаконы: Иван Милованов (1783), Самсон Васильевич Дергачев (1832), Феодор Андреевич Ковернацкий (1850), Григорий Петрович Карпов (1850), Алексий Кондаков (1901-1902), Иоанн Васильевич Оборин (1906-1912), Иоанн Попов (1916), Владимир Ковырзин (1916-1917). Дьячки: Кондрат Пономарев (1783), Никифор Кубасов (1783), Иван Мефодиевич Мнехин (1832), Лев Алексеевич Нисковский (1850). Пономари: Феодор Решиков (1783), Стефан Попов (1783), Николай Стефанович Попов (1832), Иван Никифорович Кубасов (1832), Алексей Васильевич Сальников (1850), Иаков Васильевич Нисковский (1850). Псаломщики: Павел Анисимов (1900-1902), Евтихий Дмитриевич Клюев (1901), Петр Орлов (1902), Филипп Иванцев (1902-1904), Иоанн Оборин (1904-1906), Владимир Добротворский (1904-1906), Лонгин Козлов (1917), Стефан Чусовитин (1900-1901, 1910-1912, 1917). Последним настоятелем до закрытия храма был Николай Павлович Румянцев. Матушка отца Николая преподавала в церковно-приходской школе. Для причта были построены два деревянных дома. Место нахождения одного неизвестно, а во втором находился музей и Дом ветеранов. С 1884 года в селе была открыта церковно-приходская школа, которая была учреждена в 1842 году. В 1897 году церковно-приходская школа открылась в деревне Володино. В 1933 году церковь была закрыта. Последним старостой был Александр Мезенцев, житель деревни Заозерная. Вскоре с церкви был снят крест, сброшены колокола и разрушена колокольня. Сама церковь была разграблена. В этом же году в Свято-Троицком приделе был расположен зерносклад, а в приделе Трех Святителей – конюшня для племенных (выездных) лошадей. В скором времени вместо конюшни на первом этаже была устроена тракторная школа, где рабочие изучали тракторное дело. До 1972 года в Свято-Троицком приделе храма был расположен клуб, а в приделе Трех Святителей – кинотеатр. С 1972 по май 1974 года здание не использовалось. В мае 1974 года в Трехсвятительском приделе, на первом этаже, размещались в алтаре – детская библиотека, в центральной части – районная библиотека. В Свято-Троицком приделе на втором этаже в разное время размещались: общежитие, отдел культуры, Дом пионеров и музыкальная школа.

http://sobory.ru/article/?object=25194

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Поставление Димитрия Иоанновича на великое княжение. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. Л. 560 об.) Поставление Димитрия Иоанновича на великое княжение. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. Л. 560 об.) (10.10.1483 - 14.02.1509), вел. кн. Владимирский, Московский, Новгородский и всея Руси (1498-1502), внук вел. кн. Иоанна III Васильевича , сын вел. кн. Иоанна Иоанновича Молодого и Елены, дочери молдав. господаря Стефана Великого. Отец Д. И., уделом к-рого была присоединенная в 1485 г. Тверская земля, являлся наследником и соправителем Иоанна III. После смерти Иоанна Молодого 7 марта 1490 г. Д. И. не был провозглашен наследником престола, а Тверская земля была дана в удел 2-му сыну Иоанна III Василию (см.: Василий III Иоаннович ). Источники 1490-1497 гг. не содержат сведений об участии Д. И. в управлении гос-вом. Постепенное возвышение Д. И. началось с сер. 90-х гг. XV в. Осенью 1495 г. он сопровождал деда в его поездке в Новгород. В авг. 1497 г. Иоанн III «с внуком, и з детми, и з боляры» встречал приехавшую из Рязани сестру кнг. Анну (ПСРЛ. Т. 8. С. 234). В этом известии Д. И. поставлен выше сыновей вел. князя. Когда к осени 1497 г. стали ясны намерения Иоанна III сделать Д. И. своим соправителем, дети боярские из окружения Василия принесли последнему тайно присягу верности и предложили уехать на север и захватить казну, находившуюся в Вологде и на Белоозере. В дек. 1497 г. заговор был раскрыт, кн. Василий был посажен «за приставы на егоже дворе», организаторы заговора казнены, а «иных детей боярских велел князь велики в тюрму пометати» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 530-531). 4 февр. 1498 г. Д. И. был торжественно провозглашен вел. князем и соправителем деда. Возведение Д. И. на великокняжеский трон было произведено по новому, ранее неизвестному обряду. Составленный в связи с этим событием чин поставления был затем использован при создании чина коронации Иоанна IV Васильевича (1547) и его преемников.

http://pravenc.ru/text/178203.html

С середины 1360-х годов есть основание говорить уже о самостоятельной политике Димитрия Иоанновича, которая, впрочем, продолжала политику, проводившуюся в предшествующие годы. О немалых политических амбициях молодого вел. князя говорит принятое им сразу после свадьбы решение построить в Москве каменный Кремль - первое сооружение такого рода на всей территории северо-восточной Руси. Одной из важных задач политики правителей Москвы во второй половине 1360-х годов стало укрепление ее влияния в Тверской земле, правители которой в первой четверти этого столетия были главными соперниками московских князей в борьбе за великое княжение. Вмешавшись в спор между тверскими князьями, Димитрий Иоаннович выслал войско на помощь кн. Василию Михайловичу , боровшемуся со своим племянником Михаилом Александровичем , правившим в удельном г. Микулине . Этот шаг имел важные политические последствия. Михаил Александрович, вынужденный на время покинуть свои владения, обратился за помощью в Литву и вернулся в Тверь осенью 1367 г. с литовским войском. Его тверские противники и Димитрий Иоаннович были вынуждены заключить с ним мир. Из-за Тверского княжества возникла перспектива серьезного и опасного для Москвы конфликта с Литовским великим княжеством. Конфликт с Литвой Смуты в Орде создали благоприятные условия для экспансии Литвы на юг и восток. В начале 1360-х годов под власть вел. кн. Ольгерда перешел главный центр Черниговской земли - Брянск , тогда же литовская власть окончательно утвердилась в Киеве , где на княжение был посажен Владимир (Василий) Ольгердович , даже в далекой Подолии утвердились племянники Ольгерда - Кориатовичи. Великое княжество Литовское стало самым крупным и могущественным государством на территории Восточной Европы. Ольгерд стремился подчинить своему влиянию и те русские земли, которые не входили в состав его государства. К этой цели вело заключение брачных связей. Ольгерд вторым браком был женат на св. Иулиании Александровне - сестре Михаила Александровича Тверского. На дочери Литовского вел. князя был женат городецкий кн. Борис Константинович , на другой дочери - один из наиболее влиятельных черниговских князей - Иоанн Новосильский . Вырисовывалась перспектива политического объединения русских земель под властью литовских князей-язычников. Обращение кн. Михаила Александровича за помощью давало Ольгерду весомый повод для вмешательства в политическую жизнь Северо-Восточной Руси.

http://drevo-info.ru/articles/25172.html

Ладожин Владимир,родился около 1843 г.; Московская духовная семинария (1858–1866 гг.). Отец: Иван Егоров († до 1866 г.), диакон; Москва, Ивановский сорок, Петропавловская в Лефортове церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 270; Оп. 3. Д. 20. л. 9 об., 10). Лапенский Иван,родился около 1847 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Иоанн Григорьев, († до 1867 г.), священник; Москва, Ивановский сорок, Спасо-чигасская за Яузою церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 8 об., 9). Лебеданцев Михаил,родился около 1846 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Ефрем Патапьев, заштатный дьячок; Московская губерния, Бронницкий уезд, погост Дорки, Дмитриевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 5 об., 6). Лебедев Александр,родился около 1839 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Павел Иоаннов, диакон; Московская губерния, Коломенский уезд, село Спасское, Карходиново тож, Спасо-Преображенская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 3 об.). Лебедев Александр,родился около 1843 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Василий Исааков (Иоаннов?), диакон; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Рогачево, Николаевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 8). Лебедев Александр,родился около 1843 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Алексей Иоаннов († до 1864 г.), священник; Москва, Придворный Верхоспасский собор (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 13). Лебедев Алексей,родился около 1843 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Михаил Григорьев († до 1866 г.), дьячок; Москва, Спасская, что при Московской глазной больнице, церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 238; Оп. 3. Д. 20. Л. 5 об., 6). Лебедев Алексей,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Петр Мефодиев, бывой священник, ныне исключенный из духовного звания, Московская губерния, Серпуховский уезд, село Шматово, Успенская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 3. Д. 20. Л. 3 об., 4).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

Его Святейшество подарил владыке Варсонофию юбилейную панагию и крест, созданные в память 1000-летия преставления святого князя Владимира . Вадим Жимиров был награжден медалью ордена святого равноапостольного князя Владимира. Также патриарших наград удостоились жертвователи и благотворители, трудами которых было проведено общероссийское празднование 25-летия канонизации святого праведного Иоанна Кронштадтского . Во внимание к трудам по восстановлению Иоанновского Сурского женского монастыря церковных наград были удостоены: президент благотворительного фонда " Великий пастырь Иоанн Кронштадтский " Дмитрий Яковенко - ордена преподобного Серафима Саровского III степени; член собрания благотворительного фонда " Прииди и виждь " Владимир Лыпарь - ордена преподобного Серафима Саровского III степени; председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, председатель Общероссийского оргкомитета по проведению Международных юбилейных торжеств " Благодарная Россия - Великому пастырю " Вячеслав Макаров - юбилейной медали святого равноапостольного князя Владимира; генеральный директор ООО " Империал-транс " Алексей Кацанов - юбилейной медали святого равноапостольного князя Владимира; вице-президент НП " Российское теплоснабжение " , председатель Санкт-Петербургского оргкомитета юбилейных торжеств " Благодарная Россия - Великому пастырю " Евгений Хачатуров - патриаршей грамоты. Патриаршие грамоты были вручены также благотворителям Иоанновского Сурского монастыря Михаилу Алексееву, Вячеславу Заренкову, Алексею Ефимову, Андрею Рогалеву, Денису Волынскому, Евгению Ильинскому, Николаю Андрейченко. В ознаменование 25-летия прославления святого Иоанна Кронштадтского храм Собора двенадцати апостолов Иоанновского монастыря награжден правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по " Отче наш " . Также Святейший Патриарх Кирилл вручил докторские кресты иеромонаху Мефодию (Зинковскому) и иеромонаху Кириллу (Зинковскому) , клирикам Гатчинской епархии .  На мероприятии работали более 35 добровольцев из епархиальной добровольческой службы.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Дионисий, архиепископ (Дьяченко Димитрий Иванович) Дионисий, иеромонах (фамилия не установлена) Добровольский Петр Никитич (протоиерей Петр) Добросердов Иоанн (протоиерей Иоанн) Добротворский Стефан Стефанович (протоиерей Стефан) Добрынина Мария Ивановна (р. Б. Мария) Довгаль Кирилл Иванович (диакон Кирилл) Долгополов Аркадий Диомидович (диакон Аркадий) Домрачев Николай Иванович (р. Б. Николай) Досифей, иеромонах (Королев) Дружинин Андрей Минеич (р. Б. Андрей) Ду Василий Александрович (протоиерей Василий) Ду Владимир (иерей Владимир) Ду Владимир Васильевич (р. Б. Владимир) Ду Иоанн (протоиерей Иоанн) Ду Лифу Александр (протоиерей Александр) Ду Никита (иерей Никита) Ду Пинна (диакон Пинна) Ду Феодор Семенович (епископ Симеон) Дубницкий Василий Гервасиевич (протерей Василий) Дуйсин Николай (иерей Николай) Дутов Александр Ильич (воин Александр) Дьяков Иоанн Андреевич (р. Б. Иоанн) Дьяков Николай Александрович (протоиерей Николай) Дьяченко Димитрий Иванович (архиепископ Дионисий) Е Евангел, монах (Солудаков Георгий Яковлевич) Еварестов Сергей Евграфович (р. Б. Сергий) Еввула, монахиня (фамилия не установлена) Евдокимов Иосиф (иерей Иосиф) Евпраксия, монахиня (фамилия не установлена) Евсевий, митрополит (Никольский Евгений) Евсевия, монахиня (фамилия не установлена) Евсеев Сергей Михайлович (р. Б. Сергий) Евстафий, архимандрит (Прибылев Емилиан Андреевич) Егоров Виктор Алексеевич (р. Б. Виктор) Егоров Геннадий Алексеевич (протодиакон Геннадий) Елевферий, архимандрит (Новосильцев Симеон Евграфович) Елена, игуменья (фамилия не установлена) Елена, игуменья (Устинова Ольга Михайловна) Елтышев Петр Павлович (р. Б. Петр) Енборисов Гавриил Васильевич (воин Гавриил) Еннафа, монахиня (фамилия не установлена) Ерашев Виктор (иерей Виктор) Ерохин Михаил (иерей Михаил) Ефремов Павел Сергеевич (р. Б. Павел) Ж Жальнин Сергей Григорьевич (р. Б. Сергий) Желобовский Алексей Иоаннович (протоиерей Алексий) Желябо Александра Павловна (р. Б. Александра) Жеребцов (иеромонах Садок) Жеромский Владимир Казимирович (р. Б. Владимир)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (ИОАНН) ИОАННОВИЧ († между 1359-1363?), кн. киевский и путивльский. Краткие сведения о В. И. содержатся в синодике черниговских князей, составленном в нач. XV в. и содержащем сведения о рус. и литов. правосл. правителях Черниговско-Северской земли в кон. X - нач. XV в. Синодик известен в неск. списках XVIII-XIX вв.: Любецкий, Северский, Елецкий, Киевский и др. В Любецком списке есть поминание «князя Иоанна, Путимлскаго страстотерпца и чудотворца, оубытого от татар за християни» ( Зотов. С. 27-28). В Северском синодике записана «вечная память» «князю Иоанну-Володимеру Иоанновичу Киевскому» и его ближайшим родственникам: сестре - кнг. Елене, супруге кн. Андрея «Вруцкаго» (Овручского? Друцкого?), а также кн. Василию (сын В. И. или кн. Андрея), убитому ордынцами в Путивле в сер. XIV в. В. И. происходил из старшей (брянской) линии черниговских Ольговичей, потомков блгв. кн. Святослава (Николая) Ярославича , в 1139-1239 гг. неоднократно занимавших великокняжеский стол в Киеве. Являлся сыном путивльского кн. Иоанна Романовича († 1-я четв. XIV в.). Архиеп. Филарет (Гумилевский) (С. 101. Примеч. 193) и вслед за ним др. исследователи ошибочно считали отцом В. И. Романа Игоревича († 1211), сына северского кн. Игоря (Георгия) Святославича. Причиной неверного отождествления было, в частности, то, что в офиц., прежде всего в «Государеве родословце» 1555 г. и «Бархатной книге» 1686 г., и частных редакциях рус. родословных книг XVI-XVII вв. отсутствовала роспись путивльских князей, поскольку в XV-XVI вв. они надолго не выезжали в Московское гос-во, оставаясь на службе в Литовском великом княжестве . Время княжения В. И. в Киеве следует отнести к периоду между 1331 и 1352 или между 1352 и 1367 гг. (В 1330-1331 в Киеве правил кн. Феодор, брат Гедимина, его власть распространялась и на часть Черниговской земли (ПСРЛ. Т. 3. М., 2000. С. 344; Т. 6. Вып. 1. Стб. 405-406). В 1352 г. литов. кандидата на митрополию Романа не приняли киевляне (Там же. Т. 15. Вып. 1. Стб. 61), следовательно, в Киеве тогда не было князя, однако к нояб. 1367 здесь уже правил Владимир (Василий) Ольгердович .) Время княжения В. И. в Киеве совпадает с концом правления в Золотой Орде хана Узбека (ум. 1341), временем правления его преемников - Джанибека (ум. 1357) и Бердибека (ум. 1359), а также периодом великой «замятни» (начавшейся в 1359), когда неподконтрольные центральной власти правители улусов предпринимали грабительские походы на Русь, особенно активно в 60-х гг. XIV в. Во время одного из таких набегов и мог быть убит В. И. Возможно, что вокняжение до нояб. 1367 г. в Киеве Владимира Ольгердовича стало следствием гибели представителей старшей ветви черниговских Ольговичей (В. И.).

http://pravenc.ru/text/159130.html

Стариков Николай Николаевич (протоиерей Николай) Старков (епископ Софроний) Старновский Анатолий Васильевич (р. Б. Анатолий) Старцев Анатолий Николаевич (р. Б. Анатолий) Стемпковский Григорий Иванович (р. Б. Григорий) Степанцов Михаил Тимофеевич (р. Б. Михаил) Стефан, архидиакон (Панюшин) Стефанида, монахиня (фамилия не установлена) Сторожев Иоанн Владимирович (протоиерей Иоанн) Стрелков Феодор Порфирьевич (протоиерей Феодор) Стрельников Димитрий Григорьевич (иерей Димитрий) Стрельников Павел Димитриевич (протоиерей Павел) Стуков Иоанн Васильевич (иерей Иоанн) Субботин (монах Гавриил) Судаков Иоанн Степанович (протоиерей Иоанн) Судакова Матрона Стефановна (р. Б. Матрона) Судзуки Сергий (протоиерей Сергий) Сумароков Евгений Николаевич (р. Б. Евгений) Сумневич Виталий Иулианович (р. Б, Виталий) Сумневич Иулиан (иерей Иулиан) Суремов Василий Силович (протоиерей Василий) Суремов Георгий Васильевич (протодиакон Георгий) Сурмели Аристарх Иоаннович (протодиакон Аристарх) Суханов Димитрий (протодиакон Димитрий) Суханов Прокопий (архимандрит Варсонофий) Сухоруков Сергей Фомич (р. Б. Сергий) Сушко Сергий Феодорович (р. Б. Сергий) Сченснович Стефан Григорьевич (протоиерей Стефан) Сян (монах Иннокентий) Т Тан Гермоген (иерей Гермоген) Тан Михаил (иерей Михаил) Танаева Ольга Ивановна (р. Б. Ольга) Тарновский Самуил Исаакович (р. Б. Самуил) Татаринов Сергей Петрович (р. Б. Сергий) Татауров Георгий Феодосьевич (р. Б. Георгий) Татиана, святая мученица (Ли Татиана) Таут Мария Владимировна (послушница Мария) Телятьев Иоанн Григорьевич (иерей Иоанн) Телятьев Симеон Гавриилович (протоиерей Симеон) Теренина Антонина Феодоровна (игуменья Ангелина) Терещенко Илья Наумович (диакон Илия) Тимбо Иоанн Александрович (иерей Иоанн) Титов Георгий Димитриевич (р. Б. Георгий) Титов Парфений Петрович (иерей Парфений) Тиунов Михаил Петрович (р. Б. Михаил) Тихон, иеромонах (фамилия не установлена) Тихомиров Сергий Алексеевич (митрополит Сергий) Токарев Георгий Алексеевич (р. Б. Георгий) Топорков Михаил Ксенофонтович (протоиерей Михаил)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ИОАННОВИЧ (28.03. 1554 - 19.11.1581, Александрова слобода, ныне г. Александров Владимирской обл.), царевич, 2-й сын царя Иоанна IV Васильевича в браке с 1-й женой, царицей Анастасией Романовной , агиограф. Крестным отцом И. И. был митр. всея Руси св. Макарий . Сразу после рождения И. И. была организована присяга ему как наследнику (1-й сын Иоанна IV и Анастасии Романовны младенец Дмитрий погиб в 1553), сохранились 2 крестоцеловальные записи кн. Владимира Андреевича Старицкого: от апр. и мая 1554 г. (СГГД. Ч. 1. 168, 169). В 1558 г. И. И. упоминается в связи со встречей в Москве чудотворных икон, принесенных из Ругодива (совр. Нарва), в 1560 г.- в связи с участием в поездках царя в Троице-Сергиев монастырь и в Можайск, а также в связи с освящением новых церквей и Фроловского моста возле Кремля. В 1560 г. царь повелел «делати двор особной» царевичам И. И. и Феодору Иоанновичу (ПСРЛ. Т. 13. С. 328-329). В 1561 г., покидая Москву, Иоанн IV повелел наследнику «о всяких делех, о воинских и о земских... писати грамоты от себя», а в мае 1562 г., уезжая в Можайск, приказал И. И. ведать «всякие свои земъские дела» (ПСРЛ. Т. 13. С. 339, 341). 14 июня 1561 г. наследник в отсутствие отца принимал ногайских послов (Посольские книги по связям России с Ногайской Ордой, 1551-1561 гг. Каз., 2006. С. 335; см. также: С. 338). Это первые свидетельства причастности И. И. к гос. делам (несомненно, формальной, поскольку он был еще ребенком). В дальнейшем И. И. неоднократно упоминается в качестве наследника, действующего вместе с отцом, в летописных записях о богомольных поездках, об избрании и о поставлении митрополитов, о дипломатических приемах, о военных действиях в 70-х гг. XVI в., в ходе Ливонской войны. Поскольку двор И. И. был включен в опричнину, царевич сопровождал Иоанна IV в походе на Новгород в 1569-1570 гг., к-рый завершился разгромом города, казнями тысяч человек, грабежом церквей и мон-рей. И. И. руководил казнями «изменников» в Москве 25 июля 1570 г.

http://pravenc.ru/text/471251.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010