Гомельской епархии передана в дар семейная библиотека праведного Иоанна Кормянского 14 июня 2023 г. 17:03 Жительница Санкт-Петербурга Т.В. Бойкова передала в дар Гомельской епархии библиотеку, некогда принадлежавшую праведному Иоанну, чудотворцу Кормянскому. Книги достались женщине в наследство после кончины отца. Почти на всех книгах — а их всего 59 — имеется штамп с надписью «Протоиерей Иоанн Иоаннович Гашкевич», составленной по правилам дореволюционной орфографии. На некоторых книгах поверх штампа нанесена подпись, сделанная перьевой ручкой «Из книг священника Иоанна Гашкевича» с поставленной датой. В Санкт-Петербург за книгами отправился председатель епархиальной Комиссии по канонизации святых протоиерей Александр Лопушанский. Он поблагодарил Т.В. Бойкову от имени архиепископа Гомельского и Жлобинского Стефана и преподнес ей в дар образ праведного Иоанна Кормянского и преподобной Манефы Гомельской. Т.В. Бойкова — коренная петербурженка. Ее предки происходили из большой состоятельной дворянской семьи. «Своих двоюродную бабушку Елену Сергеевну и дедушку Ивана Федоровича Клещевичей я хорошо знала, — вспоминает Татьяна Владимировна. — В детстве часто к ним ходила в гости. Жили они в коммунальной квартире, в очень маленькой комнатке. Иван Федорович посещал церковь, невзирая на запреты. Елена Сергеевна и ее сестра, моя родная бабушка, учились в Смольном. Они получили прекрасное по тем временам образование. Как книги попали в их семью, я точно не знаю. Иван Федорович эту библиотеку после смерти первой супруги Евдокии Ивановны бережно сохранял. Потом она попала в руки моего отца. Я не знала о том, что эта библиотека находится у отца. Когда он умер, я и нашла эти книги, разбирая его вещи. Начала искать в Интернете, кто же такой Иоанн Иоаннович? Когда же нашла, то у меня сразу же возникла мысль вернуть книги в место их первоначального нахождения. Написала письмо в Кормянский монастырь и получила незамедлительный ответ. Теперь могу передать со спокойной душей, с благоговением эту библиотеку. Уверена, что она сохранится на долгие годы и люди будут больше знать о Иоанне Иоанновиче и его семье», — расскзала Т.В. Бойкова.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Дмитрий Донской. Миниатюра из " Царского Титулярника " . 1672 год Димитрий Иоаннович, Донской ( 1350 - 1389 ), великий князь Московский (1359-89), великий князь Владимирский (1362-89), святой благоверный Память 19 мая , 9 мая (Греч. ), в Соборах Московских , Костромских , Радонежских и Тульских святых Родился 12 октября 1350 года, сын Ивана II Ивановича Красного . Отец Димитрия скончался 13 ноября 1359 г., когда княжичу было 9 лет. Реальная власть оказалась в руках советников покойного великого князя во главе с московским тысяцким В. В. Вельяминовым. Воспитание и обучение Димитрия проходило под наблюдением митр. Алексия . Великий князь Московский Положение Московского княжества было неблагоприятным. В 1360 г. в Орде Владимирское великое княжение , ярлык на которое ранее получали московский кн. Иоанн I Даниилович Калита и его сыновья, по решению хана Навруза было передано не Димитрию Иоанновичу, а суздальскому кн. Димитрию (Фоме) Константиновичу ; местным князьям были даны ярлыки на Галичское княжество ( Дмитрию Борисовичу ) и половину Ростовского княжества ( Константину Васильевичу ) - владения, которые присоединил к московским землям Иоанн Калита. Кроме того, новгородцы пригласили к себе на княжение вел. кн. Димитрия Константиновича. В начале 1359 г. в Киеве по приказу Литовского вел. кн. Ольгерда был арестован наиболее авторитетный среди советников вел. кн. Иоанна Красного митр. Алексий , объезжавший храмы Киевской митрополии; в течение почти года святитель не мог вернуться в Москву. Орда стремилась отодвинуть на задний план слишком усилившееся Московское княжество. Смуты, которые привели в нач. 1360-х годов к распаду Орды на ряд враждующих между собой политических образований, открыли для московских князей возможность возобновить борьбу за великое княжение. Вокняжение во Владимире

http://drevo-info.ru/articles/25172.html

С 9 по 16 июня 2015 года в России прошли торжества, посвящённые 25-летию канонизации Русской Православной Церковью святого праведного Иоанна Кронштадтского. В праздновании этой даты участвовал священник нашей епархии протоиерей Георгий Цыганов, настоятель храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского в Кировском. 23 августа 2014 года храм был разрушен попавшим в него снарядом.      — Отец Георгий, расскажите, пожалуйста, какой была программа торжеств, какие мероприятия вам удалось посетить. С чем были связаны самые яркие впечатления? — Торжества проходили с 9 по 16 июня. В них участвовали члены Иоанновской семьи. Иоанновская семья — это те приходы, детдома, дома престарелых, гимназии и другие учреждения по всему миру, которые посвящены Иоанну Кронштадтскому. Члены нашего содружества съехались в Санкт-Петербурге. Торжества начались в Иоанновском монастыре, где почивают мощи святого праведного Иоанна. Там был отсужен молебен с большим количеством духовенства. Приехали пять архиереев, которые присутствовали всё время торжеств. Возглавил службу митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий. Были также епископы из зарубежья. В общей сложности присутствовали около 250 человек духовенства и 200 мирских представителей различных организаций и храмов. Начало 10 числа был отслужен молебен в Иоанновском монастыре, после чего мы приложились к мощам святого и поехали на концерт, который проходил в Александровском парке Санкт-Петербурга. Выступал хор Алексанро-Невской лавры, а после — священники, приехавшие из зарубежья: Америки, Пакистана, Австралии. В общей сложности на торжествах присутствовали представители из 22 стран. Был показан фильм об особенностях жизни приходов Америки, Пакистана, Чили, Австралии, России — члены «Иоанновской семьи» в течение года объезжали эти приходы и снимали сюжеты о них. После были зачитаны официальные поздравления от архиереев и духовенства зарубежья. В Морском соборе Кронштадта      Кронштадт 11 июня мы поехали в Кронштадт, где служил святой Иоанн. Божественную литургию служили в Свято-Никольском Морском соборе — красивом, отреставрированном, по размерам сопоставимом с храмом Христа Спасителя. После литургии начался крестный ход от Морского собора к храму Владимирской иконы Божьей Матери. Это было начало очень большого крестного хода, который закончился в селе Сура Архангельской области — месте, где родился святой Иоанн.

http://pravoslavie.ru/80274.html

М., 1965. Т. 10. С. 65). Наиболее ранними из известных документов о пожаловании обители населенных земель являются жалованные грамоты вел. кн. Юрия Даниловича 1317-1322 гг. на с. Борисоглебское во Владимире, а также села Весское, Васильевское (Васильково) и Улолское в Суздале (РГАДА. Ф. 248. Оп. 1. 126. Л. 392 об., 397; АСЭИ. М., 1964. Т. 3. 86). В кон. XIV - нач. XV в. св. кнг. Евдокия (в иночестве Евфросиния) дала В. Р. м. села Арбузово во Владимире и Баскаково в Суздале (РГАДА. Ф. 248. Оп. 1. 126. Л. 390, 396; ГВСМЗ ОР. Вкладная книга В. Р. м. В-5636/511. Л. 10 об.). В 1-й пол. XV в. вел. князья Василий I Димитриевич и Василий II Васильевич пожаловали В. Р. м. мельницу на р. Рпень, села Новгородское, Горицы и Ильинское близ Владимира (РГАДА. Ф. 248. Оп. 1. 126. Л. 375 об., 393, 393 об.; Вкладная книга. Л. 9 об.). В XVI в. были пожалованы вел. кн. Василием III Иоанновичем высокорецкие деревни и починки, царем Феодором Иоанновичем Новгородские луга по р. Рпень у Владимира и с. Шахово Московского у. Царь Михаил Феодорович на поминание матери старицы Марфы Иоанновны дал вотчину в Курмышском у. и благовестный колокол (Вкладная книга. Л. 11-13). Согласно переписным книгам 1678 г., за В. Р. м. числилось 1613 дворов в Московском, Владимирском, Юрьев-Польском, Суздальском и Муромском уездах; кроме того, мон-рю принадлежали вотчины в Алатырском, Казанском, Курмышском, Симбирском и Шацком уездах (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 488. Ч. 1). Начиная с XVI в. В. Р. м. получал значительные вклады деньгами, вещами и продуктами. Царь Иоанн IV Васильевич по казненным и убитым в опричнину «опальным» людям дал в обитель 1150 р. и 10 ногайских кобылиц, поминальный вклад по царице Марии Темрюковне составил 70 р. В 1605 г. царь Борис Годунов пожертвовал 150 р. Колокол весом 300 пудов пожаловал в мон-рь в 1636 г. царь Алексей Михайлович . В 1678 г. царь Феодор Алексеевич «дал во святую церковь плащаницу большую». Крупными вкладчиками были Ростовский митр. Иона, передавший в 1606/7 г. в мон-рь вещей и денег на сумму 1750 р., Рязанский и Муромский архиеп.

http://pravenc.ru/text/154981.html

Петр вводит святых в рай (на западной стене); Блаженство святых в раю, там же Авраам, Исаак и Иаков («лоно Авраамово»; на южной стене). Над изображением святых, идущих в рай, на западной стене, под сводами представлены семь Ефесских отроков, спящих в пещере, над картиной моря и земли (на северной стене). Три отрока в пещи халдейской, в своде левой стороны – сорок мучеников Севастийских. Под площадкой хор, на отсеченной части свода, представлен Нерукотворенный образ Спасителя, поддерживаемый ангелами, по сторонам в кругах – царица Елена и княгиня Анна Новгородская. На западной стене собора, ниже группы праведных, на столбе, напротив окна, картина с изображением Иова многострадального, ниже же группы грешников, также на столбе, представлены преп. Мария Египетская с преп. Зосимою. По правую сторону западной входной двери, на пилястре, на месте заложенного окна – представлен великий князь Иоанн Васильевич Третий, направо – великий князь Василий Иоаннович. На левом столбе на стороне, обращенной к северной стене, изображены великие князья Дмитрий Иоаннович и Василий Дмитриевич, на стороне – к иконостасу – Александр Невский и Иоанн Даниилович, на стороне – в середину собора – Борис и Глеб, выше, над площадкой хор, – св. великий князь Владимир и еще выше на столбе же – свв. митрополиты московские Иона и Филипп. На хорах представлены на западной стене св. Феодор, на откосах окна преп. Герасим и св. Кирилл Александрийский , в середине – серафим в круге, под окном, под сводом, картина с изображением великомученика Георгия, св. князь Михаил Черниговский, Собор архистратига Михаила, на откосах двери – Спаситель, Божия Матерь, Иоанн Креститель, апостолы Петр и Павел, над дверью, под сводом – Преображение Господне; на стене, между дверью и окном – Явление архангела Михаила Иисусу Навину у Иерихона; на откосах окна свв. мученики Агапит и Стратоник, в середине – серафим; над окном, под сводом – Введение Божией Матери во храм; над дверью Соломон; на северной стене: преп. Евфимий Великий, Марфа и Мария; в середине серафим (на откосах окна); св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Причт состоял из двух священников, диакона и псаломщика. В Никольском храме в Алексино в разное время служили священники: 1825-1847 гг. – Харламов Александр Иванович; 1843-1895 гг. – Ключарев Иоанн Иоаннович; 1876-1888 гг. – Михаил Николаевич Экземплярский; 1888 г. – Троицкий Павел Фомич (псаломщик); 1888-1889 гг. – Василий Александрович Чернобровцев; 1889-1892 гг. – Александр Николаевич Сокольский; 1892 ­г. – Александр Степанович Успенский; 1895 г. – Василий Федорович Преображенский. Выдающимся пастырем был Ключарев Иван Иванович (р. 1819 г.). В 1842 г. он окончил Владимирскую духовную семинарию. В 1843 г. рукоположен во священника ко храму с. Алексино, где служил всю жизнь, до выхода за штат в 1895 г. Иоанн Иоаннович пользовался большой любовью прихожан. 18 июня 1893 г. причт и прихожане торжественно отметили 50-летний юбилей служения Иоанна Иоанновича Ключарева в Николаевской церкви с. Алексино. Здесь хотелось бы отметить несколько удивительных совпадений. Как-будто в продолжение, в 1895 г. в с. Снегирево (совр. Кольчугинский р-н) настоятелем Крестовоздвиженского храма был назначен однофамилец, Ключарев Иоанн Иоаннович (р. 1870 г.). Он окончил в 1887 г. Владимирское духовное училище, а в 1893 г. Владимирскую духовную семинарию. В Снегиревском храме он прослужил всю жизнь, 50 лет, и его служение можно назвать жизненным и пастырским подвигом. На его долю выпали тяжелые времена советской власти, военные годы. Скончался в марте 1945 г. Похоронен в ограде Крестовоздвиженского храма. В советские времена, в 1930-х годах, Никольская церковь в Алексино была закрыта и разорена. В дальнейшем храм использовался под хозяйственные нужды. Восстановление началось в начале 2010-х годов. На сегодняшний день храм активно восстанавливается. Закончены штукатурные работы, установлены окна, храм покрыт новой крышей, сложены обогревательные печи. Архитектурный облик изменен, пока что храм с одной главкой вместо пятиглавого. В храме в летнее время совершаются молебны и панихиды. Источники: Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. г. Владимир, 1897 г. Протоиерей Олег Пэнэжко. «Город Покров. Храмы Петушинского и Собинского районов Владимирской области». «Сокровенный храм». Издательство Свято-Успенского монастыря, г. Александров, 2009 г.

http://sobory.ru/article/?object=09677

В состав прихода входят, кроме села, деревни: Иванцева, Деревнищи, Лескова, Федотиха, Поздняки и Запутная, причисленная к Знаменскому приходу в 1793 г. по просьбе помещика Веселицкого, в коих числится муж. пола 1120 душ, жен. пола 1158 душ. В причте по штату 1885 г. состоят: священник, диакон и псаломщик. Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных». Том 4, Рязань, типография В.О. Тарасова, 1891 г. Комментарии и обсуждение В Знаменском служили священнки: с 27 июня 1775 г. по 6 июня 1781 г. Симеон Васильев. С 28 июня 1781 года по 1830 год Епифаний Симеонов. С 30 ноября 1830 г. по 1852 год Карп Яковлев. С 30 ноября 1852 года по 1862 год Иосиф Иоаннович Арбеков. с 27 февраля 1865 года по 1905 год Илья Кузьмич Лагов. С 1905 года по 1914 год Павел Иоаннович Надеждин. с 1914 года Иоанн Григорьевич Успенский. В 1940 году священник Михаил Андреевич Кедров был арестован и сослан на Колыму, где ему была уготовлена участь принять мученическую смерть в числе других отправленных в 1942 году по реке на льдине. До закрытия церкви, которая последовала в июле 1942 года, служил Сергей Осипович Троицын. Он также был арестован, но в 1947 году был отпущен и он продолжал свою миссию в церкви, что находилась в селении Низком. 20 марта 2007. Настоящая каменная церковь, сооружение которой начато в 1849 г., построена на средства помещицы Александры Васильевны Веселицкой. (по материалам ГАРО, ф. 627, оп. 240) Первый священник с. Знаменское, Симеон Васильев, до рукоположения во иерея в Знаменское был дьячком с. Вышелес (тогда - Владимирского, с 1778 г. - Егорьевского уезда). По Исповедной росписи 1770 г., он родился в 1732 г. (38 лет). Второй священник, Епифаний Симеонов - его сын. По той же Исповедной росписи с. Вышелес, родился в 1754 г. До рукоположения - дьячек в с. Знаменское. Его брат Феофан Симеонов (1759 - пос. 1832) - пономарь, затем диакон в Знаменском. Сменивший Епифания Симеонова Карп Яковлевич Лебедев (1810 - 1852) был сыном диакона с. Стружаны Рязанского уезда. Два последующих священника - И.И. Арбеков (30 лет по Клировой ведомости 1860) и И.К. Лагов (29 лет по Клировой ведомости 1870) - оба были зятьями К.Я. Лебедева, мужьями его дочерей Евдокии и Натальи соответственно. Арбеков был уволен за штат в связи " с расстройством умственных способностей " , на 1900 г. ещё был жив, но находился в Рязанском доме умалишенных. Среди детей И.К. Лагова известны Иоанн (на 1900 г. священник с. Ибердус Касимовского уезда, 32 г.), Егор (Георгий) (на 1900 г. псаломщик с. Княжое (Княжево) Егорьевского уезда, 27 л.), Михаил (священник с. Еголдаево Ряжского уезда, 25 л. в 1900 г.), Александр (23 г. в 1900 г., обучался в Юрьевском университете), Петр (1880 - 1943, окончил Московскую духовную академию, протоиерей в Москве, был репрессирован, умер в Рязани, см. о нём http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=5970 ) и др.

http://sobory.ru/article/?object=02790

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Донской (12.10.1350 - 19.05.1389, Москва), св. (пам. 19 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), вел. кн. Московский, старший сын вел. кн. Иоанна II Иоанновича Красного. Св. вел. кн. Димитрий Иоанович. Роспись юж. стены Архангельского собора Московского кремля. XVII-XIX вв. Св. вел. кн. Димитрий Иоанович. Роспись юж. стены Архангельского собора Московского кремля. XVII-XIX вв. Отец Д. И. скончался 13 нояб. 1359 г., когда княжичу было 9 лет. Реальная власть оказалась в руках советников покойного вел. князя во главе с московским тысяцким В. В. Вельяминовым. Воспитание и обучение Д. И. проходило под наблюдением митр. св. Алексия (в соборном определении 1389 г. К-польского патриарха Антония IV говорится, что «великий князь московский Иоанн, умирая, возложил на него [Алексия.- Б. Ф.] попечение, заботу и промышление о своем сыне Димитрии» (РИБ. Т. 6. 33. Стб. 198)). Положение Московского княжества было неблагоприятным. В 1360 г. в Орде Владимирское великое княжение, ярлык на к-рое ранее получали московский кн. Иоанн I Даниилович Калита и его сыновья, по решению хана Навруза было передано не Д. И., а суздальскому кн. Димитрию (Фоме) Константиновичу ; местным князьям были даны ярлыки на Галичское княжество (Дмитрию Борисовичу) и половину Ростовского княжества (Константину Васильевичу) - владения, к-рые присоединил к московским землям Иоанн Калита. Кроме того, новгородцы пригласили к себе на княжение вел. кн. Димитрия Константиновича. В нач. 1359 г. в Киеве по приказу Литовского вел. кн. Ольгерда был арестован наиболее авторитетный среди советников вел. кн. Иоанна Красного митр. Алексий, объезжавший храмы Киевской митрополии; в течение почти года святитель не мог вернуться в Москву. Орда стремилась отодвинуть на задний план слишком усилившееся Московское княжество.

http://pravenc.ru/text/178205.html

Священник Александр Павлович Карпинский родился в 1887 году в городе Макарьеве Костромской губернии. Окончил два класса духовной семинарии. Был рукоположен во священника и служил в селе Белышево. В 1931 году был арестован и сослан на три года в Нарымский край. По возвращении из ссылки служил в одном из храмов Ветлужского района. Священник Иоанн Иоаннович Сахаров родился в 1884 году в семье крестьянина. Окончил сельскую школу и был рукоположен в сан диакона. После революции принял сан священника. Служил в селе Никольском Ветлужского района. Священник Иоанн Иоаннович Сеготский родился в 1881 году в селе Соболеве Юрьевецкого уезда Костромской губернии. Окончил четыре класса духовной семинарии, служил псаломщиком. После революции 1917 года принял священство. В 1931 году был арестован и приговорен к двум годам лагерей и пяти годам ссылки. После возвращения из ссылки служил в храме священником. Священник Иоанн Всеволодович Розанов родился в 1876 году в городе Ветлуге в семье учителя. Служил в храме села Турань Ветлужского района. В селе Успенье был арестован священник о. Владимир Слободской. Скончались все в заключении. На Покров арестовали священников и диаконов собора, в декабре — всех оставшихся в городе священников, множество православных мирян и жившего на покое епископа Фостирия (Максимовского). Епископ Фостирий родился 21 октября 1864 года. Окончил Костромскую духовную семинарию, и в 1895 году был рукоположен в сан священника. В 1930 году он был пострижен в монашество и хиротонисан во епископа Томского. В 1933 году был епископом Сызранским, в 1934–м уволен на покой и поселился в Ветлуге. Из принявших смерть в заключении известны имена некоторых. Церковный сторож Николай Никифорович Шумов. Когда храм закрыли, молился дома; арестован и приговорен к десяти годам заключения; по прошествии десяти лет вторично приговорен, скончался в заключении. Николай Николаевич Лебедев — церковный староста в селе Темита. Раба Божия Пиама Дмитриевна — пела на клиросе. Был арестован и скончался в Нижегородской тюрьме старец Иван Дормидонтович из села Большего. В молодости родители захотели его женить, купили ему костюм. Но не то было у него на уме. Чтобы не нарушить воли родительской, он сделал так, что невесты сами от него отказались. Подпоясал пиджак полотенцем и пошел по деревне. Деревенские, увидев его, закричали:

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Из Великих Князей и Царей приняли перед смертью схимы: Александр Невский (в схиме Алексий), сын его Андрей, Иоанн I Калита († 1341), Симеон Иоаннович (Созонт. † 1353), Иоанн II Иоаннович († 1359), Михаил Ярославич Тверской (Матфей), Василий III (Варлаам), Иоанн IV (Иона. † 1584), Борис Годунов (Боголеп. 1605). Со смирением, с боязнью Бога, с пониманием, что только от Него зависит дарование победы или поражения, с преклонением перед святою волею Господнею шли сражаться князья и воины. Князь Изяслав, отправляясь на войну, надевал крест и власяницу усопшего праведного брата Николая Святоши. «Не бегал я для сохранения живота своего, не щадил головы своей... Дети! не бойтесь ни рати, ни зверя, делайте мужское дело, ничто не может вам вредить, если Бог не позволит; а от Бога будет смерть, так ни отец, ни братья не отнимут; Божье блюденье лучше человеческого», – поучал Великий Князь Владимир Мономах . Святой Князь Андрей Боголюбский брал с собою в походы чудотворную икону Владимирской Божией Матери и Честный Крест. Сияние от иконы и креста видел он 1 августа 1164 г. при поражении восточных болгар-магометан. В этот же день то же чудо явлено было Императору Византийскому Мануилу, победившему сарацин. В память этого чуда Православная Церковь и празднует 1 августа Всемилостивейшего Спаса. Пониманием всего исходящего от Бога проникнут был и герой Пскова, святой князь Тимофей (Довмонт), освящавший свой меч в Троицком соборе, и доблестный воевода Шуйский, защищавший Псков. Довмонт приписывает свою победу над литовцами 18 июня 1266 г. заступничеству святого мученика Леонтия, в день памяти коего одержана победа. Князь Шуйский предварен был в 1581 г. об удаче отражения штурма явлением старцу Дорофею Божией Матери с князьями Всеволодом-Гавриилом и Довмонтом-Тимофеем. От Преподобного Сергия получает в 1380 г. благословение боголюбивый Димитрий Донской, отправляясь сражаться с татарами, и помощи Свыше приписывает он победу. «Нас немного, а враг силен; но Бог не в силе, а в правде; идите с вашим Князем», – говорил Александр Невский, после благословения архиепископа Спиридона, своей дружине перед выступлением в 1240 г. в поход против шведов. «Бе множество храбрых, якоже древле у Давида царя: бяха бо сердца их, аки сердца львов», – писал летописец о подвигах воинов Александра. Но все герои битвы на Неве – Гавриил Олексич, Сбыслав Якунович, княжеский ловчий Яков Полочанин, Миша Новгородец – по свидетельству летописей – не дерзали приписывать победы своим доблестям, но говорили, что за них и вместе с ними сражались Ангелы Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010