Царь созвал лже-собор из трех епископов, низверг св. Филиппа с митрополичьей кафедры и лишил его сана. Опричники ворвались в собор, когда святитель Филипп совершал литургию, сорвали с него облачения и увезли в цепях в тюрьму, а потом в тверской Отрочь монастырь. Год спустя, Иоанн Грозный, проезжая мимо монастыря, послал опричника Малюту Скуратова за благословением к св. Филиппу и, когда тот отказал, Малюта задушил его. Церковь причислила митр. Филиппа к лику святых и признала его священномучеником (память 9 января). Даже после смерти Uoahha IV , отношения между Церковью и государством не сразу исправились. Хотя царь Федор Иоаннович был благочестив и кроток, Борис Годунов настоял на низвержении митрополита Дионисия, как приверженца кн. Шуйских. Учреждение московского патриаршества Русская Церковь была уже, начиная с митрополита Ионны (после Флорентийской унии), самостоятельной, и, хотя митрополиты поставлялись по-прежнему в Константинополе до конца 15 века, митрополиты 16 века возводились на престол по настоянию вел. князей, без благословения патриарха. Русская Церковь , с другой стороны, помогала бедствующим восточным Церквам и Афону. В 1586 году царь Федор Иоаннович собрал в Москве собор и было решено просить восточных патриархов о даровании московскому митрополиту титула патриарха. Антиохийский патр. Иоаким, бывший в то время в Москве для сбора «милостыни», поддержал это ходатайство, а через два года в Москву прибыл константинопольский патр. Иеремия. Ему было предложено стать патриархом Московским и всея Руси, но с условием, что он будет жить во Владимире. Последний не согласился и поставил в патриархи митрополита Иова 25 января 1589 года. В грамоте, подписанной всеми восточными патриархами, присланной в Москву через два года, московскому патриарху определялось 5-е место после патр. иерусалимского, и русской Церкви давалось право избрания патриарха собором русских епископов. Новгород, одно время почти независимый от Москвы, в церковном отношении был подчинен московскому патриарху. Судьба новгородской кафедры была трагична. В 1470 году последний архиепископ из новгородцев, Феофил, был заточен, и после него архиепископы присылались из Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1470 г. Между тем, по сказанию Летописцев, были страшные знамения в Новегороде: сильная буря сломила крест Софийской церкви; древние Херсонские колокола в монастыре на Хутыне сами собою издавали печальный звук; кровь являлась на гробах, и проч. Люди тихие, миролюбивые трепетали и молились богу: другие смеялись над ними и мнимыми чудесами. Легкомысленный народ более нежели когда-нибудь мечтал о прелестях свободы; хотел тесного союза с Казимиром и принял от него Воеводу, Князя Михаила Олельковича, коего брат, Симеон, господствовал тогда в Киеве с честию и славою, подобно древним Князьям Владимирова племени, как говорит Летописцы. Множество Панов и витязей Литовских приехало с Михаилом в Новгород. В сие время скончался Новогородский Владыка Иона: народ избрал в Архиепископы Протодиакона Фиофила, коему нельзя было ехать в Москву для поставления без согласия Иоаннова: Новогородцы чрез Боярина своего, Никиту, просили о том Великого Князя, мать его и Митрополита. Иоанн дал опасную грамоту для приезда Феофилова. в столицу и, мирно отпуская Посла, сказал ему: «Феофил, вами избранный; будет принят с честию и поставлен в Архиепископы; не нарушу ни в чем древних обыкновений и готов вас жаловать, как мою отчину, если вы искренно признаете вину свою, не забывая, что мои предки именовались Великими Князьями Владимирскими, Новагорода и всея Руси» 1471 г. Посол, возвратясь в Новгород, объявил народу о милостивом расположении Иоанновом. Многие граждане, знатнейшие чиновники и нареченный Архиепископ Феофил хотели воспользоваться сим случаем. чтобы прекратить опасную распрю с Великим Князем; но скоро открылся мятеж, какого давно не бывало в сей народной Державе. Вопреки древним обыкновениям и нравам Славянским, которые удаляли женский пол от всякого участия в делах гражданства, жена гордая, честолюбивая, вдова бывшего Посадника Исаака Борецкого, мать двух сыновей уже взрослых, именем Марфа, предприяла решить судьбу отечества. Хитрость, велеречие, знатность, богатство и роскошь доставили ей способ действовать на правительство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Колокольня. С западной стороны храма построена каменная лестница, ведущая на второй этаж к холодной Ильинской церкви. Над рундуком лестницы на четырех арках соединенных сводом находится восьмигранная колокольня. На колокольне было шесть колоколов. На одном была надпись: «Soli. Dee qloria. Assverus Koster nie fecit. Amsterdami, aimo 1688”. Территория храма была обнесена каменной оградкой с железными воротами на южной и западной стороне. Библиотека храма имела около 130 различных церковных книг. Самым древним было напрестольное Евангелие, напечатанное в 1657 году «Августа въ 29 день, повелениемъ Царя Алексея Михайловича, въ тринадесятое лето Его царствования, и въ четвертое лето рождения сына Его Алексея Алексеевича, благословениемъ Святейшаго Никона, Архиепископа Московскаго, въ шестое лето Его Патриаршества». В заключении краткие сведения об известных настоятелях храма: Иоанн Андреевич Шапочников произведен в священники Ильинского храма в 1795 году. Сын причетника Иоанно-Предтеченского монастыря Великого Устюга, обучался в Устюжской духовной семинарии. Петр Иоаннович Шапочников, сын И. А. Шапочникова сменил отца в 1823 году. Закончил Вологодскую духовную семинарию. Алексей Иоаннович Усов, сын причетника церкви Сретения иконы Божией Матери Владимирской Великого Устюга. Закончил Вологодскую духовную семинарию. Священник Ильинской церкви с 1849 года. Скончался 27 сентября 1882 года. Павел Николаевич Поддьяков, сын священника Подосиновской церкви Рождества Богородицы. Закончил Вологодскую духовную семинарию. 6 декабря 1882 года рукоположен в сан священника Ильинской церкви. Литература: 1. Сотная книга 1630 года. В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 26. 2. Писцовая книга 1676 – 83 г.г. В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 74. 3. Указъ на построение верхней холодной каменной Ильинской въ г. Устюге церкви 1736 года. - Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Августа 1. 15. 1887. Стр. 276-277. 4. Церковь Св. пророка Илии въ г. Устюге. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Августа 1. 15. 1887. Стр. 265-276.

http://sobory.ru/article/?object=06415

книжникам в слав. переводе. При коронации Д. И. был использован вариант этого чина, где шла речь о коронации соправителя. В этом случае на соправителя знаки власти возлагал не глава Церкви, а глава гос-ва. Глава Церкви лишь вручал их правителю. В визант. обряде такими знаками власти были царские одеяния и корона - стемма, в чине поставления Д. И. их заменили бармы и шапка - предметы, находившиеся в московской великокняжеской казне с сер. XIV в. Особенностью рус. чина поставления было то, что он начинался обращенной к митрополиту речью Иоанна III. Сообщая о своем решении «благословить» внука великим княжением, правитель просил митрополита благословить Д. И. В речи Иоанна III великое княжение было названо «Владимерским, и Московским, и Ноугородским, и Тверским», но в завершавшем обряд многолетии и Иоанн III и Д. И. были названы правителями «всея Руси». Др. важной особенностью рус. чина поставления было то, что если по визант. чину патриарх лишь вручал после прочтения молитвы императору венец, чтобы тот возложил его на соправителя, то в рус. варианте увенчанного шапкой соправителя благословляли митрополит и поднявшиеся на амвон епископы. Рус. чин венчания включал также краткие поучения вел. князя и митрополита, обращенные к Д. И., с призывом «иметь страх Божий в сердце» и вершить справедливый суд. Митрополит, кроме того, наставлял Д. И. «иметь послушание во всем к своему государю деду». Визант. обряд завершался причащением правителя во время литургии, следовавшей за коронацией, в алтаре Преждеосвященными Дарами. Такое указание в чине поставления Д. И. отсутствует. Заключительная часть рус. обряда не имеет аналогий в визант. чине венчания. Д. И. в шапке и бармах шел из Успенского собора в Архангельский, где священники читали ектению и Д. И. «знаменался у гробов родительских». При выходе из Успенского, а затем из Архангельского собора его дядя Юрий (Георгий) Иоаннович , выполнявший роль находившегося в опале старшего сына Василия, каждый раз трижды осыпал Д. И. золотыми и серебряными монетами.

http://pravenc.ru/text/178203.html

ВТОРЫЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ СВЯТО-ИОАННОВСКИЕ ЧТЕНИЯ ноября 2000 1 ноября, в день памяти святого праведного Иоанна, пресвитера и чудотворца Кронштадтского, открылись Вторые Санкт-Петербургские чтения, посвященные памяти великого подвижника. Утром на Леушинском подворье была отслужена праздничная Литургия и Акафист св. прав. Иоанну Кронштадтскому. Во второй половине дня в Голубом зале Александро-Невской лавры после молебна состоялось торжественное открытие чтений.   1 ноября, в день памяти святого праведного Иоанна, пресвитера и чудотворца Кронштадтского, открылись Вторые Санкт-Петербургские чтения, посвященные памяти великого подвижника. Утром на Леушинском подворье была отслужена праздничная Литургия и Акафист св. прав. Иоанну Кронштадтскому. Во второй половине дня в Голубом зале Александро-Невской лавры после молебна состоялось торжественное открытие чтений.       Вначале к присутствующим обратился священник Геннадий Беловолов, который сказал о значении чтений. С приветственным словом выступил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, преподавший участникам свое архипастырское благословение. От имени губернатора размышлениями об отце Иоанне Кронштадтском поделился вице-губернатор области по культуре В.И. Шитарев. О великом подвижнике ХХ века рассказал также архимандрит Трифон из Архангельской епархии. Председатель отдела религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской митрополии священник Александр Зелененко раскрыл значение духовного наследия отца Иоанна Кронштадтского в деле образования и просвещения. Об отце Иоанне и его духовных чадах рассказал протоиерей Иоанн Миронов.       Первый день чтений завершила концертная программа. Прозвучали песни на стихи игумении Таисии Леушинской в исполнении Евгении Смольяниновой и Ирины Скорик. В рамках концертной программы Людмила Захарова и Валерий Ивченко прочитали воспоминания о кронштадтском пастыре.       2 октября чтения продолжат свою работу. С утра планируется пленарное заседание с чтением 12 докладов, во 2-й половине дня - заседания в историко-церковной и педагогической секциях. Поделиться 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=184...

Казанский Николай,родился около 1846 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Алексий Иоаннов, священник; Московская губерния, Коломенский уезд, село Феодоровское, Николаевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 9 об., 10). Казанцев Иван, родился около 1838 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Александр Феодоров, диакон; Московская губерния, Серпуховский уезд, Крестовоздвиженская, что на Лютарице, церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 7 об.). Казанцев Иван,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.); Отец: Михаил Иванов († до 1861 г.), священник; Московская губерния, Бронницы, Градской собор (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568, Л. 2 об.). Калединский Гавриил,родился около 1843 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Андрей Яковлев († до 1866 г.), священник; Московская губерния, Богородский уезд, село Гуслицы, Воскресенская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 279; Оп. 3. Д. 20. Л. 11 об., 12). Каллиников Димитрий,родился около 1846 г.; Московская духовная семинария (1860–1868 гг.), уволен в Епархиальное ведомство. Отец: Николай Осипов, тередорщик; Московская Синодальная типография (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 7 об., 8). Капустин Яков,родился около 1848 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Платон Иоаннов, протоиерей; Москва, Сретенский сорок, Никитская в Басманной церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 1 об., 2). Каржавин Владимир,родился около 1841 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Николай Иларионов, священник; Москва, Китайский сорок, Св. великомученицы Варвары на Варварке церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 7). Касаткин Василий,родился около 1839 г.; Московская духовная семинария (1854 – 1862 гг.). Отец: Симеон Михайлов, диакон; Московская губерния, Московский уезд, село Осташково, Христорождественская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 3 об.). Кедров Павел,родился около 1847 г.; Московская духовная семинария (1862–1870 гг.). Отец: Иоанн Димитриев, ранний священник; Москва, Пречистенский сорок, Знамения Пресвятой Богородицы в Зубове (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 4 об., 5).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

В центре русской территории протестанты появились вскоре же по введении реформации на западе Европы. Между вызванными от запада в последние годы княжения Василия Иоанновича (от 1524–1533 г.) ремесленниками, торговыми людьми, художниками, врачами и аптекарями встречаются уже последователи лютеровой веры, или, как вообще называли их у нас, немцы. Сравнительно более протестантов прибыло в Россию из Швеции (вскоре же по распространению там реформации Густавом Вазой); то были большей частью купцы, которые, по мирному договору, заключенному между Россией и Швецией в 1524 году, получили право построить в Новгороде торговый дом и торговать по всей России. 1 Сын и преемник Василия Иоанновича Иоанн Грозный, заботясь о распространении в своем государстве наук, художеств, ремесел и торговли, вызвал в Москву значительное число немцев-протестантов: толмачей, «дохтуров», хирургов, аптекарей, типографов. 2 Смотря на них, как на пособников и споспешников в развитии общественной жизни и образования, русское правительство (раз навсегда со времен Грозного), предоставило им свободно исповедовать свой веру и беспрепятственно совершать богослужение. К тому же, по духу своего учения, они не столько вмешивались в политические дела государства, сколько католики, и не столько ревновали о распространении своего учения. А потому в отношении веротерпимости им оказано значительное преимущество пред католиками. Факт на это слишком известен. Иезуит Поссевин от имени папы просил Грозного, «чтобы не держать магистров лютерских-немецких, которые не знают Пречистой Богородицы и Святых Божиих, а чтобы держать правдивых священников веры римской», и получил такой ответ: «того учинено не будет для того, что и в прежние времена того не было. 3 Взятые в плен во время Ливонской войны (1558–1582 г.), немцы и шотландцы с женами и детьми, целыми тысячами переселенные в Новгород, Владимир, Тверь, Углич, Кострому, Нижний Новгород, Казань, также получили право свободно отправлять богослужение, и в средствах к жизни били вполне обеспечены (многие имели прислугу и лошадей). И это опять потому, что правительство видело в них пригодных цивилизаторов и не подозревало опасных пропагандистов. Вывезенные из Нарвы и Ивангорода протестанты поселены были и в Москве 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Ближайшими родственниками Царя Феодора Иоанновича были его двоюродные братья по матери: Феодор, в монашестве Филарет, и Иван Никитичи Романовы, оба имевшие сыновей. Престол должен бы перейти в таком случае к Феодору, как старшему, но его монашество и сан митрополита Ростовского препятствовали этому. Наследником его являлся его единственный сын Михаил. Таким образом, вопрос шёл уже не о выборе Царя, а о признании за определенным лицом его права на престол. Измученный смутой и беззаконием русский народ приветствовал такое решение, так как видел, что порядок может восстановить лишь законный «природный» Царь. Народ вспоминал и заслуги Романовых перед родиной, их страдания за неё, кроткую Царицу Анастасию Романовну, твёрдость Филарета Никитича. Все это ещё сильнее привлекало народные сердца к наречённому Царю; но эти качества имелись и у некоторых других государственных мужей и печальников за Русь. И не это было причиной избрания Царя Михаила Феодоровича, а то, что именно в нём Русь увидела своего наиболее законного и природного Государя. В актах об избрании на царство Михаила Феодоровича тщательно устранялась мысль, что он вступает на престол в силу народного избрания, и указывалось, что новый Царь – Божий избранник, прямой преемник последнего наследственного Государя. «А мы, всякие люди Московского Государства от мала до велика и из городов выборные и невыборные люди, все обрадовались сердечною радостию, что у всех людей одна мысль в сердце вместилась – быть Государем Царем блаженной памяти Великого Государя Феодора Иоанновича племяннику, Михаилу Феодоровичу; Бог его, Государя, на такой великий Царский Престол избрал не по чьему-либо заводу, избрал его мимо всех людей, по Своей неизреченной милости; всем людям о его избрании Бог в сердце вложил одну мысль и утверждение». В грамоте об избрании Михаила Феодоровича перечисляются прежде бывшие Русские Великие Князья и Цари, после чего говорится, что все православные крестьяне всего Московского Государства от мала и до велика, «и до сущих младенцев, яко едиными усты вопияху и взываху, глаголюще», что быть на Владимирском и на Московском и на Новгородском Государствах и Царствах Государем Царем и Великим Князем всея России, Самодержцем блаженной памяти и хвалы достойного Великого Государя Царя и Великого Князя Феодора Иоан­новича всея России Самодержца сродичу, благоцветущия отрасли от благочестивого корени родившемуся – Михаилу Феодоровичу Романову – Юрьеву.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Иоанн III был буквально очарован новгородскими священниками настолько, что решил перевести их к себе поближе, в Москву. Здесь Алексей стал протопопом Успенского собора в Кремле, а Денис – протопопом Архангельского собора – великокняжеской усыпальницы. Таким образом, еретики стали настоятелями главнейших храмов Русской Церкви. Успенский Собор Московского Кремля – главный храм православного мира, пришедший на смену обращенной в мечеть Софии Константинопольской, – парадоксальным образом был только что построен католиком Фиоравенти и получил в настоятели «жидовствующего» протопопа. В Москве Алексей и Денис продолжили свою прозелитическую деятельность с не меньшим успехом, чем в Новгороде. В числе совращенных москвичей оказались такие крупные фигуры, как архимандрит Симонова монастыря Зосима и думный (посольский) дьяк Феодор Васильевич Курицын (по сути, министр иностранных дел Московского государства, руководитель всей его внешней политики). Кроме того, адептами «жидовствующих» стали крестовые дьяки великого князя Истома и Сверчок, купец Кленов и другие видные представители московского общества. Позже к ним добавилась невестка великого князя Елена Волошанка, дочь молдавского господаря Стефана Великого, жена рано скончавшегося сына великого князя Иоанна Иоанновича Молодого и мать внука великого князя – Димитрия Иоанновича, объявленного наследником Московского престола и даже соправителем Иоанна III. Таким образом, еретики проникают в великокняжескую семью. Еще немного, и во главе Русского государства вполне мог оказаться адепт ереси, и можно только догадываться, как бы в этом случае сложилась историческая судьба «Третьего Рима». В Москве «жидовствующие» втайне действуют более 7 лет. И только в 1487 г. они совершенно случайно выдают себя в Новгороде. Хоть это и были «жидовствующие», но сохранившиеся особенности чисто русского менталитета их подвели. «Руси веселие есть пити», – сказал когда-то св. князь Владимир, так что неудивительно, что о ереси в итоге проговорились в пьяной ссоре.

http://sedmitza.ru/lib/text/436275/

и «русских» союзников Ольгерда. Великий князь Литовский даже осаждал Москву, но своей цели не добился. Литов. наступление встретило сильный отпор. Князья Сев.-Вост. Руси сплотились вокруг Московского кн. Димитрия Иоанновича и вместе с московским войском предприняли поход на Тверь в 1375 г. Союзниками Димитрия Иоанновича к этому времени стали Смоленск и ряд черниговских («верховских») князей. Русско-литов. войны 60-70-х гг. XIV в. наложили отпечаток на церковную жизнь правосл. «русского» населения на территории Л. в. к. Сообщения XV-XVI вв. о принятии Ольгердом Православия следует признать недостоверными, однако гонениям православных он не подвергал. Великий князь при этом препятствовал переходу в Православие своих литовских подданных. Так, в 1347 г. он казнил 3 литов. бояр, принявших Православие (мученики Антоний, Иоанн и Евстафий ). Вместе с тем старшие сыновья Ольгерда, посаженные на княжениях в «русских» землях, носили христианские имена - Андрей, Димитрий. Сохранились сведения об их пожалованиях правосл. церковным учреждениям. В договоре Димитрия (Любарта) с кор. Казимиром 1366 г. как главный свидетель фигурирует «отець мои владыка Лучьскый Арсение» (Грамоти XIV ст. 1974. 19. С. 38). В борьбе между Ольгердом и Димитрием Иоанновичем митр. Алексий решительно встал на сторону Московского князя, отлучая от Церкви тех князей, которые вступали в союз против Москвы с язычниками-литовцами. В ответ Ольгерд закрыл митр. Алексию доступ на территорию Л. в. к. и обратился с жалобами на него в К-поль. Длительное отсутствие архипастыря на литов. землях привело к расстройству церковной жизни. Киевские владения митрополичьей кафедры в отсутствие митрополита подверглись расхищению. Вакантные епископские кафедры (напр., во Владимире-Волынском) не замещались. В итоге в К-поле 2 дек. 1375 г. было принято решение о временном восстановлении Литовской митрополии. Митрополитом стал близкий к патриаршему двору болгарин св. Киприан , который, посещая Л. в. к. как посланец патриарха, сумел установить контакты с Ольгердом и другими литов.

http://pravenc.ru/text/Литовское ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010