В заключение бояре говорили послам; «Написано в перемирных грамотах: татя, беглеца, холопа, рабу, должника, по исправе, выдать; это пишется исстари, а не соблюдается, беглецов никогда не выдают с обеих сторон: и этого слова в грамотах теперь не писать бы?» Послы отвечали: «Это слово старинное, отставить нам его нельзя; ведь это не те беглецы, что отъезжают от государя к государю: бывают беглецы по украйнам, которые живут близ рубежа, от шляхты и от детей боярских бегают мужики своровавши, да перешед за рубеж, живут невдалеке, и таких, сыскивая, отдают». Послы Сигизмундовы выговорили, чтоб царь целый год не воевал с королем шведским; но не успели они еще выехать из Московского государства, как Иоанн в надежде на союз с крымским ханом велел своим воеводам возобновить военные действия. Зимою шведы пожгли села близ Ямы и Копорья; летом выслана была против них рать – в большом полку воевода Петр Никитич Шереметев, в передовом – князь Владимир Тимофеевич Долгорукий; этот передовой полк был разбит, Долгорукий попался в плен; с другой стороны, шведы нашали на берега Белого моря, но здесь не имели успеха. А между тем великие московские послы – Салтыков и Татищев отправились в Литву взять с Сигизмунда клятву в ненарушении перемирия, ибо всего больше боялись иметь в одно время дело и с Польшею, и с Швециею. Послам дан был наказ: о корме с приставами не браниться, говорить гладко; объявить, что, несмотря на дурное поведение польских послов в Смоленске, по их жалобе для Сигизмунда короля, государь велел приставов посадить в тюрьму, а воеводу с Смоленска свел и опалу на него положил. Наказано было: беречь накрепко, чтоб король на обеих грамотах крест целовал в самый крест прямо губами, а не в подножье, и не мимо креста, и не носом. В тайном наказе говорилось: «Если захотят Нарву писать в королевскую сторону, то, по самой конечной неволе, давать за Нарву до 20 и до 30000, а по самой неволе и до 50000 золотых венгерских, только бы перемирье закрепить и Нарву написать в государеву сторону; а по самой конечной неволе написать, что и Нарву государю не воевать во все перемирные 12 лет». С послами отправлены были в запас две опасные грамоты на случай, если какие-нибудь именитые люди из Польши или из Литвы захотят отъехать на государево имя. В грамотах говорилось: «Как у нас будешь, и мы тебя пожалуем своим великим жалованьем, устроить велим поместьем и вотчиною и денежным жалованьем по твоему достоинству». Послана была опасная грамота и на доктора, который захочет ехать к государю; в ней заключалось то же обещание и, кроме того, обещался свободный выезд назад. Наконец, послам велено было жаловаться на малороссийских козаков (черкес), которые в степи побивают и в плен берут московских станичников и сторожевых голов, не дают наблюдать за крымцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В тексте Никоновской летописи (общерус. летописного свода 20-х гг. XVI в.) сохранились сведения о контактах И. со св. блгв. вел. кн. Владимиром (Василием) Святославичем в 986, 988, 991 и 994 гг. Первая из дат - приход послов из «Немьци», к-рые «глаголюще», что они «придохомъ послании от папежа»,- совпадает с ранним известием Повести временных лет (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 85; ср.: Там же. Т. 9. С. 42). Кн. Владимир отказал папским послам в принятии крещения на том основании, что «отци наши сего не прияли суть» (Там же). Это сообщение косвенно подтверждает недатированные известия Жития св. Ромуальда, составленного ок. 1042 г. Петром Дамиани , о более ранних попытках крещения Руси по зап. обряду (в 1-й пол. 978, в правление в Киеве кн. Ярополка Святославича ). В 988 г. также «приходиша послы из Рима от папы, и мощи святых принесоша к Володимеру»; в 991 г. «приидоша к Володимеру послы из Рима от папы, с любовию и с честью»; в 994 г. «послы Володимеровы приидоша в Киев, иже ходиша в Рим к папе» (ПСРЛ. Т. 9. С. 57, 64, 65). Достоверность данных известий нек-рыми исследователями ставится под сомнение: настораживает тот факт, что записи 988, 991 и 994 гг. с т. зр. построения текста написаны по одному шаблону; отмечается отсутствие известий о контактах правителей Руси с герм. императорами и церковными властями Рима в Повести временных лет. В последнее время в историографии более внимательно рассмотрены события, изложенные в Никоновской летописи (А. Е. Пресняковым, Б. Я. Раммом, А. Ю. Карповым и др.). По сведениям об этом периоде из герм. латиноязычных хроник и анналов, контакты между Русью и странами Зап. Европы были интенсивными. Т. о., аргумент, что сообщения Никоновской летописи о связях Руси с Римом в кон. X в. были придуманы, чтобы оправдать в нач. XVI в. политические контакты Московского вел. кн. Василия III Иоанновича с Римским папой, в наст. время в историографии отвергнут. Но источниковедческий аспект проблемы остается в силе, прежде всего из-за разницы в хронологии между известиями в нем. хрониках и в Никоновской летописи.

http://pravenc.ru/text/469700.html

В конце правления И. И. в Москве в результате конфликта между московскими боярами был убит фаворит И. И. Алексей Петрович Хвост, к-рый после смерти вел. кн. Симеона Гордого стал московским тысяцким и вернул себе основную часть утраченных ранее владений в пределах Московского княжества. После убийства Алексея Хвоста знатные бояре Михаил Александрович и его зять Василий Васильевич Вельяминов, сын прежнего московского тысяцкого Василия Протасьевича, опасаясь гнева И. И., бежали в Рязанское княжество. Осенью 1357 г. на Русь из Орды пришел «силен» посол Кошак и «велика бысть истома князем руским». Вскоре после убийства Джанибека ханом был провозглашен Бердибек. В связи со сменой власти в Орде вел. князю пришлось зимой 1357/58 г. совершить туда поездку. Тогда же вместе с рязанским кн. Олегом в Орду прибыли и бежавшие из Москвы бояре. В результате переговоров произошло их примирение с И. И., бояре вернулись в Москву, где Вельяминов, очевидно, стал тысяцким. Консолидация московской знати была весьма своевременной. Хан Бердибек настаивал на новых выплатах со стороны вел. князя. В 1358 г. на Русь прибыл ордынский царевич Маматхожа, потребовавший пересмотра границ Московского и Рязанского княжеств в пользу последнего. В ответ И. И. не пустил Маматхожу в пределы Московского и Владимирского княжеств («не въпусти его во свою очину въ Руськую землю»). Вскоре выяснилось, что царевич действовал без ханских санкций, в результате интриг в Орде он попал в опалу и был убит, после чего вопрос о пересмотре границ в пользу Рязанского княжества не поднимался. В 1358 г. московские войска заняли Ржеву - бывш. владение смоленских князей, захваченное у них Литовским вел. кн. Ольгердом; в следующем году город вновь перешел к Литве. Возросшее значение Москвы в конце правления И. И. отражает чеканка в городе собственной монеты, в наст. время достоверно известен 1 ее экземпляр ( Гайдуков П. Г. Новые мат-лы о начале рус. монетной чеканки в XIV в.//Тр. Отд-ния ист.-филол. наук, 2006 г./РАН. М., 2007. С. 372-382).

http://pravenc.ru/text/469778.html

   Ярослав II Всеволодович 1238—1246.    Святослав III Всеволодавич 1246—1248.    Михаил II Ярославич во Владимире 1248 (полгода).    Андрей II Ярославич 1249—1252.    Св. Александр I Ярославич Невский 1252—1263.    Ярослав Ярославич 1263—1272.    Василий I Ярославич и в Костроме 1272—1276.    Димитрий I Александрович в Переяславле Залесском 1276—1294.    Андрей III Александрович и в Городце 1294—1304.    Св. Михаил III Ярославич в Твери 1305—1318.    Георгий III Даниилович и в Москве 1319—1322.    Димитрий II Михайлович в Твери 1326.    Александр II Михайлович в Твери 1326—1328.     В Москве    Иоанн I Даниилович Калита 1328—1340.    Симеон Иоаннович Гордый 1340—1353.    Иоанн II Иоаннович 1353—1359, (Димитрий Константинович Суздальский, 1359—1363, † 1384 в Нижнем Новгороде).    Димитрий IV Иоаннович Донской 1363—1389.    Василий II Димитриевич 1389—1425.    Василий Васильевго Темный 1425—1462.    Иоанн III Васильевич 1462—1505.    Василий IV Иоаннович 1505—1533. Цари    Иоанн IV Васильевич Грозной 1533—1584.    Феодор I Иоаннович 1584—1598.    Борис Феодорович Годунов 1598—1605.    Феодор Борисович 1605.    Лжедимитрий 1605—1606.    Василий Иоаннович Шуйский 1606—1610.    Междуцарствие 1610—1613.    Михаил Феодорович Романов 1613—1645.    Алексий Михайлович 1645—1676.    Феодор III Алексеевич 1676—1682.    Иоанн V и Петр I Алексеевичи 1682—1689.    Петр I царь 1689—1721. Митрополиты     В Киеве:    Св. Михаил 988—992.    Леонтий 992—1008.    Иоанн I 1008—1035.    Феопемпт 1035—1049.    Св. Иларион 1051—1054.    Ефрем 1055.    Георгий 1062, † после 1072.    Св. Иоанн II 1077—1088.    Иоанн III 1089—1090.    Св. Ефрем 1091—1096.    Николай 1097—1104.    Никифор 11104—1121.    Никита 1122—1126.    Вдовство 1126—1130.    Михаил 1130—1145.    Климент 1147—1155.    Константин I 1156—1159.     В Киеве же:    Феодор 1161—1163.    Иоанн IV 1164—1066.    Константин II 1167, † после 1172.    Никифор II упомин. с 1182—1197.    Матфей упоминается в 1201, † 1220 г.    Кирилл I 1224—1233.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Старая же деревянная церковь обратилась в богадельню – добрый приют для одиноких стариков и старух; и при богадельне той в 1832 году жили десять бездомных старушек. Жили старушки на подаяния добрых людей. Раннее детство Вани Попова Свято храня правду событий, вообразим и сочиним лишь некие картины, дабы живо виделось житие грядущего святителя в селе Ангинском. В селении том, Богом избранном, жили священники Поповы, коих в старину звали : попы; а посему фамилия Поповы, видимо, и родилась из разговора: – Чьи дети в церкви поют? – Поповы… Из сего древнего рода священников, прослуживших более ста сорока лет в Ангинской слободе Верхоленского уезда Иркутской губернии и вышел Евсевий Иоаннович Попов, пономарь Ильинской церкви. Оговоримся: Поповы служили Богу равно диаконами и пономарями. А жил Евсевий Иоаннович с богоданной женой Фёклой Савишной рядом с церковью, в деревенской избе, по соседству с избой отца Иоанна Иоанновича Попова. В старинном священническом роде вызревал грядущий святой, о коем поведём речь. Его прапрадеда Иоанна Пантелеймоновича Попова в 1790 году от Рождества Христова прислали из Тобольска в Иркутск, где отец Иоанн служил священником в церкви во имя Спаса Нерукотворного. Прадед Иоанн Иоаннович Попов с 1738 года – священник Ильинской церкви в Ангинской слободе и основатель род ангинских священников. А дед святителя Иоанн Иоаннович Попов женился на дочери Андрея Петрова, священника Харлампиевской церкви в Иркутске; и в семье его сына, священника Иоанна Иоанновича Попова, родился Евсевий Иоаннович Попов, отец будущего святого. А 26 августа 1797 года в селе Ангинском случилось чудо… На утренней заре радостно звонили колокола Ильинской церкви. И колокольный звон плыл по долине реки, уплывая в окрестные леса и лугам, а в синем небе весело кружились голуби. Колокола звонили в честь праздника Владимирской иконы Божьей Матери, и нарядные жители села, старые и малые, спешили в церковь на божественную литургию. В сей праздничный день и случилось чудо: благочестивым и христолюбивым супругам Евсевию Иоанновичу и Фёкле Савишне Поповым Господь даровал сына, наречённого по крещению Иоанн, – родился великий святой, которому будет молиться весь православный люд.

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/14/...

Коровина Августа Владимировна (р. Б. Августа) Королев (иеромонах Досифей) Коронин Константин Иоаннович (протоиерей Константин) Коростелев Симеон Никитич (протодиакон Симеон) Костров Александр Николаевич (протоиерей Александр) Костючик Иоанн Иоаннович (р. Б. Иоанн) Котляров Николай Иванович (иерей Николай) Котляров Петр Фомич (протоиерей Петр) Котяков Афанасий Иванович (протоиерей Афанасий) Котякова Мария Григорьевна (р. Б. Мария) Кочергин Александр Алексеевич (протоиерей Александр) Кочуновский Павел (протоиерей Павел) Кравцова Анна Гаврииловна (р. Б. Анна) Кравченко (иеромонах Макарий) Крамер Борис (диакон Борис) Краснолуцкий Иоанн Иоаннович (р. Б. Иоанн) Красов (Карасов) Геннадий Адрианович (протоиерей Геннадий) Красовский Петр (иерей Петр) Крахмалев Павел Иаковлевич (протоиерей Павел) Крестовоздвиженский Николай Алексеевич (протоиерей Николай) Крестовский Никита Алексеевич (р. Б. Никита) Крестовских (иеромонах Илия) Кропотов Павел Александрович (протоиерей Павел) Кручинин Владимир Васильевич (р. Б. Владимир) Кручинин Василий Адрианович (р. Б. Василий) Крылатов Василий Романович (архимандрит Иона) Крынин Павел Павлович (р. Б. Павел) Кудрявцев Николай Николаевич (р. Б. Николай) Кузнецов Георгий Михайлович (архимандрит Серафим) Кузнецов Иоанн Миронович (р. Б. Иоанн) Кузнецов Петр Иоаннович (протоиерей Петр) Кукловский Борис Сергеевич (р. Б. Борис) Кукуруза Сергий (р. Б. Сергий) Кулаев Иван Васильевич (р. Б. Иоанн) Куньев Анатолий (протоиерей Анатолий) Курдюмов Петр (протоиерей Петр) Куренков Александр Александрович (р. Б. Александр) Курмей Екатерина Ивановна (р. Б. Екатерина) Кушков Николай Михайлович (протоиерей Николай) Кушков Сергей Николаевич (р. Б. Сергий) Кушнеревский-Сечко Николай Иванович (протоиерей Николай) Кычаков Сергей Димитриевич (иерей Сергий) Л Лавошников Иакинф Васильевич (р. Б. Иакинф) Лаврентий, иеромонах (фамилия не установлена) Лавров Димитрий Васильевич (протоиерей Димитрий) Лагунов (архимандрит Арсений) Ланский Гавриил Петрович (иерей Гавриил) Ланский Степан Тимофеевич (р. Б. Стефан)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всеволод I Ярославич 1078–1093. Святополк II Изяславич 1098–1113. Владимир II Всеволодович Мономах 1113–1125. Мстислав I (Феодор) Владимирович Великий 1125–1132. Ярополк II Владимирович 1132–1139. Всеволод II Олегович 1139–1146. Игорь Ольгович 1146. Изяслав II Мстиславич 1146–1154. Юрий (Георгий I) Владимирович Долгорукий 1155–1157. Изяслав III Давидович 1157–1159. В Киеве и Владимире: Св. Андрей I Георгиевич Боголюбский во Владимире 1157–1174. Ростислав (Михаил) Мстиславич в Киеве 1159–1167. Мстислав II Изяславич в Киеве 1167 – 1169. Владимир III Мстиславич в Киеве 1169–1172. Михаил I Георгиевич во Владимире 1174– 1176. Всеволод III Георгиевич во Владимире 1176–1212. Роман Ростиславич в Киеве 1172–1177. Святослав III Всеволодович в Киеве 1177–1195. Рюрик II Ростиславич в Киеве 1195–1211. Георгий II Всеволодович во Владимире 1212–1216. Всеволод III Святославич в Киеве 1212–1214. Георгий II Всеволодович (вторично) во Владимире 1219–1238. Мстислав III Романович в Киеве 1214–1224. Владимир IV Рюрикович в Киеве 1224–1240. Во Владимире, но жили и в других местах: Ярослав II Всеволодович 1238–1246. Святослав III Всеволодович 1246–1248. Михаил II Ярославич во Владимире 1248. Андрей II Ярославич 1249–1252. Св. Александр I Ярославич Невский 1252–1263. Ярослав III Ярославич 1263–1272. Василий I Ярославич (и в Костроме) 1272–1276. Димитрий I Александрович в Переяславе Залесском 1276–1294. Андрей III Александрович (и в Городце) 1294–1304. Св. Михаил III Ярославич (и в Твери) 1305–1318. Георгий III Даниилович (и в Москве) 1319–1322. Димитрий II Михайлович в Твери 1326. Александр II Михайлович в Твери 1326–1328. В Москве: Иоанн I Данилович Калита 1328–1340. Симеон Иоаннович Гордый 1340–1353. Иоанн II Иоаннович 1353–1359. (Димитрий III Константинович Суздальский 1359–1363, † 1384 в Нижнем-Новгороде). Дмитрий IV Иоаннович Донской 1363–1389. Василий I Димитриевич 1389–1425. Василий II Васильевич Темный 1425–1462. Иоанн III Васильевич 1462–1505. Василий III Иоаннович 1505–1533. Цари Иоанн IV Васильевич Грозный 1533–1584.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В иконостасе имелись: образ Господа Вседержателя с припадающими к нему разными святыми угодниками; образ Божией Матери Всех Скорбящих Радости. Кроме этого на западной стене имелся древний большой образ Спаса Нерукотворенного. Колокольня с железным шпилем примыкала к северо-западному углу паперти и имела шесть колоколов. Обе церкви были обнесены вокруг каменной оградой с двумя воротами с восточной и западной стороны. Среди утвари можно отметить три напрестольных креста: первый с чернением по серебру клеймами устюжской работы и надписью: «Устюга Великаго Варваринской церкви, делань 1787 года, Сентября 20»; второй – также украшен клеймами с чернением по серебру; третий деревянный с серебряными клеймами, тот самый, что упоминается среди спасенных в пожаре 1679 года. Среди настоятелей церкви известны следующие священнослужители: Феодор Попов упоминается до 1768 года; Иаков Иоаннович Субботин до 1782 года; Иоанн Феодорович Попов 1787 год; Андрей Иоаннович Орлов с 1803 года; Григорий Стефанович Левитский 1816-1819 годы; Василий Алексеевич Чудинов 1819-1834 годы; Александр Иоаннович Коржавин 1834-1847 годы; Алексей Ильич Попов 1847-1848 годы и 1860-1863 годы; Павел Георгиевич Соколов 1840-1860 годы; Николай Иоаннович Федоровский 1863-1867 годы; Иоанн Арсениевич Попов 1867-1876 годы; Константин Михайлович Куклин 1876-1878 годы; Павел Владимирович Чернавский 1878-1879 годы; Виссарион Василиевич Мудров 1879-1887 годы; Алексей Александрович Чижов с 1887 года. Литература: 1. Архангелогородский летописец. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI – XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 99. 2. Сотная книга 1630 года. «Лета 7138 апреля въ 25 денъ сотная съ Устюжскихъ съ писцовыхъ книгъ письма и меры Микиты Вышеславцова, да подъячего Агея Федорова 131 и 132 и 133 и 134 году». - В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 9. 3. Титов А. А. Летопись Великоустюжская./Издание А.

http://sobory.ru/article/?object=44944

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН II ИОАННОВИЧ Вел. кн. Иоанн Иоаннович. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 2-я пол. XVII в. Вел. кн. Иоанн Иоаннович. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 2-я пол. XVII в. Красный (30.03.1326, Москва - 13.11. 1359, там же), вел. кн. Владимирский (1354-1359), кн. московский (1353-1359). Из династии Рюриковичей , 3-й сын вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты и его 1-й супруги вел. кнг. Елены, младший брат вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого. Род. в день памяти прп. Иоанна Лествичника . В 1339 г. вместе с отцом и со старшим братом кн. Симеоном И. И. ездил в Орду, осенью был вновь отправлен Иоанном Калитой к хану вместе с Симеоном и младшим братом Андреем. После смерти отца (31 марта 1340) И. И. стал 2-м по старшинству князем московского дома, т. к. 2-й сын Иоанна Калиты Даниил умер в младенчестве. По завещанию отца (1339) И. И. получил треть Москвы, Звенигород с 12 волостями к западу от Москвы и 10 сел. В правление вел. кн. Симеона Гордого (1340-1353) И. И. активно участвовал в политической жизни Руси. Весной 1340 г., после смерти отца, вместе с братьями и со многими рус. князьями он побывал в Орде, где его старший брат получил ярлык на Владимирское великое княжество . Зимой 1340/41 г. И. И. участвовал в совместном походе князей Сев.-Вост. Руси на Торжок, имевшем целью принудить новгородцев выплатить ордынскую дань («черный бор») и освободить захваченных ранее новгородцами великокняжеских наместников и сборщиков налогов. В 1344 и 1350 гг. вместе с вел. кн. Симеоном Гордым И. И. вновь побывал в Орде. В 1348 г. возник конфликт между Симеоном Гордым и его младшими братьями, противившимися намерениям вел. князя поставить Московское княжество под свой единоличный контроль. Одним из последствий конфликта стала опала с конфискацией владений влиятельного московского боярина Алексея Петровича Хвоста (Босоволкова), состоявшего в доверительных отношениях с И. И. В итоге князья пришли к соглашению. Старший брат пошел на уступки И. И., который получил ряд земельных владений, ранее принадлежавших Босоволкову. В ответ И. И. и кн. Андрей обещали поддерживать вел. князя и не принимать на службу опального боярина и членов его семьи.

http://pravenc.ru/text/469778.html

Василий III Иоаннович пришел к власти в результате борьбы придворных группировок, начавшейся после смерти в марте 1490 г. старшего сына Uoahha III от 1-го брака – князя Иоанна Иоанновича Молодого, женатого на Елене Волошанке, дочери правителя Молдавии Стефана Великого. Их сын великий князь Димитрий Иоаннович внук был наследником престола по прямой нисходящей линии, а В. И., старший по возрасту, был сыном от 2-го брака. Возникло соперничество дяди и племянника, подобное тому, с которого началась феодальная война во 2-й четв. XV в. (см. Василий II Васильевич), столкнулись 2 принципа наследования. После смерти великого князя Иоанна Молодого, владевшего Тверским княжеством в результате его присоединения в 1485 г., Тверь была передана не Димитрию внуку, но Василий III Иоаннович (хотя мать Иоанна Молодого Мария Борисовна, 1-я супруга великого князя Uoahha III , была тверской княжной). Позже Иоанн III принял решение сделать наследником внука. Приближенные Василия III Иоанновича сообщили ему о намерении отца «пожаловати великим княжением Володимерским и Московским» князя Димитрия и рекомендовали «отъехать» от отца и расправиться с племянником, они даже организовали заговор с тайным крестоцелованием Василия III Иоанновича (ПСРЛ. Т. 4. С. 200). Иоанн III жаловался на сына церк. Собору (по-видимому, в кон. окт. – нач. ноября 1497), в дек. Василий III Иоаннович был подвергнут домашнему аресту («посади его за приставы на его же дворе»), 6 наиболее активных заговорщиков были казнены, многие заключены в тюрьму. Мать Василия III Иоанновича великая княгиня София также подверглась опале, были казнены ее служанки («бабы с зелием», «бабы лихие»). В февр. 1498 г. в Успенском соборе Московского Кремля прошла торжественная церемония поставления на великое княжение Димитрия Иоанновича. В ранней («повествовательной») редакции чина поставления объем прерогатив Димитрия Иоанновича очень широк – «великое княжество Владимирское, Московское, Новгородское и Тверское», в более поздней («формулярной») редакции названы «великое княжество Владимирское и Новгородское».

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010