126 Царя или Хана Ахмыта не было. Если здесь разумеется Хан Ахмат, делавший нашествие на Россию, при Василии Темном в 1459 и при Иоанне III в 1465; то он не был современником Епископу Прохору (1511– 1527). Если же разуметь Ахмыла, посла Ордынского, сопровождавшего в Россию Князя Иоанна Даниловича в 1322 году, то это будет ранее предыдущей тяжбы Юрия, отца Игнатиева. 127 Означенное рукописное житие должно быть современно потомкам Св. Петра. Оно заключается так: «Дай же Господи Петрову сему роду соблюдение и умножение животу и не оскудеет радость до старости без печали, о х-е и-се г-е (Христе Иисусе Господе) нашем, емуже слава ныне и присно и во векы веков. Аминь». 129 В 1474 году, в Ростове были Князья Владимир Андреевич и Иоанн Иоаннович, у которых Великий Князь Иоанн III Васильевич купил остальную часть Ростова. 131 Житие Св. Исидора, довольно древняя рукопись, сохраняется в церкви, где почивают мощи его, и помещено во многих древних Сборниках. В Прологе и Четь-Минее 14 Мая помещено оно сокращенно. 132 Старинная рукопись, содержащая в себе описание жизни Иоанна Власатого, сохраняется в церкви Св. Власия. 138 В Белогостицкой обители, также и в Ростовском Успенском Соборе, сохраняются помянники Княжеские, в которых перечислены Князья: Владимир, Иван, Адриан, Симеон, Василий, Феодор, Иоанн, Созонт, Георгий (Темкин), Димитрий, Иоанн, Иоанн инок, Серапион инок, Павел (Темкин), Григорий (Темкин), Феодор (Гвоздев), Иоанн (Глинский), Борис, Борис, Василий, Иона инок (Судской), Мисаил инок (Темкин), Григорий, Иоанн (Зюзин), схимник Дионисий, Михаил (Темкин). Первые из этих Князей, кажется, те, которые продали последнюю половину Ростова Иоанну III, а последний – современник Митропол. Ионы Сисоевича и сотрудник его в строении обители значительными вкладами, как видно из сохраненной доселе описи Белогостицкого монастыря, составленной еще при жизни Митр. Ионы. 139 В библиотеке Троицкой Сергиевой Лавры находится Сборник в четверку, под 20, в котором помещена «повесть о Борисоглебском монастыре, от коликих лет и како бысть начало». Из этой повести заимствован последующий рассказ о старцах Феодоре и Павле, и об Игумене Феофиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Никольский храм сгорел в 1770-х г.г. Новый построен в 1782 г. Престолы: главный - Никольский, южный - Богоявленский, северный - Кирилло-Афанасиевский. Воскресенский храм (1653 г.) разобран по ветхости, вместо него построен новый по указу Консистории от 20 июля 1795 г., освящен в 1799 г. Престолы: в честь Воскресения Христова, Нерукотворного образа Спаса, прор. Илии, Владимирской иконы Божией Матери, вмч. Димитрия Солунского. Храмы располагались близ Кузнечевского и Павловского селений. Приписная церковь: кладбищенская во имя иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " , построена в 1875 г. Жертвователи: прихожане отставной боцман Павел Доильницын и крестьянин Степан Уродов пожертвовали колокол в 219 пуд. 35 ф.; Хиония Васильевна Доильницына - в 1832 г. колокол в 30 пуд., сребропозлащенные сосуды на 500 руб. ассигн.; Ирина Козмина Доильницына - в 1832 г. 300 руб. на поправку икон и на ризы для них; Илия Михайлович Петровский - в 1858 г.плащаницу на 638 руб. и несколько икон; Павел Даниилович Доильницын - хоругви на 32 руб. 75 коп., колокол в 60 пуд., 200 руб. для причта. Священники: Поликарп Игнатьев 1604 г.; Савва 1619 г. (упом. в следственном деле о Судромском священнике Димитрии); Павел Фомин 1664 г. (упом. в купчей Петра Ларионовича Андреева); Леонтий Иванов 1677 г. (упом. в писцовой книге Богдана Яковлева); Евтихий и Василий Евтихиев (из местных крестьян, известны по устному преданию); Федор Васильев Павлов 1710-1752 г.г.; Иоанн Афанасьев Хайбутов 1753-1783 г.г.; Иоанн Иоаннов Кремлев 1763-3.4.1785; Иоанн Семенов Андреев 1785-1786 г.г.; Иоанн Михайлов Цыпин 1784-6.1.1807; Андрей Васильев Павловский 1787-1798 г.г.; Андрей Яковлев Михайлов 1798-17.1.1821; Андрей Семенов Елеазаровский 1807-2.8.1820; Иоанн Леонтиев Павловский 1820-27.9.1847; Павел Стефанов Лысков 1821-1836 г.г.; Кирилл Алексеев Рожин 1837-1849 г.г.; Павел Иоаннов Мефодиев 1843-1846 г.г.; Михаил Евсигниев Петухов 1847-1858 г.г.; Иосиф Анастасиев Павловский 1849-1853 г.г.; Алексий Андреев Кудрявин 1853-1858 г.г.; Александр Лаврентиев Бурмакин 1858-1870 г.г.; Павел Федоров Новиков 1858-1873 г.г.; Андрей Александров Нахоров 1870-4.6.1872; Андрей Васильев Ульяновский 1872-1875 г.г.; Аникита Алексиев Попов 29.3.1876-1881; Алексий Александров Бурмакин 1881-1885 г.г.; Мисаил Павлов Алексиевский 1885-1889 г.г.; Михаил Константинов Кириллов 1889-30.4.1894.

http://sobory.ru/article/?object=28511

Синайский Валентин Никодимович (протоиерей Валентин) Синий Фаддей Иоаннович (протоиерей Фаддей) Синицин Андрей Александрович (р. Б. Андрей) Скальский Феодор (иерей Феодор) Скворцов Василий Петрович (р. Б. Василий) Скобелева Доротея (р. Б. Дорофея) Скоблин Иван Степанович (р. Б. Иоанн) Скорникова (монахиня Антонина) Скрижалин Василий П. (протоиерей Василий) Слизикова Серафима Григорьевна (р. Б. Серафима) Слищенко (Слющенко) Леонид Александрович (р. Б. Леонид) Слободской Николай (протоиерей Николай) Словцов Василий Феодорович (протоиерей Василий) Слюнин Василий Васильевич (протоиерей Василий) Слющенко (Слищенко) Леонид Александрович (р. Б. Леонид) Смарагд, иеромонах (Власов Федор) Смирнов (монах Иосиф) Смирнов Владимир Александрович (иерей Владимир) Смирнов Димитрий Симеонович (протоиерей Димитрий) Смоленцев (схимонах Пахомий) Смолянников Флегонт (иерей Флегонт) Смыков Николай Иванович (р. Б. Николай) Снандулия, монахиня (фамилия не установлена) Собянин Сергий Георгиевич (диакон Сергий) Сокович Анатолий Федорович (р. Б. Анатолий) Соколов Иаков Васильевич (протоиерей Иаков) Соколов Константин Косьмич (протоиерей Константин) Соколов Сергей Сергеевич (р. Б. Сергий) Соколовский Михаил Иоаннович (диакон Михаил) Солдатов Андрей Димитриевич (иерей Андрей) Солодков (схимонах Иоанн) Соломония, монахиня (фамилия не установлена) Солошенко Феодосий (иерей Феодосий) Солудаков Георгий Яковлевич (монах Евангел) Солянский Александр Степанович (протоиерей Александр) Солянский Борис Александрович (иерей Борис) Сорока Георгий Назарович (р. Б. Георгий) Сотников Капитон Петрович (р. Б. Капитон) Софроний, архиепископ (Арефьев Иван Алексеевич) Софроний, епископ (Старков) Софроний, архимандрит (Виноградов Павел Павлович) Софроний, игумен (Иогель Игорь Константинович) Софроний, монах (Ван) Сошников Нестор Михайлович (диакон Нестор) Спиридон, монах (Зеленский С.) Спицин Александр Васильевич (р. Б. Александр) Спицина Неонилла Николаевна (монахиня Анна) Станкевич Феодосий Филиппович (протоиерей Феодосий)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и оная бумага отдана новому старосте деревни Голубска Акакию Самуилову; ему же сдано свеч 16 фунтов, 9 крестов, один с финифтью, старого воску 4 круга, 8 пелен больших и малых, да 4 пелены тафтяных старых взял поп Владимир на шитье патрахилей и поручей, и дано попу Володимиру Ильину денег полтора рубли, что занимал у него в Новгороде прежде бывший староста деревни Логу, Егор Филеньев, как делал штофную одежду в церковь, ризы, подризник, патрахиль и поручи». В 17 в. причт состоял из священника, дьячка, пономаря и просвирни, так как в упомянутом выше документе 1676 г. сказано: „а на погосте четыре двора церковнопричетников, людей в них тоже“. С 1789 по 1869 год в причте был диакон, а с 1879 года причт состоит из священника, псаломщика и просвирни. Вот прежние члены причта: попы: Семен Васильев (1676), Илья Афанасьев (1721); Владимир Ильин (1735); священники: Евфимий Феодотов (1782), Василий Евтихиев (1794), Павел Иоаннов (1812), Иоанн Иоаннов (1821), Иоанн Парвицкий (1841), Димитрий Охонский (1862) и Александр Милославов, служащий с 1866 года до ныне. Диаконы: Софрон Владимиров (1782), Филипп Софрониев, Георгий Павлов, Михаил Дмитриев, Василий Иоаннов; причетники: Парфен Пантелеев, Андрей Пахомов, Андрей Игнатьев, Захар Евтихиев, Иоанн Андреев, Иоанн Семенов и Петр Власов, служащий по ныне. В прежнее время при Лядской церкви было до 322 десятин земли, как видно из межевой книги; впоследствии многое перешло к соседним помещикам каковы напр. Скобельцины, Опсеитова и Тарасьевские. Хлопоты о возвращении земель, соединенные с затратами денежными, как сказано в приходорасходной книге, не имели успеха и, к 1786 году у церкви осталось только 46 дес. 31 саж., которыми она и владеет до ныне, по двум планам, выданным 1808 г , июня 17 и 1845 г. июня 12-го. Церковного капитала 500 р. По приходорасходным книгам 1883 г. значится: в приходе: от продажи свеч 290 р. 92 к.; кошелькового сбора 49 р. 63 к., пожертвований в пользу церкви 77 р: 29 к.; процентов 46 руб 38 к. Всего 464 р 22 коп. В расходе: на свечи 165 р.: на ремонт церкви и ризницы 50 р. На масло, ладан и пр. 51 р. 80 к., на листы для церковных ведомостей 11 р 72 к. На разные пожертвования, как-то: на попечительство о бедных дух. звания, на исключенных учеников и т. п. 60 р. 55 к.; обязательного взноса на духовные училища 44 р. 45 коп.; 10% на содержание училища Александроневского 19 р. 20 к.; на эмеритуру по Петербургской Епархии 5 р. 30 коп. Один процент на содержание лиц дух. звания в больницах гражд. Ведомства – 55 к. Всего 408 руб. 57 коп.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Церковь перед войной была закрыта и разграблена, иконостас был только в Успенском приделе, недоставало икон, не было церковной утвари и облачений. Помог иеромонах Иоасаф (Дмитриев), служивший в кладбищенской церкви в Святых Горах (Пушкинские Горы). Первое богослужение было совершено 6 сентября 1941 г. В последних числах декабря 1943 года священник Владимир Толстоухов был отчислен из состава Псковской Православной миссии и вернулся в Ригу, где продолжал служить священником. По некоторым сведениям, осенью 1944 г. эвакуирован из Латвии, свою земную жизнь окончил в США. Вместе с о. Владимиром прибыл псаломщик Георгий Иоаннович Радецкий (1922-?). Родился в Риге, там же окончил Ломоносовскую гимназию. В Псковской Православной миссии служил переводчиком и псаломщиком. После обучения в 1943-1944 гг. на пастырско-богословских курсах в Вильнюсе рукоположен в сан дьякона. В 1944 г. арестован советскими властями, приговорен к 15 годам исправительно-трудовых лагерей, реабилитирован 17 декабря 1956 г. После освобождения рукоположен в сан священника, одновременно работал врачом, проживал в г. Вильнюсе. Дьякон Иоанн Захарович Городовицкий (1846-?) родился в погосте Качанова Слобода Островского уезда в семье пономаря. После окончания Псковского духовного училища служил сельским учителем в Островском уезде. Затем исполнял должность псаломщика, рукоположен в сан дьякона погоста Чернозерье Островского уезда, в 1896 г. по его прошению переведен в с. Велье. 28 июля 1910 г. уволен за штат. Дьякон Владимир Иоаннович Байков (13 июля 1883-?) был сыном крестьянина Московской губернии. Он окончил Псковское духовное училище, переведен в Псковскую духовную семинарию, исполнял обязанности псаломщика в домовой церкви псковских архиереев, в 1901 г. переведен в здешнюю церковь исполнять должность псаломщика, выдержал экзамен на сан дьякона. 26 сентября 1910 г. посвящен в стихарь и рукоположен в сан дьякона. За образцовое выполнение своих обязанностей ему были объявлены архипастырская признательность с призыванием благословения Божия, архипастырское благословение. Владимир Байков 24 марта 1917 г. переведен в погост Гривино Новоржевского уезда, 25 апреля 1917 г. переведен в Борисоглебский погост Опочецкого уезда.

http://sobory.ru/article/?object=07666

Видимо, планировочная структура монастырского комплекса с его уникальным сочетанием монашеской обители и дворцовой резиденции соответствовала наиболее распространенному в рус. монастырском строительстве типу обители с центральным расположением собора. Со всех сторон собор окружали постройки, в некоторых из них размещались кельи настоятеля и братии. Некрополь XIV в. Мон-рь также являлся некрополем, и не только вел. княгинь. Это был 2-й по времени устроения (после Успенского собора) известный по летописям московский некрополь. В обители покоились останки кнг. Елены (в монашестве Соломонида; † 1331), супруги кн. Иоанна Калиты; кнг. Анастасии († 1345), супруги вел. кн. Симеона Гордого; кнг. Александры (в иночестве Мария; † 1364), супруги вел. кн. Владимирского Иоанна II Иоанновича Красного, матери св. кн. Димитрия Донского; кнг. Марии (в монашестве Фотиния; † 1399), 3-й жены кн. Симеона Иоанновича (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 46, 56, 78; Т. 25. С. 228), останки к-рой в 1472 г. были обретены нетленными и по приказу вел. кн. Иоанна III Васильевича облачены в новые ризы ( Беляев. 1994. С. 262. Примеч. 232). Это было последнее документально подтвержденное погребение в храме ( Панова. 2002. С. 9, 13). Также в обители в 1393 г. был похоронен сын Димитрия Донского вел. кн. Иоанн Димитриевич (в иночестве Иоасаф) - «в притворе, идее же гроб бабы его, княгине великие Александры Ивановны» ( Присёлков. 2002. С. 442-443). Во время ремонта храмового притвора (1836) были обнаружены 2 захоронения в каменных гробах характерной для XIV в. формы (широких в верхней части и сужающихся в нижней). В одном сохранилось погребение женщины в шелковом платье, в другом - мужчины в иноческих одеждах, их останки специалисты идентифицируют с вел. кнг. Александрой, матерью вел. кн. Димитрия Донского, и ее внуком кн. Иоанном Димитриевичем (в схиме Иоасаф; † 1393) ( Беляев. 1994. С. 262. Примеч. 232, 233). Но Т. Д. Панова считает, что оба погребения были женскими ( Панова. 2003. С. 93 и др.). В 1387 г. «в монастыри у святого Спаса в церкви» был погребен кн. Феодор Фоминский (в монашестве Симеон) ( Присёлков. 2002. С. 431). В Рогожском летописце и Симеоновской летописи его имя ошибочно читается как Федор Симоновский. Впрочем, в этих источниках могла идти речь и о др. Спасском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/2564210.html

—259— стве вклада 651 . В 1561 году московским иконописцем Симеоном Яковлевым в Москве по заказу Ф. Сыркова была написана и доставлена в Новгород Владимирская икона, которая находилась «согласно описям Софийского собора в составе местного ряда до 1800 г.» 652 . В 1551 году дьяк Ф. Сырков вместе с другими представителями государевой администрации подчинил ведению Соловецкого игумена Филиппа владения в Выгозерском погосте 653 . О связях семьи Сырковых с Соловецкой обителью свидетельствуют вклады Дмитрия Сыркова и его сыновей Алексея и Федора 654 . В 1558 году Ф. Сырков позаботился об изготовлении для Соловков креста, украшенного драгоценными камнями, по заказу «царевичей и великих князей Иоанна Иоанновича и Феодора Иоанновича» 655 . Хотя Новгородский архиепископ Макарий, став в 1542 году Всероссийским Митрополитом, отбыл в Москву, тем не ме- —260— нее его связь с Великим Новгородом продолжалась. Его важнейшие усилия на первосвятительской кафедре – канонизация святых и собирание древнерусской книжности. Эти начинания многогранной деятельности иерарха нашли отражение и в трудах Ф. Сыркова. После того как митрополит Макарий в 1552 году, в год десятилетия своей интронизации, вложил в Успенский собор в Кремле комплект Четьих Миней, для царя стали создавать новый комплект Четьих Миней, получивших именование «царских». Местом их составления был Великий Новгород, т.е. «база исполнения – это школа, выпестованная святителем» 656 . Один из писцов этого грандиозного начинания, новгородец Мокий, оставил интересную запись в переписанной им рукописи: «...вдаша ми властеле Новагорода списати сию святую книгу, Минею май месяц, в ней же бе вписана и сиа чюдная книга святаго места Патерик Печерьскый. Того бо ради уже властеле с нужею повелеша ми писати сию Минею. Аз бо не послушах того священника Фомы. И бысть ми тогда прещение велико с яростию от Федора от Сыркова. Аз же неволею начах писати. Но Господь мене не остави: с радостию писах. Живущу же ми тогда у брата своего в дому. И бысть пожар, и негде ми писати. Аз же пришед к Федору и Фоме и ркох има: „Негде писати!“ Федор же посла мя в свое строение в манастырь к святей Богородици Владимерьскиа на Веряжю. Аз же с миром писах и дописавшю ми Патерик, и на прочая пошедъшю» 657 . Кроме Майской Минеи Мокий участвовал так же в написании Июньской и Ноябрьской Минеи 658 . В связи с созданием царских Четьих Миней, несомненно, в Новгород по-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Его Сиятельство, Граф Михаил Владимирович Толстой. С 1886 года: Его Преосвященство, Преосвященнейший Сильвестр, —5— Епископ Каневский, Ректор Киевской Духовной Академии. Его Высокопреподобие, Духовник Их Императорских Величеств, Протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев. Его Высокопреподобие, Протоиерей Исаакиевского Собора в С.-Петербурге, Петр Алексеевич Смирнов. С 1887 года: Его Высокопреподобие, Член Учебного Комитета при Св. Синоде, Протоиерей Александр Поликарпович Владимирский (бывший ректор Казанской духовной академии). Его Высокопреподобие, Член Учебного Комитета при Св. Синоде, Протоиерей Казанского Собора в С.-Петербурге, Александр Алексеевич Лебедев. С 1889 года: Его Высокопреподобие, Протоиерей Московского Кафедрального Христа Спасителя Собора, Алексей Иоаннович Соколов. Его Высокопреподобие, Протоиерей Московской Зачатьевской в углу церкви, Михаил Симонович Боголюбский. С 1891 года: Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Феогност, Архиепископ Новгородский и Старорусский. Его Преосвященство, Преосвященнейший Арсений, Епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии. С 1892 года: Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Иоанникий, Митрополит Киевский и Галицкий. Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владимир, Архиепископ Казанский и Свияжский. Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Антоний, Архиепископ Финляндский и Выборгский. Его Преосвященство, Преосвященнейший Александр, Епископ Калужский и Боровский. —6— Его Высокопреподобие, Архимандрит Иаков, Настоятель Кириллова Белозерского монастыря. Его Высокопреподобие, Председатель Учебного Комитета при Св. Синоде, Протоиерей Алексей Иоаннович Парвов. Его Высокопревосходительство, Директор Московского Публичного и Румянцевского Музеев, Действительный Тайный Советник, Василий Андреевич Дашков. Его Высокопревосходительство, Директор Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел, Действительный Тайный Советник, Барон Федор Андреевич Бюлер. С 1893 года: Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Ионафан, Архиепископ Ярославский и Ростовский.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чем изъявим тебе свою признательность!» . Успокоив таким образом Россию, митрополит переехал на временное жительство в Киев, стараясь среди развалин и печальных следов долговременного запустения обновить церковное устройство. Недолго княжил великий князь Иоанн. На 35 – м году от рождения он скончался монахом, оставив малолетнего Димитрия главою Русского государства. Царство Капчакское явно клонилось к падению. Новая смута окончилась убийством хана Бердибека и воцарившийся хан Наврус потребовал прибытия русских князей с дарами. Это произошло тотчас после кончины великого князя Иоанна Кроткого. Хан даровал великое княжение суздальскому князю Димитрию Константиновичу, меньшему брату князей Андрея и Бориса. Временно никто не стал оспаривать права его на великое княжение. Он въехал во Владимир, столь близко стоящий от Суздаля и был встречен народом восторженно, обещая снова возвысить достоинство древней столицы. Святой Алексий благословил его на княжение, но возвратился в Москву, чтобы исполнить обет святителя Петра и жить близ его чудотворного гроба. Однако новый мятеж в Орде изменил положение дел в Русском государстве. Убийство хана Навруса и царицы Тайдулы послужило боярам московским случаем объявить юного князя Димитрия Иоанновича соперником Димитрия Суздальского! Новый хан Муруш послушался московских бояр и назначил суд над послами, который окончился признанием малолетнего Димитрия главою российских князей. Но так как этот хан мог послать только грамоту, а не войско в Россию, то князь Димитрий Суздальский не уважил его суда и не пожелал выехать ни из Владимира, ни из Переяславля. Все московские бояре, несмотря на зиму, подняли тревогу, сели на коней и выступили с войском под предводительством юных князей Димитрия Иоанновича, его меньшего брата и двоюродного брата князя Владимира Андреевича. Димитрий Суздальский, не ожидавший такого нападения, бежал в Суздаль, а князь Московский занял трон Андрея Боголюбского во Владимире, погостил там три недели и, утвердив своих воевод и наместника, вернулся в Москву. К этому времени относится, вероятно, начало построения высокой каменной ограды в Суздальском монастыре преподобного Евфимия. Город, открытый с северной стороны, требовал защиты, и монастырь мог представить из себя превосходную крепость в случае нашествия и набега неприятеля. Когда исторические события несколько успокоились и воцарилась временная тишина, преподобный Евфимий испросил благословения у святителя Иоанна на построение теплой церкви во имя преподобного Иоанна, списателя Лествицы, которого он так почитал за его наставление, с трапезою каменною на зимнее время для братии, так как число монашествующих все увеличивалось и доходило до трех сот человек; прежняя трапеза не могла вместить всех. Затем предпринял преподобный Евфимий и постройку больничной церкви во имя Святителя Николая со всеми служебными келлиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Благодаря заступничеству прп. Никиты от тяжелой болезни был избавлен царевич Иоанн Иоаннович . Вблизи Переславля-Залесского род. буд. рус. царь Феодор Иоаннович . По-видимому, в связи с этими событиями в мон-рь поступили 2 шитые двусторонние хоругви с изображениями на одной образа Божией Матери «Одигитрия» и вмч. Никиты, на другой - вмч. Никиты и прп. Никиты Столпника (сер. XVI в.). Согласно позднему монастырскому преданию, они были связаны «с вкладом царицы Анастасии Романовны» ( Сукина. Никита Столпник. 2013. С. 99). Сохранился также покров на гробницу прп. Никиты Столпника, вложенный в мон-рь царской семьей (Владимиро-Суздальский музей-заповедник). 29 нояб. 1686 г. в описной книге Горицкого мон-ря упоминалась «розъезжая запись на пустошь Носково Никитцкого монастыря села Фалеева на крестьян, лета 7068-го» ( Антонов А. В. Ист.-археогр. исследования: Россия XV - нач. XVII вв. М., 2013. С. 530). Основная часть даров поступала в П.-З. Н. м. от средних и мелких вкладчиков. Исключение составляет лишь завещание царского родственника Я. М. Годунова своей вотчины в Угличском у. обители в кон. XVI в. Летом 1598 г. игум. Никон был участником Собора во главе с патриархом Московским и всея Руси свт. Иовом , к-рый обращался к конюшему и боярину Борису Феодоровичу Годунову, чтобы он согласился быть избранным на царство. 1 авг. 1598 г. в утвержденной грамоте на избрание царем Годунова упоминался «из Переславля Залеского Никицкой игумен Никон» (ААЭ. Т. 2. 7. С. 42). Несмотря на то что переславский служилый город в 1608 г. поддержал Лжедмитрия II , вотчины мон-ря были разорены интервентами и тушинцами. В связи с этим в 1608-1609 гг. переславцы обращались к пану Я. П. Сапеге, чтобы он помог им защитить свои владения и имущество. Среди подписавших грамоту был «Никицкой игумен Леонтей» (АИ. Т. 2. 352. С. 420). Отряд переславцев в составе войск Сапеги участвовал в осаде Троице-Сергиева мон-ря (23 сент. 1608 - 12 янв. 1610). 28 июня 1609 г. отмечалось, что ранее, во время штурма обители, был «Никитцкого монастыря служка Салтан Третьяков ранен из пищали», а «того ж… монастыря 4 человеки крестьян ранены, а 5 человек крестьян убиты до смерти» (Там же.

http://pravenc.ru/text/2579996.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010