Адмирал Федор Ушаков — святой праведный воин Феодор После праведной кончины Феодора Феодоровича прошло почти два столетия. Его подвижническая и высокодуховная жизнь, его добродетели не были забыты в родном Отечестве. Его заветами жили русские воины и флотоводцы, ученики и продолжатели его идей и идеалов преумножали славу русского флота. 5 октября, 2004 После праведной кончины Феодора Феодоровича прошло почти два столетия. Его подвижническая и высокодуховная жизнь, его добродетели не были забыты в родном Отечестве. Его заветами жили русские воины и флотоводцы, ученики и продолжатели его идей и идеалов преумножали славу русского флота. Адмирал Федор Ушаков — выдающийся русский флотоводец, не потерявший в боях ни одного корабля. Об этом человеке мы подробнее поговорим в нашей статье! Адмирал Федор Ушаков (1745 — 1817) По благословению Блаженнейшего Владимира митрополита Киевского и всея Украины. Святой праведный Феодор Ушаков родился 13 февраля 1745 года в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции и происходил из небогатого, но древнего дворянского рода. Родителей его звали Феодор Игнатьевич и Параскева Никитична, и были они людьми благочестивыми и глубоко верующими. В послепетровские времена дворянских юношей обыкновенно определяли в гвардию, служил в ней и отец святого праведного Феодор Игнатьевич, но после рождения третьего сына Феодора он был уволен от службы с пожалованием сержантского чина лейб-гвардии Преображенского полка. Вернувшись в родное сельцо, он сменил царскую службу на хозяйственные хлопоты и воспитание детей. День рождения будущего адмирала Российского флота — 13 февраля — приходится между празднованием памяти двух воинов-великомучеников: Феодора Стратилата и Феодора Тирона (память 8 и 17 февраля), — а вся жизнь российского флотоводца, от младенчества до дня кончины, прошла под благотворным влиянием его родного дяди, преподобного Феодора Санаксарского — великого воина в духовной брани. Преподобный Феодор родился и вырос в том же сельце Бурнаково, отсюда ушел в юности служить в лейб-гвардии Преображенский полк, но затем, стремясь душою к иному служению, желая стяжать звание воина Царя Небесного, бежал из столицы в пустынные двинские леса, чтобы одному Богу работать, укрепляясь в подвиге поста и молитвы; был сыскан, доставлен к Императрице, которая, вняв Промыслу Божиему о молодом подвижнике, благоволила оставить его в Александро — Невском монастыре, где он принял монашеский постриг в 1748 году, — и это исключительное для дворянского семейства Ушаковых событие, вкупе с последующими известиями о его монашеском служении Богу, было постоянным предметом бесед среди родственников и служило им назидательным примером. Большое семейство Ушаковых состояло в приходе храма Богоявления-на-Острову, находившегося в трех верстах от Бурнаково на левом берегу Волги.

http://pravmir.ru/admiral-ushakov-fedor-...

Удивительно, как долго и настойчиво через нашу либеральную интеллигенцию продвигается этот комплекс неполноценности. И мы потихоньку начинаем верить. Крепостное право было? Было. Иван Грозный был? Царь Пётр на костях Петербург строил? Маршал Жуков солдат на убой посылал? И мы только киваем: да что уж теперь, было, было, жизнь за пятак и сплошные зверства. Соглашаемся, значит. Мы ж русские – люди совестливые, и чего бы не покаяться в своих грехах? Забавно, что самую резкую отповедь таким настроениям я нашёл в... немецкой газете. Издают её иммигранты из России, и называется она «Русская Германия». Там опубликовали выдержки из малоизвестной, не «раскрученной» в России книги Александра Горянина «Мифы о России и дух нации». Даже если кто и читал этот объёмистый исторический труд, он был бы поражён подборкой взятых оттуда фактов, которую немцы назвали просто: «Россия и Запад: сравнительная история зверств». «Не убий» В Европе, в отличие от Руси, публичные казни были развлечением Начинается сопоставление с того, как на Западе и в России относились к смертной казни. Приводится известный факт, что князь Владимир отменил для судов смертный приговор. Но мало кто знает, что по совету византийских епископов в 996 году он попытался ввести «высшую меру» хотя бы для разбойников. Однако вскоре был вынужден отказаться от несвойственных Руси жестоких наказаний. Впервые понятие смертной казни появляется в России на пороге XV века в Уставной Двинской грамоте (за третью кражу) и в Псковской судной грамоте (за измену, кражу из церкви, поджог, конокрадство и троекратную кражу в посаде). Двинск – это ныне принадлежащий Латвии Даугавпилс (а в промежутке – Динабург), да и Псков неспроста имел немецкий вариант своего имени (Плескау). Оба города были, благодаря соседству с землями Тевтонского и Ливонского орденов, в достаточной мере (гораздо теснее, чем даже Карпатская Русь или Литовская Русь) связаны с Западной Европой. Новшество постепенно привилось. Уложение 1649 года предусматривает смертную казнь уже в 63 случаях – много, но всё ещё бесконечно меньше, чем в Европе.

http://pravoslavie.ru/38333.html

Два других клада были найдены археологами Юрием Жарновым и Иваном Очеретиным. Один клад 1993 года (как его называют, «из усадьбы священнослужителя»): в двух берестяных свертках были сложены нательные кресты, кусочек ладана, нагрудная икона с изображением Архангела Михаила... Но самая главная особенность — маленькие иконы (примерно 10–12 см высотой и 3–4 см шириной), выполненные в технике перегородчатой эмали. По предположительной атрибуции, на них изображены Спаситель, апостол Петр, великомученики Георгий Победоносец, Дмитрий Солунский, святитель Николай Чудотворец и благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Это подлинное произведение ювелирного искусства! Второй клад найден в 2008-м году, он состоял из спрятанных в горшок украшений — это красивейшие колты, медальоны для барм, бусины. Эти украшения явно принадлежали знатной женщине, может быть, из боярского семейства, и они обязательно привлекут внимание зрителей! Фото: Иван Новиков-Двинский/Третьяковская галерея — Что экспонаты выставки рассказывают о развитии культуры на Руси? — В каких-то моментах проследить эволюцию достаточно сложно. Например, белокаменное зодчество сохранилось, но фигурная белокаменная резьба, которой знамениты владимирские, суздальские храмы, собор в Юрьев-Польском, не то чтобы была утрачена, но впоследствии белокаменное зодчество стало более утилитарным, с минимумом декора. Может быть, так было лучше для сохранности самих памятников, но самобытная черта все-таки ушла. А вот если говорить о декоративно-прикладном искусстве, то можно увидеть, как шло развитие. Целый зал занимают богослужебные сосуды, напрестольные кресты и другие предметы, связанные с богослужением. Один из памятников — как раз стациональный крест XVII в. На этикетке написано, что он деревянный, с серебряными вставками, хотя очевидно, что крест именно кипарисовый. Однако пока не было проведено специальных исследований, это все равно звучит предположением. А еще этот крест — афонский, и, хотя это тоже под знаком вопроса, с такой атрибуцией согласны практически все исследователи. Итак, крест выполнен в традициях Афона, но окончательно доработан на Руси.

http://pravoslavie.ru/150656.html

А еще раньше я обратил внимание на заметку суздальского краеведа XIX века Николая Ильича Шаганова, которую он опубликовал в «Нижегородских губернских ведомостях». В заметке он предположил, что эта Агриппина может быть дочерью Великого князя литовского Ольгерда, женой Суздальско-Нижегородского князя Бориса Константиновича. То есть когда делали замену плиты — на рубеже XVII века, — резчик, передавая кириллицей дату, ошибся на сто лет, и вместо XIV века, когда и жила Агриппина Ольгердовна, получился XIII век. А в итоге мы видим целую историю: последний из суздальских князей, чувствовавших себя суверенами, последний независимый Суздальско-Нижегородский князь и его супруга — дочь одного из сильнейших правителей Европы своего времени. И такая посмертная судьба — в виде утраченного первоначально захоронения и памяти, сохранённой на этом вот камне... Фото: Иван Новиков-Двинский/Третьяковская галерея — Какие интересные археологические находки можно увидеть на выставке? — На выставке представлены несколько кладов. Один из самых ранних был найден на территории тогда еще Владимирской губернии, в 1868-м году, в Муроме. Там проводили, как бы мы сказали сейчас, работы по благоустройству городского парка — и откопали большой клад. В нем было более 11000 целых монет в одном сосуде и обрезки монет — в другом. Общий вес всего клада — около 44 килограммов. Он до сих пор остаётся самым крупным средневековым кладом на территории Европы, целиком состоящим из восточных монет: там были дирхемы — монеты арабского Халифата и целого ряда восточных государств. Они получили хождение на территории Руси в период со второй половины IX века до начала XI века, когда действовал торговый Волжский торговый путь: скандинавские, как правило, купцы торговали, плывя из Северной Европы по Волхову, потом в Поволжье, и доходили до Закавказья, до Багдада и так далее. Дальнейшая судьба этого клада печальна. Бóльшую часть монет признали непригодными для экспонирования. Поэтому отобрали около 1800 монет в музейное собрание. Увидеть этот клад во всей полноте уже просто никогда не получится, но его часть из нашего музея как раз представлена на выставке.

http://pravoslavie.ru/150656.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Мстислав Мстиславич Удалой, князь новгородский от 1210 ДО 1218 года Великий князь Всеволод III имел много детей (10 сыновей и 4 дочери), и по этой причине наши предки называли его Великим Гнездом. Сыновья его были: Константин, Георгий, Ярослав, Владимир, Святослав, Иоанн, Борис и Глеб. Всех их он любил с одинаковой нежностью. Весело и богато праздновал он рождение каждого из них, но еще веселее и торжественнее постриги их. Это слово, наверное, непонятно для наших читателей, и поэтому поспешим объяснить его. Слово «постриги» значило в старину праздник первого обрезания волос у мальчика, когда ему исполнится четыре года. Наши предки считали это обрезание важным обрядом: оно означало, что мальчик, которому при епископе, боярах и гражданах стригли волосы и которого сажали на лошадь, вступал в звание гражданина и воина. Чем знатнее были родители, чем нежнее они любили сына, тем богаче были постриги малютки. Но никто не давал при этом таких пышных пиров, как Всеволод III. Он угощал тогда всех союзных князей, одаривал их золотом, прекрасными лошадьми, дорогими одеждами, одаривал и своих бояр мехами, позволял народу пировать и веселиться на княжеском дворе. Когда же все сыновья великого князя выросли, его любовь стала особенно заметна ко второму сыну, Георгию. Он даже назначил своим наследником его, а не старшего сына, Константина. Это стало причиной для ссоры между братьями, которая и началась после смерти отца. Примирителем их был Мстислав Мстиславич Удалой, князь знаменитый, добрый, великодушный. Его дела заслуживают особого внимания, и поэтому надо рассказать его историю еще до того времени, когда он помирил двух братьев. Вы видели, сколько беспорядков происходило в продолжение тридцатисемилетнего княжения Всеволода III; вы видели, что его нерешительность не могла удержать в повиновении князей южной России, которые вовсе не считали его своим государем. В северных областях его власть была гораздо действеннее, так что он мог держать в страхе беспокойных Новгородцев и по своей воле менять их князей. Гордые Новгородцы славились богатой торговлей. Всеволод Юрьевич знал, что, препятствуя этой торговле, можно скорее покорить сильный Новгород, и не ошибся! Как только он начал мешать Новгородским купцам торговать по России заморскими товарами, а чиновникам разъезжать по Двинской земле за податями, вольные люди, чтобы умилостивить хитрого князя, вынуждены были выбрать своим государем одного из его сыновей по имени Святослав. Всеволод только того и ждал, и с тех пор начались несчастья Новгорода! Вместе с четырехлетним Святославом Всеволодовичем приехали в Новгород опытные Владимирские бояре, управлявшие Новгородом от имени маленького князя. Много несправедливостей и обид терпели Новгородские граждане от этих приезжих бояр, но не смели жаловаться, потому что боялись, что придется терпеть еще больше. Надеясь на Бога, они ожидали помощи от него одного.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Блаж. Никифор пришел к преп. Александру иноком и в веригах, когда уже основан был монастырь Свирский; отец пустынножителей принял Никифора и потом с утешением смотрел на его подвиги в общежитии. В 1518 г. он просил у великого аввы благословения поклониться Печерским угодникам Божиим. «Иди наперед повидайся с рабом Божиим Кириллом Новоезерским,» отвечал авва. Послушный ученик исполнил волю своего старца. Когда прибыл он на берег Новоозера; то, утомленный трудом, заснул. Кирилл, окончив вечернее правило поспешил переплыть на лодке озеро и разбудил странника. Изумленный путник просил благословения. Кирилл, поклонившись ему, сказал: «Ты благослови меня, – ты послан преп. игуменом и духовным братом Александром посетить меня грешного». Никифор понял, кто говорит с ним. Восемь дней после того пробыл Никифор у преп. Кирилла, наслаждаясь духовными беседами его. С восторгом радости возвратился он к своему авве и пересказал, что видел и слышал у преп. Кирилла. «Теперь можешь идти в Киев, по твоему желанию», сказал Александр. Окончив благочестивое странствование свое до Киева, преп. Никифор по благословению аввы, поселился на Важеозере, там, где прежде его подвизался преп. Геннадий, вблизи с. Сермакса, где жили и почили родители преп. Александра. Мало-помалу он собрал к себе любителей пустынной жизни, построил храм в честь Преображения Господня и завел общежитие. Здесь подвизался он до кончины своей, последовавшей 9 Февраля 1550 года. 54 Еще далее, на тундрах Севера, просиял святостью жизни преп. Антоний Сийский. Сын богатых и благочестивых земледельцев Двинской волости, Андрей (мирское имя Антония), научившись грамоте и иконописанию, не имел охоты к трудам земледельческим; любимым занятием его были иконописание и молитва . По смерти родителей отправился он в Новгород и там пять лет служил у одного боярина: по совету его вступил в брак; но через год жена умерла и он решился расстаться с суетою мира. Возвратясь в дом свой, он раздал свою часть нищим и в одной одежде отправился в Пахомиеву пустынь на р. Кену. На дороге заснув, видел он во сне: муж благолепный, с крестом в руке, говорил ему: «Возьми крест свой и не бойся вступить в подвиг», и осенил его крестом. Проснувшись, провел он остальную ночь в молитве. Блаж. Пахомий, 55 облекши его в иноческую одежду, держал его в своей келье. Это было в 1508 году. Антоний прежде всех являлся в храм на молитву; трудился в поварне, нося воду и готовя дрова; пищу принимал через день и то не до сытости; память о смерти и суде постоянно хранил в сердце. Удостоенный иерейства, один совершал он служение в

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Града Ваги Шенкурскаго святыя 290. Преподобный Варлаам начальник Богословскаго монастыря иже на Ваге реце, преставися в лето 6900 месяца июня в 19 день Посадник Великого Новгорода, Василий Степанович Своеземцев, человек весьма богатый и уважаемый великими князьями имел обширные владения в Заволочье, наследованные им от деда, также посадника Новгородского, Василия Матвеевича Своеземцева; он употребил огромные средства свои для пользы дикой страны, а особенно для нравственного образования туземцев, жил в Новгороде и посылал в отчину свою управителей, а по временам и сам бывал на Ваге. Исполняя заповедь Спасителя, он был питателем сирот, одеждою нагим, покровителем странников. Тревоги и неправды, при союзе Новгорода с Шемякою, возмущали совесть богобоязненного посадника: он совсем удалился из шумного Новгорода в любимый Важский край; на Ваге он основал иноческую обитель, в честь Евангелиста Иоанна, наградив ее селами и угодьями. Приготовив душу к подвигам самоотречения делами благотворительности, и глубоко чувствуя пустоту мирской жизни, Василий Степанович, оставив жену и детей, поселился в обители Евангелиста и принял монашество с именем Варлаама. Иноческая жизнь его была весьма строга: смирением и послушанием он ставил себя ниже всех, как будто и не был основателем обители и владельцем богатых земель. Достигнув глубокой старости, преп. Варлаам мирно преставился 10 июня 1462 года, не задолго до покорения Новгорода и всего Важского и Двинского края державным великим князем Иоанном. При необыкновенном разливе р. Ваги в июне 1552 года оторвалась часть горы, на которой стоял монастырь Богословский. Тогда открылось много гробов, в том числе и гроб преп. Варлаама. Братия перенесли гроб основателя своей обители в церковь и увидели, что мощи преп. Варлаама совершенно целы, даже иноческие одежды его и самый гроб не истлели. Мощи преп. Варлаама, освидетельствованные в 1630 году Новгородским митрополитом Киприаном, почивают в Богословской церкви, прежде бывшей монастырской, а с 1765 года приходской, в 15 верстах от гор. Шенкурска, Архангельской губернии. В день преставления преп. Варлаама бывает крестный ход к мощам его (Рассказы из Ист. Р. Церкви, стр. 300–301). Автор жития преп. Варлаама, Сийский инок Иона в 1589 г. послан был на Вагу; там дела задержали его всю зиму, и здесь братия Богословская, давно скорбевшая, что не кому написать житие основателя, умоляла старца Иону воспользоваться «остатком древних отец» для жизнеописания Варлаама. Немногие сведения о Варлааме, записанные Ионой, получены им из надежных источников (Ключевский, стр. 302). Наружность преп. Варлаама описана в «Иконописном Подлиннике» так: «подобием надсед, брада аки Зосимы Соловецкаго, не много покороче, ризы монашеския и в схиме» (Филимонов, стр. 59). 291. Святый и блаженный Георгий Христа ради юродивый Шенкурский чудотворец преставися в лето 6900

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Сын крестьянина, родился в Двинском круге, на р. Пинеге, в селении Верколе, в 1532 году и с пяти лет уже чуждался всего обыкновенного в мирской, грешной жизни – был тих, кроток, богобоязлив, к родителям послушен. Он работал с отцом в поле, как вдруг 23 июня 1545 года неожиданно нашла туча, разразился гром и Артемий пал мертвый, хотя и не коснулась его молния, как это дознано после. Тело его положили в пустом месте, в сосновом лесу, не погребенным и вдали от церкви: «понеже они тех убиенных громом или молниею гнушаются» (А.Ф. Бычков, «Опис. Сборн.», стр. 94). Спустя 28 лет, по необычному свету над лесом, обретено забытое всеми нетленное тело отрока. По разнесшеся о том молве, собрались крестьяне, перенесли тело и положили его в паперти церкви св. Николая. Бог прославил мощи праведника чудесами. В 1639 году мощи были свидетельствованы митрополитом Корнилием. Тогда же написана служба, а в 1645 году освящена во имя св. Артемия построенная Коврольским воеводою Афанасием Пашковым, на месте, где первоначально лежало тело праведного отрока, церковь , и устроен монастырь, в который перенесены мощи прав. Артемия, почивающие там под спудом в приделе его имени (Филарет, «Рус. Св.», июнь, стр. 110 и след. – А.Ф. Бычков «Опис. Сборн.», стр. 95). «Несколько любопытных черт из жизни сельского населения на дальнем Севере дает длинный ряд чудес, приложенных к сказанию об Артемие Веркольском, писанному жителем Верколы по благословению митрополита Новгородского Макария» (Ключевский, стр. 323). В «Иконописном Подлиннике»: «праведный отрок Артемий, иже со отцом сврим Козьмою земледельцем, изшед на поле, умре от грома велика, млад отрок 12 лет, в рубашке, в руке лоза, колени голы. А инде пишет: в рубашке и в портах» (Филимонов, стр. 175). Память празднуется 23 июня и 20 октября. Веркольский заштатный монастырь находится в 150 верстах от г. Пинеги (Ратшин, стр. 11). Читать далее Источник: Книга глаголемая «Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых/Доп. биогр. сведениями [и снабдил предисл.] гр. М.В. Толстой. - Москва : В Унив. тип., 1887 (обл. 1888). - 288, III с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Монастыри (см. также по периодам) КОНСТАНТИНА И ЕЛЕНЫ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Николаевской и Очаковской епархии УПЦ), находится в с. Константиновка Жовтневого р-на Николаевской обл. (Украина) КОРЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в юго-восточной части Двинской губы, в Никольском устье р. Сев. Двина (ныне г. Северодвинск Архангельской обл., территория ОАО «ПО " Севмаш " ») КОРЕНОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Тихорецкой и Кореновской епархии Кубанской митрополии), находится в г. Кореновск Краснодарского края КОРЕЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ставропигиальный), находится в г. Корец Ровненской (до 1991 Ровенской) обл. (Украина), на берегу р. Корчик КОРОЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился близ с. (впосл. деревня) Короцко Валдайского у. Новгородской губ., на родине свт. Тихона Задонского КОСИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ см. Старорусский Косинский во имя свт. Николая Чудотворца женский монастырь в Старорусском р-не Новгородской обл. КОСМИН ЯХРЕНСКИЙ (ЯХРОМСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), находится близ с. Небылого Юрьев-Польского р-на Владимирской обл., при р. Яхрене (Яхроме) КОСМЫ ВЕРХОТУРСКОГО БЛАЖЕННОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Косьминская пуст.) (Екатеринбургской и Верхотурской епархии Екатеринбургской митрополии) расположен в дер. Костылева Верхотурского городского окр. Свердловской обл. КОСМЫ И ДАМИАНА СВЯТЫХ БЕССРЕБРЕНИКОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Симферопольской и Крымской епархии УПЦ), находится в г. Алушта, на территории Крымского гос. заповедника КРАСНОХОЛМСКИЙ АНТОНИЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье Бежецкой и Весьегонской епархии Тверской митрополии) КРИВОРОЖСКИЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВЛАДИМИРА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Криворожской и Никопольской епархии УПЦ), находится в г. Кривой Рог Днепропетровской обл. (Украина) КРИВОРОЖСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Криворожской и Никопольской епархии УПЦ), находится в г. Кривой Рог Днепропетровской обл. (Украина) КРУПИЦКИЙ (Крупецкий) БАТУРИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Крупецкий) Батуринский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь (Нежинской и Прилукской епархии УПЦ) КЭПРИАНА в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь (Православная Церковь Молдовы, Кишинёвская епархия)

http://pravenc.ru/rubrics/121672_10.html

27 октября 1505 года умер Иоанн III, на 67-м году от рождения, на 4-м - княжения, пережив вторую супругу, знаменитую Софию, только двумя годами и несколькими месяцами. В завещании своем Иоанн, подобно предшественникам, поделил волости между пятью сыновьями: Василием, Юрием, Димитрием, Семеном и Андреем; но старшему, Василию, дано 66 городов, и в том числе самые значительные: Москва, Новгород, Псков, Тверь, Владимир, Коломна, Переяславль, Ростов, Нижний, Суздаль, Муром, кроме того, волости князей Мезецкого, Новосильских, Одоевских, Белевских, Щетинина, Заозерье, Заволочье, Югра, Печора, Пермь Великая, князья Мордовские, вся Вятская земля с арскими князьями, жалованная вотчина князя Бельского (Лух и проч.), Корельская земля с Лопью, лешею (лесною) и дикою, Поонежье и Двинская земля, тогда как всем остальным четверым сыновьям вместе дано менее половины городов, именно только 30. Касательно отношений старшего брата к младшим повторяется обычное выражение: " Приказываю детей своих меньших, Юрия с братьею), сыну своему Василию, а их брату старшему: вы, дети мои, - Юрий, Димитрий, Семен и Андрей, держите моего сына Василия, а своего брата старшего вместо меня, своего отца, и слушайте его во всем; а ты, сын мой Василий, держи своих братьев младших в чести, без обиды " . Но касательно определения отношений по владениям находим перемены против распоряжений прежних князей: Василий Темный благословил старшего сына только третью в Москве; Иоанн благословляет старшего сына двумя третями: " Сын мой Василий держит на Москве большого своего наместника по старине и как было при мне, а другого своего наместника держит на Москве, на трети князя Владимира Андреевича, которая была за братьями моими, Юрием и Андреем " ; но и в остальной трети, которую прежние удельные князья ведали по годам, теперь старший брат получил также часть: " Благословляю сына своего Василия и детей меньших - Юрия, Димитрия, Семена, Андрея - в Москве годом князя Константина Димитриевича, что был дан брату моему Юрию, да годом князя Петра Димитриевича, что был дан брату моему Андрею Меньшому, да годом князя Михаила Андреевича: держит сын мой Василий и мои дети меньшие на тех годах своих наместников, переменяя пять лет, по годам; а что дан был брату моему Борису в Москве год князя Ивана Андреевича, и тот год приходилось брата моего Бориса детям держать на шестой год вместе; но племянник мой Иван Борисович отдал свои полгода мне, а я отдаю их сыну своему Василию, пусть он держит шестой год вместе с племянником моим Федором Борисовичем " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010