А новгородци вси бяху за острогомъ, не можаху противу стати, но токмо плакахуся кождо себе свою погыбель видяще, понеже бо суздалци и улици раздлиша на свои городы. Бывшю же часу 6-му, начаша приступати ко городу вси полци рускыя. И спустиша стрлы, яко дождь умноженъ. Тогда же икона Божиимъ промысломъ обратися лицемъ на град и вид архиепископъ слезы, текуща от иконы, и приять въ фелонъ 836 свой. И великое, страшное чюдо! Како се можеше быти от суха древа? Не суть бо слезы, но являеть знамение своея милости: симъ бо образомъ молится святая Богородица сыну своему и Богу нашему за град нашь – не дати в поругание супротивнымь. Тогда Господь Богъ нашь умилосердися на град нашь молитвами святыя Богородица: пусти гнвъ свой на вся полкы рускыя, и покры ихъ тма, яко же бысть при Моиси, егда бо проведе Богъ сквоз Чермьное море жиды, а фараона погрузи. Тако и на сихъ нападе трепетъ и ужасть, и ослпоша вси, и начаша ся бити межи собою. Се же новгородци видвше, изыдоша на поле, ови избша, а прочихъ живы изымаша. Оттол отъятся слава суздальская и честь, Новгородъ же избавленъ бысть молитвами святыя Богородица. Святый же архиепископъ Иванъ створи празникъ светелъ, начаша праздновати всимь Новымьгородомъ вси мужи новгородци, жены и дти Честному Знамению святыи Богородица. Богу же нашему. 826 Романъ Мьстиславличъ, внукъ Изяславль – сын киевского князя Мстислава Изяславича, внук великого князя киевского Изяслава Мстиславича, с 1168 по 1170 г. князь новгородский, с 1170 по 1205 г. князь владимиро-волынский, a c 1199 г. и галицкий. 827 ...двиняни... – жители Двинской земли, по реке Северной Двине, входившей в состав владений Новгорода. 828 ...вдашася князю Андрю Сусьдаскому... – Андрей Юрьевич Боголюбский, князь владимиро-суздальский с 1157 по 1174 г. 831 ...святому архиепископу Ивану... – Иоанн, в миру – Илья, сначала был священником церкви Власия на Волосовой улице в Новгороде, в 1164 г. был избран новгородским епископом. Β 1167 г. в Новгороде была установлена архиепископия, и Иоанн стал первым новгородским архиепископом; умер в 1186 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 Московский или северо-восточный край России, как известно по летописям, исстари принадлежал Новгороду и был населен Новгородскими выходцами, которые среди туземных племен Мери и Веси, построили чисто славянские города Ростов, Белозерск, Суздаль и другие; и богатейшие и сильнейшие из насельников в звании земских Новгородских бояр управляли здешним краем от имени Новгорода, строили села и слободы и созывали поселенцев из Новгорода и других мест, точно также, как впоследствии земские Новгородские бояре от имени Новгорода владели Двинскою землею и Заволочьем, или как до Владимира Святого, Полынскую и Галицкую земли держали за собой тамошние земские бояре землевладельцы, в роде Дюка Степановича и Чурилы Пленковича, или старого Плена, отца Чурилы. С передачей здешнего края приглашенным в Новгород Варяго-Русским князьям, положение здешних бояр нисколько не изменилось; ибо по удалении Олега в Киев, князья здесь вовсе не жили вплоть до князя Юрия Владимира Долгорукова, а здешние бояре землевладельцы были полными хозяевами края и находились в таких же отношениях к князьям, как двинские бояре к Новгороду в и XV столетиях. (См. Русск. Вестник за 1868 г. том 74 стр.15–16). 11 Блаженные Кирилл и Мария, в старости сами пожелали облечься в ангельский чин, поселились в Хотьковом монастыре, и, пожив в нем немного времени, отошли ко Господу. 12 Радонежское село принадлежало прежде Ростовскому воеводству, а потом перешло с прочими деревнями сыну великого князя (Московского) Иоанна Даниловича Андрею. См. Истор. Государ. Российского Карамзин том IV, стр. 277. 13 Вот эти монастыри: Андропников, Симонов, Высоцкий, Саввин, Ферапонтов и многие другие, над которыми пронеслись уже 5 веков. Будучи основаны–по истине – слезами, постом и молитвою, они составляют неотъемлемую славу церкви Русской и служат по настоящее время наглядным памятником праотеческого благочестия. 14 Белое озеро (в древности Весь) находится в Белозерском уезде, Новгородской губ. Оно овально и распространяется длинною в 150 верст, шириною в 40 верст. Берега Белого озера почти везде плоски, песчаные или болотисты, и покрыты лесом только в немногих местах. Самое озеро не глубоко, в некоторых местах имеет более 2 сажен: но перед устьем Ковжи 32 фута. Весною на короткое время пребывает в нем вода от 5 до 7 фут. Дно озера состоит из весьма мелкой глины; когда оно взволнуется сильным ветром, то становится беловатым. По Белому озеру – значительное судоходство: через него должны проходить все суда, идущие из Волги в Мариинскую систему. Озеро замерзает обыкновенно в исход октября; вскрывается часто в исход апреля. По Белому озеру провозятся разные жизненные припасы и другие товары, следующие в Санкт-Петербург из Низовых губерний на сумму от 4 до 6 миллионов руб. и более. Крохина, Ковжа и гор.Белозерск, лежащий на юго-восточной стороне озера в 17 верстах от Крохина, единственные замечательные пристани. В Белое озеро впадают 27 рек; самая примечательная из них Ковжа.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Таким образом, все показанные меры в руках власти служили средством утверждения начал иноческой жизни, возвышения ее строя и порядка. Глава шестая. Нравственное влияние святыни Красногорского монастыря Пребывание св. иконы Божией Матери Грузинской в Сибири и внутренних городах России. Точный список ее в Москве. Посетители монастыря. Князь Голицын. Причина и порядок ежегодного принесения чудотворных икон Божией Матери (Грузинской и Владимирской) в Архангельск. Сила чудотворений, исходящих от св. икон (Владимирской и Грузинской) Божией Матери, привлекая богомольцев в монастырь, утверждала в них веру православную, надежду на помощь и заступление Царицы Небесной. Вначале местное значение это ограничивалось проделами Двинского уезда. Еще при основании Красногорского монастыря многие изъявляли желание поступить в обитель Пресвятой Богородицы, принять монашество или по обещанию или по старости, «а прибегнуть нигде, и постричься не от кого " , как писал священноинок Макарий царю Алексею Михайловичу. Жители Архангельской губернии в тяжелых обстоятельствах своего положения приходили на Черную гору и в теплых молитвах находили утешение и благовременную помощь. По мере того как распространялась слава о чудесах св. икон, стечение богомольцев возрастало, утверждалась и надежда на заступление Богоматери. В одном из чудес, записанных в Красногорском монастыре, говорится, что в правление Двинской областью воеводы Ивана Васильевича Милюкова, в той области был мятеж против начальствующих – епарха и архиграфоса Ильи Уварова, которые тогда мятежниками посажены были в темницу, а последний из них вскоре утоплен. Та же участь грозила и воеводе Ивану Милюкову за неправедный суд, но, по вере в заступление Пресвятой Богородицы, в силу ее чудотворной иконы, что на Черной горе, он избавился от насильственной смерти, и в благодарность за то посылает на церковное строение в Красногорский монастырь книги, воск, наволоки и серебро, обещаясь до смерти иметь веру в чудодейственную помощь иконы Пресвятой Богородицы на Черной горе. 11

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

§ 42. Наместничества и десятины до XVI века. Русские епархии должны были иметь сходство не с византийскими, а с западно-католическими в том отношении, что, по пространству своему, они нуждались в образовании местных церковноправительственных инстанций, посредствующих между епархиальным правительством и отдельными приходскими церквами. Наместники, в отличие от тех наместников, которые могли состоять при самой кафедре епископа, в месте его резиденции, в качестве главных его помощников по администрации и суду, получали в свое заведование обширные части епархиальной территории. Напр. московский митрополит, пока он был вместе и киевским, имел своего наместника в Киеве, Вильни и Гродно, владимирский епископ – в Суздале, новгородский архиепископ – в Пскове и в Двинской земле. Или напр., по лишению Новгорода и Пскова их старинных вольностей, оба эти города в течение нескольких лет управлялись наместниками митрополита московского. После учреждения патриаршества, архиепископ новгородский, возведенный в митрополиты, получил себе наместника в Великих Луках и т. п. В XV в. в Пскове злоупотребления и притеснения наместника вызвали радикальное движение: духовенство, с согласия веча, сделав выписку из правил св. апостолов и св. отец, выбрало двух старост для управления церковью независимо от новгородского архиепископа. Этот акт был оформлен в виде грамоты, которая была положена на хранение в ларь св. Троицы, где вообще хранились важные псковские документы. Но по требованию архиепископа новгородского, из Москвы были посланы два боярина – боярин в. князя и боярин митрополита, с приказом разорвать сочиненный в Пскове документ, что и было исполнено. Об этом нужно пожалеть, так как подобный документ давал бы нам ясное представление о том, как в древности читали и понимали канонические правила, в которых, конечно, нельзя найти ничего подобного выдуманному в Пскове устройству. От наместников различались десятильники, заведовавшие более мелкими округами. У наших историков до сих пор господствует мнение, что десятильники были первоначально сборщиками десятины, пожертвованной князьями в пользу церкви, а потом превратились в епархиальных чиновников, заведующих местными округами, и что они всегда были светскими, а не духовными лицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Скоро большая часть жителей крестилась: ибо они видели, что их ничтожные идолы, разрушаемые секирами Христиан, не могли защитить себя. Современный Летописец рассказывает случай любопытный: Латыши бросили жребий, какую Веру принять им, Немецкую или Русскую, и согласно с волею судьбы избрали первую. Впрочем, они долго еще с некоторою благодарностию хранили в памяти имена ложных богов: Перкуна, или громовержца, Земинника, или дарователя земных плодов, Тора, или северного Марс, и проч. Ливь и Чудь назвали самого Творца вселенной именем главного их идола, Юммала, были уже Христианами, но ходили еще молиться в леса священные, приносили жертвы древам, ежегодно торжествовали праздник усопших с обрядами язычества и клали в могилу оружие, пищу, деньги, говоря мертвому: «Иди, несчастный, в мир лучший, где Немцы уже не могут господствовать над тобою, а будут твоими рабами!» Сей бедный народ в течение веков не забывал насилия своих жестоких просветителей! – Довольный услугами Рыцарей, Епископ Альберт уступил им третию часть покоренной Ливонии; старался более и более утверждать там свое владычество; выгнал Россиян из укрепленного замка Кукенойса, принудив Удельного Князя Двинского, именем Всеволода, быть данником Рижской Церкви. Сей Князь, женатый на дочери одного знатного Литовца, господствовал в Герсике (нынешнем Крейцбурге): он делал много зла не только Немцам, но и Россиянам, свободно пропуская Литовских грабителей чрез Двину и доставляя им съестные припасы. Епископ Альберт сжег столицу Всеволода, пленил его Княгиню, многих жителей и с тем условием возвратил им свободу, чтобы сей Князь отказался от союза с Литовцами и навсегда подарил свою область Богородице, то есть Епископу. Всеволод под тремя знаменами клялся верно служить Матери Божией; торжественно назвал Альберта отцом; признал себя его Наместником в Герсике! Но северная часть Ливонии оставалась еще независимою от немцев: там хотел господствовать храбрый Мстислав Новогородский. Взяв меры для безопасности границ своих, укрепив южные новыми городами и поручив охранять Великие Луки брату, Князю Владимиру Псковскому, он ходил с войском (в 1212 году) на западные берега Чудского озера собирать дань и смирять непокорных; осаждал крепость Медвежью Голову, или Оденпе, и взял с жителей 400 гривен ногатами или кунами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Пантелеймон ( Рожновский Павел Стефанович ; 27.10.1867, Витебск, губ. – 30.12.1950, Мюнхен, Германия), митрополит. Из семьи военного. Окончил Новгородское реальное училище и Николаевское инженерное военное училище в чине младшего офицера, служил в армии офицером саперного батальона, вышел в отставку (1895), проходил миссионерские курсы Казанской Духовной академии (18951897), пострижен в монашество (15.9.1897), иеродиакон (16.9.1897), иеромонах (17.9.1897), благочинный Казанского Преображенского монастыря (18971898), настоятель Мироносицкой Пустыни (18981904), игумен (1900), архимандрит и настоятель Загорецкого монастыря Волынской епархии (19041905), настоятель Витебского Маркова монастыря (1905), епископ Двинский, викарий Витебской епархии (2.6.1913), архиерейскую хиротонию возглавил еп. Владимир Полоцкий в Витебске, управляющий Витебской епархией (19171920), член Всероссийского церковного собора в Москве (19171918), епископ Пинский (19201922), за сопротивление провозглашению автокефалии Польской Православной Церкви арестован польским правительством и заключен под домашний арест в Мелецком монастыре ( 1922), уволен на покой и поселился в Жировицком монастыре, возведен в сан архиепископа натр. Тихоном (1925), переведен в Дерманский монастырь (1928), а затем в Жировицкий монастырь (1930), после присоединения восточной части Польской Республики к СССР воссоединился с МП (29.6.1940), назначен епископом Гродненской епархии (29.6.1940), архиепископ Минский и экзарх МП в Белоруссии (6.10.1941), собором белорусских епископов избран председателем Архиерейского Синода Белорусской Автономной Церкви с возведением в сан митрополита Минского (3.3.1942), уволен на покой немецкими оккупационными властями за сопротивление провозглашению автокефалии Белорусской Православной Церкви (2.6.1942) и сослан в Ляданский монастырь, а затем под домашний арест в г. Вилейка, привезен в Минск немцами на заседание Синода Белорусских епископов (13.4.1943), снова вступил в должность первоиерарха Белорусской Православной Церкви, эмигрировал в 1ерманию (7.7.1944) и присоединился к РЗЦ (12.2.1945), пребывал на покое в лагере для перемещенных лиц в Фельдмохинге под Мюнхеном, в церковной жизни русской эмиграции активной деятельности не проявлял.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кириллом, в XV веке сильно расширилось: обитель не только обладала землями, расположенными в Белозерском крае, но и в Вологодском уезде, Ростовском, Владимирском, Костромском, Московском, в области Пскова и Новгорода, в Тверском княжестве и Двинской земле. Для продовольствия иноков рыбою обитель имела на Белоозере, на реке Шексне и в других местах язы или пользовалась правом ловить беспошлинно в княжеских язах и, кроме того, ей иногда (например, по жалованной грамоте Михаила Андреевича выдавали рыбу из Островского яза 55 ) посылали рыбу на праздник Успения и день памяти преп. Кирилла. Вместе с владением вотчинами соединялось заведование живущими на них крестьянами. От князей вотчинников монастырь получал льготные грамоты для поселения крестьян на его землях (1451 г. князя Михаила Андреевича и 1471 г.), право суда над крестьянами; князьями монастырские крестьяне освобождались от пошлин, особыми грамотами упорядочивалась жизнь их. Монастырь для сношения со своими вотчинами и перевоза товаров нуждался в путях сообщения. В прежнее время везде были по ним заставы, свободный проезд не был всем доступен. Сохранилось немало грамот, освобождающих монастырь от пошлин по дорогам и рекам (например, по Вологде и Двине) и запрещающих в монастырских землях беспошлинно ездить посторонним лицам. Можайский удел после смерти Андрея Дмитриевича (1432 г.) распался на два: собственно Можайский, доставшийся старшему его сыну Ивану, и Верейский с большею частию белозерских волостей, перешедший к младшему сыну Михаилу. Сын следовал в любви к Белозерской обители своему отцу. Случилось жене его Елене заболеть ногами. Благочестивый князь задумал идти в свою отчину Белоозеро и там помолиться Пречистой Богородице и чудотворному гробу преп. Кирилла, ожидая облегчения в болезни его супруги от милости Божией. Когда они были на пути, один старец монастырский, впав в небольшую дремоту, увидал, что открылся гроб чудотворца, оттуда вышел сам блаженный и, сев на гробу, сказал: «Гости важные хотят придти в нам, они в великой скорби, нужно нам помолиться о них, чтобы избавил их Господь, потому что они наши кормильцы».

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Евреинов Николай Николаевич (1853–?) – помещик, камергер. Депутат III и IV Гос. Дум от Витебской губ., окт., центр. Окончил Александровский лицей. В 1975 г. поступил на службу в Министерство финансов, в 1877 г. командирован в главное казначейство действующей армии. Почетный мировой судья. – 329, 348. Евсеев Илья Тимофеевич (1877 – после 1917) – сын крестьянина Ямбургского уезда Санкт-Петербургской губ. Депутат IV Гос. Думы от Санкт-Петербургской губ., центр., прогр. С 9 лет помогал отцу своим заработком. Окончил церковноприходскую школу, а затем двухклассное училище, после чего поступил в земскую учительскую школу, которую окончил в 1897 г. Пробыв 5 лет сельским учителем у себя на родине, поступил на службу в губернское ведомство в качестве сотрудника оценочно-статистического отделения. В 1908–1911 гг. состоял членом Ямбургской уездной земской управы, откуда перешел вновь на службу в губернское земство на должность земского страхового агента. С 1913 г. гласный Ямбургского и СПб земских собраний, член училищного совета и председатель волостного суда. Член Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. (сложил полномочия члена Собора). Член Временного Совета Российской Республики (Предпарламента). После Октябрьской революции в эмиграции. – 304, 355 Екатерина II Великая (21.04.1729–06.11.1796) – российская императрица с 1762 г. – 21, 115, 259 Елена – игумения Красностокского монастыря. – 190 Елизавета Федоровна (03.06.1864–1918) – прмц., вел. кн., супруга вел. кн. Сергея Александровича. Канонизирована Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 04.04.1992.–142, 288, 301 Еникеев Гайса Хамидуллович (1865–?) – мусульманин. Депутат III Гос. Думы от Казанской губ. и IV Гос. Думы от Оренбургской губ., товарищ секретаря IV Думы. Окончил татарскую школу. Работал учителем в Оренбургском округе, после выхода в отставку был директором суконной фабрики. – 349 Ермолаев Михаил Кондратьевич (1881–?) – крестьянин-земледелец, старообрядец. Депутат III Гос. Думы от Витебской губ., умерен., прав., нац. Окончил Двинское городское училище. Член «Союза русского народа». – 327

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

А. В. Назаренко Иконография Ранние иконы А. до нас не дошли, однако описи новгородского Софийского собора XVIII-XIX вв. подтверждают факт существования таких икон, возникших в связи с канонизацией святой в 1439 г. В иконографической традиции кон. XVII в. сложились 2 извода. 1-й представляет А. в царских одеждах, напр., на полях иконы Божией Матери «Знамение» из ц. арх. Михаила на Торгу (НГОМЗ. Инв. 7637, XVIII в.); в росписи Мартириевской паперти новгородского Софийского собора, 1893-1896 гг., выполненной артелью Н. М. Сафонова. Каликинский иконописный подлинник, кон. XVIII в., содержит следующее описание облика А.: «В венце царском, на главе плат, аки и Елены царицы, и ризы таковые же, в руке крест» (БАН. Двинское собр. 51. Л. 274). 2-й извод представлен рядом икон «Собор Новгородских святых» кон. XVII в., на к-рых А. изображена в монашеском облачении. Образ княгини в схиме с надписью на нимбе: «С кн Анна, мати Владимирова» помещался на иконе «Русские святые» 1814 г., написанной Петром Тимофеевым (ЦАМ. СПб; не сохранилась). Именно этот извод получил распространение в правосл. иконописании XX в. в России и в Швеции, где А. почитается особо. Лит.: Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 620-621, 231; Т. 2. С. 52-53. Г. Р. Столова Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МСТИСЛАВ (ГЕОРГИЙ) РОСТИСЛАВИЧ († 14.06.1180), кн. Новгородский, Храбрый, блгв. (пам. 14 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МСТИСЛАВ МСТИСЛАВИЧ (ок. 1180-1228), кн. Галицкий (1219-1227), блгв. кн. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/115550.html

Послам, Наместникам и людям твоим не брать подвод в земле Новогородской, и волости ее могут быть управляемы только нашими собственными чиновниками. – В Луках будет твой и наш Тиун: Торопецкому не судить в Новогородских владениях. В Торжке и Волоке имей Тиуна; с нашей стороны будет там Посадник. – Купцы Литовские торгуют с Немцами единственно чрез Новогородских. Двор Немецкий тебе не подвластен: не можешь затворить его. – Ты, честный Король, не должен касаться нашей православной Веры: где захотим, там и посвятим нашего Владыку (в Москве или в Киеве); а Римских церквей не ставить нигде в земле Новогородской. – Если примиришь нас с Великим Князем Московским, то из благодарности уступим тебе всю народную дань, собираемую ежегодно в Новогородских областях; но в другие годы не требуй оной. – В утверждение договора целуй крест к Великому Новугороду за все свое Княжество и за всю Раду Литовскую вправду, без извета, а послы наши целовали крест Новогородскою душою к честному Королю за Великий Новгород». И так сей народ легкомысленный еще желал мира с Москвою, думая, что Иоанн устрашится Литвы, не захочет кровопролития и малодушно отступится от древнейшего Княжества Российского. Хотя Наместники Московские, быв свидетелями торжества Марфиных поборников, уже не имели никакого участия в тамошнем правлении, однако ж спокойно жили на городище, уведомляя Великого Князя о всех происшествиях. Несмотря на свое явное отступление от России, Новогородцы хотели казаться умеренными и справедливыми; твердили, что от Иоанна зависит остаться другом Святой Софии; изъявляли учтивость его Боярам, но послали Суздальского Князя, Василья Шуйского-Гребенку, начальствовать в Двинской земле, опасаясь, чтобы рать Московская не овладела сею важною для них страною. Еще желая употребить последнее миролюбивое средство, Великий Князь отправил в Новгород благоразумного чиновника, Ивана Федоровича Товаркова, с таким увещанием: «Люди Новогородские! Рюрик, Св. Владимир и великий Всеволод Юрьевич, мои предки, повелевали вами; я наследовал сие право: жалую вас, храню, но могу и казнить за дерзкое ослушание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010