Витебская губерния Гирш Яковлевич Брук, врач. Родился в 1869 г. в г. Чернигове, в зажиточной еврейской купеческой семье. Кончил гимназию и медицинский факультет Киевского универс. Член исполнительных комитетов сионистских конгрессов и наблюдательного совета еврейского колон. Банка, организатор многих обществ и культурных учрежд. в С-З. крае (ссудо-сберегат. товарищ., школ, и т. п.), председатель всех существующих в г. Витебске еврейских учреждений, инициатор многих учрежд. в Витебске и Гомеле; общественный раввин, сотрудник многих провинц. Изданий, редактор ежедневн. газ. «Витебская жизнь». Состоял членом группы «Освобождение». В качестве редактора газеты был привлечен по 129 ст. Член партии народн. св.. Алексей Ануфриевич Волкович. Родился в 1856 г. в мещанской семье, г. Витебска. Кончил Витебскую гимназию, был в Петербургском универс. но курса не кончил. Пользуется большой известностью в крае, за свою общественную длительность. Старейший гласный Витебской городск. думы. Будучи Витебским городск.головой при Плеве, административным порядком до срока был отстранен от должности. Избранный вновь городским головой не получил утверждения со стороны Плеве. В члены Госуд. Думы избран губернским собран. Принадлежит к К.-Д. партии. Франц Станиславович Трасун. Родился в 1864 г. в Режицком у., в крестьянской семье. Окончил Спб.духовн.семинар, и римско-католическую духовн. акад. со степенью магистра. Ксендз и декан режицкого деканата. Борец за полноправие латышей. Был законоуч. в Двинске и Риге, начальн. 4-класс. шк. в Петербурге, преподав. римско-католич. духов. семин., основатель петербургского латышского музык. собр. Издатель латышского популярн. календаря, латышской газеты «Аусеклис». За протест против насилования совести был лишен права быть законоучителем и подвергнут обыску в Двинске; из Петербурга, после обыска и допросов в охранном отделении, был выслан во Владим. губ., где был лишен права даже служить обедню. Принадлежит к партии нар. св., с незначительными уклонениями по некотор. вопросам. Григорий Филиппович Филиппов. Крестьянин Полоцкого уез., 34 л., православный, белорус. Занимается земледелием, никогда не служил ни в каких должностях по волостному или сельскому управлению. Окончил народное училище. По своим взглядам примыкает к партии народной своб. Читать далее Источник: Государственная Дума первого призыва. Портреты, краткие биографии и характеристики депутатов. - Москва : Возрождение, 1906. - 110, с.: портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/gosuda...

В 1932 году в институте прошли «чистки». Тучи сгустились над головой студентов и преподавателей. Студентку Троицкую отчислили с III курса за деда-генерала. Вскоре репрессиям подвергся и профессор Перетц. В это время у бабушки появилось грустно-шуточное стихотворение, которое в романе принадлежит одному из героев: Пра-пра-прадедушки, вы эполетами Вовсе нас сгоните с белого свету… В 1934 году Ирина Владимировна вышла замуж за Капитона Васильевича Головкина, в прошлом царского офицера, штабс-капитана, Георгиевского кавалера, участника 1й Мировой войны. Капитон Васильевич родился в 1895 году и происходил из Рыбинских купцов-заводчиков. Он окончил Коммерческое училище в Рыбинске и в 1912 году поступил в Политехнический институт в Петербурге, видимо с той целью, чтобы в дальнейшем работать на металлургическом заводе, который принадлежал его семье. Когда в 1914 году началась война, он оставил свой институт и поступил во Владимирское военное училище в Петербурге на ускоренный офицерский курс и к 1916 году, а может быть в конце 1915 года, оказался на фронте, под Двинском (ныне г.Даугавпилс в Латвии). Он оказался способным, храбрым и идейным офицером: командовал «ротой смерти» 141 Можайского пехотного полка, выступал за «войну до победного конца», за печально известное июльское наступление 1917 года он был награжден солдатским Георгиевским крестом 4 степени. У бабушки сохранился приказ по 141 полку за 17 августа 1917 года. В нем написано: «5 роты Шт-Кап. Головкин Капитон Васильевич 770830 в бою у дер. Голодайки «Золотая Горка» 10 июля сего года при нашем наступлении, командуя 5 ротой, которая вся почти состояла из новобранцев, только что прибывших на фронт, несмотря на губительный огонь противника, шел впереди роты, ободряя солдат примером личной храбрости и мужества. Подойдя к проволочным заграждениям противника, первым бросился на штурм, увлекая за собою солдат. Когда губительный огонь противника выбил большую половину солдат роты смерти, оставшихся присоединил к себе и несколько раз под сильным огнем противника бросался в атаку, но ввиду неуспеха по приказанию отступил в свои окопы».

http://azbyka.ru/fiction/lebedinaya-pesn...

368 Эта же странническая, бродячая жизнь, круглый год, вероятно, была одною из причин того, что здесь именно, во владимирской, ярославской и частью костромской губерниях получила начало и особенно усилилась секта так называемых странников, которые в бродяжничестве полагают христианский спасительный подвиг. Кроме того, распространению раскола в пределах ярославских, владимирских, а также и вологодских весьма много мог способствовать чрезвычайный наплыв в эти края торгового и промышленного народонаселения, начиная с 1649 по 1684 год: в этот период времени во множестве стекались сюда со всех сторон крестьяне помещичьи и вотчинные с отпускными и без отпускных и «здесь всякими торговыми и рукодельными промыслы промышляли и торговали». 369 В городе Вологде в XVII в. была ярмарка; на эту ярмарку съезжались торговые люди с разными товарами из отдаленных городов и сел, не только северных, напр., Холмогор, Архангельска и по-двинских сел реками Двиною и Сухоною, но даже и из южных, напр., из Воронежа. 370 Этот наплыв из разных мест России торгового и промышленного народонаселения в таком краю, где раскол был в большой силе, представлял для расколоучителей обильную жатву, обширное поприще для распространения их учения и один из самых удобных способов для распространения его по разным городам и селам России. Весьма мог способствовать распространению раскола также торг, учрежденный в 1657 году близ Суздаля, где проповедовал раскол известный расколоучитель поп Никита пустосвят в селе Коврове, на большой дороге из Суздаля в казанские города. 371 Расколоучители, которых в это время в северо-восточной России везде было множество, не могли не воспользоваться стечением на этот торг народа в такое время, когда они с жаром и всемерно старались распространять раскол. А по большой дорге из Суздаля в казанские города, вместе с торговым транспортом, или другим каким либо способом раскол весьма легко мог распространяться и в суздальском краю, и на пути в казанские города, и в казанских пределах, – и расколоучители, с одной стороны, владимирские и суздальские, с другой, нижегородские весьма удобно могли распространять раскол по этому пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Андрей Боголюбский не принимал участия в походе, – он не выехал из Владимира и после торжественного взятия «на копье и щит» древней столицы великокняжеской 75 . Он отдал ее младшему брату своему Глебу. Эго было верхом унижения для Киева: он терял свое значение столичного города и становился в разряд обыкновенных городов, где княжили подручники великого князя. Вместе с тем этот поступок Андрея был знаменательнейшим фактом в истории древней Руси; от него наша история принимала новое течение, с него начинался новый порядок вещей. Это было не простое перенесение великокняжеской столицы с одного места на другое, это было провозглашение новых начал государственной жизни Руси, выработанных Андреем. Завладевши древней столицей великокняжеской и получивши все права великого князя, он мог простирать свою власть почти над целым югом; оставаясь же князем Суздальской земли, он сохранял в своих руках и ту сильную власть князя, которую он создал на севере. Вместе с тем он отделил от места самый титул великого князя и соединенные с этим права, который ранее были неразрывно связаны с Киевским княжением. Прежде князь, добившейся Киева, оставлял свое прежнее княжение родичам, теперь Андрей сосредоточил в одних своих руках сильную власть, как над югом, так и над севером. Ослабивши Киев, он обратил свое внимание на Новгород и отправил туда те же войска, что были под Киевом, чтобы укротить своеволие Новгородцев. Нарушать права и не такого могущественного князя, как Андрей Боголюбский, нельзя было безнаказанно, между тем как Новгородцы не только преступили крестное целование, данное ими Андрею, выгнав его подручника, Святослава, и посадив против его воли князя Романа, но вместе с этим князем напали на Суздальские дружины в Двинской области и собрали двойную дань с Суздальцев, живших там вместе с Новгородцами. Андрей решить наказать их так же, как и своевольных Киевлян. «Нельзя, – рассуждают летописцы, – по этому поводу оправдывать Новгородцев... разве передние князи велели им преступать крест и соромлять внуков или правнуков, целовать им крест и после изменять присяге? Злое неверие в них вкоренилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

1512 г. СПб., 1911; Ч. 2: Хронограф западнорусской редакции. Пг., 1914. 2005р; Т. 23: Ермолинская летопись. СПб., 1910. М., 2004р; Т. 24: Типографская летопись. Пг., 1921. М., 2000р; Т. 25: Московский летописный свод конца XV в. М.; Л., 1949. М., 2004р; Т. 26: Вологодско-Пермская летопись. М.; Л., 1959; Т. 27: Никаноровская летопись. Сокращенные летописные своды конца XV в. М.; Л., 1962. М., 2007р; Т. 28: Летописный свод 1497 г. Летописный свод 1518 г. (Уваровская летопись). М.; Л., 1963; Т. 29: Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича. Александро-Невская летопись. М., 1965; Т. 30: Владимирский летописец. Новгородская 2-я (Архивная) летопись. М.; Л., 1965; Т. 31: Летописцы последней четверти XVII в. М.; Л., 1968; Т. 32: Хроники: Литовская, Жмойтская и Быховца. Летописи: Баркулабовская, Аверки и Панцирного. М.; Л., 1975; Т. 33: Холмогорская летопись. Двинский летописец. М., 1977; Т. 34: Постниковский, Пискаревский, Московский и Бельский летописцы. М., 1978; Т. 35: Летописи белорусско-литовские. М., 1980; Т. 36: Сибирские летописи. Ч. 1: Группа Есиповской летописи. М., 1987; Т. 37: Устюжские и вологодские летописи XVI-XVIII вв. М., 1982; Т. 38: Радзивиловская летопись. Л., 1989; Т. 39: Софийская 1-я летопись по списку И. Н. Царского. М., 1994; Т. 40: Густынская летопись. СПб., 2003; Т. 41: Летописец Переславля Суздальского (Летописец русских царей). М., 1995; Т. 42: Новгородская Карамзинская летопись. СПб., 2002; Т. 43: Новгородская летопись по списку П. П. Дубровского. М., 2008. См. также: НПЛ, ПВЛ ПССРК, XV Предварительный список славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в СССР: (Для Свод. кат. рукоп. книг, хранящихся в СССР)/Сост.: А. А. Турилов. М., 1986 ПССРК, XV. Доп. Предварительный список славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в СССР: (Для Свод. кат. рукоп. книг, хранящихся в СССР): Дополнения/Сост.: Н. А. Охотина, А. А. Турилов. М., 1986 Пути русского богословия Пути русского богословия. П., 1937, 19884. Вильнюс, 1991р ПЦК Православный церковный календарь/Моск.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=16

Титул. Звенигород, Сквиры Харьков стар. Ахтырка, Изюм, Лебедян, Сума Чернигов Новгород-Северск, Нежин, Конотоп, Стародуб Полтава Ромны, Кременчуг Белгород, Львов, Обоянь, Старый Оскол Холмщина Холм и Бельцы Седлец, Замостье, Люблин, Брест, Бела, Новоминск Подолия Каменец Могилев, Балта Волынь Житомир Новгород-волынский, Владимир, Кременец, Острог Ингерманлан СПБург Примат Царское Село, Петергоф, Кронштадт, Гатчина, луга, Орешек Арх. Ямбург» Нарва» Гдов тит. архиеп. Ладога Титул.: Павловск, Колпино Старая русь Новгород Великий ст . Старая Русса, Боровичи, Тихвин, Белозерск Озерная Русь Великие Луки, Холм, Остров, Воронец Ливония и Эстония Ревель, Гапсаль Курляндия Митава, Виндава, Либава Финляия Выборг Свеаборг, Кексгольм Олонецкий Край Петрозаводск Олонецк, Вытегра, Каргополь, Повенец Северная Русь Архангельск Холмогоры, Кемь, Мезень, Онега Вологодский Край Вологда Великий Устюг, Устьсысольск, Тотьма, Никельск Вильно Ковно, Гродно Белая русь Витебск ст. Полоцк, Двинск Пинск, Слуцк, Борисов, Бобруйск Могилев Рогачев, Орша, Гомель, Мстиславль Новая Русь Одесса Тирасполь, Елизаветград Таврида Херсон ст. Николаев, Перекоп Бессарабия Кишинев Измаил, Бендеры Севастополь Симферополь, Ялта, Керчь, Феодосия, Евпатория, Бердянск, Мелитополь, Бахчисарай Донская область Ростов на Дону Новочеркасск, Таганрог, Азов, Усть-Медведицы Донецкая Земля Екатериносл. Мариуполь, Славяно-сербск Приволжье Казань Козьмодемианск, Ланшев, Чистополь, Чебоксары, Царевококшайск Саратов Камышин, Царицын, Вольск, Кузнецк Самара Ставрополь, Сызрань, Симбирск, Николаевск Краснослободск, Саранск Сарапуль, Глазов Златоуст, Бирск Ирбит, Екатеринбург, Соликамск, Верхотурье Оренбург Уральск, Челябинск Каспия Астрахань Царев, Енотайск Кавказ Владикавказ Пятигорск, Новороссийск, Ставрополь, Екатеринодар Грузия Тифлис Католикос Горы, Елизаветполь, Баку, Нуха, Дербент, Карс, Эриван, Дусет Поти, Озургеты Имеретия Кутаис Зугдыды, Сенаки Мингрелия Очемчиры, Гагры Среднеазиатская Самарканд Красноводск, Асхабад, Мерв, Хива, Бухара, Кунград

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

Всеволод большое гнездо (во крещении Дмитрий), (22.10.1154–13.04.1212), великий князь киевский (1173) и владимирский (с 1176). Родился во время сбора Полюдья его отцом Юрием Долгоруким на реке Яхрома, в честь чего был заложен город Дмитров. После захвата Юрием Киева в 1155 году и вокняжения его старших сыновей на Южной Руси Всеволод Большое Гнездо и его старший брат Михалко получили города Ростов и Суздаль. В 1161 году лишён своих владений братом великим князем Владимирским Андреем Боголюбским и в том же году вместе с матерью и братьями Мстиславом и Василием уехал в Византию. К 1168 году вернулся на Русь и в начале 1169 года участвовал в походе Андрея и других русских князей на Киев. Служил брату великому князю киевскому Глебу Юрьевичу и в конце 1170 года участвовал в разгроме половцев в районе реки Южный Буг. В начале 1173 года после ссоры смоленских Ростиславичей с Андреем 5 недель княжил в Киеве, после чего был изгнан Ростиславичами и, по-видимому, поселился у Михалка в городе Торческ, затем в Черниговской земле. Осенью 1173 года участвовал в походе Андрея в Киевскую землю; княжил в Киеве (совместно с Ярополком Ростиславичем). Потерпел поражение от князя Мстислава Ростиславича под Вышгородом и ушел в Чернигов. После убийства Андрея (1174) рассчитывал вокняжиться в Ростовской земле, но не был принят местными боярами. Разбив 15.07.1175 года своих племянников на Белеховом поле у реки Колокша, занял с Михалком Ростовскую землю и стал князем в городе Переславль-Залесский. После смерти Михалка (19.06.1176) овладел владимирским столом. 07.03.1176 года разгромил племянников у Прусковой горы и окончательно закрепил за собой владимирский стол. Расширил границы Владимирского великого княжества, укрепил его позиции в Новогородской, Рязанской, Муромской землях. В 1178 году основал город Гледен (позже Великий Устюг) при слиянии реки Сухона и Юг с целью контроля над торговыми путями в новогородские и двинские земли и Поволжье. Организовал речной поход в Булгарию Волжско-Камскую (1183), в котором также участвовали киевские, смоленские, рязанские и муромские князья. Позже еще дважды ходил на Булгарию. Вмешательство Всеволода Большое Гнездо в дела Рязанского княжества (1180, 1186, 1207, 1209), походы на Черниговское княжество (1207, 1209) привели к расширению владимирских владений на юге вплоть до реки Ока и фактической вассальной зависимости рязанских князей. Вероятно для защиты рязанских границ предпринял победоносный поход против половцев (лето 1198). Укрепил свои позиции в Новгороде, где в 1182–1184 и в 1187–1210 годах почти беспрерывно правили его ставленники. Большинство русских князей признало его старейшиной Мономашичей. Был главой большой семьи (отсюда прозвище – Большое гнездо). Его сыновья: Константин, Борис, Глеб, Юрий, Ярослав, Владимир, Святослав, Иван, дочери: Мстислава, Верхуслава, Сбыслава, Елена.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

- Ты - либерал! – беззлобно бросил мне в лицо мой знакомый. Чудак, нашел либерала. …Счетная палата опубликовала курс для чиновников, чтобы научить их выражаться более понятным языком. Зачем? Пусть говорят «не по писанному, дабы дурь каждого всем видна была». Куда важнее пресекать клановость. Именно в ней причина засилья во власти малообразованных, случайных, алчных людишек. Скажи им, что нравственность невозможна без труда, не поймут. Иное в головах: «грести под себя» и «крыть свои крыши». 30 декабря. Звонок из Санкт-Петербурга от уроженца Селижаровского района, доктора философских наук, члена Союза писателей России, капитана первого ранга Владимира Карандашова. Недавно в «Двинском бережке» напечатаны его воспоминания о земляке, прозаике Геннадии Немчинове. Обменялись поздравлениями. Встретить Новый Год Владимир Дмитриевич намерен  в родной деревеньке Заозерье, где осталось всего три избы… Перечитывал «Сломанный меч империи» Максима Калашникова. Сколько мощи было в СССР, какие заделы созданы! И все было пущено в распыл. Да, страну разрушали из-за бугра. Но внутри действовала «пятая колонна». О, как испугалась она фильма «Спящие», режиссера заставила покаяться. А это значит: «спящие» влиятельны и ждут своего часа, вредя России исподтишка. …Читал письма Ф.М. Достоевского брату Михаилу из заточения в Петропавловской крепости. Какая воля к жизни: «Брат! Я не уныл и не упал духом. Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не уныть и не пасть – вот в чем моя жизнь, в чем задача дня». 31 декабря. В «комфортной среде» тишина. Никому не нужен зимой этот показушный, залитый светом фонарей «комфорт» (правда, летом он становится местом пьяных ночных оргий). И молодежь местная, по существу, никому не нужна, о чем я писал неоднократно. В пору моей молодости в новогодние праздники проходили танцевальные балы в Доме офицеров, Доме культуры, а сейчас – какой позор, в городе негде танцевать. Дискотеки в новом ДК власть запретила. Танцплощадка с эстрадой в городском парке уничтожена. Старый ДК с добротным кинозалом, где прежде организовывались дискотеки, был отдан или продан «Пятерочке», та его изуродовала и бросила. Дорогостоящий пластиковый корт, где зимой играли в хоккей, перед созданием «комфорта» демонтирован и, непонятно куда исчез. И некому свыше вправить мозги местным «комфортникам».

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/29/...

В главной местности погоста-округа весьма часто расположены были дворы местных помещиков 43 и, кроме того, здесь же, в виду центральности положения, находились дворы начальствующих лиц как выбранных самими погощанами, так и назначенных правительством или же посаженных помещиками в качестве их управителей («ключников»), и, наконец, – дворы монастырские с приказчиками. Так для примера мы укажем некоторые погосты, где по писцовым книгам и другим документам обозначены дворы должностных лиц, опуская только дворы погощанских старост, так как проживание их в погостах было явлением вполне обычным. Именно, дворы волостелины в конце XV века отмечены в Деревской пятине в погосте Березайском, в Жабенском (два двора волостелины, а в них живут тиуны), в Молвятицком, в Налючском; в Бежецкой пятине, на погосте Воскресенском, в Осечне, находился двор волостной. В погосте Андреевском-Грузинском указан двор «для выборных голов». Дворы таможенные (где жили таможенники) обозначены в погосте Спасском на реке Шале (Обон. пят.), в Вышнем-Волочке (Бежец. пят.). Земская советная изба указана в Никольском погосте Сольвычегодского уезда. 44 Губной стан находился в Колбежском погосте (Обонеж. пят.) в выставке Сенне. 45 Население погоста-округа заключало в себе все сословия, и крестьяне обитали, в границах погоста, разные села, сельца, селища, деревни, починки, займища, выставки. В этих населенных местностях проживали разные ремесленники. Так в некоторых погостах встречаются: плотники, 46 кузнецы, 47 каменщики, 48 сапожники, 49 портные, 50 токари, 51 емчюжные мастера (т. е. селитренняго дела), 52 серебряники, 53 колесники, 54 седельники, 55 овчинники, иконники, 56 огородники, 57 хлебники, 58 а также скоморохи для забавы и веселья. 59 § II Величина погоста в значении географического округа – Описание Рождественского Олонецкого погоста – Описание других Онежских погостов – Погостские округи во Владимирском уезде и в Пермской области – Три погоста в Старорусском уезде; их описание – Описание Лопских погостов – Подробное описание Славятинского погоста – Сведения о погостах Устюжского и Двинского уездов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Но кроме Новгородской области, как упомянуто было выше, административное деление территории на погосты встречалось и в других северо-восточных и северо-западных частях России. В этом всего более убеждает целый ряд документов относящихся к эпохе более поздней, именно к XVI–XVII векам, и помещенных в Актах Археографической Экспедиции, в Актах Исторических, в Дополнениях к Актам Историческим, в Актах Юридических, в Актах Устюжской и Холмогорской епархий и в Актах гражданской расправы – Федотова-Чеховского. Из этих многочисленных документов усматривается что в указанную эпоху погосты находились в Двинской области (ныне Архангельская губерния), на Мурманском берегу и на Кольском полуострове, в Карелии (ныне Выборгская губерния), в Вологодском и Вятском крае, в Пермской земле, в Сибири и в нынешних губерниях: Ярославской, Костромской, Казанской, Нижегородской, Владимирской, Московской, Тверской, Смоленской и Витебской. 22 Знакомство с этим обширным материалом, в особенности с приведенным в сочинении Неволина «о пятинах и погостах Новгородских», дозволяет сделать некоторые существенные выводы касательно церковного и гражданского значения погостов в эпоху до-петровскую, а также составить себе некоторое понятие о величине погостских округов, их границах, определить состав их земель и населения и начертать картину внутренней жизни погостов. Земельные владения в погосте-округе обычно распадались на следующее разряды: на земли государевы (великокняжеские и царские), бывшие в раздаче (поместья за боярами, детьми боярскими и служилыми людьми) и не бывшие в раздаче, причем в исключительных случаях замечаются участки находившиеся в аренде крестьянской артели; на земли владычные; на земли монастырские и церковные; на черные земли (общинные), и, наконец, на земли принадлежавшие священнослужителям (священникам и дьяконам), купцам и своеземцам (земцам). 23 Мы остановим наше внимание на принадежности земельных участков священнослужителям, купцам и своеземцам, причем главным образом будем пользоваться данными приведенными в новгородских писцовых книгах помещенных в извлечении в приложениях к сочинению Неволина: «О пятинах и погостах новгородских».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010