В епархиальном управлении русской Церкви, в XVII ст., обращает на себя внимание малочисленность епископских кафедр. Еще при учреждении патриаршества (1589 г.), бывшие в Москве восточные патриархи обратили внимание на недостаточность епархий и предлагали открыть несколько новых кафедр. Предложение это – по обстоятельствам времени – не осуществлялось в течение всей первой половины XVII ст. При вступлении Никона на патриарший престол (1652), в великороссийской Церкви, кроме патриаршей области, считалось только пятнадцать епархий 64 , в коих было – четыре митрополита (Великоновгородский и Великолуцкий, Казанский и Свияжский, Ростовский и Ярославский, Сарский и Подонский), девять архиепископов (Вологодский и Великопермский, Суздальский и Таружский, Смоленский и Брянский, Рязанский и Муромский, Тверский и Кашинский, Астраханский и Терский, Псковский и Изборский, Сибирский и Тобольский, Архангельский – в Москве) и два епископа (Коломенский и Каширский, Корельский и Орешецкий). Из числа поименованных епархий многие были чрезвычайно обширны и потому весьма неудобны для епископских обозрений. Пределы Сибирской епархии простирались: на севере – до Ледовитого Океана, на востоке – до Восточного Океана, на юге – до китайских владений: Даурии и Киргизкайсацких степей, а на западе – до Урала, и далее его внутрь Европейской России. Словом: Сибирская епархия – во второй половине XVII ст. – простиралась на пространстве слишком 300.000 кв. миль, на пространстве нынешних шести епархий: Тобольской, Иркутской, Томской, значительной части Камчатской, Пермской и Оренбургской 65 . После Сибирской самая обширная епархия была – патриаршая Московская. Она заключала в себе нынешние епархии: Московскую (кроме Коломенской области), Костромскую, Вятскую (до 1663 г.), Нижегородскую (до 1672), Курскую и Орловскую, некоторые приходы и целые уезды в епархиях. – Архангельской, Владимирской, Новгородской и Тамбовской 66 . Следующие весьма обширные епархии были Новгородская и Казанская. Первая до 1682 г. обнимала, без малого, теперешние епархии – Петербургскую, Олонецкую, Архангельскую, некоторые уезды и приходы из Вологодской и других северо-восточных епархий 67 . Вторая заключала в себе нынешние епархии – Казанскую, Симбирскую и Уфимскую 68 . Много монастырей и пустынь Казанской епархии находилось в пределах нынешней Вятской епархии, в пределах теперешних Пермской, Костромской и Симбирской губерний, в Нижнем-Новгороде, Василь-городе, Самаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ (Ушаков Дмитрий; † 1721, Данилов московский мон-рь), архиеп. Вятский и Великопермский. О жизни Д. до 1697 г. известно только, что он был вдовцом и имел детей. По предположению С. Г. Рункевича , до принятия монашества он служил священником. С 1697 г. был игуменом Данилова во имя прп. Даниила Столпника московского мон-ря . 4 авг. 1700 г. хиротонисан во епископа Вятского и Великопермского с возведением в сан архиепископа. В том же году прибыл в кафедральный г. Хлынов (ныне Киров). Осенью 1700 г. Хлынов почти полностью выгорел. Д. заботился о восстановлении сгоревших церквей, при этом воспользовался случаем упорядочить архитектурный облик церковных строений. В грамоте, разрешающей восстановление сгоревшей ц. Покрова Пресв. Богородицы, указал, «чтобы верх у нее был не шатровый (не скатами), алтарь сделать круглый прорубной, из алтаря построить три двери, святые иконы в иконостасе поставить по чину» ( Спицын. С. 6). При Д. деревянные церкви Хлынова заменялись каменными (в частности, Покровская ц. в 1709, Иоанно-Предтеченская в 1714), строились новые каменные храмы (Богоявленский собор в 1710, Владимирская ц. в 1718). При Д. в Вятской епархии происходило резкое усиление контроля светской власти над церковным имуществом и ослабление власти правящего архиерея. В 1702 г. в Хлынов для переписи имущества архиерейского дома прибыл стольник И. П. Назарьев. В перепись попала и часть личного имущества Д. Как и у др. архиереев, у Д. было велено опечатать деньги и переписать лошадей. В 1706 г. в епархию для новой переписи прибыл стольник А. Греков. Все это не помешало Д. накопить значительное имущество. Рункевич характеризовал его как «большого сребролюбца и лихоимца»: «Еще при жизни своей преосвященный снабдил своих детей значительными капиталами, каждую семью - до 8000 р. У них был каменный дом, имение. Вероятно, слухи о переходе архиерейского богатства в мирские руки распространились в Москве.

http://pravenc.ru/text/178413.html

Преподобнаго Макария, диакона Печерскаго, в Дальних пещерах noчubaющero (XIII–XIV) 20 января Преподобнаго Евфимия Великаго (†473) Святителя Евфимия, Патриарха Терновскаго, Бoлrapckaro (XIV) Преподобнаго Евфимия Архангелогородскаго († ок. 1523) Преподобнаго Евфимия схимника, в Дальних пещерах noчubaющero (XIV) Преподобнаго Лаврентия затворника, в Дальних пещерах noчubaющero (XIII–XIV) 21 января Преподобнаго Максима Исповедника (†662) и святаго мученика Неофита († ок. 303–305) Святых мученик Евгения, Кандида, Валериана и Акилы († ок. 284–305) Преподобнаго Максима Грека (†1556) Икон Божия Матере, именуемых: «Отрада, или Утешение» (807); Kmumopckaя (IV); «Закланная»; «Одигитрия-Ксенофская» 22 января Святаго апостола Тимофея († ок. 97) и святаго преподобномученика Анастасия Персянина (†628) Преподобнаго Макария Жабынскаго, Белевскаго (†1623) Святаго преподобномученика Анастасия, диакона Печерскаго, в Ближних пещерах noчubaющero (XII) 23 января Святаго священномученика Климента, епископа Анкирскаго, и святаго мученика Агафангела († ок. 312) Преподобнаго Геннадия Костромскаго и Любимоградскаго (†1565) Собор Костромских святых Святителя Феоктиста, архиепископа Новгородскаго (пренесение мощей, 1786) 24 января Преподобныя матере нашея Kcehuu (V) Святыя блаженныя Ксении Петербургския, Христа ради юродивыя (†1794–1806) Святителя Герасима, епископа Великопермскаго, Устьвымскаго (†1441) Святаго мученика Иоанна Казанскаго (†1529) 25 января Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии ради иконы Ея, именуемыя «Утоли моя печали» (принесена в Москву в 1640 году) «Святителя Григория Богослова, архиепископа Константиноградскаго (†389) Святителя Моисея, архиепископа Новгородскаго (†1362) Священномученика Владимира, митрополита Киевскаго и Галицкаго (†1918) Неделя 25 января или ближайшая после 25 января: Собор новомучеников и исповедников Российских 26 января Преподобных Ксенофонта, супруги его Марии и сыновей их Аркадия u Uoahha (V–VI) Преподобнаго Ксенофонта Робейскаго (†28 июня 1262)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

1779 г. Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы (ВГИАХМЗ) Иларион Амвросимов был крестьянином дер. Обухово, в 50 лет внезапно потерял зрение. Истратив немалые средства на лечение и не получив исцеления, он дал обет неукоснительно бывать на богослужении в храме по воскресным и праздничным дням. Во время воскресной литургии в ц. во имя свт. Василия Великого на р. Еде крестьянину явился мч. Косма Асийский (см. Косма и Дамиан , бессребреники, Асийские) и, сняв с Илариона нательный крест, благословил им его. По окончании службы Иларион, ведомый св. Космой, пришел на лесную поляну около дер. Лучниково. На следующий день крестьянин обрел здесь образ Пресв. Богородицы. Св. бессребреники Косма и Дамиан, явившиеся Илариону, повелели ему взять икону, как будто висевшую в воздухе. Иларион приложился к иконе и почувствовал себя исцеленным (явление иконы празднуется 23 июня). Тогда же он услышал повеление поставить крест на поляне. Иларион построил часовню, в к-рой поместил крест и икону, и остался жить неподалеку. Весть о чудотворном образе разнеслась по всей округе, первые 9 чудес совершились при жизни И. З. В 1588 г. по благословению свт. Антония , еп. Вологодского и Великопермского, игум. Песочного мон-ря Пимен и ключарь Софийского собора свящ. Иоанн Емельянов проверили показания свидетелей о чудесах, совершившихся у иконы. Во время работы комиссии исцелился новгородец Кондрат, бывший слепым ок. 7 лет. Близ часовни был построен храм в честь Владимирской иконы Божией Матери и во имя прав. Алексия, человека Божия. В день освящения храма Иларион принял монашеский постриг. Вскоре вокруг святого собралась община. В «Сказании...» сообщается, что И. З., стараясь избежать почитания и славы, принял на себя подвиг юродства, ходил босым, под ветхой одеждой носил власяницу, за пазухой - камни, песок и землю, изнурял себя постом, ночи проводил в часовне в молитве перед явленным образом Пресв. Богородицы. Святой отказался от настоятельства, и 1-м игуменом Заоникиевой обители стал старец Силуан.

http://pravenc.ru/text/673669.html

Вологодский и Великопермский, под изображением к-рого вмонтирован реликварий с мощами, справа - праведные Александр Баданин и Николай Рынин, слева - преподобные Иоасаф Каменский и И. З. Святые изображены в рост, фронтально, И. З. в традиц. облачении, в левой руке посох с простым дугообразным навершием. Лит.: Суворов Н. И. Владимирская Заоникиева пустыня. Вологда, 1865; Степановский И. К. Вологодская старина: Ист.-археол. сб. Вологда, 1890. С. 75; Правосл. рус. обители. СПб., 1910; Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 94. Кат. 39, 41. Е. А. Виноградова Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?),мон., прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГЕРАСИМ [Вологодский] († 1178), прп. (пам. 4 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых) ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, Христа ради юродивый ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/673669.html

Пермский крестный ход прошел по Красному Селу августа 2015 Клирики приходов Красносельского благочиния 21 августа участвовали в крестном ходе в честь 1000-летия преставления святого равноапостольного великого князя Владимира. Шествие началось в Перми и завершилось в Кронштадте. Этап прохождения по Красносельскому району начался с Божественной литургии в Свято-Троицком храме , которую возглавил настоятель кронштадтского Морского собора архимандрит Алексий (Ганьжин) . Ему сослужили благочинный Красносельского округа протоиерей Михаил Подолей, настоятель Свято-Троицкого храма протоиерей Георгий Волобуев , настоятель храма святого Александра Невского в Красном Селе протоиерей Александр Дягилев и клирики храмов Красносельского благочиния.  От Свято-Троицкой церкви крестоходцы прошли к мемориалу в парке " Красное Село " , где у братской могилы воинов, погибших в Великую Отечественную войну, была совершена заупокойная лития.  Потом была остановка у мемориала " Узникам фашизма "  на улице Свободы. Перед храмом святого Александра Невского в Красном Селе был совершен молебен святому равноапостольному великому князю Владимиру и святителю Стефану Великопермскому. У Арки Победы на площади Воинской Славы были отслужены молебен и заупокойная лития.  Крестоходцев приветствовал глава администрации Красносельского района Евгений Никольский. Он подчеркнул важность происходящего и поблагодарил священнослужителей и прихожан храмов за участие.  Протоиерей Михаил Подолей отметил, что крестные ходы совершаются с древних времен для освящения мест и отвращения болезней, поблагодарив председателя пермского землячества Санкт-Петербурга Григория Меньшикова и других организаторов акции.  ИА " Вода живая " , 21.08.15 Поделиться 26 августа 2017 6 ноября 2016 12 октября 2016 25 сентября 2016 5 марта 2016 27 сентября 2023 12 сентября 2023 12 сентября 2023 11 сентября 2023 7 сентября 2023 27 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 24 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРМСКИЙ СТЕФАНОВ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Пермский Стефанов монастырь. Фотография. 2010 г. Пермский Стефанов монастырь. Фотография. 2010 г. (Пермской епархии Пермской митрополии), находится в г. Перми. Основан решением Синода от 5 мая 1995 г. при ц. Св. Троицы (1816-1836) в Мотовилихе. Первый деревянный храм в центре Мотовилихинского казенного завода был возведен по благословенной грамоте еп. Вятского и Великопермского Лаврентия (Барановича) от 18 дек. 1789 г. и освящен 20 дек. 1790 г.; в нем настоятельствовали священники Филипп Сапожников, в 1796-1802 гг.- Василий Наумов, в 1802-1814 гг.- Михей Будрин, в 1814-1816 гг.- Иоанн Поповских. По грамоте, выданной еп. Пермским и Екатеринбургским Иустином (Вишневским) от 22 дек. 1816 г., вместо обветшавшей деревянной возводилась каменная церковь. Первоначальный план горного унтер-шихтмейстера губернского архит. П. Т. Васильева († 1835) был утвержден 11 мая 1817 г. Строителем прихожане избрали отставного мастерового И. И. Васильева († 1835). 24 июля 1819 г. первым священником строящейся каменной церкви стал свящ. Прокопий Наумов, в 1824 г. его сменил свящ. Петр Любимов. 14 марта 1836 г. по резолюции архиеп. Пермского и Верхотурского Аркадия (Фёдорова) следующему настоятелю свящ. Евфимию Конюхову (1798-1866) был выдан антиминс для освящения каменной 5-главой Свято-Троицкой ц. с трапезной и шатровой колокольней. На следующий день состоялось освящение. Позже к храму пристроили боковые приделы: южный в честь Сретения Господня (освящен 25 марта 1869) и северный, теплый, в честь Успения Пресв. Богородицы (освящен 26 мая 1863 архиеп. Пермским и Верхотурским Неофитом (Сосниным)). 26 нояб. 1889 г., после ремонтных работ, церковь была вновь освящена еп. Пермским и Соликамским Владимиром (Никольским) . В 1901 г. под наблюдением архит. А. И. Ожегова была проведена реконструкция храма, в частности увеличена арка центрального придела, надстроен верхний ярус колокольни.

http://pravenc.ru/text/2580040.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА (Думин; † после 1607), бывш. митр. Ростовский и Ярославский, книжник. По собственному свидетельству, И. принял монашеский постриг во владимирском в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре от настоятеля обители «отца архимандрита Захарии, потом бысть в Твери епископом» (цит. по: Титов. 1890. С. 57). Архим. Захария возглавлял Рождество-Богородицкий монастырь, по всей видимости, между 1572/73 и осенью 1578 г. (хиротонисан во епископа осенью 1578). В 1586 г., ранее 22 сент., И. стал настоятелем Рождество-Богородицкого мон-ря. После мая 1588 г. он был хиротонисан во епископа Великопермского и Вологодского. Собор 1589 г. утвердил за Великопермской епархией статус архиепископии и перенос кафедры из Усть-Выми в Вологду. Ок. 1589 г. по заказу И. была изготовлена 3-ярусная походная церковь (ныне в ГТГ; Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007. С. 78-79). В 1593 г. И. отправил в Вологду 200 экз. печатной Триоди (Постной и Цветной) для распределения по храмам. Известно о благоволении к И. царя Бориса Феодоровича Годунова. По просьбе Вологодского архиерея 25 февр. 1602 г. царь утвердил за владимирским Рождество-Богородицким мон-рем заупокойный вклад Замятни Бестужева - сельцо Полашкино и дер. Середникову (АФЗХ. Ч. 3. 62. С. 105). Согласно преданию, будучи в Москве у патриарха свт. Иова , И. сказал о находившемся при патриархе Григории Отрепьеве (см. Лжедмитрий I ): «Сий чернец дияволу сосуд будет» (ПСРЛ. Т. 14. С. 59). Между 24 марта и 25 июля 1603 г. (см.: Буланин. 1988. С. 430) И. в сане митрополита был назначен на Ростовскую и Ярославскую кафедру. Между 29 июня 1604 и 18 марта 1605 г. (Там же) он удалился на покой во владимирский Рождество-Богородицкий монастырь. И. сделал в обитель многочисленные богатые пожертвования: его вклад только в 1606/07 г. оценивался в 1750 р. (ОР ГВСМЗ. Вкладная книга мон-ря. 5636/511. Л. 21 об.- 23). Архиерей пожертвовал в обитель книги на сумму 200 р. В 1607 г. на средства И. была возведена каменная церковь на монастырских воротах.

http://pravenc.ru/text/578308.html

Стихиры на Господи, воззвах на великой вечерне прославляют святых по ликам: святители, преподобные, благоверные князья, мученики, блаженные, Христа ради юродивые. Паремии особые: Ис 49:8–15; Сир 44:1–14; Прем 3:1–9. Стихиры на литии прославляют различные подвиги святых и особенно подвиг крестного следования за Христом. Стихиры на стиховне прославляют Святую Русь как избранный удел Божий и Богородицы. В тропаре указывается, что святые, которых приносит Русская земля Господу, — дело Его же сеяния. Седальны на утрени и по 3-й песни канона посвящены духовной крепости святых в противостоянии неверию. Полиелейные величания благодарят Бога и Пресвятую Богородицу за покров над святыми. Величание святым и стихира по 50-м псалме прославляют святых как исполнителей Евангельских заповедей. Таким образом, до канона именование святых встречается лишь в стихире на малой вечерне (Ольга и другие святые жёны) и в седальне по полиелее (апостол Андрей). Прославление происходит соборне: Русская Церковь, Русская земля, Русь Святая, Русь Православная. Канон посвящён поимённому призыванию наиболее почитаемых святых, причём в этом соблюдается определённая последовательность. В первой песни прославляются первые русские святые, мученики и равноапостольные; Богородичен из службы Покрову; в третьей песни — южнорусские и литовские святые; Богородичен из службы Почаевской иконе; в четвертой песни — Московские, Радонежские, Калужские святые; Богородичен из службы Иверской иконе; в пятой песни — Новгородские, Псковские, Смоленские, Белорусские святые; Богородичен из службы иконе Знамение; в шестой песни — Соловецкие, Архангельские, Вологодские, Олонецкие, Костромские святые; Богородичен из службы Тихвинской иконе; в седьмой песни — святые Ростова, Суздаля, Владимира, Переяславля, Мурома, Рязани, Твери, Ярославля; Богородичен из службы Владимирской иконе; в восьмой песни — Казанские, Великопермские, Сибирские святые, просветители Грузии и Армении; Богородичен из службы Казанской иконе. В последних тропарях восьмой песни и в девятой песни поимённо призываются святые, прославленные в XVIII — нач. ХХ вв., и содержится соборное прославление мучеников и всех явленных и неявленных святых, затем Троичен и Богородичен, выражающий благодарность Пресвятой Деве за Её всемощный покров над Россией и многочисленные чудотворные иконы. Кроме канона, отдельное именование святых встретится далее лишь в Славнике на хвалитех, где прославляется лик равноапостольных проповедников Евангелия.

http://pravmir.ru/gimnograficheskaya-dey...

   Просветителем вятичей был преподобный Кукша, священноинок киево-печерский. Подвиг его был столько славен и общеизвестен, что святой Симон, епископ Владимирский, писавший свои сказания об иноках киево-печерских в начале XIII в., воскликнул: “Могу ли умолчать и о сем священномученике, черноризце того же Печерского монастыря Кукше, о котором все ведают, как он бесов прогнал, вятичей крестил, дождь свел с неба, озеро иссушил и многие чудеса сотворил и после многих мук усечен был с учеником своим Никоном?” Это случилось не прежде XII в., потому что к концу XI и в начале XII в., как свидетельствует современный летописец, вятичи были еще язычниками или, по крайней мере, твердо держались некоторых языческих обычаев, но и не позже первой половины XII в., потому что, по словам святого Симона, в тот самый день, когда преподобный Кукша и ученик его были замучены вятичами, скончался в Киево-Печерском монастыре преподобный Пимен постник. А Пимен постник был один из числа знаменитейших и, вероятно, старейших братий Киево-Печерского монастыря еще при игумене Никоне (1078 – 1088), которые приходили к преподобному Никите затворнику, чтобы своими молитвами освободить его от обольщений дьявола, следовательно, мог умереть не далее 1-й половины XII в. Впрочем, трудно согласиться, чтобы до преподобного Кукши вятичи были вовсе не знакомы со святою верою: в Курске и некоторых окрестных городах, находившихся в соседстве со страною вятичей, существовало христианство еще в начале XI в., как видно из жития преподобного Феодосия. Святой Кукша мог крестить только тех вятичей, которые еще не были крещены.    На севере России вера Христова, вероятно из Новгорода, проникла в пределы олонецкие и великопермские. В Олонецком крае, в 43-х верстах от Каргополя, основан был еще в XI в. монастырь Челменский, или Челмогорский, преподобным Кириллом, скончавшимся к концу того же века; а в пределах Биармии, при слиянии двух рек: Сухоны и Юга, существовал монастырь Гледенский Троицкий, вокруг которого, по словам Устюжского летописца, еще до XII в. находился старый город – Устюг, перенесенный на нынешнее место в начале XIII столетия. Существование в этих странах иноческих обителей заставляет предполагать, что там были уже христиане или что самое основание монастырей имело целию дальнейшее распространение христианства между коренными жителями.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010