Переплёт кожаный. 84. Проповеди на всякую неделю. Трудами и тщанием почтеннейшего господина Севастиана Енрика, проповедника в Травтмансдорфе (1670). Полуустав XVIII века, в лист, на 390 листах., Перевод с латинского. Переплёт кожаный. 85. Труды христолюбивого архиепископа Лаврентия, зовомого Горки, Вятского и Великопермского, иже бысть соученик и брат во вторых преосвященного архиепископа Феофана Прокоповича . От жизни сей временной прейде на вечную 1735; лет от рождения своего имяше 55. Мелкая скоропись южно-русского письма XVIII века, в 4-ку, на 300 листах. Всего 40 поучений на малороссийском наречии. – Переплёт кожаный. 86. Слова панегирические, то есть похвальные, на разные праздники. Полуустав XVIII века, в лист, на 107 листах. Числом 9. С печатными заставками. – Переплёт кожаный. 87. Поучения второго периода, 7 проповедей архимандрита Авраамия на разные случаи. Полуустав конца XVIII века, в лист, на 64 листах. Переплёт кожаный. 88. Поучения третьего периода, числом 5. Скоропись XVIII века, в лист, на 58 листах. Переплёт кожаный. 89. Поучения четвёртого периода. Скоропись и полуустав XVIII века, в лист, на 134 листах. Числом 17. Переплёт кожаный. 90. Проповеди архимандрита Авраамия. Скоропись конца XVIII века, в лист, на 46 листах. Всех поучений числом 10; некоторые – автограф. – Переплёт бумажный. 91. Поучительные слова Авраамия на разные случаи. Полуустав и скоропись XVIII века, в лист, на 365 листах. Числом 54; последнее произнесено в 1780 году. Все говорены в Яковлевском монастыре. Переплёт бумажный. 92. Проповеди учеников Владимирской семинарии (ректором которой состоял Авраамий в 1762–1773 годах). Здесь имеется в числе других проповедь Феофилакта Лопатинского, произнесённая в Москве, в соборной Успенской церкви, 1 января 1722 года. 93. Проповеди учеников Владимирской семинарии. Разными почерками скоропись XVIII века; в 4-ку, на 131 листе. Переплёт бумажный. 94. Проповеди учеников Владимирской семинарии. Исправлены Авраамием. Разными почерками скоропись XVIII века, в 4-ку, на 459 листах.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/o...

Адодуров Иван Иванович, кн. Адония, четвёртый сын ц. Давида, библ. Адриан, патр. Московский и всея Руси, прежде митр. Казанский и Свияжский Адрианова-Перетц В.П. Азария, свщ., библ. Азбелев С.Н. Акакий, архим. В.Н.-И. мон. Акакий, митр. Монемвасии Александр, еп. Коломенский и Каширский, затем еп. Вятский и Великопермский Александр, ц. Грузинский Александров Фёдор, голова стр. Александров Ю.Ю. Алексев А.А. Алексев Мишка, икон. Онежского Крестного мон. Алексев Офонька, сл. Ф. мон. Алексей Алексевич, цч., сын ц. Алексея Михайловича Алексей Комнин, имп. Алексей Михайлович Романов, ц. Алексий человек Божий, ев. Алексий, митрополит Московский, св. Алимпий, икон. Алферова Г.В. Амалик, библ. Амвросий (Зертис-Каменский), архим. В.Н.-И. мон. Амико Бернардино, автор чертежей и рисунков Святых мест в Иерусалиме Аммон, библ. Амнон, сын ц. Давида, библ. Амфилохий (Казанский-Сергиевский). архим. Анания, архиеп. Синайский Анания, архим. Афонского Павлова мон. Анания, житель Иерусалима, библ. Андреев Васька, плотник, нарядчик Андреев Софронко, стр. Андрей Курбский, кн. Андрей Первозванный, ап. от двенадцати, библ. Андрей Рублёв, икон. Андрей Стратилат. мч. Андрей Юрьевич Боголюбский, кн. Владимиро-Суздальский Андрей, архиеп. Кесарийский, св. Андрей, архиеп. Критский, св. Андрей, еп. Тверской Андрюшка, сл. Аникиев Мишка, стр. Анна Алексевна, црв., дочь ц. Алексея Михайловича Анна Михайловна, црв., родная сестра ц. Алексея Михайловича Анна, бывший первосвщ., допрашивал Иисуса Христа, библ. Анна, княжна, внучка Дмитрия Донского Антоний Сийский, прп., св. Антоний, архим. В.Н.-И. мон. Антоний, мч. Антоний, п.ч., очевидец чудесного явления над Иверским мон. Антонов Н.Р. Антонова В.И. Анфим, архим. Есфигменского мон. Аполлос (Алексеевский). архим. Апресян Ю.Д. Арета, арабский ц., библ. Аркудий Пётр, латинский миссионер Арнольд И.В. Арсений (Мацеевич) , митр. Ростовский Арсений (Сатановский), м., перев. Арсений (Суханов), иером., кел. Троице-Сергиева мон., посол на Восток Арсений Грек, м., св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Равно и другие северовосточные отрасли финского племени постепенно вступали в христианскую Церковь при умножении среди оного пастырей и проповедников христианства и с повременным расширением Пермской епархии 533 . Так, во второй половине XVI столетия, Мезенский уроженец, преподобный Трифон Вятский, водворившись при реке. Муле на Остяцком кладбище или жертвище, где находились большие дерева, боготворимые остяками, в духе ревности сокрушил сии дерева, и обратил к истинной вере многих остяков и вогулов, руководимый в сем деле и защищаемый от опасностей единым Господом. Памятник апостольского служения Трифонова составляют часовни и храмы, воздвигнутые им по берегам Вятки и Чепцы, во время его странствования 534 . Так Вотяки были обращаемы в христианство при вятском и великопермском епископе Вениамине, в первой половине XVIII столетия 535 . Чердынские Вогуличи ознакомились и сблизились с христианством, посещая ежегодно Чердынь для платежа ясака, и там, равно как и в кочевьях приобретая некоторые христианские понятия из разговоров с чердынскими купцами и крестьянами 536 . В половине прошедшего столетия, служил к христианскому просвещению вогуличей правитель Чердыни Финцкий, который, получив образование в Киевской Академии, епископом вятским и великопермским Лаврентием Горкой, первоначально был вызван для заведения Славено Латинских училищ в Вятке. Финицкий был побуждаем к обращению язычников и собственною ревностью и убеждениями Игумена чердынского Богословского монастыря Иова Тукмачёва, и вместе с Иовом, действительно, кротким внушением евангельской истины обратил ясашных вогуличей обоего пола, которые в 1751 году были крещены Иовом в реке Вышере и приписаны к сельскому приходу. Впоследствии, на берегу Вишеры, для них построена церковь Св. Троицы. 3) В пределах Ростовских и Рязанских В пределах Ростовских христианство насаждено было ещё в дни равноапостольного Владимира; ещё тогда была учреждена епархия Ростовская, где первый жребий служения епископского получил Феодор, родом грек. Столь скорое явление епископства в Ростове объясняется тем, что Владимир ревностно заботился о христианском просвещении своих подданных и отдалённых от Киева и Новгорода. Он, по сказанию некоторых летописцев, сам с Епископами и священниками, около 997 года, путешествовал в область Суздальскую, дабы и там водворить христианство. На ниве, засеянной равноапостольным Князем, в Суздальских пределах, в начале XIII века возникает епархия Владимирская на Клязьме.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Часть первая. Московская митрополия (с 1589 г. патриархия) и северовосточные епархии в XVI–XVII в.в. Глава I Увеличение территории Московской митрополии после отделения от неё Киевской. Ревизия церковной жизни и епархиального управления на Стоглавом соборе (1551 г.). Число епархий Московской митрополии перед учреждением патриаршества. Учреждение патриаршества на Руси и неосуществившийся проект о прибавке новых архиерейских кафедр. Обзор территориального устройства и состава северо-западных, северных, северо- и юго-восточных епархий к половине XVII в. Епархии: I – Новгородская, II – Псковская, III – Тверская, IV – Ростовская. Просвещение Перми и открытие V – Пермской епархии, переименованной в Вологодскую. Заселение великопермского края при деятельном участии бояр Строгановых. – Завоевание Казанского и Астраханского царств;– VI – Казанская и VII – Астраханская епархии. В 1458 году большая половина древнейших епархий отошла под власть киевского митрополита. Сравнительно небольшое населенное пространство, сосредоточенное около Новгорода, Твери, Ростова, Суздаля, Владимира, Москвы и Рязани, инородческий восток и пустынный юг достались Москве с её митрополией. На северо-востоке ей достались тундры, леса и болота, населенные не столько людьми, сколько зверями, или людьми похожими на зверей. В одних местах ничего не было, в других жили и хозяйничали враги русских и христианства – татары, ногаи и другие кочевые народы, сменявшие друг друга. Русскому человеку, на долю которого выпала трудная задача просветителя и культурного пионера на европейском северо-востоке, пришлось идти в одну сторону со словом евангелия и мирной проповедью христианства, в другую с мечем и крестом, в третью, наконец, выселять жителей из центра и сторожить свои окраины, не защищенные природой от постоянных вторжений. Всем – и церкви и государству – было много дела. Нашлись подвижники – мирные распространители христианства и герои-борцы за русскую веру и русскую народность. Загорелись огоньки, засветились лучи христианства с севера и востока, даже до моря Каспийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

с 22.09.1783 по 06.05.1786 епископ Суздальский и Юрьевский Виктор (Онисимов), епископ бывший епископ Суздальский и Юрьевский с 06.05.1786 по 16.10.1799 временно управлял переименован епископ Владимирский и Суздальский Владимирская и Суздальская С 16 октября 1799 года Имена Сведения Виктор (Онисимов), епископ Суздальский и Юрьевский с 16.10.1799 по 24.02.1800 на покое «на смирение»; 29.03.1817 Ксенофонт (Троепольский), епископ бывший епископ Свияжский, викарий Казанской епархии с 24.02.1800 по 03.06.1821 архиепископ Подольский и Брацлавский рукоположен с 21.08.1821 архиепископ с 25.12.1833 по 25.02.1850 архиепископ Воронежский и Задонский, на покое; 17.03.1879 Иустин (Михайлов), епископ бывший епископ Костромской и Галичский с 25.02.1850 по 26.07.1863 на покое; 17.03.1879 Феофан (Говоров), епископ, свт. бывший епископ Тамбовский и Шацкий с 26.07.1863 по 17.06.1866 на покое; 6.01.1894 Антоний (Павлинский), архиепископ бывший архиепископ Волынский и Житомирский с 17.06.1866 29.03.1878 Феогност (Лебедев), епископ бывший епископ Подольский и Брацлавский, с 09.12.1878 архиепископ с 15.05.1883 по 21.11.1892 архиепископ Новгородский и Старорусский; 22.01.1903 бывший епископ Могилёвский и Мстиславский с 21.11.1892 20.11.1904 Викарии Владимирской епархии Муромские епископы Викариатство учреждено 23 января 1868 года Имена Сведения Андрей (Поспелов), епископ рукоположен с 7.04.1868 30.05.1868 Иаков (Кротков), епископ рукоположен с 18.01.1870 по 28.01.1884 на покое; 01.12.1885 Аркадий (Филонов), епископ рукоположен с 22.12.1885 по 30.09.1887 епископ Аккерманский. викарий Кишиневской епархии; 11.09.1908 Александр (Богданов), епископ рукоположен с 12.02.1889 по 23.03.1892 епископ Енисейский и Красноярский; 12.07.1898 Тихон (Клитин), епископ рукоположен с 26.04.1892 по 30.11.1895 епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии; 05.12.1896 Вологодская Учреждена в феврале 1492 года Великопермская и Вологодская Кафедра перенесена из Усть-Выми в Вологду Имена Сведения Филофей (Амфилохий), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Приложение VI. Распределение губерний по епархиям в 1797 году, после разделения губерний при Императоре Павле I по указу 12 декабря 1798 г. (Арх. Св. Синода, д. 1799 г. 124, лл. 74–76). Губернии Число церквей В каких епархиях. Кто были архиереями и как именовались Московская Московской – 1101 Платон, митрополит Московский и Калужский, Викарий – Серапион, епископ Дмитровский. Коломенской – 238 Дмитровской викар. – 83 Санкт-Петербургская Санкт-Петербургской – 297 Гавриил, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Тверская Тверской – 944 Пиет, архиепископ Тверской и Кашинский Тульская Коломенской – 863 Мефодий, епископ Коломенский и Тульский Калужская Дмитровской (викар.) Серапион, епископ Дмитровский Ярославская Ростовской Арсений, архиепископ Ростовский и Ярославский Рязанская Рязанской – 725 Симон, архиепископ Рязанский и Шацкий Коломенской – 79 Тамбовской – 39 Воронежской – 8 Орловская Орловской – 835 Досифей, епископ Орловский и Севский Псковская Псковской – 492 Ириней, архиепископ Псковский и Рижский Симбирская Казанской – 416 Особого архиерея нет Нижегородской – 281 Тамбовской – 75 Владимирская Суздальской – 1069 Виктор, епископ Суздальский и Владимирский Курская Белгородской – 873 Феоктист, епископ Белгородский и Курский Костромская Костромской – 863 Павел, епископ Костромской и Галицкий Вологодская Вологодской – 742 Арсений, епископ Вологодский и Устюжский Пермская Тобольской – 280 Особого архиерея нет Вятской – 183 Казанская Казанской – 420 Амвросий, архиепископ Казанский и Свияжский Вятская Вятской – 344 Амвросий, епископ Вятский и Великопермский Тамбовская Тамбовской – 49 Феофил, епископ Тамбовский и Пензенский Рязанской – 270 Воронежской – 138 Астраханской – 2 Воронежская Воронежской – 571 Епифаний, епископ Воронежский и Черкасский Смоленская Смоленской – 617 Димитрий, епископ Смоленский и Дорогобужский Нижегородская Нижегородской – 761 Вениамин, епископ Ннжегородский и Алаторский Тамбовской – 112 Рязанской – 7 Оренбургская Казанской – 168 Особого архиерея нет

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ († 1336), свт. (пам. 28 июля и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский; поставлен на Ростовскую кафедру митр. Феогностом осенью 1328 г. Место погребения и время канонизации неизвестны. Под 28 июля память А. помещена в святцах из РНБ нач. XVII в. ( Сергий. Т. 1. С. 355; Т. 2. С. XXVIII), под 30 июля - внесена в Коряжемские (РГБ. Унд. 237, 1621 г.) и Кайдаловские (кон. XVII в.(?) или 1868 г.) святцы; «преставление иже во святых отца нашего Антония, епископа ростовскаго чюдотворца» также под 30 июля отметил в своем Месяцеслове Симон (Азарьин) (РГБ. МДА. 201. Л. 325 об., сер. 50-х гг. XVII в.). Местная канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых (1964). Ист.: ПСРЛ. Т. 7. С. 201, 204; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 36. Лит.: Иерархи Ростово-Ярославской паствы в преемственном порядке с 992 г. до наст. вр. Ярославль, 1864. С. 64; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 51; Летописец о Ростовских архиереях/С примеч. А. А. Титова. СПб., 1890. Л. V, 6; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 549. М. М. Фёдорова Рубрики: Ключевые слова: АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АМФИЛОХИЙ († 1122), еп. Владимиро-Волынский, свт. (10 окт., в Соборе Волынских святых, в Соборе Киево-Печерских преподобных в Дальних пещерах почивающих и в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых)

http://pravenc.ru/text/115860.html

Я задавалась все время вопросом: почему люди идут в этот крестный ход? Ведь за пять дней пути нужно пройти 150 км ! Вечером, после двух дней этого сложного марафона и бессонной ночи, я спрашивала у паломниц: ЧТО заставляет их идти сюда и в четвертый, и в пятый раз?! Ведь так болят и устают ноги, что каждый шаг дается с трудом. Ради чего всё это? Весь христианский мир почитает святителя Николая вот уже почти семнадцать веков. Не ослабевает народная любовь к Мирликийскому чудотворцу, не меркнет со временем его слава. Ему посвящены тысячи храмов, написано великое множество икон с изображением святителя, в том числе и чудотворные, особо чтимые образы святого. Один из них — чудотворная Великорецкая икона, имеющая и день празднования своего явления, установленный в 1668 году указом преосвященного Александра архиепископа Вятского и Великопермского. На этот день — 6 июня – была составлена и специальная церковная служба, которая после многих лет забвения была возобновлена в 2000 году.   С тех пор крестный ход продолжает свою жизнь. В нем участвуют тысячи и тысячи верующих. О том, что это не просто поход с рюкзаком за спиной, говорят и многочисленные отклики паломников, отважившихся пройти такой нелегкий путь не один уже раз. Свои впечатления о своем Великорецком   описала Лидия Доброва. В этом году мне впервые посчастливилось участвовать в Великорецком крестном ходе, который длится всего лишь шесть дней. Выходя из Кирова (Вятка), ход идет в любую погоду три дня до села Великорецкое, где служится праздничная литургия и отдыхают паломники. Потом участники хода идут два дня обратно — в Киров. Если в Великорецком крестном ходе до революции участвовало более 20 тысяч человек, то, по словам Владимира Крупина, написавшего повесть «Крестный ход», в 1993 году участников было около двухсот. Сейчас же здесь собрались около шести тысяч паломников. Я задавалась все время вопросом: почему люди идут в этот крестный ход? Ведь за пять дней пути нужно пройти 150 км ! Вечером, после двух дней этого сложного марафона и бессонной ночи, я спрашивала у паломниц: ЧТО заставляет их идти сюда и в четвертый, и в пятый раз?! Ведь так болят и устают ноги, что каждый шаг дается с трудом. Ради чего всё это? «Вы завтра, в Великорецком, на празднике, сами поймете, — отвечали они мне. — Вам будет очень хорошо».

http://pravmir.ru/u-kazhdogo-svoj-veliko...

Леонид Иванович был около 30 лет старостой кочпонской церкви. При нем сменились 10 архиереев и около 20 священников 383 . Письма членов общины сыктывкарских верующих к святителю Афанасию чаше всего написаны почерком Леонида Ивановича. 1. Около 8 июня 1955 г. Родной наш и многоуважаемый Владыка, кланяемся Вам в ножки и просим Вашего прошения и благословения. Сообщаем, что получили Ваше дорогое письмо, за которое большое-большое спасибо. Вы скорбите, что не знаете имени и отчества и адреса приславшего Вам деньги, это все от дорогого батюшки о. Дамаскина. Но послано Вам от имени Леонида. Мы тихонько Вам будем посылать с Александрой Николаевной 384 . Я теперь живу в келье, в которой жил батюшка, скорбно и тяжело теперь вспоминать про батюшку, не стало батюшки теперь в юдоли земной, но память его будет вечна, потому что сказано: вечной памяти будет праведник. Родной и дорогой Владыка, Вы писали, чтоб мы передали отцу Владимиру службу трем святителям Великопермским и Акафист и письмо показали Ольге Васильевне 385 и Марии 386 , сердечною скорбью и болезненною душою отвечаем, что все эти Ваши труды, которые Вы составили, внезапно пришли с милиции и забрали вместе с прочими служебными книгами, кроме нескольких акафистов и творения Ефрема Сирина и Феодора Студита , которые успел спрятать. А фотография у Вас в сохранности, впоследствии вышлем. Письмо, которое Вы хотели послать вторично, если у Вас есть и можете выслать, вышлите, будем рады и благодарны. Сообщаем, что все эти книги о. Владимир хочет хлопотать и доставить в церковь с Божьей помощию. Богу ведь все возможно. Дорогой и родной наш Владыка, приглашаем Вас посетить нас, грешных и недостойных чад твоих, вместо любимого дорогого батюшки. Нам все не верится, что нет в живых дорогого батюшки. Еще раз приносим Вам сердечную благодарность за Ваше письмо. Помолитесь, д[орогой] Владыка, за нас, грешных и недостойных, да сохранит нас Господь за Ваши святые молитвы. Забыл написать. Родной Владыка, Вы, может, нуждаетесь в одеждах, кое-что осталось у батюшки, и мы можем выслать: ватную фуфайку, ватные штаны, фетровые валенки, шапка зимняя.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Архив Пн Апостол (греч. apostolos), одно из служений ранней Церкви, происхождение которого восходит к Самому Господу Иисусу Христу. В основе концепции «апостольства» лежит ветхозаветный правовой институт (евр. shaliah; арам. sheliha’) представительства или делегированной власти («посланник человека как сам человек» – m. Ber. 5. 5). В Евр 3. 1 Христос называется А. Бога (ср. Мф 15. 24; Лк 4. 18, 43). О посланничестве Логоса и Сына Божия многократно говорится в Евангелии от Иоанна. Синонимом А. в Новом Завете являются наименования « aggelos» (посланник) (Лк 7. 24; 9. 52; Гал 4. 14) и « keryx» (глашатай) (1 Тим 2. 7; 2 Тим 1. 11; ср . Мк 1. 45; 2 Кор 5. 20). Наименование А. прилагается к 12 ученикам ( mathetai) Христовым,   которые должны были представлять 12 колен Израилевых, а потом свидетельствовать о Воскресении Христовом (Мф 10. 1–2; Лк 6. 13; Деян 1. 23–26). А. — те, кто послан Христом (Мф 10. 40; Ин 13. 16) или те, кто был свидетелем Его земного служения (Деян 1. 21–22). Они проповедуют, исцеляют и имеют власть над демонами (Мк 3. 14–15; 6. 7), но их главное служение — в передаче слов и заповедей Христовых (2 Пет 3. 2; Иуд 17). Чудеса и знамения являются свидетельством апостольства (2 Кор 12. 12; ср . Рим 15. 19; Деян 5. 12). Благодаря служению св. ап. Павла, «апостольство» стало пониматься прежде всего как божественное призвание (Гал 1. 1; 2 Кор 1. 1; Рим 1. 1 и др.). А. называются и посланники церквей (2 Кор 8. 23; Флп 2. 25), избрание которых совершается по благодати Святого Духа (Деян 13. 1–3). Основными целями их миссии были проповедь, основание и управление новыми общинами (1 Кор 9. 5; 12. 28 и др.; Дидахе. 11. 3–6). Имеются свидетельства о существовании лже-апостолов (2 Кор 11. 13; Откр 2. 2). Наименования А. или Равноапостольного получали также святые последующих времен, потрудившиеся в проповеди христианства в новых землях, не знавших Христа, как, напр., свт. Стефан Великопермский и свт. Иннокентий Московский, или способствовавших широкому принятию христианства в масштабах государств или больших территорий, как, напр., св. император Константин Великий ( IV в.) и св. вел. князь Владимир ( X в.). А. называется богослужебная книга, содержащая Послания свв. Апостолов

http://patriarchia.ru/db/text/51877.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010