Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) АМФИЛОХИЙ († 1122), еп. Владимиро-Волынский, свт. (10 окт., в Соборе Волынских святых, в Соборе Киево-Печерских преподобных в Дальних пещерах почивающих и в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН († 1096), еп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕФРЕМ († между 1091 и 1101), митр. Переяславский, свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.) ИГНАТИЙ († ранее 1219), еп. Смоленский, свт. (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/187648.html

В период 1932-1937 гг. в храмах разместили мельницу и маслозавод. Священников выслали из Котласа. 6 ноября 1937 диакон Иван Трубачев был расстрелян. После войны в связи многочисленными просьбами передать храм верующим было принято решение о передаче храмов общине. 14 сентября 1947 года на должность настоятеля Котласского Стефановского прихода епископ Архангельский и Холмогорский Леонтий назначил священника Владимира Жохова. Было решено сначала отреставрировать Стефановский храм. В 1948 году из закрытой Вондокурской церкви в Свято-Стефановский храм был привезен иконостас (собственный иконостас был уничтожен еще в 1931 г.). Начались богослужения. На сегодняшний день на территории Свято-Стефановского храма активно ведутся ремонтно-реставрационные работы. По благословению епископа Котласского и Вельского Василия в нижнем храме в честь свт. Николая Чудотворца совершен капитальный ремонт, проходят реставрационные работы у храма-колокольни в честь свт. Стефана Пермского. Летом 2014 года на территории Свято-Стефановского храма начались строительные работы по возведение духовно-просветительского центра, а 18 апреля 2015 года епископ Котласский и Вельский Василий совершил освящение духовно-просветительского центра во имя свт. Стефана Великопермского. http://kotlasskaia.cerkov.ru/main-page/ Котласская Стефановская церковь построена в 1777 г. Каменная, двухэтажная, с тремя престолами. Другая церковь в Котласе - каменная, с одним престолом - построена в 1825 г. В окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 г. упоминалась церковь Николая Чудотворца на Котласе, в Двинской трети Устюжского уезда. Местоположение: на 1859 год - погост Котласский-Староновский [Котласский-Стефановский?] (Котлос), во 2-м стане Устюжского уезда, при р. Двине. В 1788 г. при церкви числилось 546 человек, в 1868 г. - 911. 19 февраля 1899 г. открыта штатная диаконская вакансия. Указом от 25 нобяря 1915 г. за открыт второй штат причта, в составе священника и псаломщика, с содержанием за счёт местных средств.

http://sobory.ru/article/?object=28765

в Христорождественском соборе Коврова (до 1778 село, вотчина Спасо-Евфимиева монастыря; Березин В. М., Добронравов В. Г. Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1898. Вып. 5. С. 147; существующий каменный храм датируется кон. XVII в. или 1778). Нек-рые изображения святого появлялись вдали от Калязинского мон-ря благодаря его постриженикам. Так, в Хлынове (Вятке) в крестовой церкви Вятских архиереев во имя прп. Алексия, человека Божия, находилась местная икона «Вседержителя, вверху ангели на облацех, а в подножии молящиеся Алексий, человек Божий, да Макарий Колязинский» (Переписная книга домовой церк. утвари преосвящ. Дионисия Вятского 1702 г.; Завойская Н. Е. К биографии Вятского архиеп. Ионы//ВЦИ. 2009. 3/4(15/16). С. 221). Храм во имя «государева ангела» и вспоминаемого вместе с ним М. был устроен Вятским архиеп. Ионой (1674-1699), принявшим постриг в Калязинском мон-ре; пядничный образ М. в басменном окладе находился среди келейных икон владыки (Роспись преосвящ. Ионы, архиеп. Вятского и Великопермского келейным его и церк. предметам и вещам//Тр. Вятской УАК. Вятка, 1912. Вып. 1/2. С. 206). В удаленных от обители городах, где издавна существовали престолы во имя прп. Алексия, человека Божия, создавались иконы прп. Алексия и М.: подобный образ был в псковской Алексиевской ц. «с Поля», построенной в 1540 г. ( Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову (любителям родной старины). Псков, 2001. С. 232; 2-й святой назван только по имени - Макарий, скорее всего это М.). В устроенном после рождения царевича Алексея приделе во имя прп. Алексия, человека Божия, при ц. Похвалы Богородицы на архиепископском дворе в Тобольске к 1636 г. стояли местные иконы (высота 2 м) прп. Алексия, М., исп. Матфея, чье имя калязинский преподобный носил в миру (вероятно, создание образа М. было связано и с его почитанием Тобольским архиеп. Макарием, строителем Похвальской ц.) (Переписные книги 1636 г.//История Сибири: Первоисточники. Новосиб., 1994 [Вып. 4]: Тобольский архиерейский дом в XVII в. С. 106). Благодаря почитанию М. царем Алексеем Михайловичем в находившемся под его особым покровительством Саввином Сторожевском мон-ре к 1667 г. среди аналойных икон избранных святых были образы прп. Алексия, человека Божия, и М. (в описи монастырской ризницы обе числятся под 17 марта: Описи Саввина Сторожевского мон-ря XVII в. (Мат-лы для истории Звенигородского края)/Сост.: С. Н. Кистерёв, Л. А. Тимошина. М., 1994. Вып. 2. С. 33). Прочная связь между образами 2 святых позволяет предположить, что именно М., а не прп. Макарий Унженский представлен рядом с прп. Алексием на подольнике саккоса, пожалованного царем Алексеем патриарху Никону (1655, ГММК; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004. Кат. 108).

http://pravenc.ru/text/2561316.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Варфоломей (Любарский), еп. Вятский. Портрет. XVIII в. (РГИА) (Любарский Владимир (Василий) Павлович; 15.07.1699, посад Мена Черниговской губ.- 4(5).06.1774, Вятка), архиеп. Вятский и Великопермский. Из семьи священника, близкий родственник митр. Платона (Любарского) , составившего его биографию. Учился в Черниговской духовной школе (коллегиуме), где был учеником Антония (Сахновского), потом в КДА. По приглашению еп. Гедеона (Вишневского) в 1729-1744 гг. был последовательно преподавателем всех классов, префектом, ректором в Смоленской славяно-латинской школе (семинарии). 25 апр. 1729 г. Гедеоном (Вишневским) пострижен в монашество. В 1738 г. В. назначен игуменом Авраамиева смоленского в честь Положения ризы Богородицы во Влахерне монастыря и членом Смоленской консистории. В 1739 г. (по др. данным, в 1738) В. по оговору иером. Кирилла (Ярошевича), позже казненного в Смоленске, провел 2 месяца в заключении в Тайной канцелярии, но был оправдан. С 29 июля 1745 г. архимандрит Пафнутиева боровского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря и присутствующий в Московской следственной комиссии о раскольниках. По приглашению архиеп. Арсения (Мацеевича) с 1747 г. (по др. данным, с кон. 1745) архимандрит Спасского ярославского мон-ря. Был создателем и фактическим руководителем Ярославской ДС. 9 мая 1758 г. назначен архиеп. Вятским и Великопермским, 19 июня (по др. данным, 19 июля) хиротонисан в Петропавловском соборе С.-Петербурга. 15 окт. 1758 г. прибыл в Вятку. В епархии столкнулся с непорядками и разорением, оставшимися от архиеп. Антония (Илляшевича) . Привел в порядок финансы, решил в пользу архиерейского дома дела о спорных землях, организовал строительство нового кафедрального собора. Восстановил ДС, открытую еп. Лаврентием (Горкой) и переставшую существовать при Антонии (Илляшевиче), пожертвовал в ее пользу собственную б-ку и приобрел для семинарии книги на 2500 р. Инспектором ДС назначил Платона (Любарского), к-рый характеризует В. как умелого и волевого хозяйственника, хорошего проповедника, любителя и знатока латыни и европ. лит-ры. Одним из последних действий В. было распространение воззвания «Краткое увещание» против Пугачева. Погребен в вятском Троицком кафедральном соборе. Собор и захоронение не сохранились. Соч.: Краткое увещание преосв. еп. Вятского и Пермского Варфоломея к народу своей епархии// Платон (Любарский). Иерархии. С. 63-64. Лит.: Платон (Любарский). Иерархии. С. 57-62; он же. Сб. древностей Казанской епархии и др. приснопамятных обстоятельств. Каз., 1868. С. 181-192; История Вятской ДС//Вятские ЕВ. 1868. 1, 2, 4, 12. Е. В. Липаков Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/154405.html

в уезд. городе Могилеве Малороссийская вместо Черниговской Черниговский и Нежинский Малороссийский и Черниговский в Чернигове Минская Минский и Волынский, коадъютор митрополии Киевской и архимандр. Слуцкого монастыря Минский и Литовский, коадъютор митроп. Киевской и арх. Слуцкого мон. в Минске Подольская вместо Брацлавской Брацлавский и Подольский Подольский и Брацлавский в Каменце Подольском III класса Калужская Епархия сия учреждается вновь и первою в сем классе поставляется потому, что губ. гор. Калуга был в епархии Московской 1 класса, а прочие уездные города состояли в бывшей епархии Крутицкой, которая по штатам 1764 г. была во 2 классе. Калужский и Боровский в Калуге Смоленская Смоленский и Дорогобужский в Смоленске Нижегородская Нижегородский и Алатырский Нижегородский и Арзамасский в Нижнем Новгороде Курская вместо Белоградской Белоградский и Курский Курский и Белоградский Курской губ. в уезд. гор. Белегороде Владимирская вместо Суздальской Суздальский и Владимирский Владимирский и Суздальский во Владимире Вологодская Вологодский и Устюжский в Вологде Тульская вместо Коломенской Коломенский и Тульский Тульский и Велевский Вятская Вятский и Великопермский Вятский и Слободской в Вятке Архангельская Архангельский и Олонецкий Архангельский и Холмогорский в Архангельске Воронежская Воронежский и Черкасский в Воронеже Иркутская Иркутский и Нерчинский в Иркутске Костромская Костромской и Галицкий в Костроме Тамбовская Тамбовский и Пензенский Тамбовский и Шацкий в Тамбове Орловская Орловский и Севский Орлов, губ. в уезд. гор. Севске Переяславская вместо бывшей викарной Киевской митрополии Переяславский и Бориспольский Малороссийский и Переяславский Малоросс.губ. в уезд. гор. Переяславле Волынская вместо викарной Житомирской Житомирский Волынский и Житомирский Волынской губ. в уезд. гор. Остроге Вновь учреждаемые III класса Пермская Пермский и Екатеринбургский в Перми. Саратовская Саратовский и Пензенский Сарат. губ. в уезд. гор. Пензе Слободско-Украинская Слободский- Украинский и Харьковский в Харькове Оренбургская Оренбургский и Уфимский Оренб.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Мучеников Исаакия, Аполлоса и Кодрата (303). Святителя Максимиана, патриарха Константинопольскаго (434). 22. Преподобнаго Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольскаго (613). Благовернаго князя Всеволода, во святом крещении Гавриила, Псковскаго (перенесение мощей, 1834). Апостолов Нафанаила, Луки и Климента (I). Преподобнаго Виталия (VI–VII). 23. Святаго славнаго великомученика, победоносца и чудотворца Георгия (303). Мученицы царицы Александры (303). Мучеников Анатолия и Протолеона (303). 24. Святаго мученика Саввы Стратилата и с ним 70 воинов (272). Преподобнаго Саввы Печерскаго, в Ближних пещерах (XIII). Преподобнаго Алексия, затворника Печерскаго, в Ближних пещерах (XIII). Мучеников Пасикрата и Валентина (228). Мучеников Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина и иных (303). Преподобнаго Фомы юродиваго (VI). Преподобныя Елисаветы чудотворицы (VI–VIII). Иконы Божия Матери Молченския (1405). 25. Святаго апостола и евангелиста Марка (I). Преподобнаго Сильвестра Обнорскаго (1379). Иконы Божия Матери Цареградския (1071). 26. Священномученика Василия, епископа Амасийскаго (ок. 322). Святителя Стефана Великопермскаго (1396). Праведныя Глафиры девы (322). Преподобнаго Иоанникия Девиченскаго (XIII) (серб.). 27. Святаго апостола и священномученика Симеона, сродника Господня (107). Преподобнаго Стефана, игумена Печерскаго, епископа Владимиро-Волынскаго (1094). Праведнаго Евлогия странноприимца (IV). 28. Святых апостолов Иасона и Сосипатра, Керкиры девы и иных с ними пострадавших (I). Мучеников Дады, Максима и Квинтилиана (286). Святителя Кирилла, епископа Туровскаго (1183). Мучеников Саторния, Иакисхола, Фавстиана, Ианнуария, Марсалия, Евфрасия, Маммия, Зинона, Евсевия, Неона и Виталия (I). 29. Святых 9-ти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона (III). Преподобнаго Мемнона чудотворца. Мучеников Диодора и Родопиана диакона (III–IV). Святителя Василия, епископа Захолмскаго (XVI) (серб.). Мученика Иоанна Валаха (румын.). 30.Святаго апостола Иакова Зеведеева, брата святаго Иоанна Богослова (44).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В следующий воскресный день в сопровождении христолюбивого воинства назначили совершить крестный ход с Казанской иконой Богоматери на Лобное место 618 для принесения Господу и Пречистой Его Матери торжественного благодарения за избавление свое от врагов. Когда совершалось это священное торжественное шествие, во сретение ему вышел из Кремля архиепископ Арсений со священным собором, неся Владимирскую икону Богоматери, честной Крест и другие св. иконы, бывшие в плену. Узрев чудотворную икону Богоматери, воины и народ от умиления и радости пролили слезы и лобызали св. изображения. По изгнании врагов из Москвы князь Пожарский освятил храм в своем приходе Введения Богородицы на Сретенской улице в Москве, и в этом храме поставил икону Богоматери Казанскую. Священники храма донесли царю и великому князю Михаилу Феодоровичу о чудесах, бывших от иконы в бою с гетманом и при взятии Москвы. Михаил Феодорович и мать его, великая старица инокиня Марфа Ивановна, возымели великую веру к образу и повелели праздновать в Москве дважды в год и установили крестный ход. Первое празднество и крестный ход – в 8-й день июля, когда явилась Пречистая Богородица в Казани, а другое – в 22-й день октября, когда очистися Московское государство. Чудотворный образ украсил многой утварью князь Дмитрий Михайлович Пожарский, по обету своему, в 1625 году 619 . Ныне оба праздника совершаются с крестным ходом в Казанский собор 620 . Со времени изгнания поляков из Москвы и России и восшествия на Всероссийский престол Михаила Феодоровича Казанская икона Божией Матери сделаласъ семейною в царском роде. В 1649 году 22 октября установлено совершать празднование Казанской иконе Богоматери во всей России, по случаю рождения у Алексея Михайловича наследника престола – цесаревича Дмитрия Алексеевича, что для России, недавно испытавшей тяжкие бедствия от пресечения царского рода, служило радостным залогом будущего благоденствия. Так, 29 сентября 1649 года в окружной царской грамоте царя и великого князя Алексея Михайловича писано было Маркеллу, архиепископу Вологодскому и Великопермскому о праздновании Казанской чудотворной иконе Пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

По духовным делам Сибирь зависела от Архиепископа Вологодского и Великопермского, коему поручено было отпускать сюда из своей Епархии Духовенство. Посему вслед за возвращавшимся из Москвы Атаманом Иваном Кольцом (которого Ермак посылал к Царю Иоанну IV с донесением о покорении Сибири), из Вологды и Устюга отправлено в Сибирь 10 священников с семействами. При построении вновь церквей умножалось и число присылаемого духовенства. На содержание священников отпускалось из казны жалованья: деньгами по восьми рублей и хлебного по пяти четвертей ржаной муки, по четверти круп и толокна. Духовные, первоначально переселившиеся из России в Сибирь, сами обучали детей своих грамоте по церковной азбуке, уставом написанной, Псалтири и другим богослужебным книгам, и с тем вместе нотному церковному пению. Монахи при заводимых монастырях от благочестивых своих упражнений уделяли время на обучение грамоте юношества, особенно духовного, и приготовляли церковнослужителей. Любопытно состояние Сибири в период смутного времени. Когда враги действовали в России, Сибирские правители, не поддаваясь ни слухам, ни внутренним или внешним покушениям, единодушно пребывали твердыми долгу, Престолу и Отечеству. В 1612 году, когда получались окружные послания Князей Трубецкого и Пожарского об очищении Москвы от врагов Отечества, Сибирь с полными слез глазами воздавала хвалу Богу и пела молебствия во всех храмах по три дня с колокольным звоном. Запись Московского Земского Совета, 6 февраля 1613 года разосланная во все города об избрании на царство Махаила Феодоровича, разлила радость по Сибири. Смутное время прояснилось, народное разорение останивилось и наступила пора благоустройству. Сим введениеи познакомив читателей с первобытным состоянием Церкви в Сибири до учреждения Епархии, перейдем к предмету статьи нашей. Царь Михаил Феодорович, оградив Россию от внешних неприятелей, терзавших ее во время самозванцев и междоцарствия, начал с кротостию и мужеством устроять гражданское благоденствие и ревностно заботился о благосостоянии Российской Церкви. Он видел, что в обширном пространстве завоеванных мест Сибири недостает жезла Архипастырского, недостает светильника для великой страны с разнородными ее племенами. Посему, по совещании с родителем своим Патриархом Филаретом, в 1620 году учреждена в Сибири особая Епархия. Месту кафедры назначено быть в Тобольске, который в 1590 году, с прибытием в него Воеводой Князя Владимира Васильевича Кольцова-Мосальского, вместо Тюмени, назначен главным городом Сибири. Здешние иерархи сначала именовались Сибирскими и Тобольскими, a с 1721 года, по учреждении в Иркутске особой Епархии, – Тобольскими и Сибирскими. С 1621 до 1668 года были Архиепископы, потом до 1768 года Митрополиты и, наконец, опять Архиепископы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Полоцкая Учреждена до 997 года. В период 1317–1328 годов входила в состав Литовской митрополии, в период 1354–1361 годов – в составе Волыно-Литовской митрополии. В епархию входили следующие города; Витебск, Друцк, Подберезовск, Минск, Заславск, Свислоцк, Логойск. Полоцкая Мина епископ, свт., рукоположен с 13.12.1105 † 20.06.1116 (первый, упоминаемый в летописях) Илия епископ, упоминается в 1120–1128 Косма епископ, рукоположен с 1143 упоминается до 1156 † неизвест. Дионисий епископ, (свт.), назначен Николай епископ, бывший еп. Ростовский, Суздальский и Владимирский с 1184 или, возможно, до июля-августа 1183 † неизвест. Владимир епископ, упоминается † неизвест. Каллист I епископ, упоминается в начале XIII века неизвест. Алексий епископ, упоминается в 1231 первая пол. XIII века † неизвест. Симеон епископ, свт., упоминается с 1260 по 1271 еп. Тверской; † 3.02.1289 Иаков епископ, упоминается † неизвест. Григорий епископ, упоминается † неизвест. Феодосий архиепископ, рукоположен с 1392 упоминается в 1406 и 1415 Фотий архиепископ, упоминается † неизвест. Симеон архиепископ, упоминается с 1450 по 1456 † неизвест. Полоцкая и Витебская Каллист II епископ, упоминается в 1458, но уже в 1459 не упоминается † неизвест. Симеон архиепископ, рукоположен с 1477 (1470) по 1481 митр. Киевский и всея Руси Иона (Глезна) архиепископ, рукоположен с 1482 до 1492 митр. Киевский и всея Руси Лука архиепископ, управлял с 1488 (1490, 1492, 1495) до 1503 † позже 1503 Евфимий (Окушкович-Боский), архиепископ, упоминается в 1504 –1512 Симеон архиепископ, упоминается † неизвест. Киприан архиепископ, упоминается в начале XVI века † неизвест. Иосиф (Русин) архиепископ, управлял с 1516 по 1523 митр. Киевский, Галицкий и всея Руси Нафанаил епископ, упоминается с 1524 по 1533 Полоцкая, Витебская и Мстиславская Мисаил архиепископ, рукоположен с 27.04.1534 † неизвест. Симеон архиепископ, упоминается с 1534 до 1549 † неизвест. Герман (Литавар-Хребтович), архиепископ, упоминается Герасим (Корсак Глеб) епископ, управлял

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Выпуск В церкви Казанской Божией Матери в Котельниках особо почитают миссионера, московского митрополита Макария Невского. Пятьдесят лет святитель проповедовал христианство среди народов Алтая, но последние годы жизни провел в Москве и Подмосковье. После революции 1917 года митрополит стал изгнанником в Николо-Угрешском монастыре. Последний год девяностолетний старец провел в подмосковных Котельниках. В 1926 году святитель Макарий скончался, его похоронили у алтаря местной Казанской церкви. Первые русские миссионеры жили еще в эпоху преподобного Сергия Радонежского. Можно вспомнить святителя Стефана Великопермского – просветителя народа коми, создателя зырянской азбуки и переводчика на местный язык первых церковных книг. Русского миссионера и в XV, и в XIX столетии ждали испытания. Макарий Невский вспоминал быт проповедника: «Мы не говорим о трудностях миссионерских путешествий, которые доводятся…нередко пешком, на лыжах, часто верхом, на лодке под дождем, иногда в снежную метель». Жители городов определяли миссионера по убогой одежде: «на подоле рукава дырявые, сапоги таковые же». Питание было скудное: «Утром – чай с сухарями, вечером опять чай с сухарями, иногда, для разнообразия, с толокном». Судьба миссионера обещала одни трудности: жизнь в диких уголках страны, в суровом климате, часто среди враждебного туземного населения. Вторая половина XIX и начало XX века стали временем оживления миссионерской работы православной церкви среди коренных народов Сибири и Дальнего Востока. Некоторые православные проповедники шагнули за пределы Российской империи. Например, святители Иннокентий Вениаминов и Тихон Белавин – ставший в 1918 году патриархом Московским – вели проповедь на Аляске, в Канаде и Соединенных Штатах. Другой святитель, Николай Касаткин проповедовал православие в Японии. В этот же период Макарий Невский пошел с проповедью в аилы – полукочевые алтайские селения. Будущий «апостол Алтая» был шестым ребенком в бедной семье сельского дьячка Владимирской губернии. Епископ Арсений Жадановский записал такие воспоминания святителя Макария о детстве: «Посмотрел он на двор, обнесенный оградой, где рос клевер, и вспомнил, как, будучи ребенком, набивал себе от голода рот «кашкой» – цветами».

http://sobory.ru/article/?object=01048

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010