И слово Божие, и летописи христианской Церкви представляют тысячи доказательств, что святые действительно ходатайствуют за нас пред Богом, поддерживают нас в минуты искушений и оказывают иногда чудесную помощь. Фома. А ведь сектанты, как мне приходилось слышать, говорят, что о почитании святых ни в Священном Писании, ни в древней христианской Церкви нет никаких указаний и многие из святых отцов совсем не говорят об этом. Священник. Нелепость сего возражения, ни на чём не основанного, до очевидности ясна. Из Священного Писания мы уже привели несколько таких мест, а если некоторые из святых отцов ничего не говорят об этом, то это ничего не доказывает при засвидетельствовании этой истины едва ли не сотнями других святых отцов. Насколько справедливо было бы, если бы мы, не находя, например, у евангелистов Иоанна Богослова и Матфея рассказа о вознесении Спасителя на Небо, отвергли это событие, несмотря на то, что два других евангелиста – Марк и Лука с поразительной ясностью засвидетельствовали это событие? Пётр. Как утопающий хватается за соломинку, так и сектанты, запутавшись и утопая в своих заблуждениях, хватаются для подтверждения своего заблуждения за всякую мысль, хотя бы нелепость её была очевидна с первого взгляда. Священник. Но если бы и не было ни в Писании, ни в Предании таких свидетельств о ходатайствах за нас пред Богом святых угодников, то мы должны верить этому, потому что святая любовь, которую христиане должны питать друг к другу и которой праведники одушевлены были во время земной их жизни, «все переносит, никогда не перестает» ( 1Кор.13:7, 8 ). По словам апостола, она сохранится и тогда, когда «пророчества прекратятся, и языки умолкнут и знание упразднится», и мы будем видеть Бога не сквозь тусклое стекло, как ныне, а лицом к лицу, то есть когда умрём и переселимся в Царство Божие – на Небо ( 1Кор.13:8–12 ). Скажем более, тогда она не только не прекратится, но ещё усилится, потому что на Небе, при самом Источнике её – Любвеобильном Боге, всё должно питать, возбуждать, укреплять и возвращать её.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

И те самые люди, которые хвалятся своей преимущественной любовью к народу, которые называют себя друзьями его, а Церковь клеймят именем «злой его мачехи», какими жалкими лицемерами они часто показывают себя в своей жизни! Увидите ли вы их в хижинах бедняков, у постелей больных? Нет. – Что же, может быть, они сами бедны и ничего не имеют, чем бы могли помочь бедняку? Ничуть не бывало. Свою любовь к народу они выражают только в ненависти, которую они возбуждают и поддерживают между людьми. Они и сами также сыты, так же живут спокойно и весело, как и богатые сего мира, не отказывая себе ни в каких прихотях и удовольствиях, и однако имеют дерзость науськивать бедных против богачей. Громко и красноречиво проповедуя народу о своей любви к нему, они обещают ему такое счастье и довольство, какое они когда нельзя достигнуть на земле, ее в то время как сами живут в покое, неге, роскоши и изобилие, для бедных и страждущих братий своих не оставляют и крупиц, падающих со стола их. Так мало проявляют истинной любви к ближним мир и неверие. И в своем учении, и в своей жизнедеятельности оно ясно показывает, что от него бедствующим нашим собратьям нельзя ожидать никакого счастья. Потому-то и увеличивается бедность и нужда в настоящее время, что ему не достает живой веры и истинной любви друг к другу, что всюду господствует эгоизм, своекорыстие, жадность, страсть к наживе и чувственным удовольствиям, что всё более и более раздвигается пропасть, отделяющая богатых от бедных, а между тем у них нет ничего такого, что могло бы соединить их. Зато тем отраднее увидеть теперь, как своим учением и своей жизнедеятельностью исцеляет все эти недуги христианская вера и как она ведет людей к взаимному сближению и истинному счастью. 2) Когда однажды спросили Спасителя, какая наибольшая заповедь, Он дал такой ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя ( Мф.22:36–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

И тогда вы, как вечные и блаженные граждане и наследники Его Небесного Царства, снова падете пред Ним ниц, чтобы пролить к Нему теплую молитву и воспеть свою песнь хвалы и благодарения. Аминь. Слово на Новый год 65 С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? ( Ин.6:66–67 ) «Зачем и куда идешь ты, сын мой?» – так спрашивает добрый отец своего сына, которого он со всякой любовью и заботливостью берег и лелеял, воспитывал и образовывал, но которому тесно стало в родительском доме, и он, вопреки желанию отца, неудержимо рвется в неизвестную даль. Там, за пределами отцовского дома, лежит пред ним мир, столь великий и обширный, но столь полный опасностей, искушений и злоключений на различных путях своих. Изберет ли он надлежащий путь, достигнет ли своей цели, будет ли он счастлив? «Ах, зачем же и куда стремишься ты?» – снова спрашивает его сердобольный отец, с глубокою скорбью на душе, с горькими слезами на глазах. Глубоко трогательны эти, прямо из любящего отцовского сердца исторгающиеся слова, и разве только в самой испорченной душе они не способны произвести решительного переворота. Но еще трогательнее для благочестивого человека должен быть приведенный нами вопрос Спасителя: не хотите ли и вы отойти? – вопрос, с которым Он в лице двенадцати учеников Своих обращается и к нам сейчас, в виду усиливающегося в наше время отпадения христиан от Него и Его Церкви, и на котором мы желали бы сегодня остановить ваше, братие, внимание. О, если бы сегодня, в день Нового года, под влиянием этого вопроса Спасителя оказались мы настолько искренними к самим себе, что, взвесив пред судом своей совести все свои труды и заботы, намерения и цели, домогательства и стремления, предстали пред лице Бога с искреннею мольбою 138-го псалма: Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный ( Пс.138:23–24 ). Итак, рассмотрим многознаменательный вопрос Спасителя (не хотите ли и вы отойти от Меня) в связи речи: рассмотрим его а) как выражение скорби Спасителя о том, что столь многие из Его последователей отходят от Него, и б) как побуждение для нас, христиан, к испытанию самих себя и своего жизненного направления.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Видя толпы народа, Он сжалился над ним и, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал, делателей на жатву Свою ( Мф.9:35–38 ). Мы собрались сюда положить начало тем нравственно-религиозным чтениям, которые, согласно вашему, братия, желанию, будут вестись здесь наряду с чтениями по другим общеобразовательным предметам. Если и каждое житейское дело нуждается в благословении от Господа, то тем более нужно это благословение в настоящем духовно-просветительном начинании. Вот почему мы почли своей священной обязанностью вознести нашу молитву ко Всевышнему, да содействует Он молитвами Богородицы и святых святителей Московских успехам начинаемого дела. Народные чтения о предметах веры и нравственности не новость. Они с благословения Святейшего Синода ведутся во многих местах и там, где ведутся с надлежащим усердием и уменьем, приносят несомнительную пользу. Они отвлекают народ от праздного разгула, вредных игр, забав и зрелищ и от посещения сектантских сборищ, они утверждают в нем спасительную веру и способствуют возвышению и укреплению в нем нравственности. Казалось бы, что такое дело, как дело, говорящее само за себя, не должно встречать никаких возражений. Но есть, к прискорбию, люди, которые, как мне лично пришлось убедиться, относятся к нему с предубеждением и, называя его бесполезной затеей, говорят: ужели вы, пастыри, надеетесь в настоящее время принести какую-нибудь пользу вашими духовными беседами и чтениями? Ужели не видите, какая пропасть отделяет сейчас народ наш от Церкви? Наше время – время исключительного стремления к устроению внешнего, материального благосостояния. Оно слишком быстро идет вперед в осуществлении своих практических целей, слишком много строит себе планов для осуществления в будущем. В этой беспокойной суматохе, на этом базаре житейской суеты будет ли местечко для Господа, найдется ли ухо для Его слова? На чем же основывается ваша надежда? что вы вашими чтениями можете еще что-нибудь сделать полезное для народной нравственности?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Ибо не так, как к другим народам, продолжает Господь долготерпение, чтобы карать их, когда они достигнут полноты грехов, не так судил Он о нас, чтобы покарать нас после, когда уже достигнем до конца грехов. Он никогда не удаляет от нас своей милости, и, наказывая несчастиями, не оставляет своего народа» (VI, 12–16). В приведенных словах автор 2-ой Мак. книги, верно называя благость Божию, которая ожидает обращения грешников, долготерпением, неверно, конечно, толкует, будто бы, Бог оказывает неодинаково долготерпение к грешникам из иудеев и грешникам из язычников. Когда же благость Божия уменьшает наказание за грехи, 2-я Мак. книга называет ее милостью, и Сам Бог называется милостивым. При приближении Тимофея, бывшие с Маккавеем обратились с молитвою к Богу, посыпав землею головы и опоясав чресла вретищами. Припадая к подножию жертвенника, они умоляли Его, чтобы Он был милостив к ним... (X, 25, 26); иудеи, как мы выше сказали, ясно видели в нашествиях Тимофея и пр. язычников наказание Божие за грехи (VI, 12–16) и потому просили Бога быть к ним милостивым, т. е. уменьшить справедливое Свое наказание за их грехи. Мать мучеников, очевидно, смиренно сознавала свои грехи и потому надеялась в будущей жизни приобрести снова своих детей только по милости Божией (VII, 29). Далее, воля Божия, в отношении к тварям, открывается, по словам 2-ой Мак. книги, в совершеннейшей истинности и верности; священники в молитве к Богу прославляют Его не только праведным, но и Единым праведным. Все, что Бог ни открывает тварям, всегда открывает достоверно, и какие ни изрекает им обетования и угрозы, всегда исполняет сказанное. Твердую веру в неложность обетований Божиих, данных еврейскому народу, высказали мученики Маккавеи. После смерти первого брата, оставшиеся братья-мученики вместе с матерью увещевали друг друга мужественно претерпеть смерть, говоря: «Господь Бог видит и поистине умилосердится над нами, как Моисей возвестил в своей песни перед лицем народа: и над рабами своими умилосердится (VII, 5–7), эту же веру в неложность обетований высказал в предсмертной речи и пятый брат.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Иерархия ветхозаветная, по учению 2-ой Мак. книги, состоит из первосвященника и священников. Первосвящениик является главным посредником между Богом и народом. Илиодору от Бога предстали юноши и сказали ему: «Воздай великую благодарность первосвященнику Онии, ибо для него Господь даровал тебе жизнь» (III, 33). Первосвященник приносит умилостивительную жертву за грехи народа (III, 33); первосвященник является главным хранителом храма Иерусалимского и всех сокровищ, в нем находящихся (III, 10–15); первосвященник учит и управляет народом и непосредственно и через священников (IV, 13–14); первосвященник принимает послов от царей, коим, в политическом отношении подчинялись евреи (III, 9); первосвященник же отправляется к царю для разбора недоразумений своих с народом (IV, 5), от которого (царя) и получает, за известную сумму денег, право быть первосвященником (IV, 8, 24). Священники, уже в зависимости от первосвященника (IV, 14), приносили жертвы и также молились за народ (III, 15), они же, при жертвоприношениях, воспевали торжественные песни (I, 30). Народ был в послушании у своих первосвященников (III. 16–20). Около первосвященников, по учению 2-ой Мак. книги, стоят старейшины (XI, 27), в военное же время выступал из народа вождь, как, например, Иуда Маккавей, который руководил воинами, говорил им речи перед битвой (XV, 8–11); он же входил в переговоры с неприятелем и заключал мир (XIV, 20–23); он же производил и суд как над своими воинами (X. 22), так и над пленными врагами (XV, 29–33). Иуда Маккавей являлся, как и первосвященник, посредником между Богом и народом (XV, 12–17). Из обязанностей к ближним, в обществе домашнем или семейном, 2-я Мак. книга указывает на взаимные обязанности родителей и детей. По учению 2-ой Мак. книги, обязанность родителей по отношению к детям – вскармливать и воспитывать их. Мать мучеников говорит младшему сыну: «Сын! сжалься надо мною, которая девять месяцев носила тебя во чреве, три года питала тебя молоком, вскормила и выростила и воспитала тебя» (VII, 27). Судя по тому, что все дети ее охотно отдали душу и тело за закон, данный через Моисея, не трудно видеть, что воспитание детей было религиозно-нравственное. Видно это и из того, что 2-я Мак. книга говорит с негодованием об устройстве Иасоном, под крепостью, училища для телесного упражнения юношей, вследствие чего явилась склонность к эллинизму (IV. 12). Из поступков еврейских женщин, из речей и мученической смерти матери Маккавеев не трудно заключить, что таковое же религиозно-нравственное воспитание было еврейских детей и женского пола (III, 19; VI, 10). Обязанность детей к родителям заключается, по учению 2-ой Мак. книги, в почтительности и послушании. Младший брат из мучеников даже не дал договорить матери, умолявшей его принять мучение – «когда она еще продолжала говорить, юноша сказал: чего вы ожидаете? Я не слушаю повеления царя»... (VII. 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Из свойств существа или природы Божией 2-я Маккавейская книга, первее всего, указывает на «беспредельность» Божию, то есть на то, что Бог не только свободен от всякого ограничения и недостатка, но, вместе с тем, и обладает всеми возможными совершенствами и, притом, в высочайшей степени. Елеазар, в своей предсмертной речи, утверждает совершенное ведение Господа (VI, 30). Священники, при жертвоприношении, совершают молитву и в ней прославляют Господа, называя Его не только Царем, Благодетелем, всемогущим и вечным, но Единым Царем и Благодетелем, Единым Подателем всего, Единым праведным и всемогущим и вечным, избавляющим Израиля от всякого зла (I, 24–25); таким образом, по представлению священников Бог не только обладает всеми перечисленными в молитве свойствами, но обладает ими в совершенной, высшей степени и вообще Бог обладает таким совершенством, что совершенства всех других существ, как бы, исчезают пред бесконечным Его величием. Далее, 2-я Мак. книга учит о самобытности Бога, о том, что Бог не обязан бытием своим какому-либо другому существу, a имеет и бытие и все, что ни имеет, от Самого Себя. Учение 1-ой Мак. книги о самобытности Божией следует из того, что Бог является источником всего живущего. Он Создатель всех (I, 24), Он есть Господь жизни и духа (XIV, 46; VII, 23), притом же Оυ есть Единый Царь, т. е. никакого другого царя, никакого другого источника всякого бытия 2-я Мак. книга не признает. В тесной связи с самобытностью Божией стоит другое свойство Божие – независимость. Под именем независимости в Боге разумеется такое свойство, по которому Он и в существе, и в силах, и в действиях своих определяется только Сам Собою, а не чем-либо сторонним, и потому Бог есть самодовольный, самовластный. Это свойство Божие видно уже из представленного учения 2-ой Мак. книги о беспредельности и самобытности Божией, по которым ничто стороннее и не может сообщить что-либо Богу ни в отношении к Его бытию и совершенствам, ни в отношении к Его действиям, так как Он выше всех и всего и Сам является источником жизни всех. Но кроме этого 2-я Мак. книга дает нам и прямое учение о независимости Божией. Независимость Божию ясно исповедует перед всеми Иуда Маккавей. Он, видя наступление многочисленного войска (Никанора), пестроту приготовленного оружия и свирепость зверей, простер руки к небу и призывал Господа, творящего чудеса и всевидящего, зная, что не оружием одерживается победа, но Сам Он, как Ему угодно, дарует победу достойным (XV, 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Из серебряных сосудов, похищенных из храмов, пьют на своих пирушках мусульманские ханы. Из дорогих облачений сделаны покрывала на их седла. Оставшиеся в живых христиане бродят, как овцы распутанного зверями стада. И вот все это предстоит тебе, как начальнику миссии, собрать, восстановить, привести в порядок, благонастроить и благоустроить. Задача далеко не из легких, и нужно иметь много твердости духа, чтобы не прийти при этом в смущение. Но здесь невольно приходит мне на память история восстановления Иерусалимского храма, которая может послужить для тебя некоторым ободрением. Когда Неемия, болея душою о бедственном состоянии своего народа, задумал восстановить разрушенные стены Иерусалима и храм его, то многие смеялись над ним и говорили: «Что это за дело затевает он», – указывая этим на его неосуществимость. Что же сказал на это Неемия? – Бог Небесный, сказал он, Он благопоспешит нам, и мы, рабы Его, станем строить ( Неем.2:20 ). И эта надежда его на Бога не посрамила. При всех известных нам из истории величайших трудностях и препятствиях к сооружению храма, он все-таки построил его, хотя и не такой величественный, каков был храм Соломона. Восстанем, хочется сказать мне вместе с Неемиею, и мы, и будем строить. Говорю это, разумея не столько внешние, вещественные храмы, сколько храмы духовные, к созиданию коих главным образом и призываемся мы, пастыри, и не в одной только Урмии, но и во всей нашей Церкви. Ибо подобное тому, что было во времена Неемии в Иерусалиме, видим мы во многих отношениях в нашей Церкви, в нашем христианстве. Как там враги еврейского народа, ворвавшись в город и разрушив его стены и храм, завладели тем, что им не принадлежало, так и у нас враждебное язычество устрояет свой лагерь и раскидывает свои палатки, все шире и шире раздвигая свои пределы. И у нас явилось много лжеучителей и лжепророков, которые, будучи костью от наших же костей и плотью от нашей же плоти, отпали от нас и действуют против нас. И как разрушительно действуют! Нужно совсем не иметь зрения, чтобы не видеть тех ран и тех аварий в нашем церковном корабле, которые являются следствием этой деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Из сказанного вы видите, что ваши дети должны быть веселы и жизнерадостны. Этого требует их детская природа, это согласно и со словом Божиим. Не лишайте поэтому детей ваших необходимого отдыха и развлечений, предохраняйте их возраст от мрачного настроения и неподвижного образа жизни. Доставляйте им, когда в продолжение года предоставляются к тому случаи, религиозные радости и утешения, эти самые чистые, светлые радости. Не омрачайте им и тех удовольствий, которые получают они от внешней природы. Делайте их восприимчивыми и к радостям домашним. Самый естественный и детскому возрасту соответствующий способ отдыха – это игра, а потому было бы жестоко лишать детей этого удовольствия. Выделяйте им известное определенное время для отдыха и игр – но при этом заботьтесь, чтобы эти развлечения и радости не заключали в себе ничего греховного, опасного и вредного для их тела и души, дабы как вам, так и вашим детям не постыдиться пред судом Божиим. Следите, насколько возможно, за играми детей своих и глубже старайтесь запечатлеть в душах их убеждение, что если они иногда и могут ускользать от глаз родителей, то никогда не укроются от глаз Бога Всеведущего и что святой Ангел Хранитель их наблюдает за ними и во время игр их. Поступайте так – и ваши дети будут расти здоровыми телом и душою на радость свою и на утешение вам. Скупость 126 Корень всех зол есть сребролюбие ( 1Тим.6:10 ) Едва ли есть такой порок, который был бы так повсюду распространен и греховность которого так мало сознавалась бы, как любостяжание, или скупость, состоящая в чрезмерной привязанности к деньгам и богатству и в отсутствии сострадания к ближним; а между тем с этим пороком особенно нужно бороться при воспитании детей. Дух Святой устами Сираха о чрезмерной любви к деньгам говорит так: Любящий золото не будет прав, и кто гоняется за тлением, наполнится им. Многие ради золота подверглись падению, и погибель их была пред лицем их ( Сир.31:5–6 ). А святой апостол Павел называет сребролюбие корнем всякого зла, и о тех, которые хотят быть богатыми, говорит, что желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу ( 1Тим.6:9 ). В других местах он причисляет лихоимство (любостяжание) к таким грехам, которые виновных в оных лишают Царствия Небесного. Знайте, говорит он, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога ( Еф.5:5 ). А если так, то помните и не упускайте из вида того, как необходимо вам всячески предостерегать от этого порока как себя самих, так и детей ваших. Каким же образом родители должны предохранять детей своих от любостяжания и скупости?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Из сказанного о духовной природе человека и нравственных его силах и способностях видно высокое достоинство и назначение человека. Второй брат из мучеников ясно высказал то и другое в своей предсмертной речи: «Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной» (VII, 9); открывается то же и в речи третьего брата, который, на требование дать язык, тотчас выставил его, неустрашимо протянув и руки, и мужественно сказал: «от неба я получил их и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их» (VII, 11 ). Итак, достоинство и назначение природы человека состоит в жизни его здесь, на земле, для Бога и в надежде его на жизнь вечную также для Бога и с Богом (XII, 43–45); первая жизнь, т. е. земная, очевидно понималась иудеями как приготовление человека к жизни вечной. Этою-то надеждою на вечную жизнь с Богом воодушевлялся Иуда и его сподвижники, когда ратовали за святость Иерусалимского храма и сохранение чистоты и неприкосновенности отеческого Моисеева закона (VI, 1, 2 и вся 2-ая Мак. книга). Изложив учение 2 Мак. книги о нравственной природе человека и о его высоком достоинстве и назначении, перейдем к учению той же книги о препятствиях на пути нравственного совершенства человека и о высших силах и средствах, дарованных ему от Бога для преодоления этих препятствий. Первым и общим для всех людей препятствием на пути нравственного их совершенства является собственная, растленная грехом. природа человека; вследстие греха явилось расстройство всех душевных сил человека; ослабление ума в познании истины, извращение чувства и уклонение воли от воли Божией и, как результат всего этого, нарушение гармонии между душой и телом – постоянная борьба между плотию и духом. На греховность человека, как причину удаления его от Бога, вследствие чего человек терпит разные страдания, посылаемые ему от Бога для его вразумления и наказания, – ясно указывают в своих предсмертных речах шестой и седьмой братья-мученики. Последний говорит: «Мы страдаем за свои грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010