5. Жажду После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его. Ин.19:28–29 Возлюбленные о Господе братие! Это слово, самое краткое и, по-видимому, самое маловажное из всех крестных слов Господа Иисуса, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что оно так же многозначительно, как и другие, и, несмотря на всю кажущуюся маловажность, равносильно им по своему содержанию. Душевная борьба Спасителя окончилась. Внутренние страдания Его со словами: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»( Мф.27:46 ) – достигли крайнего своего предела. Снова засияло солнце. Душа Его снова успокоилась на благоволение Отца; и утешительное сознание, что все, для чего послал Его Отец, теперь сделано, исполнило Его духовного мира. Но тем ощутительнее чувствует Он теперь боль в пронзенных, израненных членах Своего тела. В жестокой борьбе, в томлении и тоске Своей жаждущей души Он забыл о всякой жажде Своего тела – но теперь эта телесная жажда вызывает в нем болезненный вопль: «жажду». До сих пор, как Он в последний раз ел со Своими учениками пасхального агнца и пил от вина лозного, прошло уже двадцать часов, в продолжение которых Он не принимал ни пищи, ни питья. Хотя воины перед началом казни, по обычаю давать приговоренным к смерти преступникам перед казнью опьяняющий напиток, чтобы отуманить их чувства, предлагали и Спасителю таковой напиток, но Он отказался принимать его, так как хотел с ясным умом и полным сознанием выпить до дна ту чашу, которую дал Ему Отец. Окиньте при этом еще раз вашим взором все то, что перенес Господь Иисус с того часа, когда Он в последний раз, на Тайной Вечере, находился в обществе учеников Своих! – Эту потрясающую разлуку со Своими учениками, эту душевную борьбу в саду Гефсиманском, это предательство Иуды и арест, это бегство учеников и отречение Петра. Вот таскают они, враги Его, от одного допроса к другому, всячески оскорбляют, смеются и издеваются над Ним, плюют на Него, нанося Ему удары, пощечины и заушения, заключают в оковы тело Его, терновый венец надевают на Его голову.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

I. Страдания Христа и страдания Церкви Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? ( Мк.14:37 ) Настоящую неделю, называемую Страстною Седмицею, Святая Церковь посвящает воспоминаниям о страданиях Христа. Девятнадцать веков уже прошло со времени голгофской драмы, но история страданий Господа всегда нова для сердца христианина и всегда служит источником духовного назидания. Хорошо знает это наша Церковь , а потому каждый год Великим постом представляет эту историю пред наши взоры. Таким образом, страдания Христовы, так сказать, увековечены и, пока существует Церковь , никогда не придут в забвение. Но они не могут быть забыты и в другом отношении и по другой причине. Страдания Христа продолжаются в страданиях Церкви Христовой. Эта Церковь есть тело Христа, а потому ее страдания суть страдания и Христа. Широко поле этих страданий – оно простирается на весь земной мир. Хотя действующие лица в истории страданий Христа и страданий Церкви и различны, но самые страдания остаются одни и те же. При страданиях Христа мучителями были иудеи, книжники, первосвященники, Иуда, Пилат, Ирод и воины римские – в истории же страданий Церкви выступают совсем другие лица. Мы не будем указывать на имена их и вводить их в круг наших размышлений, а бросим только общий взгляд на их деятельность, чтобы извлечь отсюда для себя урок и назидание. На нынешний раз мы остановимся на спящих учениках Иисуса. Ночь. В безмолвной тишине этой ночи Иисус со Своими учениками идет из Иерусалима на гору Елеонскую. С этого священного места пожелал Он начать Свои страдания. Оставив учеников у подножия этой горы, Он идет далее, в глубь Гефсиманского сада, чтобы помолиться. Время грехов человеческих, горечь наступающих страданий, неблагодарность иудейского народа ложится всей своей невыносимой тяжестью на Его душу. Как бы желая найти для Себя некое подкрепление в участии учеников Своих, Он возвращается к ним, но находит их спящими. Из слов Его, так недавно еще сказанных, они знали, что Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, что они осудят Его на смерть и предадут в руки язычников, что эти последние схватят Его, заключат в оковы, распнут Его ( Мф.20:18 ). Они знали, что в эту именно ночь начнутся эти предсказанные Им страдания, причем один из них предаст Его, а другой отречется от Него. Все это хорошо знали они, и однако, когда наступил уже час этих страданий, когда, погруженный в смертельную тоску, Он просит их: побудьте здесь и бодрствуйте со Мною ( Мф.26:38 ), – они спят. Когда приблизился уже предатель, когда в ночной темноте засветились уже факелы и воины со спирою 59 подошли, чтобы взять и связать Его, и тогда они продолжают спать, так что Он Сам должен был сказать им: встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня ( Мф.26:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

а) Как солнце видимое представляет собою собственно один небольшой, но светлый, лучезарный круг, а другой – больший по объему, но менее светлый, так вокруг Господа, кроме небольшого кружка двенадцати апостолов, собрался другой, более обширный круг последователей. Привлеченные Его чудесами, плененные силою Его слова, последние долгое время ходили за Господом, не давая себе отчета в том, какое сделали они приобретение в лице Иисуса Христа и какой пользы могли они ожидать от Него. Увидев чудо насыщения пяти тысяч народа пятью хлебами и двумя рыбами, они подумали, что настали времена Мессии, пришел тот пророк, которому должно прийти в мир, и в этом они, конечно, не ошибались. Ошибались они только в чувственном представлении Царства Мессии, полагая, что их теперь постоянно будут кормить хлебом, сходящим с неба. Христос не раз предлагал им учение о Своем истинном существе, направляя его прямо против низменности их плотских стремлений и ожиданий. Он внушал им стараться не о тленной пище, а о хлебе небесном, истинном, который дает жизнь миру. И на их просьбу: Господи! подавай нам всегда такой хлеб ( Ин.6:34 ) – Он сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете ( Ин.6:35–36 ). Тогда возроптали на Него иудеи за то, что Он сказал им: Я хлеб живый, сшедший с небес ( Ин.6:51 ). Но чем дальше, тем с большею ясностью раскрывает Он им, что их следование за Ним из-за одних внешних, чувственных побуждений не доставит им никакой пользы, если они не уверуют в Него как истинного посланника Божия. Он открывает им, что и происхождение их отцов, которые ели манну в пустыне, нисколько не поможет им, если они сами не получат истинного хлеба жизни, и что этот хлеб есть плоть Его, которую Он отдает за жизнь мира ( Ин.6:51 ). Отсюда начинается решительный поворотный пункт для многочисленной толпы иудеев, следовавших за Иисусом. Многие из них, выслушав учение Его о плоти Своей как истинной пище и крови как истинном питии, сказали: какие странные слова! кто может это слушать? ( Ин.6:60 ). Тогда Спаситель прямо и решительно сказал им, что их приближение к Нему не истинное и бесполезное. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и более уже не ходили с Ним, так как они поняли теперь, что Христос не может удовлетворить их плотским ожиданиям и честолюбивым расчетам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

А между тем христианство не есть религия уныния, а религия радости и упования. В неиссякаемой сокровищнице его всегда найдется достаточно силы и средств для того, чтобы вдохнуть бодрость в самую унылую душу, озарить светлой надеждой самое омраченное отчаянием сердце. Пусть только человек проникнется поглубже его идеями и началами и обуздает в себе низменные потребности, делающие его рабом страсти и греха, пусть только с верою и смирением обратиться он к Своему Спасителю, и вера спасет его от обуявших его зол. Да, только богатство в Боге (а не материальное богатство) дает истинное счастье человеку, равно как и наоборот: только недостаток веры в Бога – духовная бедность (а не бедность материальная) лишает его этого счастья. Невелика, несущественна беда для истинного христианина, если его постигает скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч, потому что все он препобеждает силою Возлюбившего его ( Рим.8:35, 37 ). Но если он теряет веру в этого Возлюбившего, то это для него действительно величайшее несчастье: в этом случае он приходит в состояние того ужасного голода духовного, за неудовлетворением которого следует нравственная смерть. Спаситель хорошо сознавал это, а потому во время своего земного пастырства никогда не скорбел Он так глубоко, как при виде собственно нравственных недугов современного иудейства. Видя толпы народа, говорится у Матфея, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря ( Мф.9:30 ). Вот почему Он так часто вооружался против низменности их плотских стремлений и обращенный долу взор их так заботливо старался поднять горе. Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам ( Мф.6:31–33 ). О горнем помышляйте, а не о земном ( Кол.3:2 ). Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную ( Ин.6:26–27 ). Не хлебом одним будет жить человек, по всяким словом, исходящим из уст Божиих. Так говорит Он в различных местах Священного Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

А стих пятый указывает на наше отношение к Богу, проповедует нам о нашей собственной, личной ответственности перед Ним. А потому если бремя, о несении которого говорит второй стих, мы будем, таким образом, отличать от бремени, упоминаемого в пятом стихе, тогда мысли о противоречии этих мест не будет и места. Раздел 14 Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Деян.9:7 Бывшие же со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали. Деян.22:9 Обращение Савла Тарсянина служит одним из убедительнейших доказательств божественности христианства. Об этом чудесном событии мы читаем не в одном месте Священного Писания. О нем рассказывает дееписатель Лука ( Деян. 9 гл.), его не раз сообщает нам и сам апостол Павел, при различных обстоятельствах своей апостольской деятельности ( Деян.22:1–10, 26:12–17 ; 1Кор.15:8 ). При этом он рассказывает о себе, что он прежде, до обращения своего ко Христу, был человеком совершенно противоположного характера, что он был ожесточенным врагом христианства, и что сила благодати Христовой чудесно переродила его, сделав другим человеком – другом Христа и Его Церкви. Ничего нет странного и непонятного в том, если мы в рассказе различных лиц об одном и том же предмете замечаем некоторые разности. Эти разности служат большей частью, как нередко видим мы в различных Евангелиях, только взаимными пополнениями. Если же они некоторым и кажутся разногласием и противоречием, то это вследствие их поверхностного и недостаточного знания слова Божия, ближайшее же рассмотрение дела представляет нам все в ясном свете и полной гармонии. Таково разногласие и в приведенных нами местах из истории обращения Савла, рассказываемой сначала Лукой, а потом самим Павлом. В первом месте ( Деян.9:7 ), Лука говорит о великом удивлении сообщников Павла, так как они слышали голос Говорившего, но никого при этом не видели. Другими словами, они слышали звук голоса, не разбирая отдельных слов и не понимая того, что в них говорилось, равно как никого не видя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

А эти мимолетные радости и удовольствия мира, так дорого оплачивающиеся, оплачивающиеся не деньгами только, но нередко и потерей чести, душевного мира и спокойствия, – что все это, как не те же камни? Камни эти, может быть, и драгоценные, но ведь и драгоценные камни также не утоляют голода и жажды: камень всегда остается камнем, хотя бы это был и настоящий бриллиант. Но не то хочет предложить и предлагает нам Марфо-Мариинская обитель, в которой вы имеете счастье находиться. Питая вас словом Божиим, писаниями святых отцов и учителей Православной Церкви, развивая в вас чувство любви к ближним, милосердия, благочестия и подвижничества, по примеру древних христианских подвижниц, она дает вам здоровое питание, такой хлеб, которым могут питаться и жить ваши тело и душа. Ах, как много в настоящее время подмешивается в пищу нашего юного женского поколения губительного яда. В том, что они читают, что они слышат и что видят, как много заключается такого, что порождает и развивает в них чувство суетности и легкомыслия, нецеломудрия и страсть к наслаждениям, но нисколько не утоляет их духовного голода и не дает им хлеба жизни! Дорожите же, сестры, вашей обителью, как таким местом, где утоляется этот духовный голод, где преломляется хлеб жизни. Я есмь хлеб жизни ( Ин.6:48 ), говорит Господь. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек ( Ин.6:51 ). Вот то единое, что требуется для нашего спасения. Вот, любезные сестры, счастливое, вожделенное опознание. Хорошо, очень хорошо, когда молодая девушка приобретает некоторые знания о предметах этого мира и обучается тому, что нужно для ее призвания, что она может и должна знать как дитя своего века. Христианство вывело ваш пол из тяжелого состояния рабства, в котором он находился всюду и теперь находится, где нет Христа, и таким образом проложило путь к образованию женщины. Но как много в настоящее время говорят неразумного о женских правах и эмансипации женского пола, об образовании женщин и т.п., забывая о том, что можно много знать и все-таки быть неразумным до погибели своей души – и наоборот, можно принадлежать к числу неученых и простых и в то же время иметь такую мудрость, которой не имеет и не может дать весь мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Аминь. III. Суд Божий над врагами Иисуса и над врагами Церкви Между тем, как сидел он (Пилат) на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому ( Мф.27:19 ) Прошла первая ночь страданий Спасителя. Наступил день. Первосвященники суетятся и спешат представить Иисуса как политического преступника, якобы возбуждающего народ против римского императора, на суд Пилата. Последний выслушивает обвиненного и не находит в Нем никакой вины. Политическое обвинение он находит ложным, а религиозным вопросам иудеев, ради которых они обвинили Его, не хотел придавать никакого значения. Однако он боялся сделать неприятное и иудеям. Узнав, что Иисус происходит из Галилеи, из области царя Ирода, который на этот раз пребывал в Иерусалиме, Пилат отсылает Спасителя на суд Ирода. Ирод также не признает Иисуса виновным, однако подвергает Его насмешкам и в смешном одеянии возвращает к Пилату. Последний думает о спасении невинно обвиняемого. Он повелевает бичевать Иисуса. Избитого и окровавленного он ставит Его рядом с разбойником Вараввою и предлагает народу такой вопрос: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? ( Мф.27:17 ). Поступая так, он надеялся возбудить в народе милость и сострадание. Но напрасно. Иудеи пожелали, чтобы отпущен был разбойник, а Иисус распят на кресте. Ответственность за кровь Праведника они принимали на себя и на своих потомков. В то самое время, когда все это происходило, Иуда окончил свою жизнь самоубийством. Все эти события наводили такой страх и производили такое гнетущее впечатление, что нетрудно понять то чувство верующего сердца жены Пилата Друзиллы, под влиянием которого она решилась вмешаться в дело этого суда: не делай ничего Праведнику Тому ( Мф.27:19 ), писала она своему мужу. О, если бы и все жалкие участники этого суда, подобно Друзилле, предвидели тот страшный суд, который в непродолжительном времени должен был разразиться над ними и от которого она хочет предостеречь своего мужа! Исполнение этого суда над врагами Иисуса в страданиях Его и Его Церкви и будет предметом настоящей нашей беседы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Аминь. Слово на третий день Пасхи 78 Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру ( Лк.24:29 ) Так просили Господа вечером в день Пасхи два ученика Его, шедшие в Эммаус, когда подошли они к дому, где они должны были расположиться на ночлег, и заметили, что Он хочет идти далее. И Он внял их просьбе, вошел к ним и остался с ними. Не замечаем ли и мы, братия, что Христос Спаситель, по причине нашего маловерия и косности нашего сердца, хочет удалиться от нас, оставить и наш народ, более и более погружающийся в безверие и нечестие? Настоит поэтому нужда и для нас, подобно эммаусским путникам, просить Его остаться с нами, и нет сомнения, что Он не откажет и нам, если мы сумеем как должно попросить Его. Кто же может попросить Его так, чтобы эта просьба не осталась бесплодною? Из нынешнего евангельского повествования о данном событии вытекает следующий ответ на сей вопрос: тот может с таким успехом молиться Ему, чье сердце исполнено горячей любовью и постоянно тяготеет ко Господу. Тот, кто с сердечным расположением и с чувством раскаяния слушает Его хотя бы и строго обличительное слово. Тот, кто, нося в себе веру в Воскресшего Христа и имея живое общение с Ним, не держит себя особняком, но старается входить в общение и с другими, которые также Его признали воскресшим и могут засвидетельствовать, что Христос воистину воскрес. Что побудило эммаусских путников, с которыми шел Господь в пасхальный вечер, просить Его: останься с нами? Была ли причиною этого одна только забота о доставлении Ему ночлега ввиду наступившего вечера? Не следует ли скорее усматривать здесь нежелание их расстаться со своим путником? Не говорят ли они сами о том, что их привязывало к Нему? Не горело ли в нас сердце наше, говорят они, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? ( Лк.24:32 ). Когда Он говорил с ними, глаза их были удержаны, так что они не узнали Его и приняли Его за чужестранца: в Его словах оставалось для них еще много непонятного и темного.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Апостол Павел пишет это послание издалека, из Рима, где он за проповедь Евангелия заключен был в узы. Прошло немало лет с тех пор, как он в первый раз пришел в Филиппы и основал там христианскую общину – первую общину на материке Европы. И с тех пор установились самые искренние, самые задушевные отношения между ним и этой общиной. Из всех Церквей, основанных им в разных городах Малой Азии и Греции, ни одна не была к нему так привержена, как Церковь Филиппийская. С того дня, когда Лидия, порфиропродавщица, и начальник филиппийской синагоги обратились ко Христу, там непрерывно проповедовалось Евангелие, и эта проповедь приносила обильные плоды. Хотя буря гонений, воздвигнутых против Павла, и наставила его уйти оттуда, но слово жизни распространялось все более и более и не могло быть заглушено никакими гонениями. Хотя сильные распри того времени – распри между христианами из иудеев и христианами из язычников из-за того, обязателен или нет для христиан Закон Моисеев, – и волновали и приводили в беспорядок все другие христианские общины, хотя всюду, где только ни появлялся святой Апостол для основания Церквей, его преследовали христиане из иудеев, старясь поселять недоверие к нему, однако Церковь Филиппийская никогда не поддавалась этим вредным влияниям и всегда относилась к нему и его проповеднической деятельности с полным доверием, почему и он восклицает в приведенном месте из глубины своего сердца: Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне. Возлюбленные братие! Окидывая своим взором время моего служения у вас, и я могу сказать то же: Благодарю Бога моего, и могу обещать вам, что не только сегодня, но и в продолжение всей моей жизни, пока сохранит мне Бог свет памяти, буду иметь в своем сердце эту благодарность. Пять лет был я архипастырем в стране этой. Все эти годы падают на время моей епископской молодости. Поступив сюда почти на первых порах своего епископского служения, я не обладал еще достаточною опытностью, так что годы, проведенные между вами, были для меня годами практической школы и пастырской науки, когда я должен был не столько учить, сколько учиться, – учиться познавать людей в их разнообразных особенностях, учиться не по книгам, людьми только написанным, но по книге более содержательной, написанной Самим Богом, – по книге человеческого сердца. Возможно ли, чтобы такое время духовного роста и самоусовершенствования когда-либо исчезло из моей памяти? За все время пребывания у вас жизнь моя текла ровно, спокойно, безмятежно. По крайней мере, я не могу припомнить ни одной ссоры, ни одного столкновения, так что во все это время ни разу не заходило солнце во гневе моем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Бедный же город, в котором так много горя, бед и скорбей, – это земля, на которой мы живем. Сюда сошел богатый и счастливый сын царя и сделался бедным младенцем в Вифлееме, более бедным, чем каждый из вас. И знаете ли, зачем Он снисшел сюда, на землю? Он захотел поведать нам, как хорошо на небе, как добр, как бесконечно благ Бог, небесный Отец наш, и в конце концов призвать нас к Себе на небо, говоря: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас ( Мф.11:28 ). Конечно, это было уже давно, когда Христос был здесь, на земле. И с Ним случилось здесь все то, что предсказал Ему Отец. Люди выдали Его за лжеца и обманщика и убили Его, распяв на кресте. Но Отец не оставил Его во гробе, Он воскресил Его из мертвых и снова призвал к Себе на небо. К сожалению, еще и доселе есть много и очень много людей, которые не хотят верить тому, что говорил нам Христос, Сын Небесного Царя. Вот почему Он и доселе все еще посылает слуг Своих, которых Он находит и избирает между людьми и заповедует им приглашать всех идти к Нему в Его Небесное Царство. Заповедал Он таким образом и нам, вашим пастырям, учителям и учительницам благовествовать о Нем и Его чудном городе, что вот мы и делаем по праздникам в храмах Божиих и общих детских собраниях, а по будням в ваших школах. Итак, прошу вас, любезные дети, не забывайте этой чудной истории, но вспоминайте о ней каждый день, имея в уме своем такие мысли: «Того всеблагого Царева Сына, Который так возлюбил всех нас, буду в свою очередь и я любить, буду верить всем Его словам и поступать по всем Его заповедям, которые Он преподает мне чрез моих родителей и учителей, – тогда Он, наверное, и меня некогда пригласит в Свой великий и чудный город, тогда и я у Него буду веселиться в Его обширных и прекрасных садах и радоваться с Ним без конца». Аминь. Юношам (новогодние пожелания) 121 Господи, утверди сердца нашего юношества в вере и любви к Тебе! Иосиф же отведен был в Египет, и купил его из рук Измаильтян, приведших его туда, Египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010