Для Своего апостола, когда ангел сатаны бил его кулаками, и он три раза обращался к Нему с молитвой, у Него не было другого ответа, как такой: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» ( 2Кор.12:9 ). Поэтому и Иаков говорит: «С великою радостью принимайте братия мои, когда впадаете в различные искушения» ( Иак.1:2 ). Таким образом, нам ясно теперь, что христиане необходимо должны подвергаться искушениям и претыканиям, и если бы кто из них захотел избегнуть всяких искушений, то это было бы то же, как если бы воин стал молиться: «Не введи меня в войну», или моряк: «Не введи меня в воду, в море». Но мы знаем наше слабое сердце. Нас предостерегает пример апостола Петра, когда он в гордой самоуверенности сказал: «если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» ( Мф.26:33 ) – и, однако, не устоял перед соблазном. Кто может поручиться за самого себя и сказать, что он непременно устоит в борьбе и одержит победу? Кто станет желать и искать себе искушения или просить, чтобы его подвергли испытанию? Вот почему мы так часто молимся: «Отче... не введи нас во искушение», как бы говоря: «Ах, Всеблагий Отче, Ты знаешь моё слабое сердце, Тебе ведомы и самые сокровенные тайники моей души и жизни. Смотри, как жутко мне перед самим собой, как страшно мне при этом непостоянстве и изменчивости моих лучших намерений и чувств, при этом преобладании злой похоти, во мне живущей, при этих на опыте испытываемых мною преткновениях и опасностях моего пути! После столь многих и очевидных доказательств моего бессилия в прошедшей жизни, где возьму я мужество и энергию, надежду и одушевление прожить без греха хотя бы один час, пройти хотя бы один шаг – я, который так часто легко причинял вред себе самому в самых лучших своих желаниях и стремлениях? Только Тебе, Милосердный Боже, источнике всякого утешения и всякой силы, нахожу я мир, радость и мужество, в которых так нуждается моё сердце. Продли Твое долготерпение! Уровняй мне путь! Протяни мне Твою руку, когда я преткнусь! По мере возрастания опасностей моего пути просветляй мои очи, чтобы видеть их, поддерживай моё мужество, чтобы неустрашимо переносить их! Не дай упасть мне, когда споткнусь, подними, когда упаду! И если разгорится борьба, то помоги мне в ней и поддержи Твоею мощною рукою, дабы мне не потерпеть поражение, но взять перевес и одержать победу!»

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Добрый пастырь прежде всего сознает, что стадо, которое он обязан пасти, принадлежит не ему, но что он должен дать за него ответ своему Господину; он сознает также и то, какое драгоценное благо в лице этого стада вручил ему Господин. Так и вам, христианские родители, особенно часто нужно приводить себе на память, что вы обязаны за наших детей дать отчет Господу Богу. Бог вверил вам их не как собственность, которою вы свободно можете распоряжаться по своей воле и произволу, но только как приставникам, как ответственным стражам. И какое высокое и драгоценное сокровище вверено вам в лице детей ваших! Вам вверено попечение не о бессловесных и неразумных животных, но о бессмертных человеческих душах, которые суть образы и подобия Бога: о душах, которые Спаситель купил бесконечно дорогою ценою Своей крови и которые освящены Духом Святым во святом крещении и призваны к вечному блаженству. Какое драгоценное сокровище ваши дети, это вы можете видеть из того, что Бог к каждому из них, с самого появления их на свет, приставил Ангела Хранителя, который защищает и охраняет его от всякого зла как телесного, так и душевного. Господь поставил нас пастырями детей, которых в особенности любил и отличал Спаситель во время Своей земной жизни, которых Он выставлял пред Своими учениками как образец смирения, – пастырями детей, о которых Он сказал: кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской ( Мф.18:5–6 ). Итак, видите, родители, какое драгоценное сокровище вручил нам Бог в лице ваших детей! Но и не забывайте никогда, что вы должны будете некогда дать строгий отчет за этот врученный вам талант. Да, вы ответите за каждого из детей наших, если допустите его до вечной погибели. Господь поставил вас надзирателями за душами детей наших – из наших же рук Он некогда потребует их и обратно. И горе, горе вам, если по вашей вине подвергнется вечной погибели хотя одна из таких душ! Но благо вам, если, представ некогда, в тот великий день Страшного Суда, пред лице Небесного Судии окруженные вашими детьми, вы вправе будете сказать Ему: се аз, Господи, и дети мои, которых Ты даровал мне, и не едино из них не погибло.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Евангелист Иоанн рассказывает несколько иначе, чем Марк. Правда, и он упоминает о несении креста, о котором читаем мы у Марка; но он ничего не упоминает о том, что происходило на пути к Голгофе. Он говорит: «И взяли Иисуса и повели». Иисус оставил судилище, «неся крест Свой» ( Ин.19:16–17 ). Он нес этот крест во весь страстный путь, то есть через весь город, до самых ворот его. А на дальнейшем пути отсюда, то есть от ворот города до Голгофы случилось и то, что обстоятельнее описывает Марк, когда говорит: «И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, идущего с поля, нести крест Его». Грубым воинам было видно, что Иисус, изнемогший под тяжестью креста, не в состоянии был идти далее; а потому они при встрече с Симоном Киринеянином, возвращавшимся с полевой работы, и заставили его нести крест Иисуса до самого места казни. Таким образом, разногласия в рассмотренных нами местах между Марком и Иоанном нет никакого. И тот и другой согласно утверждают факт несения Иисусом Христом креста Своего, и разница в повествовании их об этом факте заключается единственно в том, что Иоанн, говоря о несении креста, не упоминает об обстоятельстве, случившемся на пути из судилища к Голгофе, а Марк сообщает и об этом обстоятельстве, восполняя, таким образом, то, чего недостает у Иоанна. Это дополнение находит для себя оправдание еще в Евангелиях Матфея и Луки, из которых последний говорит: «И когда повели Его, то захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом» ( Лк.23:26 ). Раздел 8 При том обыкновенном и вполне справедливом убеждении, что Иисус Христос умер в шестой день недели (в пятницу) и снова воскрес в первый день следующей за тем недели (то есть в воскресенье), некоторые находят в приведенных местах их совершенное разногласие. Если, говорят, из евангельских повествований о смерти и погребении, и воскресении Иисуса Христа видно, что Он был в гробе собственно один день (суббота), то насколько гармонирует предсказание Спасителя о Своей трехдневной («три дня и три ночи») смерти с исполнением этого предсказания? Вопрос этот не лишен некоторого значения и важности, так как Иисус Христос до девяти раз предвозвещал ученикам Своим Свою смерть и Свое воскресение, при шести различных обстоятельствах высказывал им, что Он «через три дня» или «в третий день воскреснет» ( Мф.17:23, 20:19 , Мк.8:31, 9:31 , Лк.18:33 , Ин.2:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Единственным местом богослужения 2-я Мак. книга поставляет святейший на всей земле Иерусалимский храм (V, 15); сам Бог есть страж и заступник этого храма (III, 39). Прославление этого храма, как мы уже выяснили это выше в нашем исследовании 445 , составляет тенденцию всей 2-ой Мак. книги. Для совершения богослужения и жертвоприношений существуют особые на то поставленные лица – священники и первосвященники; они приносят жертву (I, 23), они же, при жертвоприношениях совершают молитву (I, 23) и воспевают торжественные песни (I, 30). Главным ревнителем святыни храма является первосвященник (III, 16–17), он же был и главным ходатаем и молитвенником за людей перед Богом. «Когда же первосвященник приносил умилостивительную жертву (о спасении пораженного Илиодора), те же юноши опять явились Илиодору, украшенные теми же одеждами, и, представ, сказали ему: «Воздай великую благодарность первосвященнику Онии, ибо для него (по-славянски – «его бо ради») Господь даровал тебе жизнь» (III, 33). При жертвоприношениях священники облачались в священныеодежды. Во 2-ой Мак. книге ясно отмечаются как особые роды жертв, так и особые дни, посвящаемые на служение Богу. Из жертв упоминаются: жертва всесожжения (I, 23–31), жертва умилостивительная (III, 33), жертва за грех (XII, 43; II, 11), жертва обновления и совершения храма (II, 9). Жертвы приносили на особом жертвеннике (X, 3). При жертвах приносили семидал (муку пшеничную), возжигали светильники и предлагали хлебы (I, 8–9) – хлебы предложения (X, 3), употреблялась при жертвах и кадильница (X, 3). В пищу и для жертвоприношения употреблялись только известного рода жubomhыe(VI. 20–21). Из праздничных дней, 2-ю Мак. книгою особенно выдвигается на вид святость субботы. Вследствие гонений Антиоха, через присланного афинянина (VI, 1), народ еврейский постигло тяжелое и невыносимое бедствие, выразившееся, между прочим, в том, что нельзя было ни хранить субботы, ни соблюдать отеческих праздников (VI, 6), так что некоторые бежали в ближайшие пещеры, чтобы втайне праздновать седьмой день, но, быв указаны Филиппу, были сожжены, ибо неправедным считали защищаться по уважению к святости дня (VI, 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Если вы, братия, повнимательнее рассмотрите жизнь, как она обнаруживается у таких людей, то вы убедитесь, что я говорю правду. При таком образе жизни может ли человеческий род, равно как и отдельный человек, найти свое счастье? Но если неверие ведет человека к такому унижению, то расчет его найти в нем свое спасение неверен, и мы поэтому не должны в нем искать его. Вера же доставляет ему счастье и спасение, ибо она возводит человека на высоту его нравственного совершенства и человеческого достоинства. 2 . Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его – так говорит Псалмопевец о достоинстве человека, и мы вполне согласимся с ним, если рассмотрим, как учит нас о достоинстве человека вера, и из этого размышления мы извлечем новое для себя побуждение жить сообразно с этим высоким нашим достоинством. а) Сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему ( Быт.1:26 ) – так сказал Бог, когда вознамерился создать человека. И создал Господи Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою ( Быт.2:7 ) – так учит вера словами Священного Писания о сотворении человека. Итак, он есть творение Всевышнего, вызванное к бытию посредством особенного Божия совета, – творение, одаренное бессмертной душой, созданное по образу Божию и по подобию, имеющее разум познавать истину и свободную волю творить добро. Если мы рассмотрим только это немногое – и тогда уже какое достоинство приобретает в наших глазах человек! Как высоко поставлен он между другими видимыми предметами! И однако одним этим Бог не ограничился. Мало того, что Он сотворил его по образу Своему, но одарил его еще высшими, сверхъестественными дарами. Он создал его совершенно святым и праведным; Он удалил от него всякое преобладание чувственности; Он даровал ему высокое познание естественных, видимых предметов и еще высшее познание Бога и удостоил его непосредственного общения с Собою – явился в отношении его не как только всемогущий Творец, но и как любящий отец. Он ввел его в рай, в котором он мог жить и никогда не умирать. Этого мало: Бог не лишил человека Своей любви и тогда, когда тот согрешил и утратил естественный образ Божий. И тогда, когда грех возобладал над людьми, когда они, изгнанные из рая, блуждали по земле, вдали от Бога и забыв Бога, – они не были забыты Богом. Своего собственного Сына послал Он для того, чтобы спасти их и восстановить в них утраченный образ Божий. И каждый, кто в Него верует и крестится, приобретает этот образ – эго усыновление и право на небо, на общение и внутреннее единение с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Если вы, «таким образом, будете поступать, – прибавляет далее апостол, – то вы исполните закон Христов». Напротив, содержанием другого места: «каждый понесет свое бремя», – служит совсем другая истина – это именно собственная, личная ответственность каждого из нас в своих поступках перед Судом Бога. Такой смысл данных слов явствует из предыдущего 4-го стиха, где говорится: «Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом». По этому стиху мы должны, первее всего, испытывать самих себя, на себя обращать внимание и себя самих предохранять от грехов; мы должны надлежащим образом вести себя, не обращая внимания на то, как ведут себя другие или что они могут сказать о нас, потому что «каждый понесет свое бремя»; то есть, каждый должен будет некогда дать отчет в своих действиях, и никто не может ни извинять себя недостатками других, ни отвечать за других. Таким образом, истинный смысл каждого из двух рассматриваемых нами мест, становится понятным не через объяснение одного другим, но из предшествующих каждому из них слов. Одно место совершенно независимо от другого, каждое имеет свое собственное значение, каждое содержит и выражает совершенно особую истину. Во втором стихе говорится, что каждый из христиан должен снисходительно переносить недостатки других, а в пятом речь идет о той ответственности, которой подлежит каждый за свои собственные недостатки и пороки. Но в то же время – и здесь-то познается гармония в слове Божием – между обоими выражениями есть и связь, которая показывает, как одно истекает из другого; ибо если мы сознаем свои собственные грехи и тяжкую ответственность за них, то тем скорее мы можем переносить и слабости других. У сочленов Галатийской Церкви было много разного рода нужд, бедствий и нестроений, которые они переносили общими силами, помогая и поддерживая один другого. Но некоторые из них, уступая силе искушений, впадали «в некия прегрешения». Апостол не ломает палки о таковых падших, не рекомендует каких-либо строгих мер к исправлению, но советует всем другим поддерживать и, в духе кротости, исправлять их; и, предложив этот совет, он заканчивает его прекрасными словами: «носите бремена друг друга».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Если для вразумления и наказания живый Господь и прогневался на нас на малое время, то Он опять умилостивится над рабами своими» (VII, 32–33); о том же свидетельствует и речь шестого брата (VII, 18–19). Целость храма Иерусалимского, главной святыни иудеев, и его благолепие, внушавшее к себе уважение даже от царей Азии, выразившееся в их «отличных дарах» святилищу, поставляется прямо в зависимость от благочестия и отвращения от зла первосвященника Онии (III, 1–3), и, напротив, осквернение храма Антиохом и бедствия, постигшие иудеев, являются результатом нечестия и грехов первосвященников (II и III) и обитающих в городе (V, 17–18). По очищении храма и сооружении жертвенника, евреи «молили Господа, падая ниц, чтобы им не подвергаться более таким бедствиям; если же когда и согрешат, то да накажет Он их милостиво, не предавая богохульным и жестоким язычникам» (X, 4). Про Иуду говорится, что он до двух тысяч серебра послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех , и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении (XII. 43). Так ясно проводится в исследуемой нами книге сознание греховности человека, как главного препятствия на пути к нравственному его совершенству. Эта греховность, в некоторых людях, развивается до того, что они не только сами становятся, как Антиох, нечестивыми и преступнейшими, но они мешают и другим людям быть нравственными и даже воздвигают, на последних, прямое гонение и преследование: такие люди решаются даже прямо противоборствовать Богу. «Ты же нечестивый и преступнейший из всех людей, – говорит младший брат из мучеников, – не возносись напрасно, надмеваясь ложными надеждами, что ты воздвигнешь руку на рабов Его» (VII, 34). «Не думай остаться безнаказанным, ты, дерзнувший противоборствовать Богу», говорит шестой брат Антиоху (VII, 19). При таком расстройстве духовной природы человека и окружающего его мира, в лице злых людей, человек никогда не мог бы преуспевать в нравственной духовной своей жизни и достигнуть своего окончательного назначения, если бы милосердый Господь, по беспредельной благости своей, не даровал людям, для сего, высших сил и средств.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

«Если же кто о своих, – пишет апостол Павел, – «и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» ( 1Тим.5:8 ). Лучшей любви и заботы о вверенных нашему попечению, конечно, мы не можем оказать, как если приведем их к Господу, то есть дадим им доброе нравственно-религиозное воспитание и направление и затем предоставим их любви и попечению Самого Господа. Он не отказал в Своей любви и благопопечительности никому из собравшихся вокруг Креста Его. Он не откажет в этом и твоим присным. Он знает глубочайшую потребность человеческого сердца и всегда готов идти к ней навстречу со Своей верной, нежной заботой и любовью. Молитесь только, братие, Ему в этой любви о том, чтобы не остались после вашей смерти вверенные вашему попечению необеспеченными и сирыми, и Он найдет вашим детям отцов и матерей, вашим матерям и вдовам сыновей и опекунов, как нашел Своей Матери сына и попечителя, а своему другу – любящую и заботливую Мать. Но это слово любви не есть только слово сына и друга, и относится не к одной Матери и ученику, «которого любил Иисус» ( Ин.13:23 ). Это слово Спасителя имеет отношение ко всем Его последователям, собравшимся вокруг Креста. Он говорил всем им: «Любите друг друга... как Я возлюбил вас! Любите друг друга, как кровные родственники, каковыми вы сделались во Мне через Кровь Мою, которую пролил Я за вас». Друже! Ты завидуешь Иоанну, что Господь удостоил его чести быть попечителем и сыном Его Матери. Так не забывай, что сказал Он, когда Мать и братья Его желали Его видеть, указывая на Своих учеников – «вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» ( Мф.12:49–50 ). Возьми же к себе всех, на которых Господь указал тебе этими словами, и окружи их всяческой заботой и попечением! Иди и корми во имя Его алчущих, одевай нагих, утешай печальных, поддерживай слабых, посещай вдов и сирот в их скорби! До сих пор мы выслушали, возлюбленные братие и сестры, три слова любви, изреченные Спасителем на Кресте – это слово Его первосвященнической молитвы за Своих распинателей: «Отче! отпусти им: не ведят бо, что творят» ( Лк.23:34 ); слово Его царской милости и обещания раскаявшемуся разбойнику: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в Раю» ( Лк.23:43 ); и нежное, человеческое, трогательное слово Сына и Друга, которым Он и нас всех, последователей Своих под Крестом Своим, соединяет в Своей любви: «Жено! се, сын Твой! – Се Матерь твоя!»

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Если мы крепко запомним это и воспроизведем при этом еще слова Христа при установлении Евхаристии: отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вам и новое вино в Царстве Отца Моего ( Мф.26:29 ), и совершенно согласные с этим слова: Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием ( Мк.14:25 ), – то вышеприведенное толкование, говорящее о том, что здесь идет речь о натуральном соке виноградных ягод, едва ли может показаться натянутым и сомнительным. Этот не подвергшийся брожению сок есть тот плод виноградный, о коем говорит Спаситель. Напротив же, перебродивший алкогольный напиток есть не натуральный уже продукт, но искусственный – продукт дрожжевого грибка и изобретательности человека. Фарисеи того времени, называвшие Христа винопийцею ( Мф.11:19 ), не называли ли Его также и богохульником ( Ин.10:33 )? Хотя ниоткуда не видно, что Христос пил то, что теперь обыкновенно называют вином, однако многие из фарисеев и нашего времени желают пользоваться Им для прикрытия своей собственной слабости. С этою, конечно, целью стараются иные установить «винную заповедь» – то есть заповедь употреблять именно алкогольное, опьяняющее вино, якобы данную Христом, которую Он, однако ж, никогда не давал. Так как мы находим в Библии очень много таких мест, где вино прославляется как дар Божий и ставится на одну ступень с хлебом и маслом, то из этого уже мы должны заключить, что оно было понимаемо не как только вкусовое средство, но и как необходимое средство питания. Но далее мы знаем, что не подвергшийся брожению сок виноградный действительно близко подходит по его питательному достоинству к молоку (особенно к молоку матери); наконец, знаем мы и то, что сахар, который представляет главную питательную ценность, вследствие брожения, вследствие деятельности грибка большею частью превращается в алкоголь и углекислоту, от чего питательное свойство виноградного сока существенно уменьшается и даже совсем уничтожается. Это верно наблюдали и отмечали и в то время, и сам профессор Гарнак приводит косвенное на это доказательство – Книгу пророка Захарии ( Зах.9:17 ), где вино восхваляется за то, что оно одушевляет язык отроковицам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего ( 1Кор.8:13 ). Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает ( Рим.14:21 ). Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать ( Рим.15:1 ). Так поучает собственным примером своим великий апостол Христов Павел. А златословесный истолкователь его заветов, святой Иоанн Златоуст , из глубины пятнадцати веков шлет нам свой завет: «Многие составляют товарищества для гулянья и пьянства – составляй и ты товарищества для того, чтобы истреблять страсть к пьянству». Не то же ли говорят, не к тому же ли властно и безусловно призывают нас и наша пастырская совесть и наш пастырский долг? Ныне время особенно благоприятное для такого святого начинания: грянул гром брани, и, осеняя себя крестным знамением, пошли наши христолюбивые воины на защиту веры, Царя, Отечества и страждущих братий наших славян, пошли многие на явную и вместе славную смерть; пойдем и мы на домашнего злейшего врага, которого народ называет зеленым змием, призовем народ к обетам трезвости во имя любви к Родине, любви к тем, кто там, на полях брани душу свою полагает за други своя, по заповеди Господней ( Ин.15:13 ). Скажем русским людям: если опьянение есть всегда грех, всегда вред душе и телу, то во дни бедствий войны, когда льется кровь братий наших, сугубо грешно, сугубо стыдно, позорно предаваться пьянству... Вот время, когда душа народная ближе к Богу, чем когда-либо, когда она имеет нужду в благодатном утешении Церкви, в ее руководстве и наставлении. Будем объединять вокруг себя людей твердых в вере, крепких в борьбе с сим злом, будем вместе с ними поддерживать слабых волею и духом, призовем в доброе сотрудничество с собой и родителей, и начальствующих, учащих и воспитывающих в школах, жен, поставленных на страже детской колыбели и домашнего очага, – пусть все, кто и как может, вложат на это святое дело, в этот подвиг спасения парода всю силу своей любви и убежденного слова и увлекающего примера.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010