Если теперь мы молимся: «да приидет Царствие Твое», то выражаем этим такое желание: «Царю Небесный, Душе Истины! Прииде и вселися в ны» – исполни сердца наши и зажги в них огонь Твоей Божественной любви! Таким образом, мы просим здесь Небесного Отца, чтобы Он, по бесконечной Своей милости, сжалился над нашей немощью и бессилием, и Сам дал нам Своего Духа Святого, чтобы Евангелие Его Царствия нашло путь в сердца наши, преодолев всякое сопротивление со стороны страстей наших, чтобы мы, познав свою слабость в борьбе с грехом, пробудили себя к вере в Его слово и спасительную силу Его благодати и, таким образом, сделались истинными чадами и наследниками Его Царствия и своей благочестивой жизнью прославляли Его имя. Если с такими мыслями и чувствами произносишь ты, христианин, эти слова: «да приидет Царствие Твое», то смело можешь надеяться, что молитва Твоя истинная, что она дойдет до слуха Отца Небесного и что Царство Его придет, наверное. Смотри только, чтобы тебе самому не оказаться лжецом в твоей молитве. Старайся больше оставлять места Святому Духу в твоем сердце, чтобы Он беспрепятственно мог сделать в нем свое дело и, не прилепляясь к миру, ищи «прежде Царства Божия и правды Его» ( Мф.6:33 ). Затем помни, что не ты один нуждаешься в Царствии Божием и утешительном пришествии Его Святого Духа и не о себе только молишься ты, когда говоришь «да приидет Царствие Твое» к нам. В нем нуждаются и другие, ты просишь его и для других. Отверзай двери твоего сердца для всех: и для тех, которые живут близ тебя, и для тех, которые еще далеко от Царства Божия блуждают во всех странах мира. Не забывай, что христианская миссия для тебя не постороннее дело, и что ты должен содействовать тому, чтобы имя Божие сделалось известным и язычникам и во всех концах мира проповедуемо было Его слово, «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие, покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:15 ). Нет сомнения, что оно, это Царствие Божие, как мы сказали уже, придет и без нашей молитвы, но оно должно приближаться и через нас, через нашу молитву, через нашу любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Если у тебя, возлюбленный собрат, зародилось хотя бы слабое ощущение или чувство того, что Воскресший Христос с тобою, то упроси, умоли Его остаться с тобою, и из этого слабого ощущения при дальнейшем общении с Ним не замедлит явиться у тебя и признание Его верою. Общение с Ним приводит к совершенной уверенности в истине Воскресения Христова. Так было это с эммаусскими путниками, так будет и с тобою. Вот почему моя смиренная пастырская молитва за тебя, дорогое собрание, в этот час нашего пасхального вечера такова: Господи! Если кто из этого собрания очами своей веры узрел Тебя сейчас как Воскресшего, то останься с ним до вечера его жизни. Ах, останься, Господи, останься с ним, останься и со мною, останься и со всеми нами! Аминь. Слово на третий день Пасхи 77 И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал, им. Тогда, открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них ( Лк.24:28–31 ) Вот история, которую мы выслушали и нынешнем Евангелии. Это было вечером в день Пасхи. В Иерусалиме, куда по случаю праздника Пасхи собрались израильтяне со всех сторон земли, было полно и в домах, и на улицах, и в храме, и на рынке. Всюду движение и суета. Всюду говор и шум: шум от покупателей и продавцов товаров, привезенных на рынок сельскими обывателями, шум и от веселой, ликующей, по-праздничному настроенной толпы; но среди этого шума и ликования были группы и серьезных мужчин и женщин, опечаленных событием дня, которые со скорбью и полушепотом говорили об Иисусе из Назарета, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники для осуждения на смерть и распяли ( Лк.24:19–20 ). К числу таковых принадлежали и те два ученика Иисуса, которых мы видим идущими из Иерусалима в деревню и в разговоре которых принял участие примкнувший к ним незнакомый человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Если уже Ветхий Завет так несомненно излагает это учение, то несравненно более ясное объяснение об этом предмете даёт нам Новый Завет. Не содержит ли этот Завет учение Того Божественного Посланника, Который для того и приходил с Неба, чтобы нам принести известие о загробном мире? И именно ад и его вечную продолжительность чаще всего и делал вочеловечившийся Сын Божий предметом Своей проповеди. Так, в Евангелии святого Марка три раза повторяет Он это учение, когда говорит так: «лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геену, в огонь неугасимый» ( Мк.9:42–47 ). Иисус говорит здесь о соблазнах и хочет сказать, если у тебя есть нечто такое, что влечёт тебя ко греху, то ты должен подавить, искоренить эту страсть, хотя бы предмет её был так мил тебе, как твой глаз, или так необходим, как твоя рука или нога. Ты должен отказаться от этого, если ты хочешь войти в жизнь, то есть не хочешь вечной погибели. Так же определённо это учение об аде выражено в том приговоре, который Христос некогда произнесёт о грешниках при всеобщем Суде и который гласит так: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:41 ). И потом Иисус прибавляет ещё к этому: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (ст.46). Как и Сам Божественный Учитель, так недвусмысленно излагают нам это учение и Его апостолы; так, святой апостол Павел пишет, что Бог пламенем огня наказывает тех, которые не знают Бога и не покоряются благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые (за это) подвергают вечной погибели ( 2Фес.1:8–9 ). А святой Иоанн говорит об огненном и серном озере, где нечестивые «будут мучиться день и ночь во веки веков» ( Откр.20:10 ). Этих изречений Священного Писания достаточно, чтобы убедить нас в той истине нашей веры, что ад есть и что он продолжается вечно. Этой истиной святые мученики так глубоко были проникнуты, что они предпочитали перенести лучше самые ужасные муки, чем подвергнуть себя опасности вечных мучений. Страх перед адскими муками преодолевал в них боязнь перед земными страданиями. – Следовательно, ад есть, так как об этом свидетельствует история всех народов и изречения Священного Писания. Но:

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Если успеешь в этом, то ты спас его, произвёл в нём нравственный переворот и возвратил на путь добра, ибо, как говорит святой апостол Иаков: «обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:20 ); «если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» ( Мф.18:16 ), – продолжает Господь, то есть если первая попытка твоя к обращению грешника останется без последствий, то усугубь свои увещания, поставь дело гласно, сделай обидчику наставление при свидетелях, чтобы слова твои в их присутствии имели более силы и он, видя их единомыслие с тобой, тем скорее пришёл к сознанию своего греха и исправлению, ибо Спаситель – как говорит святитель Иоанн Златоуст – ищет пользы не оскорблённого только, но и оскорбившего. «Если же не послушает их, скажи церкви» ( Мф.18:17 ), то есть если и перед лицом свидетелей останется он непреклонным, а твои убеждения к исправлению без успеха, в таком случае ты вправе заявить об этом обстоятельстве представителям Церкви, дабы эти последние, в присутствии общества, ещё публичнее и убедительнее сделали ему вразумление и ещё настойчивее потребовали от него исправления. «Если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ), то есть если он настолько окажется закоснелым в своём порочном направлении, что пренебрежёт и священным авторитетом церковных представителей, окажет и им явное и упорное сопротивление, тогда уже представители Церкви вправе отлучить его, как упорного и неисправимого, от своего общества и низвести его на степень таких людей, которые совсем не принадлежат к Церкви. Что же касается до самого судебного решения или приговора, определяемого здесь церковной властью, то несомненно, что под ним разумеется отлучение от Церкви, анафема и слова: «эсто си оспер о эфникос кэ о тэлонис» суть не что иное, как прямая заповедь Спасителя об отлучении. В самом деле, если мы поближе рассмотрим политическое и религиозное отношение, в каком находились иудеи к язычникам и мытарям, то нас поразит здесь резкий рубеж разобщения и взаимного исключения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно. Ин.5:31 Иисус сказал им в ответ: если Я Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду. Ин.8:14 Эти два места некоторые относят также к числу взаимно противоположных и прямо противоречивых мест Священного Писания. И причиной такого заблуждения служит то обстоятельство, что слово «истинно», употребленное в данных местах в различных значениях, принимают в одном и том же смысле. Нередко случается, что слова, встречающиеся в судебной области, имеют здесь совсем другое значение, чем в каком они употребляются в обычной семейной жизни. Священное Писание немало представляет нам таких примеров, как в Ветхом, так и в Новом Завете. Один из таких примеров представляет нам во взятых нами местах слово «истинно». В первом месте ( Ин.5:31 ) оно употреблено в том значении, какое оно имеет обыкновенно при судопроизводстве и означает действительный, достаточный, удовлетворительный, имеющий силу, вес и значение. С юридической точки зрения всегда можно сказать, например, что свидетельство одного человека о себе или его показание вообще не есть истинно, хотя бы по обыкновенному обыденному значению этого слова оно вполне было сообразно с истиной. Это потому, что перед судом, по закону относительно свидетельских показаний («при словах двух свидетелей или при словах трех свидетелей состоится всякое дело» – Втор.19:15 ), показание одного свидетеля не имеет веса и значения; оно, как собственное показание и свидетельство о себе самом, не может иметь решающего значения, не может быть принято за достаточное и отвергается, как не действительное, неистинное. Такое объяснение вполне приложимо и к словам Господа. Он говорит: «Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно» , то есть: Мое собственное свидетельство о Себе, если у Меня нет других свидетелей и свидетельств, не имеет силы, по закону свидетельских показаний оно не может быть принято и должно быть отвергнуто.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Есть в человеческом обществе один суровый гость, который подходит то медленно и нерешительно, а то поражает вдруг, как громовой удар, раздающийся из ясного неба, и приводит в страх и трепет тех, кого посещает. Никто не просит его, но он вламывается иногда ко многим и без приглашения. Кто не знает этого непрошеного и нежелательного гостя! Это – нужда или бедствие, которое является к нам в тысячах различных видов. Народная пословица говорит: беда ломает железо, и этим выражает ту мысль, что для горя и несчастья нет препятствия, что оно с одинаковой легкостью разламывает и деревянные задвижки убогих лачуг, и железные замки богатых домов. Но та же пословица говорит, что беда научает и молиться и что чем больше эта беда, тем ближе и Божия помощь, как подтверждают это уста и Самой вечной Истины, которые говорят: призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня ( Пс.49:15 ). Эта скорбь, это бедствие, этот, как сказал я, суровый гость явился и к нам сейчас в одном из страшных видов – в виде войны с двумя могущественными и вероломными немецкими народами. Не должно ли и это бедствие научить и нас молиться? Не должны ли и мы в день этой скорби и испытания воззвать ко Господу, чтобы Он помиловал и спас нас? О, если бы время этого испытания сделалось временем истинного покаяния и молитвы для всего русского народа, если бы это несчастие побудило всех нас и сейчас и впредь молиться искренно, по-христиански, – тогда оно послужило бы нам во благо и принесло бы нам Божие благословение. Постараемся найти подтверждение этой мысли и почерпнуть такое утешение в слове Божием. Так, в послании апостола Павла к Римлянам ( Рим.8:28 ) мы находим такое место: знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. О, Великий, Всесильный, Правосудный и Всемилостивый Боже и Господи! Посетив нас праведным судом Твоим, Ты говоришь к нам сейчас грозным голосом ниспосланного Тобою бедствия! Открой же сердца наши, дабы мы восприняли Твои уроки и, сознав вину свою, наклонили главу нашу под Твою крепкую, спасающую руку.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Еще по адресу Церкви говорят, что она небезопасна для государства. Какого же? Есть ли такое царство, которое разрушено какою-нибудь Церковью, я не знаю, но хорошо знаю, что наша Православная Церковь никогда не шла против государства и установленной от Бога власти. Она всегда верна была словам Спасителя: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу ( Мф.22:21 ). Но, с другой стороны, она никогда не сделает и не может сделать того, чтобы уступить требованию земной власти, противному заповеди Бога. Вот на это-то недоброжелатели Церкви и указывают, как на нечто опасное для государства. Как некогда лжесвидетели говорили против Иисуса, что Он возмущает народ и запрещает ему платить дань кесарю, чтобы возбудить неблаговоление Пилата, так и ныне говорят о Церкви: она опасна для государства, чтобы посеять вражду и недоверие между Богом и установленною властью и Богом же основанною Церковью. III. Есть еще одно обстоятельство в истории суда над Иисусом, заслуживающее нашего внимания. После того, как многочисленные показания ложных свидетелей оказались недостаточными для произнесения смертного приговора, первосвященник изыскивает другой путь. С искусственным пафосом он обращается к Иисусу с такими словами: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? ( Мф.26:63 ). Иисус торжественно отвечал: ты сказал ( Мф.26:64 ). Тогда Каиафа с притворным ужасом сбрасывает с себя одежду и восклицает: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти ( Мф.26:65–66 ). Итак, вот где, собственно, заключается основание осуждения Христа на смерть. Этим основанием послужило не то, что показывали лжесвидетели, и не то, что делал и учил Иисус, но Его торжественное исповедание – что Он Сын Божий, от Бога посланный, во имя и по поручению Бога действующий на земле. Если бы Он приписал Себе только человеческое посланничество и авторитет, то они, наверное, отпустили бы Его. То же самое повторяется и в истории Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Здесь видим мы двух учеников Господа, глубоко опечаленных в начале евангельского сказания и сильно обрадованных в конце его. Сличим с их скорбью нашу скорбь и с их радостью нашу радость, дабы они могли сегодня, в этот торжественный Пасхальный день преобразиться в пасхальную скорбь и пасхальную радость. Два ученика Иисуса идут по дороге в Эммаус и в глубокой сердечной скорби разговаривают между собою о том, что занимало их душу. Вот подходит к ним Воскресший, но не узнанный ими Спаситель и говорит: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Объясняя причину своей скорби, они говорят Ему: об Иисусе Назарянине, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. Они скорбели при этом не о собственной только тяжкой потере, которую понесли они со смертью своего любимого учителя, нет – они очень многого ожидали от Него и для всего своего народа. А мы надеялись было, что Он есть Тот, говорят они, Который должен избавить Израиля. Когда же благочестивый израильтянин говорил об избавлении своего народа, то он разумел под этим не одно только земное, внешнее избавление, но исполнение всех обетований Ветхого Завета о наступлении царства Мессии со всеми телесными и духовными Его благами. Казалось бы, что у них не могло быть более серьезного и глубокого основания для своей печали и Господь должен бы сказать слово одобрения за такую поистине благородную скорбь их, – но случилось не так. Он говорит им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти во славу Свою? Он указывает им на еще более глубокое основание их печали – на их неразумие, на маловерие и косность их сердца. Почему они так мало веровали слову обетования, так мало углублялись в смысл Священного Писания? Почему они так мало уразумели Его собственные предсказания об исходе Своем, о той разлуке, которую Он должен был иметь с ними в Иерусалиме? – Тогда они спокойнее, тогда с меньшею скорбью перенесли бы свершившееся событие, тогда совсем в другом свете представилось бы им все то, что теперь волнует сердце, тогда с большею верою и меньшею тугою сердечною пережили бы они настоящие тяжелые, полные скорби дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

И Аз вам глаголю: сотворите себе други от мамоны неправды, да, егда оскудеете, приимут вы в вечныя кровы (рус.: И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители). Лк.16:9 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Мф.19:23–24 Первое из этих мест, которое или совсем не понимается, или же ложно понимается некоторыми, предписывает нам правильное употребление земных благ; оно объясняется лучше всего из предшествующей ему притчи о неверном домоправителе. Из этой притчи ученики Иисуса Христа должны были извлечь для себя прекрасный урок, который Он преподает в заключительных словах; именно: они должны отсюда научиться мудрому и благоразумному употреблению вверенных им благ и даров, но только в лучшем, более правильном направлении, чем в каком действовал управитель. «Сотворите себе други от мамоны неправды, то есть, приобретайте себе друзей неправедным богатством», – говорит Он. Это не значит, что мы всеми силами должны стремиться к приобретению богатства, любить это последнее и привязываться к нему, не в самом богатстве мы должны искать своих выгод и своего друга, но мы должны его употреблять только как средство к приобретению известных, более верных друзей и к получению более необходимой, существенной пользы. Выражение: «сотворите себе други от мамоны неправды» – нужно поэтому переводить: приобретайте себе друзей посредством неправедной мамоны. Мамона – это, собственно, название сирского божества, которое почитали как бога, покровительствующего земным сокровищам и благам или вообще богатству. Иудеи пользовались этим именем для обозначения богатства вообще. В этом же значении употребляет его и Спаситель. Земные блага делаются для нас мамоною или идолом не тогда только, когда мы имеем их во множестве, но таковыми они могут быть для нас и при обладании самой незначительной частью их, если мы больше будем любить их, чем Бога. Все земные блага и дарования, как например, здоровье, умственные способности, власть, честь и уважение, смотря по тому, как употребляем их, могут служить или к нашей пользе, или ко вреду. То же бывает и с теми благами этого мира, которые Христос обозначает здесь словом – мамона.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

И благоразумный разбойник на кресте для них служит якобы основанием и подкреплением... Что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя? когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься; уста твои открываешь на злословие, и язык твои сплетает коварство; сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь; ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои ( Пс.49:10–21 ). Поистине, Бог не попускает глумиться над Своею справедливостью, над Своею святостью и всеведением! И какие дивные картины этой истины дарит нам Святая Библия . Вот однажды Ахав хотел обмануть Бога и, вопреки заповеди Иеговы при завоевании Иерихона, взял нечто из запрещенного и скрыл это в шатре, надеясь избежать наказания!.. Но Израиль был разбит и бежал от неприятеля, пока не было снято проклятие, не был открыт злодей посредством жребия и побит камнями преступник закона. Вот Иона пророк думал обмануть Господа Бога и убежать от Него, когда, вместо того чтобы во исполнение заповеди Господней идти для проповеди в Ниневию, сел на корабль морской. Но поднялась буря и навела такой страх на плывших в корабле, пока не было решено посредством жребия сбросить с корабля того, ради которого так прогневался Бог, – и был сброшен в море Иона!.. Думал пренебречь Богом и евангельский богач, когда сказал своей душе: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? ( Лк.12:19–20 )... И самомнительный фарисей, которого Господь противопоставляет бедному мытарю, думал также нечто как бы подсказать Богу, когда явился в храм и хвалил сам себя и в своей молитве к Богу выставлял на вид свои добродетели: благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю... Но всё это было тщетно и напрасно. Мытарь же, который с глубоким смирением и чувством раскаяния бил себя в грудь и говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! – оказался более угодным Богу, чем фарисей; так всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится ( Лк.18:11–14 ). Во всех этих случаях мы видим, как люди, воображая, что они могут обмануть Бога и укрыться от Его суда, впадали в этом отношении в великое заблуждение. И если кого обманывали, так только себя самих, почему, сея в плоть, и пожинали от плоти только тление, сея обман, и пожинали только крушение своих надежд, впадая затем в отчаяние и вечную погибель!..

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010