И в настоящей войне, конечно, немало уже погибло великих людей, на которых много возлагалось светлых надежд, но которые пали и никогда уже не встанут. Если же и великие и сильные мира сего не могут устоять и спастись от бури невзгод своими, увы, все же слабыми силами, то что же сказать об обыкновенных смертных? Вот почему никогда не следует забывать, что единственно верный Помощник нам – один Всемогущий Бог . Оп возвышает и унижает, спасает и уничтожает кого хочет; великие и малые – все в Его мощной деснице. Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней – как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья. Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли. Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому ( Ис.40:22–24 ). Напрасно же восстают на Него люди, напрасно гордые сыны человеческие составляют против Него свои замыслы: Господь посмеется им ( Пс.2:4; 58:9 ), – но те, которые боятся Его, не упадут, и надеющиеся на Него не посрамятся. Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся ( Ис.40:29–31 ). Но в настоящее время нам нужна особенная молитва о помощи Божией по причине не одной только опасности от внешней войны, но и ввиду внутреннего неустройства, вызывающего много серьезных и неотложных преобразований... Рескриптом 18-го февраля Государю нашему было угодно выразить свою державную волю, чтобы «с Божией помощью отныне привлекаемы были достойнейшие, доверием народным облеченные и от населения избираемые люди к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предложений». Вот идут сейчас подготовительные работы для осуществления этой царской воли, и недалеко уже время выборов тех лучших людей, на которых Государь возлагает так много надежд, как на сотрудников в великом деле народоправления.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

И вообще, если иноверцы в каком-либо месте относились к иудеям с «благорасположением», то и иудеи платили им тем же (XII, 29–31; 20–25). Но все это продолжалось только до того времени, когда иноверцы не трогали веры иудеев, в противном случае снова возгоралась борьба и даже ненависть к иноверцам. Про Никанора говорится, что он душевно расположился к Иуде, ничего не стал делать неуместного, и началась для обоих народов – и сирийцев и иудеев – мирная жизнь. Но как только Никанор, под давлением Димитрия, переменил свое отношение к иудеям и пригрозил сравнять с землей храм Божий, раскопать жертвенник и воздвигнуть, вместо него, славный храм Диониса, сейчас же снова возгорелась борьба между иудеями и иноверцами. Когда же в этой борьбе сирийцы были побеждены и сам Никанор был убит, то тот же Иуда, который прежде входил в переговоры с Никанором и примирялся с ним, теперь «дал приказание, чтобы отсекли голову Никанора и руку с плечом и несли в Иерусалим. Пришед туда, он созвал одноплеменников и поставил пред жертвенником священников, призвал и тех, которые находились в крепости. И, показав голову скверного Никанора и руку злохульника, которую он простирал на святый дом Вседержителя и превозносился, приказал вырезать язык у нечестиваго Никанора, и, раздробив его, разбросать птицам, руку же безумца повесить против храма» (XV, 80–38). Но и при всей ненависти к иноверцам, когда с их стороны грозила опасность отечественной вере или шло прямое гонение на веру иудеев, последние, даже во время пыток и мучений за веру, относясь с крайним презрением к эллинской цивилизации и языческим верованиям, к исповедникам их, все-таки не оставались равнодушными, и сами, расставаясь с жизнью, своим мучителям желали обращения на путь истины. Самый младший брат из Маккавеев в своей предсмертной речи призывает Бога, чтобы Он скоро умилосердился над народом и чтобы Антиох, хотя в муках и карах, исповедал, что Он един есть Бог (VII, 37). Представленное нами догматическое и нравственное учение 2-ой Маккавейской книги достаточно ясно говорит о том, как и насколько отразилось ветхозаветное домостроительство Божие в сознании автора книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим... Исх.33:11 И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. Исх.33:20 Должность Моисея была должностью посредника между Богом и Его израильским народом, через него говорил Бог со Своим народом и открывал ему Свою волю. Это обращение Бога с Моисеем всегда было прямое и непосредственное, что придавало особенное значение и авторитет, как должности, так и словам и распоряжениям Моисея. Мысль первого из приведенных нами мест с большой полнотой и ясностью выражена в Числ.12:8 , где говорится: «устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?» Бог удостаивал Моисея особенного благоволения, и смысл слов 11-го стиха тот, что Бог говорил с Моисеем так свободно и открыто, как может говорить друг со своим другом, говорил не через образы и видения, не через Ангелов или посредничество третьего, но непосредственно. Поэтому, выражением: «говорил Господь с Моисеем лицем к лицу», – еще не высказывается того, что Моисей видел Бога, но оно означает только, что Иегова говорил с ним непосредственно. Напротив, слова в 20-м стихе Исх.33 суть ответ на молитву Моисея, выраженную им в 18-м стихе той же главы: «Моисей сказал: покажи мне славу Твою». Это была краткая, но тем не менее великая молитва . Моисей просил этим еще большего откровения, чем какое он имел, и получил со стороны Бога отрицательный ответ. Отсюда мы легко можем видеть то полное согласие, в каком находятся взятые нами, по-видимому, противоречивые места. Моисей хотел видеть нечто такое, чего он еще никогда не видел – хотел видеть славу Бога или, как говорится в 20-м стихе, лице Бога, и получил в ответ: «не можно тебе увидеть». Таким образом, если в 11-м стихе мы читаем, что Господь лицом к лицу говорил к Моисею, то это не значит, что Моисей видел лице Бога, но только хотел увидеть его, но не увидал. В 20-м стихе речь о духовном существе Бога («Бог есть дух» ( Ин.4:24 ), – говорит Писание), равно как о невозможности видеть Его человеческими, чувственными и греховными очами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

«И дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное» ( Быт.17:8 ), или: «и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным» ( Быт.17:13 . Слич. Иер.18:16, 20:11 и Иез.35:5 и т.д.). Далее обозначается словом «вечный» иногда и время, обнимающее период жизни ( Пс.118, 119 ), а также пятидесятилетний промежуток времени у евреев от одного юбилейного года до другого – «но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, – то пусть господин его приведет его пред богов (то есть перед судей) и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно» ( Исх.21:5–6 ). Что слово «вечно» имеет здесь такое ограниченное значение, в этом мы вполне убедимся, если сопоставим его с Лев.25:40–41 , где говорится, что в юбилейный, то есть, пятидесятый, год такого рода рабы выпускались на свободу. Наконец, у того же Екклезиаста в другом месте этим словом обозначается время, в продолжение которого человек лежит во гробе ( Еккл.12:5 ). Из этого последнего места, где сам Екклезиаст (и в той же самой книге) слово «вечный» употребил в приложении только к известному, определенному, более или менее продолжительному времени, ясно видно, что слово это и в нашем тексте вовсе не обозначает бесконечного существования земли, но указывает только на очень большую продолжительность его. В этой истине мы еще более убедимся, если примем в соображение ту цель, которую преследовал в своей книге Екклезиаст, так как цель и задача автора какой бы то ни было книги всегда служит прекрасным средством к правильному пониманию отдельных ее слов и предложений. Этой целью у Екклезиаста было не другое что-нибудь, как изобразить суетность, то есть скоротечность и ничтожность человеческой жизни; и он делает это очень метко, когда сравнивает жизнь человека с продолжением существования мира. Ибо в сравнении – жизнь человека представляется слишком короткой, а существование мира – слишком долгим, почти вечным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

И ещё Господь призирает праведного и благословляет труд его. Пётр. Где нет никакой веры, там нет и благословения. Большая часть наших рабочих подобны тем апостолам, которые целую ночь без Господа трудились и ничего не поймали. Чем больше они зарабатывают, тем больше испытывают нужду и недостатки – видно, что нет благословения на их трудах. Священник. Труд, который совершается надлежащим образом, приносит и другую ещё пользу, именно: б) он удерживает и предохраняет от многого дурного. Тогда как праздность есть мать всех пороков, о труде говорят, что он отвлекает от многих дурных и вредных занятий и служит предохранительным средством от грехов и пороков. Это убеждение имел и святой апостол Павел, который говорит: «Во всем показал я вам, что, так трудясь (путём собственного труда и работы), надобно поддерживать слабых» ( Деян.20:35 ). Этим, конечно, он отнюдь не хочет сказать, что во время работы совсем уже нельзя согрешить. Фома. Стоит только вспомнить о тех безобразных и безнравственных разговорах, которые ведут мои сотоварищи во время работы на фабрике, и мы увидим здесь достаточное доказательство того, что работа не всегда служит предохранительным средством против греха. Священник. Это, правда, но всё же нельзя отвергать, что напряжённая сосредоточенная работа отвлекает от многих грехов. «Когда Адам, – говорит Златоуст – оставался без труда, был изгнан из Рая; а когда апостол Павел, напротив, проводил такую трудовую жизнь, что мог сказать о себе: “день и ночь я у вас в трудах и заботе” ( 2Кор.6:5 ), тогда он восхищен был до третьего неба». Этими словами он высказывает мысль, что сосредоточенный, совершаемый с напряжённым вниманием труд отвлекает от дурных помыслов, и что враг нашего спасения дьявол гораздо меньше может осаждать нас искушениями, если мы серьёзно заняты делом. в) Труд помогает приносить нам покаяние. Грех навлекает на нас гнев Божий и наказание. Когда первый Адам согрешил в Раю, тотчас же подвергся наказанию, ибо Бог сказал ему: «за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» ( Быт.3:17–19 ). Суровая трудная работа возложена, таким образом, на человека в смысле епитимии и притом до самой смерти. И так будет продолжаться до тех пор, пока существует мир. Здесь ничего уже не помогут никакие соображения и ухищрения человеческие. Человек неизбежно должен суровым, тяжёлым трудом доставать себе пропитание и через это каяться в грехах своих. Такова воля и таково решение Бога, против которого люди ничего не могут поделать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

И за это свидетельство апостолы перенесли много невыразимых страданий и, наконец, вкусили и смерть. Кто не хочет верить такому свидетельству, тому никто не поможет. Пётр. Воскресение Христа нельзя отвергнуть, не отвергнув очевидной истины: если бы Христос не воскрес из мёртвых, то каким образом мог бы весь мир сделаться христианским? Причина столь продолжительного существования или живучести христианства может быть понятна только при действительности Воскресения Христа, ибо если бы не воскрес Христос, то Его имя и Его дело бесшумно бы исчезло бы с лица земли. Но так как христианство тотчас же, по смерти Иисуса Христа, стало на твёрдую почву, быстро распространилось по всему миру и до сих пор процветает и развивается, то мы должны сказать: «Всё это было бы делом совершенно невозможным, если бы не совершилось великое чудо Воскресения Христа». Фома. Из Воскресения Христа вытекает ещё и другое важное последствие, а именно, так как воскрес Христос, то поэтому и мы воскреснем из гроба. Священник. Уже апостол Павел сделал это заключение, когда он пишет так: «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор.15:12–14 ). И затем продолжает так: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» ( 1Кор.15:20 ). Что следует отсюда? Ответ: следует то, что и мы воскреснем; это хочет сказать тот же апостол в следующих словах: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы (то есть те, которые следуют Христу) в пришествие Его» ( 1Кор.15:22–23 ). Пётр. Так как мы воскреснем вместе с Христом, то смерть и гроб для христиан перестали быть страшными, ибо смерть имеет только временную власть над телом нашим и гроб должен снова возвратить свою добычу. Поэтому верующий христианин не безнадёжно стоит у гроба своих покойников, ибо крест на крышке его гроба говорит ему: так как восстал из гроба Христос, то восстанем некогда и мы. Священник. Но чтобы с Христом праздновать славное воскресение, для этого мы должны верой и любовью соединяться с Ним. Почему и говорит апостол: «первенец Христос, потом Христовы», то есть те, которые принадлежат Христу по своей вере и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам ( Мф.9:1–8 ). Болезнь евангельского расслабленного мы называем благословенной, потому что она послужила к выздоровлению больного не только телесному, но и душевному, и вдобавок чрез нее весь народ прославил Бога, увидевши, что случилось с расслабленным. Почему не бывает так же благословенна и каждая болезнь? Почему не бывает то же и с каждым из наших больных? Только не потому, слушатели, что не стало уже более Всемогущего Помощника, что Он не может уже более оказывать такую чудесную помощь. Нет. Помощник Этот есть еще и сейчас. Еще и сейчас у Него достало бы чудодейственной силы и божественного могущества для исцеления всякой болезни, если бы только все наши больные чрез свои болезни делались внимательными к своим духовным нуждам и потребностям и стремились не к одному только телесному выздоровлению, но и душевному. Тогда каждая болезнь сопровождалась бы благословением не только для того, кто подвергается ей, но и для окружающих его постель. Об этом я и хочу сейчас побеседовать с вами. Всякая болезнь бывает благословенна: а) когда она телесно больного делает внимательным к более существенным потребностям его бессмертной души, б) когда она приводит его ко Врачу, Который может исцелить и тело, и душу человека и в) когда она вместе с больным пробуждает к вере и здоровых. Друже! Ты хорошо сделал, что пришел сейчас сюда помолиться пред особенно чтимой нами святыней об избавлении тебя от постигшей наш город страшной болезни. Молись же, пламеннее молись о том, а вместе с молитвой не ленись употреблять и естественные средства и предосторожности к сохранению здоровья, ибо как можем мы требовать, чтобы хранил нас Бог , если мы сами не бережем себя! Но если, несмотря на всё это, Богу угодно будет сегодня или завтра уложить и тебя на одре болезни, то заботься прежде всего о том, чтобы и на тебе явились дела Божии, чтобы и твоя болезнь послужила к прославлению Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

И они в этом не ошибаются. К сожалению, в их времена действительно было так, что фарисеи, книжники, старейшины, первосвященники и вообще знать народа менее всего веровали в Иисуса. Они – носители ветхозаветного домостроительства о спасении рода человеческого – прежде всех оправдали то, что, когда посланный от Бога Мессия пришел к Своим... Свои Его не приняли ( Ин.1:11 ). Они – эти книжники и представители учености не были, к сожалению, научены истинному познанию Царства Небесного, и, когда явился на землю высший Учитель людей, они ничего не хотели знать о Нем и слушать Его. Они – эти первосвященники, поставленные на страже дома Божия, оттолкнули Вечного Первосвященника, когда Он пришел принести единственную и вечно действительную жертву за грехи всего мира. И они думали, что, поступая так, делают добро, и с твердою надеждою на отрицательный ответ могли предложить этот вопрос: Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Были, конечно, исключения. Так евангелист Иоанн ( Ин.12:42 ) свидетельствует, что многие из начальников веровали в Иисуса, но, прибавляет, открыто не исповедовали Его из-за фарисеев, чтобы не подвергнуться их проклятию, так что фарисеи, задавая вопрос: Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? – ничуть не боялись, что в ответ на их вопрос им могут указать на этих многих, тайно верующих начальников. Опыт показывает, что они всегда были самыми ожесточенными врагами Господа. Когда их собственные слуги свидетельствовали о Нем, говоря, что никогда человек не говорил так, как Этот Человек, они с негодованием кричат на них. Когда народ более и более предавался Спасителю, тогда они грозили, что всякий, кто исповедует Его Христом, будет проклят – отлучен от синагоги ( Ин.9:22 ). Когда присутствовавшие при воскрешении Им Лазаря стали разносить молву об этом чуде, то они составили совет умертвить Виновника этого чуда ( Ин.12:10–11 ). Когда народ при входе Господа в Иерусалим приветствовал Его громким «осанна», то они до тех пор не могли успокоиться, пока это «осанна» не превратили в неистовый крик: распни, распни Его! ( Лк.23:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

И при всём этом (наслаждении) не оставляла его и мудрость, то есть высшие идеалы оставались при нём. Всё, чего бы не пожелали глаза его, он не отказывал им. Не возбранял сердцу своему никакого веселья, потому что сердце его радовалось всему, чем обладал он. «И оглянулся, – говорит он, – я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!» ( Еккл.2:11 ). Но против того, что человек назначен только для этого мира, восстаёт и всякое разумное мировоззрение. Кто стал бы трудиться и ревновать о добродетели, если бы для всех вообще людей жизнь оканчивалась со смертью? Кто стал бы ещё ограничивать себя и удерживать свои страсти, если бы земная жизнь была единственной целью нашего существования? Это знал уже Соломон, который хотя и соглашался и допускал, что мудрый человек имеет преимущество перед глупым, как свет перед тьмой, но он присовокупил при этом такое знаменательное слово: «если и меня постигнет та же участь, как и глупого, то какая мне польза от того, что я сделался очень мудрым» ( Еккл.2:15 ). Он хочет сказать, если человеческая жизнь для всех оканчивается одинаково и по смерти ожидать нечего, то было бы глупо возлагать труд и заботу для того, чтобы достигнуть высшего совершенства. Если настоящая жизнь есть единственная цель нашего существования, тогда правы те, которые говорят: «Будем есть и пить, то есть наслаждаться жизнью, ибо уже завтра нас не будет». Но далеко ли бы ушли мы, и могло ли бы долго существовать человеческое общество, если бы все стали жить по этому правилу. Следовательно, кто не разучился здраво мыслить, тот необходимо должен сказать: «Быть не может, чтобы человек сотворён был только для этого мира, ибо при этом взгляде на жизнь, право, ведь невыносимо было бы жить в этом мире». Фома. Тогда было бы именно так, как в социалистическом государстве будущего, где каждый хочет наслаждаться и никто не хочет работать. Священник. Совершенно верно замечает Фома.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их ( Мф.4:23–24 ; Деян.10:38 ). Во время Своего странствования по земле Он не только никогда не оставлял без помощи никого из страждущих, бедствующих и больных, но любовь и милосердие побуждали Его отыскивать несчастных и предлагать им Себя как помощника. Как это усматриваем мы из истории расслабленного, в течение 38 лет страдавшего от своей болезни, увидев коего Господь первый обратился к нему с предложением: хочешь ли быть здоров? ( Ин.5:6 ). А Его слово о Царствии Божием, сопровождавшееся делами, что такое это, как не проявление глубочайшего милосердия и помощи? ( Мф.11:4–5 ). В Своей пастырской деятельности Христос всюду показывал Себя добрым пастырем, как Он и говорил о Себе устами пророка Иезекииля: Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю ( Иез.34:15–16 ; Ис.40:11 ; Мф.9:35–36 ). Но как строго устами того же пророка Он осуждал и обличал неверных пастырей и наемников: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны паст и пастыри? Вы ели тук и волною одевались, от кормленных овец заколали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью ( Иез.34:2–4 ). Равным образом с явным упреком отнесся Господь в притче о милосердном самарянине к священнику и левиту, отказавшим во всякой помощи попавшемуся разбойникам. Если же Сам Господь Бог с таким участием относится к страждущим и больным, то имеем ли право освободить себя от этого мы? И если Господь заповедь о любви дал всем Своим последователям, и посещение больных указывает в числе добродетелей, ведущих к наследованию Царствия Небесного: был болен, и вы посетили Меня ( Мф.25:36 и далее), то насколько более обязательны такие цели любви, и в особенности посещения больных, для тех, коих Господь поставил пастырями Своего стада? Что заповедал Он двенадцати и семидесяти ученикам Своим, посылая их на проповедь? Исцеляйте...

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010