" Господа огорчало неверие. Вот, Он пришел в родной город Назарет и стал проповедовать. Казалось бы, там живут Его земляки, близкие люди. Сколько добра Он мог бы сделать в этом городе! И что Он там встретил? Полнейшее неверие! Они говорили: " Откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? " (Мк. 6:2-3) Они не поверили Ему, Господь удалился и пошел в другие города. И люди там получили прекрасную возможность исцеления. В одном из сегодняшних евангельских чтений говорится о кровоточивой женщине, которая прикоснулась к Его одежде (Мк. 5:24-34). Она верила, что если прикоснется, то исцелеет. У некоторых людей была такая сильная вера. И мы каждый раз, собираясь у Чаши, причащаясь, получаем исцеление. Кровоточивая - это образ всего болящего человечества, которое должно собираться возле Христа. Никто, кроме Него, не даст исцеления для вечной жизни. Мы должны иметь веру. Эту веру, слава Богу, вы несете, отец Богдан. Приходящие в этот храм слушают ваши замечательные проповеди, и этими словами вы многих приводите ко спасению " , - заключил митрополит Варсонофий. Он поздравил настоятеля с днем ангела, подарив ему просфору и наперсный крест. Отцу Богдану пропели многолетие. Отец Богдан поблагодарил архиереев и подарил владыке Варсонофию икону Божией Матери " Скоропослушница " , а владыке Силуану - икону святителя Николая. Благотворитель Владимир Александров в связи с 75-летием был награжден медалью апостола Петра 1-й степени. Никольский собор строился для морских служителей по указу императрицы Елизаветы Петровны по проекту Саввы Чевакинского. Главный алтарь нижнего храма святителя Николая Чудотворца был освящен 18 декабря 1760 года, главный Богоявленский алтарь в верхнем храме - 2 сентября 1762-го. Тогда же велено было именовать морскую церковь собором. В советское время не закрывался, до 22 декабря 1999 года был кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии. Памятник архитектуры мирового значения.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Господь Бог лучше всех знает человеческое сердце, он знает, что ему нужно и что не нужно, что полезно и что вредно. Он знает, на что оно способно, если его предоставить самому себе. Отсюда постоянные с его стороны увещания и вразумления то таким, то другим способом, чтобы привести человека к сознанию и исправлению. Кому не известно, как много труда дает Себе Господь Бог, чтобы извлечь нас из бездны погибели и направить на путь добродетели? Кто не знает, что единственным Его желанием всегда было и есть – возвращение нас к вечному блаженству. Насколько же неразумно и жестоко поступаем мы, если противимся этому желанию Бога, отвергаем свою собственную пользу и подвергаем себя несчастию? Страшно, если человек замыкает свое сердце для спасительных вразумлений. Что будет с ним, если он отвергнет все эти вразумления и всякое нравственное на него воздействие? Он погибнет и для сей и для будущей жизни. Бог, хотя долготерпелив и многомилостив, но Он в то же время правосуден и свят. Если мы не воспользуемся Его благодатью теперь, пока есть время, то кто поручится за то, что Он не отнимет ее от нас? Печальное и ужасное последствие пятого греха против Святого Духа в том именно и состоит, что оно влечет за собой потерю Божественной благодати и делает невозможным наше обращение к Богу. Братие-христиане! Из сказанного мы видим, что милосердный Господь употребляет различные способы, чтобы сделать нас внимательными к исполнению Его воли. Не будем же замыкать сердец наших при возвещении нам Церковью этой воли и того, что служит к нашему миру и спасению, но будем не только внимательно слушать ее наставления, но и добросовестно исполнять их! Пусть не находят к нам никакого приложения те печальные слова пророка Исаии, который сказал он израильскому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не у разумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их ( Ис.6:9–10 ). Аминь. Беседа 6

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Господь возложил на Него грехи всех нас» ( Ис.53:5–6 ). «Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» ( 2Кор.5:19, 21 ). Итак, возлюбленные о Господе, потому Он, Господь наш, сделался клятвою на древе клятвы, чтобы нас спасти от клятвы греха, потому что Бог заключил Его на Кресте Своем, дабы для нас никогда не было закрытого неба, потому Он оставлен был Богом, дабы мы никогда не были оставляемы от Бога! О, придите вы, бедные, томящиеся о Боге сердца! Теперь вы не должны страшиться, хотя бы враг и искушал ваши души. Теперь благодатное солнце, хотя бы и скрылось на минуту от вас за облаками, но оно необходимо должно взойти для вас снова. Теперь знаю я то, что говорит Псалмопевец. «Изчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век» ( Пс.72:26 ). То есть, если бы сокрушены были и тело, и душа моя; то и тогда, и во всякое время Ты останешься Богом моего сердца, моим уделом и утешением. Все, что нужно мне для утешения и мира моей души, для помощи и успокоения в часы испытаний при виде смерти и суда, все это дают мне эти Твои предсмертные страдания, это уничижение и отриновение Богом. И только те остаются без утешения и не имеют никакой части в Тебе, которые и теперь, в виду Твоих страшных мучений и душевной борьбы, все еще предаются греху и замыкают сердца свои для веры в Тебя. О, Господи, научи их, хоть в этот день, день посещения их подумать о том, что служит к их миру. Научи их под Крестом Твоим, ударяя себя в грудь, обратиться к Богу и принести истинные и достойные плоды покаяния, дабы они не умерли в грехах своих без утешения, без веры и надежды, оставленные своим Богом! Помоги нам Господи, с верою и покаянием преклоняющим колена душ и телес наших пред Крестом Твоим, чтобы мы не теряли этой веры на всех путях и во всех превратностях своей жизни и, когда обнимут нас ужасы смерти, крепко держались за Тебя, Агнец Божий, взявший грехи мира и искупивший нас от клятвы греховной.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Да, из Его руки приходит это, и Его есть дар все то, что мы получаем от Него и чем наслаждаемся. Вот почему мы и говорим в своей молитве: «Отче... хлеб наш насущный даждь нам днесь». Если Ты «даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом» ( Пс.103:28 ), – говорит Псалмопевец. Не от нас зависит успех этой просьбы, и не в наших усилиях заключается он – мы не можем достигнуть его никакими заботами и никаким усиленным трудом. От Бога нисходят всякое благое даяние и всякий дар ( Иак.1:17 ). От Него зависит всякий успех и благословение. Его, следовательно, нужно просить о сем. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» ( Пс.126:1 ). Правда, Господь Бог и без нашей просьбы дает ежедневную пищу всем, не исключая и самых злых людей. «Ибо Он благ и к неблагодарным и злым» ( Лк.6:35 ). «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:45 ). Но благословение от дара Божия получает только тот, кто принимает его, как дар Его незаслуженной благодарности и принимает не иначе как с чувством сердечной благодарности. Иначе благословение Божие превращается в твоих руках в проклятие. Каждый недостаток приводит тебя в раздражение и ропот против Бога и людей, каждый излишек – в скупость и гордость, в бесчувствие и жестокость сердца. Почему мы и просим в этой молитве, чтобы Господь помог нам с благодарностью принимать наш насущный хлеб. Это смягчает и облагораживает наше сердце, делает его смиренным, довольным и покорным своей судьбе в тяжелые и злополучные дни нашей жизни. «Господь дал, Господь и взял... да будет имя Господне благословенно!» ( Иов.1:21 ). Он руководит и управляет мною по Своему мудрому плану и предначертанию. Для Него все равно, помочь во многом или немногом. Он может благословить грош бедняка более, чем и миллионы богача. Он есть Тот Верный, Всемогущий Бог, Который чудесно сохранял и питал Израиль в пустыне, и питал немалое время небольшим количеством масла в кружке и меда в кадке вдову сарептскую. Его рука не сделалась короче для помощи и сейчас, и Страж Израиля не дремлет и в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Далее в приведенном нами стихе заслуживает нашего внимания еще слово «да испросит», которым Бог заповедует израильтянам потребовать себе от египтян разного рода сокровищ, что подтверждается и другими местами ( Исх.11:2, 12:35 ). Следовательно, эти сокровища должны были по праву и справедливости принадлежать евреям, если Сам Бог уполномачивает на это требование. И действительно, евреи не были пленниками египтян, а только пришельцами египетскими, поэтому они имели полнейшее право на награду за те многолетние и изнурительные труды и работы, которые несли они для египтян и которыми, вопреки всякой справедливости, так долго мучили их египетские фараоны. Сверх того, евреи не с пустыми руками вошли в Египет, но перенесли с собой при своем переходе сюда и все свои сокровища и богатства. «И отправился Израиль со всем, что у него было, – читаем мы у бытописателя, – и взяли они скот свой и имущество свое, которое приобрели в земле Ханаанской, и пришли в Египет, – Иаков и весь род его с ним» ( Быт.46:1–6 ). А если они не с пустыми руками пришли в Египет, то справедливость требовала, чтобы они и вышли оттуда также не с пустыми руками, а захватили с собой все, что принадлежало им по праву и справедливости. Затем из дальнейшей истории видно, что израильтяне распоряжались египетскими сокровищами как своей собственностью и вполне заслуженною ими наградою. Так, при своем исходе, равно как и во время своих праздников, они употребляли эти сокровища частью на жертвоприношения, частью на собственные украшения и наряды. Сокровища, взятые ими у египтян, состояли не только из одежды, серебряной и золотой домашней утвари, но из разного рода дорогих вещей, составлявших предметы роскоши, как например: серьги, браслеты и т.п., как это можно заключать из слов «и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших» ( Исх.3:22 ); значит, они должны были носить эти вещи как украшения, носить свободно и открыто. Может ли поэтому быть здесь речь о воровстве, тайном похищении? Итак, рассмотренное нами обстоятельство, в котором неверующие находят основание для своего возражения против святости и божественности Библии, отнюдь не должно ослаблять нашей веры в Бога и в авторитет Его славы, но, напротив, укреплять ее. Из него мы узнаем скорее, как Свят и Правосуден Бог вообще и как велика была любовь и заботливость Его о благосостоянии Своего народа. Раздел 11

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Далее, если родители хотят иметь послушных детей, то с самого младенчества они должны подавлять их самолюбие. Так учит уже Сирах, как это слышали мы раньше: Не давай ему (дитяти) воли в юности и не потворствуй неразумию его. Нагибай выю его в юности и сокрушай ребра его, доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе ( Сир.30:11–12 ). Точно то же говорит Дух Святый и устами царя Соломона: отрок, оставленный в небрежении, то есть который предоставляется своей собственной воле, делает стыд своей матери ( Притч.29:15 ). Таким образом, еще с младенчества ты не должен, христианский родитель, давать воли своим детям, но должен подавлять их своеволие. Уже в колыбели дитя заявляет о своей воле криком. Если ребенок кричит по уважительной причине, например потому, что он голоден или пить хочет, или боль чувствует, потому что ему душно или он нечист, то было бы жестокостью оставлять его надолго в таком положении. В таком случае следует поспешить на крик его и удовлетворить его требование. Если же крик его проистекает из каприза или самолюбия, то потачка и уступчивость при этом были бы очень вредны. В таком случае пусть кричит маленький крикун – не беспокойся о нем. Накричавшись, он сам перестанет, когда увидит, что он ничего не достигает своим криком. Напротив, если ребенок заметит, что ты с поспешностью всегда являешься на его крик, то он чаще будет повторять его, чтобы настаивать на своем. Далее. Не все исполняй, о чем просят тебя дети. Напротив, приучай их кое в чем себе отказывать. На просьбу или требование со стороны дитяти иногда необходимо тебе отвечать словом «нет», и если раз сказано это слово, то непременно нужно при нем и остаться, и пусть при этом не колеблют тебя ни ласковые просьбы, ни капризы и упорство дитяти. Особенно не следует терпеть в дитяти упорства. И нет сомнения, что детям полезно отказывать не тогда только, когда они просят чего-нибудь вредного, невозможного, но и тогда, когда они просят чего-либо позволительного. Дитя должно учиться побеждать свою собственную волю и привыкать к воздержанности, лишениям и самоотвержению.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Далее следует указать на пример Лота, и на тот способ, каким дочери соблазнили отца своего на грех . Здесь вино перебродившее показывает себя соблазнителем и обманщиком, разжигателем низменных страстей, виновником нецеломудрия и кровосмешения; с того времени оно тысячи и миллионы людей привело к падению и лишило чести и во все времена показывало себя самым злейшим и опаснейшим врагом доброй нравственности и благоповедения. Сильное царствование Саула и мудрое управление Давида сделали израильский народ великим и могущественным. Но во времена царей вино было причиною нравственного расслабления, греха и порока. Довольно указать на Аммона, Авесалома и сестер его. Выходя из этой точки зрения, не трудно понять, почему Давид представляет гнев и наказание всемогущого в образе сосуда в руке Иеговы, наполненного кипящим опьяняющим напитком. Он напояет из этого сосуда живуших на земле, и скорбь и ужас является последствием этого. Ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожди ее будут выжимать и пить все нечестивые земли ( Пс.74:9 ). И далее говорится: Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался... Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления (опьянения) ( Пс.59:3, 5 ). Здесь перебродившее, опьяняющее вино характеризуется прямо и решительно, как средство суда и наказания. Какое место занимает по отношению к вину мудрый Соломон, где он говорит: «Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как сердце мое руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей» ( Еккл.2:3 ). То, что мудрый Соломон считает необходимым, чтобы составить себе безпристрастное понятие о том, что составляет благо для человека, и чтобы постигнуть, что такое глупость, это должно быть рекомендуемо еще и сегодня (и, может быть, сегодня в особенности) тем, которые призваны и воображают себя призванными быть вождями и учителями. Но особенно необходимо рекомендовать это, как уже замечено, таким людям, которые задаются целью писать по алкогольному вопросу. Подтверждение этого мы находим в Притчах Соломона, где говорится: „Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающейся ими, неразумен” ( Притч.20:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Далее следует указать на пример Лота и на тот способ, каким дочери соблазнили отца своего на грех. Здесь вино перебродившее показывает себя соблазнителем и обманщиком, разжигателем низменных страстей, виновником нецеломудрия и кровосмешения; с того времени оно тысячи и миллионы людей привело к падению, лишило чести и во все времена показывало себя самым злейшим и опаснейшим врагом доброй нравственности и благоповедения. Сильное царствование Саула и мудрое управление Давида сделали израильский народ великим и могущественным. Но во времена царей вино было причиною нравственного расслабления, греха и порока. Довольно указать на Амона, Авессалома и сестер его. Исходя из этой точки зрения, нетрудно понять, почему Давид представляет гнев и наказание Всемогущего в образе сосуда в руке Иеговы, наполненного кипящим опьяняющим напитком. Он напояет из этого сосуда живущих на земле, и скорбь и ужас является последствием этого. Ибо чаша, говорится в Пс.74:9 , в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли. Здесь перебродившее, опьяняющее вино характеризуется прямо и решительно как средство суда и наказания. Какое место занимает по отношению к вину мудрый Соломон, это видим мы у Екклезиаста ( Еккл.2:3 ), где он говорит: Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как сердце мое руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей. То, что мудрый Соломон считает необходимым, чтобы составить себе беспристрастное понятие о том, что составляет благо для человека, и чтобы постигнуть, что такое глупость, это должно быть рекомендуемо еще и сегодня (и может быть сегодня в особенности) тем, которые призваны и воображают себя призванными быть вождями и учителями. Но особенно необходимо рекомендовать это, как уже замечено, таким людям, которые задаются целью писать по алкогольному вопросу. Подтверждение этого мы находим в книге Притчей Соломона ( Притч.20:1 ), где говорится: Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Для некоторых знатных и образованных причиною неверия их во Христа служит неудовлетворительная форма, в какой предлагается им то или другое учение христианства, – несогласная с их требованиями защита дела Христова пастырями Церкви. Но припомните, что говорил еще апостол Павел тем из коринфских христиан, которые не верили проповеди его ради того, что она была не в убедительных словах человеческой мудрости ( 1Кор.2:4 ). Сокровище сие, то есть учение Христово, мы носим, говорит он, в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам ( 2Кор.4:7 ). Подобно сему и мы, пастыри Церкви, можем сказать о себе, что мы носим сокровище Христовой веры в глиняных сосудах, – но должно ли терять от этого свою цену и достоинство самое дело? Изменяете ли вы науке потому только, что в ней по временам о тех или других предметах говорится не совсем удовлетворительно, или потому, что она здесь или там имела и имеет недостойных представителей, слабых защитников и сотрудников? О, не смотрите в деле христианства на несовершенные формы и слабые сосуды, смотрите больше на его зерно и содержание, на Самого Христа. Мы, слабые сосуды Его благодати, далеки от того, чтобы обращать вас к себе и приобретать для себя, – но для Него, для Господа Самого и Его Царства желали бы мы всех вас приобрести – к Нему, к Нему одному хотелось бы нам всех вас привести!.. Есть между знатными и образованными и такого рода люди, у коих причина отпадения от Христа еще иная. Многие из начальников иудейских, говорится в Евангелии, веровали в Него, но открыто не исповедовали Его из-за фарисеев, боясь подвергнуться анафеме, то есть отлучению от синагоги ( Ин.9:22 ). Этот же человеческий страх и человекоугодничество и сейчас составляют одну из главных причин, почему некоторые знатные и образованные не приходят к Христу. Если бы мир не был настолько склонен осыпать разного рода язвительными насмешками последователей Христа, обзывая ханжою, пустосвятом, суевером всякого, обнаруживающего набожность и благочестие, то, без сомнения, многие из наших образованных не стали бы удаляться от Христа и Его Церкви. Но послушайте, что говорит о таковых Спаситель: кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святым и Ангелами ( Мк.8:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Для правильного решения этих вопросов, мы необходимо должны наперед выяснить сущность и характер действительного чуда. Чудо в собственном смысле этого слова есть чрезвычайное откровение силы и могущества Божия, откровение, совершаемое с какой-нибудь важной целью. Творение, равно как премудрое промышление Бога о мире, суть обыкновенные откровения силы и могущества Бога; а чудо, напротив, есть чрезвычайное откровение. Отсюда каждое событие, не имеющее этого качества, как бы оно ни было таинственно и необычайно, не может быть названо действительным чудом. Действительное чудо может происходить только от Бога и есть необычайное, непостижимое для нас дело Бога, служащее к прославлению Его Самого и ко благу чад Его. Все эти чудеса могут быть разделены на два класса – оригинальные или непосредственные, совершаемые Самим Богом без всякого орудия или посредничества, и на чудеса вторичные или посредственные, при которых Бог не Сам обнаруживает Свою силу, а посредством другого какого-нибудь лица. Чудеса Иисуса Христа принадлежат поэтому к первому классу, так как они совершаемы были силою, в Нем Самом живущей; а чудеса Моисея или Илии, напротив, принадлежат ко второму классу, так как они совершены были ими силою, данной им от Бога. Но все эти чудеса были чрезвычайными доказательствами силы Божией и свидетельствами Бога за истинность того, что говорили Его посланники. Божественный авторитет этих последних становится уже вне всякого сомнения, коль скоро они совершали такие чудеса; а сами дела их, как чрезвычайные проявления всемогущества Божия – действительными чудесами. Чудеса Иисуса Христа были не только свидетельством за Его Божественное посланничество, но доказательством Его Божественного существа, то есть Его Божества. В этом свете и значении понимал их и Никодим. Такое же значение придавал им и Сам Иисус Христос , когда Он сказал: «Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего» ( Ин.15:24 ). Когда ученики Иоанна пришли к Иисусу Христу и спросили Его: «Ты ли Тот, Которому должно прийти, или ожидать нам другого?» – Он отвечал им указанием на те дела и чудеса Свои, которые Он совершил перед их глазами, так как «в это время Он многих исцелил от болезни и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение» ( Лк.7:20–21 ). Вместе с тем Иисус Христос указал этим ученикам на слова пророка, который по чудесам Его изобразил Его как Мессию, и эти слова исполнились теперь на Нем ( Ис.35:4–6 ). Вера Никодима возбуждена была чудесами, сотворенными Иисусом Христом, и укреплена через ближайшее знакомство с Ним и Его характером. Неопределенность своей веры Никодим доказал защищением Иисуса и участием в Его погребении. И он поступил очень благоразумно, когда от чудес Иисуса заключил к Его Божественному посланничеству и сказал: «таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010