II. Прошение на имя Преосвященного Ректора Академии окончившего курс Императорского Московского Университета по юридическому факультету с дипломом второй —239— степени Сергея Симанского. «Желая, с помощью Божией, пройти курс богословских наук в Московской Духовной Академии, имею честь ходатайствовать пред Вашим Преосвященством о принятии меня в число студентов означенной Академии, по историческому отделению. При сем имею честь представить следующие документы: 1) Мой диплом университетский от 4 Августа 1899 г. за 18024 и 2) Метрическое свидетельство из Московской Духовной Консистории о моем рождении от 16 ноября 1884 г. за 7192; что же касается свидетельства об отбытии мною воинской повинности, то таковое я буду иметь честь представить тотчас по получении его из полка». Справка: Указом Святейшего Синода от 26 ноября 1876 г. за 3779 Советам духовных академий предоставлено принимать окончивших курс в университетах, не подвергая их поверочному испытанию, если они поступают своекоштными студентами. Определили: Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о разрешении принять окончившего курс в Императорском Московском Университете Сергея Симанского в число своекоштных студентов I курса Академии. III. Рассуждали о распределении лекций и учебных часов в Академии на 1900–1901 учебный год. Справка: 1) По § 81 лит. а п. 2 устава духовных академий «распределение предметов учения и порядка их преподавания в Академии значится в числе дел, окончательно решаемых самим Советом Академии. 2) §§ 118–120 того же устава: «Для чтения наук академического курса составляется Советом Академии особое расписание. При составлении расписания Совет Академии имеет в виду, чтобы: а) преподаванию богословских наук, по возможности, предшествовало преподавание прочих наук, входящих в круг академический и б) при распределении богословских наук соблюдался порядок, определяемый их последовательностью и взаимною зависимостью. Лекции по каждому предмету распределяются Советом так, чтобы в первых курсах было не менее 20, а в четвертом не менее 12 лекций в неделю, каждая лекция по часу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Верую, что и по отшествии моем в вечность, наше взаимное общение не прекратится. А по взаимной нашей молитве – усилится!». Часть I. 20.11.2017 12:48:07 Николай Бульчук «Верую, что и по отшествии моем в вечность, наше взаимное общение не прекратится. А по взаимной нашей молитве – усилится!»  140-ЛЕТИЮ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ (СИМАНСКОГО). Я беседую с Валентином Арсентьевичем Никитиным – исследователем русской богословской религиозной мысли, специалистом по культурологии, поэтом, литературоведом, который много лет работал в Издательском Отделе Московской Патриархии, непосредственно связан с семьей Флоренских-Трубачевых. Второй мой собеседник - Николай Сергеевич Георгиевский – основатель и первый регент Патриаршего хора Храма Христа Спасителя, семья его была особо приближена в 50-70-е годы к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию (Симанскому). Николай Бульчук: Всякий раз, возвращаясь к событиям прошлого, мы пытаемся осмыслить, какое же из них в нашей жизни является по-настоящему духовным, оживотворяет нашу жизнь. Оценивая церковную историю недавнего прошлого, всякий раз приходится сравнивать: что олицетворяет то или иное историческое время, особенно если обращать внимание на определенных личностей, которые тогда жили. И существует мнение, что от той или иной личности может зависеть во многом и самое время, переживаемое, в частности, и Церковью. Мы вспоминаем в этом году 140 лет со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского). И Николай Сергеевич, и Валентин Арсентьевич сегодня будут вспоминать о нем: об этой уникальной личности, которая, по историческим меркам, наверное, далеко отстоит от нас во времени. А, с другой стороны, он совсем рядом с нами. Недавно я побывал в студенческой келии Святейшего Алексия (в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии), где будущий Патриарх занимался, будучи студентом, где он писал свои работы. С портретов и фотографий, развешанных по стенам комнаты, смотрят на вас его глаза. Ты все время чувствуешь на себе его взгляд: внимательный, испытующий и неравнодушный. И чувствуется, что он очень близок к нам и сегодня, по прошествии стольких лет.

http://radonezh.ru/analytics/veruyu-chto...

Первый арест митрополита Арсения произошел в Москве весной 1919 года, но через неделю без предъявления обвинения его освободили. В ноябре того же года он снова был арестован, а 5 января 1920 года выслан из Москвы в Новгород, где уже 20 января подвергся новому аресту без предъявления обвинения и заключен в тюрьму. Вместе с ним арестовали епископа Алексия (Симанского). Епархиальный совет организовал несколько многолюдных собраний, ходатайствовавших об их освобождении, 27 января преосвященного Арсения освободили, однако церковно-ликвидационный подотдел Новгородского губисполкома взял его деятельность под контроль, ограничив передвижение по епархии. Вынужденные уступать многочисленным просьбам верующего народа, власти периодически выдавали митрополиту Арсению удостоверения на посещение городов и сел епархии. В июне было конфисковано имущество Епархиального совета, помещение опечатано, а в сентябре Совет был упразднен. 1 ноября 1920 года владыка Арсений был привлечен в качестве свидетеля к судебному процессу по делу епископа Алексия (Симанского) и других священнослужителей, которые обвинялись в тайном освидетельствовании мощей. Епископа Алексия приговорили к пяти годам заключения, а остальные обвиняемые получили от двух до трех лет заключения. Однако, согласно постановлению ВЦИК от 6 ноября 1920 года, обвиняемых амнистировали. 11 февраля 1921 года в помещении бывшего Арсениевского дома начался новый судебный процесс по обвинению митрополита Арсения, епископа Алексия, протоиереев Яцковского, Вихрова, Соколова, мирян Финикова и Скородумова в «противодействии мероприятиям Советской власти, во внесении сим дезорганизации в гражданскую жизнь Новгородской губернии, в нарушении Декрета об отделении церкви от государства» 38 . Митрополит Арсений обвинялся в том, что он, несмотря на вступление в силу данного декрета, «утверждал журналы епархиального совета… рассылал указания касательно бракоразводного процесса, судопроизводства церковников» 39 . Против митрополита прозвучало обвинение в том, что изданные им указы о трудовых общинах способствовали сохранению собственности монахов, а поручение строительно-хозяйственных дел благочинным указывало на тот факт, что в епархии велось храмостроительство.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

б) Прошение поручика Андрея Симанского: «Не находя возможным вторично в этом году подвергать себя экзаменационным испытаниям, имею честь просить Совет Московской Духовной Академии сохранить мне и на будущий год право подвергнуться приемным испытаниям на основании указа Святейшего Синода». Справка: 1) Утвержденным Его Высокопреосвященством определением Совета Академии от 22 сентября сего года поручику Андрею Симанскому предложено – «в случае желания поступить в число студентов Московской Духовной Академии, в точности выполнить требования, изложенные в Высочайше утвержденном определении Святейшего Синода от 11 августа сего 1911 года за и при Московской же Духовной Академии сдать поверочные испытания по всем предметам, указанным в § 143 устава духовных академий 1910 года, не исключая и испытания по одному из древних языков». – 2) По § 137 устава духовных академий (в новой его редакции) к поверочным испытаниям для поступления в Академию допускаются, кроме студентов духовных семинарий, также «имеющие гимназические аттестаты зрелости и окончившие курс военных училищ». Определили: 1) Уведомить поручика Андрея Симанского, что, как окончивший курс военного училища (Александровского), он ныне имеет право держать поверочные испытания для поступления в Академию на общих основаниях. 1702 Во всех памятниках этого времени сопоставление христиан с ветхозаветным народом Божиим – основное представление. Как в прошлом Израиль был в особом отношении к Богу, так теперь христиане – истинный двенадцатиколенный народ, который живет в рассеянии среди чуждого мира. Этот образ представлений и этот образ выражений постоянно должен предноситься пред тем, кто читает писания послеапостольского времени. R. Knopf. Das nachapostolische Zeitalter. SS. 347–348. 1703 Относительно автора послания предполагают, что он родом был еврей, а потому в его послании столько следов ветхозаветного образа мышления. Кроме того, с филологической стороны указывают в послании наличность семитизмов. Об этом I. В. Lightfoot. The Apostolic Fathers. 1. London 1890, p. 59. G. Hoennicke. Das Judenchristentum. SS. 279–280. В 1-м примечании на стр. 280 указана и относящаяся к этому вопросу литература.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

М.Б. Данилушкин Глава 13. Жизнь, деятельность и личность Патриарха Алексия Личность третьего после Святейшего Тихона Патриарха Русской Православной Церкви до сих пор не может получить однозначной оценки. Что же это был за человек и какова его действительная роль? Попробуем дать ответ на этот вопрос. 497 Сергей Владимирович Симанский, будущий Патриарх Алексий, по отцу происходил из старинного дворянского рода. Он родился 27 Октября 1877 г. в Москве. Дед его был сенатором, а отец имел придворное звание камергера. Семья Симанских отличалась религиозностью. В детстве он часто прислуживал в алтаре, участвовал в чтении и пении. Желание посвятить себя служению в Церкви появилось в нём рано и по мере его возрастания становилось всё сильнее. Сергей Владимирович получил прекрасное светское образование. В 1888 г. он поступил в первый гимназический класс Лазаревского института восточных языков, а затем перешёл в Николаевский лицей, который окончил с серебряной медалью. Далее он намеревался идти в Духовную Академию, но, следуя просьбам родителей, поступил сначала в Императорский Московский университет. Он окончил юридический факультет в 1899 году со степенью кандидата за сочинение «Комбатанты и некомбатанты во время войны», написанное им по кафедре международного права. Некоторое время после этого он находился на службе в Самонийском гренадёрском полку. И вот, наконец, исполняется его заветное желание: осенью 1900 г. Сергей Владимирович Симанский становится студентом I курса Московской Духовной Академии. Там юноша с увлечением слушал лекции известных учёных: В. Ключевского и других. Занятия в Академии укрепили его желание полностью посвятить жизнь Богу. 9 Февраля 1902 г., будучи студентом II курса, он принял монашеский постриг с именем Алексий. В том же году его рукоположили в сан иеродиакона, а в следующем – в сан иеромонаха. В 1904 г. иеромонах Алексий закончил Академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета (Дроздова) ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

30 июля 1937 г. вышел приказ наркома внутренних дел СССР Н. И. Ежова «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов», к к-рым были отнесены в т. ч. «церковники». Утверждалась разнарядка на репрессии. Свердловская обл. имела разнарядку на расстрел 4 тыс. чел. и на заключение в ИТЛ 6 тыс. чел. (для сравнения: в Ленинградской обл. должны были расстрелять 4 тыс. чел. и заключить в лагеря 10 тыс. чел.). В соответствии с этим приказом в Прикамье было расстреляно 8 тыс. чел., в т. ч. священно- и церковнослужители, монашествующие, верующие миряне. В Берёзовском и др. районах Прикамья в авг.-окт. 1937 г. был арестован 21 клирик. Их обвинили в принадлежности к «контрреволюционной повстанческой организации церковников на Урале, деятельность которой направлялась так называемым Объединенным церковно-политическим центром, поддерживавшим преступные связи с иностранными разведками, а также «Уральским повстанческим штабом»». По решению тройки от 17 окт. 1937 г. 4 чел. были расстреляны, 17 чел. приговорены к 10 годам лишения свободы. Это была часть всесоюзного дела «Объединенного церковно-политического центра», во главе к-рого якобы стояли патриарший местоблюститель митр. Сергий (Страгородский) и еп. Алексий (Симанский) (см. Алексий I (Симанский) ). Уполномоченными «Центра...» в Свердловске являлись: у григориан - «митрополит» Петр (Холмогорцев), у «сергиевских» приходов - Свердловские архиепископы Макарий (Звёздов), Петр (Савельев), у обновленцев - «митрополиты» Сергий (Корнеев), Михаил Трубин. В соответствии с отчетом начальника управления НКВД Д. М. Дмитриева по этому делу в Свердловской обл. было арестовано 1700 чел. Особенно много задержанных кроме Перми и Свердловска было в Коми-Пермяцком окр. и в Красноуфимском р-не. В Коми-Пермяцком окр. в авг.-сент. 1937 г. были арестованы все священнослужители канонической Церкви и обновленцы (григориан не было) - находившиеся на свободе, в ссылке или в лагере. По версии следствия, отбывавший в Кудымкаре ссылку Свердловский архиеп. Макарий (Звёздов) создал «контрреволюционную повстанческую организацию церковников, которая насчитывала в своих рядах свыше 200 участников и располагающая значительным количеством огнестрельного оружия» (ПермГАСПИ. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 16248. Л. 107). Перед Коми-Пермяцким окротделом НКВД стояла сложная задача - найти 200 «церковников» в малонаселенном округе, в выявлении «контрреволюционеров» окротделу помогала следственная бригада из обл. управления НКВД.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

Это была еще не победа. Мнение, будто вторая половина правления Иосифа Сталина была отмечена «христианским возрождением», без необходимых оговорок и уточнений может удовлетворить лишь определенному «ностальгическому настрою». С 1948 года в СССР началась очередная полоса репрессий, в ходе которых вновь пострадали священнослужители и миряне. Краткая передышка после великой победы сменилась ужесточением политического режима. Трагическая участь «шпионов» и «предателей» ожидала бывших советских военнопленных, да и для части эмигрантов, вернувшихся в СССР на волне патриотического подъема, «поезд остановился» сразу при пересечении государственной границы . «Преемником» ГУЛАГа 1920–1930-х стал Сиблаг 1940–1950-х . И все же соглашения, достигнутые на встрече в Кремле осенью 1943-го, позволяли надеяться на постепенное выведение жизни Церкви и ее институтов в сферу легальности, на изменение климата и общественной обстановки в стране… Истоки Порой значение событий, определяющих направление жизни, раскрывается лишь спустя годы, когда разрозненные «мозаичные» фрагменты выстраиваются в стройный и гармоничный рисунок. Так было и в истории патриарха Алексия I. О духовном служении он начал мечтать в детстве – желание не совсем обычное для мальчика из дворянской семьи . В доме Симанских царил дух благочестия, христианскому воспитанию детей уделялось первостепенное значение , но в целом атмосфера дома была светской. Отец желал видеть сына юристом или дипломатом. И хотя духовные наставники отмечали у мальчика особый молитвенный настрой, благоговейное отношение к службе, к святыне, ко всему церковному, родительская воля была дать ему в первую очередь достойное светское образование . Патриарх Алексий I (Симанский). Фото: Life С юности яркие впечатления о паломничестве в Троице-Сергиеву лавру переплетались в его сознании с воспоминаниями о вечерах, где обсуждались литературные и театральные новинки, новости светской и общественной жизни Москвы. Прежде, чем исполнилось собственное желание Сергея Симанского – таково было имя будущего патриарха Алексия до принятия пострига, – ему предстояло пройти обучение в Лазаревском институте, где уделялось немалое значение изучению восточных языков , и в «Катковском» лицее – привилегированном учебном заведении для молодой аристократии, а затем окончить юридический факультет Московского университета. Учился он прекрасно, по результатам экзаменов обычно был одним из первых. В 22 года, получив степень доктора права, Сергей Симанский расстался с академической средой и еще год состоял на военной службе . Лишь в 1900 году осуществилось давно желаемое и он смог поступить в Московскую духовную академию.

http://pravoslavie.ru/60869.html

Речь при пострижении в монашество студента 2-го курса Московский Духовной Академии Сергия Симанского, в иночестве Алексия, 9 февраля 1902 года Источник   Взирая на тебя, возлюбленный о Господе брат, одушевлённого неизъяснимым восторгом и высокою духовною радостью о Христе Иисусе, для Которого ты ныне распялся миру, и я, послуживший тебе в исполнении твоего давнего желания, разделяю эту святую радость, потому что воистину доброе и блаженное дело ты избрал. Правда, желание твое исполнилось несколько позже, чем ты предполагал. Но я медлил не потому, что сомневался в искренности твоих чувств, а – чтобы дать тебе возможность испытать свою юность, укрепиться в своем настроении, тем более, что и происхождение твое, и образование в светских школах 1 , по-видимому, указывали тебе не на этот тесный путь отречения от мира, а именно – на жизнь в нем, со всеми так называемыми мирскими благами. Моему мысленному взору предносился образ богатого евангельского юноши, который, в порыве духовного восторга и в желании наследовать жизнь вечную, сначала решился, по-видимому, вступить на путь подвига нравственного совершенствования, обусловленного исполнением заповедей Закона, считая по своей юношеской самонадеянности это делом слишком легким. Но когда Господь разъяснил ему трудность этого пути, потребовал самим делом доказать это, вступить на путь самоотречения и смирения, отказаться от мнимого богатства своих сил и от своей самонадеянности, то, как замечает евангелист, отъиде юноша скорбя ( Мф. 19:22 ). Убедившись в твоей твердой решимости всецело предать себя на служение Господу, я почел теперь благовременным исполнить твое желание иноческого жития. И ты только что исповедал пред Богом и церковью решимость отринуть мир с его преходящею похотью ( 1Ин. 2:17 ) и стремиться к сокровищам одной духовной жизни. Приветствую тебя со вступлением на этот самый тесный путь спасительного крестоношения. Спасение – вожделенная цель всякого христианина, и Господь призывает нас к нему различными путями.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Лекарство от склероза За богослужением в Николо Богоявленском кафедральном соборе в дни блокады Службу ведет митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский) За последние годы мы успели отвыкнуть от советской пропаганды и даже почти забыли, что это такое. К счастью, от склероза нас спасает западная печать, которая время от времени выдает продукты, сделанные в полном соответствии с советским ГОСТом. В этих публикациях брэнд «классового врага» используется по многократно обкатанной схеме. Характерно, что исполнителями часто становятся наши бывшие соотечественники, хорошо запомнившие уроки обществоведения в стране побеждающего коммунизма. Одним из таких прилежных учеников стал некий священник Сергей Окунев, опубликовавший свою статью , посвященную блокадному Ленинграду, в « Западно-Европейском вестнике » и целом ряде интернет-сайтов. Редакция упомянутого издания даже совершенно серьезно настаивает, что актуальность этой статьи не простая, а прямо-таки «вечная». Смысл данного опуса заключается в следующем: пока народ в блокадном Ленинграде голодал и умирал, попы и архиереи пировали и бесились с жиру. «Неплохо живя в блокадном Ленинграде, ни один священник не пожелал разделить участь своих прихожан», – утверждает автор. «Ни один из них не умер с голоду», – переживает  отец Окунев. Почти с эпическим размахом он живописует «сказочные богатства» духовенства, будто бы виденные им самим: «На стенах висели дорогие картины, шкафы ломились от дорогой посуды, с потолка спускались тяжелые хрустальные люстры дворцового происхождения, а в углу висели старинные иконы в дорогих окладах». Или еще: «Они жили в роскошных, охраняемых дачах и особняках, кормились и одевались в особых закрытых магазинах и столовых, отдыхали в закрытых курортах и пансионатах, ездили на казенных автомобилях». Статья явно не рассчитана хоть на какую-то достоверность – это просто нагромождение фантазий и видений, призванное загипнотизировать читателя. Разве будешь убеждать автора в том, что митрополит Алексий (Симанский), будущий патриарх, падал в голодные обмороки, но не покидал Ленинграда, хотя у него была такая возможность, а его келейник инок Евлогий и вовсе скончался от голода? Что из 55 ленинградских священнослужителей от голода умер каждый третий – 18, кроме того, погибли сотни церковнослужителей, певчих и членов приходских советов? Что всю страшную блокадную зиму 1941/42 г. храмы помогали нуждающимся деньгами, сохранившимися с довоенных времен дровами, маслом для освещения, выделяли фанеру, чтобы заменить ею выбитые взрывной волной стекла, доски для сколачивания гробов умершим родственникам, делали из железных листов печи для обогрева квартир? Что репрессии духовенства продолжались и в период блокады – во второй половине 1941 и в 1942 г. – были арестованы как минимум пять священнослужителей?

http://pravoslavie.ru/506.html

550, д. 148, л. 1] Опускаем дальнейшее перечисление их «преступных» деяний . 12 февраля Трибунал, «применив к ним амнистию ВЦИК от 6 ноября 1920 г., [приговорил] к условному наказанию митрополита Арсения, протоиереев Яковцевского и Соколова, граждан Финикова и Скородумова сроком на пять лет каждого, а епископа Алексия (Симанского) и протоиерея Вихрова (Венедикта) на три года каждого... Кроме того, [постановил] в целях ограждения завоеваний Октябрьской революции и в интересах трудящихся масс избрать постоянным местопребыванием митрополита Арсения – город Архангельск... Настоящий приговор может быть обжалован ...в кассационном трибунале при ВЦИК в течение 48 часов с момента вручения с него копии». Копия была препровождена митрополиту Арсению 15 февраля. 17 февраля митрополит Арсений подал кассационную жалобу, где, между прочим, указал, что: ..II. «Применение... двух наказаний, а именно – условного лишения свободы и ссылки на житье в Архангельск недопустимо, как являющихся двойным наказанием за одно деяние... III ...Согласно параграфа II Циркуляра НКЮ от 3 января 1919 г. по вопросу об отделении Церкви от государства, ссылка служителей Церкви из пределов одной губернии в другую не допускается. IV. Действия мои ...не носят преступного характера, на что косвенно указывает в своем постановлении и заведующий церковным отделом Левендаль...» [ oai ?a, д. 149, л. 1]. Кассационный трибунал ВЦИК в составе Красикова (предсе-датель), тов. Карклина и Анского в присутствии члена-докладчика трибунала т. Нехамкина в своем заседании 16 июня 1921 г. «рассмотрел жалобу на приговор Новгородского Революционного трибунала от 12 февраля 1921 г. по делу митрополита Арсения и иже с ним в противодействии политике Советской власти и приговоренных к условному наказанию на 5 лет Арсения и еще трех лиц из Епархиального Управления, а епископа Алексия [Симанского] и прот. Вихрова на три года, и решил: – в виду отсутствия поводов к отмене приговора, оставить приговор в силе, отменив лишь высылку в Архангельскую губернию митрополита Арсения, и выяснить через ВЧК обстоятельства печатания Епархиальных Ведомостей (откуда бумага, типография, разрешение [на печатание] с выяснением виновных в упущениях лиц и учреждений и пр.» [д.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010