1901. Вып. 14. С. 1-146; Курдюмов М. Г. Описание актов, хранящихся в архиве имп. Археографической комиссии//ЛЗАК за 1904 г. СПб., 1907. Вып. 17; ПДРКП; Греков Б. Д. Описание актовых книг, хранящихся в архиве имп. Археографической комиссии. Пг., 1916; Тихомиров М. Н. Новгородский хронограф XVII в.//НИС. 1940. Вып. 7. С. 66-114; Из доклада Л. Н. Парийского высокопр. Алексию, митр. Ленинградскому//ЖМП. 1943. 3. С. 31; НПЛ; ПСРЛ. Т. 1, 2; 1841. Т. 3; Т. 4. Ч. 1; Т. 15. Вып. 1; Т. 16, 25, 30, 33, 42, 43; ГВНиП; ДРКУ; ПсковЛет. 2 вып.; РФА. Вып. 1-4; РФА. 2008; Новгородские грамоты на бересте. М., 1953- [ 2015 ] . Вып. 1- [ 12 ] ; Актовые печати. Т. 1-3; Щапов Я. Н. Княжеские уставы и Церковь в Др. Руси: XI-XIV вв. М., 1972. С. 38-48, 150-177; Медынцева А. А. Древнерус. надписи новгородского Софийского собора, XI-XIV вв. М., 1978; Опись Новгорода 1617 г./Общ. ред.: В. Л. Янин. М., 1984. Ч. 1. С. 27-173; Роспись новгородских мон-рей и церквей 1615 г.//Там же. Ч. 2. Прил. С. 322-330; Румянцева В. С. Народное антицерк. движение в России в XVII в. М., 1986. Прил. II: Док-ты Новгородского приказа о раскольниках. C. 227-243; Андреев В. Ф. Новый список «Семисоборной росписи» Новгорода//НИС. 1989. Вып. 3(13). С. 219-223; Определения Свящ. Синода//ЖМП. 1990. 10. С. 4; 1994. 2. С. 39; Рождественская Т. В. Древнерусские надписи на стенах храмов: Новые источники XI-XV вв. СПб., 1992; Смирнов С. М. Восп. о времени моей работы в Новгородском музее//НИС. 1997. Вып. 6(16). С. 296-344; Письма патр. Алексия (Симанского) своему духовнику. М., 2000; Янин В. Л. «Семисоборная роспись» Новгорода// Он же. Средневек. Новгород: Очерки археологии и истории. М., 2004. С. 393-401; Зализняк А. А. Древненовгородский диалект. М., 20042; Анкудинов И. Ю. Роспись новгородских церквей 1615 г.//НИС. 2008. Вып. 11(21). С. 367-382; Письма патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ. М., 2009. Т. 1. С. 299-301; 2010. Т. 2. С. 163, 165-167; Приходная книга новгородского Дома Св. Софии 1576/77 г.: («Книга записей софийской пошлины»)/Сост.: И.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Поляков Василий Авер. Поляков Т.В. Поляков Яков Александрович Померанцев Петр Николаевич, свящ. Московский Попов Сергей Константинович, Моск. купец Попов Сергей Григ., свящ. Московский Посланов Василий Потапов Николай Михайлович, Моск. купец Привалова А. Причт Воскресенской, в Екатерининском богаделенном доме, церкви Причт Благовещенской, на Бережках, церкви Причт Богоявленской, в Ямской Дорогомиловской слободе, церкви Причт Марие-Магдалининской, в 1-ой Градской больнице, церкви Причт Троицкой, на Пятницком кладбище, церкви Причт Спасо Влахернского монастыря Причт Крестовоздвиженской, в Алексеевском монастыре, церкви Причт Максимовской, на Варварке, церкви Причт Александро-Невской, в Покровской богадельне, церкви Причт Троицкой, в Набилковской богадельне, церкви Причт Петропавловской, в Мариинской больнице, церкви —55— Причт Ржевской, у Пречистенских ворот, церкви Проскуряков Иван Николаевич, Моск. купец Пупышев Ф.Д. Пронин И., староста Космо-Дамиановской, в Нижних Садовниках, церк. Протопопов Проскуров Прусаков А. Протопопов Петр Алексеевич, свящ. Москов. Пушкин М., староста Казанской, у Калужских ворот, церкви Пущина М.Н. Пшеничников Александр Иоаннович, протоиерей Московский Пятикрестовский Василий Стефанович, свящ. Московский Пятикрестовский Мих. Стефан., священ. Московский Рахманов Павел К. Раздольский о. Александр, священник Московский Ржевская, у Пречистенских вор., церк. Рогович А.А., вдова Тайного Советн. Розанов Иоан. Вас., прот. Московский Ронановский Гер. Ал-еев., диакон Моск. Росляков Иван Иванович Румянцев Федор Иоаннович, протоиерей Московский Рябов С.П. Сальников П. Самолетов Савостьянов Павел Петрович Самсонов И., староста Николаевской, на Мясницкой, церкви Сахаров —56— Сахаров Д., староста Моск. Воскресенской, в Даниловской слободе, церкви Савватий, иеромояах Симонова монаст Самойлова А.М. Светлов Анатолий Андреевич Сергий, Иумен Настоятель Моск. Единоверческого монастыря Сергеев Потап Сергеевич Сергеев Петр Сергеевич, священник Московский Симанский С.И.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

София Гавриловна, за действительным статским советником Иваном Петровичем Бибиковым Екатерина Гавриловна, за генерал-майором Александром Александровичем Арсеньевым Мария Гавриловна, за действительным статским советником Алексеем Николаевичем Дюклу Вера Гавриловна, за Петром Дмитриевичем Хрущовым Александра Гавриловна Иван Юрьевич Николай Дмитриевич Александр Петрович, генерал-майор Дмитрий Петрович, генерал-майор Пётр Петрович, бригадир; женат на Екатерине Евдокимовне Щербининой Мария Петровна Наталия Петровна Иван Степанович, генерал-майор Пётр Степанович, генерал-майор Анна Степановна, за Алексеем Никитичем Киреевским Наталия Степановна, за Беклемишевым Аграфена Степановна, за Василием Осиповичем Шатиловым Елисавета Степановна, за Дмитрием Васильевичем Дурновым Надежда Степановна Мария Степановна КОЛЕНО XVII: Василий Александрович, генерал-майор; женат на Варваре Михайловне Симанской Александр Александрович Александра Александровна, за генерал-майором Николаем Михайловичем Безобразовым Екатерина Павловна, за генералом от кавалерии бароном Фёдором Петровичем Офенбергом † 26 декабря 1856 года Елена Павловна: 1) за князем Эспером Александровичем Белосельским-Белозерским † 1846; 2) за князем Василием Викторовичем Кочубеем † 1850 Пётр Гаврилович; женат на Софие Ивановне Ореус Гаврило Гаврилович Сергий Дмитриевич Дмитрий Дмитриевич; женат на Елисавете Петровне Шереметевой София Дмитриевна, за графом Дмитрием Андреевичем Толстым Зоя Дмитриевна Михайло Ильич Сергий Ильич Елена Ильинишна, за Свечиным Екатерина Ильинишна, за Татищевым Прасковья Ильинишна Варвара Ильинишна Иван Петрович, действительный статский советник; женат на Софие Гавриловне Бибиковой КОЛЕНО XVIII: Варвара Васильевна, за Сергием Александровичем Танеевым Елисавета Ивановна; 1) за князем Дмитрием Николаевичем Оболенским † 1844; 2) за бароном Менгденом Семён-Селиван Игнатьевич 20), получил от Иоанна Великого, в 1477 году, в земле новгородской, в вотской пятине, описные вотчины: Матвея Юрьевича Репехова в погосте Дудоровском-Введенском; Василия Мозжинского, Ивана Васильевича Рушенского, Гриди, Семёна и Петра Есиповичей Кречетниковых в погосте Никольском-Ижерском

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

2 Иннокентий (Просвирнин ; 1940–1994), архимандрит, доцент МДА. Историк, археограф, богослов, человек энциклопедических знаний и высокой культуры. Сподвижник митр. Питирима (Нечае­ва), он 30 лет трудился в Издательском отделе Московского Патриар­хата. Несколько лет возглавлял научный центр Иосифо-Волоцкого мон-ря и занимался восстановительными работами. В последний год жизни принял келейный постриг в схиму с именем Сергий. Скончал­ся в праздник апостолов Петра и Павла (12.07.1994). 3 Питирим (Нечаев ; 1926–2003), митрополит Волоколамский и Юрьевский, викарий Московской епархии. Один из выдающихся иерархов Русской Православной Церкви, видный общественный де­ятель. Принадлежал к 300-летнему потомственному роду священно­служителей, состоял в тесном общении со многими представителями дореволюционного духовенства и непосредственно от них воспри­нял русскую церковную традицию. Его духовные наставники – это известный московский протоиерей Александр Воскресенский и представитель Оптинского старчества преподобноисповедник Севастиан Карагандинский . Четверть века владыка был ближайшим со­трудником патриарха Алексия I (Симанского). Он имел близкие до­верительные отношения с такими духоносными личностями, как митр. Иосиф (Чернов) и архим. Иоанн (Крестьянкин) , поддерживал общение с архиеп. Василием (Кривошеиным) и прот. Николаем Гурьяновым . Более 30 лет владыка возглавлял Издательский отдел Московского Патриархата. Перед кончиной был келейно пострижен в схиму. Митр. Питирим почил на 78-м году жизни (4.11.2003), отдав 60 лет служению Церкви, из них 40 – в архиерейском сане. 4 Ювеналий (Тарасов; р. 1929), схимитрополит. В течение 20 лет возглавлял Курскую кафедру. В настоящее время пребывает на покое. 5 Подробнее с жизнью этих двух обителей можно познакомиться на их официальных сайтах: Курский Троицкий мон-рь – http://knrsk-sestry.rn Алексеевский мон-рь в Золотухино – http://zolotuhino.mrezha.rn 7 Известно, что протоиерей Петр Семенович Васильев в 1950 г. служил в Свято-Троицкой церкви г. Томска, его супругой была Анна Андреевна Васильева.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В этой борьбе прошел целый год. В итоге возникла дилемма: изменить Православию или самораспуститься. В мае 1923 года Институт прекратил свое существование, чтобы не подпасть под власть раскольников. 16 марта 1924 года был открыт обновленческий Богословский Институт. Вместе с православным Богословским институтом были вынуждены прекратить свое существования практически все районные богословские курсы, созданные в 1920 - 1921 годах. В 1924 году только во 2-м городском благочинии продолжали работу богословские курсы, в них принимали участие как преподаватели, так и учащиеся закрытого института. 29 сентября 1925 года на базе этих курсов было открыто новое православное высшее учебное заведение - Ленинградские высшие богословские курсы , просуществовавшие до 1927 года. В 1929 году протоиерей Николай Чуков вновь возбуждает вопрос об открытии в Ленинграде Православного богословского института. Это начинание получило благословение заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) . Представленное «Положение» об Институте и учебный план были рассмотрены при участии самого протоиерея Николая в административном отделе ВЦИК в Москве. Эти документы там были утверждены, и разрешение было выдано. Но открыть Институт уже не получилось, в том числе из-за отсутствия помещения и библиотеки. Уже не было и прежнего профессорско-преподавательского состава, некоторые умерли (профессор И.Д. Андреев, Профессор А.А. Дмитриевский, профессор протоиерей А.В. Петровский), другие покинули Советский Союз, многие погибли в годы смуты, голода и репрессий. Вопрос о возрождении духовного образования был поднят на знаменитой встрече 4 сентября 1943 года И.В. Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским) , Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем) . Получив поддержку правительства в решении этого насущного для жизни Церкви вопроса, митрополит Сергий поручил подготовку «Положения» и проектов учебных программ архиепископу Саратовскому Григорию (Чукову). Проект «Положения» был представлен Святейшему Патриарху Сергию 1 октября 1943 года и был одобрен Священным Синодом. По этому проекту в Москве было предложено открыть Богословский Институт, а по епархиям Богословско-пастырские курсы. В ноябре 1945 года в Ленинграде были открыты Богословско-пастырские курсы. 14 октября 1946 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, состоялось торжественное открытие Ленинградской духовной академии . Редакция текста от: 06.08.2013 11:01:37 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13653.html

Елена Николаевна: Когда владыка стал там преподавать и в Лавре у него появилась квартира, там поселились и бабушка, и мои тетушки, потому что они всегда опекали владыку. Так что все каникулы, всё какое-то свободное время, даже потом, когда я уже повзрослела и владыка имел уже другие жилищные условия, мы всегда проводили там. Поэтому Лавра для меня – это очень близкий, родной дом. А обосновались мы в Абрамцево, потому что все очень любили эти места, почитали преподобного Сергия и хотели быть рядом с ним. Здесь у нас родня и достаточно большой клан. Владыка тоже бывал здесь часто, потому что часто приезжал в Лавру. К маме и к сестрам. А потом, когда они с мамой остались вдвоем, он в этом доме бывал чаще всего. «Закрытая жизнь» – Когда читаешь «Дневники» секретаря Патриарха Алексия (Симанского) Даниила Андреевича Остапова, создается представление о довольно теплой семейной атмосфере церковной жизни тех лет, несмотря на давление со стороны государства. Это была такая «семейная жизнь», где все знали друг друга и относились друг ко другу доверительно. И в Церкви всегда было уютно. А как вы воспринимали то время? И еще такой вопрос: владыка тогда был уже заслуженным и известным иерархом нашей Церкви, а вы говорили, что он много времени уделял родным. Как это было возможно для человека, занимавшего такое высокое положение? Елена Николаевна: Знаете, вероятно, потому, что мы с сестрой очень часто бывали в его доме – да и жили там, и потому что на службы ходили и в Елохово, и в храм в Брюсовом переулке , то есть росли при владыке, нам и досталось так много его внимания. А что касается «закрытой жизни» Церкви в то время… Это действительно было так. Я росла в светской среде, и мои одноклассники и окружение о моей духовной жизни ничего не знали. Только когда я уже училась в университете, мы с подругой (с которой я дружила с 5-го класса) поехали отдыхать, и я открылась ей. Знали все, кто бывал у нас в Абрамцево. Хотя случалось, что и дразнили… Но уважали и почитали тоже. Но, как правило, наша духовная жизнь была закрыта от посторонних глаз.

http://pravoslavie.ru/98353.html

Поместный Собор 1945 года — уникальные ФОТО Уникальная фотохроника Собора, на котором Церковь снова стала Русской и обрела своего предстоятеля 4 февраля, 2015 Уникальная фотохроника Собора, на котором Церковь снова стала Русской и обрела своего предстоятеля 4 февраля 1945 года завершил свою работу Поместный Собор Русской Православной Церкви, который был созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского). Собор должен был избрать нового Предстоятеля и зафиксировать существенные изменения в жизни Церкви. Согласно единогласному решению архиереев, новым Патриархом стал Алексий I (Симанский). Мы публикуем уникальные архивные фотографии событий тех дней. Выдержки из писем митрополита/патриарха Алексия (Симанского) семье Даниила Андреевича Из письма от 26 ноября 1944 года: «… У нас эти дни был съезд всех моих собратий, в количестве сорока человек. Это дало, конечно, мне много забот и работы. Постановление — Собор назначить на 30 Января нового стиля для выбора преемника Дедушки, хотя и на этом собрании единогласно высказались за Ленинградского. Но Собор в Январе будет полный, и даже приглашаются Восточные Патриархии. Сложно, но зато полно и закономерно. Вы знаете, что Ленинградский не честолюбив и что он предпочитает тихое житие внешней суетности. С годами это чувство усиливается. Но вот, на старости лет приходится покориться воле Божией. И так как делаешь не свою волю, то можно надеяться и на Вышнюю помощь, которую я и ощущаю повседневно и во всех делах…» Из письма от 25 декабря 1944 года: «… Собор будет 31 Января нового стиля и продолжится, вероятно, до 4 февраля. 4-го предполагается интронизация Патриарха. Хлопот и забот очень много. Предполагается приезд двух Патриархов Восточных; затем Митрополита Сергия из Японии, Евлогия из Парижа и Вениамина из Америки. Наших архиереев — больше сорока, диаконов и мирян около 250. Представьте, как много хлопот со всеми этими делами! На меня по-видимому выпадает тяжелый крест — преемство Дедушке. Я уже свыкся с этой мыслью: меня, конечно, утешает единодушное решение Епископата, выразившееся на бывшем в Ноябре предсоборном Совещании. Но от этого не легче возлагаемое бремя!..»

http://pravmir.ru/prinimayu-eto-poslusha...

Терпеливо, внимательно и любовно выслушиваемые дети получают от своих руководителей ответы, указания и всяческое удовлетворение своим переживаниям» 1011 . Эти рекомендации очень близки педагогическим принципам самого святителя Вениамина. В бытность ректором семинарии, он строил на них и внеклассное воспитание семинаристов, и собеседования с «духовными христианами» в Самаре. Религиозно-воспитательная работа с детьми особенно хорошо была поставлена в Василеостровском благочинии, в частности, в Андреевском соборе. Братство, созданное при соборе, уделяло первостепенное внимание подрастающему поколению. Кроме занятий, для детей организовывались паломничества и экскурсии, приходские театрализованные праздники. Не прекратилось просвещение детей верующих и в Александро-Невской лавре, только на смену создателем первого детского кружка при ней пришли другие педагоги-монахи. Общее руководство лаврской «школой», в трех группах которой обучалось не менее 100 детей, осуществлял наместник лавры архимандрит Николай (Ярушевич) . Непосредственным же ее руководителем был иеромонах Иларион (Вельский), выпускник Олонецкой духовной семинарии 1918 года и студент Богословского института, который занимался со старшей группой. На самом высоком уровне здесь было поставлено обучение церковному пению – для детских спевок митрополит Вениамин даже предоставил один из залов в Митрополичьем доме. Практическое знакомство с православным богослужением дети получали в Лазаревской церкви лавры. В ней они читали и пели, а мальчики и прислуживали в алтаре. Среди учеников этой «школы» был будущий архиепископ Михаил (Мудьюгин) , а его мать входила в число самых деятельных членов Александро-Невского братства. Преподаванием Закона Божия при храмах заведовал епископ Кронштадтский Венедикт (Плотников), а руководство и наблюдение за богословскими курсами и внебогослужебными чтениями Вениамин поручил весной 1921 года первому викарию Петроградской епархии епископу Ямбургскому Алексию (Симанскому) 1012 . По свежим впечатлениям владыка Алексий писал: «12-го числа [мая 1921 года – авт.] я был на акте после окончания занятий законом Божиим в церкви Экспедиции заготовления государственных] бум[аг].

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он обладал беспрекословным авторитетом. И всегда отстаивал интересы Церкви перед властями Это был настоящий образец служения. Больше таких священников я не встречал никогда. Он обладал беспрекословным авторитетом, ему перечить боялись даже архиереи. И всегда отстаивал интересы Церкви перед властями, иной раз даже идя против мнения оных. Протопресвитер Николай Колчицкий встречает гостей      Отец Николай любил читать проповеди. И каждую субботу после окончания службы была проповедь. А в Страстную седмицу его проповеди сопровождались концертами, посвященными Страстям Христовым. У отца Николая проповеди были спокойные, в отличие от проповедей митрополита Николая (Ярушевича), который говорил всегда очень эмоционально. А когда отец Николай Колчицкий рассказывал о Святой Земле, то настолько красочно описывал даже и самые уголки ее, что слушающий имел ощущение, будто побывал там, где ходил Спаситель. О строгости и принципиальности отца Николая Отец Николай был строгим, особенно в алтаре. Никаких хождений лишних по горнему месту не терпел. Один из иподиаконов как-то раз прошел по горнему месту. Отец Николай спросил его, какая была причина. Тот ответил. Потом второй раз прошел по горнему месту. Отец Николай подозвал его и сказал, чтобы он передал своему архиерею, пусть тот в следующий раз берет других иподиаконов. Протопресвитер Николай Колчицкий; Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский); личный секретарь Патриарха Даниил Андреевич Остапов; иподиакон с жезлом - Серапион (Фадеев). 1958 г.      Был и такой случай. Архиепископ Сергий (Ларин) однажды приехал в собор. Подозвал меня, тогда соборного иподиакона, и попросил передать матушке-алтарнице, чтобы она приготовила облачение. Та сказала, что без благословения отца Николая никак нельзя этого сделать. Я пошел к отцу настоятелю. Отец Николай велел передать, что владыки Сергия нет в списке служащих. Я обошел собор снаружи, чтобы не ходить через горнее место, и передал слова отца настоятеля. Тогда владыка Сергий обратился к патриарху Алексию: «Ваше Святейшество, благословите вам сослужить». Патриарх ответил положительно. И архиепископ Сергий просил меня передать отцу Николаю, что Святейший благословил ему сослужить. Тогда я опять обошел снаружи алтарь и передал слова владыки. Затем отец Николай подошел к патриарху и сказал: «Ваше Святейшество, мы же с вами договорились, что вы мне будете заранее подавать списки служащих архиереев. Благословите, чтобы преосвященнейший Сергий помолился на службе в алтаре, потому что облачения для него нет в данный момент, ибо он любит, чтобы всё было чинно, а у нас все элементы облачения из разных комплектов». На это Святейший Алексий ответил: «Пусть помолится в алтаре». И отец Николай велел мне передать владыке Сергию, чтобы тот просто молился на службе в алтаре.

http://pravoslavie.ru/106661.html

Л. Комарова (впоследствии – президент Академии наук СССР), биолога и селекционера И. В. Мичурина, известного историка академика Η. П. Лихачева, знаменитого медика и практикующего врача профессора C. П. Боткина, художников В. М. Васнецова, Н. К. Рериха, М. В. Нестерова, К. Е. Маковского, великую актрису М. Г. Савину, замечательного музыканта, создателя первого в России оркестра народных инструментов В. В. Андреева, выдающегося книгоиздателя И. Д. Сытина, командира легендарного крейсера «Варяг» В. Ф. Руднева и многих других. А ведь они были членами СРН и активно участвовали в его деятельности. Членом Союза мог стать любой русский человек, разделявший его программу и плативший членские взносы. Это была открытая организация. В нее вступали купцы, ремесленники, кустари, мелкие служащие, казаки, наемные рабочие, крестьяне, которые записывались в СРН целыми селами особенно в губерниях, где был силен инородческий и иноверческий гнет. В-третьих, следует подчеркнуть высочайший духовный уровень, отличавший это движение, возникшее в церковной ограде, то есть в тесном взаимодействии с Православной Церковью . Руководящую роль в СРН играли «маяк Православия» святой праведный Иоанн Кронштадтский , духовным сыном которого был епископ Серафим, будущие патриархи – Тихон (Белавин) , Сергий (Страгородский) и Алексий (Симанский). Священники и архиереи нередко были руководителями отделов СРН и активными членами других монархических организаций. Владыка Серафим был активным членом Русского Монархического Собрания. Он участвовал в деятельности интеллектуального штаба монархистов Москвы. В 1907–1909 гг. входил в состав Совета и позднее был избран одним из шести почетных членов этой старейшей национально-патриотической организации. В Орле, а затем в Молдавии он занимал посты почетного председателя местных отделов СРН, участвовал в Четвертом Всероссийском монархическом съезде в Москве весной 1907 г. На съезде присутствовало большое число священнослужителей. 28 апреля 1907 г. около 20 из них (в основном из сельских приходов) провели пастырское собрание, на котором председательствовал Владыка Серафим.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010