Проповедь митрополита Псковского и Порховского Тихона произнесена 23 октября 2022 года, в Неделю о Наинской вдове, в Спасо-Казанском Симанском женском монастыре города Остров. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. В наше тяжёлое, жестокое время особенно близко и понятно горе матери, о которой мы слышали сегодня в Евангелии, потерявшей единственного сына. Сколько матерей сейчас разделяют её судьбу! Горе матери никто не может уврачевать, ничто не сможет залечить. Кроме одного Бога. И как это делает Господь, мы слышали сегодня в Святом Евангелии, в рассказе о встрече Спасителя с похоронной процессией и вдовицей, лишившейся своего единственного сына. Господь сотворил то одно, что могло утешить мать, – Он отдал женщине вновь живым её ребёнка. «Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить, и отдал его Иисус матери его» (Лк. 7:15). Это непостижимо для неверующего мира. Но мы слышали об этом не только нашим слухом, но и нашей верой. И знаем, что в великом происшедшем событии – основа христианской веры каждого из нас. Без веры в воскресение нет никакого христианства. «И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр. 21:4), – возглашается в Священном Писании. Драгоценнейшая святыня нашей веры – как раз это утешение неисцелимой материнской боли, наша смиренная, но незыблемая надежда на то, что отрет Господь каждую из этих бесконечных человеческих слёз... Да: и в слезах, и в горе, и во зле на земле, и в смерти повинен сам человек, всё человечество. Но эта горькая и несомненная истина не утешит скорбящую мать. Это может совершить лишь Сам Господь, когда Своим вочеловечением, Крестом и Воскресением приведёт всё сотворенное и восставленное Им из падения в состояние, когда Он снова сможет произнести, как при сотворении мира: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, (все) хорошо весьма» (Быт. 1:31). Именно к такому поразительному и непостижимому для нас высшему благу и гармонии Господь ведет Церковь – человечество, верующее в Него. Какими это свершится путями, непостижимо. Для нас ясно лишь то, что и силами всего человеческого рода такое абсолютно невозможно. Но мы веруем и знаем, что произойдет это непременно. И называться новая жизнь будет Царством Божиим. Знаем и то, что «многими скорбями надлежит нам войти в Него» (Деян. 14:22). И сейчас время этих скорбей.

http://pravoslavie.ru/148892.html

хотел его прогнать; и домоправитель подумал: куда же мне деваться? Вот что я сделаю: приглашу сюда должников моего хозяина и уменьшу их долги; в благодарность они, может быть, примут меня… Так он и сделал (см. Лк 16:1-8). Мы знаем, что подобное случается постоянно, но нас удивляет в этой притче то, что хозяин похвалил недобросовестного, нечестного своего домоправителя, сказав, что тот поступил удачно, умно. Как же это понять? Неужели Бог нам говорит, что мы имеем право поступать бесчестно? Мне кажется, что это можно объяснить так: подобны домоправителю все мы. Всем нам, каждому из нас без исключения, поручено заботиться об имуществе Божием, а не нашем, потому что нашего имущества нет и не может быть; все — Божие или Богом дано каким-то другим людям. Нам поручено заботиться об этом имуществе, но мы заботимся о нем или небрежно, или прямо-таки нечестно, стараемся свою выгоду получить из того, что принадлежит не нам. И Христос нам дает ясный ответ: нет, этого делать нельзя… Но вместе с тем мы видим в этой притче, что домоправитель надеялся только на одно: он себя оправдать не мог, но, распоряжаясь добром хозяина, в конечном итоге — Божиим добром, он надеялся стяжать себе благодарность и любовь людей. И вот здесь стоит ударение, в этом центр тяжести всей притчи: не в том, что он был честен или нечестен, а в том, что никакое добро нам не принадлежит: мы все домоправители, все плохо правим Божиим добром, но несмотря на это, если мы через наше управление, каково бы оно ни было, родим в других людях благодарность и любовь, то этим можем себя спасти. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский); + 1970 г. Глава 2 Перейдем теперь ко второй главе Евангелия от Марка. Через несколько дней опять пришел Он (Христос) в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места, и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1273...

Он поступает в Московскую Духовную академию в 1900 году, и 9 февраля 1902 года принимает монашеский постриг от руки ректора академии епископа Арсения (Стадницкого) , будущего кандидата в Патриархи. С этим архиереем он будет связан многими годами своей жизни и во многом сформируется под его влиянием. Хотя их разделяло многое. Арсений Стадницкий был сыном провинциального бессарабского священника, довольно низкого происхождения. Аристократ, теперь уже не Сергей Владимирович Симанский, а иеромонах Алексий (Симанский) даже чисто стилистически, визуально отличался от своего наставника. И эта внешность будущего Патриарха всегда символизировала собой его происхождение, происхождение аристократическое. Он этого не стеснялся, он этого не скрывал, он этим, в особенности в советское время, подчас и бравировал. Опять-таки, я говорю о категориях, нам трудно представимых, ибо мы сформировались в обществе, где после того противоестественного отбора, который прошел в нашей стране, не только умных, но и красивых лиц стало гораздо меньше, уж не говоря о породистых. Алексий Симанский знал себе в этом отношении цену. Но в епископе Арсении (Стадницком) он увидел человека, поднявшегося из низов, получившего прекрасное образование, ставшего настоящим ученым и что самое главное – ставшим очень строгим, очень ответственным иерархом Церкви. Может быть, вы знаете, что знаменитые раскопки в Великом Новгороде, которые потом так триумфально увенчал академик Янин, начал-то еще Арсений Стадницкий, будучи епархиальным архиереем в Новгороде. Так что перед нами не только князь Церкви, но и серьезный церковный ученый. Причем, повторяю, человек, вышедший из недр провинциального духовенства. Алексий Симанский не мог не ценить в ректоре вот такого рода яркую личность. К личностям его, конечно же, тянуло. Окончил будущий Патриарх академию в 1904 году со степенью кандидата богословия – кстати, сочинение он избрал для себя совершенно беспроигрышное: «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета (Дроздова) ». Здесь он мог опираться на свою эрудицию правоведа и одновременно апеллировать к непререкаемому авторитету для Московской Духовной академии святителю Филарету (Дроздову) . Как видите, стык между правом и нравственным богословием определял содержание диссертации. Конечно, она была успешно защищена. И сразу же буквально, в 1904 году 27-летний Алексий Симанский становится инспектором Псковской духовной семинарии. Отнюдь неслучайно, ибо в это время Псковским архиереем является Арсений Стадницкий , который видит в Алексии Симанском своего ближайшего ученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1903 году рукоположен во иеромонаха. В 1904 году окончил Академию со степенью кандидата богословия и 16 августа назначен инспектором Псковской духовной семинарии . С 16 сентября 1906 года назначен ректором Тульской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. Через 5 лет, в день прощания с ректором, 17 октября 1911 года, инспектор Тульской семинарии Петр Иванович Павлушков в своей речи сказал: " Труд Ваш на новом месте Вашего служения для Вас должен быть легким. Да и не нов для Вас этот труд. 5 лет несли Вы его среди нас, для здешнего Тульского края, в условиях по началу не совсем обычных, изобиловавших неожиданностями, подчас и немалыми трудностями. В управление Тульской семинарией Вы вступили в ту пору, когда Духовная наша школа повсюду начинала только оправляться от пронесшейся над ней бури, многое в ней возмутившей. Потревожившей, сдвинувшей с места. Школу приходилось в те дни собирать почти сызнова. И для этого нужен был труд решительного и вместе осторожного, уверенного в себе, но и готового верить другим, твердо, но и мирно настроенного руководителя. Таким и был здесь Ваш труд за все эти годы. Не заносчивым, властным и жестоким распорядителем вошли Вы в обширную и сложную область врученного Вам педагогического дела. С полным и открытым доверием отнеслись вы тогда к новым Вашим сотрудникам, с истинным доброжелательством к новым Вашим питомцам. С первых дней совместной с Вами службы все мы почувствовали себя вполне свободными членами нашей служилой семьи, каждый из нас мог вносить в общее дело свою долю разумения и строительства. Так понемногу накапливалась соединенными силами внутренняя жизнь растревоженной школы, и при счастливо объединявшейся Вами и потому дружной работе здесь не могло быть места грубым промахам, непоправимым ошибкам. Ваше простое, сердечное, чуждое и тени суровости обращение с учащейся у нас молодежью уже нашло себе оценку и отклик… " Алексий (Симанский), еп. Тихвинский. 1913 г. (ЦАК МДА) Алексий (Симанский), митр. Ленинградский. Кон. 30-х гг. ХХ в.

http://drevo-info.ru/articles/1317.html

Патриарх Алексий I (Симанский). Фото: Life Патриарх Алексий I (Симанский). Фото: Life С юности яркие впечатления о паломничестве в Троице-Сергиеву лавру переплетались в его сознании с воспоминаниями о вечерах, где обсуждались литературные и театральные новинки, новости светской и общественной жизни Москвы. Прежде, чем исполнилось собственное желание Сергея Симанского – таково было имя будущего патриарха Алексия до принятия пострига, – ему предстояло пройти обучение в Лазаревском институте, где уделялось немалое значение изучению восточных и в " Катковском " лицее – привилегированном учебном заведении для молодой аристократии, а затем окончить юридический факультет Московского университета. Учился он прекрасно, по результатам экзаменов обычно был одним из первых. В 22 года, получив степень доктора права, Сергей Симанский расстался с академической средой и еще год состоял на военной Лишь в 1900 году осуществилось давно желаемое и он смог поступить в Московскую духовную академию. В первые годы, проведенные в стенах академии, Сергею пришлось наверстывать упущенное, поскольку сокурсники в основном были выходцами из духовного сословия. Однако привычка к учебе и занятия под руководством опытных преподавателей вознаградили его усердие. Определяющим оказалось и сближение с ректором духовной академии епископом Арсением (Стадницким), от которого он принял монашеский Окончилась учеба в академии, были успешно выдержаны выпускные экзамены и защищена кандидатская работа по богословию, и снова пришлось учиться – церковному послушанию и терпению. Епископ Арсений (Стадницкий) Епископ Арсений (Стадницкий) В 1904 году на молодого священника были возложены обязанности инспектора духовной семинарии в Пскове, а спустя два года – и ректора семинарии в Туле. 18 сентября 1906 года в Пскове иеромонах Алексий был возведен в сан архимандрита. Между тем к преподавательской деятельности он не чувствовал особого расположения. Внутренняя обстановка в духовных учебных заведениях в предреволюционные годы была сложной, и в жизни отца Алексия (Симанского) был период духовного кризиса, когда он думал о миссионерском служении за Однако и пять лет на тульской семинарской кафедре послужили хорошей школой: он лучше узнал жизнь провинции, приобрел необходимый опыт административно-церковной работы и участия в выпуске епархиальных изданий. Пастырское служение и паломничества способствовали расширению круга его духовных связей.

http://religare.ru/2_100972.html

Патриарх Алексий почувствовал во владыке Кирилле ревность по вере, подлинную молитву – Интересно, они не общались, когда митрополит Арсений отбывал свою ссылку? – Никаких сведений о том, что туда, в Ташкент, в это время приезжал митрополит Алексий (Симанский), нет. Но говорили, что связь между ними все равно поддерживалась постоянно. И чем мог, по-видимому, владыка Алексий (Симанский) помогал ссыльному митрополиту, своему учителю. И вот, на эту-то Ташкентскую кафедру, где служили некогда митрополиты Арсений (Стадницкий) и Никандр (Феноменов), сразу же – как только он был выбран Патриархом – Алексий (Симанский) послал моего владыку Кирилла (Поспелова). Вызвал из Пензы и сразу же послал в Ташкент! За этим поступком, я думаю, стояло только одно: Патриарх Алексий просто почувствовал во владыке Кирилле дух Православия, ревность по вере, подлинную молитву. Это тоже ведь один из интересных эпизодов церковной жизни того времени… Священник Константин Былинкин Здесь хочу рассказать еще об одном случае из жизни, раздумывая над которым, я вспоминаю поставленный мне некогда вопрос и пытаюсь решить для себя: прав ли я был. А дело в том, что в свое время, когда я был назначен старшим иподиаконом и келейником владыки (хотя, честно говоря, на тот момент ничего в службе не понимал, а только потом ко всему привыкал), я туда приехал, а там уже был некий иподиакон Константин Былинкин. Помню сегодня только, что он был огненно-рыжим. И вот, оказывается, он-то как раз и был иподиаконом и у митрополита Арсения (Стадницкого), и у архиепископа Никандра (Феноменова). И, конечно же, настоящие иподиаконские черты и замашки у него все присутствовали в полном объеме. Я выказал ему свою «благосклонность», пригласив иподиаконом (не первым, конечно, несмотря на его опыт, – первым остался сам) к владыке Кириллу. И сделал его вторым иподиаконом. – А владыка Кирилл был не против? – Нет, конечно. Ведь он всецело мне доверял. Я же сам набирал себе штат иподиаконов и управлял им, владыка в это даже не вмешивался. Конечно, я не был тираном, но моей строгости (как они потом сами мне говорили) они страшно боялись!

http://pravoslavie.ru/117715.html

а) на устных: по Св. Писанию Нового Завета 3 (3 и 3=), по догматическому богословию 3, по всеобщей церковной истории 3–, по латинскому языку 3=; б) на письменных: по основному богословию 3–, по литературе 3 и по поучению 3, 50. Второе экзаменационное сочинение писалось на тему по истории философии, Симанскому же, в виду того, что он не изучал философских предметов, для второго сочинения была дана тема по истории литературы. На поверочном экзамене по латинскому языку поручик Симанский заявил, что в учебных заведениях он не изучал этого предмета, но отчасти знаком с ним по домашней подготовке; на испытании же по сему предмету оказалось, что Симанский не знал ни склонений, ни спряжений латинских; экзаменационная комиссия, в состав которой входили Ректор Академии Епископ Алексий, инспектор Архимандрит Анастасий, проф. П. Пономарев и и. д. доцента П. Верещацкий, после краткого совещания, – приняв во внимание, что поручик Симанский письменно заявил, что он желает поступить на миссионерское отделение Академии, студенты какового отделения освобождаются от изучения латинского языка, а также истории философии, педагогики, систематической философии, логики, истории и обличения русского раскола и русского сектантства, и что на это отделение принимаются без экзамена лица в священном сане, окончившие курс в духовных семинариях даже по второму разряду, – нашла возможным поставить Симанскому наименьший удовлетво- —544— рительный балл – 3-, чтобы не лишать его возможности поступить на миссионерское отделение. Справка: Поручиком А. Симанским 25 Августа было сделано письменно следующее заявление: «Честь имею просить Совет Казанской Духовной Академии в случае если я буду принят в Академию зачислить меня на миссионерское отделение». Совет Академии в заседании 31 минувшего августа, по обсуждении результатов приемных испытаний, относительно поручика Симанского постановил: допустить его к слушанию лекций на миссионерское отделение, в суждение же о приеме его в число студентов Академии не входит до тех пор, пока он не представит от своего начальства приказа об увольнении его от службы».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А выразить словами то, как или каким образом Сам ли Он зрит Отца, или обратно – созерцается Отцом, это не доступно нашему языку. Должно, однако ж, представлять это в подобающем Богу виде. VΙ. 47. Аминь (истинно), аминь (истинно) глаголю вам: веруяй в Мя имать (имеет) живот вечный (жизнь вечную). Итак, вера есть дверь и путь к жизни и восхождение от тления к нетлению. Впрочем, и здесь нисколько не менее (чем в других случаях) слушателям предстоит подивиться благоусмотрительности Спасителя. Поскольку знает и видит, что они совсем ничего не понимают и даже не думают о долге повиновения пророческим словам, то заклинанием в истине пресекает слабость веры, поскольку она зависела от человеческих размышле- (Продолжение следует). Арсений [Стадницкий], еп. Речь при пострижении в монашество студента 2-го курса Московской Духовной Академии Сергея Симанского, в иночестве Алексия [будущего патр. Алексия (Симанского)], произнесенная в пещерной церкви Гефсиманского скита 9 февраля 1902 года//Богословский вестник 1902. Т. 1. 3. С. 431–435 (2-я пагин.). —431— Взирая на тебя, возлюбленный о Господе брат, одушевленного неизъяснимым восторгом и высокою духовною радостью о Христе Иисусе, для Которого ты ныне распялся миру, и я, послуживший тебе в исполнении твоего давнего желания, разделяю эту святую радость, потому что воистину доброе и блаженное дело ты избрал. Правда, желание твое исполнилось несколько позже, чем ты предполагал. Но я медлил не потому, что сомневался в искренности твоих чувств, а – чтобы дать тебе возможность испытать свою юность, укрепиться в своем настроении, тем более что и происхождение твое, и образование в светских школах 398 , по-видимому, указывали тебе не на этот тесный путь отречения от мира, а именно – на жизнь в нем, со всеми так называемыми мирскими благами. Моему мысленному взору предносился образ богатого евангельского юноши, который, в порыве духовного восторга и в желании наследовать жизнь вечную, сначала решился, по-видимому, вступить на путь подвига нравственного совершенствования, обусловленного исполнением заповедей Закона, считая по своей юношеской самонадеянности это делом слишком

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—529— деления, от 11 августа сего года за Его Императорскому Величеству Государю Императору благоугодно было, в 12-й день Августа, в Петергофе, Собственноручно начертать: «Согласен». Поручик Симанский к поверочным испытаниям, бывшим в августе месяце текущего 1911 года, не явился, представив в Совет Академии прошение следующего содержания: «Честь имею просить Совет Московской Духовной Академии зачислить меня в число студентов этой Академии. – При сем имею честь сообщить, что вступительные экзамены мною успешно выдержаны в Казанской Академии, близ которой я, получив отпуск, проживал. – Получив экстренно разрешение Святейшего Синода, основанное на Высочайшем соизволении, мне держать экзамены, в виду краткого срока, остававшегося до начала экзаменов, я уже не счел возможным возвращаться в Москву и держал при Казанской Академии, о чем последняя, в случае необходимости, уведомит Московскую Академию. Считаю долгом присовокупить, что имею возможность содержать себя на личные средства и даже жить в Посаде у моих родителей, не обременяя всем этим Московскую Академию». По выслушании сего прошения в собрании 31 августа 1911 года, Советом Академии постановлено было: «Суждение по изложенному прошению поручика Андрея Симанского отложить до получения сведений из Казанской Духовной Академии о результатах сданных им при названной Академии поверочных испытаний». 4-го и 5-го текущего сентября ко мне поступили от Ректора Казанской Духовной Академии, Преосвященного Алексия, Епископа Чистопольского, две телеграммы по этому делу следующего содержания: 1) «Симанский не изучал латинского; остальное тройки; вообще слаб. Заявил (на) миссионерское отделение. Суждение (о) принятии (после) отставки. Епископ Алексий»; 2) ...«Симанского, полагаю, следует подвергнуть новым экзаменам. Епископ Алексий». Долгом считаю довести о сем до сведения Совета Академии». Определили: Предложить поручику Андрею Симанскому, в случае желания поступить в число студентов Москов- —530— ской Духовной Академии, в точности выполнить требования, изложенные в Высочайше утвержденном определении Святейшего Синода от 11 августа сего 1911 года за 5937, и при Московской же Духовной Академии сдать поверочные испытания по всем предметам, указанным в § 143 устава духовных академий 1910 года, не исключая и испытания по одному из древних языков.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

IV. Прошение поручика Андрея Симанского: «Честь имею просить Совет Московской Духовной Академии зачислить меня в число студентов этой Академии. При сем имею честь сообщить, что вступительные экзамены мною успешно выдержаны в Казанской Академии, близ которой я, получив отпуск, проживал. —436— Получив экстренно разрешение Святейшего Синода, основанное на Высочайшем соизволении, мне держать экзамены, в виду краткого срока, остававшегося до начала экзаменов я уже не счел возможным возвращаться в Москву и держал при Казанской Академии, о чем последняя, в случае необходимости, уведомить Московскую Академию. Считаю долгом присовокупить, что имею возможность содержать себя на личные средства и даже жить в Посаде у моих родителей, не обременяя всем этим Московскую Академию». Определили: Суждение по изложенному прошению поручика Андрея Симанского отложить до получения сведений из Казанской Духовной Академии о результатах, сданных им при названной Академии поверочных испытаний. V. Сданное Его Высокопреосвященством прошение окончившего Казанские Миссионерские Курсы и Учительский Институт, псаломщика Свято-Троицкой церкви посада Дубовки, Саратовской епархии, Алексея Шишкина: «Имея нужду в основательном изучении истории и обличения русского сектантства, а также догматического богословия и истории древней церкви, осмеливаюсь смиреннейше просить Ваше Высокопреосвященство, не найдется ли возможным разрешить мне посещение лекций по этим предметам в Московской Духовной Академии в наступающем 1911–1912 учебном году. Необходимые документы: 1) копию со свидетельства об окончании Миссионерских курсов, 2) копию с формулярного списка, 3) отзыв Наблюдателя Миссионерских курсов и 4) удостоверение о неимении препятствий к поступлению в Академию со стороны Саратовского епархиального начальства при сем имею долг представить». На сем прошении резолюция Его Высокопреосвященства за 3926: «1911 г. Авг. 27. Разрешается допустить Шишкина к слушанию академических лекций». Определили: Резолюцию Его Высокопреосвященства принять к исполнению.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010