Был в Елохово такой архимандрит Зосима, которого Владыка очень любил и почитал, и в Новодевичьем монастыре даже есть Владыкина книга, в которой записано поминание родителей его, и архимандрита Зосимы. И всегда среди имен родителей, которых он поминал, было имя архимандрита Зосимы. Этот священник служил в Елохово во времена Патриаршества Святейшего Алексия (Симанского). Что касается дедушки… К сожалению, Настиного дедушки уже не было на свете, и для них Владыка был действительно олицетворением дедушки. Все они росли при нем, с его помощью и по его молитвам. И судьба их сложилась, я уверена, тоже по Владыкиным молитвам. Из воспоминаний Ольги Владимировны Нечаевой об истории рода Нечаевых: «Род Нечаевых к началу XIX века имел 300-летнюю историю священнослужения. Братом моего отца Александром Андреевичем Нечаевым в тамбовских архивах были обнаружены документы, из которых установлен этот период. Дед моего отца, протоиерей Иларион Нечаев, был почетным гражданином города Тамбова. Протоиерейство тогда давалось только почетным священнослужителям. Прабабушку звали Еленой. Они были состоятельными людьми, имели собственные земли под Тамбовом и многочисленную родню. Папа вспоминал, что во дворе его деда всегда стояли подводы, приезжали родственники. У отца Илариона и матушки Елены было четверо детей: три сына и одна дочь. Два сына, Андрей и Александр, приняли священный сан, а третий – Николай – был служащим. Дочь Мария замуж не выходила. Моему деду, Андрею Иларионовичу, перешла по наследству хорошая усадьба в селе Селезни Тамбовской губернии, и достаточно большое количество пахотной земли. Он был настоятелем местной селезневской церкви. Иерей Андрей был добрый и хороший человек, но очень рано заболел и даже знал день своей смерти, предсказанный ему во сне. О его доброте можно судить по тому, что во время сильного голода и неурожая, когда крестьянам нечем было засеивать поля, он сказал: «Вот вам ключи от амбара, езжайте, берите, сколько вам нужно, и когда будет хлеб, отдадите!» Так и сделали: народ брал зерно, никаких расписок не давали, а когда крестьяне оказались в состоянии отдать долг, они привезли отцу Андрею зерно.

http://pravoslavie.ru/89836.html

- В самом начале нашей беседы Вы упомянули, что у Владыки есть глубокие священнические корни. Расскажите немножко об этом. - Да, у мамы в «Воспоминаниях» написано. Наши корни идут от «миссионерских начал» Святителя Питирима Тамбовского, начиная с его пребывания на родных землях. Упоминается также, что в роду присутствовала и греческая кровь. И вроде бы в семье было только духовенство, родственные связи завязывались также между семьями духовенства. Поэтому и бабушка, и дедушка мои были из потомственных духовных родов, и воспитание детей в духовной жизни не становилось сложностью. - Елена Николаевна, расскажите, пожалуйста, о себе, о Вашем детстве. - Мое детство прошло среди священников, несмотря на то, что папа занимал высокие посты. Я росла в Елохово, и Патриарх Алексий I называл меня «Косички». Он спрашивал у Владыки: «А чьи это косички?» Тот отвечал: «Мои!», потому что я высовывала голову из-за загородки, и мои косички оказывались близко к духовенству… - Елоховский собор был центральным храмом нашей Церкви? - Да, Елохово было центральным храмом, Владыка был при Патриархе Алексии I. Там же и бабушку мою отпевали: сначала в Лавре Патриарх Алексий I, потом ее привезли в Елохово. И на Даниловском кладбище все наши родственники похоронены. - Я знаю, что Владыка Питирим был связан не только с Москвой, с ее центральными соборами, с Патриархом Алексием (Симанским), с Троице-Сергиевой Лаврой. Когда вы лично начали осознавать эту его связь и делать для себя какие-то открытия? - Когда Владыка стал там преподавать, и у него появилась квартира - там поселились моя бабушка и тетушки, опекавшие его. Таким образом, все каникулы, все свободные минуты мы проводили там. Даже и моя дочь, и племянница со своей бабушкой Ольгой Владимировной тоже там бывали. Лавра для меня – родной дом. А обосновались мы в Абрамцево. Здесь у нас родня, начиная от бабушки и тети. И мои родители обосновались здесь. Владыка тоже здесь бывал, потому что часто приезжал в Лавру. - Когда читаю «Дневники» секретаря Патриарха Алексия (Симанского) Даниила Андреевича Остапова – передо мной встает картина камерной церковной жизни тех лет. Кажется, что Церковь существовала сама по себе и «внутри себя», несмотря на то, что испытывала давление со стороны государства. Но это была семейная жизнь: все знали друг друга и относились друг ко другу доверительно. И нам в Церкви было уютно. А как Вы воспринимали то время? Тем более что тогда Владыка был уже заслуженным и выдающимся иерархом нашей Церкви? Вы говорили, что он много времени уделял родным: но как это было возможно для человека, занимавшего столь высокий пост?

http://pravoslavie.ru/89836.html

Сб. 34: Юбилейный сборник (к 120-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Алексия I и к 80-летию восстановления Патриаршества). М., 1998. С. 13–185.) 47 (...сын камер-юнкера... – Имеется в виду Симанский Владимир Андреевич (1853–1929) – юрист, отец инока Алексия (Симанского). Окончил юридический факультет ИМУ (1876). С 1878 г. – камер-юнкер Императорского двора. Служил в канцелярии московского генерал-губернатора, затем помощник казначея и правитель дел Московского воспитательного дома. В 1891 г., выйдя в отставку, получил звание камергера и был пожизненно прикомандирован к канцелярии Св. Синода. С 1915 г. – при канцелярии обер-прокурора Св. Синода. Камер-юнкер – низшее придворное звание, введенное Императором Петром I, соответствующее прежнему придворному чину комнатного дворянина. Первые пожалования относятся к 1711 г. Согласно Табели о рангах 1722 г., этот чин относился к XI классу. После 1809 г. младшее придворное звание для лиц, имевших определенный военный или гражданский чин. С 1836 г. жаловалось чиновникам классов, а с 1850 г. – V–VIII классов. Упразднено после 1917 г. См.: Шепелев Л.Е.Отмеченные историей: Чины, звания и титулы в Российской империи. Л., 1977.) 48 (Императорский лицей Цесаревича Николая. – Лицей памяти Цесаревича Николая – закрытое высшее учебное заведение для детей высших слоев общества 1868–1917 гг. (первоначально частное, с 1872 г. – государственное в ведении Министерства народного просвещения), основанное 13.01.1868 г. М.Н. Катковым и профессором ИМУ П.М. Леонтьевым на средства московских предпринимателей; с 1869 г. под покровительством императора. С 1893 г. – Императорский лицей в память Цесаревича Николая. Был задуман как образцовое для других русских гимназий и вузов учебное заведение. Курс обучения включал 11 классов: гимназических (8 лет обучения по системе классического образования с двумя древними языками и подготовительное отделение) и лицейских (3 года на уровне университетских программ), организованных по отделениям: историко-филологическое, физико-математическое (до 1899 г.) и юридическое.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Нил Сорский (1433–1508) — преподобный, автор духовных сочинений, глава школы так называемых «нестяжателей», выступавших против монастырского землевладения. Нимёллер Мартин (р. 1892 — ?) — общественный деятель ФРГ, антифашист, участник Движения сторонников мира, пастор евангелической церкви. Нифон — епископ, настоятель Антиохийского подворья. Учился в Московских Духовных школах в пору инспекторства будущего митрополита Питирима. Нукс Джон — проповедник. Оболенская Вера Аполлоновна (1911–1944) — княгиня, героиня французского Сопротивления. Образцов Владимир Николаевич 1874–1949) — ученый в области транспорта, академик, профессор МИИТа (его именем названа улица, на которой располагается институт). Отец С.В. Образцова. Образцов Сергей Владимирович (1901–1992) — режиссёр и актёр, народный артист СССР. Олсуфьевы — российский графский род, владельцы имения Буйцы в окрестностях Куликова поля. Ольга (X в.) — святая равноапостольная княгиня, первая христианская правительница Руси. Память празднуется 11 (24) июля. Ольга Владимировна — см. Нечаева–Череватая О.В. Онаш Конрад — всемирно известный специалист в области иконописи. Ораевский Сергей Александрович (1901–1945 ) — муж сестры митрополита Питирима, Веры Владимировны. Остапов Алексий Даниилович (Леня) (1930–1975) — сын Д.А. Остапова, близкий друг митрополита Питирима. Впоследствии — профессор–протоиерей, директор Церковно–Археологического кабинета. Остапов Даниил Андреевич — личный секретарь Патриарха Алексия (Симанского), родом из дворовых людей семьи Симанских, безгранично преданный Патриарху, но бывший для многих одиозной фигурой (его называли «временщиком» и «Гришкой Отрепьевым»). Был арестован в 1973 г. Остапова Наталия Данииловна — приемная дочь Д.А. Остапова Павел — святой первоверховный апостол. Павел I Петрович (1754–1801) — император Всероссийский. Павлов — однокурсник митрополита Питирима по Богословскому институту, впоследствии священник. Павлов Иван Петрович (1849–1936) — русский физиолог; лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине.

http://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhay...

Сергий Радонежский (1314–1392) — преподобный, один из самых почитаемых русских святых. Память празднуется 5 (18) июля и 25 сентября (8 октября). Сергия (Быкова) — монахиня, долгие годы несущая послушание при церкви Спаса Преображения в селе Спас Волоколамского района. Сикорский Игорь Иванович (1889–1972) — русский авиаконструктор. Сильвестр — протопоп Благовещенского собора, духовник Ивана Грозного. Симанская Ольга Александровна — мать Патриарха Алексия. Похоронена на Новодевичьем кладбище. Симанский Владимир Андреевич — камергер, отец Патриарха Алексия. Симанский Сережа — будущий Патриарх Алексий (см.) «о. Симеон» — псевдоним одного из сотрудников органов Госбезопасности, засланного в церковную среду. Симеон — афонский монах. Симеон Новый Богослов (9491022) — преподобный, византийский богослов, мистик и поэт. О нем существует монография еп. Василия (Кривошеина) : «Преподобный Симеон Новый Богослов » (Париж, 1980, переиздана в России в 1996 г.). Кандидатское сочинение Константина Нечаева, написанное в 1950–1951 гг., называлось «Значение христианской любви в аскетических воззрениях преподобного Симеона Нового Богослова ». Имело посвящение: «Посвящается блаженной памяти духовного отца и наставника — протоиерея Александра Георгиевича Воскресенского». Симон Киринеянин, библ. Скворцов Василий — священник храма в честь Преображения Господня в Богородском, студент Богословского института первого набора. Скрябин Александр Николаевич (1871/72–1915) — русский композитор Скурат Константин Ефимович (род. в 1929 г.) — профессор Московских духовных школ, богослов. Скуратов Малюта (Скуратов–Бельский Григорий Лукьянович) (ск. в 1572 г.) — думный дворянин, любимый опричник Ивана Грозного, задушил митрополита Филиппа (1569). Славка — иподьякон Патриарха Алексия. Смирнов Александр Павлович (1888–1950), протоиерей. С 1943 г. ответственный секретарь «Журнала Московской Патриархии»; в 1949 и. о. ректора МДА. Похоронен на Даниловском кладбище. Смолькова — одноклассница Кости Нечаева. Соколов Вонифатий Иванович (1879–1970) — протоиерей — служил в г.

http://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhay...

Для принятия решения об оказании помощи приходам городскому руководству понадобилось почти два месяца. И все-таки в самый разгар страшной голодной зимы с 29 декабря 1941 г. по 3 января 1942 г. семи православным общинам города были впервые выделены в общей сложности 85 кг муки и 100 бутылок (75 литров) вина. Продукты были выданы не бесплатно, прихожане оплачивали их по государственным расценкам. Так, община церкви св. Иова заплатила за 10 кг муки и 7,5 литров вина 296 рублей . Следующая выдача семи общинам состоялась через полтора месяца — 17–23 февраля 1942 г. Теперь им передали 160 кг муки и 150 бутылок вина. За несколько дней до этого, 26 февраля А. Татаринцевой поступила письменная благодарность от верующих, в которой говорилось: «Князь-Владимирский собор сообщает о получении 23 февраля с. г. по разверстке Ленгоротдела вина и муки для культовых надобностей и приносит Вам глубокую благодарность за оказанное Вами содействие в деле получения этих крайне необходимых продуктов». Странно, вероятно, было читать эти слова человеку, лишь недавно рьяно искоренявшему православие в Ленинграде и собственноручно сжегшему в 1940 г. иконы из часовни Ксении Блаженной. Конечно, выделяемых продуктов хватало лишь для удовлетворения минимальных богослужебных потребностей. Так, согласно свидетельству прихожан, в мае 1942 г. в Никольской Большеохтинской церкви просфоры были размером с пятикопеечную монету, а вина выделялось не более двух столовых ложек на службу, и председатель «двадцатки» К.И. Андреев, ссылаясь на данное Татаринцевой указание, «принуждал совершать причастие с предельно разбавленным водой вином». Из-за нехватки дров крещение младенцев происходило в нетопленой церкви и т. п. . Начиная с февраля 1942 г. выдача продуктов для богослужений стала ежемесячной. Размер ее на протяжении двух лет почти не менялся. В марте-мае 1942 г. семь общин получали по 135 кг муки и 85 литров вина ежемесячно, во второй половине 1942 г. — восемь общин (в их число вошел приход закрытой несколько месяцев из-за хранения в ней трупов Серафимовской церкви) — по 145 кг и 82–94 литра. Помимо предоставления продуктов для богослужений городские власти сделали и ряд других уступок верующим. Общинам Никольского и Спасо-Преображенского соборов был предоставлен воск для изготовления свечей. Известный ученый-музыковед Н.Д. Успенский, ставший в феврале 1942 г. регентом в Никольском соборе и создавший новый хор, сумел добиться выдачи певчим не только хлебных, но и других продуктовых карточек. На Охте для отопления собора в начале 1942 г. выделили деревянный дом.

http://bogoslov.ru/article/6171408

Разделы портала «Азбука веры» 29 Янв 2024 Фото: mitropolia.spb.ru По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия 27 января, в 80-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, в храмах Санкт-Петербургской епархии будут совершены поминальные богослужения, во время которых в заупокойных ектениях и молитвах прозвучат имена священно- и церковнослужителей осажденного города. Список священно- и церковнослужителей, служивших в храмах Ленинграда в годы войны и блокады, составлен епархиальной комиссией по канонизации. По словам председателя комиссии протоиерея Владимира Сорокина, список будет пополняться, особенно в части церковнослужителей из числа мирян, по мере продолжения работы в архивах. Комиссия будет благодарна помощи в этой работе. Православные священно- и церквнослужители военного Ленинграда АЛЕКСАНДРОВ Иоанн Руфович (? — 10.05.1954), священник. АЛЕКСЕЕВ Николай Сергиевич (1901 – 8.08.1947), протоиерей. АЛЕКСИЙ I (Симанский Сергей Владимирович; 27.10.1877 — 3.03.1976), Патриарх Московский и всея Руси. АРТЕМЬЕВ Николай Васильевич (13.12.1884 – 3.03.1976) , протоиерей. ВЕРЗИЛОВ Симеон Андреевич, архидиакон (1862 – 1942). Архиепископ ВЛАДИМИР (Кобец Владимир Демьянович; 21.05.1884 — 24.01.1960). ВЛАДИМИРОВ Коронат Владимирович, протоиерей ( 24.05.1890 — ?). ВОРОНИН Михаил Николаевич, диакон. ГЕОРГИЕВСКИЙ Димитрий Георгиевич, протоиерей (13.10.1877 — 2.03.1942). ГОРЕМЫКИН Иоанн Феодорович, протоиерей ( 17.04.1869 — 18.02.1958). Митрополит ГРИГОРИЙ (Чуков Николай Кириллович; 1.02.1870 — 25.08.1961). ДМИТРИЕВ Симеон Сергиевич, протодиакон (2.02.1893 — 19.08.1961). ДУБРОВИЦКИЙ Владимир Антонович, протоиерей (15.07.1886 — 22.05.1948 ). ЕГОРОВСКИЙ Лев Иоаннович, священник ( 18.02.1893 — 11.04.1952). ИЛЬЯШЕНКО Николай Николаевич (11.12.1893 19.10.1967), протоиерей. Архиепископ ИОАСАФ (Журманов Александр Ефремович; 10.04.1877 – 1962),. ИОАСАФ (Скворцов Иван Иванович), иеромонах. КЛАВДИЙ (Савинский Константин Сафронович, 05.1882 12.08.1942), архимандрит.

http://azbyka.ru/news/sostavlen-spisok-s...

1946 . Иеромонах Иоанн (Вендланд) вышел на открытое церковное служение. Вместе со своим духовным отцом архимандритом Гурием (Егоровым) принимал участие в возрождении Троице-Сергиевой Лавры. 1946, с августа . Секретарь епископа Ташкентского Гурия (Егорова). 1946–1953 . Священник Успенского собора города Ташкента. 1950 . Ко дню Святой Пасхи возведен епископом Гурием в сан архимандрита. 1953 . Отъезд из Ташкента. Настоятель Духосошественского собора в Саратове. 1956 . Завершение учебы в Ленинградской духовной академии со степенью кандидата богословия. 1957/58 . Ректор Киевской духовной семинарии и настоятель Андреевской церкви. 1958 . Начало церковно-дипломатического служения. Назначен представителем Русской Православной Церкви при Патриархе Антиохийском (Дамаск, Сирия). 1958, 28 декабря . Хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии. Чин хиротонии совершали: Святейший Патриарх Алексий (Симанский), митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) ; архиепископы: Можайский Макарий (Даев), Днепропетровский и Запорожский Гурий (Егоров); епископы: Лужский Алексий (Коноплев) и Дмитровский Пимен (Извеков). 1960, 30 июня . Назначен епископом Среднеевропейским, Экзархом Московской Патриархии в Средней Европе. 1960, 22 августа . Возведен в сан архиепископа. 1960, с 28 августа . Член Комиссии по межхристианским связям. 1962, 16 июня . Назначен в Нью-Йорк архиепископом Алеутским и Североамериканским. 1963, с 22 февраля . Экзарх Северной и Южной Америки. 1963, 25 февраля . Награжден орденом Святого равноапостольного князя Владимира 2й степени. 1963, 11 мая . Награжден правом ношения креста на клобуке. 1963, 3 августа . Возведен в сан митрополита. Во время службы за границей награжден Блаженнейшим Патриархом Антиохийским Феодосием орденом Святых первоверховных апостолов Петра и Павла; награжден Патриархом Александрийским Христофором орденом Святого апостола Марка; Блаженнейшим митрополитом Пражским и Всея Чехословакии Дорофеем – орденом Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Данила Андреевич придирался к наместнику, требовал ужесточения лаврских порядков — запретить монахам носить светское платье, ходить в город, читать книги… О. Алексий Остапов - младший вторит Даниле Андреевичу: " 3 октября. Была защита магистерской диссертации о. Алексея Остапова. Я посмел сделать 2 критических замечания. Он сразу стал очень зол и неприятен " (1963 год). А вот еще наблюдение архимандрита Пимена: " 19 сентября… разговаривал с монахиней Евфросинией. Хотя она всего лишь родная сестра Патриарха (так! — А. М.), но вид у нее какой - то королевский " (1956 год). Келейник — персона, в иерархии не предусмотренная, но влиятельная. Однако вряд ли непосредственное отношение к отправке о. Пимена на дальнюю Саратовскую кафедру имел кто - то из родственников Патриарха, или из Остаповых — бывших крепостных господ Симанских. Отношения архимандрита, впоследствии Владыки Пимена с Патриархом Алексием I не всегда ровны. Ответственные должности: начальник Русской Духовной Миссии, преподаватель Академии, наместник Лавры. Высокие награды: игумен Пимен становится архимандритом в возрасте 32 лет, а в 1963 году он единственный пресвитер Русской Церкви, награжденный в связи с 50 - летием архиерейского служения Патриарха Орденом Св. Владимира. Но к моменту архиерейской хиротонии отца Пимена многие бывшие его подчиненные уже архиереи, и на более почетных должностях. Владыка Пимен сменил на Саратовской кафедре Епископа Варфоломея (Гондоровского), в недавнем прошлом лаврского экскурсовода. Владыка Никодим, известный экуменист — Митрополит Ленинградский с 1963 года (а до 57 года иеромонах Никодим — член Миссии в Иерусалиме). Появление в Москве Епископа Пимена Патриарх встречает, по " Воспоминаниям " , " ворчанием " , которое все же диктуется внешними условиями: " Почему Вы — в Москве? Архиереи должны быть на своих кафедрах… " Владыка Пимен искренне любит добросердечного Патриарха, и Патриарх оказывает ему повышенное внимание, часто принимает приватным образом, и неоднократно подчеркивает: " Хорошо, когда Вы приезжаете " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2221...

Алексеев Никита 258, 259 Алексеев Петр, прот. 4, 314 Алексеев Сергий, свящ. 434 Алексий, митроп. 31, 32, 41, 49, 50, 51, 52, 53, 63, 77, 87, 88, 90, 105, 106, 128, 147, 169, 216, 291, 292, 294, 378, 450 Алексий Буй, епископ 439 Алексий Готовцев, епископ 428 Алексий Дородницын , архиеп. 395 Алексий Кутепов, архиеп. 451 Алексий Пантелеев, епископ 445 Алексий Раифский, иером. 353 Алексий Симанский, патриарх 412, 417, 420, 430, 433, 434, 435, 441, 442, 443, 444, 445, 446, 447, 448, 464, 474, 475, 481, 482, 485, 487, 488 Алексий II, Ридигер, патриарх 448 Алексий, архиеп. 487 Алексий, епископ 438 Алексий, священник 122, 123 Алексий, игумен 73 Алексий, старец 326, 380 Алексий Михайлович, царь 158, 170, 182, 184, 185, 186, 187, 190, 193, 198, 199, 206, 212, 213, 219, 220, 221, 225, 252, 255, 261, 283, 296, 331 Алексий Николаевич, царевич 352,376, 393, 399 Алексий, царевич 262, 269 Алексий (Ольгерд), князь 136 Алипий Печерский, преп. 95 Алипий Шутов, епископ 351 Алипий, архиеп. 493, 494 Алипий, епископ 351 Алипий (Алимпий), иконописец 100 Алипий, инок 99 Амвросий, митроп. 320, 351 Амвросий Зертис-Каменский, архиеп. 274 Амвросий Ключарев , архиеп. 282, 298, 317 Амвросий Оптинский , старец 336 Амвросий Орнатский , епископ 315 Амвросий Подобедов , митроп. 276, 277, 306, 325, 355 Амвросий Серебренников, архиеп. 349 Амвросий Серебряков, архиеп. 373 Амвросий Юшкевич, архиеп. 272, 305 Амвросий, архиеп. 271, 272 Амвросий, еп. 4, 351 Амвросий Орнатский , архиеп. 4, 281 Амос, протопоп 171,175 Амурат, султан 153 Амфилохий, епископ 485 Амфитеатров Я., проф. 317 Анастас, поп 15, 33 Анастасий Братановский, епископ 315 Анастасий Грибановский , архиеп. 284, 285, 352, 380, 381, 468, 469, 470, 471, 473, 474, 476, 487, 490, 492 Анастасий Синаит 115 Анастасий, иером. 394 Анастасия Николаевна, княжна 399 Анастасия Ольшанская, княгиня 145 Анастасия(Рогнеда) 98 Анастасия Романовна 150 Анастасия (жена вел. кн. Симеона Иоанновича) 136 Анатолий, епископ 430 Анатолий Оптинский , старец 336 Андреев И. , проф. 494

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010