Когда в первой половине 1942 г. развернулась массовая эвакуация, почти все служащее духовенство, кроме двух священников (Сергия Бычкова и Илии Попова), осталось на своих местах. Легально проживавшие в городе священнослужители, как и их прихожане, получали мизерные продовольственные карточки. На пожертвования верующих жили только не получавшие карточек тайные иосифляне: архимандрит Клавдий (Савинский) и священник Михаил Рождественский. То, что они не умерли от голода, ни в коем случае нельзя поставить им в вину. Были отдельные случаи, когда среди пастырей или членов приходских советов попадались люди, не выдержавшие испытания тяготами блокады. Так 8 марта 1943 г. председатель «двадцатки» Серафимовской церкви К. И. Андреев написал инспектору административного надзора, что священник Симеон Рождественский большую часть треб выполняет на могилах и поэтому доход церкви резко упал, вымогает продукты, не дал пожертвовать серебряное кадило на танковую колонну, а на протесты отвечает: «Наплевать мне на средства церкви, я хочу есть и буду, а вы, как хотите: ешьте мякину и копеечки сдавайте в государство» (впрочем, полностью доверять, вероятно, тенденциозному письму Андреева нельзя). Вскоре, 22 марта, митрополит Алексий (Симанский), несмотря на острейшую нехватку священников, отстранил о. Симеона от служения и отправил за штат. Несмотря на давление властей, с которыми о. Симеон, возможно, был связан особым образом, митрополит отказался предоставить ему штатное место и 17 января 1944 г. лишь причислил его к Князь-Владимирскому собору. Только три священника, служивших в храмах города, имели недобрую славу среди верующих из-за того, что были связаны с органами госбезопасности. Еще одним обличительным документом является письмо в «отдел культов Ленсовета» от группы прихожан Николо-Богоявленского собора от 25 мая 1942 г. о злоупотреблениях некоторых членов «двадцатки». В этом заявлении говорилось, что пожертвования прихожан на содержание храма «расходуются неведомо куда» и, видимо, идут на личные нужды председателя «двадцатки» Л. И. Фаустова. И вскоре Фаустов был смещен со своего поста. Однако подобных примеров имеется очень мало. Подавляющее большинство священно- и церковнослужителей честно, порой жертвуя жизнью, исполняли свой долг. Значительная часть их не пережила зиму 1941/42 г.

http://pravoslavie.ru/473.html

Патриарх Алексий родился 9 ноября 1877 года в старинной дворянской семье Владимира Андреевича и Ольги Александровны Симанских в Москве. «Фамилии Симанских многие Российскому Престолу служили разная дворянския службы и жалованы были в 1654 и других годах поместьями. Всё сие доказывается жалованною на поместья грамотою и родословною Симанских», – записано в «Гербовнике». Род Симанских принадлежал к псковскому дворянству. Отец Святейшего Патриарха Владимир Андреевич (1853–1929) был по образованию юристом, пробыл на государственной службе в Москве пятнадцать лет. В 1876 году женился на Ольге Александровне Пороховщиковой, дочери капитана в отставке лейб-гвардии Семёновского полка, москвича. В 1878 году В. А. Симанский был пожалован званием камер-юнкера императорского дворца. Выйдя в 1891 году в отставку, он получил звание камергера и был пожизненно прикомандирован к канцелярии Святейшего Правительствующего Синода. Родители будущего Патриарха жили в квартире в бельэтаже дома Куманина на Мясницкой улице в Москве. В этой же квартире над новорожденным старшим сыном Симанских было совершено протоиереем Александром Войновым, настоятелем соседнего приходского Никольского храма на Мясницкой улице, таинство крещения с наречением ему имени Сергий. Первоначальное образование, по программе начальных классов средних школ, Сергей получил дома, куда приглашались учителя, тщательно отобранные его отцом. Языки он изучал с гувернантками. Законоучитель Николаевского института протоиерей Николай Протопопов давал ему первые уроки Закона Божия. В семье Симанских отец сам следил за домашней молитвой детей, за их регулярным и частым посещением храмов, соблюдением постов и вообще прививал им церковные навыки. Кроме того, он поддерживал близкое и дружественное знакомство со многими представителями церковной иерархии и учёного духовенства Москвы, так что старший сын в собственной семье уже привык к общению со священнослужителями и к беседам на церковные и религиозно-философские темы. И отец первым приучил сына к почитанию преподобного Сергия Радонежского, он же совершил с ним первое для Сергея паломничество к мощам великого русского святого. В дальнейшем поездки в Троице-Сергиеву лавру совершались всей семьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

85 Кирилл (Смирнов Константин Иларионович), митрополит Казанский и Свияжский (1863 – расстрелян 7/20 ноября 1937 года в тюрьме в Чимкенте вместе с митрополитом Иосифом (Петровых) . 19 марта/1 апреля 1918 года назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским. К месту назначения прибыть не смог. 86 Скородумов Евгений Васильевич (ок. 1886 – дата смерти неизвестна), смотритель Тихвинского духовного училища, кандидат богословия. 87 Куркутов Александр Герасимович – губернский врачебный инспектор, доктор медицины, действительный статский советник. 89 Надёжин Анатолий Александрович, священник, председатель Братства святого Макова Праведного, законоучитель Гоголевского приходского училища г. Боровичи. 92 Иоанн (Поммер Иван Андреевич ), архиепископ Рижский и Латвийский, ректор Литовской духовной семинарии. (1876 – погиб мученической смертью в ночь с 11 на 12 октября 1934 года: был заживо сожжён на своей пригородной даче латышскими националистами за то, что не подчинился распоряжениям ульманисовского правительства о прекращении церковного послушания Московской Патриархии). 9/22 апреля 1918 года назначен епископом Пензенским и Саранским. В Пензе вёл борьбу с «народной» Церковью, организованной бывшим архиепископом Владимиром (Путятой), за что один иподиакон Путяты покушался на епископа Иоанна и ранил его в ногу. 95 Кутейников В. А. – гласный от 1-го избирательного округа, уездного земского собрания по г. Новгороду и уезду. 97 Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич), митрополит Ярославский и Ростовский (1854–1928). 99 1-го ноября 1918 года было издано постановление, согласно которому Троице-Сергиева лавра была национализирована, а для её охраны назначена специальная Комиссия по охране памятников искусства и старины. 20-го апреля 1920 года издан «Декрет об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры». 100 Вениамин (Казанский Василий Павлович), митрополит Петроградский и Гдовский (1874 – расстрелян в ночь с 12 на 13 августа 1922 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нил Сорский (1433–1508) — преподобный, автор духовных сочинений, глава школы так называемых «нестяжателей», выступавших против монастырского землевладения. Нимёллер Мартин (р. 1892 — ?) — общественный деятель ФРГ, антифашист, участник Движения сторонников мира, пастор евангелической церкви. Нифон — епископ, настоятель Антиохийского подворья. Учился в Московских Духовных школах в пору инспекторства будущего митрополита Питирима. Нукс Джон — проповедник. Оболенская Вера Аполлоновна (1911–1944) — княгиня, героиня французского Сопротивления. Образцов Владимир Николаевич 1874–1949) — ученый в области транспорта, академик, профессор МИИТа (его именем названа улица, на которой располагается институт). Отец С.В. Образцова. Образцов Сергей Владимирович (1901–1992) — режиссёр и актёр, народный артист СССР. Олсуфьевы — российский графский род, владельцы имения Буйцы в окрестностях Куликова поля. Ольга (X в.) — святая равноапостольная княгиня, первая христианская правительница Руси. Память празднуется 11 (24) июля. Ольга Владимировна — см. Нечаева–Череватая О.В. Онаш Конрад — всемирно известный специалист в области иконописи. Ораевский Сергей Александрович (1901–1945 ) — муж сестры митрополита Питирима, Веры Владимировны. Остапов Алексий Даниилович (Леня) (1930–1975) — сын Д.А. Остапова, близкий друг митрополита Питирима. Впоследствии — профессор–протоиерей, директор Церковно–Археологического кабинета. Остапов Даниил Андреевич — личный секретарь Патриарха Алексия (Симанского), родом из дворовых людей семьи Симанских, безгранично преданный Патриарху, но бывший для многих одиозной фигурой (его называли «временщиком» и «Гришкой Отрепьевым»). Был арестован в 1973 г. Остапова Наталия Данииловна — приемная дочь Д.А. Остапова Павел — святой первоверховный апостол. Павел I Петрович (1754–1801) — император Всероссийский. Павлов — однокурсник митрополита Питирима по Богословскому институту, впоследствии священник. Павлов Иван Петрович (1849–1936) — русский физиолог; лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

«Жила безропотно раба Божия Елена, в монашестве Екатерина…» Памяти монахини Екатерины (Чичериной; †21.07.1997) Эльвира Меженная      В личном архиве митрополита Иоанна (Вендланда) есть тоненькая папочка с надписью «Е.В. Чичерина». В ней хранятся несколько писем Елены Владимировны и напечатанные на папиросной бумаге ее воспоминания о жизни в Кара-Тюбе в Казахстане, куда она молодой девушкой поехала вслед за своим духовным отцом архимандритом Георгием (Лавровым). Сегодня Церковь знает его как преподобноисповедника, даниловского старца (память 4 июля). Листочки воспоминаний превратились в книгу «У Бога все живы» . Сохранившиеся письма, датированные восьмидесятыми годами прошлого столетия, пока лежат под спудом. Познакомились будущий владыка и Лена Чичерина в Троице-Сергиевой лавре. Туда в середине 1940-х годов патриарх Алексий (Симанский; 1877–1970) направил архимандрита Гурия (Егорова; 1892–1965) восстанавливать и готовить к открытию оскверненную святыню. Вместе с ним из Ташкента приехал и недавний геолог, вышедший на открытое служение отец Иоанн. При разнице в статусах – митрополит и мирянка – у них было много общего При разнице в статусах – митрополит и мирянка – у них было много общего. Оба родились в 1908 году, оба принадлежали к дворянскому роду. Прадедом владыки Иоанна был знаменитый русский военный конструктор, генерал-инженер Карл Андреевич Шильдер (1785–1854), в числе родственников – генералы, историки, художники. Известный дворянский род Чичериных ведет свое начало от Афанасия Чичери (Чичерини), приехавшего в Москву в 1472 году в свите Софии Палеолог – невесты великого князя Ивана Так пишут ее биографы. Оба с юности пошли вслед Христу. На момент знакомства в лавре Лене Чичериной и Константину Вендланду было по 38 лет. По нынешним меркам это молодые люди. Но за спиной Константина Николаевича – тайное монашество и тайное священство в подпольном монастыре под руководством архимандрита Гурия, годы работы геологом в Средней Азии. За спиной Елены – тюрьма, Сиблаг, строительство Чуйского тракта.

http://pravoslavie.ru/147334.html

Именно в войну необходимо сохранять единство, чтобы бить врага сжатым кулаком, а не растопыренными пальцами. Экзарх (митрополит Сергий) Начальник канцелярии И. Гримм IfZ, MA794. В!. 826–829. Копия. Справка митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) о патриотической деятельности в период оккупации священника Ф. Пузанова Ленинград, 2 июня 1944 г. Священник Пузанов Федор Андреевич 211 находился в Чудове, когда эту станцию заняли немцы в 1941 г. Был эвакуирован в Псков и Миссией назначен на священническое место в с. Хохловы Горки Порховского р-на. Когда немцы отступали с Псковщины под напором Красной Армии, его приходу предписано было немецким командованием выбираться из своих мест, так же и соседним приходам. Во время оккупации священник Пузанов имел связь с партизанами, давал им хлеб, снабжал одеждою, давал им сведения о положении дел, о действиях немцев и т. д. Приказание эвакуироваться всем приходом необходимо было исполнить, и приход под руководством священника Пузанова двинулся в путь. Немцы конвоировали выступавших. Километров за 15 от Хохловых Горок немцы, конвоировавшие путников, оторвались куда-то в сторону и поручили священнику Пузанову под строгой ответственностью сопровождать всех до указанного пункта. Когда вес остались одни, без немцев, Пузанов заявил, что он приглашает желающих вернуться с ним вместе по домам, а там будь что будет. Все как один последовали за ним и вернулись на свои места. Немцы были уже далеко и, видимо, не рискнули возвращаться за убежавшими от них. Священник Пузанов награжден медалью. Митрополит Алексий Центральный государственный архив Санкт-Петербурга, ф. 9324, on. 1, д. 13, л. 38. Когтя. И. Церковное возрождение « Центральной России, на Северном Кавказе и в Крыму. 12 декабря 1941 – август 1943 г. Почти так же активно, как на Северо-Западе, проходило религиозное возрождение и в других районах России, хотя там сказались меньший срок оккупации, неустойчивость фронта, отсутствие миссионеров и т. п. И :JTO возрождение было самым тесным образом связано с ростом национального самосознания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Валентин Васильевич, где вы были?.. – спрашивают меня. – Попал в другое измерение, – отвечаю. Это очень страшно, когда не знаешь, куда идти. В Жировичах еще был случай. Поехали на рыбалку. На Бездонное озеро. Лещей мы там ловили. Ночь, холодно. Развели костер. Кто-то остался у огня. А я в телогрейке спустился к воде, собрал лодку и плыву... Темень. И тут крючок зацепился за телогрейку: а лодка перевернется – никто не спасет... Взмолился! Бог спасает! Много у меня было случаев, когда должен был погибнуть. Слава Богу, Господь хранил. Сейчас уже, бывало, ночь не спишь – то вспомнишь, это ... Мы действительно Богом хранимы. Иначе бы давно бы уже все поумирали. Души бы наши сатана от ненависти просто стер в порошок. А мы – живы милостью Божией. Студент-преподаватель Потом, когда я вернулся в Москву, меня выписали с жилплощади родителей. Пошел узнавать. Начальник паспортного стола говорит: – Ничего не знаю, обыск был, проверка, выписали. Я к одному чиновнику, к другому – «Ничего не знаем». Дошел до Печкина, был тогда такой в Москве коммунист. – Я явочников не прописываю, я что, – говорит, – попа пропишу? – Но я же уже 20 лет в этой комнате прописан, живу в Москве. – Нет. Пришлось ехать в Смоленскую область, снял я там коечку у одной старушки, платил ей три рубля в месяц. А здесь, в Москве, только приеду домой, как тут же проверка нагрянет: – Кто здесь живет? – звонят в дверь, а я быстро прячусь куда-то в туалет. Меня спас секретарь Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) Даниил Андреевич Остапов. Он меня знал как преподавателя. Семинарии тогда были все закрыты кроме Петербургской, Московской и Одесской. По его совету я тайком как преподаватель поехал в Одессу. Там был разрешен набор семинаристов, и меня вписали в их число: Радугин. Числился как воспитанник, а сам преподавал. Я там семинаристам сразу сказал: – Братцы, там, в общежитии, мы можем и шутить, и смеяться, а здесь, на занятиях, давайте уже без панибратства: я преподаватель, а вы – ученики. И все слава Богу. В Одессе я был на неплохом счету. 12 лет преподавал. Потом и комнатку пришлось снимать, и просто угол. Много всего было интересного. Красиво там: солнце, море…

http://pravoslavie.ru/121201.html

Сазан Иван, крестьянин, 1624 г., Курмыш Сайга Иван Андреевич Бутурлин [см. Бутурля], стольник, 1656 г. Сайко Федорович Меликов [см. Мелик], 1545 г. Сайка – 1) белый хлеб крутого замеса, 2) мелкая рыба, род наваги Сакмынь Сакмыш Степан Никитич Левашев [см. Леваш], вторая половина XV в.; от него – Сакмышевы; Афанасий Степанович Сакмышев, окольничий, 1501 г. Саков Павел Астафьевич, 1568 г., Ярославль Саксеев Михаил Алексеевич, 1568 г., Ярославль Сакулин Федор, крестьянин, 1495 г., Новгород Саламыков Иван, Квашня и Лобан [см. Квашня, Лобан] Ивановичи, 1550 г., Новгород; Родион Саламыков, 1565 г., Казань; Сухарь [см. Сухарев] Иванович Саламыков, 1603 г., Новгород Саларевы Михаил и Дементий, сурожские гости, упоминаются в рассказе о походе Дмитрия Донского па Куликово поле, 1380 г. Ср. село Саларево под Москвой Салков Родион, XV в., Радонеж Салмак Григорьевич Травин [см. Трава], конец XV в. Салмак – борозда, рядовая посадка плодовых деревьев или винограда Салман, Салманов : Салман Симанский [см. Симанские], помещик, начало XVI в., Новгород; Салман, крестьянин, 1545 г., Новгород; Салман Глухого [см. Глухой], новоторжец, казнен в опричнине; Иван Сал манов, дьяк Нижегородской четверти, 1600 г., Москва; Салмановы, начало XVI в., Переяславль; вторая половина XVI в. и позже, Коломенский уезд [см. Сарыч] Салов Савва Иванович, стольник, 1627 г. Салтан Никон Михайлович Квашнин [см. Квашня], Салтан Семенович Левашов [см. Леваш], 1614г. [см. Айдар, Архаровы, Бобарыковы, Засецкий, Киреевы, Куломзин, Макарский, Молоствовы, Шастун, Ягиш] Салтанак Иванович Елагин [см. Елагин], 1547 г.; Степан Салтанакович Шаблыкин [см. Шаблыка], 1587 г., Псков [см. Мусора] Салтык Михаил Игнатьевич Морозов [см. Мороз], середина XV в.; от него – Салтыковы [см. Балаболда, Воронко, Еленев, Кила, Ододуровы, Трава, Трушневы, Худяк] Салтык – лад, склад, образец Салтырь Александр Федорович Лаптев [см. Лапоть], 1545 г., Новгород Салтыч Гаврило Караулов [см. Караул], сын Архаров [см. Архаровы], 1578 г., Кашира Салтычко Александров, дворянин, 1573 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Алексий (Кононов), обн. архиепископ 308, 420, 649–650 Алексий (Копытов), обн. архиепископ 420, 504, 650–651 Алексий (Майеранов), обн. епископ 651 Алексий (Марков), обн. архиепископ 419, 651–652 Алексий (Мечев), прав., Московский 320, 363, 373 Алексий (Мигулин), обн. архиепископ 531, 599, 652–653, 1016 Алексий (Микулин), обн. архиепископ 586, 588, 652–653, 1016 Алексий (Михайлов), обн. епископ 420, 654 Алексий (Орлов), архиепископ, свмч. 654–655 Алексий (Палицын), архиепископ 577, 596, 1017 Алексий (Покровский), обн. архиепископ 655–656 Алексий (Рождественский), обн. епископ 419, 656 Алексий (Сергиев), архиепископ 692, 1017 Алексий (Симанский). архиепископ Хутынский, управляющий Новгородской епрахией см. Алексий I (Симанский), патриарх Московский и всея Руси Алексий (Щербаков), обн. архиепископ 657 Алексий I (Симанский). патриарх Московский и всея Руси 42, 46, 59–63, 130, 132, 133, 230–236, 238, 477, 478, 577, 599, 600, 611, 645, 712, 874, 934, 965, 983, 1016 Алексий I, патриарх см. Алексий (Симанский), патриарх Московский и всея Руси Алексий, епископ 336 Алексий, епископ Елисаветградский см. Алексий (Баженов), обн. митрополит Алексий, епископ Тираспольский 256 Алексий, епископ Ямбургский см. Алексий I (Симанский), патриарх Московский и всея Руси Алексий, епископ, арестованный в Киеве см. Алексий (Готовцев), епископ Алексий, митрополит Казанский см. Алексий (Баженов), обн. митрополит Алсуфьев (Олсуфьев Дмитрий Андреевич), граф, член Собора 1917–1918 гг. 192 Альбинский Александр, священник 668 Альбинский Иоанн см. Иоанн (Альбинский), обн. архиепископ Амвросий (Либин), епископ 577 Амвросий (Нагорский или Нечерский), обн. епископ 658 Амвросий (Райне), обн. епископ 565, 658, 854 Амвросий (Хелаи), Католикос-Патриарх всея Грузии 479, 490 Амвросий. Католикос-Патриарх всея Грузии см. Амвросий (Хелаи), Католикос-Патриарх всея Грузии Амвросий. Лужский см. Амвросий (Либин), епископ Амвросий, обн. епископ 659 Анания 124 Ананьев, осуждённый по петроградскому процессу 251 Анастасий (Грибановский) , митрополит, председатель Карловацкого Синода 92

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Иоанн Кронштадтский . По окончании в 1899 г. ун-та согласно действовавшему закону С. Симанский как старший сын должен был отбывать воинскую повинность. Полученное образование давало право на определенные привилегии при прохождении службы, прежде всего относительно ее сроков. Сергей поступил вольноопределяющимся в 7-й гренадерский Самогитский полк, произведен был в младшего, затем старшего унтер-офицера (сержанта). Он получил разрешение отбывать службу не живя в казарме; в это время он жил у бабушки Анны Петровны, т. к. родители по-прежнему были за границей. Военная служба не тяготила, но и не привлекала молодого человека. Несмотря на уговоры дяди, П. Н. Симанского,- капитана, сменного офицера и преподавателя Александровского уч-ща, к-рый настоятельно советовал продолжить военную службу, Сергей все более укреплялся в мысли о поступлении в ДА. В полку С. Симанский пробыл год и в авг. 1900 г. был уволен в отставку в чине прапорщика. Учеба в МДА. Принятие монашества В 1900 г. С. Симанский наконец смог осуществить свою мечту о поступлении в МДА. Как выпускник Московского ун-та он мог быть принят без экзаменов на 2-й курс академии, но по совету ее ректора еп. Арсения (Стадницкого), принявшего Сергея под свое духовное руководство, решил пройти полный курс академического образования. Среди профессоров академии в нач. XX в. было немало ученых с мировым именем - И. Д. Андреев (история Византии и К-польской Церкви), Н. Ф. Каптерев (церковная история), М. Д. Муретов (философия), А. П. Голубцов (литургика, церковная археология, иконография), Н. А. Заозерский (церковное право), В. О. Ключевский (рус. история). В первый год учебы в академии С. Симанский жил в квартире в частном доме по Московской ул., близ ц. Вознесения, где состоялось венчание его сестры А. В. Симанской и А. Н. Погожева, брата известного писателя Е. Н. Погожева (Поселянина). Сергею пришлось в церковных дисциплинах догонять своих сокурсников - в большинстве своем выходцев из семей духовенства; в разрядном списке студентов по итогам первого академического года он был лишь 36-м из 53 студентов.

http://pravenc.ru/text/64694.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010