Митрополит Корнилий направил его к патриарху. Патриарх принял его как родного, немедленно устроил его с семьёй в патриархию на место заведующего хозяйственной частью. Вскоре он делается наиболее близким к патриарху человеком. Таково начало необыкновенного влияния семьи Остаповых на патриарха – влияния, возраставшего с каждым годом, длившегося до самой его смерти. Остапов с его огромным влиянием на церковные дела стал притчей во языцех. О нём говорили без конца, а недруги дали ему язвительную кличку «Распутин». Между тем мы здесь имеем дело с интереснейшим психологическим феноменом. Святейший Патриарх Алексий, окружённый необыкновенной византийской пышностью, имея множество резиденций, располагая большими средствами, на самом деле был очень одиноким человеком. Будучи монахом, он не имел семьи (в скобках сказать, как безусловно честный монах, он не имел никогда и никаких негласных связей). Он не мог доверять ни одному человеку к нему приближённому, так как почти все они были связаны с госбезопасностью, во всяком случае, не было никаких гарантий, что они были этому чужды. Все стены Московской Патриархии были, безусловно, снабжены подслушивающими устройствами, и каждое слово патриарха улавливалось. Единственным близким человеком была сестра; однако после её отъезда в Киев и поступления там в монастырь и она отошла. В этом положении, вполне понятно, патриарх привязался к семье, которую он знал с детства, к людям, которым он мог безусловно доверять. Даниил Андреевич Остапов был сыном лакея, который служил в доме Симанских, а дед его был ещё их крепостным. Сам Даниил Андреевич, родившийся в этом же доме, был казачком у молодого барина, а затем долгое время состоял при нём в качестве камердинера. Его сын, названный в честь покровителя семьи Алексеем, был крестником патриарха. В связи с появлением семьи Остаповых в окружении патриарха разыгрался эпизод, очень характерный для того времени. Щадя седины одного из действующих лиц, ныне облачённого высоким саном, опущу его имя. Это духовное лицо решило, чтоб избавиться от Даниила Андреевича, пустить самый главный козырь – МГБ. Было использовано пребывание Даниила Андреевича во время войны в Литве, на оккупированной немцами территории. По дороге из Лавры после одного из торжеств Даниил Андреевич был арестован в поезде – и водворён во внутреннюю тюрьму на Лубянке.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В 1928—1930 годы вместе с Дмитрием Лихачёвым, также посещавшим Хельфернак, находился в заключении на Соловках, где общался с «иосифлянскими» епископами и священниками. В июле 1930 был этапирован в Москву, где привлечён к следствию по делу «Всесоюзного Центра Истинно Православной Церкви», получил новый срок, который отбывал в Белбалтлаге, где также имел общение с «иосифлянами». В середине 1930-х годов освобождён без права проживания в крупных городах. Работал психиатром в Новгороде и других городах (в частности, был главным врачом в областном интернате для дефектных детей им. Ушинского (вместе со священномучеником Викторином Добронравовым), главным психиатром в Новгородской областной больнице). Принимал деятельное участие в жизни Катакомбной церкви, тайно вел семинар по изучению богословия. Арестовывался в марте 1938 года. Во время Великой Отечественной войны находился на оккупированной немцами территории, участвовал в издании антибольшевистской газеты «За Родину». В 1944 году эмигрировал в Германию. В 1950 переехал в США; постоянно жил при Троицком монастыре в Джорданвилле, штат Нью-Йорк, по приглашению архимандрита Виталия (Максименко). Его труды о Катакомбной церкви — один из немногих источников по её истории, написанных участником событий. Однако по оценке историка Андрея Кострюкова в трудах И. А. Андреева эмоции часто доминируют над научным анализом. По поводу его труда «Благодатна ли советская церковь?» Кострюков пишет: «Для него Московский Патриархат не Церковь, а антихристианская богохульствующая организация, совершившая „нечто еще более страшное, чем нарушение канонов и догматов“. В связи с этим не представляется удивительным и то, что слово „патриарх“ применительно к Сергию (Страгородскому) и Алексию (Симанскому), Андреевский всегда пишет в кавычках. Однако после непрерывного потока кощунств и утверждений о безблагодатности Московского Патриархата Андреевский делает совершенно несогласованный с основной идеей книги вывод о том, что его благодатность всего лишь сомнительна». До 1971 года преподавал в Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле — духовно-учебном заведении Русской православной церкви за границей; преподавал патрологию, а также нравственное богословие, апологетику, историю церкви, психологию, логику и историю литературы. Скончался в Нью-Йорке; похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря в городе Джорданвилль.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

о. Иоанн Кронштадтский. М., 1905; Белина В., гр. Прозорливый пастырь. Гатчина, 1906; Величко М. С. Отец Иоанн Кронштадтский и его судьи. СПб., 1906; Архипастыри у болящего о. Иоанна Кронштадтского. СПб., 1907, 1908, 1909; Духонина Е. В. Из моих восп. об о. Иоанне Кронштадтском. СПб., 1907; она же. Как поставил меня на путь спасения о. Иоанн Кронштадтский. СПб., 1911; Катанский Л. Е. Духовник Св. Руси: Из восп. СПб., 1907; Сила чудодейственной молитвы о. Иоанна Кронштадтского: [Сб.]. СПб., 1907; Сб. стихов, в разное время посвященных настоятелю Кронштадтского Андреевского собора митрофорному прот., члену Свят. Синода о. И. И. Сергиеву. СПб., 1907, 1910; Тигров В., свящ. О. Иоанн Кронштадтский. Тамбов, Чудеса Божии в наши дни: О. И. И. Сергиев Кронштадтский. СПб., 1907; Левашев П. Н., свящ. Прот. И. И. Сергиев как пастырь по завету Христа. СПб., 1908; он же. Благодатная сила молитвы о. Иоанна и вселенское значение его молитвенного подвига. СПб., 1909; он же. Замечательный случай Божьего милосердия по молитвам о. Иоанна Кронштадтского в наши лукавые дни. СПб., 1910; Новая сила чудодейственной молитвы о. Иоанна Кронштадтского. СПб., 19083. Кн 2, 3, 4; Очерки жизни о. И. И. Сергиева, прот. Андреевского Собора в Кронштадте. СПб., 1908; Алабовский М. П., прот. Вел. пастырь рус. народа: Блаженной памяти о. Иоанна Ильича Сергиева-Кронштадтского. К., 1909; Алексий (Симанский), архим. Слово при поминовении о. Иоанна Сергиева-Кронштадтского (28 янв. 1909). Тула, 1909; Бартенев П. И. Из зап. книжки издателя «Русского архива»//РА. 1909. 1. С. 170-172; Блаженский В., свящ. Об о. И. Сергиеве Кронштадтском//Орловские ЕВ. 1909. 8. С. 174-178; Булгаков С. В. Памяти в Бозе почившего настоятеля Кронштадтского Андреевского собора о. прот. И. И. Сергиева. К., 1909; Восторгов И. И., прот. Увековечение духовного светлого образа дорогого батюшки, о. Иоанна Кронштадтского. Саратов, Гуляев А. А., свящ. О. Иоанн Кронштадтский. Уфа, 1909; Духовные цветы на могилку дорогого батюшки о. Иоанна Кронштадтского: Сб.

http://pravenc.ru/text/471321.html

Митрополит Корнилий направил его к Патриарху. Патриарх принял его как родного, намедленно устроил его с семьей в Патриархию на место заведующего хозяйственной частью. Вскоре он делается наиболее близким к Патриарху человеком. Таково начало необыкновенного влияния семьи Остаповых на Патриарха — влияния, возраставшего с каждым годом, длившегося до самой его смерти. Останов с его огромным влиянием на церковные дела стал притчей во языцех. О нем говорили без конца, а недруги дали ему язвительную кличку «Распутин». Между тем мы здесь имеем дело с интереснейшим психологическим феноменом. Святейший Патриарх Алексий, окруженный необыкновенной византийской пышностью, имея множество резиденций, располагая большими средствами, на самом деле был очень одиноким человеком. Будучи монахом, он не имел семьи (в скобках сказать, как безусловно честный монах, он не имел никогда и никаких негласных связей). Он не мог доверять ни одному человеку, к нему приближенному, так как почти все они были связаны с госбезопасностью, во всяком случае, не было никаких гарантий, что они были этому чужды. Все стены московской Патриархии были, безусловно, снабжены подслушивающими устройствами, и каждое слово Патриарха улавливалось. Единственным близким человеком была сестра; однако после ее отъезда в Киев и поступления там в монастырь и она отошла. В этом положении, вполне понятно. Патриарх привязался к семье, которую он знал с детства, к людям, которым он мог безусловно доверять. Даниил Андреевич Останов был сыном лакея, который служил в доме Симанских, а дед его был еще их крепостным. Сам Даниил Андреевич, родившийся в этом же доме, был казачком у молодого барина, а затем долгое время состоял при нем в качестве камердинера. Его сын, названный в честь покровителя семьи Алексеем, был крестником Патриарха. В связи с появлением семьи Остаповых в окружении Патриарха разыгрался эпизод, очень характерный для того времени. Щадя седины одного из действующих лиц, ныне облаченного высоким саном, опущу его имя. Это духовное лицо решило, чтоб избавиться от Даниила Андреевича, пустить самый главный козырь — МГБ. Было использовано пребывание Даниила Андреевича во время войны в Литве, на оккупированной немцами территории. По дороге из Лавры после одного из торжеств Даниил Андреевич был арестован в поезде — и водворен во внутреннюю тюрьму на Лубянке.

http://azbyka.ru/fiction/ruk-tvoix-zhar-...

Он был очень официальным, даже дома. Никогда не расслаблялся до каких-то панибратских отношений даже с архиереями, своими собратьями по службе. Он всегда был на определенной высоте, на которой, как я считаю, и должен стоять русский епископ. Н. Б.: И это несмотря на то, что у него была, выражаясь мирским языком, «семья». В частности, исследуя дневники Даниила Андреевича Остапова, его личного секретаря, мы видим, что у Святейшего Алексия действительно была такая «семья» - его «близкий круг», скажем так. Н. Г.: Да, я бы сказал даже: в полном смысле слова – семья. Я часто думал над этим феноменом, потому что семья Остаповых, приближенная к Патриарху, была чем-то совсем особенным. За ними существовала некая «стена», потому что равнозначных отношений у Патриарха не было даже с нами, Георгиевскими. А мы были около него все 25 лет его Патриаршества наравне с Остаповыми. Да, отношение к нам было самое прекрасное, оказывались все знаки внимания, но это было ничто по сравнению с тем, какие были у него взаимоотношения с семьей Остаповых. Выражались по этому поводу некоторыми людьми мысли о том, что Даниил Андреевич Остапов был чуть ли не из прежних дворовых людей дворян Симанских (а дворянами были и отец, и мать Патриарха Алексия). Но, наверное, это не совсем так. Я лично считаю, что близка была к Патриарху лишь Анна Ефимовна – жена Даниила Андреевича Остапова. Она даже внешне чем-то неуловимо напоминала самого Патриарха: жестами, обликом, чем-то еще… Конечно, согласен, что все это «тайна за семью печатями», но, думаю, дело было в ней. Вот еще факт в подтверждение этой мысли: когда она скоропостижно скончалась, то все люди из окружения Патриарха приехали из Одессы на следующий же день! На похоронах председательствовал сам Патриарх Алексий, сослужили ему митрополит Пимен (Извеков) и архиепископ (в ту пору) Никодим (Ротов). И Даниил Андреевич, помню, сделал тогда памятные панагии: чтобы иерархи как следует поминали его жену. На их обороте была надпись: «В память о преставившейся рабе Божией Анне». Вообще, Анна – это родовое имя Патриарха Алексия, его семейных…

http://radonezh.ru/analytics/veruyu-chto...

Никто, однако, не учёл реакции патриарха Алексия. Святейший имел лимит: он мог раз в неделю говорить сорок минут по телефону со Сталиным. Этой привилегией он, однако, ни разу не пользовался. Воспользовался ею только один раз – после ареста близкого ему человека. Позвонив Сталину, патриарх заявил с несвойственной ему твёрдостью, что он решил уйти на покой, если не освободят Даниила Андреевича Остапова, так как это единственный человек, которому он доверяет. В тот же день Даниил Андреевич был освобождён. После этого никто уже не смел выступать против Остапова. Враги его, однако, притаились и ждали момента, чтобы ему отомстить. Они действительно свели с ним счёты самым низким и постыдным способом. После смерти патриарха Даниил Андреевич был вновь арестован в 1973 г., и неизвестно, какова бы была его участь, если бы ему не пришёл на помощь на этот раз... Андрей Дмитриевич Сахаров 53 . Патриарх Алексий I отличался аристократическими манерами. Род Симанских принадлежал к псковскому дворянству; в юношеские годы будущий святитель учился в московском Лазаревском институте восточных языков, в Императорском лицее памяти цесаревича Николая Александровича (Москва), а в 1896–1899 гг. – в Московском университете на юридическом факультете (по этому поводу шутили – государством правит семинарист, а Русской Церковью  – юрист). Владыка Никодим вспоминал такой эпизод. На одном из дипломатических приёмов, где присутствовал весь тогдашний «истеблишмент», Святейший беседовал с французским послом. И вот, прокладывая локтями путь среди гостей, к патриарху пробился простодушный клирик, работавший в Чистом. Желая сообщить святителю что-то важное и срочное, батюшка вклинился в беседу: «Дык! Дык!» Патриарх на секунду прервал разговор, ведшийся по-французски, и, величественно обернувшись к «гонцу», вопросил: «Comment?». Смешавшись, тот начал пятиться задом, тихо приговаривая: «Так ить, так ить...» Вполне понятно, что Святейший сводил свои контакты с Советом по делам религий к минимуму: «не тот уровень». И владыке Никодиму приходилось брать на себя черновую работу...

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Когда отец Василий Кремлев узнал все это, попросил быть алтарником в семинарском храме.  Я побыл алтарником два месяца, навел порядок в алтаре. К нам приехал митрополит Борис (Вик) и говорит: «Я в прошлый раз у вас был – был такой беспорядок. В этот раз хотел отругать вас, отец Василий, а сейчас у вас такая чистота, порядок. Что случилось?» — «А у нас новый алтарник». — «А ну, покажите мне его!» И меня притащили. Думал, ругать будут, но митрополит Борис говорит: «Отец Василий, я его забираю в Успенский собор в Одессе». И я перешел туда работать алтарником и ризничим. Через какое-то время митрополит Борис забрал меня иподиаконом, но я был ризничим у себя на 46-й станции. Пришлось мне в 1957 г. на преподобного Сергия сопровождать митрополита Бориса в Троице-Сергиеву Лавру. В самолете митрополит сказал: «Архимандрит Пимен (Извеков), наместник Троице-Сергиевой Лавры, такой строгий, даже архиереев иногда ругает».  Потом я первый раз увидел его воочию. Летом приехал Патриарх Алексий I на патриаршую дачу в Одессу. Шли разговоры о том, что Патриарх хочет возвести архимандрита Пимена (Извекова) в епископский сан. Очень сильно возражал Данил Андреевич Остапов (личный секретарь и келейник Патриарха Алексия — ред. ). Когда Данил Андреевич уехал в отпуск, Патриарх Алексий I (Симанский) собрал Синод, который определил архимандриту Пимену (Извекову) быть епископом Балтским, викарием Одесского архиерея митрополита Бориса. Отец Пимен прибыл 15 ноября (1957 г. — ред. ), 16 ноября состоялось наречение, а 17-го — епископская хиротония, которую возглавил Патриарх Алексий I в сослужении митрополита Бориса и других архиереев. Я иподиаконствовал, как обычно. С трикирием был Михаил Сергеевич Мирошниченко, а я на второй паре с трикирием был. На следующий день после хиротонии Патриарх говорит: «А завтра, Преосвященнейший, будете служить литургию в женском монастыре возле парка культуры им. Шевченко». Михаил Сергеевич возразил: «Я не буду (иподиаконствовать — ред. )». Он недолюбливал епископа Пимена.

http://bogoslov.ru/article/6171025

Бочка, Бочкины : Алексей Гаврилов Бочкин, 1564 г., Новгород; Григорий Бочкин, 1564 г., Олонец; Андрей Федорович Бочкин, 1596 г., Луки Великие; Бочка Михаил и его сын Ефим Бочкин, крестьяне, 1605 г., Арзамас Бочкарь Первушка [см. Первуша], нищий, 1628 г., Карачев Бошин Иов Никитич, 1628 г., Карачев Бояринец, Бояринцевы : Бояринец Васильевич Пушкин [см. Пушка], конец XV в.; Иван Тимофеевич Бояринец Вельяминов, середина XVI в.; Яков Семенович Бояринцев, 1595 г., Рязань; Алешка Андреевич, 1628 г., Рыльск Боярчуков Иван Замятнин [см. Замятня], посадский человек, Тверь Бояшев Федор Михайлович, ротмистр, иноземец, 1610 г., Углич Брага, Брагины : Амвросий Брага, холоп, 1594 г., Новгород; Брага Огарков Симанский [см. Огарок, Симанские], 1571 г.; Иван Брагин, крестьянин, 1502 г., Новгород; Брагины, посадские люди, XVII в., Тотьма [см. Щит] Бражник, Бражников : Василий Иванович Бражник За болоцкий [см. Заболоцкий], 1495 г.; Яков Павлович Бражник Вердеревский [см. Вердеревские], первая половина XVI в., Рязань; Афанасий Бражников, подья чий, 1614 г., Москва Бражницын Вассиан, старец, 1612 г., Нижний Новгород Бралья Евдокия Якушева, холопка кн. Ромодановских, 1522 г. Братухин Никита Никифоров, 1638 г., Москва Братцевы , помещики, конец XV в. и позже, Новгород [см. Гундор] Бревнов ( Бревков ) Савелий Иванович, 1622 г., Углич Бредихины , вторая половина XVI в. и позже в Тульском уезде; Семен Бредихин, дьяк царя Михаила Ср. бредина – ивняк разных пород Бреев Илья, подьячий-дозорщик, 1620 г., Кострома; Афанасий, писец Перми и Соли Камской, 1622 г. Брежнев Федор, посадский человек, 1660 г., Венев; Брежнев Кирей [ср. Киреевы], крестьянин, 1610 (1627? С. В.) г., Белев Брен, Бреневы, Бреновы : Иван Брен, крестьянин, 1545 г., Новгород; Петр Курчебин [см. Курчеба] Бренев, неделыцик, 1586 г., Новгород; Гридя [см. Гридя] и Иов Федоровы, крестьяне, 1511 г., Кострома Бренко Михаил Андреевич, воевода вел. кн. Дмитрия Донского, убит в 1380 г. на Куликовом поле; Иван Бренко, крестьянин, начало XV в., Белоозеро

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

– Этим, наверное, он был близок отцу Алексию Остапову, своему другу, который тоже был прекрасным художником… – Да, он тоже был прекрасным художником, но ведь они вместе и иподиаконствовали у Святейшего Патриарха Алексия (Симанского). Отец Алексий Остапов – это тоже личность особенная… Сын нашего «гонителя» и «критика», Даниила Андреевича Остапова (секретаря Патриарха Алексия), который, видя нас, говорил так: «Ну, вот опять “ЖМП” здесь появился…» – «Даниил Андреевич, но ведь это нужно!» – «Чего там нужно?! Ничего не нужно!» Иподиаконы Святейшего Патриарха Алексия. Константин Нечаев и Александр Докукин (впоследствии митрополит Гедеон). На втором плане: митрополит Вениамин (Федченков) и епископ Пимен (Извеков)      – Однако после Даниила Андреевича остались многие машинописные тома его дневников, которые мы сейчас с таким удовольствием прочитываем… – Конечно, это же наша история! Причем, это записи человека, который видел то, чего другие не видели. Как-то мне с трудом удалось пробраться в старое здание Патриархии в Чистом переулке (туда никого не пускали, но я все-таки пролез), чем Даниила Андреевича очень удивил: «Опять здесь “ЖМП”!» – «Даниил Андреевич, здесь не “ЖМП”, просто ведь мы для дела снимаем!» – «Ладно, ладно, нечего ворчать! Делайте свое дело!» – Вячеслав Петрович, вот такая парадоксальная вещь: когда сейчас просматриваешь старые подшивки «Журнала Московской Патриархии», несмотря на внешнюю непривлекательность журнала, каждый номер уникален. Просто задерживаешь дыхание, листая страницы: несмотря на обилие экуменической хроники, разных межцерковных контактов, и, казалось бы, совершенно протокольных материалов, ты чувствуешь, как тебе открывается именно жизнь Церкви тех лет, и что сделано это с огромной любовью… В чем здесь секрет: ведь фотографий мало, обложка не глянцевая, казалось бы, ничего такого внешне привлекательного, – но ты именно вчитываешься в эту эпоху! И не только читаешь между строк, но ведь и материалы прекрасные публиковались! – Мы старались (мы сами это говорили, да и владыка подтверждал наши мысли) составлять хронологию истории новейшего времени Московского Патриархата, начиная со святого Патриарха Тихона и до наших дней. Получалось! Получалось! И в Церковно-археологическом кабинете Троице-Сергиевой Лавры устраивались экспозиции. Например, помню специальную выставку, посвященную владыке Питириму .

http://pravoslavie.ru/66842.html

1926–: Софроний Старков 1927–1928: Синезий Зарубин 1929–: Серафим Виноградов –1946: 17(30).01.1946–27.06(10.07).1947: Венедикт Пляскин, в, у. Якутская (обн.) 1924–1925: Гавриил Ландышев 1925–1927: 04(17).05.1927–: Николай Винокуров –1932: 1932–1932: Серафим Андреевский Ялтинская 1923– Павел Кратиров , в. у. Ялтинская (обн.) 15(28).09.1929–1933: Вениамин Молчанов 1933–01.1934: Павел Раевский Ялуторовская 1927–08(21).08.1932: Серафим Коровин Ямбургская 30 .05(12.06).1913–23.06(06.07).1918: Анастасий Александров 1918–1921: 08(21).02.1921–20.08(02.09).1926: Алексий Симанский 1924(7)–1927: Гавриил Воеводин 17(30).12.1927–21.07(03.08).1928: Сергий Зенкевич Ямбургская (обн.) 28 .08(10.09).1922–28.02(13.03).1923: Николай Сахаров Японская см. Токийская и Японская Яранская 15(28).03.1920–1923: Евсевий Рождественский 12(25).12.1921–1923: Сергий Карнеев 1923–1925: 1925–1926: Василий Дохтуров 1926–19.02(04.03).1928: Нектарий Трезвинский 1928–1928: Иннокентий Поспелов 1928–1929: Александр Малинин 26 .03(08.04).1929–09(22).03.1932: Серафим Трофимов 07(20).04.1932–01(14).01.1934: Ефрем Ефремов 27 .06(10.07).1934–20.02(05.03).1936: Димитрий Поспелов, в. у. 03(16).04.1936–: Вячеслав Шкурко Яранская (обн.) 1923–05(18).07.1924: Сергий Карнеев 15(28).08.1924–25.02(10.03).1925: Василий Бехтерев 1924–31.01(13.02).1925: Филарет Домрачев 1925–1932: 1932–: Серафим Афанасьев Ярославская 22 .12(04.01).1913–03(16).10.1928: Агафангел Преображенский 05(18).05.1924–1924: Трофим Якобчук, в. у. 1925–1925: Серафим Самойлович, в. у. 1928–1928: Пахомий Кедров, в. у. 21 .01(03.02).1929–21.08(03.09).1937: Павел Борисовский 1937–1942: 01(14).08.1942–30.01 (12.02).1944: Иоанн Соколов 05 .1944–31.12(13.01).1946: Алексий Сергеев 1946–1946: Антоний Кротевич, в. у. Ярославская (григ.) Виссарион Зорнин, в. у. Ярославская (обн.) 31 .07(13.08).1922–1923: Иоанн Миртов 24 .08(06.09).1923–26.12(08.01).1923: Вениамин Муратовский 10(23).01.1924–18.04(01.05).1925: Корнилий Попов 15(28).04.1925–1925: Пётр Данилов 07(20).10.1925–06.1926: Мелхиседек Николев

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010