Издание епархиальных описаний в 1890-1900-х гг. заметно активизировалось. Этому способствовало возникновение в ряде епархий историко-статистических и церковно-археологических комитетов, об-в и комиссий, участвовавших в их составлении (9 описаний в эти годы были изданы именно ими). В указанный период было опубликовано в общей сложности 30 описаний по 23 епархиям. Впервые были изданы описания епархий Владивостокской, Владикавказской, Гродненской, Донской, Екатеринбургской, Казанской, Литовской, Могилёвской, Омской, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Подольской, Полтавской, Рижской, Саратовской, Симбирской, Тверской, Тобольской, Томской и Уфимской. По Владимирской епархии в 1893-1898 гг. было выпущено новое описание, в к-рое вошли сведения обо всех ее городах и уездах, а в 1906 г. появилось особое описание владимирских мон-рей, соборов и церквей, построенных до нач. XIX в. В 4 выпусках сборника Воронежского церковного историко-археологического комитета «Воронежская старина» в 1904-1909 гг. печаталось новое описание Воронежской епархии (в него вошли только сведения о храмах и мон-рях Воронежа и о приходах Нижнедевицкого у.). В 10-х гг. XX в. издание епархиальных описаний пошло на спад. К этому времени в большинстве епархий они уже были изданы, иногда даже неоднократно. С 1911 по 1916 г. были напечатаны только 4 описания: енисейское, опубликованное впервые, и новые версии вятского, смоленского и тамбовского. «Краткое описание приходов Енисейской епархии», вышедшее в 1916 г., стало последним изданием рассматриваемого типа, опубликованным до 1917 г. Т. о., с 1795 по 1917 г. в Российской империи было опубликовано 61 историко-статистическое описание по 42 епархиям. По 27 епархиям имеется по 1 описанию, по 12 - по 2, по 2 - по 3 и по 1 епархии - 4 описания. Причины, по которым осуществлялись новые издания описаний при наличии уже существующих, различны. В большинстве случаев составители более поздних описаний стремились, вероятно, во-первых, включить в них сведения, отсутствовавшие в предыдущих версиях или же освещенные в них недостаточно подробно, во-вторых, привести обновленные данные справочно-статистического характера взамен устаревших (напр., вторые описания Смоленской, Тамбовской и Вятской епархий были изданы соответственно через 51, 50 и 39 лет после публикации первых) и, в-третьих, иначе структурировать изложенный материал.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

—240— о чем для зависящих распоряжений, Вашему Преосвященству и Преосвященному Калужскому послать указы». V. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: 1892. Авг. 7. В Совет Академии» указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 4 августа сего года за 3179: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали прошение священника соборной церкви г. Грозного, Владикавказской епархии, Феодора Мальцева о разрешении ему поступить в Московскую Духовную Академию с целью подготовления себя к более успешному ведению миссионерской деятельности среди сектантов. Приказали: В виду выражаемого священником Мальцевым желания получить высшее богословское образование и принимая во внимание, что Мальцев, как окончивший курс духовной семинарии по первому разряду, имеет достаточную подготовку к слушанию академических лекций, Святейший Синод, на основании бывших примеров, определяет: разрешить священнику Мальцеву слушание лекций в Московской Духовной Академии в качестве стороннего слушателя, предоставив при сем Академическому Совету требовать, чтобы Мальцев, наравне со студентами Академии, в назначенные Советом сроки, представлял на данные темы сочинения, подвергался репетициям и сдавал ежегодно экзамены по всем предметам академического курса, при окончании же курса рассмотреть курсовое его сочинение и затем войти в суждение об удостоении Мальцева соответствующей его успехам и поведению ученой степени; о чем, для зависящих распоряжений, Вашему Преосвященству послать указ. VI. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1892. Авг. 17. В Совет Академии» указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 12 августа сего года за 3262: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложенный Г. Синодальным Обер-Прокурором, от 17 минувшего Июля за 782 журнал Учебного Комитета, 214 с заключением Комитета, по прошению окончившего курс воспитанника Императорского Гатчинского Николаевского Сиротского Института Ивана Шемановского о разрешении ему держать в августе месяце текущего года, приемное испытание для поступления в число студентов

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Г) Согласно указаниям Церковной истории и многочисленным каноническим определениям (например IV Всел. Соб. 17-е пр.; VI Всел. Соб. 38-е пр.), при решении вопроса о том, где должны быть митрополии, должно руководиться, во-первых, гражданским делением государства (древние диоцезы, нынешние генерал-губернаторства и подобные им административные единицы), а во-вторых – сравнительной древностью и авторитетом епископии. По нужде, как было и прежде, так могут быть сделаны и теперь некоторые отступления. Сообразуясь с такой точкой зрения, деление российской Церкви на округа можно предположить в таком виде: 1) Митрополия Московская 90 включающая в себя епархии коренного великорусского центра: Московскую, Владимирскую, Рязанскую, Ярославскую, Тверскую, Костромскую, Калужскую, Тульскую, Курскую, Орловскую и Смоленскую. 2) Митрополия Киевская 91 обнимающая епископии с малорусским (преимущественно) населением: Киевскую, Черниговскую, Полтавскую, Харьковскую, Подольскую, Волынскую и Воронежскую. 3) Митрополия С.-Петербургская 92 , обнимающая северо-запад и север европейской России со включением Финляндии (по малочисленности её православного элемента), т. е. епархии: С.-Петербургскую, Новгородскую, Псковскую, Олонецкую, Рижскую, Архангельскую, Вологодскую и Финляндскую. 4) Митрополия Новороссийская (Одесса), включающая в свой район край степной европейской России, т. е. епархии: Херсонско-Одесскую, Таврическую, Екатеринославскую, Кишиневскую и Донскую. 5) Митрополия Виленская с губерниями Белорусско-Литовского края и русской Польши, которая, подобно Финляндии, имеет особого генерал-губернатора, но по тем же соображениям не имеет основания для особой митрополии. Сюда должны войти епархии: Литовско-Виленская, Полоцко-Витебская, Гродненская, Минская, Могилевская, Варшавская и Холмская. 6) Митрополия Кавказская в приблизительном объёме нынешнего экзархата, т. е. епископий: Карталинско-Кахетинской, Гурийско-Мингрельской, Имеретинской, Сухумской (Горийской, Алавердской) и Владикавказской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Завершила работу первая смена III Международного межрелигиозного молодежного форума в Дагестане 4 августа 2016 г. 13:11 3 августа 2016 года завершила работу I смена III Международного межрелигиозного молодежного форума. Организаторами мероприятия, проходившего на территории базы отдыха «Солнечный берег» в Карабудахкентском районе Республики Дагестан, выступили правительство Республики Дагестан, Махачкалинская епархия , Муфтият РД, Совет иудейских общин РД, Комитет по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями РД, Межрегиональная молодежная лаборатория по проблемам развития Кавказа. Поддержку форуму оказали Администрация Президента Российской Федерации, Федеральное агентство по делам национальностей, НБФ «Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования». В рамках смены, продолжавшейся в течение пяти дней, прошли встречи с известными государственными, общественными и религиозными деятелями, экскурсии, тренинги, интеллектуальные и спортивные состязания. Кульминацией форума стал круглый стол на тему «Ответственность конфессий и общества за предотвращение экстремизма и радикальных течений», состоявшийся вечером 2 августа. В числе выступавших были епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам , епископ Владикавказский и Аланский Леонид , заместитель муфтия РД Мухаммад-хаджи Магомедов, муфтий Республики Северная Осетия — Алания Хаджи-Мурат Гацалов, представитель Совета иудейских общин РД Борис Ханукаев, начальник Управления по укреплению общенационального единства и профилактике экстремизма на национальной и религиозной почве Федерального агентства по делам национальностей Абдулгамид Булатов и другие. Модератором круглого стола выступил российский востоковед, историк и исламовед, заместитель директора Института востоковедения РАН, руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Аликбер Аликберов. К гостям и участникам церемонии закрытия, прошедшей днем 3 августа, обратился заместитель председателя правительства Республики Дагестан Рамазан Джафаров: «Приятно осознавать, что I смена состоялась именно в Дагестане. От имени главы РД Рамазана Абдулатипова и от себя лично поздравляю всех с тем, что все запланированные мероприятия прошли успешно. Самое главное, что за дни, проведенные вместе на одной базе, вы сдружились и узнали друг друга с лучших сторон. До новых встреч, друзья!»

http://patriarchia.ru/db/text/4581105.ht...

4) Принято предложение поднести адрес арх[иепископу] Агафодору. Принят текст адреса и дано поручение Временному высшему церковному управлению при открытии возможных сношений с Св[ятейшим] Патриархом возбудить ходатайство о награждении арх[иепископа] Агафодора клобуком митрополита. 5) Заслушан доклад отдела о духовно-учебных заведениях, постановления которого о принятии всецело на казенные средства содержания всех дух[овно]-учебных заведений, как мужских, так и женских, о введении преподавания церковного красноречия и отчизноведения, об обеспечении учащих в церковно-приходских школах, о возвращении в ведомство Церкви отобранных школ, о принятии мер к освобождению реквизированных в[оенны]м ведомством зданий дух[овно]-учебных заведений, – передать во Временное высшее церковное управление для возможного осуществления их. 6) Принято предложение представителя Владикавказской епархии принять меры к возвращению в ведение Церкви здания Ардонской семинарии или возмещению стоимости этого здания для епархии. 7) Заслушаны доклады отдела о Временном высшем церковном управлении: 1 . По поводу послания заместителя экзарха Грузии о бедственном положении православных русских в Закавказье постановлено, в согласии с отделом, принять меры к защите интересов православного русского населения в Закавказье и оказать немедленно денежную помощь путем сбора пожертвований, самообложений и ассигнований епархиальными собратьями. 2 . Об отказе представителя Донской епархии от внесения предложения об образовании нового викариатства на севере Донской области постановили снять вопрос с очереди. 3 . О мерах помощи беженцам-священнослужителям постановлено принять постановление отдела о сборах пошлин и о предоставлении беженцам-священнослужителям вакантных мест или обязанностей помощников или заместителей приходского духовенства, а также и военного. 4 . Принято постановление отдела об установлении 100-р[ублевого] сбора от истца по бракоразводным процессам и направлении этих денег: 25 руб. на содержание Временного высшего церковного управления, а остальные в распоряжение епархиальных советов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Демократические выборы при решении вопроса с замещением постов приходских священнослужителей нередко принимали уродливые и гротескно-комические формы. Во Владимирской епархии, в одном из сел мужики-прихожане миром порешили избрать в диаконы своего голосистого односельчанина и, желая видеть, как он будет выглядеть во время священнодействия, силой и угрозами заставили своего батюшку допустить его к диаконскому служению на Божественной Литургии. Мужик, облаченный в диаконские священные одежды, сказал великую ектенью и две малых. Правда, в алтарь священник его не допустил, а перед малым входом взмолился перед прихожанами о прекращении этого лицедейства, угрожая прервать Литургию, и кощунство было прекращено . Отметим, что с древности духовное влияние приходского священника распространялась на всех православных христиан, состоящих постоянными членами церковной общины, а также на лиц, временно пребывающих на территории прихода. В XIX в. учреждение и закрытие приходов в России было прерогативой Святейшего Синода, но право установления границ между приходами предоставлялось епархиальному архиерею. Вопрос о приходах обсуждался в Предсоборном присутствии и в церковной печати в процессе подготовки Поместного Собора в 1905 г. Различные формулировки значения термина «православный приход» были предложены епископом Владикавказским Гедеоном (Покровским), епископом Оренбургским Иоакимом (Левицким), профессорами А.И. Алмазовым, И.С. Бердниковым, П.В. Знаменским. Новое положение о приходе разрабатывалось в особом Предсоборном присутствии в 1906 г. . В соответствии с Определением о православном приходе (называемым еще Приходским уставом) Поместного собора 1917-1918 гг., приходом в Церкви называлось «общество православных христиан, состоящее из клира и мирян, пребывающих на определенной местности и объединенных при храме, составляющее часть епархии и находящееся в каноническом управлении своего епархиального архиерея, под руководством поставленного последним священника – настоятеля» . В основе приходской жизни лежал принцип служения. «Под руководством преемственно богопоставленных пастырей все прихожане, составляя единую духовную семью во Христе, принимают живое участие во всей жизни прихода, кто как может своими силами и дарованиями», – говорилось в Приходском уставе . Предоставляя иерархии привилегии в управлении приходом, устав в то же время закрепил его самостоятельность, а также предусмотрел создание союзов приходов .

http://bogoslov.ru/article/6020556

Архиепископ Ставропольский Феофан призывает жителей края к сдержанности и выражает уверенность в торжестве правосудия 27 мая 2010 г. 13:07 Вечером 26 мая в Ставрополе возле здания, прилегающего к Дому культуры и спорта, сработало взрывное устройство. По последним данным, жертвами теракта стали семь человек, в том числе 11-летняя девочка; более сорока человек получили ранения. Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан побывал на месте трагедии, встретился с родными погибших и пострадавших. Тогда же архипастырь выступил с заявлением. «Это наша общая беда, ибо всем нам — жителям Ставрополя и края — брошен вызов», — заявил владыка, слова которого цитирует епархиальная пресс-служба. «Уже сегодня мы можем и должны прямо сказать, что совершено преступление против Творца, преступление против человечности, преступление, которое нельзя оправдать никакими лозунгами, — продолжил архиепископ Феофан. — Нас хотят запугать, внести смятение в общество. Но многонациональная Россия сильна своим единством, о чем свидетельствует вся наша история. Нас нельзя победить, потому что Бог не в силе, а в правде, и эта правда была, есть и будет на нашей стороне. Мы будем жить в мире и согласии со всеми, вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности человека, растить и воспитывать детей, возделывать землю. Это наш путь, это наша жизнь». «Те, кто подло и цинично воюет с безоружными женщинами и детьми, должны знать, что Суд Божий неотвратим, — подчеркнул архипастырь. — Перед этим судом никто и никогда не сможет оправдать подобное злодеяние никакими принципами политического или религиозного характера». «Всех призываю к спокойствию, сдержанности и разуму. Мы должны показать, что нас нельзя запугать или спровоцировать. Мы верим и знаем, что правосудие и законность должны восторжествовать», — заключил архиепископ Феофан. По благословению правящего архиерея духовенство и прихожане храмов Ставрополя взяли под опеку пострадавших, проходящих лечение в медицинских учреждениях города. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1167260.ht...

Епископ Феофан считает, что России навязывают чуждые культурно-религиозные традиции Нальчик, 23 сентября 2005 г . Под идеалами демократии и свободы России навязывают совершенно чуждые культурно-религиозные традиции, уверен епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, сообщает пресс-служба Ставропольской епархии. Как заявил епископ Феофан корреспонденту Агентства национальных новостей, это было одной из тем его разговора с депутатом парламента Люксембурга Анной Брассер, которая готовит первый за последние годы доклад Совету Европы о культурном многообразии Северного Кавказа. Владыка не скрывал скепсиса в отношении многочисленных представителей международных общественных, правозащитных, политических организаций, которые зачастили на Северный Кавказ. «Складывается впечатление, что все они приезжают нас инспектировать, – отметил Феофан. – Необходимо соблюдать наше достоинство и не чувствовать себя вечно виноватыми перед ревизорами. Приехала – что ж, это наша страна, наш народ, и у нас все не так плохо, как рисуется на Западе» В этой беседе владыка поставил основной задачей показать представителю ПАСЕ, что России и, конкретно Кабардино-Балкарии есть, что показать Западу, чтобы Запад еще и поучился у нас. И это не только кавказские танцы и музыка, которые Брассер видела в Северо-Кавказском институте искусств на концерте фольклорных коллективов. «На протяжении многих столетий кавказские народы умели жить и соседствовать в мире. Это особая, выработанная веками культура совместного обитания различных культур на небольшой территории. Происходящее сейчас в отдельных регионах Кавказа, отнюдь не показатель, что у нас все только так», – считает владыка Феофан. Владыке понравилась высказанная Анной Брассер мысль, что процесс глобализации навязывает мировому сообществу единую цивилизационную модель. Она согласилась с ним, что нивелирование разных культур недопустимо. В противном случае, это неизбежно приведет к тоталитарной системе планетарного масштаба. Нужно опасаться и не допускать навязывания миру одной модели в различных областях – откуда бы это стремление не исходило. Общество нуждается в многообразии культур и религий. Необходимо сохранить многополярность общества во всех направлениях, в том числе в области культуры и цивилизации.

http://pravoslavie.ru/14636.html

В общем числе учащихся в 1896–97 учебном году 3.347 бедных воспитанниц пользовались в училищах полным епархиальным содержанием и 794 половинным, а оверх того 665 воспитанниц содержались на учрежденные в разных училищах стипендии или на средства благотворителей. При четырех училищах существуют приюты, а в последние годы при епархиальных женских училищах стали устраивать для педагогической практики училищных воспитанниц образцовые церковно-приходские школы. Таких школ в отчетном году при училищах было 36. На содержание епархиальных женских училищ, в 1895–96 году, израсходовано было 2.014.039 руб., а в 1896–97 – 2.214.878 руб. Относительно расширения и улучшения училищных помещений сделано следующее: 1) В Кишиневском училище решено сделать пристройку, на что съездом духовенства назначена потребная сумма, в количестве 45.000 руб. 2) В Вятском училище, в начале отчетного года, отстроено каменное помещение для образцовой школы. 3) В Тульском училище сделана трехэтажная каменная пристройка, стоимостью в 40.000 руб. 4) При Пензенском училище воздвигается двухэтажный корпус. 5) В Астраханском училище закончена трехэтажная пристройка, стоимостью в 27.500 руб. 6) В Деревяницком училище устроен водопровод, в чем ощущалась существенная потребность. 7) В Державинском училище устроено особое здание для больницы. 8) Великоустюжское училище перешло во вновь отстроенное для него и вполне приспособленное к его потребностям помещение. 9) Для Владикавказского училища, помещающегося в наемном доме, начата постройка особого училищного здания. 10) В Харьковском училище отстроен новый корпус для расширения училищных помещений, стоимостью в 115.00 руб., и выстроено новое здание для образцовой школы. При училищах Рязанском, Тульском, Калужском и С.-Петербургском Исидоровском существуют общества вспомоществования бедным воспитанницам. Для Кишиневского училища утвержден Святейшим Синодом проект положения о пенсиях лицам, служащим исключительно при училище. Пенсионный капитал дошел до 61.800 руб. По поводу исполнившегося, в 1895–96 году, 25-тилетия С.-Петербургского Исидоровского училища, и в этом училище положено начало составлению пенсионного капитала. Важнейшие мероприятия по духовно-учебному ведомству в 1896 и 1897 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Пасхальный фестиваль прошел в Железноводске Ставропольский край, 27 апреля 2004 г. 25 апреля по благословению епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана во Дворце культуры Железноводска прошел Пасхальный фестиваль детского творчества благочиния православных церквей Кавказских Минеральных Вод, сообщает пресс-служба Ставропольской епархии. Фестиваль организовали Отдел религиозного образования и катехизации Ставропольской и Владикавказской епархии, благочиние православных церквей Кавказских Минеральных Вод, администрация и совет города Железноводска. Организаторы ставили перед собой несколько целей. Среди них: духовно-нравственное и эстетическое воспитание подрастающего поколения, развития православного детского творчества, содействие общению педагогов и учащихся православных школ региона. Одновременно Пасхальный фестиваль стал и благотворительной акцией для воспитанников детских домов, интернатов, реабилитационных центров, детей-инвалидов. Для участия в фестивале в Железноводск приехали около 300 детей, представляющих 14 коллективов православных, православно-ориентированных образовательных учреждений и воскресных школ. Среди них православная Свято-Никольская классическая гимназия Кисловодска, русская православная средняя общеобразовательная школа 21 Минеральных Вод, МОУ СОШ 27 Пятигорска, детская музыкальная школа искусств Железноводска. В огромном зале ДК не было свободных мест. Предварила начало фестиваля молитва, а затем начался концерт, зазвучали песни и стихи. В каждом выступлении была своя изюминка. В концертную программу фестиваля вошли спектакли: былина «Василиса Микулишна», «Враги» по рассказу А. Севастьянова, пасхальная сказка «В стране невыученных уроков», сказка «Пасхальный колобок», духовные песнопения, стихи, произведения классической музыки. В рамках фестиваля также была организована выставка детского художественного творчества «Светлое Христово Воскресение». Все коллективы, а также каждый участник, были награждены почетными грамотами и памятными подарками Отдела религиозного образования и катехизации Ставропольской и Владикавказской епархии и администрации города Железноводска. Для воспитанников детских домов и интернатов администрация Железноводска приготовила праздничное угощение. А епархиальный отдел религиозного образования и катехизации вручил 700 пасхальных подарков всем детям, побывавшим на этом замечательном празднике. 27 апреля 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/9588.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010