Этим видом «православного союза духовенства и мирян», с менее широкими задачами, нежели братства и ограниченного в своих действиях пределами своего прихода, мы здесь заниматься не будем, посвящая наш очерк исключительно деятельности «братств». Заметим только (на основании сообщения «Церковных Ведомостей» за 1891 год, 50), что во всей России к 1890 году приходских попечительств было 11 919 с бюджетом расходов в 2 142 237 руб. 1 ) Обратимся теперь к деятельности братств. Предлагаемый краткий статистический очерк о положении православных церковных братств к началу 1893 года, составленный на основании официальных сведений, имеющихся в Училищном Совете при Святейшем Синоде, имеет целью познакомить вкратце с современным положением «братского дела» в России и достигнутым в сем деле успехом. По официальным (Синодальным) сведениям, общее количество всех существующих в России, к 1 января 1893 года, православных братств распределялось по епархиям в нижеследующих числах 2 . I. Европейская Россия. Название епархии Число братств Архангельская Владимирская Вологодская Волынская Воронежская Вятская Донская Екатеринбургская Екатеринославская Казанская Калужская Кишиневская Киевская Костромская Курская Литовская Минская Могилевская Московская Нижегородская Новгородская Олонецкая Оренбургская Орловская Пензенская Пермская Подольская Полоцкая Полтавская Псковская Рижская Рязанская Самарская Саратовская С.-Петербургская Симбирская Смоленская Ставропольская Таврическая Тамбовская Тверская Тульская Уфимская Харьковская Херсонская Холмско-Варшавская Черниговская Ярославская II. Кавказ Название епархии Число братств Владикавказская свед.не доставлены Грузинская Гурийско-Менгрельская свед.не доставлены Имеретинская свед.не доставлены Сухумская III. Азиатская Россия. Название епархии Число братств Енисейская Иркутская Камчатская Тобольская Томская Туркестанская Якутская О состоянии и положении, в настоящее время, всех этих 159 церковных братств можно судить по сведениям приведенным в нижепомещенной таблице.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Семипалатинска. В 1891 г. – законоучитель Семипалатинской женской прогимназии. Овдовел и в 1894 г. поступил в Казанскую духовную академию, на 3-м курсе был пострижен в монашество. В 1898 г. по окончании академии со степенью кандидата богословия был направлен в состав братии Главного Стана Киргизской миссии в Семипалатинск. С 1899 г. – ее начальник, архимандрит. В 1901 г. в Томске хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. С 1905 г. – епископ Якутский и Вилюйский. В 1909 г. уволен на покой, управлял Свияжским Успенско-Богородицким монастырем. С января 1917 г. – епископ Владикавказский и Моздокский. В 1920 г. Терским областным ревтрибуналом обвинен в контрреволюции, соучастии «в сокрытии мануфактуры и серебра в храме». Оправдан на открытом процессе в связи с преклонным возрастом и лояльностью советской власти. В 1921 г. вновь обвинен в контрреволюционной деятельности и приговорен к пяти годам лишения свободы, но вскоре освобожден из-за осложнений после операции по трепанации черепа. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. Переехал в Пятигорск. Упоминается обновленческим епископом Пятигорским до 1923 г. 231 Митрофан (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845 – не ранее 1932), архиепископ Донской и Новочеркасский, – Председатель Собора, магистр богословия, проповедник и духовный писатель. Член Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. Родился в семье священника Каменец-Подольской епархии. Окончил Подольскую духовную семинарию. В 1871 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, кандидат богословия, преподаватель Подольской духовной семинарии, с 1877 г. ее ректор, иерей, протоиерей. В 1884 г. – ректор Донской духовной семинарии. Овдовел, принял монашество. С 1904 г. – архимандрит. С 1906 г. – епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии. В 1907 г. – епископ Пензенский и Саранский, с 1914 г. – архиепископ. С 1915 г. – архиепископ Донской и Новочеркасский. 25 февраля 1918 г. арестован большевиками, обвинен в поддержке казачьего правительства, через десять дней признан невиновным и освобожден.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Посмотрите и на целые государства: чем более вымирают в них начала Христовой жизни, тем ближе они к вырождению, и наоборот. Не воодушевляется ли, например, наша страна на подвиг военный всемирной борьбы с жестоким врагом именно началами христианской жизни, которые в народе нашем еще так живучи, а пред войною так усилились, произвели громадный подъем духа? Воинство побеждает главным образом постольку, поскольку оно бодро духом, мужественно; бодро же оно, когда оно христолюбиво, когда воодушевлено готовностью и жизнь отдать за веру Христову, Царя и Отечество. Посмотрите и на союзные народы Франции и Англии, как и в них оживилась религиозная жизнь пред войной и во время войны, как они ведут в союзе с нами борьбу за лучшие начала истинно человеческой, христианской жизни. Пред войной Францию называли вырождающейся. И не оттого ли она была такою, что оттуда изгонялось правительством и вымирало там христианство ? Во время же войны религиозность в народе весьма сильно поднялась, и вот мы видим французский народ снова возродившимся, совершающим чудеса храбрости, как во времена Жанны д.Арк. Как же необходимо нашему народу хранить тщательно в душах своих эту соль христовой жизни, воспринятую в Святом Крещении, так оздоровившую жизнь Древней Руси! Как и теперь часто жизнь народа нашего, теряя эту духовную соль христианства, возвращаясь к началам жизни языческой, делается пустой, бессодержательной и возвращается к временам «поганаго» язычества, когда на Руси главным было «веселие лишь пити»! Как пагубно для жизни русского народа, если особенно верхние слои его начинают отбрасывать оздоровляющую соль христианства в своей жизни и деятельности, стыдятся Христа, действуют, как не знающие Его язычники! Чем грозит все это народу русскому? Не начнется ли тогда гниение духовное всего народа, как рыба загнивает с головы? Не сбудется ли на всем народе грозное слово Господа: «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» ( Мф. 5, 13 )? Не сделается ли тогда ни к чему не годным весь народ русский, как те люди, среди которых и языческий мудрец не мог найти истинного, неиспорченного, годного человека? Не будет ли весь народ выброшен вон из среды других народов, как нечто негодное, и не будет ли отдано царство его другим, которые, восприяв соль христовой жизни и учения, будут призваны вместо народа русского служить духовному оздоровлению мира ( Мф. 21, 43 )? Аминь. 1 Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости 55 Произнесено во Владикавказском кафедральном соборе 14 ноября 1916 года. (ВлЕВ. 1916. 23. С. 958.962.) Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Мы, братие, сделались обладателями высшего ведения, ибо страдания и Крест Христов научили нас всякой мудрости и ведению. Мы ныне можем не только не бояться скорбей, но и хвалиться ими, ибо любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам, по слову апостола, которое слышали мы ныне. Мы опытно узнали всю любовь Божию, открывшуюся в том, что Христос не за праведников и не за благодетелей, но когда еще мы были грешниками, за нас умер ( Рим. 5, 3–8 ). Мы знаем, что Бог любит нас и все пути жизни нашей устрояет к очищению сердца нашего, чтобы оно, все более и более очищаемое, становилось способным видеть Бога и в Нем находить источник неисчерпаемого блаженства. Даже все стихии повинуются нам, когда молитва наша обладает силой веры в Спасителя нашего Иисуса Христа. Посему не убоимся «входить тесными вратами» ( Мф. 7, 13 ) в предназначенное нам Царство, в которое и введет Бог всех нас, искренно прибегающих к Нему. И не будем слишком заботиться о суетном житии, от которого искуплены «драгоценною Кровью Христа, непорочного и пречистого Агнца» ( 1Пет. 1, 18–19 )! Пусть нет у нас такого учителя, слово которого заставляло бы, оставив все житейские заботы, искать единственно слышания этого слова, как было с народом, видевшим и слышавшим Само обращавшееся к нему Божественное Слово. Но Господь Иисус Христос, обещавший, что верующий в Него сотворит дела, которые Он сотворил, «и больше сих сотворит» ( Ин. 14, 12 ), и слову немощных Своих служителей может дать такую силу, чтобы «немощное Божие было сильнее человеков» ( 1Кор. 1, 25 ), а еще более такую силу, чтобы благодатные слова, оставившие прежде уже в сердцах наших неизгладимое впечатление, служили постоянным источником света и радости в наших сердцах. И Бог Отец небесный, пекущийся о малых птицах, оставит ли хотя на одну минуту тех, кто, будучи предназначен быть наследником Царствия во Христе Иисусе ( Рим. 8, 17 ), «употребляет усилие, чтобы восхитить его» ( Мф. 11, 12 ). Аминь 1 Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Итак, называющие себя честными борцами за свободу и благо народное пусть в отношении к «Союзу русского народа» проявят хотя бы ту степень честности, чтобы не клеветать на него, прежде чем он явился, и не говорить в глаза явной заведомой лжи! Пусть хотя бы не спешат с отвратительным и тупым предубеждением причислять к погромщикам всех людей, которые открыто заявляют о том, что держатся знамени «За Веру, Царя и Отечество!». Ведь сами они с гневом ограждали себя от попыток обвинить их в преступлениях даже тогда, когда преступность их устанавливалась судом. И тогда они кричали: «это провокация правительства!», «это недоразумение: совсем ничего и не было!», «и вы верите этому?» Так было даже тогда, когда открыт был замысел цареубийства. И они-то хотят чернить и топтать в грязь имя союзников русского народа, в число которых входят люди, не уклоняющиеся лицемерно, но прямо и открыто порицающие убийства, входят массы простого, не тронутого изменой Вере, Царю и Отечеству русского народа! Союзники же да обезоруживают врагов своих прежде всего делами, противоположными клеветническим обвинениям своих противников! Если задуманное ими дело укрепления земли Русской на основе священных заветов древности совершается во имя Христово, то оно не погибнет. «Не бойся, малое стадо!» – сказал Господь малому числу учеников Своих, за Ним следовавших ( Лк. 12, 32 ). Пусть помнят слова эти и союзники! Если поднятое ими народное движение корни свои имеет в здоровых началах жизни народной, сложившихся в течение веков, то не может оно заглохнуть, но подобно зерну горчичному, сначала малому, а потом вырастающему в большое дерево, будет и оно расти. И, быть может, исцелится благодаря этому движению земля Русская от бесчисленных бед, постигших ее, как уже исцелялась неоднократно во времена ига татарского, или в Смутное время, или во времена каких-либо иных бедствий, постигавших ее в продолжение долгих веков многострадальной ее истории. 1 Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Владыка Гермоген родился 10 января 1861 г. в станице Нагавской, области войска Донского в семье казака, служившего псаломщиком в храме. Он окончил Нагавскую приходскую школу, в 1872 г. – Нижне-Чирское окружное училище, затем Усть-Медведицкое Духовное училище, в 1882 г. – Новочеркасскую Духовную семинарию и в 1886 г. – Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В начале июня 1886 г. Г.И. Максимов был определен псаломщиком Петропавловской церкви ст. Старочеркасской, 29 июня рукоположен во диакона, а 4 декабря 1886 г. – во иерея к Троицкой церкви г. Новочеркасска. В июне 1887–1894 гг. он служил в кафедральном Вознесенском соборе Новочеркасска, одновременно исполняя должности секретаря Аксайско-Богородичного братства, члена Епархиального ревизионного комитета, наблюдателя церковно-приходских школ, благочинного г. Новочеркасска, ключаря кафедрального собора, члена Комиссии по открытию Донского епархиального женского училища. С 1889 г. о. Григорий также был законоучителем и инспектором классов Донского епархиального женского училища. В 1894–1902 гг. он служил смотрителем Усть-Медведицкого Духовного училища, возглавлял комитет по постройке училищной церкви и капитальному ремонту училищных зданий, Окружной училищный совет и Попечительство о бедных Усть-Медведицкого округа. В 1902 г. о. Григорий был возведен в сан протоиерея, назначен настоятелем Владикавказского кафедрального собора и членом Владикавказской Духовной консистории. Одновременно он состоял председателем Совета Владикавказского Епархиального женского училища, действительным членом Терского областного комитета, депутатом от духовенства Владикавказской городской думы, членом Комитета народной трезвости, членом правления Михаило-Архангельского братства, председателем строительной комиссии причтовых домов при кафедральном соборе, заведующим двухклассной церковно-приходской школой, законоучителем 2-й и 1-й Владикавказских женских гимназий. В 1905 г. пастырь овдовел, имея шесть детей. С 1906 г. о. Григорий служил смотрителем Владикавказского Духовного училища, с конца 1906 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископ Феофан ответил на вопросы журналистов Ставрополь, 8 февраля 2006 г . 7 февраля в Ставрополе состоялась пресс-конференция епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана. В ходе общения с представителями краевых, региональных и федеральных средств массовой информации владыка ответил на многочисленные вопросы журналистов, сообщает пресс-служба Ставропольской епархии. Одной из главных тем пресс-конференции стала работа Общественной палаты Российской Федерации, в состав которой епископ Феофан был избран в декабре 2005 года. Владыка выразил благодарность представителям общественных организаций Ставрополья, выдвинувших и поддержавших его кандидатуру для членства в Общественной палате. Его Преосвященство отметил, что в состав нового института вошло всего несколько представителей Северного Кавказа. " Это обстоятельство накладывает на меня особые обязательство – представлять интересы жителей, как Ставропольского края, так других субъектов Федерации, входящих в состав епархии " . Отвечая на вопрос о перспективах работы Общественной палаты, епископ Феофан подчеркнул, что видит в ней, прежде всего рабочий орган. " Надеюсь, и сделаю все, что от меня зависит, чтобы Палата избежала тех болезней, которыми страдает наш парламент, где зачастую депутаты и сенаторы заняты не законотворческой работой, а саморекламой и лоббированием коммерческих интересов " . " Среди первоочередных задач, – сказал епископ Ставропольский и Владикавказский, – вижу создание механизма обратной связи с людьми. Для меня, как члена Общественной палаты, очень важно знать весь спектр забот и проблем, тревожащих общество " . Среди наиболее острых проблем современной России владыка выделил вымирание села, незаконную миграцию, поддержку соотечественников в ближнем и дальнем зарубежье, неконструктивную позицию многих средств массовой информации. Это особенно проявилось в связи с судьбой рядового Сычева, получившего тяжелые увечья в Челябинском танковом училище. " Этот случай и другие подобные ему используются для нагнетания антиармейской истерии, – отметил епископ Феофан. – В то время как очевидно, что тех, кто совершил это преступление, воспитала такими не армия, но общество. Они росли в семьях, учились в школах. Кто и как их воспитывал, какие нравственные ценности прививал, – вот вопрос " . " Виновные должны понести наказание в соответствие с законом, – сказал владыка, – но суд над конкретными людьми у нас сегодня почему-то подменяют судом над Вооруженными силами, как таковыми. Это неправильно и несправедливо " .

http://pravoslavie.ru/16194.html

Бывшим священникам Г.С. Петрову и А.В. Архипову 669 : Собрание духовенства и мирян Челябинского викариатства выражает вам свое сочувствие по поводу понесенных лишений за вашу честную проповедь Евангельских истин и искренне желает видеть Вас снова в своей среде, как служителя великим заветам Христа, если к тому не встречается препятствий канонического характера. Оренбургский церк.-обществ. вестник. Оренбург, 1917. 10. С. 3. 377. Телеграмма председателю Совета министров князю Г.Е. Львову Владикавказского епархиального съезда духовенства и мирян 28 апреля 1917 г. Съезд духовенства и выборные представители от прихожан всей Владикавказской епархии рад уже наступившей свободной эре дорогой Родины, приветствует в лице вашем Временное правительство, выражает твердую надежду, что оно, облеченное доверием народа, доведет борьбу с внешним врагом до победного конца и укрепит свободную отныне жизнь всех народов России на общее благо Отечества. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 172. Л. 41. Подлинник. 378. Телеграмма Временному правительству Воронежского епархиального собрания духовенства и мирян 29 апреля 1917 г. Избранное на началах свободы и равенства Епархиальное собрание представителей от духовенства и мирян Православной воронежской Церкви, одушевленное желанием созидания Свободной Церкви в Свободном Государстве на началах подлинной любви, подлинного братства, подлинной соборности, искренно – от глубины души приветствует Временное правительство и дает твердое и ненарушимое обещание от лица всех членов Воронежской церкви уничтожить следы векового подчинения церкви самодержавному строю и отдать все свои силы на служение Церкви Христовой, свободной Родине и Вам, облеченным народным доверием. Для верного и скорейшего достижения свободы Церкви мы находим неотложно-необходимым немедленно приступить к созыву всероссийского Поместного Собора, полного, всецерковного – из епископов, представителей клира и мирян. ГАРФ. Ф. 1779. 1917. Оп. 2. Д. 124. Л. 7. Подлинник. 379. Телеграмма председателю Временного правительства Г.Е. Львову Чрезвычайного съезда духовенства и мирян Смоленской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

                     -Вернемся к конференции…                      -Которая прошла во Владикавказе. Это была замечательная конференция. Организатором выступила Владикавказская епархия во главе с архиепископом Зосимой. Замечательный владыка, чудный. Я сразу скажу: он нас поразил своей любовью, вниманием, и не только нас. Там вся епархия,  как и люди облеченные властью, так и простые миряне, не могут нарадоваться на владыку. Владыка совершенно невозмутимый, имеет мирный дух, и кто-то с ним может за столом поспорить, что-то сказать - он всем отвечает. Но какие глубокие были ответы, вы знаете, мы были поражены. Каждое слово опиралось на Священное Писание, на библейскую историю Нового Завета. На факты. Он так глубоко все раскрывал! Мы порой сидели и чувствовали себя маленькими глупенькими детишками. Ну, наверное так и должно быть, когда ты находишься в обществе архипастыря.                    -Слава Богу, что…                    -И вы знаете, что такое Владикавказ? А Осетия? Народ этой земли очень чувствует свое достоинство. А владыка это подчеркивает. Он невозмутимо говорит: какие обычаи? Старший - это старший. А я почетный гость. Он отдает бразды правления даже в такой неформальной обстановке.                       -Смиренный очень.                       -Смиренный, доступный. С ним говорят, а он высказывает свое мнение. Это такая доброта, они были просто поражены. И они говорят: Господь дал нам такого владыку, который просветит весь наш край. Вот, может быть, не какими-то возмутимыми бурными действиями, а своей любовью, своим служением. Он очень любит служить. Замечательно проповедует. У него прекрасные проповеди. Просто заслушаешься. И во всем этом владыка не мешает духовенству проявлять какие-то инициативы. Более того, поддерживает всячески. Там такая ситуация сложилась, и духовенство в один голос говорит: мы не можем реализовывать такие идеи, повели вот такую замечательную конференцию.                      -Всероссийская, да?                     - Она республиканская, но она прошла на высочайшем уровне, потому что организаторами этой конференции выступили и университет государственный Владикавказа, и фонд «Аланское наследие». Замечательный фонд.  И даже наш фонд преподобной Ефросиньи Московской и святой благоверной княгини Евдокии принял также участие и внес свою лепту.

http://radonezh.ru/text/zachem-vy-zaschi...

Семинар с руководящим составом и должностными лицами органов Российской армии по работе с верующими военнослужащими проходит во Владикавказе 8 февраля 2017 г. 15:31 С 6 по 10 февраля 2017 года в городе Владикавказе (Республика Северная Осетия) на базе 58-й армии ВС РФ проходит методический семинар с руководящим составом и должностными лицами органов по работе с верующими военнослужащими военных округов, видов и родов войск Вооруженных сил под руководством начальника Управления по работе с верующими военнослужащими Главного управления по работе с личным составом ВС РФ А.И. Суровцева и председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерея Сергия Привалова . В семинаре принимают участие 28 штатных помощников командиров по работе с верующими военнослужащими — православные священники, представители мусульманского и буддийского духовенства. В течение четырех дней священнослужители, а также профильные специалисты будут обмениваться опытом воспитательной и духовно-просветительской работы с военнослужащими. Перед началом работы семинара в Доме офицеров Владикавказского гарнизона епископ Владикавказский и Аланский Леонид совершил молебен. В своем приветственном слове архипастырь отметил: «Дело, которое вы совершаете, цементирует устои Православия. Мы со своей стороны, всегда готовы находиться рядом и оказывать любую посильную помощь. К тому же мы не должны забывать, что находимся на территории, где понимают, что такое защита Отечества. Желаю вам плодотворной работы». Заместитель командующего 58-й армии полковник В.В. Журавлев рассказал об истории создания 58-й армии, о той важной роли, которую играет одно из самых боевых соединений Российской армии по защите южных рубежей страны. На сегодняшний день в соединениях 58-й армии работают два священника Владикавказской епархии  — протоиерей Тимофей Остаев и иерей Владимир Аксенов, окормляющие 19-ю мотобригаду и 100-ю бригаду разведки соответственно. В 4-й Гвардейской Военной базе РФ на территории Южной Осетии трудится иерей Сергий Кокоев. Кроме того, не оставлены без внимания военнослужащие 102-й российской военной базы в Гюмри (Республика Армения), где служит помощник командира по работе с верующими военнослужащими архимандрит Андрей (Вац). С декабря 2016 года епископ Леонид управляет православными приходами на территории Армении.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010