Часто в качестве пожертвования в монастырь передавались лошади. При записи во вкладную книгу регулярно указывались их приметы: порода (калмыцкая, нагайская), вид (конь, кобыла, жеребец, аргамак, мерин), масть, возраст, особые приметы. В записях встречаются следующие масти лошадей: бурые, вороные, гнедые, гнедо-пегие, карие, каре-пегие, каурые, мухортые, пегие, половые, рыжие, рыже-бурые, саврасые, серые, светло-серые, сивые, сиво-железые, чалые. Довольно часто эти приметы записаны неполно, например, не указано на какую сторону «сросла грива». Материал вкладной книги приобретает еще большую ценность при сопоставлении ее с кормовой книгой Богоявленского монастыря, которая дошла до нас в копии, изготовленной С. Б. Веселовским в 1930-х гг. и ныне хранящейся в Архиве РАН в Москве . Эта книга была использована при подготовке комментариев к настоящему изданию. Надееюсь, что введение в научный оборот вкладной книги Костромского Богоявленского монастыря даст в руки исследователям ценный источник для изучения служилого общества Московского государства в XVII в., а также любопытный материал для пополнения знаний по истории, художественной и материальной культуре Костромы.   Сохранность. Вкладная книга Костромского Богоявленского монастыря представляет собой написанную на бумаге рукопись на 185 листах. Средние размеры листов: ширина 140 мм, высота 190 мм. Книжный блок разбит, листы выпадают. Сохранность удовлетворительная, по некоторым листам разрывы, загрязнения в местах перелистывания в нижнем правом углу. Нумерация чернилами двойная: по верхнему правому краю и по нижнему полю (чернилами и карандашом). Филиграни. При создании рукописи использована бумага с водяными знаками: 1) «Лилия» в картуше под короной (л. 1–23) ; 2) «Дом» (л. 25–31) ; 3) «Голова шута» с контрамаркой в овале «GPORE» (л. 33–53) ; 4) «Голова шута» с контрамаркой в овале «NRO» (28, 29, 26, 31) ; 5) «Кувшин» одноручный под полумесяцем с литерами на тулове (50— 130, 137— 140) ; 6) «Лев» в картуше (л. 114) – не отождествлен; 7) «Герб Амстердама» с контрамаркой «BOCH» (л. 131–135) – не отождествлен; 8) «Герб Амстердама» с контрамаркой «HD» (л. 136–140) ; 9) «Герб» с литерами «PC» «HB» (141–160) – не отождествлен.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

– до осуждения и ссылки Никона в Ферапонтов монастырь: 29 августа 1641 г. (первая половина Пролога), 16 декабря 1642 г. (вторая половина Пролога), 1 июня 1659 г., 17 августа 1661 г. (первая часть Пролога); 1 марта 1660 г., 17 марта 1662 г. (вторая часть Пролога) 1188 . «Книга Тропник в четь, писаный» (л. 165) – возможно, есть рукопись под тем же названием, которую в 1661 г. патриарх Никон пожертвовал библиотеке Воскресенского монастыря: ГИМ, Воскресенское собр., 148-бум., на л. 11–29 скрепа от имени патриарха Никона 1189 ; в домовой казне патриарха Никона имелась книга с тем же названием, но иного формата: «скорописная в полдесть» 1190 . «Книга Устав в десть, писан на харти» (л. 165). После оставления патриаршей кафедры Никон пополнил библиотеку Воскресенского монастыря десятью томами разных видов устава; в 1658 г. он подарил монастырю «Устав церковный Иерусалимский», 1438 г. (ГИМ, Синодальное собр. 331, скрепа патриарха Никона на л. 168) 1191 ; и «Устав Соловецкого монастыря», XVII в. (ГИМ, Воскресенское собр. 16-бум., скрепа патриарха Никона 1658 г. на л. 4–20) 1192 . В 1661 г. Никон дал вкладом 8 книг; 6 из них в монастырских описях названы «Уставом церковным»: один – конца XIV в. (ГИМ, Синодальное собр., 328, скрепа патриарха Никона на л. 2–19) 1193 , второй – XIV в. (ГИМ, Воскресенское собр., 9-перг., на л. 1–15 скрепа от имени патриарха Никона ) 1194 ; третий – XV–XVI вв. (ГИМ, Воскресенское собр., 10-бум., скрепа от имени патриарха Никона на л. 3–18) 1195 ; четвёртый – XV–XVI вв. (ГИМ, Воскресенское собр., 12-бум., скрепа от имени патриарха Никона на л. 4–18) 1196 ; пятый – XV–XVI вв. (ГИМ, Воскресенское собр., 13-бум., скрепа патриарха Никона на л. 4–7, 17–38) 1197 ; шестой – XVII в. (ГИМ, Воскресенское собр., 14-бум., скрепа от имени патриарха Никона на л. 3–9, 571–576) 1198 ; ещё две книги – это древнейшие общежительные уставы: «Устав Студийский», конца XII в. (ГИМ, Синодальное собр., 330, вкладная запись патриарха Никона на л. 1–22 1199 ; и «Устав Иерусалимский», пергамен, конца XIV в. (ГИМ, Синодальное собр., 332, вкладная запись на л. 1–13) 1200 . Среди рукописных книг, о которых вспомнил сам патриарх Никон в челобитной царю, обращают на себя внимание некоторые редкие манускрипты. «Книга Космография, писана скорописью же на русском язык в десть» 21, л. 168) – Никон, по-видимому, говорит о рукописи, содержащей древнейший список 1660 г. перевода 1637 г. в Посольском приказе в Москве Дорном Иваном (Адамом) совместно Богданом Лыковым «Космографии» Герарда Меркатора (1512–1594 гг.), изданной на латинском языке в Амстердаме в 230 главах 1201 ; в настоящее время эта рукопись хранится в ГИМ, Воскресенское собр., 159-бум., на л. 1–20 скрепа от имени патриарха Никона 1661 г. 1202 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. ВМОИДР Временник Московского Общества истории и древностей российских. Полное собрание русских летописей. Российское историческое общество. СКиКДР Словарь книжников и книжности Древней Руси. Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом). Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. _______________________ 28 мая 2002 г. в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялась презентация книги архимандрита Макария (Веретенникова) “Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси”. 1 Протоиерей П. Тихомиров. Кафедра Новгородских святителей со времени покорения Новгорода Московской державе в 1478 году до кончины последнего митрополита Новгородского Иова в 1716 году. Т. 2. Вып. 1. Новгород, 1985. С. 7–11. 2 Там же. С. 78–99; Моисеева Г. Н. Житие Новгородского архиепископа Серапиона//ТОДРЛ. Т. 21: Новонайденные и неопубликованные произведения древнерусской литературы. М., Л., 1965. С. 147–165. 4 Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря/Издание подготовили Клитина Е. Н., Манушина Т. Н., Николаева Т. В. М., 1987. С. 38. 6 Во Вкладной книге, где записаны вклады Новгородских владык, названа мать архиепископа Серапиона и инока Иова — инокиня Марина. Среди вкладных записей рода Курцовых называется еще одно женское монашеское имя — инокиня Маремьяна (Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. С. 68). Если предположить, что они были между собою сестрами, то можно продолжить генеалогические построения. Сын инокини Маремьяны — Никита Фуников сын Курцов. В таком случае Никита был двоюродным братом владыки Серапиона, жену Никиты звали Екатерина. Никита Афанасьевич Фуников-Курцов — личность в истории известная. Это дьяк, казначей, печатник царя Иоанна Грозного, то есть он был хранителем государственной печати. В 1570 году он был казнен царем (Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие… С. 282; Шмидт С. О. Российское государство в середине XVI столетия. М., 1984.

http://pravmir.ru/iz-istorii-russkoy-ier...

По документам 1739-1741 гг., в нем размещались жилые кельи, «столярна, чашникова, квасоварна» (Боровск. 1888. С. 263), в 1768 г.- также и «сушильная». В кон. XVIII в. 3-й этаж был разобран, а в сер. XIX в. разобрана и построена вновь юж. половина здания ( Меркелова. 1982. С. 188). По-видимому, в XVII в. было построено 3-этажное здание настоятельских палат (Там же. С. 191), к-рое с востока примыкает к храму во имя свт. Митрофана. Возможно, что об этом здании сообщается в записи Вкладной книги под 1653 г., где приведены сведения, что корпус был сооружен на средства кн. Б. А. Репнина, давшего вклад по сыну Афанасию: «Да по нем в монастыре построено казенная полата, со всем стало 365 руб. 24 алтына одна деньга» (РГАДА. Ф. 1198. Оп. 2. Д. 6397. Л. 2 об.). Со 2-го этажа настоятельских палат осуществляется вход в храм свт. Митрофана. Собственно настоятельские покои размещались в 3 вост. палатах 2-го этажа. В остальных палатах проживала братия. От первоначального устройства здания сохранились сводчатые помещения на 1-м этаже и в половине 2-го этажа. Корпус многократно перестраивался, получил совр. вид после перестройки 1840 г. Западный келейный корпус. Западный келейный корпус по архитектурным, конструктивным формам и по декору фасадов сходен с настоятельскими палатами ( Меркелова. 1982. С. 190). В 1794 г. деревянный 3-й этаж корпуса был из-за ветхости разобран, также утрачены хозяйственные помещения с зап. стороны и крыльца. В XIX в. в корпусе размещалось духовное уч-ще, а впосл.- монастырская гостиница. Юго-восточный келейный корпус. Строился в 3 этапа с нач. до сер. XVII в. Более древняя зап. часть корпуса примыкает к сохранившейся пристройке разобранной ц. во имя прп. Пафнутия. О пожертвовании кн. Б. А. Репнина на один из этапов строительства свидетельствует запись во Вкладной книге обители за 1667 г.: «...во 175 г. боярин князь Борис Александрович дал вкладу игумену Парфенью на Москве на каменные кельи сто рублев, да с собою привез двесте рублев как приезжал молитца» (РГАДА.

http://pravenc.ru/text/2579798.html

Комиссия давно привыкла обходиться без предварительного ознакомления с тем, что она издает; но едва ли ей удалось приучить к тому же свою публику. Надо быть крепко уверену, что снисходительность публики достаточно испытана, что взыскательность ее низведена до возможно низшей степени, – надобно получить такую уверенность относительно публики, чтобы спокойно смотреть ей в глаза, предлагая издание, ждавшееся веками, и не предпослав ему предварительного изучения, изложенного в приличном введении. Нет сомнения, издатели прекрасно изучили макарьевские минеи, но они не поделились плодами этого изучения, которые облепили бы для публики пользование изданием Вместо этого издатели в нескольких строках выписывают несколько слов Макария из его вкладной записи, а от себя сообщают, что Великие минеи четьи собраны всероссийским митрополитом Макарием, что в них вошли не одни жития, – и немногое другое в этом роде. Это вызывает тем большее сожаление, что макарьевские минеи издаются не для одних записных ученых: ими не меньше будут интересоваться люди, которые по заглавному листу их впервые узнают, что существует на свете Археографическая комиссия. Если уж издаваемый памятник не мог возбудить в издателях должного интереса к своему содержанию, если с ученою братиею они привыкли обходиться запросто, то по крайней мере из внимания к этим людям следовало бы предпослать издаваемым минеям сведения пошире того, что они собраны всероссийским митрополитом Макарием и что это – знаменитый памятник. Почему бы, например, не определить пообстоятельнее хотя того, когда и как составлен этот знаменитый памятник? Во вкладной записи, приложенной к Успенскому списку миней, Макарий пишет, что он «писал сии святые великие книги в Великом Новгороде, как был там архиепископом», следовательно, в промежуток времени между 1526 – 1542 годами. Между тем в минеях встречаем произведения, списанные позднее: читаем житие Александра Свирского , составленное в 1545 году, житие Павла Обнорского, написанное не раньше 1546 года, житие Евросипа (sic) Псковского и слово о митрополите Ионе, составленные в 1547 году, встречаем несколько других произведений с указаниями, что они писаны при митрополите Макарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

На рубеже XVI и XVII вв. в К. м. подвизались преподобные Лонгин , Герман и Боголеп , а также прп. Корнилий Кожеезерский. С 1601/02 г. в К. м. полтора года прожил прп. Никодим Кожеезерский, Хозьюгский († 3 июля 1639). Затем в течение 36 лет он пустынножительствовал на р. Хозьюге, но за полтора месяца до кончины вернулся в мон-рь и был погребен в Никольском приделе Богоявленского собора. В 1625 г., при игум. Авраамии, послушником К. м. стал Иоанн Дятлев (впосл. иеромон. Иаков), один из составителей Жития прп. Никодима. Ок. 1602 г. в К. м. поступил прп. Леонид († 1654; впосл. основатель Леонидовой Усть-Недумской пустыни ). В К. м. он подвизался под рук. старца Серапиона и проживал в одной келье с прп. Никодимом, еще не ушедшим на пустынножительство. Св. Леонид в должности келаря неоднократно упоминается в недатированных статьях вкладной книги К. м. вместе с игум. Авраамием (ГЭ ОИРК. ЭРБ-62. Л. 111, 198). При настоятеле (1634-1642) игум. Ионе (Ляпунове) 8 июня 1634 г., во время пожара, сгорели оба храма и хозяйственные постройки. Игумен собирал пожертвования на их восстановление. Значительные средства поступали в К. м. из Москвы: от денежных дел мастера старца Герасима, старца Даниила (казначея патриарха Иоасафа), Григория Васильева, давшего «складни, серебром обложены, позолочены со сканию» (1636/37), старца Александра Булатникова, келаря Троице-Сергиева мон-ря, сделавшего кроме книжных вклады «на келью», на церковные сосуды и колокол (1640/41). В годы настоятельства игум. Ионы во вкладной книге записаны пожертвования от соловецких пострижеников старцев Флавиана, Тихона, Даниила (ок. 1639/40), Кирика (1636/37), Ефрема Квашнина (1637/38), Пафнутия, подарившего складни Соловецких чудотворцев, старца Игоря, священноинока Венедикта, анзерского старца Зосимы (1636/37) и др. В 1634 г., при игум. Ионе, в число братии был принят иером. Никон ( Минов; впосл. патриарх Московский и всея Руси). По благословению настоятеля он поселился на пустынном острове Кожозера; помимо молитвенного делания занимался ловлей рыбы для братии. В 1643 г. по просьбе насельников Никон стал игуменом К. м. Его трудами остров был соединен с берегом насыпью - дамбой; в монастыре было 100 насельников.

http://pravenc.ru/text/1841668.html

Д. Г. Давиденко, А. П. П. Материальное обеспечение Земельные владения Н. П. м. начали складываться еще во время его нахождения в Кремле. В XIV в. обитель владела верейской вол. Заберегой, к-рую взял вел. кн. Владимирский св. Димитрий Иоаннович Донской взамен оброка. Согласно пересказам вкладной книги XVII в., вел. кн. Владимирский и Московский Василий II Васильевич Тёмный дал мон-рю с. Клементьевское в Переславском у., причем, по мнению Назарова и К. В. Баранова, вклад поступил в мон-рь до смерти вел. кнг. Московской Софии Витовтовны в 1453 г. По сведениям того же источника, угличский кн. Андрей Васильевич Большой Горяй примерно в 1481-1491 гг. пожертвовал Н. П. м. деревни Пукашино, Кисловку и пустошь Бабчино в Бежецком Верхе (АРГ: АММС. С. 478-479 (коммент. к акту 94)). Наличие этих сведений во вкладной книге мон-ря 1658 г. позволяет думать, что после переноса на новое место в кон. XV в. принципиального пересмотра земельных владений обители не было. В 1481 г. мон-рь получил по вкладу от И. Н. Малютина деревни Б. и Меньшое Кобылино в Ратуевом стане Московского у. ( Назаров В. Д., Рыков Ю. Д. Новоспасский мон-рь: Введение//АРГ: АММС. 94. С. 230; см. также коммент. к акту 94). За XVI в. земельные акты Н. П. м. опубликованы, при этом не сохранилось (или не выявлено) документов как за 1-ю треть, так и за конец века. В 1-й пол. XVI в. монастырь получил сравнительно небольшие земельные вклады в Бежецком Верхе (АРГ: АММС. 95, 96. С. 231-232; 100. С. 236; 102-104. С. 238-242, 479 (коммент.)) и там же купил небольшие участки земли (Там же. 97. С. 232-233; 101. С. 237-238). В жалованной грамоте от 8 июля 1544 г. перечислены 25 вотчинных комплексов Н. П. м., подмонастырская слободка, дворы в Китай-городе и Костроме, грамота содержала освобождение от налогов на 2 года (Там же. 99. С. 235-236). Нахождение большей части владений в Московском и Переславском уездах и размещение др. владений в уездах, давно оказавшихся под властью вел. князей Московских, позволили Назарову предположить, что отмеченные в грамоте населенные имения к моменту ее составления были давними приобретениями обители (Там же. С. 229). В 40-х гг. XVI в. в мон-рь по вкладу поступили с. Семёновское (Бартенево) и сельцо Градское в Можайском у., на к-рое царь Иоанн IV Васильевич Грозный 22 сент. 1549 г. выдал обители жалованную несудимую грамоту «оприч одново душегубства», установив подсудность архимандрита Н. П. м. лично царю или дворецкому. При подтверждении документа 17 мая 1551 г. архимандрит Н. П. м. в соответствии с нормами «Стоглава» оказался подсуден митр. Макарию (Там же. 106. С. 242-243, 480-482 (коммент.)). В 1549/50 г. вклад в Н. П. м. сделал дьяк Аникита Дятел Григорьев сын Мошков, передавший обители сельцо Бездедово (Фёдоровское) с деревнями и починком в Каменском стану Московского у. (Там же. 105. С. 241-242, 480 (коммент.)).

http://pravenc.ru/text/2577885.html

По свидетельству вкладной книги, обители также жертвовали и колокола (Вкладная книга. 1883. С. 11-13, 17). В 1652 г. от царя Алексея Михайловича поступил колокол в 1200 пудов (свыше 19,6 тонн), к-рый, возможно, первоначально предназначался Саввину Сторожевскому в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырю . Согласно записи во вкладной книге, на колоколе была надпись, содержавшая сведения о том, что он отлит «Пресвятыя Богородицы заступлением и преподобного отца Саввы Сторожевского молением, и повелением Великого государя Царя и Великого князя Алексиа Михайловича… в преименитом царствующем граде Москве в лето 7160» (Вкладная книга. 1883. С. 26). В 1717 г. царь Петр I по челобитью братии Н. П. м. приказал перелить разбитый большой колокол, вес которого теперь составил 1100 пудов (свыше 18 тонн; воспроизведение надписи см.: Ювеналий (Воейков). 1802. С. 13). На уменьшение веса Благовестника 1717 г. по сравнению с 1652 г. указывает сопоставление надписей на них. Снегирёв увидел в решении царя знак его внимания к обители, особо подчеркнув, что оно принималось во время Северной войны 1700-1721 гг., когда мн. колокола переливали на пушки. Однако уменьшение веса колокола позволяет интерпретировать отливку Благовестника в 1717 г. не только как знак особой монаршей милости, но и как неполноценную компенсацию (возможно, при финансовом участии государя) предмета церковного обихода. Новый колокол разбился при пожаре в 1812 г., из его меди в 1816 г. был отлит новый большой колокол весом в 827 пудов (свыше 13,5 тонн) ( Снегирёв. 1863. С. 20, 57, 83; Дмитриев. 1909. С. 25, 83, 97; Прил. С. 5). В тексте надписи на нем было сказано об отлитии колокола в 1652 г., его повреждении в 1707 г. и последующей отливке в 1717 г. с уменьшением веса ( Дмитриев. 1909. Прил. С. 5-6). В 1812 г. основная часть ризницы была эвакуирована в Спасо-Каменный мон-рь, часть монастырской утвари, оставшейся в Москве, была разграблена или погибла ( Снегирёв. 1863. С. 19, 21, 33). В XIX в. ризница размещалась в верхней палатке юж. предалтарья Преображенского собора (Там же. С. 35).

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Владыки обители Вкладная книга Тихоновой пустыни, в лист, в ветхом кожаном переплете, писана на простой бумаге полууставом, а в конце старинною скорописью. На обороте заглавного листа находится следующая надпись: «Книга, Пресвятой Богородицы честного и славного ее Успения Тихонова монастыря, вкладная. Лета (1666) списана с прежней вкладной книги слово в слово». Вклады А) Царские. Дано в сей монастырь, в дом Пречистой Богородицы честного и славного Ее успения и Преподобного отца игумена Тихона: великого государя жалованья, блаженной памяти государя и царя и великого князя Иоанна Васильевича, всея России, евангелие престольное письменное, в десть, оболочено бархатом зеленым, евангелисты басменные, позлачены, да ризы тафтяные, двоеличны, оплечье бархатное, зеленое, на золоте 53 . В) Частные. 1) Дал вкладу сын боярский постник Уваров: евангелие печатное, напрестольное, в десть большие бумаги, оболочено бархатом рытым, по белой земле, травы червчатые. Да он же постник Уваров дал другое евангелие печатное, напрестольное, в десть, оболочено бархатеею, евангелисты медные; да псалтирь, книгу печатную, с возследованием, да епатрахиль, да поручи бархатные червчатые; да коня гнеда иноходца, да жеребца в вороне чала 5 лет. Да он же постник Уваров дал колокол весом десять пуд за 40 рублей. 2) Дал вкладу Роман Афанасьевич Бегичев ризы камчатые рудожелтые, оплечье атлас золотной, по лазоревой земле, опушка дороги полосатая. Да коня, рыжа за 15 рублей. Да к образу Успения Пречистой Богородицы пелену камчатую червчату на золоте, обложену атласом пестрым по белой земле. Да епитрахиль, да поручи, той же камки. Да он Роман Бегичев, по Илье Дмитриевиче Бегичеве дал коня гнедого белоногого за 30 рублей. 3) Дал вкладу Ефим Клементьевич Бегичев коня солового за 15 рублей, да он же Ефим Бегичев, дал коня в темно бура, задние ноги по щетку белы, да по сыне своем убиенном Василии Ефимовиче дал жеребца, литовских лошадей, вороного 4 лет за 40 рублей при игумене Ионе (упом. под 1661,1672 и 1680 годами).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

3). Весьма существенными для нашей темы являются события 1670-х годов, когда реплики и копии «Киево-Печерского Успения» появляются в иконописи и получают распространение в искусстве Москвы. Наиболее раннее среди известных иконных повторений – «Успение» в Сергиев-Посадском музее, написанное в 1671 г. Симоном Ушаковым и в том же году вложенное в Троице-Сергиев монастырь Богданом Матвеевичем Хитрово, знаменитым московским боярином из окружения царя Алексея Михайловича, оружейничим, главой Приказа Большого дворца 1181 (ил. 4). В нижней части иконы, на поземе, сохранилась надпись: «Писал Симон Ушаков». Сведения о вкладе записаны на серебряной пластине, которая была прикреплена на обороте иконы, а сейчас хранится отдельно: «В лета 6180 сентября в 21 день поставил сей чюдотворный образ Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго ея Оуспения, во обители Пресвятыя и Живоначальныя Троицы в Сергиеве монастыре Богдан, зовомый Иов, Хитрово, до вечнаго поминовения оусопших роду моево». Во Вкладной книге Троице-Сергиева монастыря, 1673 г., имеется запись об этой иконе, в перечне вкладов Богдана Матвеевича Хитрово: «Во 180-м образ пресвятые Богородицы честнаго и славнаго ея Успения написан с того образа, что во граде Киеве в Печерском монастыре во церкве образ сам изобразися в олтаре. А сей написанный образ устроен золотом и серебром, киот древян резной с коруною золочен сусальным золотом и серебром. Всему окладу, золоту и жемчюгу, и киоту цена 200 рублев» 1182 . Текст свидетельствует, прежде всего, о том, что легенда о святости и чудесном происхождении «Успения» продолжала развиваться. Если в 1660 г. «Успение» было отождествлено с принесенной из Влахерн «наместной» иконой от самой Богородицы, то в 1671 г. то же «Успение» отождествляется с «самоизобразившейся» мозаикой апсиды 1183 . Запись Вкладной книги указывает также на чрезвычайную роскошь и дороговизну оклада и киота этой маленькой иконы, на исключительное значение, которое придавалось этому произведению. Боярин Богдан Хитрово был своего рода меценатом, собирателем 1184 , он знал толк в красоте древних памятников (судя по вкладу Евангелия его имени, то есть знаменитого Евангелия Хитрово с миниатюрами времени Андрея Рублева в тот же Троице-Сергиев монастырь в 1685 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010