С) По суммам: 14. Суммы из казначейства казначей принимает в свое время и, немедленно записав оные в приход шнуровой книги в присутствии настоятеля и двух из лучших братий, взносит в хранилище; таким же точно образом и на расходы получает. 15. Вкладные и прочие жертвуемые деньги принимает казначей при двух или трех братьях. Здесь разумеются и деньги сорокоустные; первые записывает в приход в шнуровую, а последние в нарочито для сего устроенную книгу с письменным свидетельством бывших при том, и немедленно первые вносит в кладовую, а последние опускает при свидетелях в кружку. 16. Казначей никаких покупок не производит без воли настоятеля, почему о встретившихся потребностях доносит он настоятелю и принимает от него из кладовой потребную сумму с распиской в выемной тетради, которая всегда хранится в денежном сундуке и по употреблении оной записывает в расход с расписками продавцов. 17. Ежемесячно казначей отдает отчет настоятелю в приходе и расходе сумм, представляя в то же время и самые книги на ревизию с перечневыми записками. 18. Ключи от кладовых и денежного хранилища казначей имеет у себя, а печать хранится у настоятеля, равно и от церкви ключи хранить казначею у себя и выдавать оные в свое время кому следует или по требованиям священников чередному из причетников 591 . 7 августа 1819 года Преосвящ. Епифаний утвердил эту инструкцию, предложив выбрать по всем монастырям казначеев и снабдить инструкцией как их, так и настоятелей монастырей. В тоже время дано предложение выработать инструкции для женских монастырей, а также для эконома и казначея Архиерейского Дома. Последние инструкции были утверждены Преосвящ. Епифанием 20 января 1820 года 592 . Из приведенной инструкции открывается, что и после ревизии 1819 года казначеи оказывались фактически хозяевами монастырей. Настоятель оставался почетным представителем монастыря. Но он, судя по инструкции, не только не входит в детали хозяйственной жизни, а и стоит выше внутренних распорядков монастырского быта. Казначей же не только ведет монастырское хозяйство, но и руководит монахами в их поведении и занятиях. Такое значение казначея продолжало оставаться в силе потому, что настоятели и после 1819 года часто проживали в Воронеже, занимая должности при Архиерейском Доме, духовном училище или семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Происхождение кодекса представляет собою вопрос большого научного интереса. Существует представление о том, что именно христиане придали этой форме документа широкое употребление. Кодексы в виде дощечек или листов пергамена широко употреблялись в Риме в качестве записных книжек. Возможно, именно в такого рода блокноте было впервые записано Евангелие от Марка, чем объясняется его сравнительная краткость и малая литературная связь отдельных эпизодов. 15 Преимуществами кодекса по сравнению со свитком являются экономность, поскольку используются обе стороны писчего материала, легкий поиск нужного в тексте места, удобства для странствующих миссионеров при переноске книги. Возможно также, что победе кодекса способствовало то, что Четвероевангелие было невозможно вместить в один свиток, тогда как в кодекс оно вместилось. 16 Необходимость этого возникла во II в., когда нужно было сохранить канонические Евангелия, отделив их от множества других документов, претендовавших на такое же положение. К миссионерским маюскульным кодексам относятся двуязычные греко-латинские и греко-коптские рукописи, в которых текст на втором языке написан либо параллельным столбцом (как в кодексе Безы, 05), либо подписан под словами греческого текста (подстрочное, интерлинеарное расположение). Пергаменный маюскульный кодекс стал как бы официальной формой текста после Миланского эдикта 313 г. Согласно Евсевию Кесарийскому (Житие Константина IV.36), около 331 г. император Константин заказал ему изготовить 50 полных экземпляров Библии , чем, возможно, и обусловлено появление в эту эпоху таких кодексов, как Ватиканский, Синайский и Александрийский, ценных для приведения в известность всего корпуса библейских текстов, их сохранения, но непригодных для богослужебного использования. 17 В дальнейшей истории византийской письменности полная Библия в одном переплете неизвестна вплоть до эпохи книгопечатания. Некоторые роскошно выделанные кодексы писаны серебром по листам пергамена, окрашенного в багряный цвет (напр., Пурпурный кодекс, 022, СПб., РНБ, Гр. 537, VI в., Синопский кодекс, 023, Paris, Bibl. Nat., Suppl. вг. 1286, VI в.). В качестве напрестольного Евангелия кодексы заключались в дорогие переплеты (оклады); они представляли собою предметы пожертвования церквам и монастырям (так называемые «вкладные рукописи»).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Милобудцкие волости у старосты у Антипы Дементьева взято в уплату на прошлои... год за монастырское изделье 3 рубли 26 алтын. Того ж месяца в 20 день Кирилова монастыря игумен Матфеи и старцы соборные выдали денег для государевы службы и на казеннои росход 1034 рубли 13 алтын 4 деньги. И всего в июле в приходе денег 2069 рублев 9 алтын пол 5 деньги. Месяц август, приход деньгам. На Москве строитель старец Филарет Володимерец продал ис казны 49 ширинок рядовых и обышных да 11 полотенец, взято 8 рублев 12 алтын 2 деньги. Продан кафтан камчат рудожолт вкладнои монастырского слуги Богдана Кафтырева, взято 3 рубли 16 алтын 4 деньги. Старец Гедеон Коротнев привез ис Кабанова пустотных кортомных денег 2 рубли. Того ж месяца в 8 день Кирилова монастыря игумен Матфеи и старцы соборные выдали денег для государевы службы и на казеннои росход 139 рублев 27 алтын 4 деньги. Старец Дмитреи Шаблыкин привез ис Куности мельничных денег 5 рублев 16 алтын 4 деньги. Старец Еремеи постриженик Пречистые Богородицы Песошнова монастыря дал вкладу рубль 16 алтын 4 деньги. Того ж месяца в 15 ден старец Мисаило Сиземец принес с Чюдотворцова гробу 4 рубли 4 алтына 3 деньги. Да о Успеньеве же дни собрали таможенных пошлин с продажных товаров 8 рублев 13 алтын 5 денег. З Горы из мирские больницы Осип Волосатои дал вкладу 2 рубли 16 алтын 4 деньги. На Волок на Словинскои к Николе Чюдотворцу попу Андрею дано 2 гривеньки фимьяну, взято 20 алтын. От Чюдотворца панамарь старец Еуфимеи принес молебенных денег 20 алтын з деньгою. И всего в августе в приходе денег 176 рублев 31 алтын 5 денег И всего в приходе денег в году 119-го сентября с 1-го числа да того же году августа по 31-е число 5963 рубли 7 алтын 2 деньги. Примечание. Так как все издаваемые здесь «материалы» писаны скорописью, точное воспроизведение которой при нынешних типографских средствах невозможно и так как эти материалы имеют значение главным образом со стороны своего исторического содержания, то для облегчения читателя при издании титла распущены, расставлены знаки препинания и большие буквы применительно к современному их употреблению. Буквы: w, й, з и я заменены буквами- о, кс, з. Кроме того при печатания I–XXIII, для удобства чтения как в средине, так и в конце слов добавлены буквы х. Начиная же с XXIV по XXXVII все буквы находящим над строкою под титлами и без титл и поставленные нами в строки, набраны обычным шрифтом. Числовая буквы заменены цифрами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Вопросами сборов занимается бюро заведующего финансовым отделом Общества Сторожевой Башни по адресу: Treasurer " s Office, Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania, 25 Columbia Heights, Brooklyn, New York 11201, USA, но также и бюро местного филиала Общества. Принимаются: «пожертвования на всемирное дело» – ежемесячные сборы, «дарения» – непосредственные денежные пожертвования или ювелирные изделия, или другие драгоценности, «условные дарения», т. е. деньги отдаются до смерти дарителя, но обещается возможность их возврата, «страховки» – секта может быть назначена бенефициарием страхования жизни или пенсий. Также принимают банковские счета, вкладные сертификаты, акции и облигации, недвижимое имущество, пенсии по доверенности или в случае смерти 149 . Таким образом доход организации идет от пожертвований и распространения изданий «Общества Сторожевой башни». Впрочем, сами «Свидетели Иеговы» в устных беседах утверждают, что никаких поборов в собраниях не проводится, но каждый добровольно опускает в ящик для сбора пожертвований удобную для него сумму. 2.6. Ложные «пророчества» о втором пришествии Отличительной чертой рассматриваемых нами течений сектантства, сформировавшихся на фоне постоянного нагнетания эсхатологических страстей, было стремление к предсказанию конкретных дат Второго Пришествия. Как правило для этой цели применяется формула «день за год», возникшая в первом столетии по Р. Х. в среде еврейских раввинов, истолковывавших промежутки времени в 1290, 1335 и 2300 дней из книги Пророка Даниила. Среди христианских конфессий мы встречаем подобные способы расчета у католического аббата Иоахима Флорского, жившего в XII веке. Он объяснял и 1260 дней, упомянутых в Откр.11:3; 12:6 , пользуясь этим методом. Время шло, и разные толкователи установили длинную череду дат. Предсказания их упоминали 1260–й, затем 1360–й годы и более поздние даты в шестнадцатом столетии. Архиепископ Джеймс Ушер (1585–1656) назначал дату светопреставления между 1896–м и 1901–м годами.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

φ. 11 vers. Πναξ βιβλου βαμβακνου μεμβρανου – такого же содержания. Очень вероятно, этот перечень служил указателем для справок, где и в каком сборнике находить те или другие чтения, и присоединён к уставу не случайно. Для той же справочной цели служили и заметки на полях: ζητε τερον λγον... ες παλαον πανηγυρικν... ες τ βουλγαρας (sic)... ες τ κκκινον, a в конце упоминается ββλιον χρυσογεγραμμνον, т.е. книга, писанная золотыми буквами. Все эти рубрики писаны чётким полууставным почерком, отличным от почерка вкладной записи φ. 13 vers, которая гласит следующее. Н βιβλος αυτη παρα εμου πονηθεισα·:·   Του εν μοναχοις αμαρτολου κ ποθου·:·   Αθανασιου ταλανος και αχρειου·:·   Του τε χοηματσαντος αρχιμανοριτ ου·:·   Μονης της θειας και βασιλεικοτατης·:·   Оρους τη κλησει αγιου αυξεντιου·:·   Ως εις τινα δωρον τη παναγνω παρθενω·:·   Μρ7ι του μονου Θυ μου και δεσποτου·:·   Μονης λαμπρας τε και περιφανεςατης·:·   βασιλεικης ετεθη Βατοπεδιου·:·   Μνημης ενεκα ψυχης ημετερας   Οδε βουληθεις οστις και οιος ειη·:·   Στερησαι αυτην τη σεβασμια ταυτη·:·   Μονη καν ο πρ βουληθειη εχετω·:· Затем две строки не разобраны. Τας ς ων οσιων θεοφορων πρ7ων·:·   Τριακοσιων οκτοκαιδεκα κληρον·:·   Аρας και παντων απας ωνος αγιων·:·   Μερις δε τουτου εςω μετα Ιουδα·:·   Και των κραξαντων αρον ςαυροσον αρον·:· Далее киноварью Προσετεθει δε δευτερα оκτωβρου·:·   Εν ετει εκτω οκτακοσιοςω τω τε εξακισχλοςω ενδεκατης ινδικτου. Т. е. «Книга эта, приготовленная трудом моим и по желанию моему грешного в монахах и непотребного Афанасия, бывшего архимандрита божественной и славнейшей обители, в горе по прозванию св. Авксентия, как бы некий дар пречистой Деве, Матери единого Бога моего и Владыки, положена в светлую и славнейшую царскую обитель Ватопеда, в память души нашей». Далее произносится угроза на похитителя этой книги и призывается на него клятва 318 отцов первого вселенского собора и участь Иуды вместе с распинателями Христа. В заключение обозначен год пожертвования рукописи в следующих выражениях: «положена второго октября, в лето шесть тысяч восемьсот шестое (6806 – 1298) одиннадцатого индикта».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Таблицу 3 ). Попутно следует отметить, что для изучения генеалогических связей важным источником являются древнерусские Синодики-помянники 24 , вкладные монастырские и кормовые книги. Знание генеалогических отношений в древности позволяет по-новому увидеть деяния и взаимодействия исторических личностей. 1 На данную тему существует обширнейшая литература; среди сотен книг см., например, Григоровский С. Сборник церковных и гражданских законов о браке и разводе и судопроизводства по делам брачным. С дополнениями и разъяснениями по циркулярным и сепаратным указам Святейшего Синода и с приложением таблиц графического изображения степеней родства и свойства. СПб., 1896; Григоровский С. О родстве и свойстве. Виды и степени родства, исчисление степеней и значений родства, как препятствия к браку, по существующим указаниям. СПб., 1898; Казаченко Б. Н. Краткий словарь забытых и вышедших из употребления русских терминов родства, свойства и сватовства//Алгебра Родства. Системы терминов родства. Вып. 4. СПб., 1999; Лавровский П. А. Коренное значение в названиях родства у славян. СПб., 1867; Максимов А. Н. Системы родства//Этнографическое обозрение. Кн. 33. 4. 1909; Ольдерогге Д. А. Брат — сын матери (псевдоматриархат)//Африканский этнографический сборник. Вып. 10. 1975; Протоиерей И. Скворцов. О видах и степенях родства//Руководство для сельских пастырей. Киев, 1861. Т. 1. 8. С. 75–88; 6. С. 183–185; Он же. О степенях родства//Там же. 12. С. 290–296; 13. С. 330–336. 2 О значимости родственных отношений для общественного уклада писал Достоевский; в “Бесах” Петенька Верховенский, написавший о себе самом агитационный стишок “Светлая личность”, заканчивает его перечислением того, что данная личность намеревается уничтожить: Церкви, браки и семейства —мира старого злодейства. В шуточной пьесе Достоевского “Офицер и нигилистка” героиня аргументирует ненужность и неестественность родственных отношений при помощи довода: Ну, есть ли тетка у ежа? — Ред. 3 Умение исчислять троюродное и четвероюродное родство можно считать практически утраченным.

http://pravmir.ru/o-stepenyah-rodstva/

69 и другия). Относительно же паникодил мы не имеем сведений, местного ли они производства или покупные. Правда составители «Краткого описания Новгородского музея» (Новгород, 1893, стр. 45) утверждают, что в числе хранящихся там древностей имеются два «мельхиоровых паникадила нюренбергской работы конца XVI века, пожалованные Борисом Годуновым Кирилло-белозерскому монастырю». Но вкладные книги не упоминают об этом пожертвовании. 518 Приводим описание алтаря Успенского собора, сделанное в 1601 году: «В церкви Успения ж Пречистые Богородицы в олтаре за престолом образ Пречистые Богородицы Одегитрия. Оклад и венцы серебрян золочен басмян. Гривна басмянная золочена, 5 гривен витых золочены, у Спасова образа 4 гривны витые ж, у того ж образа на другой стране образ Николы чюдотворца да Леонтей ростовский да Кирил чюдотворец, венцы и оклад басмян золочен, 13 гривен серебряны золочены витые. Престол оболочен камкою багровою, крест сажен жемчюгом, репьи (?) серебряны золочены. Пелена у престола от царьских дверей, а на ней шит золотом и шолки образ Пречистые Богородицы Воплощение со святители по бархату червчяту. На престоле крест благословеной обложен серебром золочен. Евангильо тетр в десть оболочено камкою багровою, евангилисты и застежки серебряны золочены. Другая евангилие апракос писмяное оболочево бархатом цветным, евангилисты и застешки серебряны. Покров на престоле камка желта чешуйчата, а на ней крест шит золотом и серебром. Другой покров празничной отлас золотной по черной земле серебряник отлас червчят. Да по левую сторону престола свеча постьная (sic) невелика с красками, налеп железной. 3 образы выносные в киотех. Образ Пречистые Богородицы Умиление обложен серебром, венцы скапные, в венце яхонт лазорев, да две берюзы, да камень как хрусталь, да камень червец, цата серебряна золочена, восм гривен витые серебряны золочены, две гривны не золочены, пелена бархат вишнев сажена жемчюжком мелкии, на пелене крест сажен жемчюгом, промеж жемчюгу репейки серебрены золочены. Образ Николы чюдотворца, оклад и венец басмян серебрян золочен, в венце камышок лазорев да два сердолики, гривна басмяна серебряна золочена, около киота оклад медной золочен, пелена бархат зелеп з золотцом, крест шит серебром по червчятону бархату. Образ преподобного чюдотворца Кирила, венец серебрян золочен сканной, а в нем 2 жемчюга да камышек лазорев, 6 гривеи серебряные витые да гривна басмяна золочена, оклад басмян золочен, киот обложен медью золочен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Князья, так сказать, формально переводили на церковные власти и учреждения свои права в вечное владение 30 . Вследствие такого пожалования церковные учреждения и власти становились в пожалованных имениях отчинниками или, впоследствии, помещиками со всеми правами, какие принадлежали прежним владельцам, или даже с особенными разнообразными привилегиями против общих прав владельцев, – привилегиями, которые предоставлялись представителям державной государственной власти. Пожалование населенных ненаселенных имений церковным учреждениям и властям закреплялось особыми жалованными или тарханными, данными (вкладными) и духовными грамотами, как юридическими официальными актами. Грамоты скреплялись подписью жалующих и лиц, приближенных служилых к князю, иногда и подписью тех, которым жаловались они, а иногда «ради крепости в будущие времена заносились в «головные книги«» Константинопольской патриархии «на вечное и непорушимое воспоминание» 31 . Нет сомнения, что с конца XI века церковные учреждения получали уже в пожалование населенные имения – «села 32 и волости» 33 . Об этом говорят летописи. От XII века сохранилось несколько и жалованных грамот, в которых ясно предоставлены судебно-гражданские права церковным учреждениям 34 . В XIII и XIV веках в период монгольского ига, вследствие несчастного политического состояния нашего отечества жалованные и вкладные грамоты на населенный земли раздавались духовным властям и учреждениям с особенной щедростью не только князьями, но и частными владельцами – отчинниками 35 . Судебно-гражданские права церкви в ее владениях подтверждались ханскими ярлыками 36 , взаимными договорами князей между собой 37 и духовенством 38 . В XV, XVI и XVII вв. продолжалось увеличение населенной и ненаселенной поземельной собственности церковных властей и учреждений разными средствами, но всегда имеющими юридические основания своего времени. В XVII в., по свидетельству иностранца Коллинса, посетившего Россию при Алексее Михайловиче, почти две трети государства принадлежали церкви 39 ; по свидетельству Котошихина в его время за патриархом числилось больше 7000 дворов, за архиереями до 28,000 и за монастырями до 83,000, – всего за церковными властями и учреждениями до 118,000 дворов 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Как дальнейшее развитие десятин,—десятой части доходов с известных имений или, вместо того, известных имений, отдаваемых во владение и полную собственность церковным властям и учреждением,—очень в древней Руси является пожалование князьями епископиям, монастырям и церквам поземельных владений, населенных и ненаселенных. Пожалование юридически переносило судебно-гражданские права жалующих собственников в их владениях на те власти и учреждения, которым владения жаловались. Князья, так сказать, формально переводили на церковные власти и учреждения свои права в вечное В следствие такого пожалования церковные учреждения и власти становились в пожалованных имениях отчинниками или, впоследствии, помещиками со всеми правами, какие принадлежали прежним владельцам, или даже с особенными разнообразными привилегиями против общих прав владельцев,—привилегиями, которые предоставлялись представителями державной государственной власти. Пожалование населенных ненаселенных имений церковным учреждениям и властям закреплялось особыми жалованными или тарханными, данными (вкладными) и духовными грамотами, как юридическими официальными актами. Грамоты скреплялись подписью жалующих и лиц, приближенных служилых к князю, иногда и подписью тех, которым жаловались они, a иногда «ради крепости в будущие времена заносились в «головные книги» константинопольские патриархии «на вечное и непорушимое Нет сомнения, что с конца XI века церковные учреждения получали уже в пожалование населенные и Об этом говорят летописи. От XII века сохранилось несколько и жалованных грамот, в которых ясно предоставлены судебно-гражданские права церковным В XIII и XIV веках в период монгольского ига, в следствие несчастного политического состояния нашего отечества жалованные и вкладные грамоты на населенные земли раздавались духовным властям и учреждениям с особенною щедростию не только князями, но и частными Судебно-гражданские права церкви в ее владениях подтверждались ханскими взаимными договорами князей между и В XV, XVI и вв. продолжалось увеличение населенной и ненаселенной поземельной собственности церковных властей и учреждений разными средствами, но всегда имеющими юридические основания своего времени. В в., по свидетельству иностранца Коллинса, посетившего Россию при Алексее Михайловиче, почти две трети государства принадлежали по свидетельству Котошихина в его время за патриархом числилось больше 7000 дворов, за архиереями до 28,000 и за монастырями до 83,000,— всего за церковными властями и учреждениями до 118,000 По «Росписи 170 года.» (1662 г.) за 476 монастырями крестьянских и бобыльских дворов было 87,907 установились судебно-гражданские права церковных учреждений на владельческих основаниях и сложился особый гражданский юридический быт в церковных владениях, отличный от быта в других владениях и землях, принадлежавших иным собственникам.

http://sedmitza.ru/lib/text/439421/

426 Ушаков И. Ф. Кольский крест//«Наука и бизнес на Мурмане». Мурманск, 1997. С. 60; Рейнеке Μ. Ф. Гидрографическое описание северного берега России. СПб, 1843. Ч. 2. С. 206. 428 Орфинский В. П. Народное деревянное культовое зодчество Российского Севера: истоки развития//«Народное зодчество». Сборник научных трудов. Петрозаводск, 1992. С. 51–53. 429 Овсянников О. В., Ясински М.О. О деревянных крестах Русского Севера//«Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера». Архангельск, 1995, С. 50. 430 Над восстановлением креста работал авторский коллектив: ст. научный сотрудник А. Б. Пермиловская, архитектор Н. А. Подобина, мастер резьбы В. Д. Лютиков, в работе использованы обмеры В. Г. Муравлевой. 431 Святославский А. В., Трошин А. А. Крест в русской культуре. Очерк русской монументальной ставрографии. М., 2000. 432 Упомянутые в предшествующей сноске составители данного сборника считают необходимым указать, для баланса, хотя бы, на некоторые работы, соответствующие целям, декларированным уважаемым автором в первом абзаце его статьи. Так, в вышедшем в 2001 году сборнике «Художественный металл России» (М.: РГГУ, 2001) напечатана прекрасная статья О. А. Суховой «Серебряные напрестольные кресты XVII–XX вв. в собрании Муромского музея» (с. 80–90), являющаяся образцом, для научного описания и публикации коллекций. Этого же автора работа: «Группа серебряных вкладных вещей из собрания Муромского историко-художественного музея» (Сборник Калужского художественного музея. Выпуск 1. Калуга, 1993. С. 93–102). В калужском же сборнике, статья Т. В. Морозовой и В. Г. Пуцко «Серебряные кресты-мощевики из калужских монастырей» (с. 81–92; илл. С. 53–62) с историческим анализом эпиграфики на рассматриваемых памятниках и их полным воспроизведением в оригинальной графике. А, возвращаясь к сборнику «Художественный металл России», скажем о статье Е. В. Бурдаковой «Произведения из серебра с надписями в собрании Ярославского музея-заповедника» (с. 92–100) и т. д. – сост. 434 Публ.: Церкви Костромской епархии, по данным архива Императорской Археологической комиссии. СПб., 1909. С. 112.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010