X. Настоятели Оптиной Пустыни Иеромонах Феодорит, строитель, упоминается в выписке из Козельских писцовых книг 1629,1630 и 1631 годов. Иеромонах Исидор, строитель, упоминается в выписи и грамоте, данных Пустыни от царя Феодора Алексеевича в 1675 и 1680 годах. Иеромонах Дорофей, строитель, упоминается во вкладной книге под вкладом царевны Софии, в 1688 году. Иеромонах Серапион, строитель, упоминается в надписи на Минеи праздничной, пожертвованной от архимандрита Белевского Спаса-Преображенского монастыря Иова, в 1698 году; также, и в Синодике записан род его. Моисей, игумен, упоминается во вкладной книге и в деле о монастырской мельнице, под 1703 и 1704 годами. Но всем соображениям, он был первым игуменом обители. Дорофей, игумен, упоминается в выписи, данной монастырю на владение сенными покосами, по указу царя Петра Алексеевича в 1709 году. Как из этой выписи, так и из других монастырских актов заметна похвальная ревность о. Дорофея к пользе обители, а челобитная к царю Петру обнаруживает в нем человека, сведущего в делах. В разных местах вкладной книги упоминаются еще четыре настоятеля первой половины XVIII столетия. Иоасаф, игумен, под 1716 годом. Леонид, игумен, под 1717 годом. Между 1724 и 1726 годами монастырь был упразднен. Перед упразднением обители, как видно из одного акта, настоятельство в ней было строительское и последним строителем, по-видимому, был, упоминаемый там же, иеромонах Леонтий; он же трудился и при восстановлении Пустыни в 1726 году. Сергий, строитель, под 1728 годом. Авраамий, строитель, под 1731 годом. Пафнутий, игумен, упоминается в монастырских делах под 1760 годом. С сего времени, все настоятели последовательно упоминаются в консисторских указах, хранящихся в архиве обители. Моисей, игумен, 1762 г., поступил по указу Амвросия, архиепископа Сарского и Подонского. Филагрий, игумен, 1763 года. При нем последовало положение о духовных штатах, и Оптина Пустынь оставлена последней из семи заштатных монастырей Крутицкой епархии с настоятельством строительским и 7-ю монашествующими.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Письмо. Полуустав, скоропись, многократная смена почерков, чернил и орудий письма. Переплет— кожа с тиснением. Высота крышек 185 мм, ширина — 135 мм. Книжный блок сшит по тетрадям в 3 шнура. Корешок утрачен, верхняя и нижняя крышки переплета держатся на шнурах. Переплетные листы из той же бумаги, что и основной блок. Украшения. На листе 1 заголовок выполнен вязью. На листах 17—34 об., 37, 38, 150—151, 153, 160, 162 киноварь в заголовках и инициалах. Записи.На л. I запись чернилами: «Рукопись, в которую записывали вклады и имена вкладчиков, на конце помещены известия о начале зданий, находящихся в монастыре. 1617 г. при игумене Макарии». По всей рукописи записи карандашом, иногда варианты прочтения трудно читающихся слов. Вкладная книга публикуется по упрощенным правилам передачи текстов. В указателе приводятся имена из родословных рубрик.   © Алексеев А. И., 2023   Алексеев А. И.Церковные и монастырские синодики-помянники в собраниях Отдела рукописей Российской национальной библиотеки//Рукописные собрания церковного происхождения в библиотеках и музеях России. Сборник докладов конференции 17–21 ноября 1998 г. М., 1999. С. 102–108; Алексеев А. И.Роспись главам древнейшего синодика московского Богоявленского монастыря//Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность: археография, палеография, кодикология. Вып. 4. СПб., 2001. С. 7–33; Алексеев А. И.Вкладная и кормовая книга Московского Симонова монастыря//Вестник церковной истории. 2006. 3. С. 5–184; Алексеев А. И.Древнейшая кормовая книга Кирилло-Белозерского монастыря//История в рукописях и рукописи в истории. Сборник научных трудов к 200-летию Отдела рукописей Российской национальной библиотеки. СПб., 2006. С. 363–378; Алексеев А. И.Древнейший синодик Макариева Унженского Троицкого монастыря//Вестник церковной истории. 2007. 4(8). С. 5–41; Алексеев А. И.Первая редакция вкладной книги Кириллова Белозерского монастыря (1560-е гг.)//Вестник церковной истории. 2010. 3/4(19/20). С. 17–117; Алексеев А. И. Об источниках для изучения поминальной практики в средневековой России (опыт размышления)//Русское средневековье. Сборник статей в честь Ю. Г. Алексеева. М., 2012. С. 162–177; Алексеев А. И.Синодики московских Чудова и Богоявленского монастырей (опыт сравнительной характеристики)//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. 3(53). С. 5; Алексеев А. И. Синодики московского Богоявленского монастыря XVI–XVII вв.//Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXXI международной научной конференции. Москва, 12–14 апреля 2018 г. М., 2018. С. 60–62; Алексеев А. И.Синодик Чудова монастыря в Московском Кремле//Вестник церковной истории. 2019. 3/4(55/56). С. 5–239; Алексеев А. И.Синодик московского Богоявленского монастыря 1670-х–1730-х гг.//Вестник церковной истории. 2021. 3/4(63/64). С. 5–211.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

«Книга Патерик скитцкой в полдесть, писаной» (л. 164) – это мог быть «Патерик Синайский», на пергамене, конца XI в. (ГИМ, Синодальное собр., 551), со вкладной записью патриарха Никона на л. 5, 7, 9, 10, 12 – 19, 21 – 38 1182 ; или Патерик скитский (ГИМ, Воскресенское собр., 120-бум.), на л. 5 – 29 которого имеется скрепа патриарха Никона 1183 . Рукописи под названием «Книга писменая в полдесть, скитцких инок и святых отец», «Патерик разных святых в полъдесть, харатейная» и «Патерик, различных святых повести, в полъдесть» были присланы с домовой казной патриарха Никона в Воскресенский монастырь 1184 . «Книга Пролог с марта по сентябрь» и «Книга Пролог с сентября по март» (л. 165) – две части Пролога; возможно, один из этих томов (первая часть – с сентября по февраль включительно) был отдан патриархом Никоном в библиотеку Ново-Иерусалимского монастыря: ГИМ, Синодальное собр., 247, вторая половина XIV в.; вкладная запись патриарха Никона на л. 1 – 17. Кроме этого тома, патриарх Никон дал вкладом в монастырскую библиотеку две книги, состоящие из проложных житий и повестей о святых на три месяца: с сентября по ноябрь – ГИМ, Синодальное собр., вторая половина XIV в., вкладная запись патриарха Никона на л. 2 – 10; и с марта по май – ГИМ, Синодальное собр., вторая половина XIV в., вкладная запись патриарха Никона на л. 1 – 9 1185 . С домовой казной патриарха Никона в Воскресенский монастырь были присланы «Книга пролог писмяной в десть, с марта месяца», «Книга пролог писмяной в десть, с сентября месяца по март», «Пролог писменой по телятине, с месяца марта» и «Книга Пролог в десть» 1186 . Поскольку в «росписи» не указан вид книг – печатная или рукописная, можно предположить, что в личном распоряжении патриарха Никона могли находиться отдельные издания Прологов, осуществленные на московском Печатном дворе до 1666 г. – до осуждения и ссылки Никона в Ферапонтов монастырь: 29 августа 1641 г. (первая половина Пролога), 16 декабря 1642 г. (вторая половина Пролога), I июня 1659 г., 17 августа 1661 г. (первая част Пролога); 1 марта 1660 г., 17 марта 1662 г. (вторая часть Пролога) 1187 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А. И. Алексеев. Вкладная книга костромского Богоявленского монастыря в фондах Отдела рукописей РНБ     Публикация вкладной книги костромского Богоявленского монастыря продолжает ряд моих публикаций по введению в научный оборот памятников мемориальной культуры российских монастырей XVI–XVII вв. Костромской Богоявленский монастырь, по преданию, основан в 20-х гг. XV в. прп. Никитой Костромским, «сродником» прп. Сергия Радонежского . На протяжении XVII в. по своей значимости обитель занимала вторые позиции в Костроме после Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря . В собрании Общества любителей древней письменности, которое хранится в Отделе рукописей РНБ, находится вкладная книга Богоявленского монастыря . По водяным знакам бумага рукописи датируется серединой – второй половиной XVII столетия. Книга содержит записи о вкладах за период с 1610-х гг. по 1734 г. Принимая во внимание эти хронологические границы, следует заключить, что протограф вкладной книги, с которого изготовлен наш список, был заведен при игумене Арсении, управлявшем обителью в 1603–1618 гг. , а дошедший до нас список – в последней четверти XVII в. Последний активно пополнялся до 1730-х гг., когда был выведен из оборота при игумене Иове (до 1739 г.) . Богоявленский монастырь не имел таких прочных связей с царской династией Романовых, как Ипатьевский, но порой пользовался вниманием некоторых лиц из царствующей фамилии. Так, 21 марта 1613 г. «государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Русии приложил к образу святого Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа золотой угорский» , а спустя две недели «по приказу государыни и великой старицы иноки Марфы Ивановны Федор Чеботов дал в дом Богоявления… ведро вина церковнаго» . В октябре 1619 г. царь Михаил Федорович вновь пожаловал в монастырь золотой угорский , который был «издержан» на позолоту венца у образа Богоявления Господня. Это пожалование он сделал по пути к особо почитаемому основателем новой династии Макарьеву Унженскому монастырю . Эта обитель существовала еще в XVI в. Культ прп. Макария Желтоводского и Унженского особое распространение получил в годы Смуты в рядах Второго ополчения . На обратном пути 30 октября 1619 г. царь Михаил Федорович пожертвовал в монастырь еще один угорский, который был также «издержан» на позолоту венца у образа Богоявления, а его мать, великая старица Марфа, в дополнение к этому образу подарила золотой крест .

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

396 Рукоп. Кир. библ. 71–1312, л. 22–26; Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 30. – Арх. Варлаам, о. с., стр. 13–14 и 89. – Этот образ был поставлен княгинею Евфросиниею (во иночестве Евдокиею) в 1566 году 5 мая, во время посещения Кириллова монастыря, находившаяся вблизи (в нескольких верстах) от места ее пострижении – Горицкого Девичьего монастыря. – Во «вкладной книге Кириллова монастыря» этот образ назван «Умилением» (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 29 об.; сравн. л. 30 об.), а не Одигитриею, как в описях 1601 и 1621 годов, где, по справедивому замечанию архим. Варлаама (о. с., стр. 89), название в Одигитрии“ придано неправильно. 397 Рукоп. Кир. библ. 74–1312, л. 26 об.–27; Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 34 об. – «Образ Троица Живоначальная“, равно как находившийся с ним рядом «образ Одигитрии“ и образ «Кирила чюдотворца месной“ находились в местном ярусе Успенского собора еще в первую половину XVI века. По словам монастырской вкладной книги оклады на упомянутые три «иконы местные» были сооружены на средства Феодора Семеновича Воронцова (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 74), который был казнен 21 июля 1546 года (Новгор. летоп., Рукоп. библ. прот. Никольского). – Описание образа св. Троицы, см. у архим. Варлаама, о. с., стр. 16. 399 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 27 об.–28 об. – В 1621 году здесь находился уже другой образ Одигитрии («писан ново», Рукоп. Кир. библ., 73–1312, л. 36 и об.). Сравн. примечание 1. 400 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 28 об.–29. – Архим. Варлаам, о. с., стр. 16. – Одна из икон с таким же наименованием «Похвала Пречистыя» была прислана в свою кирилловскую келлию царем Иваном Васильевичем в 1568 году (см. выше). 405 Местные иконы: «Хвалите Господа с небес» и «О тебе радуется» находились на иконостасе Успенского собора уже в 60-х годах XVI века, так как оклады к ним, сделанные на средства Мисаила Короваева, упоминаются уже в списке «вкладной книги», относящемся к 1560–1563 годам (Рукоп. Соф. библ. 1152, л. 95·– См. приложение к главе II. – См. также Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 104 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В Петербурге пройдет выставка первопечатных богослужебных книг 3 февраля 2006 г. 16:48 Выставка рассказывает о начальном периоде отечественного книгопечатания и его роли в истории Русской Церкви. Введение книгопечатания в России было важным церковно-государственным делом, финансировалось из царской казны, благословлялось и утверждалось Патриархом. Основу выставки составляют раритетные первопечатные издания из коллекции Музея истории религии, выполненные московскими мастерами-печатниками в 70-х гг. XVI — сер. XVII вв. и впервые представляемые широкому зрителю. Эти издания уникальны не только потому, что они первые, но также и потому, что после реформы Патриарха Никона эти книги изымались из богослужебного обихода, а иногда и просто уничтожались. На выставке представлено самое раннее издание Евангелия, выпущенное в 1560 г., и несколько работ Ивана Федорова, в том числе, первое полное издание Библии на славянском языке. Наряду с ними демонстрируются книги других мастеров, работавших на московском Печатном Дворе, являвшемся в то время единственным центром книгопечатания. Имена этих людей — Андроник Невежа, Иван Невежин, Никита Фофанов, Анисим Радишевский — достойны упоминания вместе с именем Ивана Федорова, ибо они не только владели техникой печати, но были и художниками, полностью оформляли и украшали свои книги. Строгая красота старинной книги складывается из гармоничного сочетания двухцветной красно-черной печати, сложной вязи заголовков, изысканных заставок с растительным орнаментом, затейливых инициалов. Все это — свидетельства таланта, вкуса и мастерства русских печатников. Первопечатные книги интересны как сами по себе, так и владельческими и вкладными записями, позволяющими увидеть историю каждого отдельного экземпляра. На выставке представлены книги с вкладными (дарственными) записями первых царей династии Романовых (Михаила Федоровича и Алексея Михайловича). Первопечатные книги довольно рано стали объектом собирания сначала среди старообрядцев, не принимавших книги «никоновской» печати, позднее с начала XIX в., привлекли внимание ученых и коллекционеров. Собрания современных библиотек и музеев продолжают это благородное дело. Выставка является своеобразным дополнением основной экспозиции по истории Русского православия, где упоминается о введении книгопечатания, и демонстрируется копия московского Апостола И. Федорова (1564), первой точно датированной печатной книги. Тем самым она на новых материалах продолжает и расширяет эту тему. Дополнением к книжным экспонатам послужат картины, иконы, гравюры, предметы прикладного искусства, ткани, принадлежности для письма и печати книг, позволяющие расширить информацию об эпохе XVI — сер. XVII вв., сделать впечатление от выставки более глубоким. Выставка ориентирована на широкий круг публики, интересующейся вопросами русской истории и национальной культуры. Патриархия.ru/ Музеи России Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/80883.html

Симонов мон-рь. Гравюра Н. Соколова. Фронтиспис кн. Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». М., 1796 Симонов мон-рь. Гравюра Н. Соколова. Фронтиспис кн. Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». М., 1796 Земельными наделами мон-рь стал владеть с кон. XIV в.; они находились в разных уездах. Нек-рые из них являлись вкладами от великих и удельных князей (АСЭИ. Т. 2. С. 345. 349; С. 359. 365; С. 396. 389; С. 397. 390; С. 401. 394; С. 449-450. 417, АФЗХ. С. 124-125. 112; Вкладная и кормовая книга. 2006. С. 17-20). Мн. монастырские владения получали податные и судебные привилегии. В частности, в 3-й четв. XV в. московские государи даровали льготы на монастырские владения в Бежецком Верхе (АСЭИ. Т. 2. С. 342. 345; С. 358-359. 364; С. 360-361. 366) и в Ржевском у. (АСЭИ. Т. 2. С. 353-354. 360; С. 359-360. 365) - на территориях, пограничных с Новгородской землей (О складывании вотчины, судебных и податных привилегиях до сер. XVI в. см.: Ивина. 1979). В 1678 г. за М. С. м. числилось 2638 крестьянских дворов ( Новосельский. 1949. С. 96). В нач. XVIII в. имело место отчуждение нек-рых владений обители ( Булыгин. 1977. С. 93-95). В сер. 40-х гг. XVIII в. за мон-рем числилось 12 146 крестьян, а земельные владения и угодья составляли ок. 18 тыс. четв. земли в поле ( Завьялов. 1900. С. 92; Верховской. 1909. С. 51). Известны приписные мон-ри: Преображенский у Медвежьих озер (ок. 30 км к северо-востоку от Москвы), к-рый М. С. м. передал вел. кн. Димитрий Иоаннович в обмен на др. земли (отмечен в документах кон. XIV - кон. XV в.: АСЭИ. Т. 2. С. 338. 340; С. 343. 347; С. 349. 355; С. 377-381 381; С. 453-456. 419; Культура средневек. Москвы. 2005. С. 48-209 и др.); Настасьин Девичий мон-рь (местонахождение неизвестно), отмеченный в актах и записях Вкладной и кормовой книги за 60-е гг. XVI в. (АФЗХ. С. 226. 177; С. 228. 179; Вкладная и кормовая книга. 2006. С. 27-28); Великовражская в честь Казанской иконы Божией Матери пуст. (с нач. XVII в.). Возможно, к М. С. м. был приписан Рожковский Николаевский мон-рь на оз. Селигер. Во Вкладной и кормовой книге отмечен вклад в М. С. м. «по игумене Андреяне по Рожковском». В том же источнике указано, что вел. кн. Василий Димитриевич передал мон-рю слободку Рожек во Ржевском у., где находилась ц. свт. Николая на р. Селижаровке (Вкладная и кормовая книга. 2006. С. 18, 57). Известно и кремлевское подворье монастыря (Там же. С. 27; Выголов. 1988. С. 16-20). С сер. XV в. по актам прослеживается существование Старого Симонова мон-ря, на месте которого с 1510 г. сохранялся храм Рождества Пресв. Богородицы в Ст. Симонове, имевший статус приходского храма подмонастырской слободы.

http://pravenc.ru/text/2564232.html

Среди писателей, живших в монастыре в нач. XVI в., известны Вассиан (Санин), Вассиан (Патрикеев), прп. Максим Грек. В обители Вассиана (Патрикеева) посещал мон. Досифей (Топорков) (ААЭ. Т. 1. С. 143. 172; Казакова. 1960. С. 56, 62, 63, 296). Известен ряд рукописей, созданных в мон-ре в 1-й четв. XVI в. (ГИМ. Щук. 257; Увар. 331; Чуд. 180; Епарх. 321; РГБ. Ф. 199. 246; Ф. 247. 32; Описание рукописей кн. П. П. Вяземского. СПб., 1902. С. 84-85. 74). Известны рукописи середины - 2-й пол. XVI в., связанные с мон-рем (ГИМ. Чуд. 138; РНБ. Кир.-Бел. 652/909; Н. Новг. Обл. б-ка. ОР. Ф. 1. Оп. 2. Д. 18). Согласно «сибирскому» Судному списку прп. Максима Грека, митр. св. Иоасаф (Скрипицын) благословил быть настоятелем М. С. м. известного каллиграфа Исаака Собаку (Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. М., 1971. С. 125-126, 130, 138), однако его пребывание в монастыре не подтверждается источниками (АФЗХ. С. 59-60. 55; С. 63. 58; С. 79-80. 67; С. 82-86. 72). Источники XVI в. указывают на существование в мон-ре должности книгохранителя. В XVII в. продолжались книжные вклады в обитель (Вкладная и кормовая книга. 2006. С. 39, 44-45, 51, 59, 75, 91, 95, 109. Примеч. 31, 113, 198), имела место покупка книг, велось книгописание. Были написаны Вкладная и кормовая книга мон-ря (похищена в 1822; сохранившийся список относится к XIX в.) ( Ивина. 1969; Вкладная и кормовая книга. 2006), синодик 1662 г. (ГИМ. Симон. 2), Копийная книга актов 1666 г. ( Ивина. 1962). На монастырском подворье в Кремле во 2-й пол. XVII в. проживал митр. Паисий Лигарид , а с 1672 г. там предписывалось жить и переводить книги с греч. и лат. языков Николаю Спафарию (ДАИ. Т. 6. С. 217. 54. П. 5). Лит. деятельностью занимались архимандриты мон-ря 1-й пол. XVIII в.: Рафаил (Краснопольский), Иосиф (Туробойский), Петр (Смелич), Амвросий (Юшкевич). В то время были созданы 2 известных списка Жития основателя мон-ря Феодора, архиеп. Ростовского, один из к-рых был создан в обители в 1723 г. (ГИМ. Син. 580; РНБ. СПбДА. 282).

http://pravenc.ru/text/2564232.html

Книги приходные деньгам Клинского Успенского монастыря Казначея старца Иакова, за руками, на тетрати. Книги описные Клинского Успенского монастыря, описи слуги Тимофея Викулина на Строителя старца Феодосия, за руками, на двух тетратех. Список с межевых книг, что межевал Федор Лодыженской монастырскую землю с Михайлом Плещеевым, на тетрати. Книги приемные денежные и платяные Казначея Иеромонаха Акакия, что принял у Казначея старца Флавиана, за рукою, на четырех листах. Книги росходные соборного старца Савватия хлебные, что отпущал хлеба в Воскресенской монастырь, на двух листах. Книги отказные Подпорожской Троицкой волости, отказу Сына Боярского Фомы Родякина да старца Викентия, что тое Порожскую волость отказывали в Воскресенской монастырь, на полуторе тетрати. Книги приходные и росходные деньгам Клинского монастыря Успения Пресвятые Богородицы Казначея старца Иакова, за руками, на двух тетратех. Книги отказные Нименские волости, от Крестного монастыря к Воскресенскому монастырю отказу Фомы Родякина да старца Викентия. Книги описные Старой Русы в Усолье Парфеньев двор и варницы к Иверскому монастырю, описи Старой Русы съезжие избы Подьячего Олимпиева, за руками, на тетрати, да с тех же книг список, связаны вместе, на тетрати. Книги оброчные Пятницы Берендеевы лавочные, на двух листах. Книги росходные Старой Русы вкладных варниц соляного промысла дрововолочные и дровяная покупка, 168 и 169 годов, за руками, на тетрати. Книги роздаточные пустошам, в наем села Рожествина, посельского старца Сергия, на тетрати, за рукою. Книги кузнишного старца Пафнутия, за руками, на трех тетратех. Книги двои описные Давыдовы пустыни, что отдавал на лицо Строитель Андреян Строителю Леониду, за руками, на дву тетратех. Книги ужинные и умолотные и посевные, на двух тетратех. Книги приемные деньгам Казначея Акакия, 168, и 169, и 170, и 171, и 172, и 173, и 174 годов, в коже. Книги роздаточные платяные, 168, и 169, и 170 годов, в коже. Книги росходные деньгам 168 года, в коже. 169 (1661) года Книги росписные, что отдал Казначей Лаврентий Казначею старцу Филофею бывшего Патриарха казны на Тверском подворье в Полате, за их руками, переплетены в коже.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

церковниках, которые должны, по мысли этого иерарха, прочитывать даримые книги «по благословению митрополита или церковного чиноначальника», быть может in spe патриарха всея Руси. Мысль о собрании в центре тогдашней церковной и политической жизни – Москве, митрополичьей библиотеки, которая могла бы обслуживать всю Русь со всем ее чиноначалием, нигде не выражена с такой яркостью, краткостью и вместе простотой, как в процитованной вкладной. Стоглавый собор 1551 г., прямое детище митр. Макария, вменял в обязанность высшим служителям церкви: «а которые будут святые книги и евангелие и апостолы и псалтыри и прочая книги в коейждо суть церкви, обрящете неправлены и описливы, и вы бы те все святые книги с добрых переводов исправили соборне... также которые писцы по городом книги пишут и вы бы им велели писати с добрых переводов, да написан правили, потом же бы продавали, а не правив бы книг не продавали» 9 . Кому-нибудь надо было проводить в жизнь постановления, созревшие, конечно, гораздо раньше 1551 г., когда они оформились, и естественнее всего было митрополиту подать пример в данном отношении, митрополиту, от которого, думать надо, исходило и самое определение Стоглава. Вот почему невольно делаешь заключение, что Макарий задался целью, как он объясняет сам, собрать «все святые книги, которые в русской земле обретаются». Имелось в виду дать в руки правящих лиц в широком смысле этого слова, материал для справы, так сказать процензурованный и благословенный высшей церковной властью. «Многи труды и подвиги подъях», говорит Макарий в той же вкладной, «от исправления иностранских и древних пословиц, преводя на русскую речь». Словоохотливый писец Макариевской Минеи Четьей за май, Мокий говорит нам о времени после 1553 г.: «бысть повеление от царя и великого князи Иоанна по многим градом писати святые книги». Ближайшим образом это свидетельство касается царского извода Великих Миней, но, так как в нем являются редакции, неизвестные Софийскому и Успенскому изводам тех же Миней, то слова Мокия мы имеем право понимать гораздо шире – в смысле добывания памятников, вообще Москве мало известных или в ней не распространенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010