Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВКЛАДНЫЕ КНИГИ разновидность документов, велись в крупных рус. мон-рях и нек-рых соборах в сер. XVI - нач. XX в. Наряду с синодиками , обиходниками , кормовыми, приходо-расходными книгами В. к. содержали сведения о вкладах, вкладчиках, условиях, на к-рых сделан вклад, и иногда - информацию по истории мон-ря, сведения о хранящихся в нем святынях и т. п. В архивах и рукописных собраниях России выявлено неск. десятков В. к., большая часть списков относится к XVII-XVIII вв. Название «вкладные книги» появляется в источниках на рубеже XVI-XVII вв., ранее данный тип документов назывался «даяльными», «данными», «дачными» или «казенными» книгами. Вкладная книга серпуховского высоцкого в честь Зачатия Пресв. Богородицы мон-ря. 1648 г. (СИХМ. Инв. N 1673. Л. 11) Вкладная книга серпуховского высоцкого в честь Зачатия Пресв. Богородицы мон-ря. 1648 г. (СИХМ. Инв. N 1673. Л. 11) Самым ранним видом церковных документов, в к-ром систематически фиксировались имена вкладчиков, а иногда и суммы вкладов, являются синодики. Мон-ри, получавшие большое количество вкладов, по-видимому, делали усилия по упорядочению сведений о вкладчиках. Известно, что в 20-х гг. XVI в. в Троице-Сергиевом мон-ре одновременно велись 2 синодика, что предполагает определенную классификацию вкладчиков (по-видимому, в зависимости от суммы вклада и следовательно способа поминовения) (АРГ, 1505-1526 гг. 263. С. 267-268). Синодики обители кон. XVI в. имеют значительное число данных о вкладах, поступивших начиная с рубежа XIV-XV вв. (см., напр., РГБ. Ф. 304/I. 40-42), далеко не все они были зафиксированы во В. к. мон-ря в XVII в. Однако практика записи вкладов в синодиках имела много неудобств, поскольку из-за частого употребления рукописи быстро приходили в негодность, кроме того, из них необходимо было вычеркивать имена лиц, записанных для поминания на конкретный срок, а оставшиеся имена переписывать. Ранним и важным источником сведений о вкладчиках являются также кормовые книги, к-рые представляют собой организованные по календарному принципу указатели поминания вкладчиков на год. Кормовые книги содержат имена людей, в память о к-рых должны были ставиться праздничные трапезы для братии («кормы»), приводятся также сведения о суммах вкладов, указание на место погребения вкладчика, а также перечни блюд и напитков, подававшихся во время «больших, середних и меньших кормов».

http://pravenc.ru/text/158928.html

Сам святитель во вкладной записке в Софийской Минее довольно кратко говорит об их создании: «Се аз смиренный Макарие архиепископ богоспасаемых градов Великого Новаграда и Пскова дал есми сию святую великую книгу Минею четью месяц сентябрь и прочих дванадесяти Минеи четьих во святую великую в соборную церковь святые Софея, неизреченныя Премудрости Божия того преславущего Великого Новаграда в шестоенадесяте лето святительства и паствы своего смиренна. На память своей души и по своих родителех в вечной поминок» (7, с. 1) . Несомненно, большая и кипучая книжная деятельность владыки была всем известна. Выдающийся писатель XVI века инок Отенской обители Зиновий, обращаясь в послании к новгородскому дьяку Я. Шишкину (30-е годы) и имея в виду святителя Макария, писал: «Государь, живешь ис божественна мужа велика святителя и Божия книги на всяк час чтутся ту» (8, с. 220) . Во вкладной записи Успенских Миней святитель уже значительно подробнее сообщает о содержании переписанных книг и о работе над ними: «А писал есмь сия святыя великия книги в Великом Новегороде, како есми тамо был архиепископом, а писал есми и собирал и в едино место их совокуплял дванадесять лет многим имением и многими различными писари, не щадя сребра и всяких почастей, но и паче же многи труды и подвиги подъях от исправления иностранских и древних пословиц преводя на русскую речь и сколько нам Бог дарова уразумети, толико и возмогохом исправити, иная же и до днесь в них не исправлена пребысть и сия оставихом по нас могущим с Божию помощью исправити» (9, I, с. 175) . Несколько выше он дает и характеристику содержания Миней: «И в тех четьих Минеях все книги четьи собраны: святое Евангелие, четыре Евангелисты толковые и святой Апостол и все святыя апостольские послания и деяния с толкованием и три великия Псалтыри разных толковников и Златоустовы книги – Златоструй и Маргарит и Великий Златоуст и Великий Василий и Григорий Богослов с толкованием и великая книга Никонская с прочими посланьми его, и прочия все святыя книги собраны и написаны в них – пророческия и апостольския и отеческия и праздничныя слова и похвальныя слова и всех святых отец жития и мучения святых мученик и святых мучениц, жития и подвизи преподобных и богоносных отец и святых преподобных же страдания и подвизи. И все святыя Патерики написаны: азбучныя, иерусалимския и египетския и синайския и скитски я и печерския и все святыя книги собраны и написаны, которые в русской земле обретаются и с новыми святыми чюдотворцы» (9, I, с. 177) .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В XVII в. в синодики, так же как и во В. к., начали записываться сведения по истории мон-рей. Ярким примером может служить синодик XVII в. Выдубицкого Всеволожа во имя св. арх. Михаила муж. мон-ря , в начале к-рого помещен краткий рассказ «О создании монастыря Выдубицкаго» с похвалой 1-му ктитору обители вел. кн. Всеволоду Ярославичу (синодик известен в выписке, сделанной в 1815 для гр. Н. П. Румянцева .- РГБ. Ф. 256. 387. Л. 6-6 об.). Рассказ об основании обители читался также в синодике Воротынского Спасского, что на Устье, мон-ря ( Леонид (Кавелин). Церк.-ист. описание. С. 95-106). Со 2-й пол. XVIII в. сведения о вкладах включались в описи имущества действующих и упраздненных мон-рей, В. к. как вид монастырского делопроизводства стали приходить в упадок. В ряде случаев их функции сокращались, напр., В. к. и синодик Ниловой Столобенской пуст. фиксировали в 1860-1865 гг. только денежные вклады (РГБ. Ф. 200. 18). Во 2-й пол. XIX в. в епархиальное делопроизводство были введены типовые В. к., предназначавшиеся в первую очередь для приходских храмов,- «Справочные книги к синодику на вечное поминовение». Эти документы содержали графы для данных о дате поступления вклада, об имени, о звании или сословии, о месте жительства вкладчика или благотворителя, об условиях вклада («когда и на каких службах поминать»), графы для соотнесения с записями в приходо-расходных книгах и синодиках. Данная разновидность В. к. перестала использоваться в 20-х гг. XX в. вслед. нарушения церковного делопроизводства в условиях гонений на Церковь. Арх.: ГИМ. Епарх. 1(6) [Синодик Иосифо-Волоколамского мон-ря, XVI в.]; 417 (683) [Устав о братской трапезе и поминании живых и умерших, 1565 г.]; 418 (686) [Книга вкладов Иосифова мон-ря, сер. XVI - нач. XVII в.]; 419 (687) [Книга вкладов Иосифова мон-ря, 2-я - 3-я четв. XVI в.]; НГМ. ОПИ. 11033 [Синодик и записи о вкладах, сделанных в Сырков мон-рь в Вел. Новгороде в 1675 г.- посл. четв. XVII в.]; РГАДА. Ф. 181. 146/213 [Кормовые, вкладные и данные книги, синодик ярославского Толгского мон-ря, XVII в.]; Ф.

http://pravenc.ru/text/158928.html

Притом нельзя не удивляться тому, насколько пастырское влияние и заботливость святителя Митрофана касались всего, и как они были благотворны для духовенства и по преимуществу, для св. иноческих обителей, находившихся на вверенной ему Воронежской епархии. И эти заботы о них доброго пастыря не прерывались до конца его богоугодной жизни. – В особенности он старался вселить среди иноков дух истинного благочестия, а с тем вместе старался поддерживать в обитателях общежительное устроительство, каковое устройство несколько нарушалось самочинием, да и редко встречалось даже в женских монастырях XVII века. Так подмеченные им нарушения правил монашеского общежития и правил нестяжательности, в Воронежском Покровском девичьем монастыре, вынудили святителя Божия, в пример другим, указом предписать игуменьи того монастыря, завести монастырские приходо-расходные книги, между тем как раньше игуменья с сёстрами вкладные деньги делили меж себя по кельям. – «И кои старицы «мрут " », – говорится в том указе, – «а их кельи остаются, и они (игуменья с сёстрами) их продают, а те деньги по себе же берут, а записки никакой приходу и расходу не записывают исстари». Назначивши в монастырь казначею, старицу Агафью, по выбору сестёр, он дал ей особый наказ на имя игуменьи, чтобы ей выбранной казначее Агафье, «в сборе всяким монастырским доходам и денежною казною не хитрить и не корыстоваться... и вкладные и с вотчин и со всяких угодий оброчные деньги, у старост крестьянский хлеб и всякий доход принимать и записывать в казённые своего казначейства в книги, именно по статьям порознь и расходу ей, казначее Агафье, учинить книги за спискою; а кто что в монастырь даст вкладу, и той своим не называть и между собой того вкладу произвольно ничего не делить, и ничем отнюдь не корыстоваться». «И сей архиерейский указ», добавлял святитель, «прочесть тебе игуменье всем сёстрам вслух, чтобы они о том вышесказанной архиерейском указе ведали». «А сей указ», говорится на обороте, «взяла от святого Евангелия казначея Агафья, при игуменье и двух стариц Прокле да Праскелле, и при попе Петре» 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

V. Здания обители Святые храмы Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! Расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах… ( Чис. 24:5,6 ) 1. Введенский Собор После, так называемого, Литовского разорения, коснувшегося и Оптиной Пустыни, в ней была воздвигнута только одна церковь и, притом, деревянная. Это видно из Козельских писцовых книг 1629, 1630 и 1631 годов, в которых читаем: «Государево, Царево и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Руссии богомолье, монастырь Оптин Макарьевы Пустыни на реке на Жиздре, а в нем церковь Введения Пречистыя Богородицы древяна клецка, а в Церкве образы книги и ризы, сосуды церковные и колокола, строенье мирское и монастырское черного священника Феодорита с братиею и т. д.». Церковь эта выстояла почти целое столетие. В 1689 году, (как видно из старинной вкладной книги), она была сломана, и начато на месте ее, строение первого каменного соборного храма, во имя Введения Пресвятой Богородицы, с приделом преподобного Пафнутия Боровского чудотворца в теплой трапезе. Храм создан разными вкладчиками и мирским подаянием; более же всех способствовали сему благочестивому делу окольничий Иван Афанасьевич Желябужский, да стольники Андрей и Иван Петровичи Шепелевы. Первый пожертвовал на церковное строение «сто рублей денег и всякого припасу каменьщикам довольно»; а последние доставили, по обещанию, святые местные иконы: «Спасителев образ, Введения Пресвятыя Богородицы, Пафнутия Боровского Чудотворца, образ Пресвятыя Богородицы «Что тя наречем», царские врата, северные и южные двери, образ Георгия страстотерпца, в древних летех, перенесена (сия икона) из села Мормыжева». Во время упразднения Оптиной Пустыни, в 1724 году, по указу Святейшего Правительствующего Синода, Введенский храм был обращен в приходскую церковь . Святые иконы, ризница, сосуды, книги и колокола, словом, вся церковная утварь, вместе с иконами упраздненной Пустыни, поступили в степенный Белевский Спасо-Преображенский монастырь. В церкви остался лишь один иконостас с неокладными иконами, оловянные сосуды, необходимые богослужебные книги, да одна или две ветхие ризы; а для исправления божественной службы оставлен белый священник Федор Григорьев, да дьячок, которым повелено было иметь пропитание от церковного подаяния. Строитель Авраамий, управлявший восстановленной обителью в 1731 году, упоминая во вкладной книге о ее упразднении, говорит, что в это время и самый храм был разорен. Этими словами он хотел выразить то обстоятельство, что храм этот, будучи обращен в приходскую церковь , в течение двух лет оставался без всякой поддержки и пришел, наконец, в такое состояние, что, когда повелено по-прежнему быть обители (1726 года), то его надобно было перестраивать почти заново.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

отмечен ряд исторических событий, в частности эпидемия, война, в к-рой участвовали первые ктиторы пустыни П. И. Доводчиков и Ф. Г. Лызлов. Все это сближает В. к. Водожской пуст. со сказаниями об основании мон-рей и строительстве храмов XVI-XVII вв. Запись вкладов, помещенная после «Описания» пустыни, доведена до 60-х гг. XVIII в.- времени секуляризации церковных имуществ . В. к. суздальского Богородице-Рождественского собора содержит точно датированные известия о ремонте и перестройках собора в сер. XVI в. Помимо собственно В. к. можно выделить неск. смешанных типов документов, фиксировавших вклады: объединенные вкладные и кормовые (кормовые и вкладные) книги, приходо-расходные и вкладные книги, синодики с записями вкладов. Вкладные и кормовые книги совмещают в себе сведения о вкладах, поминаниях вкладчиков и указания на «кормы» (в кормовых и вкладных книгах «кормы» расписаны более подробно), организованы по календарному принципу. Данный тип внутримонастырской документации во 2-й пол. XVI-XVIII в. характеризуется прежде всего внесением в него имен вкладчиков, сделавших пожертвование, как правило, не менее 100 р. (в Троице-Сергиевом мон-ре «кормы» ставились за вклады не менее 500 р.). Примерами вкладных и кормовых книг могут служить документы из московского Симонова (АСЭИ. Т. 2. 339. С. 337-338), ростовского Борисоглебского на Устье мон-ря и Михаило-Архангельского мон-ря в Юрьеве-Польском (РНБ. Тит. 4520, 4904; ЮПКМ. 2394. Л. 1-18), а также белёвского в честь Преображения Господня мон-ря (РГБ. Ф. 178. 8298). Примером «книг кормовых, и вкладных, и данных» может служить рукопись из Толгского в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря . Книга, составленная во 2-й пол XVI - нач. XVII в., содержала сведения о 22 вкладах и «кормах», обстоятельствах внесения вкладов и обязательствах мон-ря по ним (литургические поминания и трапезы); при переписке текста в обители в сер. XVII в. «кормы» и вклады кон. XIV-XVI в. были скопированы без хронологической последовательности, однако с прежней нумерацией. Записи «кормов» и вкладов можно обнаружить в кормовой и вкладной книге из московского Новодевичьего мон-ря (Вкладная книга 1674-1675 (7183) года московского Новодевичьего мон-ря. С. 152-210) и в кормовой книге Коряжемского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря (РГБ. Ф. 178. 7174). Во 2-й пол. XVIII в. в связи с исчезновением практики «кормов» ведение таких книг практически прекратилось. Денежная вкладная книга и синодик Ниловой Столбенской пуст. 1860 - 1865 гг.(РГБ ОР. Ф. 200. Т 18. Л. 1)

http://pravenc.ru/text/158928.html

Одно из значительных мест в переписной книге занимает описание монастырского архива. Документы хранились в казенном амбаре, в специальном ящике. Здесь перечислены «великих государей жалованные грамоты и всякие крепости»: 27 документов и «свяска отписей в розных платежах» (см. публикацию, л. 33 об.–36 об.). Грамоты описаны весьма подробно: указаны их типы (жалованные, данные, меновные, выписи из писцовых книг и др.), приведены конкретные географические ориентиры – уезд, волость, указаны контрагенты. Из описаний можно узнать о кратком содержании документов, все они датированы. Для некоторых указаны дьяки, заверившие текст, и имена подьячих, оставивших «справы». Самый ранний документ – Жалованная грамота царя Федора Ивановича на деревню Мартаково з деревнями 1584 г. Источник дожил до наших дней и хранится в Большая же часть монастырских документов (18) относится ко второй половине XVII в.; к первой половине XVII в. – 6; от XVI в. в архиве монастыря сохранилось лишь 3 источника. Структура монастырского архива по переписной книге 1701–1702 гг. отражена в таблице. Разновидности документов приведены в соответствии с классификацией, предложенной С. М.   Вид грамоты Количество Жалованные грамоты Указные Сотные грамоты и выписи из писцовых книг Меновные Записи: межевые, сделочные, поступочные Вкладная книга Другие   Как отметил составитель переписной книги, часть монастырской документации погибла во время пожара: «переписные книги», «прежняя вкладная книга», а также «жаловалные великих государей грамоты, и вкладные, и всякие зделошные писма старинные». М. С. Черкасова попыталась реконструировать архивы вологодских монастырей на основе сохранившихся документов и упоминаниях о них, причем информацию переписной книги 1701–1702 гг. исследовательница не учла. Так, для Спасо-Нуромского монастыря архивная опись составила 38 Из них 14 документов, в основном челобитные, не могли храниться в монастыре, поскольку адресованы другим людям, в первую очередь Вологодскому архиепископу. Из остальных 24 в двух перечнях совпадают названия лишь 10 документов. Списки дополняют друг друга. В перечне Черкасовой не отмечены 17 грамот из переписной книги 1701–1702 гг., в то же время архив начала XVIII в. можно дополнить 13 источниками из списка, составленного исследовательницей. Не исключено, что часть из этих документов сгорела во время пожара. Таким образом, можно предположить, что до пожара в монастыре могли храниться около 50 документов.

http://sedmitza.ru/lib/text/9550586/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший ( между 1401 и 1412/14, К-поль), прп. (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых), 1-й игум. серпуховского мон-ря в честь Зачатия Богородицы «на Высоком» (см. Высоцкий серпуховской мон-рь ), ученик прп. Сергия Радонежского . Прп. Афанасий Высоцкий Старший и кн. Владимир Серпуховской. Миниатюра из вкладной книги Высоцкого серпуховского мон-ря. 1648 г. (СГИХМ. 1673. Л. 10). Фрагмент Прп. Афанасий Высоцкий Старший и кн. Владимир Серпуховской. Миниатюра из вкладной книги Высоцкого серпуховского мон-ря. 1648 г. (СГИХМ. 1673. Л. 10). Фрагмент Основными источниками сведений об А. В. являются житие прп. Сергия и летописи. В 1697 г. в Чудовом московском мон-ре было написано «Слово о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого» (РГБ. Унд. 288), в мае следующего года переписанное в Высоцком мон-ре (СГИХМ. КП 1692/СТ 78). В «Слове» сообщаются дополнительные сведения об А. В., в значительной своей части ошибочные, напр., А. В. отождествляется с К-польским Патриархом свт. Афанасием III Пателларием . «Слово» заканчивается виршами, и на этом основании исследователи делали вывод, что автор его - Карион (Истомин) . Однако подобное утверждение нуждается в дополнительных аргументах. Согласно «Слову», А. В. в миру носил имя Андрей, был сыном свящ. Авксентия и происходил из Обонежской пятины Новгородской земли, его мать звали Марией. Неизвестно, когда он пришел в мон-рь прп. Сергия. В одной из старших редакций жития прп. Сергия об А. В. сказано: «Бе бо мужь благоразумен, Божественых писаний исполнен, и многи книги писания руки его и доныне зело красны сведетелствуют, обретаются в похвалу чюдному и добродетелному житию его и мнозей мудрости» ( Тихонравов. С. 132). В 1374 г. прп. Сергий помог кн. Владимиру Серпуховскому (Храброму) основать близ Серпухова Высоцкий мон-рь, «състави общее житие зело благоразумне» и благословил на игуменство А. В. (ПСРЛ. Т. 15. Рогожский летописец. Стб. 107). Ок. 1381/82 г. некий «игумен Афанасий» (большинство исследователей считают, что это был А. В.) обратился к митр. свт. Киприану с просьбой прокомментировать правила монашеского общежития и ответить на вопрос, можно ли мон-рю принять село от жертвователя. Видимо, тогда же (во всяком случае не позднее 1382) были написаны «Ответы» свт. Киприана (РИБ. СПб., 1908. Т. 6. Стб. 243-270).

http://pravenc.ru/text/76986.html

Фрольцова П. А. Конюшенное хозяйство Троице-Сергиева монастыря по вкладной книге 1672 -1673 годов                 К рупные монастыри в русском государстве существовали не только как центры духовной и материальной культуры, но и являлись владельцами многочисленных земель и промыслов, вели торговлю. Хозяйственная деятельность монастырей уже привлекала внимание . Комплексное исследование хозяйства Троице-Сергиева монастыря осуществила М. С. . Животноводство в хозяйстве русских монастырей занимало значительное место. Конюшенные и скотные дворы имелись практически во всех, даже в небольших русских монастырях. Конюшенный двор в монастырском хозяйстве играл особую роль: монастырские конные слуги несли ратную государеву службу, а лошади являлись предметом торговли и были необходимы для обслуживания многочисленных вотчинных владений, других бытовых и повседневных нужд. Богатый конюшенный двор подчеркивал высокий статус монастыря. Все это (напрямую или косвенно) подтверждается данными таможенных, писцовых, а также монастырских конюшенных и вкладных книг. Конюшенное хозяйство русских монастырей сравнительно редко становилось предметом самостоятельного исследования. О конюшенном хозяйстве Троице-Сергиева монастыря писал К. А. В его исследованиях выделена роль коневодства в монастыре, очерчены его история и структура. На сегодняшний день его работы – единственные по указанной теме. Однако породные и другие качества лошадей в работах Филимонова не затрагиваются. Это и стало отправной точкой настоящего исследования. Филимонов в своих работах упоминает вкладные книги в качестве источника по конюшенному хозяйству монастыря, но детально их не рассматривает. В то же время вкладные книги монастырей являются ценным   источником по данной теме. Они дают возможность в первую очередь проследить динамику поступления пожертвований (вкладов) за определенный период, их состав, характер и количество, а также социальную принадлежность вкладчиков. Кроме того, сведения вкладных книг могут привлекаться для уточнения данных о тех или иных чертах внутренней, повседневной жизни русских монастырей.

http://sedmitza.ru/lib/text/8968989/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ СТАРШИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобный Афанасий Высоцкий Старший Прп. Афанасий Высоцкий Старший и кн. Владимир Серпуховской. Миниатюра из вкладной книги Высоцкого серпуховского монастыря. 1648 г. (СГИХМ. 1673. Л. 10). Фрагмент В иконописном подлиннике конца XVIII в. об облике Афанасия Высоцкого Старшего сказано: «Сед, брада поуже и покороче Власиевы, ризы преподобническия» . Наиболее ранние изображения святого сохранились в цикле миниатюр лицевого рукописного жития прп. Сергия Радонежского , посвященных основанию Высоцкого монастыря, в частности, на миниатюре «Прп. Сергий благословляет прп. Афанасия Высоцкого на игуменство»: прп. Афанасий представлен в монашеской мантии и клобуке, с остроконечной бородой средней длины. На миниатюре из вкладной книги Высоцкого монастыря Афанасий Высоцкий изображен старцем с продолговатой бородой, недлинными волосами, в монашеском одеянии (мантии и схиме) с куколем на плечах, с поднятой для крестного знамения рукой, в молении Св. Троице вместе с преподобными Сергием и Никоном Радонежскими и кн. Владимиром Серпуховским (Храбрым). С теми же святыми и князем преподобный был представлен на местной иконе Св. Троицы и на хоругви «Зачатие Пресвятой Богородицы - Избранные святые», которые вложил, соответственно в 1672 и 1673 гг., «в Дом Пречистыя Богородицы в Высоцкий монастырь по обещанию своему Светейшего Патриарха ризничей дьякон Иакинф» . Образ Афанасия Высоцкого (с надписью «Прп(д)бны Офона(си)») помещен на иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками, в молении Св. Троице», кон. XVII в., из Троице-Сергиева монастыря ,- в верхнем ряду слева, недалеко от учителя, между фигурами свт. Феодора Ростовского и прп. Симона Смоленского (Радонежского); также на иконе «Собор святых учеников прп. Сергия» 2-й пол. XIX в. на юго-зап. столпе Троице-Сергиевой лавры.

http://drevo-info.ru/articles/18483.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010