Разделы портала «Азбука веры» Сюжет О чудесном явлении Ангела пастухам повествует евангелист Лука: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» ( Лк.2:1-14 ). Описание На данной гравюре, иллюстрирующей события Рождества Христова, художник показал встречу двух миров: мира земного и мира небесного. В правой части картины изображен парящий в небесах Ангел с поднятыми руками, благовествующий изумленным пастухам, перегоняющим овец о невероятном чуде – Рождестве Господа Иисуса Христа.  Фигура божественного вестника окружена светящимися облаками, символизирующими в Ветхом Завете славу Божию.  Многочисленное воинство небесное воспевает Рождество Иисуса Христа, возвещая радость всей вселенной. Пастухи внимают с благоговением ангельским речам. Рядом в загоне находится стадо овец, не обращающее внимания на чудесное явление. В самом центре композиции в клубящихся облаках, изображена Вифлеемская звезда, освещающая ярким светом пристанище пастухов, их убогие хижины с загоном для скота, простирающиеся вдаль бескрайние поля. Мир земной, живущий своими каждодневными заботами о хлебе насущном, с радостями и печалями, и мир небесный внезапно открывшийся простым пастухам, ничего не ведающим  о произошедшем событии, символизируют жизнь человеческую, идущую своим чередом, проходя неизбежно очерченный круг. Но в это повседневное течение времени врывается внезапно вневременное — то, что так долго ожидали все народы — явление Спасителя, побеждающего смерть и дарующего долгожданное спасение. История

http://azbyka.ru/art/vozveshhenie-pastuh...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Перед нами подробное описание внутреннего убранства пещеры Рождества Христова. Описание На представленной гравюре мы видим внутреннее убранство пещеры, где произошло Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Перед нами небольшое пространство, освещенное множеством горящих лампад, подвешенных к своду пещеры. Шесть из них посвящены православным, шесть – армянам и 4 – католикам. За ними, в нише, художник изобразил православные иконы, установленные полукругом. Другие лампады попросту установлены на пол, прямо за звездой. Сама Пещера Рождества небольшая и довольно узкая. В одной ее части находится православный каменный престол, проводить службу у которого могут только православные и армяне. Спереди престол опирается на две маленькие мраморные колонны, а в нише над ним сохранились небольшие фрагменты византийской мозаики. Под престолом и находится главная святыня — место Рождества Иисуса Христа, отмеченное серебряной звездой с четырнадцатью  лучами, символизирующей Вифлеемскую звезду. Над святой точкой, опершись на мраморные столбы, стоит православный престол, материал которого — тоже мрамор. Сверху над ним, можно увидеть остатки византийской мозаики. Справа от входа, расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения. Напротив Яслей расположен алтарь, посвященный волхвам, прибывшим в Вифлеем с востока. Их привела Вифлеемская звезда , дабы они принесли дары младенцу Христу. Особенность гравюры – документальная точность изображения, художник ставил своей целью детально изобразить внутренне убранство пещеры для тех, кто не имел возможности отправиться в Палестину. Здесь нет присущей его манере живописности, напротив, стремясь к достоверности, автор не стремился к образной выразительности. Тем не менее, для зрителя эта величайшая святыня открылась во всей подробности деталей. История В 1891 г. Императорское Православное Палестинское Общество снарядило археологическую экспедицию под руководством виднейшего русского историка византийского и древнерусского искусства, археолога, профессора Петербургского университета, действительного члена Петербургской Академии наук, академика Петербургской Академии художеств Никодима Павловича Кондакова (1844-1925).

http://azbyka.ru/art/peshhera-rozhdestva...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Сочельник 3 мин., 05.01.2020 Сочельник, или, как его еще называют, Навечерие Рождества Христова – это день накануне праздника, по-своему очень радостный. Он известен традицией подавать к столу специальное постное блюдо – сочиво . Собственно, поэтому день и имеет такое название. Сочельник бывает дважды в году – в канун Рождества и в канун Крещения . Связано это с тем, что раньше два этих праздника отмечали в один день. Рождественский сочельник – высшая ступень на пути к празднику. В этот день установлен особенно строгий пост. Если соблюдать его по всем правилам, то принимать пищу можно только раз – после Вечерни, когда на середину храма будет вынесена зажженная свеча. Она символизирует Вифлеемскую звезду. Обычай не есть до первой звезды может быть связан именно с этой звездой - свечой. Раньше это богослужение совершалось днем накануне Рождества.  Сейчас Вечерня сочельник служится, как правило, утром 6-ого января вместе с литургией. Правда, у этого обычая есть и другое, вполне житейское объяснение: зимой рано темнеет, и обед-ужин предполагается, когда первая звезда уже взошла. Люди, которые чтят церковный устав, и сегодня стараются придерживаться этой традиции. А те, кому такая строгость не по силам, просто ограничивают свой дневной рацион ради ожидания Рождества. Бытует поверье, что в ночь под Рождество, а потом и на Святках, то есть вплоть до праздника Крещения, можно гадать . Якобы в это время все тайны будущего становятся известны. Обычай этот уходит корнями в языческие времена. Стоит ли говорить, что к реальному событию Рождества он не имеет никакого отношения? Конечно, всем нам хочется чуда, особенно в новогодне-рождественские дни. И кажется, что стоит заглянуть за реальную грань бытия – и сразу же узнаешь что-то важное о своей жизни. Однако Церковь не раз высказывалась против гаданий. Христиане не случайно выражают свое религиозное чувство не словом «знание», а словом «вера». Вера предполагает полную свободу в духовной жизни. А гадание такую свободу нарушает, ведь люди пытаются «взять за шиворот» духовный мир и вытрясти из него нужную информацию, сделать ее предметом знания, а не веры. С точки зрения психологии, гадания тоже неприемлемы. Человек попадает в зависимость от того, что он видит на звездном небе, в кофейной гуще или на картах. Его как бы программируют на определенные действия и поступки. Подсознательно он начинает стремиться именно к тому, что ему «предписано», и, таким образом, тоже лишается свободы действий и возможности маневрировать. Как следствие, человек как будто лишается и ответственности за свои действия – ведь он, так сказать, следовал указаниям. Однако это иллюзия: отвечать-то все равно придется, и если действия окажутся ошибочными – то отвечать по всей строгости. Все это может вылиться в серьезную проблему.

http://foma.ru/sochelnik.html

Святейший Патриарх Кирилл ЦВ 7 (428) апрель 2010 /  10 апреля 2010 г. Служение Патриарха Кирилла 22 марта - 7 апреля 2010 22 марта в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Кирилл и руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ю.А. Пет-ров утвердили своими подписями договор о передаче архитектурного ансамбля Новодевичьего монастыря в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии Русской Православной Церкви. Ранее в тот же день договор о передаче был подписан митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием и руководителем управления Росимущества в г. Москве А.С. Шестерюком. 22 марта в Московском государственном институте международных отношений (Университете) МИД РФ под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось первое заседание Попечительского совета программы «Александр Невский». Затем в фойе нового корпуса МГИМО Святейший Патриарх Кирилл и члены Попечительского совета приняли участие в церемонии открытия барельефа с изображением святого благоверного князя Александра Невского. 27 марта, накануне праздника Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение и освящение вербы в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. 28 марта, в праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Кирилл совершил Бо-жественную литургию в Храме Христа Спасителя. 28 марта в Патриарших палатах Храма Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с членами президиума Академии российской словесности (АРС). Президент академии, секретарь правления Союза писателей России Ю.А. Беляев сообщил о решении президиума АРС наградить Святейшего Патриарха Кирилла общественной наградой «Золотая Вифлеемская звезда». Награда вручена в знак признания личных заслуг Святейшего Патриарха Кирилла в деле патриотического и духовно-нравственного преображения России, единения православных народов, укрепления основ христианства в современном обществе. 29 марта, в Великий понедельник, Святейший Патриарх Кирилл посетил Покровский ставропигиальный женский монастырь в г. Москве.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Скачать epub pdf Слово на праздник Рождества Христова. Изъяснение слов рождественского тропаря: «Возсия мирови свет разума» 113 Приветствую вас, мои возлюбленные о Христе чада, с великим праздником Рождества Христова. Сущность и спасительное значение для нас сего праздника св. Церковь выразила в начальных словах тропаря: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума». Знаменательно, что когда Ангел Господень при рождении Христа явился вифлеемским пастырям, то Божественная слава осияла их ( Лк. 2:9 ). Весьма поучительна для нас и та звезда, необычайный свет которой привел ученых волхвов к яслям Богомладенца ( Мф. 2:2 ). О появлении в мире света с рождением Христа говорят нам и слова рождественского тропаря. Спасительно нам, возлюбленные, знать, что надо разуметь под этим светом. Еще пророк Исаия, предвозвещая о появлении на земле Спасителя, говорил: «Людие ходящии во тме видеша свет велий: живущии во стране и сени смертней, свет возсияет на вы» ( Ис. 9:2 ). Эти пророческие слова приводит Евангелист Матфей, повествуя о начале мессианской деятельности нашего Господа ( Мф. 4:16 ). Он относит эти слова пророка Исаии о свете к Самому Христу. Так и св. Иоанн Богослов под светом разумеет Господа, когда говорит: «И Свет во тме светится, и тма Его не объят» ( Ин. 1:5 )... «Бе Свет истинный, Иже просвещает всякого человека» ( Ин. 1:9 ). В своем первом послании св. Иоанн Богослов также называет Бога Светом, говоря: «Бог Свет есть, и тмы в Нем несть ни единыя» ( 1Ин. 1:5 ). Впрочем, и Сам Господь Спаситель наш назвал Себя Светом, ибо Он сказал о Себе: «Аз есмь Свет миру» ( Ин. 8:12 ). Ему угодно, чтобы мы приобщались к сему Божественному Свету, почему Он и говорит: «Дондеже свет имате, веруйте во свет, да сынове света будете» ( Ин. 12:36 ). Разумеется, мы не можем быть сынами света, или сынами Божиими по естеству. Для нас возможно быть сынами этого божественного света только по благодати. Мы можем быть только отраженным благодатным светом. В этом смысле и надо понимать слова Христа: «Вы есте свет мира... Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» ( Мф. 5:14:16 ). Господь хочет, чтобы мы всегда находились в этом благодатном свете и чтобы он был источником вечного для нас райского блаженства в небесном Царстве Христовом. Поэтому Ему угодно было сказать: «Тогда праведницы просветятся яко солнце в Царствии Отца их» ( Мф. 13:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Звезда Вифлеемская глазами звезды советской Репортаж о том, как «активистка Шурочка» поставила добрую рождественскую сказку Никита Филатов Для театра «Экспромт» рождественская пора – особая. Впрочем, и сам театр – особый, как и его спектакли. Во-первых, в Москве, да и в России, детских театров не так уж и много, тем более музыкальных. Во-вторых, детская постановка в виде оперы, в которой рассказывается о Христе, – это еще более редкое явление – а театр поставил оперу «Вифлеемская звезда». И в-третьих, не в каждом театре спектакли ставит любимая миллионами благодарных зрителей актриса. И трудный, и легкий «Экспромт» Найти детский театр «Экспромт» довольно легко. Он расположен в центре Москвы, на Чистых прудах. Ориентир – театр «Современник» (о нем еще зайдет речь). В просторной квартире на Чистых прудах мы и беседовали с народной артисткой Людмилой Ивановной Ивановой . Премьеру «Вифлеемской звезды» на сайте театра уже анонсировали. Рассказать о библейских эпизодах на детском языке – задача крайне сложная. Детей трудно обмануть – они чувствуют фальшь; еще труднее удержать их внимание. – У нас один верблюд. Почти живой, – Людмила Иванова раскрывает детали «Вифлеемской звезды». – Изумительный большой верблюд. Очень добрый… Спектакль «Вифлеемская звезда» Разобраться в характере верблюда может только очень тонко чувствующий человек. Людмила Иванова не просто руководит детским театром – она его основала. Сама уговаривала депутатов, сама выбивала деньги, сама составляла репертуар. Чиновники, с которыми она вела переговоры, шутливо отмахивались: «Идите вы, Шура, в… бухгалтерию!» Но Людмила Ивановна оказалась не менее напористой, чем ее героиня Шурочка из кинофильма «Служебный роман». В 1990 году всем стало понятно: детскому театру «Экспромт» быть! С тех пор на сцене ставят проверенные временем шедевры: произведения русской классики, сказки народов мира и русские народные сказки. Новосельцев и Шурочка. Кадр из фильма «Служебный роман» Нужно давать людям надежду. Нужно ободрять их, чтобы они не унывали

http://pravoslavie.ru/88260.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Откуда взялась Вифлеемская звезда? 5 мин., 05.01.2017 В  Евангелии от Матфея сказано, как именно шли волхвы, чтобы поклониться Богомладенцу-Христу, и в этом рассказе есть определенная загадка. Дело в том, что ко Христу их вела… звезда. Именно так: они увидели в небе очень яркую, ни на что не похожую звезду и пошли за ней. Волхвы знали из преданий, что это небесное явление приведет их к новому Царю Иудейскому, который будет Спасителем мира. Звезда, как сказано в Евангелии, вела волхвов до Вифлеема и остановилась над домом, где поселилось Святое Семейство. Они с радостью поклонились Младенцу и Деве Марии и принесли Христу дары — золото как Царю, ладан — как Богу, и смирну — как Человеку, Который должен умереть ради спасения людей. Далее волхвы вернулись к себе на родину и там, по преданию, тоже проповедали рождение Спасителя. Они почитаются как «три святых царя», их мощи находятся в Кельнском соборе. Поклонение волхвов. Джорджоне, 1504 Но вот вопрос: могла ли какая-то звезда действительно вести волхвов? Не выдумка ли это? Некоторые критики Евангелия утверждали, что эта история – позднейшая вставка в Священное Писание, сделанная греками, чтобы «разукрасить» событие Рождества, о котором очень скупо рассказали евангелисты. И действительно, все это похоже на сказку… Так как же относиться к рассказу о звезде? И неужели современная Церковь действительно верит, что по небу двигалось некое тело, указывая путь волхвам? Начнем с «позднейших вставок». Эту версию вполне можно было бы допустить, но… Текст Евангелия много раз анализировали на предмет авторского стиля и исторической достоверности. Доказано, что события, описанные в Евангелии, не противоречат другим историческим источникам, а манера их изложения, скорее, свидетельствует о том, что авторы ничего не придумали от себя, иначе целый ряд эпизодов выглядел бы принципиально иначе. Ведь если уж выдумывать какие-то истории, чтобы Евангелие казалось более достоверным, то зачем описывать то, что может вызвать недоумение? Вряд ли какому-то заинтересованному в «продвижении» Евангелия лицу пришло бы в голову нарочно упоминать про эпизод со звездой. Логичнее было бы написать, что волхвов вел небесный ангел – для сознания верующих людей это выглядело бы более логично.

http://foma.ru/otkuda-vzyalas-vifleemska...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Организаторы фестиваля  – Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Римского-Корсакова и Музей музыки в Шереметевском дворце. Фестиваль проходит по благословению высокопреосвященнейшего Константина, архиепископа Тихвинского. Фестиваль продлится до 18 января. В его программе звучат и старинные, и современные произведения, и литургическая музыка, и просто светская музыка на евангельские сюжеты. В этом году «Вифлеемская звезда» впервые обретает международный статус: в фестивале принимают участие не только российские коллективы, но и Церковное певческое содружество «Бранко» из сербского города Ниша. Это коллектив с историей – ему более 135 лет. Несмотря на трагические события в Сербии в конце ХХ – начале XXI века, хор не прекращал петь за богослужениями в кафедральном соборе города Ниша. По традиции в поездке хор сопровождает его Преосвященство Ириней, епископ Нишский. Певческое содружество «Бранко» даст три концерта. Их программа состоит из старинных сербских церковных песнопений, народных песен и произведений сербских композиторов. Программы российских коллективов, участвующих в фестивале, не менее интересны. Художественный руководитель фестиваля Екатерина Смирнова определила задачи фестиваля так: «Фестиваль начался с идеи подарить петербуржцам возможность познакомиться с древнерусской певческой культурой. Для обычных слушателей она не очень доступна: в концертах исполняется редко, в храмах наших звучит более поздняя музыка. А нынешняя «Вифлеемская звезда» – это Рождественское музыкальное путешествие по христианским культурам разных стран, к тому же – воссоединение древности и современности».

http://old.aquaviva.ru/news/2008-01-14/4...

Рождество Христово: иконография, иконы, картины художников Схема этих сцен обычно очень лаконична: в центре помещаются ясли с Младенцем, рядом восседает на камне или в плетеном кресле Богородица, в небе — Вифлеемская звезда. 8 января, 2015 Схема этих сцен обычно очень лаконична: в центре помещаются ясли с Младенцем, рядом восседает на камне или в плетеном кресле Богородица, в небе — Вифлеемская звезда. Рождество Христово: в иконах и картинах зарубежных художников Возникновение изображений того или иного праздника, как правило, связано с возникновением устойчивой традиции празднования. В ранней Церкви существовало празднование Эпифании (Богоявления), посвященное сразу двум событиям: Воплощению и Крещению. Это совмещенное празднование возникло не позднее III века. В VI веке сначала в Римской Церкви, а к концу века и на Востоке Рождество Христово выделяется из празднования Эпифании в самостоятельное отдельное торжество. Первые дошедшие до нас образы Рождества относятся именно к VI веку. Источниками иконографии являлось как Священное Писание (Мф.:1-2; Лк.:2), так и устное Предание, зафиксированное в таких апокрифах как Протоевангелие Иакова (гл. 17-23) и Евангелие псевдо-Матфея гл. 13-14). Воплощение Спасителя описывалось в изобразительном искусстве с помощью двух основных сюжетов: собственно «Рождество» и «Поклонение волхвов». Для каждого из этих сюжетов формируется своя иконография. Древнейшие изображения Рождества выполнены в технике рельефа на каменных саркофагах. Саркофаг из Мантуи. Прорись. 320-335 г. Схема этих сцен обычно очень лаконична: в центре помещаются ясли с Младенцем, рядом восседает на камне или в плетеном кресле Богородица, в небе — Вифлеемская звезда. У яслей изображаются осел и вол, о присутствии которых в вертепе повествует Предание. Вол понимается толкователями как символ подзаконного иудейского народа, а осел — как символ не ведающих истинного Бога язычников. Иногда в композицию включается изображение пастуха, пришедшего поклониться Христу. Рождество и поклонение волхвов. Фрагмент саркофага. IV в. Музеи Ватикана, Рим

http://pravmir.ru/rozhdestvo-xristovo-ik...

С 24 по 27 января состоится фестиваль «Вифлеемская звезда» Москва, 17 января 2011 г. Ежегодно, с 2002 года, театр «Школа драматического искусства» проводит фестиваль духовного и светского искусства «Вифлеемская звезда» в рамках Международных Рождественских образовательных чтений, сообщает пресс-служба театра " Школы драматического искусства " . В этом году в программе фестиваля: духовное и народное песнопение в исполнении вокального ансамбля «Мелосъ», спектакли Тобольского драматического театра им. Ершова и театра «Доминанта» (Пермская область), показы художественного и документального кино, программа Рождественских вертепов, Филофеевские чтения, посвященные святителю Филофею Лещинскому, а также выставка фотографий Свято-Троицкого Тобольского монастыря и храмов г.Тобольска. Расписание мероприятий 24 января 18.00, зал " Манеж " Вечер кино  (бесплатно) «Рождество» - мультипликационный фильм, режиссер М.Алдашин. «Воспоминание о будущем» (премьера) - документальный фильм о серпуховском Свято-введеновском монастыре, режиссер Т. Карпова. «Последнее воскресенье»- художественный фильм, продюсер Андрей Кончаловский, Режиссер Майкл Хоффман. Российско-европейский проект по мотивам биографического романа Джея Парини о последних днях Льва Толстого. 25 января 19.00, " Тау-зал " Программа рождественских вертепов  (бесплатно) Рождественский вертеп - это своеобразный кукольный театр, который показывали на Рождество Христово и на святках. Это действо начало бытовать в России, в Украине и Белоруссии более 200 лет назад. Ходили по домам христославы, славившие рождение Спасителя, а среди христославов - группа ребят, показывавших вертеп. Сами представления состояли из двух частей: в первой рассказывалось Евангельское событие рождества Христова, так называемая духовная часть, а уже во второй ставились сценки, написанные самими актерами. 26 января 14.00, 7-ая студия Филофеевские чтения, посвященные святителю Филофею Лещинскому (в монашестве Феодор) – митрополиту Сибирскому и Тобольскому, известному своей миссионерской деятельностью.

http://pravoslavie.ru/44124.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010