В восьмой день по рождении, по закону, Младенец был обрезан, и Ему дано имя Иисус; а в сороковой день Его принесли в храм иерусалимский. В это время жил в Иерусалиме благочестивый старец Симеон, которому обещано было Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа. Симеон пришел в храм, взял к себе на руки Предвечного Младенца и сказал: «ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; ибо очи мои видели спасение, которое Ты уготовал перед лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего, Израиля!» От этого события Симеон получил название Богоприимца. Тут же находилась и престарелая 84-х летняя вдова, пророчица Анна, которая стала прославлять Господа, явившегося во плоти. Обрезание Господа празднуется 1 января, Сретение – 2 февраля, а память Симеона Богоприимца и Анны пророчицы – 8 февраля. Поклонение волхвов Еще Иосиф и Мария оставались с новорожденным в Вифлееме, как в Иерусалим пришли с востока волхвы или мудрецы, которые, увидав на небе необыкновенную звезду, решили, что явление ее должно означать рождение Спасителя и пошли по пути, указанному движением звезды. Придя в Вифлеем, волхвы с радостью заметили, что звезда остановилась над одним домом. Они вошли в него, увидали Божественного Младенца, пали перед Ним на колена и с благоговением поднесли Ему дар: золото как Царю, ладан как Богу и смирну (растение, из которого приготовлялось драгоценное масло, миро) как человеку, который должен умереть за грехи всего мира. Избиение вифлеемских младенцев Ирод, правитель Иудеи, приказал волхвам, в бытность их в Иерусалиме, известить его, когда отыщут родившегося Мессию; но волхвы, по повелению Божию, отправились в свою страну иным путем. Тогда разгневанный Ирод, не зная, как отыскать Младенца-Христа, велел умертвить всех детей мужеского пола от двух лет и ниже, как в Вифлееме, так и в его окрестностях. В это время Иосиф, по повелению Ангела, явившегося ему во сне, бежал с семейством своим в Египет и пробыл там до конца жизни Ирода; возвратившись же в Иудею, поселился в своей родине Назарете. Иоанн Креститель

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobroe...

В этой пещере Пресвятая Дева Мария родила Сына, Который есть Предвечный Бог , спеленала Его и положила в ясли. § 6. Поклонение вифлеемских пастырей родившемуся Господу. (Лук. 2, 7–20). Была ночь, когда Господь благоволил родиться. Не вдалеке от пещеры вифлеемской пастухи держали в поле ночную стражу у своего стада. Вдруг среди ночного мрака осиял их небесный свет, и предстал им Ангел Господень. Пастухи испугались. «Не бойтесь», сказал им Ангел: «я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях». В эту минуту вдруг, вместе с Ангелом благовестником, явилось множество небесных воинств, который радовались счастью людей и прославляли Бога, восклицая: „слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках Когда ангельские воинства скрылись и голоса их смолкли, то пастухи нашли знакомую пещеру, увидели Младенца, лежащего в яслях, и поклонились Ему. Потом они рассказали Иосифу и Марий о бывшем им видении. Все слышавшие дивились речам их, а Мария слагала все сии слова в сердце своем, т. е. запомнила их до малейшей подробности, но не хвалилась и не гордилась Своим величием, а только славила и благодарила Господа в глубине души Своей. § 7. Поклонение восточных мудрецов родившемуся Господу. (Мф. 2, 1–12) Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходить звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава н сокрушает всех сынов Сифовых (пророчество Валаама. Числ. 24, 17 ). Цари Фарсиса и островов поднесут Ему дань; цари Аравии н Савы принесут дары. И поклонятся ему все цари; все народы будут служить Ему ( Псал. 71, 10, 11 ). В Иудейской стране еще не многие знали о рождении Господа Спасителя, а между тем с востока уже шли волхвы поклониться Ему. Это были ученые люди, занимавшиеся в особенности наблюдением звезд. Уже около двух лет они наблюдали необыкновенную звезду на небе, и так как везде в это время ожидали явления великого царя и именно из Иудей, то они подумали не родился ли этот великий царь.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Ваше Императорское Величество! Светлый праздник Рождества Христова всегда уносит мысль нашу к началу христианства, к тем святым воспоминаниям, которыя соединяются с обстоятельствами Рождения Господа нашего. Живо предносятся пред нами Вифлеемская звезда и пещера, Иосиф и Мария, волхвы и пастыри, Богомладенец Иисус и ангелы, ппоющие и славословящие рождение Его сею священной песнью: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. В течение веков эта умилительная песнь ангельская с священным благоговейным трепетом повторяется миллионами уст христианских, как колыбельная песнь христианская, успокоивающая, нежная, сердцу драгоценная. В мире человеческом продолжают жить распри, вражда, убийства, кровопролития, которые то стихают, то усиливаются, как разрушительный ураган. А священная песнь ангельская о мире не перестает раздаваться при всех разнообразных направлениях жизни человеческой, постоянно всем напоминая, что не в распрях Господь, не во вражде Господь, но в мире Господь, в кротости и смирении. Было некогда великое нечестие во Израиле. Горько жаловался на беззакония людские пред Лицем Господа пророк Илия: возревновал я о Господе Саваофе, говорил он, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечем; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее. И сказал Господь: выйди и стань на горе пред Лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и сильная буря, горы раздирающая, и скалы разрушающая, но не в буре Господь; после бури землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь ( 3Цар. 19:10–11 ). Итак, в веянии тихого ветра Господь, в мире Господь. А где Господь, там свет, жизнь и всякая радость. Поэтому и песнь ангельская о мире, как драгоценное сокровище, с светлым чувством всегда нами воспринимается. Ныне, в сии светлые праздничные дни, благоволите, Ваше Императорское Величество, принять наше почтительнейшее Вам приветствие с светлым праздником Рождества Христова и наши молитвенные Вам пожелания мира и радостей, ангелами возвещаемых. Да благословит и да хранит Господь Вас и всю Семью Вашу в мире и здравии на многия лета!

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Г. Духовная беседа с Богамладенцем Иисусом блаж. Иеронима в Вифлеемской пещере Мы знаем, что Господь наш Иисус Христос родился в городе Вифлееме. В своих уроках мы некогда заучивали пророчество о Его рождении: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле» ( Мих.5:2 ). Действительно, Вифлеем был маленьким городком, когда родился там Иисус Христос. Но как он дорог для нас! И теперь Вифлеем тоже небольшой городок. На месте, где родился Спаситель, построен монастырь; посреди монастыря прекрасная церковь ; под главным алтарем этой церкви есть пещера, которая и есть то место, где родился и лежал в яслях Тот, Которого не может вместить весь мир. Пещера эта имеет около 20 аршин длины, 6 – ширины и 4 – вышины; свод пещеры украшен древней толстой мозаикой: выложенное мрамором углубление в стене показывает место рождения; в этом углублении прежде была серебряная звезда, вокруг которой была такая надпись: «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос». В двух шагах от этого углубления находится другое, с высеченными в скале яслями, в которые Богоматерь положила Младенца Христа. Стены и пол пещеры выложены мрамором; сама пещера обтянута шелковой красной, золотом сияющей, материей; тридцать две золотых и серебряных лампады освещают ее день и ночь. Эти лампады – подарки разных благочестивых царей и королей. Благодарные сердца так прекрасно убрали место рождения Спасителя. Есть обычай в праздник Рождества Христова детям дарить подарки. Когда вы, дети, получите свои подарки, вспомните при этом о тех драгоценных, неоцененных дарах Отца небесного, которые Он дал нам в рожденном Младенце Иисусе, а вместе с тем и о тех дарах, которые мы получили от Иисуса Христа. Он дарит нам все и не требует от нас ничего более, кроме нашей любви и наших грехов, которые мы должны принесть Ему в чистосердечном покаянии. Перенеситесь своими мыслями в Вифлеем. Представьте, что вы стоите в вертепе над яслями, где лежал сповитый Младенец Господь Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Для чего Господь славы, Царь неба и земли, образ Отчей ипостаси, Сын Божий подъемлет такое уничижение? Ради нас человеков – для того, чтобы с одной стороны – восставить в нас падший образ Божий, расторгнуть пленицы наших прегрешений, возвести нас из глубины скотоподобия на высоту богоподобия, вознести из земной юдоли плача в горние и светлые обители Отца Небесного, а с другой стороны, – чтобы научить нас быть подражателями детского незлобия, младенческой простоты и доверчивости, не гнушаться бедности, избегать роскоши, чтобы внушить нам поставлять величие в смирении, высоту в уничижении. Как встретили новорожденного Младенца небо и земля, ангелы и человеки? Ангелы с пастырями славословят, волсви же со звездою путешествуют. В час рождения Христа Спасителя ангел небесный в божественном свете предстает вифлеемским пастырям, которые стерегли стада ночью в поле и говорит им: «Не бойтесь. Я возвещаю вам великую всемирную радость: теперь родился вам в городе Давидове Спаситель, именно Христос Господь». И вот как узнать Его: вы найдете спеленанного Младенца, лежащего в яслях. С ангелом вдруг явилось многочисленное воинство небесное, хвалящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение!». Пастыри, по слову ангела, спешат в Вифлеем, и пришед туда, находят Марию, и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях, рассказывают о том, что возвещено было им от ангела, и все слышавшие дивятся речам их. После сего пастыри возвращаются к своим стадам, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели. А что это за волхвы и звезда, с которой они путешествуют? Волхвы были главные начальники отдельных областей, обыкновенно в Священном Писании именующиеся царями, знакомые с астрономией – наукой звездочетства. Однажды они, занимаясь рассматриванием светил небесных, увидели на востоке новую необычайную звезду; остановившись на ней всем своим вниманием, начали сравнивать ее с прочими звездами и сличать с кометами, и по долгом исследовании нашли, что она на них непохожа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И в тот же день Христова Рождества Царствие Божие стало разрастаться. Ибо таково его свойство: расти, как виноградная лоза ( Ин.15:5 ), или как дерево из малого семени ( Мф.13:31–32 ), или заполнять собою все, как закваска, вскисая, заквасившая все тесто ( Мф.13:33 ). Святые Ангелы увидели, что Царствие Божие перестало быть уделом только лишь духовных сил и пришло на землю, к людям. Они возрадовались и прославили Бога песнью: «Слава в вышних Богу, и на земле мир» ( Лк.2:14 ). Один из Ангелов благовествовал родившегося Христа пастухам, бодрствовавшими в ту ночь со своими стадами, им открылась Небесная радость многочисленного воинства Небесного ( Лк,2, 13 ). И вот уже в пещере Рождества не только малое Святое Семейство, образующее начаток Царствия Божия на земле, но с ним и в нем – общество пастырей вифлеемских. Дивная звезда является на Востоке и из далеких стран приводит в Вифлеем, к Родившемуся Христу, мудрецов с дарами. Так принесенное Христом Царство Божие совершает по земле первые шаги. Вот почему мы молимся о мире, боремся за мир, радуемся успехам в этой борьбе и направляем чувство святого негодования против тех, кто нарушает мир. Когда Спаситель вышел на общественное служение, проповедуя Евангелий, к Нему приходили из всех окрестных областей: из Галилей, и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудей, и из-за Иордана, и приморских мест Тирских и Сидонских ( Мф.4:25; Лк.6:17 ). А когда Он воскрес из мертвых и Апостолы получили дар Святого Духа, то в первый же день их проповеди приняли веру в Господа Иисуса Христа, Воскресшего из мертвых, крестились и получили дар Святого Духа около 3000 человек ( Деян.2:41 ). А затем Церковь Христова стала распространяться по всем странам, и теперь множество, миллионы людей веруют в Того, рождение Которого мы празднуем ныне. Пусть и наша душа не останется неподвижной в празднование Рождества Христова. Душа, как и тело, наделена способностью к движению. Это и мысленное перемещение, когда мы своей памятью и знаниями проникаем в другие страны, в прошлое или будущее. Это и движение чувств, когда свое сочувствие и любовь мы отдаем другим людям.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

«Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1Кор. 15:3-4). Христос умер по-настоящему. Как бы мы ни упражнялись в размышлениях о том, как Христос проник в ад, кого Он там встретил, как сломал адские замки и решетки — каким бы красочным ни было это повествование, оно меркнет перед простым и потрясающим фактом: Христос умер по-настоящему! Это произошло на самом деле. Тому есть свидетели. Он был мертв вне всяких сомнений, и очень полезно ставить себя на место тех христиан без Пасхи, которые вопреки всему не покинули своего Учителя. Даже мертвого. Очень сложно так мыслить. Мы привыкли смотреть на Страстные дни при свете Пасхи, поэтому вся серьезность происшедшего, весь ужас и отчаяние нам сегодня недоступны. Мы просто пережидаем бесконечный день Великой Субботы, стыдливо пряча предчувствие пасхального торжества. Завернутый любящими руками Божественный Мертвец в пещере — знамение такой же силы, что и Младенец в пеленах: «И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2:12). Путь Христа начался в вифлеемской пещере, закончился в пещере погребения. И всюду — не свой, под чужим кровом, без места на земле, без дома и пристанища. Даже гроба своего не было, пришлось лечь в могилу друга. «И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли; потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:7). Это был тяжелый, целую вечность длящийся день. Так много событий, так много горя, что не осталось ни слов, ни слез. Вот почему никто и не заметил, что всю ночь над пещерой погребения сияла тихим светом Вифлеемская звезда, которая на рассвете растворилась в заре Воскресения. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/vernost-hristu-bez-nad...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Поклонение волхвов. Мозаика ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в. [греч. μγοι; лат. magi], в НЗ персонажи повествования о Рождестве Христовом , пришедшие «с востока» поклониться родившемуся в Вифлееме Младенцу (Мф 2. 1-12). Согласно рассказу евангелиста Матфея о рождении Иисуса, в правление царя Ирода Великого в Иерусалим пришли некие В., чтобы поклониться Младенцу, ибо они «видели звезду Его на востоке». Их вопрос: «Где родившийся Царь Иудейский?» - вызвал переполох при дворе Ирода, увидевшего угрозу своей власти, а также волнения в народе. Посоветовавшись с первосвященниками и книжниками, Ирод выяснил, что именно Вифлеем был тем местом, где должен родиться Мессия на основании предсказания прор. Михея (Мих 5. 1-2). Узнав от В. о времени появления звезды, Ирод просил их сообщить, когда найдут Младенца, якобы для того, чтобы также пойти и поклониться Ему. По пути в Вифлеем В. вновь явилась звезда, к-рая «шла» перед ними вплоть до дома, где был Младенец. «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф 2. 11-12). Разгневанный Ирод, пытаясь защитить свою власть, приказал убить «всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф 2. 16) (см. ст. Вифлеемские младенцы ). Событие поклонения языческих мудрецов Божественному Младенцу становится предметом размышлений мн. толкователей уже в самых ранних памятниках христ. лит-ры, т. к., следуя ветхозаветной традиции, христианство изначально негативно оценивает магию и астрологию как несовместимые с представлением о свободе воли и стремится опровергнуть их перед лицом эллинистической культуры. Во всей библейской лит-ре только евангелист Матфей употребляет термин μγοι в позитивном смысле, относя его к группе людей, совершающих благочестивый поступок. Понятие «маг, волшебник» в ВЗ всегда имеет негативный оттенок и выражается евр. терминами  ,   (заклинатели мертвых (Лев 20. 6; 2 Пар 33. 6),   (прорицатели при егип. (Быт 41. 8, 24; Исх 7. 11, 22; 9. 11) и вавилонском (Дан 1. 20; 2. 2; 4. 4; 5. 7, 11, 15) дворах); дважды словом μγοι в Деяниях святых апостолов (8. 9 и 13. 8) также в негативном смысле названы астрологи и заклинатели.

http://pravenc.ru/text/155183.html

Многие видели это чудо, но последовали его призыву только три персидских князя: «Первый – Мелхиор, старый и седой, с длинными волосами и бородой; он нес золото Царю и Владыке. Второй – Гаспар, молодой и без бороды, с лицом румяным; он нес ладан Вочеловечившемуся Богу. Третий – Валтасар, смуглый лицом, с длинною бородою; он нес смирну Сыну Человеческому». Вифлеемская звезда привела волхвов в бедный угол, где они увидели не царя, окруженного пышной свитой, а малого Младенца и рядом с ним только смиренную Мать и старца-плотника. Но это убожество земной обстановки не смутило звездословцев, внимавших небесному. Волхвы поклонились Младенцу – не как человеку и даже не как царю, а как Богу: падши поклонились Ему ( Мф.2:11 ). Принеся свои дары, святые Мелхиор, Гаспар и Валтасар удалились, чтобы проповедовать миру Рождество Спасителя. Задолго до апостолов начали они благовествовать народам Пришествие Сына Божия и только в Иерусалим не понесли эту всерадостную весть, – получивши во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою ( Мф.2:12 ). Ликующая песнь Ангелов, поклонение пастухов, богатые дары волхвов – все это, казалось, предвещает Младенцу Иисусу, Девственной Его Матери и праведному Иосифу-обручнику земную славу, покой, радость. Но нет – «мир, лежащий во зле», встретил Божественное Дитя лютостью сатанинской. Се, ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его; и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его ( Мф.2:13 ). От иудеев, почитавших себя «избранниками Господними», должен был Сын Божий скрываться в Египте – крае, бывшем средоточием языческой мерзости. Доныне в Египте высятся зловещие громады пирамид – памятники культа смерти и царства мертвых. И от готовивших Ему казнь мнимых друзей-иудеев бежал Богомладенец Христос к египетским язычникам, как к истинным друзьям. Сюда явился Победитель ада и смерти, чтобы отсюда начать воскрешение духовно помертвевшего человечества.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Но когда не мог Его найти, тогда повелел избить в Вифлееме и во всех пределах его всех младенцев мужеского пола от двух лет и ниже. Для чего дал он такое немилостивое повеление? Для того, чтобы в числе младенцев убить и Младенца Иисуса Христа: ибо он боялся, чтобы Иисус Христос, как новый Царь, не отнял у него царства его. И было избито невинных младенцев четырнадцать тысяч Теперь представьте себе, сколько было плача и рыдания от беззащитных матерей, лишившихся своих детей! В нынешнем Евангелий так об этом говорится: глас в Раме слышан был, плач и рыдание и вопль великий: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их Нет. Рама — это город, стоящий на высокой горе, недалеко от Вифлеема. Рахилью назван Вифлеем, потому что в пределах его погребены кости жены праотца Иакова Рахили. От ее имени и Вифлеем назван Рахилью. В этом-то, говорю, городе Раме был слышан голос Вифлеемских матерей, горько плакавших о избиении невинных своих детей. О горьком плаче и рыдании этих неутешных матерей св. Иоанн Дамаскин так беседует: „матери, претерпевшие болезни в рождении, по убиении младенцев, сидели с раскрытыми головами, на воздух руки простирали, терзали свои волосы, землею посыпали свои головы, представляли свидетелем небо, обливались горькими слезами, и царю Ироду, пред ними не находящемуся, как бы ему самому говорили: „какое это, о царь, новое твое о нас повеление? Не отец ли ты своим детям? Неужели не знаешь, как родители любят своих детей? Звезда ли тебя оскорбила: почему не стреляешь на небо, но иссушаешь наши сосцы, носящие млеко? Волхвы ли сделали тебе зло: почему не воюешь на Персиду, но Вифлеем делаешь бесчадным? Если родился Новый Царь, и ты узнал о Нем из книг, то возьми Гавриила (Архангела), и посади его в темницу“ (Чет.-Мин. 29 Декабря). Братие мои! Слыша такое трогательное повествование о избиении невинных младенцев, о горьком плаче и рыдании их беззащитных матерей, кто не содрогнется сердцем и не огорчится на Ирода жестокосердого и немилостивого? На таких людей и Бог, и люди негодуют.

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010