Скачать epub pdf 4. Праздник Рождества Христова. Вифлеемская звезда (Мф. 2:1–12) «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться Ему» ( Мф. 2:2 ). Евангельское чтение о рождении Спасителя мы слышали, братия и сестры, вчера за всенощным бдением ( Мф. 1:18–25 ) и в навечерии праздника Рождества Христова ( Лк. 2:1–20 ). Сегодня же, в день самого праздника, евангельское чтение посвящено поклонению волхвов ( Мф. 2:1–12 ). Кто были волхвы и почему в Евангелии им уделено такое большое внимание? Само Евангелие кратко говорит о них: Когда Иисус Христос родился в Вифлееме Иудейском в дни Ирода царя, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться Ему ( Мф. 2:1–2 ). Как видим, волхвы пришли с востока. Под востоком следует разуметь с наибольшим вероятием Месопотамию, или же Персию, расположенные восточнее Палестины. Волхвы 103 на востоке были почтенные люди. Они занимались науками и особенно астрономией. По звёздам они определяли, вычисляли (и потому назывались ещё «звездочётами») земные события: рождение людей, крупные исторические события и прочее. Волхвы знакомы были с персидскими и вавилонскими преданиями. После пленения вавилонского (в 580 г. до Рождества Христова) в Персии и Месопотамии осталось много евреев, которые распространяли среди жителей востока свои верования в Единого Бога и чаяния о пришествии в мир великого Царя-Освободителя. Так, например, около 500 года до Р. Х. в Вавилоне жил пророк Даниил. Он мог преподать здесь истинное понятие о Боге и ветхозаветные откровения о конечных судьбах человечества, а также указать на волхва Валаама, современника Моисея. Валаам изрёк такое пророчество о Спасителе: Вижу Его, но ныне ещё нет. Зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстаёт жезл от Израиля и разит князей Моава ( Чис. 24:17 ), а также пророчество Исаии о свете и сиянии над Иерусалимом (60:1–4). Евангельские волхвы могли знать об этих пророчествах и проявлять живой интерес к древним преданиям, связывая с ними свою работу по изучению звёздного мира, и вот явилась звезда на востоке. Мы можем себе представить, братия и сестры, как взволновала она волхвов-мудрецов, ибо они сочли её звездой Его, т. е. ожидаемого Царя Иудейского. Они преисполнились решимостью проверить своё открытие, и главное – поклониться Ему. Им предстоял длинный и тяжёлый путь через пустыни и малонаселённые места. Но звезда ярко горела на небе и звала их. Волхвы не могли не двинуться в путь, считая, что звезда горит и светит именно для них и зовёт именно их. Что это была за звезда?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Весть о Младенце в Палестине. Метель нарядная, кружась, Всю ночь мела свои напевы, Устав под утро, улеглась На лапы елей снегом белым, А кант старинный всё звучал Над миром Божиим безкрайним, Я быть причастником мечтал Божественной рожденья тайны. Там «Славу в вышних» в небесах Молитву ангелы воспели, Я в Божии взглянул глаза, Зажглись огни на снежных елях. Младенца в ясли уложил, Такая милость мне откуда? В Вратах Смирения склонил Главу перед рожденьем чуда. Сергей Дарьичев Душа каждого из нас может стать тем вертепом, а сердце — яслями, в которых родится Младенец Христос! Это и есть, та неразрывная связь, которая невидимой нитью сплетает в узоры тысячи лет, разделяющие нас от Вифлеемской звезды, сиявшей над пещерой Христа. Та же звезда сияет и для нас сейчас, пробиваясь живыми лучами сквозь замороженные окна, узоры на которых оставила суровая зима. (Св. Иоанн Кронштадтский). Свет Вифлеемской пещеры Давайте мы вместе с волхвами Придем за звездой в Вифлеем. Где ослик и вол над яслями. И чудо, доступное всем. В нас тёплым огнём отразится, Сквозь отблеск Любви - Рождество. Младенец-Спаситель родится, Подарит Своё торжество. Он нас умир ит и возвысит. Вернёт человечность в сердца. Как-будто слезой умиленной, Стекают снежинки с лица. Слезами и снегом умыты Из глаза достанем бревно. К нам в сердце-пещеру лампадой, Младенцу войти суждено. Для этого темного царства. Он свет, озаряющий путь. Увидим всё зло и коварство. Заполонившее грудь. Свечой Вифлеемской пещеры Навеки зат еплимся вдруг. Блеск чистого белого снега. И чуда, свершившийся круг. Рождественская песня Рождественская ночь начало всех начал, Звезда пронзила мрак, Младенец воссиял. В волшебной тишине рождественской ночи, Зажегся яркий свет Божественной свечи. Свет мира, свет любви , не гаснущий, нетленный, Светящаяся точка во вселенной. В пещерке пастухов свершилось Рождество, В мир мрака принести над смертью торжество. Пречистой Девы Сын и Вечного Отца, Нам души озарил и темные сердца. Восточные волхвы пришли на дивный свет.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/05/...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Рождество Христово Рождество Христово     Ваш порог выходит на восток. За порогом множество дорог... Но избрать должны одну лишь вы — По которой к Богу шли волхвы. Над дорогой той чудесная звезда Не погасит свет свой никогда, И под ней, больных и грешных, нас Ожидает милостивый Спас.     Стихи монахов Святой Горы Афон   Комментарии Всего комментариев: 14 2019/01/06, 10:44:31 С Рождеством Христовым!!! Слава Тебе, Господи! С нами Бог! Светлая радость долгожданного дня Сквозь жемчужные облака Тихо приблизилась к душе: Кланяюсь, Господи, Твоей стезе! Снегом украшены зимние дни, В кружеве синем лесные огни. Тонкой поземкой ветер зовет На перекресток семи дорог. Путь обозначен в Святом Рождестве: Вот и волхвы спешат вдалеке, Ведомые чудесным прозреньем - Святые Дары обещают Спасенье! В Небе сияет Вифлеемская звезда - Радуются люди, веселится детвора... Звонким раскатом поют колокола - Душа обновляется, обретая Христа! Январь 2019 г. Раба Божия Валентина Раба Божия Валентина 2018/01/08, 12:46:07 Ночью тихой, ночью светлой, Звёзд не гаснут огоньки. Шагом спорым к Вифлеему Дар неся, спешат волхвы. Как свеча, горит на небе Вифлеемская звезда. Средь скотов в святом вертепе Вся Иосифа семья. Родился Христос Младенец, Ангелы поют на небе Всей вселенной торжество. Слово стало Человеком, Нам спасенья дар во веки, Нам Христово Рождество! 25.12.07г.. Иота Христолюбов 2018/01/07, 20:34:44 В старых богослужебных книгах наряду с обычным названием праздника Рождества помещался подзаголовок: «Пасха. Праздник тридневный»! Сравнение с Пасхой, которую богослужебные песнопения называют «праздником из праздников и торжеством из торжеств», — указание на особый характер Рождества Христова и одновременно — на все же более скромное его чествование. Пасха с особой торжественностью празднуется в Церкви неделю, а Рождество — три дня. «Собор Пресвятой Богородицы» (26 декабря/8 января) — на следующий день после празднования Рождества Христова. Церковь призывает нас вновь собраться в храмах для торжественного прославления Пресвятой Девы Марии, ставшей соучастницей великого таинства воплощения и вочеловечения Сына Божия. Отсюда и название праздника: «Собрание (греч. синодос, слав. собор) в честь Пресвятой Богородицы».

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=0&iid=20...

Дары волхвов. Фото: Игорь Белокопытов      Дары волхвов. Фото: Игорь Белокопытов    Рождество Христово. Фреска древнего сербского храма в монастыре святого Павла, Афон. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где Родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:1–2), — рассказывает Евангелист Матфей. Еще за 6 веков до Рождества Христова, во время вавилонского пленения иудеев, религиозные мыслители Востока впервые открыли для себя Библию и познакомились с древним пророчеством о Вифлеемской звезде провидца и прорицателя Валаама, предсказавшего приход Мессии: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числа. 24:17). Тогда же, во время вавилонского плена, пророк Даниил предсказал точную дату рождения Мессии (Дан. 9:25). О ней знали в каждом еврейском доме. Знал ее и царь Ирод. Именно поэтому расспросы волхвов о Царственном Младенце так перепугали Ирода. Посоветовавшись с первосвященниками и книжниками, Ирод выяснил, что именно Вифлеем был тем местом, где должен родиться Мессия по предсказанию пророка Михея (Мих. 5:2). Тогда «тайно», как говорит нам Евангелие, призвав к себе во дворец волхвов и узнав от них, что звезда стала видимой на небосклоне еще до рождения Того, Кого они ищут, и что именно она вела их в пути, Ирод поручил им отыскать в этом маленьком городке Младенца, чтобы и он, Ирод, мог поклониться Ему. Когда же волхвы вышли из Иерусалима, звезда вновь осветила им путь и привела их к дому, где в то время находились Матерь Божия с Сыном и праведный Иосиф Обручник: «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему» (Мф. 2:11). Кем же были волхвы, пришедшие поклониться Богомладенцу? Это событие становится предметом размышлений многих толкователей уже в самых ранних памятниках христианской литературы. Следуя ветхозаветной традиции, христианство изначально негативно оценивает магию и астрологию как занятия, несовместимые с представлением о свободе воли и Промысле Божием о человеке.

http://pravoslavie.ru/67336.html

У день свята Христового митрополит звершив в св. Магдалини 14 2013 р. 15:35 13 января 2013 года, в неделю по Рождестве Христовом, в день отдания праздника Рождества Христова, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет совершил Божественную литургию в минском храме святой равноапостольной Марии Магдалины. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма протоиерей Иоанн Хорошевич, секретарь Минского епархиального управления протоиерей Николай Коржич и духовенство прихода. За богослужением митрополит Филарет совершил иерейскую хиротонию диакона Иоанна Ковалева. По окончании Литургии Патриарший экзарх обратился к молящимся с архипастырским словом: «Дорогой отец настоятель, всечестные отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую вас в эти святые дни, наполненные торжеством Рождения в мир Спасителя, Господа и Бога нашего Иисуса Христа! Отчего же событие Рождества Христова является столь великой, воистину несравненной радостью для всех нас? " Потому, — наставляет нас мудрый учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст, — что Рождество открыло небо; потому что Рождество ниспослало нам Духа Святого; потому что Рождество рассеивает всякий мрак и всякую нечистоту " природы человеческой. Эти слова становятся понятными лишь для тех, кто не только верит, но и по-настоящему переживает чудесное событие Боговоплощения, размышляя о нем и стараясь воплотить его благодатные плоды в своей жизни. Чудесная Вифлеемская звезда, показывая восточным мудрецам путь ко Христу, рассеивает мрак " тьмы и сени смертной " , в который погрузилось все человечество после грехопадения. Но это звезда горела не только для волхвов. У каждого из нас свой путь ко Христу, а это значит, что у каждого из нас есть какие-то свои ориентиры, своя " личная звезда " , которая сияет во тьме лежащего во зле мира и зовет нас к Богу в обстоятельствах нашей жизни. И при свете этой звезды все прелести мира сего тускнеют, теряют свою значимость. Когда человек решает следовать за ее светом и очищает свою душу покаянием, происходит чудо: его душа перестает быть " вертепом разбойников " , где гнездятся многочисленные страсти, и становится вместилищем невместимого Бога и Его благодати.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2725210...

Разделы портала «Азбука веры» ( 6  голосов:  5.0 из  5) Пасха Егор Гашков На купол солнца луч спешит, Бежит на блеск его сусальный, Сегодня праздник для души, Великий день для нас – Пасхальный. Забыты ссоры, все ненастья. Как льётся яркий свет с небес! А сердце рвётся вновь от счастья – Христос Воскрес! Христос Воскрес! Наполнит радость дух и плоть, Вдруг все тебе открыты двери, В судьбу свою с надеждой веришь И знаешь – рядом есть Господь. Рождество Мария Демина На Земле тишина, Заискрилась звезда, Я покою всеобщему внемлю… Ветер ветку тряхнул – Рой снежинок вспорхнул – Это Ангел слетает на Землю. Он на крыльях летит, Всей земле говорит: «Тише, тише, ведь сон Его тонок! Эта дивная ночь Темноту гонит прочь – Бог на Землю сошёл, Как ребёнок. Пеленами повит, Он в вертепе лежит, Слышит дивное Ангелов пенье. Он пришёл, чтоб страдать, На кресте умирать, И, воскреснув, дать людям спасенье…» Видение Александра Цибуля Я слышу песни тихие, Святые вижу лики я – И расцветают лилии, И плачут зеркала. Священные обители, Больные посетители, Голодные просители, Горящие глаза. За что Господь так милостив ко мне Евгений Капустин За что Господь так милостив ко мне? Когда б судил Он только по делам, Душа моя горела бы в огне, Как старый, никому не нужный хлам! Сказаны в вечность слова Евгений Капустин Сказаны в вечность слова: «Вера без дела мертва». Но, ещё прежде того, Дело без веры мертво! Луч Вифлеемской звезды... Евгений Капустин Луч Вифлеемской звезды… Холод Крещенской воды… Чистые с верой глаза… Капля на свечке – слеза. Радость и свет Рождества, – В сердце огонь торжества! Мирно звучит ектенья… Сбудется Воля Твоя! Пара шагов за амвон, – Колоколов перезвон… Вера в словах тропаря… Ясный мороз января… Милая Родина Антон Глазунов Я люблю тебя, милая Родина! С куполами соборов и избами. Ты души моей светлой мелодия, Ту мелодию слышит лишь избранный. Я люблю твои сосны над реками И закаты твои необычные. Ты не верь, что любить тебя некому – То не правда, моя горемычная! А я знал тебя, Родина, разную:

http://azbyka.ru/fiction/iz-sbornika-otz...

Двадцать шестой день. Поучение 2-ое. Праздник Р. Христова. (Второй день праздника). (Назидательные уроки из евангельского рассказа о волхвах, пришедших поклониться родившемуся Спасителю мира). I. Безвестно и смиренно было рождение Господа нашего I. Христа: Его колыбелию были ясли, жилищем – пещера полевая и, затем, простая храмина. Тем не менее от избранных, правда, немногих не утаилась слава дивного Богомладенца; так, после пастырей вифлеемских, волхвы или мудрецы восточные, под руководством звезды, спешат поклониться новорожденному царю иудейскому. С тех пор прошло много веков, – и слава Христа Спасителя обняла весь мир: Ему поклоняются и мудрецы и простые, и восток и запад, и все страны и народы земные. Но при виде безчисленных поклонников Господа Иисуса Христа, в числе коих находимся и мы с вами, братие, не оставим без внимания и первых – не многих, о которых повествует нам само Евангелие, – волхвов. Восточные мудрецы, подлинно, всем нам подают пример того, каким образом может быть приносимо подобающее поклонение рождшемуся от Девы Христу Богу. II. а) Упоминаемые в Евангелии волхвы, поставлявшие свою мудрость в том, чтобы рассматривать и изучать течение светил небесных, однажды приметили на небе появление необыкновенной звезды: это, послужило для них явным знаком того, что теперь в земле иудейской, сообразно с древним пророчеством ( Числ. 24, 17 ), должна воссиять звезда от Иакова, должен родиться среди иудеев давно ожидаемый Спаситель мира, – и волхвы поспешили в Иерусалим. Потом, когда они вышли из Иерусалима, звезда повела их в Вифлеем и остановилас над тем самым местом, где был Богомладенец: волхвы с радостию поклонились Ему. Так, рассматривание и изучение хода светил небесных привело восточных мудрецов к тому, что они узнали о рождении Божественного Искупителя и поклонились Владыке неба и земли – Господу И. Христу! Не то же ли самое, братие, может сказать нам во всякое время весь видимый мир? Небеса поведают славу Божию ( Псал. 18, 2 ), говорит богодухновенный царепророк, любивший созерцать Господа в делах рук Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  4.8 из  5) Глава 17. Рождество Христово (7 января) Ночь тиха. По тверди зыбкой… Афанасий Фет Ночь тиха. По тверди зыбкой Звезды южные дрожат. Очи Матери с улыбкой В ясли тихие глядят. Ни ушей, ни взоров лишних, – Вот пропели петухи – И за ангелами в вышних Славят Бога пастухи. Ясли тихо светят взору, Озарен Марии лик. Звездный хор к иному хору Слухом трепетным приник, – И над Ним горит высоко Та звезда далеких стран: С ней несут цари Востока Злато, смирну и ливан. То были времена чудес… Лев Мей То были времена чудес, Сбывалися слова пророка: Сходили ангелы с небес, Звезда катилась от Востока, Мир искупленья ожидал – И в бедных яслях Вифлеема, Под песнь хвалебную Эдема, Младенец дивный воссиял, И загремел по Палестине Глас вопиющего в пустыне… Объяснение праздника. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Святая, Богом благословенная ночь опустилась над Вифлеемом. Спали мирным сном жители Вифлеема и народ, пришедший на перепись. Дремали пастухи вифлеемские у спящих стад своих, звезды небесные мерцали тихим светом, – как всегда, а между тем такой ночи не было никогда и никогда не будет от создания мира, ибо в вертепе, в загоне для скота, Пречистая Дева Мария родила нам Господа нашего Иисуса Христа. Внезапно тьма ночная рассеялась, и воссиял свет ярче всякого света. Свет, который рассеял всю ночную тьму. И вдруг предстал перед пастырями ангел Господень, «и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился нам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога, и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» ( Лк. 2:9-14 ). Так отметил Сам Господь эту великую ночь, ночь Рождества Христова. А люди ничего не знали о том, что совершилось величайшее из всех событий в истории рода человеческого. Узнали только пастыри и побежали, побежали туда, куда указал им ангел, и поклонились первые родившемуся Спасителю.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

Следовать за звездой: радость Рождества Христова близко января 2017 Больше 2 тыс. лет назад на небе зажглась самая яркая звезда - Вифлеемская. Ее сияние привело волхвов к месту, где родился Иисус, и разделило весь мир на  " до " и  " после " . Каждую секунду свет той самой звезды достигает нового человеческого сердца, показывая дорогу к счастью. Первый праздник нового года - самое глубокое, светлое и таинственное событие церковного календаря. Тысячи взоров обратятся к небу и будут искать ее - волшебную Вифлеемскую звезду. Именно она ознаменовала день, когда на землю пришел Спаситель. По преданию, Иисус родился у пожилой бездетной пары. Однажды в дом в Назарете, где жили супруги, явился архангел Гавриил и произнес пророчество: Марии суждено родить посланника Бога - Иисуса Христа. Таинственное предсказание застает супругов в сложном пути в Вифлеем. Не найдя другого ночлега, они останавливаются в каменной расщелине - холодной пещере рядом с городом. Этой же ночью у Девы Марии рож­дается сын. Богочеловек появился в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства, - в известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, в холодную зимнюю ночь. Иосиф и Мария дают ему имя Иисус, что означает " Спаситель " . В эти судьбоносные дни мудрецы, занимавшиеся наблюдением за небесными телами, увидели, как на небе зажглась новая яркая звезда - так волхвы поняли, что давно ожидаемый ими Мессия родился. Дорога в Вифлеем была освещена и днем, и ночью - своим светом звезда провожает мудрецов прямо к чудесной пещере, а затем гаснет. С рождением начинаются земная жизнь Иисуса, его страдания, смерть и воскресение - все то, что прошел богочеловек и что сквозь века показывает людям путь к свету, надежде и спасению. У многих людей, далеких от церкви, появляется логичный вопрос: кого и от чего нужно спасать? По мнению верующих, как людей, живших тысячи лет назад в раздираемой войнами Римской империи, так и тех, кто живет в современном мире, спасать нужно от одного - страха смерти, равно как и страха бессмысленности жизни.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Состоялся VIII фестиваль православной молодежи Казахстана «Духовный сад Семиречья» 13 июля 2017 г. 15:20 3-9 июля 2017 года по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра на берегу озера Октябрьское близ поселка Космос Алма-Атинской области состоялся VIII Международный фестиваль православной молодежи Казахстана «Духовный сад Семиречья». Организаторами мероприятия выступили отдел по делам молодежи Казахстанского митрополичьего округа совместно с православным молодежным движением Казахстана «Альфа и Омега». Тема молодежного форума — «На пути к вечной радости».  В фестивале приняли участие около тысячи представителей команд воскресных школ, епархиальных структур и православных молодежных клубов Митрополичьего округа: «Отряд имени цесаревича Алексия» г. Талдыкорган, «Северная звезда» г. Петропавловск, «Ника» г. Талгар, «Cnac.kz» г. Алма-Ата, «Белый ангел» г. Талгар (Отдел милосердия), «Вифлеемская звезда» г. Иссык, «Истина» г. Каскелен, «Восток-Экспресс» станция Чемолган, «Скиф» г. Экибастуз, «Православный остров» г. Караганда; сборная команда Чимкентской епархии : «Фавор» поселок Т. Рыскулов, «Преображение» г. Чимкент, «Синергия» г. Тараз, «Покров»  г. Чимкент; «Элеос» г. Алма-Ата, «АПМД» г. Астана, «Лествица» с. Тургень, «София» г. Усть-Каменогорск;  «Трискелион» г. Иссык, «Христославы» пос. Карабулак, «Щит веры» г. Павлодар, «Ангелы Надежды» г. Иссык, «Веселый паровозик» станция Чемолган, «Вера, Надежда, Любовь» г. Эктбастуз, «Небесный Патруль» г. Талдыкорган, «Дружный корабль» г. Караганда, «Малиновые зори» г. Уральск, «Радость моя» г. Хромтау, «Вертоград» с. Тургень, «Золотой луч» с. Маловодное, «Седьмое небо» г. Талгар, «Воскресенье» г. Аксу, «Витязи веры» г. Алма-Ата, «Византия» г. Алма-Ата, «Лучезарный крест» г. Алма-Ата. Главными задачами форума стали: создание условий для установления связи между различными молодежными православными организациями, разработка и координация новых проектов, обмен опытом между руководителями и лидерами епархиальных молодежных отделов.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010