Поучение на Рождество Христово («Таинство странное вижу и преславное: небо – вертеп, Престол херувимский – Дева») Бог перестал быть скрытым от людей. Стало ясным все таинственное Священного Писания. Не удивительно это, ибо Он явился среди людей: «На земле явился и с людьми пожил» ( Вар. 3:38 ), а между людьми что может быть утаенным? Ничто не утаено. Пока Бог пребывал на небе, пока Он почивал в Своем всемогуществе, Сидящий в славе на Престоле Божественном, до тех пор никто не знал Его сокровенностей, Его тайн, не знали даже и ближайшие Его святые Ангелы, всегда предстоящие Ему: «От века утаенное и Ангелом неведомое таинство». Когда же Он сошел с неба на землю, когда стал обитать среди людей, тогда о Его сокровенностях, о Его тайнах заговорили не только набожные люди, как-то: святой Иосиф, праведная Саломия, не только важные особы, например, три восточных царя, но даже и простолюдины пастухи беседуют, говорят и рассказывают о сокровенном: «Рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем» ( Лк. 2:17 ). Молчат только вол с ослом, хотя и имеют длинные языки. Но почем знать? Если бы осел имел разум человеческий, то не подумал ли бы он, стоя при яслях, таким образом: «Что, если бы здесь был мой предок, тот осел, который возил на себе пророка Валаама и говорил по-человечески? Конечно, он не умолчал бы здесь. Что же он проговорил бы? Вероятнее всего, то, что он слышал своими ушами, когда тот пророк, сидя на нем, говорил: «Воссияет звезда от Иакова, и восстанет человек от Израиля» ( Числ. 24:17 ). Если бы осел имел человеческий разум, он подумал бы еще и так: «Когда бы здесь был тот осел, которого Иезекииль видел между шестью херувимскими крыльями с лицом тельца, он не только заговорил бы, но даже и воспел бы тайну Божия воплощения: «Воспели четыре животных» ( Иез. 1 ). Итак, открылись Божии сокровенные тайны, и церковь ныне воспевает: «Таинство странное вижу и преславное». Что может сравняться с этим таинством? Целое небо с солнцем, луной и звездами, со всем могуществом Божиим вместилось в один малый Вифлеемский вертеп! «Небо – вертеп». Целый лик Херувимов, число которых бесконечно, тысячи тысяч, тьмы тем, на которых Бог почивает, все они уступили свою должность одной Девице, Пречистой и Преблагословенной Деве Марии!

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Почему Господь попустил смерть и мучения невинных детей? Ведь они не совершили зла и греха? 11 января Церковь чтит память святых мучеников 14 000 убиенных Вифлеемских младенцев. Житие Святые мученики 14 000 младенцев убиты царем Иродом в Вифлееме. Когда пришло время совершения величайшего события – Воплощения Сына Божия и Рождения Его от Пресвятой Девы Марии, восточные волхвы увидели на небе новую звезду, предвозвещавшую рождение Царя Иудейского. Тотчас они направились в Иерусалим для поклонения Родившемуся, а звезда указывала им путь. Поклонившись Богомладенцу, они не вернулись в Иерусалим к Ироду, как он приказывал им, но, получив откровение свыше, ушли в свою страну иным путем. Тогда Ирод понял, что замысел его найти Младенца не осуществился, и приказал убить в Вифлееме и окрестностях всех детей мужского пола от двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых детей будет и Богомладенец, в Котором видел соперника. Погубленные младенцы стали первыми мучениками за Христа. Гнев Ирода обрушился и на Симеона Богоприимца, который всенародно свидетельствовал в храме о Родившемся Мессии. Когда святой старец скончался, Ирод не допустил, чтобы его достойно погребли. По повелению царя был убит святой пророк священник Захария: его умертвили в Иерусалимском храме между жертвенником и алтарем за то, что он не указал, где сын его, Иоанн, будущий Креститель Господа Иисуса Христа. Гнев Божий вскоре покарал самого Ирода: его постигла лютая болезнь, и он умер, заживо съеденный червями. Перед смертью нечестивый царь довершил меру своих злодеяний: убил первосвященников и книжников иудейских, родного брата, сестру и ее мужа, свою жену Мариамну и трех сыновей, а также 70 мудрейших мужей, членов Синедриона. Рассказы о святых. Вифлеемские младенцы.  Передача телеканала «Радость моя».   Вифлеемская трагедия Когда человек впервые читает Евангелие, то может ужаснуться тому факту, что в Вифлееме были убиты 14 000 невинных младенцев. О смысле их страданий и смерти рассуждают преподаватели Минских Духовных Школ: Библейской истории – Константин Константинович Мачан (он первым отвечает на наши вопросы) и философии – иерей Сергей Лепин.

http://pravmir.ru/vifleemskie-mladency-m...

Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Избранной от Господа Пречистей Госпоже и Богородице принесем, вернии, малое сие похвальное пение пред пречистым и чудотворным образом Ея Корсунским. Имже слепоты душевныя избавляемии, верою покланяющеся, умильно глаголем: Радуйся, Благодатная, души наша спасающая и любовию к Богу исполняющая. Икос 1 Ангели Божии, якоже предстояще им крещению князя Владимира, иже во граде Корсуни бысть, со страхом взираху на Пречистый лик Богоматери, егоже святый апостол и евангелист Лука изобрази в воспоминание земныя жизни Ея. Егоже и прият Равноапостольный от рук Архиереев греческих, яко благословение Царицы Небесныя всей земле Русской, со трепетом вопия Пренепорочней таковая: Радуйся, Дево, небесная земным соединившая, Радуйся, Мати, горняя дольним преклоньшая, Радуйся, Помазание Христово роду человеческому, Радуйся, Иордане Истинный, в раю Божием текущий, Радуйся, Венче Богосветлый Троицы Единосущныя, Радуйся, Уста Апостольская, имиже вселенная просветися, Радуйся, Начало Предвечнаго Совета Божия, Радуйся, Пределе таинственных обетований, Радуйся Благодатная, души наша спасающая и любовию к Богу исполняющая. Кондак 2 Звезда Вифлеемская явися икона Корсунская в земле нашей, еяже свету отцы наша, аки волхвы последующе, обретоша Христа Бога нашего и поклонишася Ему, и вместо злата, ладана и смирны — веру, надежду и любовь в дар Спасу принесоша, вопия Богу: Аллилуиа. Икос 2 Видеша людие киевстии велия чудеса, яже от иконы Корсунския, тогда же Евангельским благовестием утверждении, отвратиша сердца своя от лести идольския, слышаще же глагол Христов: «Да крестятся вси во имя Отца и Сына и Святаго Духа», возрадовашеся зело о спасении своем, вопия Матери Господа Своего таковая: Радуйся, Звездо, к Богу пресветло водящая, Радуйся, Лучу Веры, во тьме мира светящий, Радуйся, Храме, в немже вернии освящаются, Радуйся, Колеснице, Еюже Единородный Сын сниде, Радуйся, Поточе, в горняя нас устремляющий, Радуйся, Слова Божия Носительнице Чудная, Радуйся, Рождение Чистое чистыя двоицы,

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Рождественское послание Святейшего Патриарха Румынского Даниила Благодать, милость и мир вам от Господа Христа, и от нас отеческое благословение! Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума… Тропарь Рождества Христова Преподобные и благочестивые отцы, возлюбленные о Господе братья и сестры! Евангелие вечерни праздника Рождества Христова (см.: Лк. 2: 1–20) говорит нам, что весть о Рождестве Христа, возвещенная ангелом Господним пастухам из Вифлеема, сопровождалась славой Господней, которая осияла пастухов, когда ангел Господень стоял рядом с ними. Итак, весть о Рождестве Господнем передается внезапно через слово небесное и видение небесное; Бог Слово, невидимый плотскими очами, непознаваемый умом, неосязаемый руками, делается Человеком, Которого видят глаза, слышат уши, понимает ум и осязают руки. Для чего это? Для того чтобы даровать нам, людям ограниченным и смертным, славу Его безграничную и вечную. Чтобы возвести нас в Его святость, – нас, впадших в грех. Чтобы даровать нам жизнь вечную, – нам, смертным. Чтобы научить нас смиренному послушанию и благодарности Богу, – нас, непослушных и неблагодарных. Правитель мира, всемогущий и прославляемый ангелами, сделался Человеком бедным и смиренным слугой, чтобы освободить нас от рабства желания материальных благ, и от тирании гордости, и от пустой славы. Святое Евангелие от Матфея (см.: 2: 1–12), читаемое во время рождественской литургии, говорит нам о том, как Спасителя Иисуса Христа, рожденного в Вифлеемской пещере, почитают три мудреца, три волхва с Востока. Путь волхвам указывает чудесная необычная звезда, которая приводит их в Иудею, в Вифлеем. Евангелие также рассказывает нам о встрече этих трех волхвов с царем Иродом, который, услышав, что волхвы с Востока прибыли поклониться новому, рожденному недавно Царю, пришел в волнение, как и весь Иерусалим. Эта тревога Ирода достигла своего апогея в избиении 14 тысяч младенцев в Вифлееме и его окрестностях, совершенном с намерением убить новорожденного Младенца Иисуса. Но все, что написано в Святом Евангелии о Рождестве Спасителя Иисуса Христа, имеет и духовное значение.

http://pravoslavie.ru/33434.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» январь 2023 29 мин., 07.03.2023 Обложка : На красном фоне изображена Вифлеемская звезда, и по середине страницы — надпись белыми буквами: НАМ ДАЛИ СЛОВО, а внизу — С Рождеством Христовым ! Рисунок Юлии Каменщиковой. Пролог : Лидия Чуковская . « В один прекрасный день я все долги отдам... » . Стихотворение. 1947 Фото Alain Gehri /Unsplash.//Фома. январь 2023. — С.2. —  (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: январь //Фома. январь 2023. — С.4-7. — (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 11 января. День памяти 14 тысяч Вифлеемских младенцев. [Младенцев, убитых по приказу иудейского царя Ирода Великого в Вифлееме и его окрестностях, называют первыми мучениками за Христа. [«Мученик» в буквальном переводе с греческого языка означает свидетель, очевидец. Так называли мучеников за их свидетельство о Христе, ради Которого они готовы были принять смерть.] Причиной гибели младенцев стал страх Ирода, узнавшего от волхвов о рождении Того, Кто, как он думал, собирается лишить его престола. Он приказал убить всех новорожденных детей, уверенный в том, что среди них будет и младенец Иисус...]. Ил.: Плач праматери Рахили об избиенных Вифлеемских младенцах. — С.4; 19  января. Крещение Господне. [В Евангелии говорится, что в то время, когда Иоанн крестил людей в Иордане во оставление их грехов, туда пришел и Господь Иисус Христос. Видя Его, Иоанн сказал бывшим при нем людям: Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира (Ин 1:29). Этими словами он пророчествовал об истинном предназначении Иисуса Христа — пострадать за грехи мира, а также указал на Его Божественную природу и скорое спасение людей...]. Ил.: Крещение. Антон Овсяников, 2002. — С.4; 6  января. Рождественский сочельник. [Рождественский сочельник — последний день перед Рождеством. Богослужение в сочельник особое. Во время него, в частности, прочитываются восемь особых рождественских паремий — отрывков из Священного Писания о рождении Спасителя. В конце богослужения на середину храма выносят свечу, перед которой духовенство поет тропарь и кондак праздника Рождества. Также, согласно народной традиции, полагается есть особое блюдо — сочиво (оно же — кутья, коливо). Собственно, по названию этого блюда и стали называть сам праздник — сочельник.]. Фото Ольги Бакуменко. Казанский храм села Молокова. — С.5;

http://foma.ru/bibliografija-foma-1-237-...

Скачать epub pdf Рождественское послание председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей Высокопреосвященного митрополита Анастасия Тяжелы и скорбны дни нашей жизни, но в сумраке их нам особенно ярко светит Вифлеемская звезда, предвосхищая восход Солнца Правды – Христа. Она ведет нас, как некогда волхвов, к Нему, нашему Спасителю и Утешителю, Которого не перестанет искать наша душа. В праздник Его рождества мы живее чувствуем Его близость к нам, ради которых Он сошел с неба и принял человеческую плоть. Нам невольно рисуется тогда наше невинное детство, когда мы с духовным восторгом воочию созерцали чудную евангельскую картину: вертеп, озаренный небесным светом, сияющого божественною славою Младенца, лежащого в яслях, Пречистую Матерь-Деву, склонившуюся над Ним в кротком умилении, старца Иосифа, приникшого к великой Вифлеемской тайне, и задумчивых волов, своим дыханием согревающих Младенца-Христа и как бы боящихся нарушить чемъ-либо общую благоговейную тишину в ту таинственную ночь, когда небо соединилось с землею и когда какъ-бы остановилось самое течение времени. От избытка сердца невольно отверзались уста и мы радостно славословили вместе с ангелами и пастырями Родившагося Христа, «Отроча младо Превечного Бога». Да будет благословен для нас и ныне этот торжественный праздник, неистощимым в своей благодати, всегда вещающий нам о том, что со Христом родилась для нас новая жизнь, чуждая греха, исполненная мира, любви, взаимного благоволения между людьми и нетленного блаженства. Христос рождается! – дорогие братие и сестры. Этими словами церковной песни мы приветствуем всех вас от имени Церкви. Где бы вы ни находились ныне – в тяжелой доле на родной земле, в ратном подвиге на поле брани или в мирных, но часто тяжких трудах здесь за рубежом, Христос ныне везде с вами, Он благословляет и обнимает Своею любовью всех вас. Обнищав нас ради, Он всех обогатил Своею нищетою. По любви и снисхождению к нам Он родился не в пышных царских чертогах, а в убогом Вифлеемском вертепе, чтобы быть доступным для всехъ – для богатых и бедных, для мудрецов и простецов.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

Слово в праздник Рождества Христова. Святейшего Афанасия II, патриарха Иерусалимского (XIII в.) Днесь на небе радуются ангелы и славословят Бога: ибо открылось сокровенное от века Божественное таинство. Днесь на земле веселятся человеки: ибо рушилось средостение вражды, и настал вечный мир, так как Сын Божий восхотел быть сыном человеческим. Днесь волхвы с востока земли приходили поклониться Царю неба и земли, и принесли Ему дары – золото, ливан и смирну: золото обозначало, что Он есть царь; а ливан, – что Он – Бог; смирна же, – что ради нас, умерщвленных грехом, Он был мертв три дня. Так исполнилось пророчество Давида, глаголюшее: «цари Фарсийские и острова дары принесут, цари Аравии и Савы дары дадут, и поклонятся Ему все цари земли, все народы поработают Ему» ( Пс. 71:10–11 ). Днесь звезда предуказала Солнце правды. Но где? не на небе ли, где – престол славы? Нет; а в вертепе Вифлеема, находящемся в городе Иуды, над яслями бессловесных. О, величайшее и неизглаголанное таинство! Как Сидящий на херувимах с Отцем и Духом Святым сходит в такое бедное состояние, что делается человеком, и рождается в яслях бессловесных животных? Одевающийся светом, как ризою, повивается убогими пеленами, дабы разрешить нас от уз греха, и, окружаемый тысячами тысяч ангелов и архангелов днесь является в вертепе Вифлеемском только с Мариею Матерью Своею и обручником Ее Иосифом? О, Вифлеем, земля святая! Как смогу я изречь твою славу, ради которой совершилось уничижение Владыка Христа, тогда как прежде сего ты был незнатен даже во мнении жителей твоих; когда же в тебе родился Сын Божий, тогда имя твое и слава твоя раздались во всех концах вселенной? Притом о тебе пророчествовал Богоотец Давид, говоря: преславная глаголашася о тебе, граде Божий ( Пс. 86:3 ); прорицал и Михей: «И ты, Вифлеем, земля Иудова, никак ты не меньше во владениях Иуды, ибо из Тебя изыдет Вождь, Который упасет народ мой Израиля» ( Мих. 5:2 ). О, вертеп всесвятой! Как вместил ты Того, у Которого престол – небо, а подножие – земля, и Который везде есть и все наполняет? О, дорогие ясли! Как вы приняли Прикасающегося к горам, и они дымятся? Днесь пастыри овец неразумных узнали доброго Пастыря овец разумных, и благовествовали спасение всех, живущих во вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Снежинками искрятся в синеве. + + + В начале было Слово... И Слово стало плотию... Иоанн 1.1;1.14 Под Рождество за окнами метет, И тихость преисполнила деревню, Лишь вьюга песни плачет иль поет Распевом, будто слышанным и древним. Знать на Руси, для слышащих ушей Такие песни чаянны и вемы, - Под эти звуки брезжатся в душе Песчаные сугробы Вифлеема. И чудится: ослабнув от жары, Как те волхвы, купины у забора, Неся в ветвях стожарные дары Сквозь вьюгу, тихо движутся к собору... От звонов колокольных вдруг легко Осыплется отишье снеговое, И по дороге, словно снежный ком, Покатится округлый волжский говор... Спешу во храм, покуда - не погас Огонь его окошек, и Христова Звезда не занялась. И «было Слово...» Земле моя, ужели в этот час, Как ясли вифлеемские, ты снова Младенца Сущего приять в себя готова! В далекий храм вошел - едва успев - К полуночной звезде вершится бденье... «И Слово стало плотью» без истленья, И Ангели поют, и в тихом пенье Мне слышится метельный тот распев... Рождественским снегом покрыты соборы. И солнце играет в родных небесах. И кажется, будто в глубоких затворах Печерские старцы творят чудеса. И вдруг, встрепенувшись от первого звона, Мохнатые шапки роняют на лед Сединами зим убеленные кроны, Сединами лет убеленный народ. Метали поклоны белицы-березы, Склонялись и ветви, и сотни голов, И чудилось мне, отступили морозы, И душу согрела молитвенность слов. То в храме тропарь гулко братия пела, И отзвук его долетал из леска. Снегами и елями пахло в приделах, Свечами и ладаном пахли снега. А звоны летели над долгим простором, Пушистым и белым, как Божий убрус. И вторили им и сердца, и соборы, И шапки роняла притихшая Русь. Андрей Борисович Ребров, секретарь правления Союза писателей России, Санкт-Петербург Александр Бывшев РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Пречистая Дева мечтала о сыне. И чудо великое произошло. Младенец дремал на обычной овчине, Во сне улыбаясь стихии назло... Дул ветер неистовый остервенело. И холод вокруг не щадил никого. Но путникам мысль всем троим душу грела,

http://ruskline.ru/analitika/2014/01/04/...

Часть VII. Праздники. Ключ к содержанию веры «Скажи мне, что ты празднуешь» С сентября издревле начинался церковный год. И хотя в наши дни этого никто почти не знает, в начале осени уместно подумать о том отношении к времени или, вернее, о том понимании его, что заложено в самих словах «церковный год». Антирелигиозная пропаганда потратила и продолжает тратить много сил на борьбу с религиозными праздниками. Их развенчивают как выдумку и обман, как первобытные мифы, не имеющие и не могущие иметь в наше время никакого смысла. Между тем само количество всевозможных статей и брошюр, посвященных борьбе с праздниками, сам объем этих усилий довольно красноречиво свидетельствует, что праздники живучи и что вытравить их из человеческой жизни невероятно трудно. Сколько ни разоблачай христианство и евангельские рассказы о рождении Христа, сколько ни называй елку «новогодней», а всё же зажжется она в темные декабрьские дни, и звезда будет на ней в память той звезды, что сияла над вифлеемской пещерой. И все это вместе взятое – и звезду, и елку, и огоньки свечей, отражающиеся радостью в детских глазах, – никогда не свести ни к «диалектическому материализму», ни к «научно-атеистическому мировоззрению». И почему нужно в весеннюю ночь, когда христиане празднуют «праздников праздник и торжество торжеств», мобилизовать толпы комсомольцев, чтобы те криками и бранью заглушали слова, лучше, прекраснее которых нет на земле: «Ныне вся исполнишася света, небо и земля и преисподняя, да празднует убо вся тварь восстание Христово, в нем же утверждается»? И вот кричат, надрываются, а Пасха все так же сияет, все так же радует, как и тысячу лет назад. Но, может быть, стоит вдуматься в смысл церковного года, которым на протяжении столетий осмыслялась и освящалась жизнь миллионов? Вдуматься – вместо того чтобы распространять клевету, будто бы жизнью этих людей почему-то владела столько времени самая грубая ложь. Вдуматься и осмыслить эту удивительно органичную ткань праздников, придающих каждому времени года свою особую окраску, особую глубину: и свет Рождества, и светлую печаль поста, из которой вырастает радость Пасхи, и наполненные летним солнцем праздники Вознесения и Троицы, и августовскую, предосеннюю глубину Преображения и Успения... Выдумки, обман, миф? Допустим. Но почему же не попытаться понять и сам этот «миф», и стоящий за ним в высшей степени глубокий подход к жизни?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Закрыть itemscope itemtype="" > Да будет свята на нашей земле семья 06.01.2004 645 Время на чтение 3 минуты РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО ПРОИЗОШЛО ОДНАЖДЫ В ВИФЛЕЕМСКОЙ ПЕЩЕРЕ; РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО В " ПЕЩЕРЕ СЕРДЦА ЧЕЛОВЕКА " СОВЕРШАЕТСЯ ПОСТОЯННО И ДОНЫНЕ На Рождество в России морозы обычно крепкие, но и морозы - праздник. Само слово " рождество " - празднично, многоцветно. Уж такой он, русский язык.Какое счастье в детстве ждать звезды! Не потому что пост и до звезды съесть хоть бы сухарик - поста не выдержать.Первая звезда в Рождественскую ночь - звезда родившегося Бога. Теперь все будет хорошо, дождались Спасителя. Я и до школы знал: Иисус Христос родился во времена Римской империи, в первом году нашей эры. До нашей эры годы шли на убыль, а как только Христос родился, начали прибывать и все прибывают. Но такое вот чудо: в Рождественскую ночь Младенец Христос рождается вновь и вновь. В нашем сердце рождается. И все мы тоже рождаемся для самой хорошей жизни, для чистой, безгрешной - Бога радовать. Рождественский вечер самый долгий в году. Сначала выбегаешь на улицу без шубы, без шапки - потемнело, нет? Лес как крепость, затворившая ворота! Зубчатая стена черная, а небо и не думает меркнуть. Светится! Подождешь-подождешь - выскочишь: то же самое! Строгая тетушка не вытерпит, рассердится: - Не выстуживай избу! За какое-нибудь дело приняться - но звезда из головы не идет! Одеваюсь - и на мороз. Превозмогая боязнь тьмы, иду к нашей корове. Красавка теплая. Даю сена, забираюсь в ясли. Ко мне подходят овцы. Я им тоже протягиваю клок сена, но они смотрят на меня, словно чего-то ждут. И я читаю им любимую молитву: - " Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума... " Слова я понимаю только сердцем. Господи! Какая музыка: возсия мирови свет разума. Я дочитываю молитву и чувствую: лицо у меня мокрое от слез. Выбираюсь из яслей, обнимаю овечек, глажу Красавку и бегу искать звезду. А звезда, спокойная, тихосияющая - передо мной. - Звезда! - объявляю домашним. Все одеваются, выходят встретить звезду.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010