– Эта болезнь не к смерти, но для того, чтобы явилась слава Божия. После этого Христос пошел в Иудею. Когда ученики стали напоминать Ему, что иудеи желают Его убить, Он ответил: – Лазарь, друг наш, умер. Я иду разбудить его и радуюсь за вас, что не было нас там, чтобы вы поверили. Когда Иисус Христос пришел в Вифанию, то Лазарь уже четыре дня лежал в гробу. Вифания расположена рядом с Иерусалимом (около 3 километров). И многие иудеи пришли к семье умершего, чтобы утешить их. Когда Марфа услышала о том, что Христос пришел в Вифанию, то побежала к Нему навстречу и воскликнула: – Господи, если бы Ты был здесь, то не умер бы брат мой, но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог! – Воскреснет брат твой! – ответил ей Господь. – Знаю, что воскреснет в Последний День, – ответила Марфа. – Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? ( Ин. 11, 25–26 ) – спросил Христос. – Я верую, что Ты Мессия, Сын Божий, пришедший в мир, – сказала Марфа. После этого она позвала сестру Марию. Та прибежала ко Господу Иисусу и также выразила сожаление, что Господь не исцелил ее брата. Когда Он увидел ее плачущей, то Сам заплакал. Скорбя внутренне, Христос приходит к гробовой пещере. Там Он приказал отвалить камень от входа в гробницу. Марфа говорит: – Господи, смердит уже, потому что уже четыре дня в гробу! Но Христос ответил: – Разве не сказал Я тебе, что если поверишь, то увидишь славу Божию? Камень отвалили, и Господь, поблагодарив Отца за то, что Он всегда слышит Его, воскликнул: – Лазарь, иди вон! И вышел умерший, связанный погребальными пеленами по рукам и ногам, и лицо его было завязано, но повязки не помешали ему подняться по крутым ступеням. Так сила Бога оказалась могущественнее и смерти, и законов природы. Тогда Иисус Христос повелел развязать Лазаря, чтобы все присутствовавшие убедились в подлинности чуда. Первосвященники, услышав об этом знамении, были в ярости и решили убить и Христа, и Лазаря, чтобы не лишиться власти над людьми. Поэтому после своего воскрешения, как говорит Предание, Лазарь отплыл на Кипр, где прожил еще тридцать лет и был епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Эта стопа довольно хорошо сохранилась; впрочем, пальцев не видно. Кажется, Спаситель слегка прикоснулся к дикому камню, может быть, в то мгновение, когда Он обратил последний взор свой на Иерусалим. Благочестивое предание о вознесении Богочеловека с Елеона не противоречит благовествованию евангелиста Луки 136 , который говорит, что Господь Иисус вывел учеников из Иерусалима до Вифании и, подняв руки свои, благословил их; и когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Ученики были выведены до Вифании, а не в самую Вифанию, стало быть, они остановлены были по ту сторону Елеона, на горном склоне, между Вифаниею и вершиною Елеонскою, ибо древняя Вифания была ближе к сей вершине, а нынешняя спустилась ниже, – к погребальной пещере Лазаря. Там Господь благословил учеников своих и сталь отдаляться; но куда? Очевидно, на самую вершину Елеона, где и коснулся Божественною стопою Своею и оставил след ее в память и утешение верующим во имя Его. Апостолы тотчас пришли на сие место и смотрели на небо во время восхождения Господа. Тогда вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали и пр. и пр. Тогда они возвратились в Иерусалим от горы, нарицаемый Елеон 137 . Из сих слов апостола Луки видно, что они были на Елеоне. Итак, благословение учеников Господом происходило в виду Вифании; по отступлении отсюда Он вознесся с Елеона, но в виду учеников. Стопа Спасителя, по указанию компаса, обращена на север. Итак, Он возносился на небо с лицом, обращенным к северу, к России, и, возносясь, благословлял ее. Россияне! На вас почиет благословение Господне; а вы и не думаете воздвигнуть великолепный храм над стопою благословившего вас Господа. Мусульмане попирают сие св. место и сквернят его, повергая туда пепел из своих трубок. Идите освободить сие место; и пусть ваше благочестие воздвигнет храм Спасителю там, где он некогда стоял и где разорило его нечестие галлов. С Елеонской вершины перешел я на гору Соблазна, так названную от идольских требищ и жертв, приносимых на сей горе еще во время Соломона.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Эти образы церковных праздничных песнопений, осмысляющих священные слова Евангелия, в красках являет праздничная икона. Преобразившийся Иисус Христос в блистающих белых одеждах на фоне сияния вечного света стоит на Фаворской горе. Слева от Него в благоговейном поклоне предстоит славный Божий пророк Илия. Справа — Моисей, в руках у него книга. Более трех тысяч лет назад он принял Откровение от Бога на Синайской горе и написал первые пять книг Ветхого Завета — Закон. Лик вопрошающе обращен к Тому, о Ком пророчествовал и возвещал и с Кем, наконец, встретился. Пророк Илия не видел смерти и живым был взят на небо. Моисей же умер и был погребен, а душа его, как и души всех умерших до пришествия Христа, находилась в аду. Таким образом Иисус Христос показал Себя Владыкой неба и всего мира, в том числе — и ада. Ученики, как описывает евангелист Матфей, услышав голос Бога Отца, пали на лица свои и очень испугались ( Мф.17:6 ). Благословение Господа относится как к апостолам Петру, Иакову и Иоанну, так и ко всем православным христианам, которые в молитве духовно восходят с апостолами на Фавор. Ведь задача христианина — подвигом веры и силою Христовой преобразиться самому и вместить в свою душу это сияние Небесного Царства. Часть 3. Тайна Божией любви 30. Смерть и воскрешение Лазаря Иисус Христос со Своими учениками, находясь вдали от Иерусалима, получил от Своих друзей — сестер Марфы и Марии — печальное известие. Их брат Лазарь очень тяжело заболел, они просили Иисуса Христа прийти к ним и исцелить умирающего. Лазарь и его сестры жили в небольшом селении Вифания, находившемся недалеко от Иерусалима. Господь любил эту дружную семью. Бывая в Иерусалиме, Спаситель с радостью приходил на отдых и ночлег в их дом, часто и со Своими учениками. Много раз Лазарь с Марфой и Марией служили Господу. И вот Иисус Христос захотел, чтобы они еще раз Ему послужили, только иным образом. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился ( Ин.11:4–6 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

Это было в день последнего явления Иисуса Христа Апостолам, пред самым вознесением Его на небо, в 40 день по воскресении ( Деян.1:4 и дал.) Вон (из города), т. е. Иерусалима, где, как видно, Господь провел с учениками последний день, точно так же, как и первый по воскресении Своем, остальное же время проводя часто отчасти в Галилее. (Мих.). До Вифании. Вифания – селение, в котором жил воскрешенный Господом друг Его Лазарь со своими сестрами Марфою и Мариею и которое лежало на восточном склоне горы Елеонской или Масличной (так называвшейся от множества маслин на ней. См. 10:38 ). В настоящее время там, на месте вознесения, воздвигнут храм. Близ селения Вифании с горы и вознесся Господь ( Деян.1:12 ). Евангел. Матфей ничего не написал о вознесении. Лука, как и св. Марк, говорят о нем кратко. Подробнее же описывается оно Лукою в другой его книге, – Деяний Апостольских. Там говорится о нем так: Господь, собрав Апостолов, повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня. Ибо Иоанн крестил водою, а вы чрез несколько дней будете крещены Духом Святым.. Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде (Ангелы) и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом (т. е. для суда над родом человеческим), как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим ( Деян.1:4–12 ). В книге Деяний не сказано, как сказано в Евангелии, что Господь пред Своим вознесением воздвиг (подняв) руце Свои, благослови Апостолов. Поднимать руки, это – действие при благословении и молитве. Так повествуется в книге Левит о благословлении Аарона первосвященника: и подняв руки свои к народу, благословил его ( Лев.9:22 ). Господь благословил Апостолов, как истинный и вечный первосвященник ( Евр.7:25 ). При благословении обыкновенно произносились благожелание и молитва . Таким именно образом благословляли детей своих Исаак и Иаков. Самые слова благословения Господа св. Лука не передает ни в Евангелии, ни в Деяниях, но содержание его видно из тех слов, которые говорил Господь Апостолам пред самым Своим вознесением. По всей вероятности, к сему благословению принадлежат и переданные св. Матфеем слова Христовы: се Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Своим вознесением на небо Господь открыл бывший доселе для всех заключенным, вследствие людских грехов, вход в небесное святилище ( Ин.16:7 ), соединил новою связью небо с землею и даровал возможность богатого и обильнейшего излияния Св. Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Явление ангела, вид к-рого «был, как молния», вызвало у стражи, охранявшей пещеру, сильный испуг, «стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые» (Мф 28. 2-4). Об этом они рассказали иудейским первосвященникам, а те, посовещавшись со старейшинами, дали воинам «довольно денег», чтобы они распространили ложную версию исчезновения тела из гробницы, согласно к-рой ученики Христа выкрали Его тело, чего не заметила спавшая в то время стража (Мф 28. 11-15). Описание самого события Воскресения, т. е. того, как Иисус Христос ожил и оказался вне погребальной пещеры, в канонических новозаветных текстах отсутствует и имеется лишь в апокрифическом «Евангелии Петра». Этого события никто из людей не видел. Даже Пресв. Дева, Которой, согласно церковному Преданию, Воскресший явился первой, видит Христа уже после Его Воскресения. Поэтому событие В. как таковое никогда не изображалось в визант. и древнерус. иконографии. Свидетельство Иисуса Христа и апостолов о Воскресении Прор. Иона во чреве китовом. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. Греч. 129. Л. 157) Прор. Иона во чреве китовом. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. Греч. 129. Л. 157) Имея власть над жизнью и смертью (Ин 11. 25), Христос не только воскрешал умерших (дочь Иаира - Мф 9. 18-19, 23-25; сына вдовы из города Наин - Лк 7. 11-15; Лазаря из селения Вифания - Ин 11. 1 слл.), что предвозвещало Его собственное восстание из мертвых, но и предсказывал Свое Воскресение. Он неоднократно говорил Своим ученикам, «что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет» (Мк 9. 31; ср.: 8. 31; 10. 34). При этом Иисус Христос ссылался на ветхозаветное «знамение Ионы», «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф 12. 39-40). Он говорил также «о храме тела Своего» (Ин 2. 21): «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин 2. 19; ср.: Мф 26. 61). Эти слова не были поняты теми, к кому они были обращены (Ин 2.

http://pravenc.ru/text/155304.html

Вполне допустимо, что многие из приветствовавших Иисуса, когда Он входил в Иерусалим, через несколько дней столь же страстно требовали Его распятия. Как бы то ни было, вражда фарисеев сказалась уже в момент Входа. Мы отметили ее упоминание в Ин. (12:19). В Лк. плач Иисуса над Иерусалимом, непосредственно следующий за Входом, может быть поставлен в связь с попыткою фарисеев помешать приветствию учеников (19:39–40 и слл.). Но враждебны были не только фарисеи. Упоминание первосвященников в Ин. 12возвращает нас, как мы видели, к решению Синедриона убить Иисуса, принятому вслед за воскрешением Лазаря (11:53). В Мф. (21:15–16) отмечается негодование членов Синедриона после очищения храма, но негодуют они не только по поводу очищения храма, но и по поводу кликов «осанна», возглашаемых сыну Давидову. Члены Синедриона упоминаются и в Мк. 11:18 . Они ищут погубить Иисуса, влияние Которого на толпу вызывает их тревогу. Мы вспоминаем назревание конфликта во время галилейского служения Иисуса и Его раннейших посещений иудейской столицы. Для исполнения решения, к которому пришел Синедрион, наступают благоприятные условия. Первые два синоптика, повествуя о событиях Страстной Недели, несколько раз упоминают о пребывании Иисуса в Вифании (ср. Мф. 21:17 , Мк. 11:11–12 ). К Вифании относится и то помазание, которое, по свидетельству Ин., произошло за шесть дней до Пасхи (12:1) еще до Входа, а в Мф. (26:6) и в Мк. (14:3) упомянуто, в связи с рассказом о решении Синедриона и предательстве Иуды. Из Ин. (11:1) нам известно, что Вифания была деревня Марфы и Марии и их брата Лазаря, расположенная стадиях в пятнадцати от Иерусалима (ст. 18). В этой деревне – естественно думать, в этом доме, с которым Иисус был связан узами личной дружбы, – Он и жил в течение Страстной Недели. Об этом прямо говорит краткое указание Лк. (21:37–38): «днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою. И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его». Как известно, Вифания была расположена, на возвышенности, которая оканчивалась против Иерусалима горою Елеонскою. Евангелист Лука употребляет географические термины: Вифания и гора Елеонская, как синонимы (ср. Лк. 24:50 и Деян. 1:12 ). Из приведенного указания Лк. вытекает, что во время Своего последнего пребывания в Иерусалиме Господь только ночью оставался один, точнее говоря, в обществе одних учеников (ср. Мк. 11:11 ). Целыми днями Он был окружен народом. Явившись, как Мессия. Он являл Свою власть в учении. 2. В Иерусалиме перед страстями

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Небольшое селение Вифания, из которого Господь Иисус Христос совершал Свой торжественный вход в Иерусалим, отстоит от Иерусалима всего на полчаса пути, не далее трех с половиною миль. В настоящее время оно называется арабами эль Лазарие. Поклонники с любовью посещают эту благословенную весь вместо прогулки. Путь туда лежит чрез восточные врата Иерусалима, близ коих страдальчески скончался первомученик и архидиакон Стефан; далее, чрез Кедронский поток, по склону св. горы Елеонской, мимо священного сада Гефсиманского, где молился Господь наш до пота кровавого; и еще далее по северному склону горы Соблазна, где царь Соломон построил когда-то идольские капища для своих жен идолопоклонниц и тем соблазнил свой народ; вот селение Силоам, а почти смежно с ним, вправо, видны небольшие остатки селения Вифсфагии, откуда апостолы привели Спасителю осля и жребя для Его торжественно-смиренного царского входа в Иерусалим... По этому пути часто ходил Господь Своими пречистыми стопами и в Вифанию, и чрез Вифанию к Иерихону, по пути в родную Галилею, и обратно; по этому пути ехал Он, кроткий и спасающий царь Сиона, на осляти в Иерусалим, грядый на вольные страдания ради нашего спасения... На полпути укажут вам место, где красовалась покрытая листьями, но безплодная смоковница, которую Господь предал проклятию, чтобы преподать нам урок крепкой веры и предостеречь нас самих от подобной участи: если Он, милосердый, наказал нечувственное дерево за безплодие, то что будет с нами, если Он, праведный Судия, не найдет у нас ничего кроме ничтожных листьев гордости и лицемерия?.. Наконец, путник видит пред собою несколько низких и грязных арабских хижин, которые лепятся на покатости горы Елеонской: это и есть Вифания. Когда-то, во времена Спасителя, все это местечко было роскошным садом; тут прекрасно росли маслины, фиги, виноград, миндаль, гранаты, пальмы и хлеб. Отсюда плоды доставляли в Иерусалим; а особенно много росло тут финиковых пальм, почему и самое селение получило название Вифания, что значит: дом фиников.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В 1950 г. эти фрески были отреставрированы, а пятью годами позже фресками были украшены также и стены храма. Напоминающие колорит пустыни своими коричневыми тонами, фрески на стенах также посвящены сюжетам, связанным с событиями Вербного воскресенья. Реставрацию и перестройку храма осуществил в 1950-х гг. архитектор Антонио Барлуцци, с творениями которого мы уже не раз встречались. Тройная арка над алтарем образует как бы величественный портал, воплощая в пластической архитектурной форме идею Торжественного Входа. В высокой, пристроенной с запада, башне, также основанной на древних фундаментах, трехарочное сквозное окно с белокаменным наличником смотрится как миниатюрный портик второго этажа, «рифмующийся» с таким же белокаменным порталом. Еще выше – большой белокаменный медальон с характерным францисканским пятикрестным знаком – бывшим гербом предводителя крестоносцев Готфрида Бульонского. Третий ярус составляет площадка с зубчатой балюстрадой, придающей башне облик средневекового замка. Соответственно и стены всей западной пристройки, осуществленной Барлуцци, нарочито скошены под углом вверх и «подперты» у основания невысокими контрфорсами. Отсюда начинается католический крестный ход в Пальмовое Воскресение (так называют католики Неделю Ваий) – за неделю до их, католической, Пасхи. Вифания Старое Иерихонское шоссе (новое обходит гору Скопус и Елеон слева), миновав Гефсиманию, идет сначала, медленно поднимаясь вдоль подножия Елеона, на юг, в сторону покрытой зелеными купами пиний горы Соблазна, потом, с перекрестка Рас аль-Амуд, поворачивает на юг, огибает Елеонскую гору и достигает, наконец, лежащего на южном ее склоне арабского селения аль-Азария («Лазария»). Селение сформировалось здесь в христианское уже время, с IV в., вокруг гробницы праведного Лазаря. Древняя Вифания лежала выше по склону, непосредственно соседствуя с Виффагией, откуда совершил Господь Свой торжественный Вход в Иерусалим. Вифания (в переводе, по одной версии, «дом фиников», по другой – «дом Анании») занимает в Евангелии совершенно особое место. Каждый раз, когда Иисус по Иерихонской дороге шел с учениками в Иерусалим, их путь проходил через это селение. Здесь жил Его друг Лазарь со своими сестрами Марфой и Марией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

– Наконец, путник видит пред собой несколько низких и грязных арабских хижин, которые лепятся на покатости горы Елеонской: это и есть Вифания. Когда-то, во времена Спасителя, все это местечко было роскошным садом; тут прекрасно росли маслины, фиги, виноград, миндаль, гранаты, пальмы и хлеб. Отсюда плоды доставляли в Иерусалим; а особенно много росло тут финиковых пальм, почему и самое селение получило название Вифания, что значит: дом фиников. Но теперь долины и горы, по которым были раскинуты дома и сады древней Вифании, опустели; едва приметно кое-где приютились тощие деревца, а пальм и вовсе не видно... Таков вид теперешней Вифании. Но сколько сладостных для верующего сердца воспоминаний возбуждает одно это дорогое имя – Вифания! Нигде, кажется, Господь наш Иисус Христос не проводил более спокойных часов, нигде столько не отдыхал Он Своей святой душой после великих Своих трудов, как в этой Вифании, в доме праведного друга Своего Лазаря. Здесь всегда встречали Его с великой радостью; этот тихий, благословенный дом всегда был открыт для успокоения Того, Кто в земной жизни Своей не имел где главы приклоните... За то и любил Господь это счастливое Его любовью семейство, любил Он друга Своего Лазаря и двух праведных сестер Его – радушную, трудолюбивую, гостеприимную Марфу и тихую, молчаливую, глубоко Ему преданную Марию. У них Он обычно останавливался, когда приходил в Иерусалим на праздники; в их доме проводил Он и последние пред Своими страданиями ночи, удаляясь сюда из шумного Иерусалима... А за несколько дней до Своих страданий в этом доме приготовили Ему вечерю – угощение, и Марфа, по обычаю, служила Ему, а Лазарь был один из возлежавших с Ним. Мария же взяла фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Божественного Учителя и отерла волосами своими, желая тем излить чувство своей сердечной благодарности пред Воскресителем ее брата – мертвеца четверо дневного! Какие трогательные воспоминания! – Но вот другой дом – дом Симона прокаженного. И в этом доме Господь был однажды дорогим гостем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Фавор. Преображение. Схождение с горы. Исцеление бесноватого отрока, 2-е предсказанье о страданиях. Капернаум. Чудесная уплата подати. О том, что Царствие небесное принадлежит детям. О соблазнах. О прощении грехов. Отхождение в Иерусалим (на праздник Кущей), сначала братьев Иисуса Христа, потом Его самого. Самария. Отказ самарян в гостеприимстве. Ответы последователям. ж) Путь в Иерусалим и пребывание в окрестностях его на праздниках На пути в Иерусалим. Послание 70 апостолов. Толки народа. Беседы Иисуса Христа в храме. Злоба фарисеев. Совет Никодима. Отхождение на Масличную гору. Возвращение в храм. Прощение жены, взятой в прелюбодеянии. Проповедь в храме. Ярость иудеев. Удаление Иисуса Христа. Возвращение 70 апостолов. Притча о самарянине. Вифания 1-й раз. Угощение Марфой и Марией. Неизв. место. Иерусалим. Образец молитвы и свидетельство о силе ее. Беседа в последний день праздника Кущей. Исцеление слепорожденного и новые беседы, преимущественно в притчах. Исцеление скорченной. Праздник обновления. Исцеление водяной болезни в доме начальника фарисеев. Беседы о смирении, о званных на вечерю, о самоотвержении. Притчи об овце и драхме, о блудном сыне, о богатом и Лазаре. Между Самарией и Галилеей. Исцеление 10 прокаженных. Пророчества о царствии Божием и о 2-м пришествии (в 1-й раз). Притчи о неправедном судии, о мытаре и фарисее. Намерение идти в Иудею по случаю смерти Лазаря. Путь за Иорданом. Учение о разводе. Благословение детей. Указание юноше пути в Царствие небесное. Притча о работниках в винограднике, получивших равную плату. Вифания 2-й раз. Воскрешение Лазаря. Ефрем. Во время пребывания Иисуса Христа в Ефреме распоряжаются члены синедриона об открытии убежища Иисусова. Иерихон. Предсказание о страданиях (3-е) и просьба сынов Зеведеевых. Дела милосердия в Иерихоне. Притча о минах, розданных господином. Вифания 3-й раз. Вечеря в доме Симона прокаженного. з) Последние дни земной жизни Иисуса Христа в Иерусалиме После входа в Иерусалим Господь проводил время частью в Иерусалиме, частью в ближайших к нему селениях, особенно в Вифании. Поэтому изобразить пути Иисуса Христа в это время на карте невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010