Синаксарь в Лазареву субботу Стихи: Ты плачешь, Иисусе, — это от человеческой природы, А друга воскрешаешь — Божественной (Твоею) силой. В этот день мы празднуем воскрешение святого праведного Лазаря Четверодневного, друга Христова. Он был по рождению иудей, по вероисповеданию — фарисей, сын фарисея Симона, как где-то говорится, родом из Вифании. Когда же Господь наш Иисус Христос совершал Свой земной путь ради спасения человеческого рода, Лазарь стал Его другом таким образом. Поскольку Христос часто беседовал с Симоном, ибо и тот чаял воскресения мертвых, и много раз приходил в их дом, то Лазарь вместе с двумя своими сестрами, Марфой и Марией, полюбился Ему как родной. Приближались спасительные Страсти Христовы, когда уже подобало тайне воскресения открыться с достоверностью. Иисус пребывал за Иорданом, прежде воскресив из мертвых дочь Иаира и сына вдовы (наинской). Друг же Его Лазарь, тяжело заболев, умер. Иисус, хотя и не был там, говорит ученикам: Лазарь, друг наш, уснул, а через некоторое время снова сказал: Лазарь умер (Ин. 11: 11, 14). Позванный сестрами его, Иисус, оставив Иордан, пришел в Вифанию. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати (Ин. 11, 18). И встретили Его сестры Лазаря, говоря: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат наш. Но и теперь, если Тебе угодно, Ты воздвигнешь его, ибо (все) можешь» (ср.: Ин. 11, 21—22). Иисус спросил иудеев: где вы положили его? (Ин. 11, 34). Тогда все пошли ко гробу. Когда же хотели отвалить камень, Марфа говорит: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе (Ин. 11, 39). Иисус, помолившись и прослезившись над лежащим, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон (Ин. 11, 43). И тотчас вышел умерший, его развязали, и он пошел домой. Это неслыханное чудо возбудило у иудеев зависть, и они решили убить Иисуса; но Тот снова, уклонившись от них, ушел. Первосвященники же задумали убить и Лазаря, так как многие, видя его, уверовали во Христа. Но Лазарь, узнав об их замысле, удалился на остров Кипр и жил там, а впоследствии апостолами был поставлен епископом города Китий ; пожив свято и богоугодно, он через тридцать лет после того, как ожил, снова умер и был погребен на Кипре, совершив (при этом) многие чудеса. Предание говорит, что после воскрешения он хранил строгое воздержание и что (епископский) омофор подарила ему Пречистая Матерь Божия, сделав Своими руками. Император Лев Мудрый после одного божественного видения перенес честные и святые мощи Лазаря с Кипра в Константинополь, в созданный царем храм во имя этого святого, с почестями положив их в драгоценной раке справа от входа, напротив святого алтаря. И теперь еще честные его мощи пребывают там, источая какое-то неизъяснимое благоухание.

http://pravoslavie.ru/2221.html

сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне В селение, которое прямо пред вами (в весь, яже прямо вама). Это селение было, по всей вероятности, Вифания, где жил друг Господа, Лазарь (см. 1 ст.). Найдете ослицу (обрящета осля) привязанную и молодого осла (жребя) с нею. На востоке, где жил Господь, осел, мул и верблюд были, как продолжается и теперь, самыми употребительными животными в хозяйстве и в путешествиях: так как там было мало коней, и они употреблялись почти только для войны. Таким образом, царю или вождю сесть на коня было знаком войны, а на мула или осла знаком мира, и в мирное время цари и вожди ездили на мулах и ослах (8 Цар. 1:33). Таким образом, и вшествие Спасителя в Иерусалим на осле было знаком мира, как предсказано пророком: Царь твой грядет тебе кроток (чит. ниже объясн. ст. 5. Зах. 9,9 . Мих.). С другой стороны скромное, не так, как обыкновенно шествовали цари, на колеснице, в царских украшениях, окруженные воинами, шествие Господа указывало, что царство Его не от мира сего, и в сем шествии не заключалось ничего противного Римскому владычеству в Иудеи, и потому-то оно и осталось не замеченным у Римских властителей. 3. и аще вама кто речетъ что, речета, к гдь требетъ: же послетъ . и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их Это обстоятельство прямо свидетельствовало о Божестве Господа: тут апостолы могли видеть и Его всеведение, и Его всемогущество. Св. Златоуст так рассуждает по сему поводу: «что заставило сих бедных людей, быть может, земледельцев, без всякого противоречия, отдать свою собственность? И что я говорю: без противоречия? Нет, даже и не спрашивая, или, и спросив, но услышав, что Господь требует, замолчать и уступить? То и другое равно удивительно, тем более, что они не видели Его самого, а только учеников. Сим И. Христос дает разуметь и то, что Он мог воспрепятствовать жестоковыйным Иудеям, когда они пришли схватить Его, и сделать их безгласными, но только не хотел сего. С другой стороны. Он поучает сим учеником и всякого без противоречия жертвовать всем, чего бы Господь ни потребовал, даже душою своею».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Сказал Он это, и говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Сказали Ему ученики: Господи, если уснул, будет спасен. Но сказал Иисус о смерти его, а они подумали, что говорит Он о простом сне ( Ин.11:11–13 ). Говоря это, Спаситель имел намерение уверить их, показать им, что Он может всех умерших восставить от смерти, подобно тому, как кто-либо пробуждает спящего человека. Тогда и сказал им Иисус прямо: Лазарь умер. И Я радуюсь за вас, что Я не был там, дабы вы уверовали. Но идем к нему. Тогда Фома, называемый Близнец, сказал другим ученикам: Идем и мы, чтобы умереть с Ним ( Ин.11:14–16 ). Ученики только что напоминали Спасителю, что Его хотели побить камнями. Как повествует евангелист Марк, по дороге в Иерусалим они ужасались: вероятно, не только от неизвестности своего будущего, но и от того, что ожидали гонений, скорбей, а может быть, и смерти от рук иудеев. Потому Фома, исполнившись решимости, и сказал: Идем и мы, чтобы умереть с Ним. Фома как будто бы проявил послушание Спасителю и был готов даже умереть за Господа Иисуса Христа, но, как показали дальнейшие события, малодушие проявили все ученики. Придя, Иисус нашел, что он уже четыре дня в гробнице. Была же Вифания близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати ( Ин.11:17–18 ). Это, конечно, говорится для тех, кто не знает расположения городов и местностей в Святой Земле, ведь Евангелие от Иоанна было написано уже после разрушения Иерусалима, и предназначалось более для христиан из язычников, которые нуждались в таком объяснении. Как Иисус «нашел», что Лазарь уже четыре дня в гробнице? Видимо, Он встретил каких-то людей и расспросил их, или они сами рассказали Ему об этом. И многие из иудеев пришли к Марфе и Марии утешить их в горе о брате. Марфа, когда услышала, что Иисус идет, вышла к Нему навстречу ( Ин.11:19–20 ). Как она услышала? Вероятно, те, кто встретил Господа, пришли и сказали об этом Марфе. Она, как нам известно, была старше Марии, и поэтому сообщили прежде всего ей. Отец тогда, наверное, был крайне удручен горем, Мария же, о чем мы знаем из евангельского повествования, имела склонность к созерцанию, к молитве и потому, как часто бывает с такими людьми, переживала больше, чем ее сестра. А Марфа, будучи человеком хозяйственным – в чем мы могли убедиться, читая Евангелие от Луки, – видимо, заботилась о всех тех вещах, которыми обычно сопровождаются похороны. И поэтому ее знакомые сочли нужным сказать именно ей – той, которая взяла на себя все внешние заботы и до какой-то степени владела собой во время этого страшного для всей семьи горя.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Слава, глас 8: Представ гробнице Лазаря, Спаситель наш,/и позвав мертвого, Ты как от сна воскресил его:/сбросил он с себя тление духом нетления,/и вышел по Твоему слову, погребальными перевязями связанный./Все Ты можешь, все Тебе служит, Человеколюбец,/все подчинено Тебе./Спаситель наш, слава Тебе! И ныне, глас тот же: Завершив душеполезную Четыредесятницу, воззовем:/«Радуйся, град Вифания, отечество Лазаря!/Радуйтесь, Марфа и Мария, сестры его!/Завтра Христос приходит,/чтобы оживить Своим словом умершего брата вашего./Услышав глас Его, жестокий и ненасытный ад,/в страхе затрепетав и сильно восстенав,/отпустит Лазаря, погребальными перевязями стянутого./Пораженный Его чудом, еврейский народ,/с побегами пальм и ветвями встретит Его,/и явятся дети, восхваляющие/ Того, Кому завидуют отцы./Благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Вход с Евангелием. «Свет отрадный:» Прокимен, глас 6 Помощь наша в имени Господа,/Сотворившего небо и землю. Стих: Если бы не был Господь среди нас, пусть же скажет Израиль. Пс 123:8, 1 1. Бытия чтение Прекратил Иаков давать указания сыновьям своим и, подняв ноги свои на постель, (Иаков) умер и приложился к народу своему. И Иосиф, пав на лицо отца своего, заплакал горько о нем, и целовал его. И приказал Иосиф рабам своим – бальзамировщикам, набальзамировать отца своего; и набальзамировали бальзамировщики Израиля. И исполнилось ему сорок дней, ибо так исчисляются дни погребения. И оплакивал его Египет семьдесят дней. Когда же прошли дни скорби, сказал Иосиф вельможам фараоновым, говоря: «Если я обрел благоволение пред вами, скажите обо мне в уши фараону, говоря: «Отец мой заклял меня прежде кончины своей, сказав: В гробнице моей, которую я выкопал себе в земле Ханаанской, там меня похоронишь. И вот, ныне, отправившись, похороню я отца моего и возвращусь». Итак, сообщили фараону по сказанному Иосифом. И сказал фараон Иосифу: «Отправься, похорони отца твоего, как он заклял тебя». И отправился Иосиф погребать отца своего. И отправились вместе с ним все рабы фараоновы, и старейшины дома его, и все старейшины земли Египетской, и все поселившиеся при Иосифе, и братья его, и весь отеческий дом его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

[«Совершивши полезную для души Четыредесятницу, воззовём: „Радуйся, город Вифания, отечество Лазаря; радуйтесь Марфа и Мария, сёстры его, заутра придёт Христос словом оживить умершего брата вашего“. Услышав его голос, жестокий и ненасытный ад вострепещет от страха, и весьма восстенав, отпустит Лазаря, связанного тесьмами. Народ еврейский, удивлённый сим чудом, встретит Его с ваиями и ветвями, и явятся дети восхваляющие Того, которому завидуют отцы. Благословен приходящий во имя Господне, Царь Израилев».] Прокимен, глас 6, пс. 123 Помощь наша во имя Господа, сотворшаго небо и землю. [«Помощь наша о имени Господа, сотворившего небо и землю».] Стих: Яко аще не Господь бы был в нас, да речет убо Израиль. [«Если бы Господь не был в нас, да скажет Израиль».] Чтение из книги Бытия (49, 33–50, 1–26) рассказывает о смерти и погребении Иакова, о жизни Иосифа и братьев его в Египте после смерти Иакова, о смерти Иосифа и завещании перенести кости его в землю обетованную. Прокимен, глас 4, пс. 124 Надеющиися на Господа, яко гора Сион не подвижится во век. [«Надеющиеся на Господа, как гора Сион, не подвижутся вовек».] Стих: Яко не оставит Господь, жезла грешных на жребий праведных. [«Не оставит Господь жезла грешных над уделом праведных».] Чтение из книги Притчей (31, 8–32) представляет изображение доброй жены. «Сын, открывай уста твои для слова Божия, и обо всём суди здраво. Открывай уста твои и суди правильно, рассуди бедного и немощного. Кто найдёт добрую жену? Таковая дороже многоценных камней. Смело полагается на неё сердце мужа её, она не лишится доброй добычи. Ибо всю жизнь трудится для блага мужа своего. Смотавши шерсть и лён, своими руками делает нужное. Она, как корабль, торгующий вдали, собирает себе богатство. Встаёт ночью и раздаёт пищу дому и работу служанкам. Осмотрев поле, покупает его и от плодов рук своих насаждает виноградную лозу. Крепко подпоясавши чресла свои, укрепляет мышцы на работу. И поняла она, что хорошо работать, и всю ночь не погасает светильник у неё.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

То, что каждение это, требующее немало времени, полагается проводить всё до начала самой службы и в присутствии всех собравшихся к ней, которые пред ним приглашаются встать, равно как обстоятельность, с какою описывается это каждение в Типиконе, всё это делает из каждения как бы особую службу, предшествующую всенощному бдению и подготовляющую к нему, подобно тому, как подготовляет к нему и благовест. Подготовление там и здесь различного рода, но от этого оно тем всестороннее. Благовест подготовляет верующих к службе звуками — музыкой. Каждение приготовляет нас к службе “вонею благоухания». Духовному, “умному» богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на наше настроение. С этой целью устав, например, пред бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями» (Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 2. Киев, 1913. С. 50—51).    Ин. 11:11—44: «говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним. Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Тогда Господь отстраняя всякое прекословие учеников и желая подчеркнуть безусловную необходимость идти в Иудею, сказал им прямо: «Лазарь умер.» При этом Иисус добавил, что радуется за них, Апостолов, что Его не было в Вифании, когда Лазарь был болен, так как простое исцеление его от болезни не могло бы укрепить веру их в Него так, как предстоящее теперь великое чудо воскрешения его из мертвых. Решительно прекращая разговор, вызванный опасениями учеников, Господь говорит: «но пойдем к нему.» Хотя нерешительность и была побеждена, но опасения учеников не рассеялись, и один из них Фома, называемый Дидим, что значит Близнец, выразил эти опасения весьма трогательным образом: «Пойдем и мы, умрем с ним,» т.е., если уж нельзя отвратить Его от этого путешествия, то неужели мы оставим Его? Пойдем и мы на смерть с Ним. Когда они приблизились к Вифании, оказалось, что Лазарь уже четыре дня, как находится во гробе. «Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати,» т.е. около двух с половиной верст, в получасу хода, сказано для того, чтобы объяснить, каким образом в доме Марфы и Марии в немноголюдном селении оказалось много народа. Марфа, как отличавшаяся большей живостью характера, услышав о приходе Господа, поспешила ему навстречу, не сказав даже об этом сестре своей Марии, которая «сидела дома» в великой горести, принимая утешения пришедших утешать. Со скорбью, говорит она, не упрекая Господа, а только выражая сожаление, что так случилось: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.» Вера в Господа поселяет в ней уверенность, что и теперь не все потеряно, что может совершиться чудо, хотя прямо этого она и не высказывает, но говорит: «Знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.» На это Господь прямо говорит ей: «воскреснет брат твой.» Как бы проверяя себя, не ошибается ли она и желая побудить Господа уточнить эти слова, дать ей ясно понять, о каком воскресении говорит Господь, и чуде ли, которое Он намерен сейчас совершить, или только об общем воскресении мертвых при кончине мира, Марфа говорит: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день,» Марфа высказала веру в то, что Бог исполнит всякую просьбу Иисуса: следовательно, у нее не было веры в Самого Иисуса, как всемогущего Сына Божия. Поэтому Господь возводит ее к этой вере, сосредотачивает ее веру на Своем лице, говоря: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек.» Смысл этих слов тот: во Мне источник оживотвония и вечной жизни: следовательно, Я могу, если захочу, воскресить твоего брата и теперь, прежде общего воскресения. «Веришь ли этому?» спрашивает затем Господь Марфу, и получает утвердительный ответ, что она верует в Него, как в пришедшего в мир Мессию-Христа.

http://sedmitza.ru/lib/text/430493/

...Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог . Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет ( Ин. 11, 21–25 ). Потом Марфа послала за Марией, и соседи, которые были с ней в доме, видя, что она поспешно встала и вышла, пошли за нею. «Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился». Именно от этих слез, тысячелетних слез о неизбежном уходе родных и близких – возмутился духом Спаситель. Начинается восстание против смерти. Окончательная победа придет с Воскресением Христовым в Пасхальную ночь. Но начался бунт здесь, в Вифании, – бунт против целого мира, подверженного закону греха и тлена. Христос велит отвести Его к гробнице Лазаря – это была, как сказано в Евангелии, обычная древнееврейская гробница-пещера, «и камень лежал на ней» – и просит отодвинуть камень. И, помолившись, приказывает, почти кричит: – Лазарь, гряди вон! И встал мертвец. Весь, по иудейскому обычаю, спеленутый и связанный, с гробным покровом на голове. И Господь сказал: «Развяжите его, пусть ходит». С первых веков христианства Вифания привлекала внимание верующих. Гроб Лазаря уже в IV столетии был отмечен храмом. Его фундаменты, в том числе алтарную абсиду, нашли при раскопках в 1881 г. под мечетью, которую арабы называют Аль-Узейр (еще один искаженный вариант имени Лазарь). Современный вход в пещеру – по узкой, изогнутой лестнице в 24 ступени – не является первоначальным. Когда была выстроена в XVI в. мечеть, первоначальный вход – из атриума древней церкви, находившейся в нескольких метрах ниже по склону, – был перекрыт мусульманами. Господь подходил к гробнице именно с той стороны, с востока. Мы теперь спускаемся с северной стороны, через дверь и лестницу, высеченную в скале с разрешения турок францисканцами в 1613 г. Не круглый отвальный камень, как можно было бы ожидать, а горизонтальная плита, как и сказано в Евангелии, накрывает вход в гробницу. Под нею, спустившись на три ступени, согнувшись, почти на корточках, проникают паломники непосредственно в погребальную камеру. В ней с трех сторон – углубления в стене, так называемые «локулы», куда помещались тела усопших, или оссуарии (костницы).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Ходя по земле Палестины, Иисус Христос со Своими учениками пришел в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой (см. Лк.10:38 ). Упоминаемое в Евангелии селение – Вифания, где и жили верные друзья Господа – Лазарь с сестрами Марфой и Марией. Хозяйством дома руководила заботливая и энергичная Марфа. Ее сестра Мария была человек иного склада: тихая, вдумчивая и чувствительная натура. Мария села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне (см. Лк. 10, 39-40 ). Марфа с радостью приняла в дом Иисуса и начала суетиться с приготовлением угощения. Гостей много, соответственно, и работы много. Хочется все сделать повкуснее и получше. К тому же и самой хотелось послушать любимого Учителя, ведь сердце всегда с глубокой радостью отзывалось на Его слова. Одной трудно управиться, и Марфа с дружеским упреком обратилась ко Христу: для Него же и Его учеников старается, ведь они устали, им надо отдохнуть и подкрепиться. Но вместо сочувствия услышала в ответ упрек в таком же дружеском тоне: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее ( Лк.10:41-42 ). Смысл Христовых слов в том, что усердие Марфы, само по себе похвальное, направлено, однако, на заботы временные, сиюминутные. И не так уж существенно важно для Христа, какого качества будет еда. Тем более, что завтра снова надо будет принимать пищу. Еда только на время утоляет голод и насыщает человека, Мария же выбрала более важное дело: слушание слов Спасителя, то есть духовную пищу. А Его учение утоляет духовный голод человека и дает вечные ценности, которые никто и ничто отнять у человека не может. Дело Марфы принесет лишь временную пользу. То же, что делает Мария, принесет ей пользу духовную и вечную. При значимости и важности забот о телесных потребностях труды духовные намного важнее.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Что такое раба ? С одной стороны, слово раб происходит от слова работать . С другой стороны, раб означает и то, что этот человек кому-то принадлежит. И вот когда человек готов отдать всю свою жизнь Христу, ему принадлежать, для Него жить, для Него трудиться, когда он скажет: «Я – раб Твой», то Бог ответит: «Ты не раб, ты – Мой сын!» Потому что когда мы готовы отдать себя Богу, Он готов принять нас как Своих детей. Так начинается преображение самого человека и жизни вокруг него. В нем открывается новый мир, освещенный и согретый солнцем Христовой Любви. В нем зачинается бессмертие, которое во всей полноте раскроется потом, в том мире, в вечности. И это великая радость для нас, что в нашей жизни восходит солнце Христовой Любви, что мы живем вечностью, что мы Богом любимы! 1997 год 63. «Лазарь! иди вон» Недалеко от Иерусалима в небольшом селении Вифания жили верные друзья Иисуса Христа – Лазарь с сестрами Марфой и Марией. Спаситель со Своими учениками был в Перее за Иорданом, когда получил известие от Своих друзей из Вифании. Сестры Марфа и Мария послали людей передать: Господи! вот, кого Ты любишь, болен ( Ин.11:3 ). Богочеловек по Своему всеведению знал о тяжелой болезни Лазаря. Он любил эту дружную семью и верил им. Они часто оказывали Ему гостеприимство, принимая к себе в дом на отдых вместе с учениками. Бывая в Иерусалиме, Иисус Христос с последователями часто ночевал в их доме, ведь от города до Вифании было около получаса ходьбы. Много раз Лазарь с Марфой и Марией служили Господу. И вот Божественный Учитель захотел, чтобы они еще раз для Него послужили, только не совсем обычным образом. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился ( Ин.11:4-6 ). Христос знал, что болезнь была смертельна, в результате ее земная жизнь Лазаря оборвалась. Из-за жаркого климата евреи хоронили умерших в день смерти. Гробами служили иногда естественные, а чаще всего искусственные пещеры в скалах. Вход в пещеру заваливался камнем, обычно круглым, в форме диска.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010