10, 21). На этом Евангелист Иоанн оканчивает повествование свое о пребывании Иисуса в Иерусалиме на празднике кущей. 48. См. мою брошюру «Три заповеди». ГЛАВА 26. Иисус в доме Марфы. Возвращение семидесяти учеников. Притча о ближнем. Учение о неотступности в молитве Объявив Себя всенародно Сыном Божиим, прежде Авраама бывшим, Иисус окончательно восстановил против Себя руководителей еврейского народа. Руководители эти не признали в Нем Мессию, объявили Его лжепророком и богохульником, а по закону Моисея (Втор. 13, 1—5), лжепророка надлежало предать смерти. Не уклоняясь от предстоявшей Ему смерти, отдавая жизнь Свою добровольно и имея власть вновь принять ее, Христос нашел, однако, что время для этого еще не наступило, и потому удалился из Иерусалима, но не тайно, а в сопровождении Апостолов и других учеников. Иисус в Вифании В продолжение пути, как говорит Евангелист Лука, пришел Он в одно селение (Лк. 10, 38). Из последующих повествований известно, что это была Вифания, селение, расположенное недалеко от Иерусалима, на одном из склонов горы Елеонской; там жил Лазарь, которого Иисус называл Своим другом (Ин. 11, 11), и сестры его, Марфа и Мария. Евангелист Лука ничего не говорит о Лазаре, быть может, отсутствовавшем в это посещение Иисусом его дома. Наставление суетившейся Марфе о том, что нужно человеку Приняв Иисуса с учениками, старшая сестра Марфа стала суетиться с приготовлением угощения для гостей, а Мария села у ног Иисуса и слушала Его. Сознавая, что одной трудно услужить всем гостям, Марфа обращается к Иисусу как бы с упреком, обнаружившим, однако, дружеские отношения Его к этой семье: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне (Лк. 10, 40). Не с укором, а с чувством глубокого сожаления ответил Христос на такую просьбу озабоченной Марфе: « Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом (Лк. 10, 41), и считаешь это многое необходимым; но ты ошибаешься: твоя забота, твое усердие направлены к тому, без чего можно обойтись и что составляет лишь житейскую, скоропреходящую суету.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

10-я ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ Иисус Христос в Вифании в доме Марфы и Марии ( Лк. 10:38–42 ) Евсевий, архиеп. Могилевский. Беседы на воскресные и праздничные Евангелия Когда проходил Иисус Христос по разным странам и селениям Иудеи, сопутствуемый Своими учениками и проповедуя Евангелие Царствия, однажды «пришел Он в некое селение». Это селение была Вифания ( Ин. 11:1 ), лежащая недалеко от Иерусалима, за горою Елеонского. Жена же некая именем Марфа прият Его в дом свой. Женщина именем Марфа приняла Господа Иисуса в дом свой, или как владетельница дома, или как старшая в семействе, или как принявшая на себя попечение о доме и об исполнении обязанности странноприимства. Марфа приняла Господа в дом свой как великого Странника; ибо Иисус Христос, путешествуя с евангельскою проповедью по разным странам, не имел где главу приклонить ( Мф. 8:20 ), получая содержание для Себя и учеников Своих от усердия благотворителей ( Лк. 8:3 ; Ин. 12:6 ). И в настоящем случае Марфа приняла Господа, надобно полагать, вместе с Его учениками; это можно видеть из того, что Господь обыкновенно ходил вместе со Своими учениками, и из того, что принятие или угощение Его стоило Марфе больших забот. Не упоминается об учениках Господа, как и во многих других местах, конечно, потому, что Он был главный Гость и Глава странствующего общества. Но Марфа приняла Иисуса Христа не как простого странника; она, как показывает евангельская история, веровала в Господа и питала к Нему благоговейную любовь. И сестра ей бе нарицаемая Мария, яже и седши при ногу Иисусову, слышаше слово Его (ст. 39). «У Марфы была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его». У Марфы был и брат, по имени Лазарь ( Ин. 11:2 ), о котором здесь не упоминается, вероятно, по той же или подобной причине, по которой не говорится и об учениках Господа, вместе с Ним вошедших в дом Марфы: повествование говорит о делах Марфы и Марии, потому о них только и упоминается; а Лазарь, можно полагать, был в числе слушающих Господа вместе с Его учениками, или не было его дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. 12 . Местом вознесения нашего Господа была гора Елеонская, с которой по вознесении Господнем и возвратились апостолы в Иерусалим (1, 12). Тот же святой писатель в своем Евангелии говорит, что Господь вывел апостолов вон из города Иерусалима до Вифании, близ которой и вознесся в глазах их на небо ( Лк. 24, 50–51 ). Вифания лежала на восточном склоне горы Елеонской, на расстоянии 15 стадий от города Иерусалима 5 . Так как евангелист Лука не говорит определенно, как близко к Вифании совершилось вознесение Господне, а равно и в объясняемом нами месте субботним путем 6 он измеряет расстояние от Иерусалима, вероятно, не места вознесения Господня на горе Елеонской, а самой этой горы, причем неизвестно, с какого пункта горы он ведет свой счет, то очевидно, что разногласия между теми и другими топографическими указаниями нет. Из того и другого указания можно видеть, что вознесение Господа последовало на горе Елеонской, по дороге к Вифании и, вероятно, вблизи ее. 13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. 14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его. 13–14. Последуем теперь за апостолами в Иерусалим, куда они с горы Елеонской, с которой произошло вознесение нашего Господа, чрез какие-нибудь полчаса после того прибыли. Пред нашим взором очень небольшое время – десять дней – и столь же незначительное по числу лиц общество – не свыше 120 душ. Кроме известных нам, теперь пока одиннадцати, апостолов, здесь находятся некоторые благочестивые и верующие жены, которые во время жизни Иисуса Христа всегда следовали за Ним, с открытым сердцем слушая Его слово и служа Ему имением своим (см., напр., Лк. 8, 1–3 ). А здесь (ст. 14) между ними названа по имени только Богоматерь Мария, Которая здесь в последний раз упоминается в новозаветных Священных книгах и – только упоминается. Благословенная в женах, Она едва превознесена пред прочими верующими женами прямым упоминанием Ее имени. Но несомненно, что не только Иоанн, которому она была поручена Господом со креста ( Ин. 19, 25–27 ), но и прочие апостолы и все верующие, сознавшие теперь все Божественное величие своего Учителя и Господа и, однако же, лишенные чувственно-телесного лицезрения Его, тем с большею честию, любовию и нежностию окружают теперь Его глубоко смиренную Матерь, Которая и Сама по Себе была верх добродетелей тварных существ.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

26. Ин. 1:26 . Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Ин. 1:33 ; Мф. 3:11 ; Мал. 3:1, 4:1 27. Ин. 1:27 . Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Ин. 1:15, 30 . Иоанн сказал им и пр.: смысл ответа Иоаннова тот, что его крещение есть только предварительное крещение, приготовительное к тому крещению, какое будет совершать пришедший уже Мессия, к крещению Духом Святым и огнём ( Мф. 3 и прим. и парал.). Посланные, как видно, не поняли предшествующего ответа Иоаннова о себе как предтече (ст. 23), может быть, потому, что книжники указанного места из пророка Исаии не считали относящимся к Мессии и Его предтече, а потому и спросили – почему же он крестит, если он не Мессия, не предтеча Его в их смысле. Иоанн теперь яснее открывает им о себе как предтече (хотя не в их смысле) уже пришедшего Мессии и в этом указывает своё право и обязанность крестить, хотя это крещение есть только ещё предварительное. Теперь посланные могли яснее понять – кто такой Иоанн; не говорит же яснее о себе и Христе, оставляя место их вере, ибо вера, прежде всего, нужна, чтобы прийти к Мессии и вступить в Его начинавшее устрояться царство. – Я крещу в воде: см. прим. к Мф. 3 и парал. – Стоит среди вас: выражение, означающее не то, что в настоящую минуту Он стоит – находится между вами, но вообще – явился уже, пришёл к народу Своему, живёт между ними. – Которого вы не знаете: выражение указывает на вопрос посланных – что же ты крестишь, если ты не Христос; эта форма вопроса предполагает, что они не знают ещё явившегося среди них Мессию – Иисуса из Назарета. Если и узнан и принят Он был при крещении, то лишь некоторыми; вообще же иудеи ещё не знали Его. Он-то Идущий и пр.: см. прим. к ст. 15. – Я недостоин и пр. см. прим. к Мк. 1:7 , и парал. 28. Ин. 1:28 . Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн. Ин. 10:40 Это происходило: т. е. этот разговор Иоанна с посланными к нему от Иерусалимского Синедриона. – В Вифаваре: в весьма многих древних рукописях стоит – в Вифании. Может быть, местечко носило два имени, как это бывало в Палестине, бывает и везде. Во всяком случае, это не та Вифания, которая находилась близ Иерусалима, ибо об этой прямо замечается, что она была при Иордане. Ориген нашёл поселение с названием Вифавара почти прямо против Иерихона на восточном (Перейском или Галаадском) берегу Иордана. Здесь, вероятно, и крестил Иоанн, избрав место близ большого торгового города для удобства желавших креститься и слушать его проповедь о явившемся Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

2 . Но фарисеи тоже спрашивали Спасителя о Царствии Божием, когда оно придет. Он ответил: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:20–21 ). Спаситель не всем говорит: «Царствие Небесное внутри вас есть», так как в грешниках царствует грех, и в нашем сердце без всякой двусмысленности пребывает либо царство греха, либо Царство небесное. И если мы будем внимательно наблюдать за тем, что делаем или говорим или помышляем, то увидим, пребывает ли в нас Царство Божье или царство греха. Проницательный Апостол предостерегает противоречащих, говоря: «Да не царствует грех в смертном вашем теле» ( Рим.6:12 ). 3 . Если кто-то из нас желает Царства Божьего, то оно им и правит; если кого истязает страсть жадности, над тем царствует жадность. В ком царство несправедливости, тот управляется ею; кто подвержен тщеславию, над тем господствует переменчивое мнение толпы. Кто печалится, кто боится, кто любит, кто теряет, над тем господствует соответствующая, овладевшая им страсть. Зная все это и о том, сколь многочисленны эти формы владычества, давайте встанем и будем молиться Богу, чтобы Он удалил от нас царство противника и обрелись бы мы под властью всемогущего Бога, то есть под властью Мудрости, Мира, Справедливости, Истины, которые во всей полноте постигнуты в единородном Сыне Божьем, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет4:11 ). Гомилия 37. Евангелие от Луки 19:29–40. На отрывок, где говорится о том, как ученики отвязали осленка 1. В Евангелии от Луки сказано, что когда Спаситель «приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, то послал двух учеников Своих» отвязать «молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился» ( Лк.19:29–30 ). Мне кажется, что в этом простом повествовании заложен более глубокий смысл. Осленок был привязан. Где? Напротив Виффагии и Вифании. «Вифания» означает «дом послушания», а «Виффагия» – «дом челюстей», то есть место священников, так как им по предписанию закона давались челюсти приносимых в жертву животных (ср. Втор.18:3 ). Таким образом, Спаситель посылает Своих учеников туда, где «послушание», где «место, даваемое священникам», чтобы отвязать «молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

2. Что значит «произошло по замыслу Господа»? Выслушай вкратце. Когда Лазарь естественным образом оставил жизнь, то Господь хотя не присутствовал в Вифании видимым образом, но Божеством присутствовал везде и все Собою наполнял. Поэтому спустя четыре дня, как погребли Лазаря, пришел Иисус в Вифанию, чтобы совершить воскрешение друга. Когда Марфа, сестра Лазаря, услышала, что Господь пришел в Вифанию, она выбежала, поспешила, припала с просьбой, оказывая подобающее почтение. Потому что, припав, говорила Господу: Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего ни попросишь у Бога, даст Тебе Бог ( Ин. 11: 21–22 ). Но Господь, Сам будучи бездной долготерпения, сказал в ответ: «Что ты говоришь, Марфа? Господом называешь Меня и не считаешь за Господа? Разве Я не был здесь? Прояви немного терпения, потому что вскоре ты узнаешь об этом от своего брата. Воскреснет брат твой ( Ин. 11: 23 ). Прощаю тебя, Марфа, потому что ты вне себя от печали». Все равно как если бы Он ей сказал: «Всякий ошибается, будучи в таком состоянии; когда придешь в себя, тогда уразумеешь, ибо воскреснет брат твой». И после этого Марфа, в соответствии с тем, как обычно говорят люди, ответила Господу: Знаю, что воскреснет… в последний день ( Ин. 11: 24 ). На что Господь ответил ей: «Что ты малодушествуешь, Марфа? Что ты удаляешь воскресение на долгое время? С тобой говорит Само Воскресение, а ты рассуждаешь о воскресении. Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет ( Ин. 11: 25 )». 3. В то время, как Господь говорил это, едва не весь город Вифания сбежался туда, куда пришел Господь. Сбежались они не для того, чтобы стать свидетелями чуда, а чтобы посмеяться, потому что они не имели надежды, что воскреснет четверодневный мертвец. А что Господь? Когда Он увидел такое множество сошедшегося народа, и что они достойны и способны свидетельствовать о том, кого Он воскресит, обращаясь к ним, сказал: «Где положили Лазаря?» Неужели не знал место Владыка каждого места? Знал Он место, но сделал так, чтобы все были вынуждены вновь последовать за Иисусом, чтобы, увидев воочию воскресение, стать неложными вестниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

2. Я уже сказал о причине, по которой Он часто уходил и удалялся. И теперь Он живет близ пустыни, в Ефраиме, и там пребывает с учениками Своими (ст.54). Как, думаешь, смущены были ученики, видя, что Он спасается по-человечески? За Ним уже никто не следовал, так как, по случаю приближения праздника, все спешили в Иерусалим. А они, когда все веселились и праздновали, тогда-то именно скрываются, тогда-то находятся в опасности; однако же, не смотря на это, они оставались с (Учителем). Так они скрывались и в Галилее во время пасхи и праздника кущей. Равным образом и после этого, во время праздника, они одни их всех бегали и скрывались вместе с Учителем, и тем показали Ему свое расположение. Поэтому-то Лука и замечает, что (Христос) сказал им: Я пребыл с вами в напастях (Лук.22:28). А это Он сказал, чтобы показать, что они укрепляются Его благодатью. " И многие из всей страны пришли, чтобы очиститься. Первосвященники же и фарисеи дали приказание, дабы взять Его " (ст.55,57). Удивительное очищение – при намерении оскверниться кровью, при мысли о человекоубийстве, при окровавленных руках? " И говорили: как вы думаете? не придет ли Он на праздник " (ст.56)? В пасху злоумышляли, и время праздника делали временем убийства. Здесь, говорят, Ему должно попасть в наши руки, так как теперь время призывает Его сюда. О, нечестие! Когда требовалось особенное благоговение, когда следовало отпустить и тех, которые уличены в величайших преступлениях, тогда они стараются уловить человека, не сделавшего никакой неправды. Впрочем они уже и прежде так поступали. Но не только ничего не достигли, а еще сделались смешными. Он часто впадает в руки их и уходит от них, и когда они замышляют Его умертвить, удерживает их и приводит в недоумение, чтобы обнаружением Своей силы расположить их к сердечному сокрушению и чтобы, когда возьмут Его, они знали, что это произошло не от их собственной силы, но от Его соизволения. Так и теперь они не могли Его взять при всем том, что Вифания была близко, – да когда и взяли, Он поверг их ниц.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

35. Здесь на горе Елеонской жил Мельхиседек. Придя сюда Авраам остриг ему волосы и ногти, дал ему хлеб, ел и был им благословлен. Елеонская гора находится от Св. Гроба на разстоянии одной мили. 36. Оттуда идешь на восток на разстояние одной мили. Там находится Вифания, где Христос воскресил четырехдневного Лазаря. Там храм и в нем мраморная гробница Лазаря. Висят 3 лампады. 37. Там камень, на который сел Христос после своего путешествия и пришла Марфа и сказала: Господи, если бы ты был здесь, брат мой не умер и т.д 2411 . Сюда привели Св. Апостолы осленка и Христос сел на него. Отсюда Он благословил Св. Сион и сказал: Много радуйся, дщерь Сиона; се бо царь грядет к тебе кроткий сидя на молодом осле, сыне подъяремной 2412 . Находится от Св. Гроба на разстоянии 2 миль. 38. На восток дорога к Иордану и в Иерихон. На дороге источник Св. Апостолов и тут направо на горе монастырь великого Εвфимия. Находится от Св. Гроба на разстоянии 15 миль. 39. Тут впереди на дороге монастырь Богородицы и тут же Иерихон. Находится от Иерусалима на разстоянии 20 миль. 40. Там и гора, на которой Христос постился 40 дней, а затем взалкал, так как в нем проявилась человеческая природа, пришел диавол и искушал Его и сказал: если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни претворились в хлебы и т.д. И Христос сказал: иди за мною, сатана 2413 . 41. Там в Иерихоне те горькие воды, которые Елисей обратил в пресные. Там и место, где Иисус Навин увидел ангела и сказал: Наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: Я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. И возьми ковчег и заветы и иди на Иерихон, да падут стены его 2414 . Там и смоковница, на которую влез Закхей, чтобы увидеть Христа, потому что он был мал ростом. И Христос сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме 2415 . 42. Отсюда впереди на восток река Иордан. Она находится от Иерусалима на разстоянии 30 миль. Там монастырь Предтечи. Там Христос был крещен Иоанном Крестителем. Там и пещера, где находился Предтеча. Там гора Ермон, малая гора. Оттуда пророк Илия вознесся на небо и плащ свой дал Елисею. Там и гробница аввы Зосимы, где он нашел преподобную Марию Египетскую и похоронил ее в пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

3:9, 10); и еще: « И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови » ( аще прострете руки ваша ко мне, отвращу лице мое от вас; и аще умножите моление, не услышу: руки бо ваша крове исполнены ) (Ис. 1:15). Что же евангелист? « За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию ». Господь, пришедший в Вифанию, и здесь предстоит. Настоящий дом поистине называется Вифанией, так как Вифания значит «дом мира», а дом мира — настоящий дом Господа, в котором мы, жители его, ежедневно взываем к Домовладыке: « слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! » ( слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение ) (Лк. 2:14). Пришедший в Вифанию и сюда прибывает; прибывает не как не присутствующий, но как сущий, и присутствующий, и идущий. Предвидев это прибытие Господа, пророк говорил: « Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью » ( се с крепостию идет, и мышца его со властию ) (Ис. 40:10). « Вот, Господь Бог грядет с силою ». Истинно это слово: с силою ( крепостию ) Господь идет. С какой крепостью? Как опустошивший ад, как давший Лазарю вкусить воскресения, как наполнивший мир несметными благодеяниями. « Вот, Господь Бог грядет с силою » ( Се Господь с крепостию идет ). Кто сильнее сказавшего: «Лазаре, гряди вон?» Идет не отсутствующий; ты слышал: «выйдем навстречу присутствующему и идущему, (выйдем) не шествием по земле, но очищением души, улучшением нравов». Выйдем навстречу присутствующему с благодарностью; сделаем, что сделала сестра Моисея; воспользуемся голосами более сильными, чем она, так как диавол, даже покрытый морем, тягостнее фараона. Возьмем с любовью знаки победы, не тимпаны ручные, но вайя, финиковые ветви; воскликнем с единоверными братьями то, что мы недавно слышали: « Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! » ( осанна, благословен грядый во имя Господне Царь Израилев ) (Ин. 12:13). Пророк Исаия, предвидя это царское пришествие Господа, говорил: « Вот, Господь Бог грядет с силою », как воскреситель мертвых, и не просто мертвых, но сотлевших, рассеявшихся, (как) воскреситель из гроба четырехдневного Лазаря, о чем ты слышал из слов евангелиста: « За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

6. Петра, гора Аарона Священная история: По местной легенде, источник в долине Вади-Муса (Моисеева долина) близ Петры образовался во время Исхода, когда Моисей ударил жезлом в скалу, и из нее потекла вода (ср.: Чис. 20, 10. 11). Здесь же на соседней горе Ор скончался Аарон: «И снял Моисей с Аарона одежды его, и облек в них Елеазара, сына его; и умер там Аарон на вершине горы. А Моисей и Елеазар сошли с горы» (Чис. 20, 28). Сегодня: На вершине горы Ор, ныне по-арабски именуемой Джебель-Харун (гора Аарона), — византийский храм и мусульманский мавзолей с гробницей Аарона. В Петре — высеченный в скале древний монастырь и обнаруженные в результате раскопок несколько византийских церквей раннехристианского периода, одна из них — с редким мозаичным полом. 7. Мадаба, гора Нево Священная история: Мадаба с окрестностями неоднократно упоминается в Ветхом Завете как Медева — в повествованиях о Моисее и Исходе, войне Давида против моавитян, пророчестве Исайи о Моаве и восстании моавитского царя Меши против Израиля. Гора Нево в десяти минутах езды от Мадабы — места последней остановки во время Исхода из Египта. Именно здесь скончался Моисей: «И взошел Моисей с равнин на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, и всю [землю] Неффалимову, и всю [землю] Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора. И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «семени твоему дам ее»; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь (Втор. 34, 1–4). По преданию, именно на горе Нево пророк Иеремия скрыл Ковчег Завета, Скинию и жертвенник. Сегодня: Мадабу называют городом мозаик. Они дошли до нас с ранневизантийских времен. Некоторые образцы можно увидеть в первоначальных местах расположения — в церквах, другие — для лучшей сохранности перенесены в Мадабский археологический парк. Два шедевра мозаичного искусства — карта Иерусалима и Святой земли VI века на полу Георгиевского православного храма и самая древняя иорданская мозаика, снятая с пола дворца-крепости Ирода Антипы в Махерусе. Под мозаичным полом византийского храма Пророка Моисея (V–VI века) на горе Нево найдены шесть выдолбленных в скале гробниц разных эпох.

http://e-vestnik.ru/interviews/iordanski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010