Когда обратное шествие с источника следовало около Христа, Он встал и громко воекликнул вслух всего народа, что кто жаждет, пусть идет к Нему и пьет живую воду божественного учения. И всякий верующий в Него, сам сделается источником этой живой воды. Видя, что Иисус Христос говорит безбоязненно, народ стал тоже высказываться вслух. Одни называли Его пророком, другие готовы были признать Его Мессией, но их смущало, что Он из Назарета, а не из Вифлиема. Всем казалось удивительным, что начальники не запрещают Ему говорить. Высказывалось даже предположение, не уверовали ли они сами в Него? А священники и книжники, сами не имевшие смелости поднять рук на Иисуса Христа, выслали служителей с приказанием взять Его. Но посланные не исполнили приказа и в свое оправдание откровенно заявили, что были поражены словами Христа:                      «никогда человек не говорил так, как Этот Человек». Начальники дали им строгий выговор за ослушание и с упреком сказали: ужели и вы прельстились? уверовал ли в Него кто из фарисеев? напротив, один только народ, невежда в законе, – проклят он. Никодим, тайный ученик Господа, нерешительно заметил, что закон не дозволяет осуждать человека прежде, чем выслушаютъ его и подробно разузнают об его поступках, но упреки и насмешки послышались со всех сторон: «Уж и ты не из Галилеи ли? Рассмотри и увидиш, что из Галилеи не бывало пророка». В своем озлоблении книжники забыли, что пророки не все были из Иудей, а были и из Галилеи. Иисус Христос удалился из Иерусалима через Елеонскую гору в небольшое селение Вифанию. Пребывание Иисуса Христа в Вифании, в доме Лазаря и сестер его. (Лк. 10:38–42). Вифания находилась в очень недалеком расстоянии от Иерусалима, на восточном склоне Елеонской горы. В этом селении, в доме Лазаря и двух сестер его Марфы и Марии, Иисус Христос часто имел пребывание в последнее время перед Своими страданиями. Господь любил это благочестивое семейство, которое со своей стороны питало к Нему глубокое благоговение. Обе сестры всегда с радостью встречали Христа: Марфа тотчас начинала хлопотать об угощении, а Мария стремилась слушать учение Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Кроме фарисеев, к Иоанну приходил простой народ, который спрашивал: «Что же нам делать?» Иоанн говорил, что покаяние и приготовление к Царству Божию должно сопровождаться делами милосердия: «У кого две одежды, тот дай одну неимущему; и у кого есть пища, делай то же». Пришли к Иоанну креститься мытари (сборщики податей) и спрашивали его: «Учитель! что нам делать?» Так как главным пороком мытарей были вымогательства, требование уплаты большей дани, чем какая была положена, то Иоанн отвечал им: «Ничего не требуйте более определенного вам». Спрашивали Иоанна также воины: «А нам что делать? Иоанн говорил им, что они должны воздерживаться от пороков, свойственных их званию: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем». Весь народ ожидал наступления необычайных событий. Все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он. Но Иоанн отвечал, что он не Христос. «Я крещу вас, – говорил он, – водою, но идущий за мною сильнее меня; я недостоин у Него развязать обуви Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистить гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым». Многое и другое благовествовал Иоанн народу, поучая его. Проповедуя покаяние и приближение царства Божия, Иоанн не оставался на одном месте, но постепенно подвигался к северу по течению Иордана, пока не дошел до Енона близ Салима и Вифании (Вифавары). Местоположение Енона неизвестно. Может быть он находился на границе Иудеи и Самарии. Вифания же, по весьма древнему преданию, находилась в нескольких верстах к северу от Бефсана, на границе Самарии и Галилеи. Река Иордан, в которой крестил Иоанн, берет начало в Ливанских горах, потом впадает в небольшое озеро эл-Хуле, а затем в Галилейское. Вылившись из этого озера, Иордан течет в прямом направлении на протяжении около ста верст до Мертвого моря; а если мерить течение реки по ее извилинам, то около трехсот. Это очень быстрая река, со многими подводными камнями. Вода в ней имеет желтоватый цвет и приятна для питья. Она бывает обыкновенно холодна, потому что вытекает из горных ледников. Иордан течет по глубокой ложбине, которая много ниже уровня Средиземного моря. Ближайшие к реке берега невысоки сравнительно с уровнем воды в ней и затапливаются водою во время разливов, почему не представляют никаких удобств для жилья. За ними следуют еще два берега, которые высоки и круты. Этим, может быть, объясняется, что на берегах Иордана нет ни городов ни деревень. Судоходства по реке также нет. Иордан впадает на юге в Мертвое море. Крещение Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

Лазарева Суббота. Воскрешение праведного Лазаря. Перенесение мощей праведного Лазаря Четверодневного. ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ЛАЗАРЕВА СУББОТА. ВОСКРЕШЕНИЕ ПРАВЕДНОГО ЛАЗАРЯ. Богослужение в Лазареву субботу отличается необыкновенной проникновенностью, значимостью. Евангелие от Иоанна рассказывает, как Христос в последние дни своей жизни воскресил умершего Лазаря, брата Марфы и Марии, живших в Вифании. Господь любил это семейство, часто бывал в нем. И вот Лазарь заболел и умер. Четыре дня прошло со дня его смерти. Господь пришел к пещере и сказал: " Отнимите камень " . Когда камень был убран, Иисус возвел очи к небу и сказал: " Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня " . Сказав это, Он воззвал громким голосом: " Лазаре! гряди (иди) вон. " И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: " Развяжите его, пусть идет " . Весть об этом потрясающем чуде громом разнеслась по Иудее... Именно после воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи принимают окончательное решение убить Иисуса. Время их приближается. Наступает власть тьмы, а с нею и последние дни жизни Спасителя. Перенесение мощей праведного Лазаря Четверодневного. 17 (30) октября, 25 марта (7 апреля) Перенесение мощей праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского, совершено в IX веке. Святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил в селении Вифания, недалеко от Иерусалима. Во время Своей земной жизни Господь Иисус Христос часто посещал дом Лазаря, которого очень любил и называл Своим другом ( Ин. 11,3; Ин.11, 11), а когда Лазарь умер и уже четыре дня пролежал во гробе, Господь воскресил его из мертвых ( Ин. 11, 17 - 44) (Воскрешение Лазаря воспоминается Церковью в субботу шестой недели Великого поста - " Лазареву субботу " ).

http://zavet.ru/lazar.htm

Можно подразумевать ργα, т.е. удивительные дела ( θαυμσια ργα). Мф.21:16 .  и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? (Цитата из Пс.8:3 ). Буквально с еврейского: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил (основал, обосновал) силу (в русской Библии – «хвалу») ради врагов Твоих» и т.д. У Семидесяти: «из уст бессловесных ( νηπων) и грудных Я устрою хвалу (хвалебную песнь – ανον) ради врагов Твоих» и т.д. Слова Матфея буквально сходны с переводом Семидесяти. Здесь ветхозаветное пророчество сближается с новозаветным событием, и целью этого сближения было, с одной стороны, доказательство силы и мощи Христа перед Его врагами, а с другой – обличение их. Если даже дети, несмышленые и малопонимающие, присоединились к хвалебным крикам, то тем более должны были бы так поступать первосвященники и книжники. Мф.21:17 .  И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь. (Ср. Мк.11:11 ). Древние толкователи понимали стих буквально в том смысле, что Спаситель отправился в Вифанию и там ночевал в доме Лазаря. Иероним замечает: «Спаситель был так беден и так мало льстил кому-нибудь, что в весьма большом городе не нашел никакого гостеприимства, никакого места для ночлега, а нашел все это в маленьком селении у Лазаря и его сестер, потому что они жили именно в Вифании». С этим мнением согласны и многие новейшие экзегеты. Действительно, евангелистам Матфею и Марку незачем было бы указывать на Вифанию, если бы они не хотели сказать этим, что ночь проведена была в доме Лазаря. Такое предположение тем более вероятно, что ночи в то время были холодные, как это часто бывает в Палестине (ср. Мк.14:54 ; Лк.22:55 ). Наконец, слово κε довольно определенно и может указывать, что Иисус Христос провел ночь в доме Лазаря. Была ли эта ночь в Вифании последнею, или Христос и еще приходил туда во время Страстной недели, об этом ничего нельзя сказать. Вифания находилась близ Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Наоборот, всякий, читающий Евангелие, видит, что о Лазаре в нем сказано слишком много сравнительно с другими упоминаемыми там лицами. Так, мы видим, что «Лазарь был из Вифании». Селение это стало известно тем, что «там жили Мария и Марфа, сестра ее». А сестры эти выдвигаются из общего уровня тем, что Христос бывал у них в доме, и они с особенным радушием принимали дорогого Гостя ( Лк.10:36–42 ). В этих приемах отмечены даже характерные черты обеих сестер, из коих одна, Мария, «сидела у ног Христа и слушала слова Его», а другая, Марфа, заботилась о большом угощении и пожаловалась даже на свою сестру, что она не помогает ей. Что сказал Иисус в ответ на жалобу, известно теперь всему миру (ст. 42). Но этого мало. Евангелист еще точнее определяет Марию таким фактом, о котором сказал Сам Христос «истинно говорю вам, где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» ( Мф.26:13 , Мк.14:3–9 , Ин.12:1–8 ). Но и этого еще мало. Евангелист Марк представляет еще новый факт. Он говорит, что Иисус, после торжественного входа в Иерусалим, осмотрев все (в храме), как время было уже позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью» ( Мк.11:11 ). Ясно, что Вифания, лучше сказать, дом Лазаря, была местом отдохновения Иисуса после бурных столкновений Его в Храме Иерусалимском, в последние дни Его жизни. Само собою понятно, что такой дом, как дом Лазаря, должен был пользоваться всеобщею известностью во времена Христа и апостолов. Такая широкая известность семьи открывается даже и в том обстоятельстве, что когда Лазарь умер, то «многие из Иудеев пришли из Иерусалима, находившаяся от Вифании в пятнадцати стадиях, к Марфе и Марии, утешать их в печали о брате их» ( Ин.11:18–19 ). При такой известности Вифанской семьи невозможно, чтобы Евангелист, и притом такой ученик, «его же любляше Иисус» ( Ин.21:7 ), мог приписать ей то, чего не было. Очевидец всех дел Христа не мог скрыть или исказить такое дело, которое, с одной стороны, вызвало небывалый энтузиазм всего народа, а с другой стороны, невыразимую злобу и ненависть со стороны членов Синедриона не только к Иисусу, но и к Лазарю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/k...

Не отрицая факта совершенного Христом чуда, начальники иудейские сочли его настолько опасным, что вскоре для обсуждения происшедшего были собраны члены Верховного Совета (Синедриона). « Что нам делать? – говорили они. – Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом » (Ин.11:47–48). Члены Синедриона боялись, что народ объединится вокруг Христа и провозгласит Его царем. Это вызовет гонения со стороны римлян, и тогда последние остатки национальной свободы погибнут, а начальники иудейские потеряют свою власть. Поэтому первосвященник Каиафа сказал членам Синедриона, что нужно действовать решительно и убить Иисуса Назарянина: « Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб » (Ин.11:50). Каиафа был недостойным человеком, но, имея особые дары Божии, в силу первосвященнического достоинства, он неожиданно для себя изрек истину: Христу, действительно, надлежало умереть за народ, чтобы народ не погиб. Но Господь должен был умереть не для спасения независимости Иудейского царства и эгоистичных интересов иудейских вождей, а для искупления всего человечества от греха, проклятия и смерти. Предложение Каиафы не встретило возражений, и Синедрион постановил убить Иисуса, а вместе с Ним предать смерти и Лазаря, из-за которого многие уверовали в Христа. Вечеря в Вифании за шесть дней до Пасхи (Ин.12:1–11) Покинув Иерихон, Господь продолжил Свой путь на Страсти. Накануне торжественного Входа в Иерусалим, Господь остановился на ночлег в селении Вифания. Там, в доме Симона прокаженного, друзья приготовили Господу вечерю, т.е. трапезу. Среди гостей был и воскресший Лазарь, а его сестра Марфа заботилась об угощении и прислуживала у стола, где возлежали гости. Другая сестра его, Мария, желая поблагодарить Господа за Его милость к их семье и воскрешение брата, взяв сосуд с драгоценным ароматным миром, во время трапезы с благоговением подошла к Иисусу, и молча возлила миро на ноги Иисуса. Дом наполнился благоуханием. Мария, склонившись, отерла волосами ноги Учителя.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

«Не Тот ли это, Кого ищут убить?» — догадывались иерусалимляне. Но почему Он действует открыто? Те, кому важнее всего было мнение власть имущих, встревожились: «Неужели же воистину узнали начальники, что Он — подлинно Мессия?» Их перебили пришедшие из Галилеи:  — Этого мы знаем, откуда Он. А когда Мессия придет, никто не будет знать, откуда Он.  — И Меня знаете, и знаете, откуда Я, — сказал, обернувшись к ним, Учитель, — и не от Себя Я пришел, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. Мнения разделились. Одни предлагали схватить еретика и вести к архиереям, другие, бывшие свидетелями Его исцелений, защищали Назарянина. Он же продолжал говорить о неведомом для них пути, по которому Ему надлежит следовать, исполняя волю Отца.  — Будете искать Меня, и не найдете, и, где Я, туда вы не можете пойти.  — Куда Он собирается? — с усмешкой заметили книжники. — Не в рассеяние ли к грекам, учить их? Они поспешили сообщить Кайафе, что Иисус появился в городе. Тот немедленно отправил храмовую стражу с приказом задержать Его. Наконец-то самозванец у него в руках! Однако посланные вернулись ни с чем.  — Почему вы не привели Его? — строго спросили архиереи.  — Никогда еще не говорил человек, как этот Человек, — оправдывались служители.  — Неужели и вас ввели в заблуждение? Разве кто-нибудь из начальников или из фарисеев уверовал в Него? Но толпа эта, не знающая Закона: прокляты они. Фарисей Никодим оказался свидетелем разговора.  — Разве Закон наш судит человека, не выслушав его прежде и не узнав, что он делает? — заметил он.  — Ты что, сам галилеянин? — ответили ему. — Исследуй Писания и убедись, что из Галилеи не может прийти пророк. Однако на сей раз первосвященник Кайафа не осмелился больше ничего предпринять. Иисус же, когда спустилась ночь, вышел восточными воротами по направлению к Елеонской горе. Если в самом Иерусалиме Его окружала обстановка чуждая и враждебная, то на Елеоне Он должен был ощутить Себя как в лучшие галилейские дни. Здесь, среди масличных садов, в небольших поселках жили Его друзья и последователи. Вифания уже давно, со времени Его первого посещения, стала своего рода христианским центром. Сюда сходились верные Иисусу люди. В доме Лазаря и у Симона Прокаженного Он мог отдохнуть среди близких и любящих Его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Неделя закончилась двумя важными праздниками для всех православных верующих: Лазаревой субботой, когда Церковь славит воскрешение праведного Лазаря, и Вербным воскресеньем. «Святой праведный Лазарь со своими сестрами Марфой и Марией жил в селении Вифания недалеко от Иерусалима. Господь Иисус Христос любил Лазаря и часто посещал его дом. В свои последние дни Спаситель скрывался от преследований. Узнав, что Лазарь умер, Он решил идти в дом сестер. К тому времени, как Иисус пришел, почивший уже четыре дня пролежал во гробе. Христос пришел к пещере и произнес: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня». Затем воззвал громким голосом: «Лазаре! гряди вон». И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус сказал: «Развяжите его, пусть идет», - рассказывает читателям о событии, вспоминаемом верующими в Лазареву субботу,  газета «Труд» . 4 апреля, в последнее воскресенье перед Пасхой, Православная Церковь праздновала Вход Господень в Иерусалим. Смысл этого праздника разъясняет Евангельское повествование : «Вскоре после воскрешения Лазаря, за шесть дней до еврейской Пасхи, Иисус Христос торжественно, как Царь, въехал в Иерусалим. Ученики Христа привели ему ослицу и молодого осла, покрыли осла своими одеждами, и Иисус Христос сел на него. Народ, собравшийся на праздник, узнал, что идет Иисус, воскресивший четверодневного Лазаря, множество людей вышли Ему на встречу. Многие снимали с себя одежды и расстилали их на Его пути, как ковер, а другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках и бросали по дороге. Народ радостно восклицал: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне Царь Израилев! Осанна в вышних!». О смысле этого праздника рассказывает «Православная газета» : «это один из самых трагических праздников церковного года. Казалось бы, все в нем торжество: Христос вступает в Святой Град; встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом: разве здесь есть что-то трагическое? Увы, есть! Потому что все это торжество, все это ликование, все эти надежды построены на недоразумении, на непонимании...

http://pravoslavie.ru/4887.html

Но смотри, как Иисус ободряет их тем, что говорит далее: " не двенадцать ли часов во дне " (ст.9). Этим Он сказал или то, что не сознающий за собой ничего худого не потерпит никакой беды, а потерпит тот, кто поступает худо, следовательно нам не должно страшиться, потому что мы не сделали ничего достойного смерти, – или то, что видящий " свет мира сего " (ст.9) находится в безопасности, и что если (безопасен) видящий " свет мира сего " , то гораздо более – тот, кто находится со Мною, если не отступит от Меня. Ободрив их такими словами, Он приводит и причину, почему им необходимо туда отправиться. И показывая, что они пойдут не в Иерусалим, а в Вифанию, Он говорит: " Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его " (ст.11), то есть, иду не для того, чтобы беседовать опять о тех же предметах и обращаться там между иудеями, но за тем, чтобы разбудить нашего друга. " Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет " (ст.12). Это не просто сказали они, но с тем, чтобы воспрепятствовать Ему идти туда. Ты говоришь, возражают они, что он спит? Значит, нет особенной нужды идти туда. Между тем Он для того и сказал: " друг наш " , чтобы показать необходимость идти. Итак, все они боялись нападения от иудеев; но более всех других – Фома, который поэтому и сказал: " пойдем и мы умрем с ним " (ст.16). Некоторые говорят, что он действительно желал умереть; но это несправедливо: слова его более выражают страх. Однако же он не подвергся за то упреку, потому что (Христос) снисходил теперь к его немощи. Впоследствии же он сделался сильнее всех и был непобедим. И вот то-то и удивительно, что (апостола), столь слабого прежде креста, – после креста и после того, как он поверил воскресению, мы видим пламеннее всех прочих. Так велика сила Христова. Кто не смел пойти вместе со Христом в Вифанию, тот, не видя Христа, прошел почти всю вселенную и обращался среди народов свирепых и готовых его умертвить. Но если Вифания отстояла на пятнадцать стадий, что составляет две мили, то каким образом Лазарь мог быть " четыре дня, как во гробе " (ст.39)? (Христос) пробыл на месте два дня, да накануне этих двух дней приходил посланный с известием, – в тот самый день, когда и умер, – так что Христос прибыл именно в четвертый день.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

один из главных феноменов человеческой жизни Вознесение Иисуса Христа на небо - одно из главных событий Священной истории. После В. Г. видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. В церковной традиции В. Г. посвящен отдельный праздник. Событие В. Г. подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк 24. 50-51) и Деяниях св. апостолов (Деян 1. 9-11). Краткое изложение этого события приводится в окончании Евангелия от Марка (Мк 16. 19). Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Св. Духа (ср.: Ин 16. 7). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (Лк 24. 49; Деян 1. 4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (Деян 1. 12), и, подняв Свои руки, преподал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо. В Деяниях св. апостолов описано, что, начав возноситься, Христос был сокрыт облаком, и тогда явились «два мужа в белой одежде», которые возвестили Его Второе пришествие. Ученики же поклонились Ему и с радостью вернулись в Иерусалим (Лк 24. 52), где через несколько дней на них сошел Святой Дух (Деян 2. 1-4). Воскресение Иисуса Христа, возвращение Иисуса Христа к жизни после вызванной распятием на Кресте Его смерти и погребения. Одноименное название носит установленный в память этого события великий христианский праздник, именуемый Светлым Христовым Воскресением или Пасхой. Имея власть над жизнью и смертью (Ин 11. 25), Христос не только воскрешал умерших (дочь Иаира - Мф 9. 18-19, 23-25; сына вдовы из города Наин - Лк 7. 11-15; Лазаря из селения Вифания - Ин 11. 1 слл.), что предвозвещало Его собственное восстание из мертвых, но и предсказывал Свое Воскресение. Он неоднократно говорил Своим ученикам, «что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет» (Мк 9. 31; ср.: 8. 31; 10. 34).

http://pravenc.ru/selected.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010