Гробница прав. Лазаря. Фотография. Кон. XX в. Гробница прав. Лазаря. Фотография. Кон. XX в. Вифания. Фотография. Кон. XX в. При крестоносцах иерусалимский кор. Балдуин I и лат. патриарх Арнульф передали храм каноникам Гроба Господня (не позже 1114), к-рые перевели сюда маленькую общину-приорат. В 1138 г. кор. иерусалимский Фульк Анжуйский выменял всю собственность каноников в В. и создал здесь бенедиктинский жен. мон-рь, в к-ром игуменией стала сестра кор. Мелисенды Ивета. Мон-рь был укреплен, наделен сосудами, тканями и одеяниями; была построена еще одна церковь. После поражения крестоносцев при Хаттине (1187) В. попала в руки султана Салах ад-Дина, часть христ. зданий была разрушена. В 1256 г. право на всю собственность в В., как захваченную врагами Христа, папа Александр IV даровал госпитальерам (см. ст. Мальтийский орден ), однако вскоре это решение было отменено. В 1238 г. оба храма еще стояли, причем могиле прав. Лазаря поклонялись и мусульмане (о чем пишет нем. монах-доминиканец Бурхардт Сионский). Своды храма Марфы и Марии держались до сер. XIV в., их подробно описал монах-францисканец Николай из Поджибонси, посетивший Св. землю в 1347 г. В это время храм был в юрисдикции К-польского Патриарха, однако вскоре был превращен в мечеть (согласно сведениям итал. путешественников XIV в. Л. Фрескобальди, Гуччи и С. Сиголи), хотя армянам и грекам еще позволяли служить над гробницей по праздникам (это отметил Игнатий Смольнянин в 1405). Доминиканец Феликс Фабер (кон. XV в.), совершая паломничество в Св. землю, видел один из храмов уже в руинах; в крипте держали фураж. В 70-80-х гг. XVI в., чтобы не проходить к крипте через мечеть, хранители храма сделали к ней прямой проход снаружи и францисканцы установили там неск. алтарей. К XIX в. в В. сохранялись: мечеть, перестроенная из «Западной церкви», возведенной крестоносцами; крипта с гробницей; остатки башни XII в.; монастырские постройки, ставшие частными домами и складами. В 1863 г. францисканцы начали скупать земли вокруг мечети. В 1949-1955 гг. они смогли начать реставрацию и раскопки остатков церквей и мон-ря, а также строительство нового храма. При этой «реставрации» все части древнего здания, кроме западной, были скрыты совр. церковью. Основные данные исследований опубликованы С. Селлером. Раскопки не были профессиональными, поэтому стратиграфия комплекса осталась неясной и даты устанавливаются по архитектурным признакам.

http://pravenc.ru/text/158872.html

Баптисты и вероучительно близкие к ним евангельские христиане появились в Прибайкалье в кон. XIX в., это были в основном переселенцы с Украины и из центрально-черноземных губерний. В Иркутске была построена церковь евангельских христиан. С 1905 г. существовала 1-я иркутская церковь баптистов (закрыта в 30-40-х гг. XX в., ранее 1948). В 1929 г. к баптистам причисляли себя 427 жителей Иркутского окр. и 111 жителей Тулунского окр. К евангельским христианам относили себя 107 чел. в Иркутском окр. и 38 чел. в Тулунском окр. В кон. 30-х гг. XX в. руководители баптистов и евангельских христиан в регионе были репрессированы по обвинениям в шпионаже и антисоветской деятельности, все молитвенные дома закрылись. Лютеранский храм Вознесения Господня в Иркутске. 1885 г. (не сохр.). Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ) Лютеранский храм Вознесения Господня в Иркутске. 1885 г. (не сохр.). Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ) Деятельность общин баптистов и евангельских христиан возобновилась в кон. 80-х гг. XX в. В 1992 г. появилась 2-я иркутская церковь баптистов. В наст. время в И. о. насчитывается более тысячи баптистов, являющихся прихожанами 25 церквей в Иркутске, Ангарске, Шелехове, Черемхове, Усолье-Сибирском, Байкальске, Тайшете, Нижнеудинске, Тулуне, Куйтуне, Усть-Илимске, Братске, Качуге. Объединение церквей евангельских христиан-баптистов И. о. (ОЦЕХБ ИО) входит в Российский союз евангельских христиан-баптистов (РСЕХБ). Основными направлениями деятельности являются евангелизация, работа с детьми, имеется заочная библейская школа, действуют центры реабилитации алкогольно- и наркозависимых в Шелехове, Тайшете и Байкальске. В 2006 г. 8 баптист. церквей вышли из ОЦЕХБ ИО, чтобы создать собственное объединение. В Иркутске и Братске имеются общины инициативников , к-рые еще с советского времени принципиально не регистрируются. Не входящие в РСЕХБ евангельские христиане представлены небольшими объединениями (Иркутская церковь Христа, «Вифания» и «Вера, Надежда, Любовь» (не зарегистрировано)). В И.

http://pravenc.ru/text/674057.html

Проведена значительная работа по воссозданию росписей Воскресенского собора (только в ротонде написано 120 композиций). Специалисты иконописной мастерской Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы женского монастыря в Москве под рук. Л. Н. Шаховцевой восстановили монументальный (высота 12 м, 86 икон) главный иконостас, композиция которого выстроена по найденной описи 1848 г. с учетом технических особенностей письма мастеров Оружейной палаты и на основе фотографий. Росписи в интерьере шатра велись силами 3 творческих коллективов: мастерских «Вифания» (руководитель Н. В. Нужный), «Ковчег» (руководители А. В. и Ю. С. Беловы) и бригады живописцев под рук. Е. А. Кузнецовой, преподавателя МГХПА им. С. Г. Строганова. По состоянию на кон. XVII в. восстановлена Кувуклия. Проблема температурного режима в соборе решена с использованием совр. отопительных систем, к-рые обеспечивают поддержание температуры не ниже +10°C даже при сильном морозе. Методический контроль и необходимую помощь при реставрации осуществлял специально созданный Экспертный совет при председателе попечительского совета благотворительного фонда. Он стал уникальным инструментом восстановления Н. В. м., объединившим российских искусствоведов, архитекторов и реставраторов, специалистов Патриархии, Мин-ва культуры России и представителей общественности. Члены совета работали на территории памятника, в реставрационных мастерских и в проектном ин-те, в стройгородке и в иконописных мастерских. Подробная информация о ходе восстановления Н. В. м. и о расходовании денежных средств постоянно представлялась на офиц. сайте благотворительного фонда (к кон. 2017 общий объем капиталовложений составил 11 млрд р.); там же можно было ознакомиться с базовой информацией по проекту и следить за ходом работ в режиме реального времени. Реставрация Воскресенского собора Н. В. м. завершилась в кон. 2015 г., 8 мая 2016 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) совершил чин великого освящения. Работы на др. объектах велись параллельно с 2009 по 2017 г. В результате проведена комплексная всесторонняя (от укрепления фундаментов до воссоздания интерьеров и образов) научная реставрация 29 объектов, создана мощная инженерная инфраструктура (в т. ч. построены газовая котельная и электрическая подстанция; проложены коммуникации; установлены автоматизированные системы пожаротушения и охраны). 15 нояб. 2017 г. возрожденный Н. В. м. посетили Президент РФ В. В. Путин, Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев и Патриарх Кирилл. Благотворительный фонд продолжил деятельность и после окончания восстановительных работ: в его задачи входят популяризация святынь Н. В. м. и создание в обители духовно-просветительского центра, организация и проведение фестивалей, концертов, конференций. Археологические исследования Н. В. м.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Патриарх глазами фотохудожника Фотограф — человек, который всех видит. Хороший фотограф — человек, которого, кроме того, никто не замечает. Фотограф, снимающий во время богослужения, должен быть очень и очень хорошим. А фотограф, снимающий на патриарших богослужениях, еще и летописец. 15 ноября, 2011 Фотограф — человек, который всех видит. Хороший фотограф — человек, которого, кроме того, никто не замечает. Фотограф, снимающий во время богослужения, должен быть очень и очень хорошим. А фотограф, снимающий на патриарших богослужениях, еще и летописец. Фотограф — человек, который всех видит. Хороший фотограф — человек, которого, кроме того, никто не замечает. Фотограф, снимающий во время богослужения, должен быть очень и очень хорошим — не отвлечь священников от служения, мирян — от молитвы, не нарушить благоговейного настроения, не «спугнуть» ощущение благодати… В совместной молитве чад Церкви и Предстоятеля выражается не просто «политическое», «юрисдикционное» единство, но и символическим образом изображается единство Церкви со Христом. Именно поэтому богослужения, совершаемые Патриархом, и все мероприятия, в которых участвует и во время которых общается с паствой Патриарх, всегда широко освещаются. И именно поэтому фотограф, работающий на таких мероприятиях — не только художник, но и летописец, взор которого фиксирует происходящее и через кадр передает в будущее. Как встречают люди своего Предстоятеля — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла? Как сам Патриарх общается с людьми? Какая атмосфера царит вокруг него? О своих впечатлениях корреспонденту ПРАВМИРа рассказали фотографы Московской Патриархии — Сергей Власов и Кирилл Новотарский. Официальные визиты Патриарха: атмосфера радости   Сергей Николаевич Власов работает в Московской Патриархии с 1993 года. Его работы публикуются в «Журнале Московской Патриархии», «Церковном вестнике», на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru и в других изданиях. Сергей Власов «Любое служение Патриарха — будь то богослужение, встреча с народом или любое другое мероприятие — это событие, это наша история, которую я считаю своим долгом запечатлеть, — рассказывает Сергей Николаевич Власов. —  Даже если Святейший неоднократно совершал визит в какую-либо епархию, все равно обязательно произойдет что-то новое, а даже если и не будет нового — все равно мы увидим счастливые глаза людей, радующихся встрече с Патриархом.

http://pravmir.ru/patriarx-glazami-fotox...

И прежде, еще до крещения Спасителя, Иоанн не раз, может быть, говорил, что его крещение – водою, а не духом, которым будет крестить Мессия ( Мф.3:11 и парал.); и теперь он говорит тоже, но кратко, не имея нужды повторять то, что они уже слышали ранее: Аз, говорит, крещаю водою, т. е. мое крещение земное, внешнее, крещение подготовительное; 154 но Тот, к принятию Которого я приготовляю вас, посреде вас стоит, т. е. Он уже пришел, только вы Его не знаете. 155 И тотчас же разъясняет посланным от синедриона, что он и Мессия – личности настолько различные по своей природе и достоинству, что самое сравнение между ними едва ли возможно. Мессия слишком велик по своей божественной природе и достоинствам, он же – Его предтеча, слишком ничтожен. Словами: той есть грядый no мне, иже предо мною бысть 156 – Предтеча указывает именно на божественное достоинство Мессии: хотя Мессия явился и после меня, как бы так говорит Иоанн, но Он старше меня, Он существует от вечности. 157 Словами: ему же несмь аз достоин, да отрешу ремень сапогу его – Иоанн указывает на то, что он не достоин быть и последним слугою Мессии. 158 Изображением божественного величия Мессии Иоанн и закончил свою беседу с посланными от синедриона. В 28 стихе евангелист, как точный историк, указывает даже место, где допрашивали Иоанна посланные от синедриона: Сия в Вифаваре быша обон пол Иордана, идеже бе Иоанн крестя. Нельзя не заметить, что почти во всех кодексах место, где крестил Иоанн, называется Вифанией, а не Вифаварой. Вифанией называлось еще селение, где жил и умер Лазарь. Но евангелист точно отличает одно место от другого: о Вифании Лазаревой говорит, что она была близ Иерусалима (11:1,18; 12:1), послдвяя же – обон пол Иордана, т. е. на левой стороне Иордана, в Перее, да и по значению своему эти слова отличались одно от другого. Вифания Лазарева писалась и произносилась: Беф-хания, что значит дом незрелых плодов (Кейль), а Вифания заиорданская писалась: Беф-ания – дом лодки, или место переправы, – тоже, что и Вифавара (Бефавара). Очевидно, одно и то же место имело два названия – Вифании и Вифавары. 159 Но с течением времени имя Вифания забылось, по крайней мере Ориген в 3-м веке не нашел уже на Иордане Вофании, а нашел Вифавару, где, по преданию, крестил Иоанн, а потому и сделал поправку в тексте, заменив слово Вифания словом Вифавара. На самом же деле слово Вифавара нужно считать пояснением к слову Вифания, как это и делает св. Златоуст в своем комментарии. Впрочем, как бы ни читалось в тексте – Вифания или Вифавара, – указание евангелистом места крещения и проповеди Иоанна сообщает особенную важность его свидетельству об И. Христе пред посольством синедриона. Оно дано было не где-нибудь в тайном месте, но там, куда собирались тысячи слушать проповедь Иоанна, дано в слух тысячи людей, в слух всей Иудеи. Второе свидетельство

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Лк. 10, 25–37 : Иисус поучает законника. Притча о милосердном Самарянине 467 . Вифания Краткая историческая справка – Вифания: Вифания находится на юго-востоке горы Масличной, близ Иерусалима. Название Вифания означает “дом фиников” или “дом угнетения, бедствия”. Во время иудеев все это место было роскошным садом, снабжавшим Иерусалим всякого рода плодами; тогда много росло здесь пальмовых деревьев (которых ныне вовсе не видно), – отсюда, думают, и происходит его название. Местоположение Вифании довольно красивое, воздух здоровый и земля очень плодоносна. Вифания, называемая теперь Эль-Азариех или Эль-Дазарие, представляет небольшое мусульманское селение. Господь наш Иисус Христос часто уходил из шумного Иерусалима для уединенной молитвы на гору Елеонскую, а местом Его отдохновения был Вифания; здесь жили друзья Его Лазарь и его сестры – Мария и Марфа, удостоивавшиеся Божественных Его бесед. Дорога из Иерусалима в Вифанию идет мимо Гефсиманского сада и, проходя у подножия Елеона, поднимается на гору Соблазна (здесь Соломон воздвиг идолов), следуя по покатостям гор до Вифании. Главную святыню Вифании составляет гроб праведного Лазаря, находящийся неподалеку от дома Симона прокаженного (события в Великую Среду, см. конспект, стр. 1.), на правой стороне Иерихонской дороги. Кроме воскресения Лазаря, Вифания памятна в Евангельской истории еще вечерею, устроенною для Господа пред Его страданиями. В Вифании находится женский греческий монастырь святых Марфы и Марии. В храме – чудотворный образ “Достойно есть”, на котором почитателями повешены панагии, кресты и даже наш русский орден преподобного Сергия Радонежского. Монастырь стоит на месте встречи сестрами Господа. Лк. 10, 38–42 : Иисус у Марфы 468 и Марии 469 в Вифании. Иерусалим, гора Елеонская Лк. 11, 1–13 : Научение молитве “Отче наш” 470 . Обетование об исполнении прошения. Иерусалим Лк. 11, 33–36 : Притча о зажженной свече. Дом одного фарисея Лк. 11, 37–54 : Осуждение внешней праведности фарисеев и законников. Иудея Лк. 12, 1–12 : Предостережение от закваски фарисейской (лицемерия).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

«Я абсолютно счастлива». Об Анне Людковской , 31 год, которая занимается спортом, учится в Духовной Академии и возглавляет проект глянцевого журнала «ХлебСоль» с Юлией Высоцкой. Фотограф – студентка Юлия Зацепина. – С.52-53; « Делай, что должен, и будь что будет ». Герой подборки – телекорреспондент Александр Егорцев . Церковь, выстраданная вера – с одной стороны. Криминальная журналистика, риск и цинизм – с другой. Это переплетения его стремительной жизни. Награжден двумя орденами от двух патриархов за борьбу с сектами и светскими орденами и медалями – за горячие точки. Фотограф – студентка Татьяна Тихомирова. – С.54-55; Батюшка. Подборка посвящена протоиерею Игорю Фомину (р. в 1970 г.). Служит в Казанском соборе на Красной площади и в приписанном к нему кладбищенском храме Святителя Иннокентия Московского, а также является настоятелем строящегося храма князя Александра Невского при МГИМО. Духовник православного журнала «Фома». Отец четверых детей. Фотограф – студентка Юлия Линде. – С.56-57. подборку см. в С.60-65/номере «Фомы» за 2010 г. Личное: Константин Мацан . Там . Лирическое эссе о семейных отношениях, о том, почему «Браки совершаются на небесах». Фото Владимира Ештокина//Фома. - – декабрь 2010. – С.58-59. – (раздел « Люди », рубрика « Личное »). Виталий Каплан . Собиратель миров. Финский православный фотограф пишет детские сказки. Герой очерка – Марин Ангел Лазаров , с которым автор познакомился в московском клубе детских писателей «Черная курица», - поэт, сказочник, философ, журналист, фотограф, отец семерых детей.  Финн болгарского происхождения он стал членом православной общины в Хельсинки. Фото Марина Ангела Лазарова//Фома. - – декабрь 2010. – С.60-62,64. – (раздел « Люди »).  На врезке к статье: Марин Ангел Лазаров . Поцелуй матери . Эссе. Печатается в  авторском переводе//Фома. - – декабрь 2010. – С.64. – (раздел « Люди »). См. также: « Трудности перевода ». Приносим извинения за неточности «Фома», декабрь 2010 года)/ Редакция . В статье «Собиратель миров» о финском писателе и фотографе Марине Ангеле Лазарове было допущено несколько неточностей, которые сам Марин Ангел, в силу не очень хорошего знания русского языка, не отследил на этапе согласования. Перечислено, какие неточности//Фома. - – январь 2011. – С.96. – (рубрика « Отклики »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-92-...

Глава II. Вифания и дорога к Мертвому морю. – Гора Сорокадневная «Вифания же была близь Иерусалима стадиях в пятнадцати…» «Иисус же… скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера и камень лежал на ней». ( Ин 11:18, 38 ) Во время пребывания Спасителя в Иерусалиме дорога из Иерусалима в Вифанию была наиболее следима Его Божественными стопами. Трудно определить постоянное местопребывание Сына Божия, – по собственным словам Его, Он не имел места, где бы мог преклонить главу Свою. Вифания более других мест, была для Него гостеприимным кровом ( Мк 11:11–12 ; Мф 21:17 ). Там обитали семейство Лазаря, Симон прокаженный и многие из Его Апостолов. Вифания, едва ли не была собственностью семейства Лазарева, судя по I стиху XI главы Евангелия Иоанна. Это место находится только на полчаса расстояния от Иерусалима. Дорога туда идет из ворот Овчих мимо подошвы горы Элеонской и подымается на гору Соблазна. Эта гора, смежная с Элеонскою, названа сим именем по той причине, что на ней впадший во временное греховное заблуждение Соломон воздвигнул капища идолу Сидона – Асфартее и Аммонитскому – Молоху; они были низвергнуты после, благочестивым Царем Иосиею; тут же погиб нечестивый Иуда. Вступив на гору Соблазна, можно видеть правее от дороги малые остатки от развалин Вифсфагии; они почти смежны с селением Силоамским и послужили для построения некоторых из его домов. Положение Вифсфагии определено в Евангелии. Она должна была находиться на виду Иерусалима, по выражению евангелистов: «Когда приближились к Иерусалиму…» ( Мф 21:1 ) 79 . Отсюда началось торжественное шествие Иисуса в Иерусалим, при радостных кликах: Осанна сыну Давидову! Приближаясь к Вифании, показывают место, где росло смоковничное дерево, отверженное Спасителем, когда он, взалкавшись от пути, хотел утолить голод свой плодом его, – здесь Он возвестил силу веры, которой покоряется вся природа и чрез которую мы можем все приобрести ( Мф 21 ). С высот Вифании открывается издали, блестящею полосою, Мертвое море, а за ним горы Аравийские. Вправо от дороги, на горе, видны развалины.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Трехдневный Амман, Джераш, Умм-Кайс – Мадаба, гора Нево, Вифания, Мертвое море – Петра Пятидневный Умм-Кайс, Джераш – Вифания, Мадаба, гора Нево – Мукавир, Умм-ар-Расас, Карак – Петра, Силаа, пещера Лота – Амманская цитадель, римский амфитеатр, музеи Восьмидневный Джераш, Аджлун, Пелла, Умм-Кайс – Амман, замки в пустыне – Мадаба, гора Нево, Карак – Петра – Вади-Рам – Акаба – Пещера Лота, соляной столь «Жена Лота», Мертвое море -Вифания.   РЕЙТИНГ ЖМП: ДЕСЯТЬ ГЛАВНЫХ ХРИСТИАНСКИХ СВЯТЫНЬ ИОРДАНИИ 1. Вифания Священная история: Исторически густо населенная местность находится между вершиной Тель-эль-Харрар (другое название — гора Илии, Тель-Мар-Ильяс) и районом церкви Иоанна Предтечи на восточном берегу реки Иордан. По преданию, именно с Тель-эль-Харрар пророк Илия вознесся на небо на огненной колеснице. В Вифании Иисус начал Свое общественное служение, здесь Он крестился от Иоанна и призвал первых учеников: апостолов Симона, Петра, Андрея, Филиппа и Нафанаила. Современное арабское название местности — аль-Магтас — переводится как «место крещения». Сегодня: Близ реки Иордан — остатки пяти храмов-памятников, выстроенных первыми христианами. Один из них — на месте пещеры, где жил и трудился Иоанн Креститель (недавно проведены археологические раскопки византийского храма и древнего водовода). На горе Илии — развалины византийского монастыря V–VI веков: храмы, баптистерии, емкости для хранения воды, система водоснабжения. Римский молельный зал раннехристианской эпохи (III век), вероятно, древнейшее из дошедших до нас подобных сооружений в христианстве. 2. Умм-Кайс, Джераш Священная история: Древняя Гераса — наилучшим образом сохранившийся греко-римский город Ближнего Востока. В евангельские времена — столица «страны Гергесинской» и «страны Гадаринской». В новозаветные времена территория на севере современной Иордании была известна как Декаполис, Десятиградие. Здесь Иисус проповедовал Свое учение и творил чудеса. Во входившей в Десятиградие древней Гадаре (современный Умм-Кайс) Господь совершил одно из самых знаменитых своих чудес: изгнал из одержимого легион бесов и повелел им войти в стадо свиней (ср.: Мк. 5, 1–20).

http://e-vestnik.ru/interviews/iordanski...

Вифания не на берегу Иордана и Иоанн не мог там крестить, тогда как Вифавара был город, находившийся на Иордане, на той стороне относительно Иерусалима. Вот почему Евангелист Иоанн употребил слово: περαντω за Иорданом. Некоторые писатели утверждали, что были две Вифании, одна близь Иерусалима, а другая за Иорданом. Это мнение кажется неосновательным. Утверждавшие это полагали, что во всех греческих рукописях стоит Вифания и вот почему и старались так объяснить. Несправедливо, будто во всех греческих рукописях читается Вифания, как то утверждали критики, основываясь на Оригене . Поверхностные ученые эти, приписывали Оригену заменить словом Вифавара слова Вифания, указывая на слова его, которые приведем ниже и которых, вероятно, они не читали, Ориген не заменял никаким словом и не говорил, что читалось Вифания во всех рукописях, но сказал, что почти во всех (Соттепт in Ioann T. IV, § 24) σγεδον εν πασι τοις αντεγοαφοις κειται; и принимает затем указание меньшинства: Вифавара. Святый Иоанн Златоуст (Толкование на Uoahha XVII ) также упоминает о двух чтениях в рукописях и говорит, что в лучших стоит Вифавара: оσа δε των αντιγραφων ακριβεστερον εχελ εν Βηθαβαρα, Святый Епифан (Adr. Haeres, lib. II; 13) говорит также об обоих чтениях и принимает Вифавара. 72 День разделялся на 12 часов, от шести часов утра до шести вечера, Десятый час соответствовал, следовательно, 4 часам пополудни. 73 Вероятно, что другой ученик был сам Евангелист Иоанн, по скромности скрывавший имя свое. Бывший учеником Иоанна Крестителя, он узнал от него самого все, что повествует в своем Евангелии об этом великом человеке. 74 Кифа значит камень. Должно заметить, что Иисус дал это имя Симону без всякой торжественности, в первый же день когда его увидел, и что Евангелист повествуя о том, не придает тому ничего таинственного, никакой важности. 75 Не должно смешивать этого путешествия из Вифавары в Галилею с тем которое Иисус совершил после нового путешествия своего по Иудеи. Св. Иоанн положительно говорит об обоих I, 43 и III, 22; 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010