После сего святые были отведены в темницу. На другой день их вывели оттуда, и мучитель повелел ввергнуть их в огонь, но они и в огне остались невредимы, ибо огонь потерял свою естественную силу, не прикоснулся к ним и не повредил им. Игемон, сильно удивившись сему, велел повесить святых врачей и немилосердно мучить их. Затем слуги, по повелению мучителя, стали бросать в святых камнями, чтобы убить их, но камни отскакивали от их тел, как от стены и попадали в бросающих их и убивали их самих. После сего начали пускать в святых стрелы, но и стрелы, так же как и камни, не повредили тел их и ранили самих же стрелявших. Наконец, игемон, видя, что страдальцы непобедимы, осудил их на усечение мечом. И усечены были за Христа святые бессребреники Косма и Дамиан с другими тремя братьями — Леонтием, Анфимом и Евтропием [ 4 ]; все они погребены были вместе. Они не только при жизни, но и после смерти получили дар совершать многие чудеса, являясь болящим и подавая им исцеления. Молитвами их да получим и мы от Христа болезням нашим душевным и телесным исцеление. Аминь. Память святого праведного Лазаря Четверодневного Святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил с сестрами своими недалеко от Иерусалима, в селении Вифания. Лазарь и его сестры удостаивались от Господа Иисуса Христа особенного благоволения (Ин. 11:3.). Во время Своей земной жизни, Господь часто посещал их дом в Вифании, Лазаря называл Своим другом (Ин. 11:11.), а незадолго до Своих страданий воскресил Лазаря из мертвых, после того как он находился уже четыре дня во гробе [ 1 ]. После сего события о Лазаре в Св. Писании упоминается еще один только раз, и именно, когда за 6 дней до Пасхи Господь пришел опять в Вифанию, то там был и воскрешенный Лазарь (Ин. 12:1–2). В то время, когда Господь находился в Вифании, многие из иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса Христа, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Многие из них убеждались в истине чуда, совершенного Господом, обращались к вере в Него и делались Его последователями. Видя сие, первосвященники тогда же положили убить и Лазаря (Ин. 12:9–11.). Более о Лазаре из Евангелия нам ничего неизвестно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Потому Он и ожидал, чтобы Его позвали, и не вошел сам собою без приглашения, чтобы кто-нибудь не заподозрил этого события. Да и приходили не сами (сестры), которых Он любил; но были посланы посторонние. " Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати " (ст.18). Отсюда становится очевидным, что там могли присутствовать многие из Иерусалима. И действительно, (евангелист) тотчас присовокупил, что " многие из Иудеев пришли утешать их " (ст.19). Отчего же они утешали этих (женщин), любимых Христом? Ведь они же положили: " кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги " (Иоан.9:22)? Или по особенной тяжести этого несчастья, или по уважению к ним, как женщинам благородным, или же это были люди, не принадлежавшие к числу злых, так как многие и из них веровали. А говорит об этом евангелист для того, чтобы уверить, что Лазарь умер. Зачем же (Марфа), выходя на встречу Христу, не берет с собой сестры? Она хочет увидеться с Ним наедине, и рассказать Ему о случившемся. Когда Он возбудил в ней добрые надежды, она уходит и зовет Марию, которая и вышла ко Христу навстречу, хотя скорбь ее была еще во всей силе. Видишь ли, как горяча была любовь? Это та самая, о которой говорил: " Мария же избрала благую часть " (Лук.10:42). Но как же, скажешь, Марфа явилась теперь более усердною? Она не была более усердною; Мария (не вышла потому, что) еще не слышала (о Его прибытии). Напротив была слабее, потому что и после того, как услышала столь многое, все еще говорит: " уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе " (ст.39). А эта (Мария), хотя ничего не слышала, однако же не сказала ничего подобного, но тотчас уверовала и говорит: " Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой " (ст.32). 3. Видите, какое любомудрие у жен, хотя и немощен их ум? Увидев Христа, они не предаются тотчас слезам, рыданиям и стонам, что бывает с нами, когда к нам приходит кто-нибудь из знакомых во время нашей скорби; но тотчас выказывают свое удивление к Учителю. Так, они обе веровали во Христа, но еще не надлежащим образом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Почитайте беседу о Фоме Иоанна Златоуста , как он раскрывает это сомнение – нам бы их сомнения. Теперь четыре дня прошло. А ведь хоронят там в тот же день. По восточному обычаю в той температуре покойников не держат: это сейчас холодильники и прочее – тогда ничего этого не было и хоронили через несколько часов. В зависимости от того, кому какие средства позволяли, были мавзолеи, пирамиды всякие. Вон в каких хоронили себя пирамидах Фараоны, какие мавзолеи строились в честь Императоров, Царей! Ну а здесь также хоронили в пещерах, в склепах. Фамильные склепы – углубление в пещере, вход, и в стене отвесной делалась ниша. Вот это и было ложе для покойника. Оно замуровывалось, а когда нужно было хоронить другого, открывалась эта доска, собирались кости в плат, на то место клали покойника, на него – эти кости, и снова закрывалось. Вы были в Псково-Печерском монастыре? Были в пещерах? Вот там так хоронят монахов. Гробы на гробы, и они постепенно истлевают за столетие. Никакого не чувствуется ни запаха, ничего. Вот это поразительное дело такое. Никто в этом чуда видеть не хочет. По крайней мере из людей таких , и считают, что это объяснить можно всё климатом, температурой какой-то. Во всяком случае, за четыре дня можно представить, что там было: «Уже смердит». Что же это Он надумал сделать? – Где положили его? – Спрашивает, как человек: «Где положили его?» – Лазарь, гряди вон, – действует, как Бог. Смотрите, с 17-го стиха:] Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой [Марфа как эти поняла слова? Не так, что сейчас воскреснет, ибо:] знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день [Не допускала и мысли, что воскреснет сейчас]. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь » ( Ин. 11:17–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Преображение Господне мы празднуем 6 августа (19 августа по н. ст.). Тропарь праздника Преображения Господня Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, яко же можаху. Да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе! Ты преобразился, Христос Бог, на горе, показав славу Твою ученикам Твоим, насколько они могли (ее видеть). Пусть и нам, грешным, воссияет свет Твой вечный, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе! 34. Благословение Христом детей (Мф. 19:13–15; Мк. 10:13–16; Лк. 18:15–17) Однажды принесли к Спасителю детей, чтобы Он коснулся их, но апостолы, боясь, что дети обеспокоят Господа, не допускали их к Нему. Увидев это, Господь подозвал учеников и сказал: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо их есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». И, обняв детей, Христос возложил руки на них и благословил их. 35. Воскрешение Лазаря (Ин. 11:1–53) Близ Иерусалима было селение Вифания. Здесь жил один человек, по имени Лазарь, со своими сестрами, Марией и Марфой. Они все трое любили Иисуса Христа, принимали Его в своем доме, и Господь любил их. Лазарь заболел, и сестры Его послали за Христом, прося прийти и исцелить брата. Но Господь не пошел, а велел посланным передать звавшим, что эта болезнь не к смерти, а к славе Божией. Прошло два дня, и Господь отправился в Вифанию, сказав ученикам, что Лазарь умер, и прибыл туда через четыре дня после его смерти, когда он был уже похоронен. К сестрам Лазаря собралось много народа утешать их. Марфа, услышав, что идет Иисус, вышла ему навстречу и сказала: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего ни попросишь у Бога –даст Тебе Бог». Господь ответил ей: «Воскреснет твой брат». Марфа возразила: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день». Но Господь сказал ей: «Я – Воскресение и Жизнь. Верующий в Меня, если и умрет, оживет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

При внимательном чтении этих высказываний становится очевидно, что каждое из них является прямым продолжением предыдущего. В стихе 1:9 говорится, что Свет просвещает каждого человека в мире. Он делает явным, добро или зло творит человек (3:20 – 21). Поэтому тот, кто делает добро, не боится света и выходит к свету, чтобы следовать за Ним (8:12). И уже никогда не вернётся к тьме, но останется в свете жизни. А пока светло, есть возможность действовать (9:4). При свете дня (9:5; 11:9) человек видит путь и не боится опасностей дороги. Но свет ненадолго в мире (12:35). Те, кто поверит в Свет, станут детьми света. В этом назначение прихода Света в мир – избавить верующих в Него от власти тьмы и смерти (12:46). Таким образом, тема света образует цепочку последовательных утверждений, каждое из которых является звеном связанного текста. И наконец, хотелось бы отметить еще очень существенную особенность всего того, что произносит Иисус в Евангелии от Иоанна. Это обращённость большинства изречений в будущее. Из–за этого слова Христа были непонятны его слушателям. Поэтому для согласия с тем, что Он произносил, нужна вера. Евангелист сообщает, что Видел свою Цель в том, чтобы привести читателей к такой вере: «Это написано, чтобы вы веровали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и чтобы, веруя, имели жизнь во имя Его» (20:31). 1 Например: Ин 1:19 : «И вот Свидетельство Иоанна, когда послали к нему иудеи из Иерусалима священников и левитов спросить его: ты кто?»; 4:20: «Отцы наши на этой горе поклонялись Богу, а вы говорите, что Иерусалим то место, где должно поклоняться»; 11:18 – 19: «Была же Вифания близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати. И многие из иудеев пришли к Марфе и Марии утешить» их в горе о брате». 3 4:1 – 3: «Итак, когда узнал Господь, что услышали фарисеи о том, что Иисус больше приобретает учеников и крестит, чем Иоанн, – впрочем, Сам Иисус не крестил, но ученики Его, – (ставил Он Иудею и ушел снова в Галилею)»; 7:1: «И после этого ходил Иисус по Галилее; ибо по Иудее Он не хотел ходить, потому что иудеи искали Его убить»; 10:39 – 44); «Тогда искали снова схватить Его, но Он уклонился от руки их. И пошел Он снова на ту сторону Иордана, на то место, где Иоанн прежде крестил, и остался там»; 11:8: «Говорят Ему ученики: Равви, только что искали иудеи побить Тебя камнями, и Ты снова идешь туда?»; 11:54: «Поэтому Иисус больше не ходил открыто между иудеями, но пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там остался с учениками».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Приблизившись к ней, но не войдя еще в селение, они узнали, что Лазарь действительно умер и уже четыре дня как погребен в ближайшей пещере. Далее, евангелист Иоанн рассказывает о самом чуде воскрешения Лазаря. Он говорит: «Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати (т. е. приблизительно в 2 часах ходьбы от города) и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их». Эти иудеи, по-видимому, и сообщили Марфе, что пришел Христос и находится вблизи селения. Тогда Марфа сейчас же вышла навстречу Ему, а Мария, не зная этого, сидела дома. Увидев Иисуса, Марфа сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой: но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог». Эти слова Марфы поражают. Неужели она уже предчувствовала, что Христос воскресит брата? И Христос как бы отвечает ей на ее предчувствие: «Воскреснет брат твой». «Знаю, что воскреснет, – говорит Марфа, – в воскресение в последний день». «Я есмь воскресение и жизнь, – сказал Христос, – «верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек». И, обратившись к Марфе, спросил ее: «Веришь ли сему?» Услышав эти слова, Марфа, предпочитавшая, как некоторые думают, материальные домашние заботы – «единому на потребу», т.е. слышанию Слова Божия, вдруг, подобно апостолу Петру, исповедует Христа как «Сына Божия, грядущего в мир». «Так Господи», – сказала она, – я верую, что Ты Сын Божий, грядущий в мир» ( Ин. 11:27 ). Взволнованная встречей с Учителем и своим исповеданием Его Божества, Марфа стремительно возвращается домой и тайно зовет сестру свою, говоря ей: «Учитель здесь и зовет тебя». И обе сестры с поспешностью идут к Иисусу. Иудеи, которые были в доме с Марией и утешали ее, «видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб плакать там». А Христос еще оставался на том месте, где встретила Его Марфа. Придя туда и увидев Иисуса, Мария пала к ногам Его и сказала: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Увидев ее плачущую и пришедших с нею иудеев плачущих, Иисус Сам «восскорбел духом и возмутился. И сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

Притча, след., учит не тому, кого надо считать ближним, а как самому сделаться ближним для каждого человека, нуждающегося в милосердии. Различие между вопросом книжника и ответом Господа имеет большое значение потому, что в Ветхом Завете, ради ограждения избранного народа Божия от дурных влияний, устанавливались различия между окружающими людьми, и «ближними» для еврея считались только его соотечественники и единоверцы. Новозаветный нравственный закон отменяет все эти различия и учит уже всеобъемлющей евангельской любви ко всем людям. Законник спрашивал: кто мой ближний, как бы опасаясь возлюбить людей, которых он не должен любить. Господь же поучает его, что он должен сам сделаться ближним тому, кто в нем нуждается, а не спрашивать, ближний он ему или нет: не на людей должно смотреть, а на свое собственное сердце, чтобы не было в нем холодности жреца и левита, а было милосердие Самарянина. Если будешь рассудком различать между ближними и не ближними, то не избежишь жестокой холодности к людям и будешь проходить мимо «впадшего в разбойники,» как поступили священник и левит, хотя этот человек, как иудей, был им ближний. Милосердие — условие наследования жизни вечной. Господь Иисус Христос в доме Марфы и Марии (Луки 10:38-42). «Одно селение,» в которое вошел Иисус, по-видимому, Вифания — селение расположенное на одном из склонов горы Елеонской, вблизи Иерусалима. В Марфе и Марии, которые приняли Господа, легко узнать сестер любимого Господом Лазаря, о воскрешении коего повествует св. Еванг. Иоан в 11 гл. Обе они являются здесь с теми же качествами, какие описаны у св. Иоанна: Марфа отличалась живым и подвижным характером, Мария — тихой и глубокой чувствительностью. Приняв Господа, Марфа начала суетиться с приготовлением угощения; Мария же села у ног Иисуса, слушая Его. Видя, что ей трудно справиться одной, Марфа обратилась к Господу как будто с упреком, из которого ясно видны дружеские отношения Господа к ее семье: «Господи, или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне.» Оправдывая Марию, Господь ответил Марфе с таким же дружеским упреком: «Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом; а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимается у нее.».

http://sedmitza.ru/lib/text/430493/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим и другие события евангельской истории 6 мин., 18.04.2019 Содержание Со входом Господним в Иерусалим связано сразу несколько важных событий евангельской истории. Для того чтобы понять, почему приход Спасителя произвел такое впечатление на всех горожан, следует обратить внимание на то, что случилось за день до этого. Воскрешение друга Когда Христос уже собирался идти в столицу, из расположенного рядом с ней селения Вифания пришла весть о том, что заболел Его друг Лазарь. Сестры Лазаря, Марфа и Мария, прислали к Спасителю вестника, которому Тот сказал: « Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией» (Ин 11, 4) . Смысл Его слов стал понятен не сразу. Тем более что когда Христос с учениками пришел в Вифанию, Лазарь уже скончался. Шел четвертый день с момента его погребения, и Спасителя встретили  опечаленные сестры умершего. – Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой, – сказала Ему Марфа. – Воскреснет брат твой, – утешил ее Иисус. – Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день, – ответила Марфа. Сложно сказать, какие чувства она испытывала при этом. Но именно тут Спаситель произнес фразу, которая стала одной из ключевых в последующей жизни всей христианской Церкви. – Я и есть воскресение и жизнь, – сказал Он, – верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек. После этих слов Иисус вместе с сестрами Лазаря, Своими учениками и в окружении толпы пришел ко гробу умершего и приказал открыть дверь внутрь. Когда камень, закрывавший вход, отвалили, к удивлению, смущению и испугу многих из усыпальницы, весь обвитый погребальными пеленами, вышел воскресший друг Господа. Это событие вошло в богослужебную жизнь Церкви под названием Лазаревой субботы. Она отмечается накануне праздника входа Господня в Иерусалим. Ну а тогда, две тысячи лет назад, Вифанию, ее окрестности, а вскоре и расположенный рядом Иерусалим, потрясло невероятное известие. Десятки свидетелей разнесли всюду весть о случившемся, и столица замерла в ожидании. Теперь мало кто сомневался: обещанный через пророков Мессия-Христос был рядом, менее чем в дне пути, и вот уже скоро должен был войти в Свой город. Помазание миром

http://foma.ru/lazareva-subbota-vhod-gos...

Свести счеты с Иисусом первосвященникам хотелось давно, недаром они постоянно подсылали к Нему провокаторов, пытавшихся подловить Его на чем-нибудь противозаконном. Во-первых, им не нравилось, чтó Он говорит. Ведь Христос не только наполнял исконным смыслом традиционные обряды и установления закона — Он открыто обличал вождей иудейского народа, которые сели на Моисеевом седалище , возлагают на плечи людям бремена тяжелые и неудобоносимые , а сами не хотят и перстом двинуть их (Мф 23:2, 4)! Во-вторых, им не нравилось, как Он говорит — как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи » (Мф 7:29). Но больше всего им не нравилось, впечатление, которое Иисус производит на народ. Мнения о Нем среди людей ходили разные: одни почитали Его великим учителем мудрости, другие — пророком (или даже кем-то из великих пророков, восставшим из мертвых), третьи — долгожданным Мессией, Христом, Помазанником Божиим. Но для всех было очевидно одно: Никогда человек не говорил так, как Этот Человек (Ин 7:46). Вот и терзали первосвященников банальные страсти — зависть и злоба. Но в глазах народа им вовсе не хотелось выглядеть завистливыми и мстительными, поэтому они боялись прилюдно обличать такого авторитетного Учителя, как Христос, не говоря уже о том, чтобы арестовать Его. Им нужен был повод — а повода всë не находилось... Однако после того как Иисус воскресил Лазаря, уже четыре дня лежавшего в гробу, первосвященники не могли больше ждать. Это чудо было слишком явным, слишком соблазнительным и к тому же случилось слишком близко от столицы и при слишком большом стечении свидетелей (Вифания, где это произошло, всего в трех километрах от Иерусалима)! Иисуса надо срочно убрать, постановили первосвященники и присоединившиеся к ним фарисеи на экстренно созванном совете: Если оставим Его так, то все уверуют в Него (Ин 11:48). А тут еще, как нарочно, через несколько дней Пасха, Иерусалим будет полон людьми, вокруг Иисуса привычно соберется толпа и к Нему уже не подступишься. Значит, нужно поторопиться и «решить вопрос» до Пасхи, как можно тише и незаметнее, решили первосвященники.

http://foma.ru/pervosvyashhenniki-anna-k...

Сие происходило в Вифаваре, где крестил Иоанн; Иисус оставил Иудею и пошел опять в Галилею; надлежало же Ему проходить через Самарию; Он приходит в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу, там был колодец Иаковлев; Иисус, утрудившись от пути, сел у колодца; приходит жена из Самарии почерпнуть воды (ученики отлучились в город); сии слова говорил Иисус у смоковницы; и ходил Иисус в храм, в притворе Соломоновом; есть же в Иерусалиме у святых ворот купальня, при которой было пять крытых притворов; из Иудеи Иисус пошел в страну, близ пустыни, в город называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими“ 699 . Иоанн знает, где находится поток Кедронский, Гефсиманский сад, первосвященнический двор, претория, Голгофа, сад Иосифа из Аримафеи с пещерою, в которой похоронили Спасителя, Вифания 700 . Иоанн знает все праздники Иудейские; подробно и точно описывает он различные торжественные и религиозные процессии, совершавшиеся в известные дни и часы в Иерусалимском храме. Иногда он не описывает их, но постоянно имеет пред своими глазами. Вот почему все, что в данном случае Иоанн сообщает, можно понять только тогда, когда будет воспроизведена соответствующая обстановка. Так, напр., в одном месте 701 он напоминает об одном торжественном обряде праздника Кущей. Ежедневно, после утренней жертвы в храме, громадные толпы народа вместе с очередным священником шли к священному колодцу Силоамскому. Дорогою пелись священные псалмы. Священник наполнял золотой сосуд водою и при радостных восторженных криках народа, под звуки труб и кимвалов, с пением священных гимнов, возвращался в храм. Здесь на алтаре жертвенном совершал жертву возлияния, а в это время народ пел под музыку слова пророка Исаии, относившиеся к Мессии 702 . Иоанн знает, когда и какие приносились жертвы в храме, из каких стран и городов приходил народ в Иерусалим на великие праздники, что делали приходившие сюда, какими чувствами были наполнены их души, какие обряды соблюдали здесь они.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010