С 1994 г. общины РПСЦ в К. перерегистрировались в составе «Русской истинно-православной церкви» (самоназвание общин РПЦЗ на Украине). На этом настаивал неканонически рукоположенный 27 марта 1994 г. в юрисдикции Валентина Русанцова «епископ Симферопольский и Крымский» Агафангел Пашковский. В 1994 г. были зарегистрированы «Русская ИПЦ г. Симферополя» (в ведении Агафангела Пашковского), община в Симферополе св. Царственных мучеников Одесской епархии РПСЦ (в ведении Лазаря (Журбенко)). В дек. 1996 г. в Симферополе получило регистрацию Крымское епархиальное управление «Русской ИПЦ» во главе с Пашковским. Созданный В. Лапковским «Крымский благочиннический округ РПСЦ юрисдикции за границей» (в ведении Канского еп. Варнавы (Прокофьева)) отказался подчиняться Пашковскому. В 1997 г. Пашковский инициировал открытие на окраине Симферополя женского мон-ря. В 1998 г. в Симферополе зарегистрирована община арх. Михаила Крымской епархии Русской ИПЦ, в 1999 г.- Рождество-Богородичный приход в Керчи (в 2000 присоединился к УПЦ), в 2000 г. получили регистрацию община Всех святых в Феодосии, Троицкий приход в с. Чистеньком Симферопольского р-на и приход св. царевича Алексия в Симферополе. После создания в 2001 г. РПЦЗ в новую юрисдикцию митр. Виталия (Устинова) (РПЦЗ(В)) перешло большинство крымских приходов, подчинявшихся Пашковскому. Последним приходом в ведении Русской ИПЦ в К. 16 нояб. 2007 г. получил регистрацию приход св. царевича Алексия в Ялте. Синод РПЦЗ 19 марта 2003 г. постановил объединить Крымско-Симферопольскую и Одесскую епархии в одну с центром в Одессе во главе с Пашковским. В К. в подчинении Пашковского остался только приход прп. Елисаветы Феодоровны в Феодосии (2002). 19 апр. 2007 г. Пашковский был запрещен в служении Синодом РПЦЗ, 1 сент. 2009 г. лишен сана. Сторонники Пашковского, живущего в Одессе, в нояб. 2008 г. объявили его «митрополитом» и «первоиерархом» очередной раскольнической группы, прикрывавшейся названием РПЦЗ. В 2001 г. в Симферополе в офисном здании был обустроен домовый храм для «Симферопольской общины Русской ИПЦ юрисдикции РПЦЗ(В)» во имя св. Царственных мучеников, к-рая находится в юрисдикции ответвления РПЦЗ во главе с Владимиром (Целищевым). В этой же юрисдикции оказался и настоятель прихода в Феодосии В. И. Лапковский. После монашеского пострига с именем Мартин он был поставлен 8 окт. 2010 г. во «епископа Алексинского и Южнорусского»; изредка совершает службы в К.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

В ряде районов К., прежде всего на нижней Печоре, сохранялись и переписывались старообрядческие книги. Поиски в К. древнерусских рукописей начал В. И. Малышев в 1937 г. В 50-х гг. XX в. археографические экспедиции Пушкинского Дома стали систематическими, их результаты отразились в работе Малышева «Усть-цилемские рукописные сборники XVI-XX вв.» (1960) и в Усть-Цилемских собраниях в Древлехранилище ИРЛИ. Наличие большого числа выговских рукописей в Усть-Цильме (не только списков, создававшихся в Выговском общежительстве для распространения среди поморцев др. регионов, но и рукописей выговского архива) подтверждает тесные связи Усть-Цильмы с Выгом. В сер. 60-х гг. XX в. состоялась 1-я экспедиция ИРЛИ на Удору, продолженная в 70-80-х гг. учеными Сыктывкарского гос. ун-та. Экспедиция выявила местную рукописную традицию и сформировала Вашкинскую книжную коллекцию ИРЛИ. В Усть-Цильме проходят Мяндинские чтения, посвященные рукописной книжности и истории края. Е. А. Агеева, В. В. Власова,Т. И. Дронова Бывшие общины Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) Община РПЦЗ появилась в К. в 1998 г. в результате выхода из РПЦ Стефано-Афанасиевского мон-ря в с. Вотча. В 1999 г. насельники мон-ря создали скит в дер. Бердыш Троицко-Печорского р-на. В 2001 г. они перешли сначала в юрисдикцию митр. Виталия (Устинова) - РПЦЗ(В), в 2006 г.- в Российскую православную церковь (РосПЦ). В результате расколов в РПЦЗ скит долгое время пустовал, в 2008 г. он был воссоздан как Андроников скит в юрисдикции РПЦЗ(В). В 2001-2007 гг. в Сыктывкаре существовала община св. Прокопия Устюжского РосПЦ. В 2006 г. в РосПЦ перешел созданный в 2004 г. приход во имя св. Царственных мучеников и всех новомучеников и исповедников Российских в с. Ыб Сыктывдинского р-на. Все общины не зарегистрированы. Римско-католическая Церковь Первые католики появились в К. в 30-х гг. XX в. в связи с депортацией советских немцев в лагеря на территории К. Имелось неск. католич. общин без священников, верующие тайно приходили на молитвенные собрания. Напр., община в Човью (ныне в черте Сыктывкара) существовала вплоть до сер. 90-х гг. XX в., когда большинство католиков уехали из К. В 2003 г. в Ухте был зарегистрирован приход св. Терезы из Лизьё, относящийся к архиепархии Божией Матери в Москве. Протестантские церкви, деноминации и секты

http://pravenc.ru/text/1841836.html

В 1978 г. прибывший из СССР во Францию «истинно православный» мон. Антоний (А. А. Чернов) был принят в РПЦЗ архиеп. Антонием (Бартошевичем) . Однако уже в 1980 г. Чернов покинул РПЦЗ и перешел в одну из греко-старостильных юрисдикций. Он выступал против РПЦЗ со статьями, в к-рых обвинял ее иерархов в связях с ЦРУ и масонстве. Также Чернов писал, что известные в СССР катакомбные деятели Лазарь (Журбенко) и Антоний Голынский-Михайловский являлись специально внедренными в «истинно православное движение» агентами КГБ. В свою очередь Архиерейский Синод РПЦЗ в 1981 г. выдвинул аналогичное обвинение против Чернова. В апр. 1982 г. для налаживания связи с движением И. п. х. в СССР епископы РПЦЗ Антоний (Бартошевич) и Марк (Арндт) тайно хиротонисали гражданина Франции иером. Варнаву (Прокофьева) во епископа Канского. В мае того же года еп. Варнава прибыл в СССР по туристической визе. В Москве он тайно хиротонисал во епископа перешедшего в РПЦЗ бывш. иеродиак. Иркутской епархии РПЦ Лазаря (Журбенко). Еп. Лазарь получил в РПЦЗ титул «Тамбовский и Моршанский» и должен был окормлять катакомбные общины в СССР. Весной 1990 г., после снятия при М. С. Горбачёве ограничений на религиозную деятельность, еп. Лазарь (с 1991 архиепископ) по указанию первоиерарха РПЦЗ митр. Виталия (Устинова) перешел от катакомбного к открытому церковному служению, основав в центре Москвы 1-й легальный приход РПЦЗ на территории СССР с храмом во имя Царственных мучеников. 25 июля 1990 г. Архиерейский Синод РПЦЗ опубликовал офиц. подтверждение архиерейской хиротонии еп. Лазаря. Под окормлением архиеп. Лазаря было ок. 50 приходов, к-рые считали себя бывш. катакомбными общинами. В 1990 г. самостоятельно в юрисдикцию РПЦЗ в непосредственное подчинение Берлинского архиеп. Марка (Арндта) был принят мон. Амвросий (Смирнов-Сиверс) из Москвы, объявивший себя настоятелем московской «истинно православной общины св. Андрея» (арендовавшей для служб ритуальный зал Котляковского кладбища). Он получил должность благочинного «Немецкого благочиния истинно православных приходов в СССР», члены клира считали себя преемниками андреевцев.

http://pravenc.ru/text/675029.html

– Да, отец успел издать эту книгу. Следователи до сих пор пользуются ею, потому что материалы дела там опубликованы полностью. – Что вы чувствовали, когда, будучи еще студентом, везли через океан дело об убийстве Царской Семьи на груди? – Это всё меня, конечно, потрясло. Это очень важный момент для всей моей жизни. Я вернулся в университет, и мне было уже не до учебы. Когда община начинается с дружбы Александр (будущий Владыка Агапит) и Михаил Горачеки. 1970 г. – Как вы оказались в монастыре? – В Европе православного монашества как такового не было, разве что только выходцы из Почаева. У нас из них был владыка Павел (Павлов), духовный сын владыки Виталия (Устинова). Он был епископом в Англии, Бразилии, Канаде. В Германию приехал помогать тогда уже старенькому владыке Филофею (Нарко), архиепископу Берлинскому и Германскому. Взял на себя все текущие дела. Он был замечательным епархиальным архиереем. Великий подвижник. Мой отец очень дружил с владыкой Павлом, он часто ночевал у нас, когда бывал во Франкфурте. Благословил меня на монашество. Он же постригал и рукополагал в иеромонахи владыку Марка (Арндта). – Как вы познакомились с владыкой Марком? – Я его знал еще по франкфуртской общине, до пострига. К тому моменту, когда мои дела в университете после возвращения из Америки пошли похуже, он служил уже в Висбадене. Стал там сам подвизаться по Афонскому уставу, вокруг него образовалось братство. Это были мои друзья. Отец Николай Артемов, ныне служащий священник кафедрального собора Святых Новомучеников и Исповедников Российских и святителя Николая в Мюнхене, тогда уже женился. Наташу, ныне матушку, я тоже уже давно знал; они раньше меня перебрались в Висбаден к владыке Марку, тогда еще архимандриту. Это был давнишний круг моего общения, некогда меня втянул в него старший брат Михаил. Они все были постарше меня: когда мне было 13 лет, им было уже по 18, но я как-то подтянулся и, когда ходили гулять, примыкал к ним. А потом я вот и в Висбаден стал ездить. Там был очень строгий устав: вставали раньше четырех утра, Полунощница, кафизмы, каноны, каждый день литургия. Как мне всё это нравилось!

http://pravoslavie.ru/131463.html

Митрополит Филарет был выдающимся проповедником. Прот. Петр: При владыке Филарете началось присоединение нерусских приходов (греков, болгар и румын) и активное обращение иноверцев. Так, при третьем митрополите РПЦЗ прославили св. Ксению Петербургскую, Оптинских старцев и Царскую семью, о чем в СССР нельзя было даже думать. Иер. Даниил: Митрополит Филарет запомнился своими скорбными посланиями, которые заложили богословский фундамент отрицания экуменизма. В них он воззрел на вызов времени и предостерег о его опасности. О митрополите Виталии (Устинове) (1986-2001) Арх. Иларион: Митрополит Виталий был всеми уважаем за его подвиги спасения многочисленных русских людей в послевоенной Германии от насильственной репатриации в Советский Союз, где этих людей ожидали лагеря и верная смерть. Время его первосвятительства выпало на перестройку и падение коммунистической власти в России. Митрополит Виталий горячо любил Россию и в период перестройки всячески старался отправлять верующим людям и священнослужителям духовную литературу и материальную помощь. Как одарённый оратор, митрополит Виталий всех призывал к молитве и внутреннему деланию. Прот. Петр: Удержание и укрепление Церкви было целью владыки Виталия. Он был против контактов с духовенством в Советском Союзе, и поэтому произошла консервация РПЦЗ самой в себе. О митрополите Лавре (Шкурле) (2001-2008) Арх. Иларион: Богу было угодно поручить добрейшему и любвеобильному, кроткому митрополиту Лавру возглавить РПЦЗ в благоприятное время для восстановления единства РПЦЗ с Православной Церковью в России. Вместе со Святейшим Патриархом Алексием II он подписал Акт о воссоединении в мае 2007 года. В этом его великая заслуга перед Церковью, и его имя навсегда запомнится в церковной истории. Прот. Петр: На долю митрополита Лавра легла не легкая доля – ему надо было переубедить людей. Старое поколение сидело на месте, и не только не хотело ничего менять, но даже не желало видеть положительных изменений в России. Часть работы по воссоединению легло на плечи Патриарха, и надо поражаться той физической энергии и силе воли, которые проявили митрополит Лавр и Святейший Патриарх Алексий, пойдя на этот шаг.

http://pravoslavie.ru/36683.html

Епископ Иоанн прибыл в Буэнос-Айрес, где разместилась его резиденция, в непростой момент. Еще восемь лет назад оба представителя клира и монашествующих в Чили присоединились к расколу внутри Зарубежной Церкви, вызванному ее бывшим первоиерархом митрополитом Виталием (Устиновым, 1910–2006): в июле 2001 года он ушел на покой, но вскоре принял участие в создании неканонической Русской Православной Церкви в изгнании; действия владыки Виталия были продиктованы нежеланием сближения с Московским Патриархатом. А в 2007 году, после подписания Акта о каноническом общении Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, ряд приходов в Аргентине и Бразилии прильнул к главному штабу раскольников – так называемому Временному центральному управлению Русской Зарубежной Церкви во главе с епископом Одесским и Таврическим Агафангелом (Пашковским), не признавшим единства Русской Церкви. Другая насущная проблема Южно-Американской епархии – нехватка духовенства. Многие приходы годами живут без священника, что отдаляет паству от церковной жизни, ослабляет позиции Русской Церкви в регионе. Сейчас епископ Иоанн готовится к празднованию 50-летия кафедрального собора Воскресения Христова в Буэнос-Айресе, которое состоится в июле 2010 года. Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви постановил провести торжественные богослужения, а также выставки икон Божией Матери из России и другие мероприятия, приуроченные к этому событию. – Владыка Иоанн, вы – один из двух архиереев-единоверцев в Русской Зарубежной Церкви. Как вы познакомились со старообрядчеством? Что привлекло вас в этой древней православной традиции? – Мой друг-латыш, изучавший цыган, говорил: «Если выучишь цыганский язык, сам превратишься в цыгана». Я же, когда поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, сблизился со старообрядцами и быстро стал одним из них. На родине моих родителей, в Латвии, до ее оккупации Советским Союзом примерно половина русского населения были староверами. Русский писатель Николай Семенович Лесков, в 60-е годы XIX века посетивший Ригу для изучения состояния народного образования в старообрядческой общине, писал, что рижские старообрядцы – самые образованные и культурные в Российской империи. Старообрядческая тема нашла отражение в повести Лескова «Запечатленный ангел».

http://pravoslavie.ru/31111.html

Виталия (Устинова) . В кон. ХХ в. были созданы 2 общины «Российской православной автономной церкви» («суздальский раскол»). Старообрядчество. Первые упоминания о группах старообрядцев в К. о. относятся к 1948 г. Община Русской православной старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия ) была зарегистрирована в 2004 г., в К. о. также имеется община поморцев . Е. А. Маслов Римско-католическая Церковь. Первым католич. Прусским епископом 18 февр. 1216 г. стал Христиан (Кристиан), организовавший рыцарский Добжиньский орден для введения христианства в Пруссии силой оружия. Ок. 1218 г. папа Гонорий III призвал христ. мир к крестовому походу против язычников-пруссов (приравнивался к походу в Палестину). Крестовый поход в Пруссию состоялся в 1222 г. и был повторен в следующем году. В 1229 г. кн. Конрад Мазовецкий обратился за помощью в борьбе с пруссами к Тевтонскому ордену. Христианизация Пруссии крестоносцами была насильственной, шла медленно и большого успеха не имела. Согласно католич. источникам, военная экспансия в Пруссию была предпринята ради защиты христиан и миссионеров от нападавших на них язычников-пруссов, к-рые, кроме того, разоряли соседние польск. земли. Однако, по всей вероятности, названные обстоятельства были поводом для захвата Тевтонским орденом прусских земель. В соответствии с буллой папы Григория IX от 12 сент. 1230 г. Тевтонский орден был признан основным церковным институтом в Пруссии. В 1231 г. кн. Конрад Мазовецкий заключил с орденом договор, по которому крестоносцы утвердились на землях, ранее находившихся под управлением Прусского еп. Христиана. В 1234 г., в связи с тем что еп. Христиан попал в плен, папа объявил прусские земли собственностью Папского престола и передал их Немецкому ордену, к к-рому в 1235 г. присоединился Добжиньский орден. В 1243 г. папа Иннокентий IV утвердил в Пруссии 4 еп-ства: Помезанское, Варминское (Эрмландское), Самбийское (Земландское) и Кульмское (впосл. Хелминьское). После смерти еп. Христиана в 1245 г. Иннокентий IV создал архиеп-ство Пруссии и Ливонии во главе с Альбертом Суербером, преобразованное впосл.

http://pravenc.ru/text/1319977.html

А потом я подумал: «А кто у нас в стране вообще знает что-либо о Международном Фонде славянской письменности и культуры? А помнят ли, что именно Международный Фонд официально создан в 1989 году по инициативе русских писателей Виталия Маслова, Василия Белова, Валентина Распутина, академиков Никиты Ильича Толстого и Олега Николаевича Трубачева, скульптора Вячеслава Михайлович Клыкова и других авторитетных и уважаемых людей, по благословению Патриарха Алексия II?» Думаю, что почти никто не знает и не помнит. А кто знает , как появился впервые после 1917 года в нашей стране Праздник День славянской письменности и культуры, отмечаемый 24 мая? Наверное, почти никто и не в курсе, что день 24 мая был объявлен «праздником славянской культуры и письменности» инициативной группой русских писателей – участников создания будущего Фонда, еще при СССР в 1985 году. А сам Праздник с 1986-го года начали отмечать в Мурманске в рамках традиционных литературных встреч «Дни Баренцева моря» русские писатели: В.С. Маслов, В.Смирнов, В. Тимофеев, О. Воронов, Б. Орлов, Н. Колычев, И. Козлов, В. Сорокожердьев, В.Санги, В. Крупин, Ю. Кузнецов, В. Устинов, Ю. Медведев , С.Шуртаков, В.Личутин, В.Бондаренко, И. Меркурьев, В. Шапошников, Г. Юшков, В. Шириков и другие. А потом каждый год центры торжеств переходили из города в город: Вологда, Великий Новгород, Киев, Минск, Смоленск, Владимир, Белгород, Кострома… И среди ярких участников перебывали практически все самобытные русские писатели-«почвенники», и прежде всего Василий Белов и Валентин Распутин. Загляните в Википедию, ознакомьтесь с хронологией празднования: «1986 год – в Мурманске прошёл первый праздник под названием «Праздник письменности»; 1987 год – Вологда; 1988 год – Великий Новгород; 1989 год – Киев; 1990 год – Минск; 1991 год – Смоленск; 1992 год – Москва ; 1993 год – Москва; 1994 год – Владимир; 1995 год – Белгород; 1996 год – Кострома; 1997 год – Орел; 1998 год – Ярославль; 1999 год – Псков; 2000 год – Рязань; 2001 год – Калуга; 2002 год – Новосибирск; 2003 год – Воронеж; 2004 год – Самара; 2005 год – Ростов-на-Дону, Новочеркасск; 2006 год – Ханты-Мансийск; 2008 год – Тверь; 2009 год – Саратов. С 2010 года основные торжества стали проходить в Москве и во всех городах России…».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/22/ka...

В октябре 1941 г. архиепископ Серафим приезжал в Братиславу и рукоположил там в сан иеродиакона монаха Сергия (Ромберга) и во иеромонаха о. Виталия (Устинова), который с того времени обслуживал по воскресеньям и большим праздникам население трех сел: Медвежье, Порубка и Корневцы. В 1942 г. о. Виталий воодушевил крестьян на постройку в селе Медвежьем нового большого деревянного храма вместо обветшавшего старого (этот храм был освящен в начале 1944 . 22 октября 1941 г. Владыка Серафим провел с православным духовенством в Братиславе конференцию о церковном положении в стране, а 23 октября посетил органы власти Словакии, которые благожелательно отнеслись к подчинению словацких православных приходов Берлинскому архиепископу. 3 ноября 1941 г. епископ Сергий (Королев) согласился с включением евлогианского Крестовоздвиженского прихода в Братиславе в Германскую епархию на основе договоренности от 3 ноября 1939 г., с сохранением юрисдикционного отношения общины к митрополиту Евлогию . 28 ноября 1941 г. архиепископ Серафим обратился в Рейхсминистерство церковных дел с ходатайством о включении словацких православных приходов в Германскую епархию, сообщив, что в этой стране действует 13 православных приходов Мукачевско-Пряшевской епархии, три богослужебных пункта, один монастырь и евлогианский приход в Братиславе – всего 18 церквей и 12 священников, из них четыре иеромонаха. 9 декабря министерство ответило Владыке, что еще 22 сентября уведомило о состоявшемся включении Рейхсминистерство иностранных дел. 12 декабря о своем согласии сообщило ведомство шефа полиции безопасности и СД, а 5 января 1942 г. – Германский . Следует отметить, что у членов братства прп. Иова нередко возникали конфликты с оказавшимися с ними в составе одной епархии евлогианами. Так, 7 мая 1941 г. архимандрит Серафим (Иванов) в письме служившему в Праге епископу Сергию (Королеву) попросил благословить создание подворья обители прп. Иова в Братиславе. После отказа Владыки Духовный собор братства 5 июня постановил послать 20 июня архимандрита Нафанаила в Братиславу на встречу с епископом (который приезжал в Словакию для посвящения игумена Михаила во архимандрита), чтобы «стараться всеми силами получить согласие Владыки Сергия на открытие подворья в Братиславе, в случае же категорического его отказа в этом, сказать, что мы оставляем за собой свободу действий». В итоге епископ Сергий так и не согласился, и обитель смогла устроить свое подворье в Братиславе только в 1944 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/9606823/

Учащиеся помогали в издательской деятельности. В октябре 1941 г. братство обратилось к русским жителям Словакии с призывом поступать работниками в типографию. При этом отмечалось, что «лица, имеющие хотя бы неполное среднее образование, в свободное от работы время могли бы за зиму подготовиться к церковной работе в качестве священника или . Всего за время существования монастыря в нем были подготовлены 20 священников. Ладомировская обитель весь период своего существования являлась важнейшим центром русской эмиграции в Чехословакии. Братство поддерживало тесные контакты с эмигрантскими организациями в Праге и русскими обществами в Братиславе, Кошицах, Мукачево и Ужгороде, в том числе со студенческими организациями. Так, 20 сентября 1942 г. представители обители участвовали в собрании, организованном Обществом русских студентов «Добрянский» в словацком городе . Даже после начала Второй мировой войны в обитель продолжали приезжать видные представители русской эмиграции. Так, в августе–сентябре 1940 г. (на монастырский праздник прп. Иова Почаевского) в Ладомировой пребывал Первоиерарх Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) митрополит Анастасий (Грибановский), рукоположивший 5 сентября в сан иеромонаха о. Киприана (Пыжова). 29 августа, в день Усекновения Главы Иоанна Крестителя, Владыка Анастасий в своем слове в обители отметил: «Совершаются великие события, смысл которых мы не можем еще уразуметь в настоящее время. Перевертывается страница всемирной истории. Прежний мир колеблется на чашке весов и как бы изживает себя; нам кажется по временам, что уже секира лежит пред корнем бесплодного дерева всей современной гордой культуры, забывшей вечные заповеди . 22 августа 1940 г. Архиерейский Синод РПЦЗ принял к сведению сообщение настоятеля братства прп. Иова от 20 июля о пребывании в обители епископа Мукачевско-Пряшевского Владимира (Раича), который рукоположил иеродиакона Григория (Пыжова) во иеромонаха, монаха Виталия (Устинова) – во иеродиакона, монаха Сергия (Ромберга) – во иподиакона и дал инструкцию администратору словацких приходов протоиерею В. Соловьеву относительно . Также в 1940 г. проживавший в Праге епископ Бельский Сергий (Королев) дважды – в июне и сентябре – приезжал в Словакию и, вероятно, посетил монастырь прп. Иова.

http://sedmitza.ru/lib/text/9606823/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010