В конце 1940-х годов архимандрит Иов открыл ещё два монастырских подворья: в Ницце (Франция) под руководством иеромонаха Феодосия (Трушевича) и в Германии с отдельным корпусом, домовым храмом и типографией при приходе святого Прокопия Устюжского в Гамбурге под началом архимандрита Виталия (Устинова). Наиболее активным было Гамбургское подворье, при котором в 1945—1948 годы действовала типография преподобного Иова Почаевского, переведённая в 1948 году в лагерь русских беженцев Фишбек. В 1950 году епископ Нафанаил инициировал открытие ещё двух монастырей во Франции. Первый был открыт недалеко от Озуар-ла-Ферьер игуменом Никодимом (Нагаевым), второй — в Южной Франции, в городе По, где с 1867 года существовала Алексанро-Невская церковь; ответственным за его создание стал иеромонах Пантелеимон (Рогов). Кроме них для организации подворий из Мюнхена были откомандированы еще 4 монаха. В 1947 годы в монастыре проживало 32 человека, в 1948 году — 46 человек. Затем число насельников стало уменьшаться, так как они уезжали в США и Швейцарию. В 1951 году часть насельников во главе с иеромонахом Игнатием (Ракшей) переселилась на Святую Землю. Жить в Западной Германии, вблизи границ социалистического лагеря, казалось небезопасным. К концу 1954 года в обители остались 25 человек, среди них несколько немцев. В 1950 году в монастыре возобновилось типографское дело, монахи издавали жития святых, молитвословы, церковные календари, периодику. В 1950-х годах в монастыре действовали двухгодичные пастырские курсы, которыми руководил протопресвитер Василий Виноградов. Со временем все подворья монастыря были закрыты. Рядом с монастырскими стенами монахи посадили виноград, завели ульи, во дворе появилось много плодовых деревьев, преимущественно яблонь. При втором настоятеле архимандрите Корнилии (Малюшицком) православным монастырём стали интересоваться местные немцы, которым он рассказывал о Православной Церкви и монашеской жизни. Некоторые из них жертвовали монастырю иконы и кресты, доставшиеся им в качестве военных трофеев.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Совместные моления представителей РПЦЗ и англикан не были редкостью в довоенный период. Архиепископ Кишиневский и Хотинский Анастасий (Грибановский) в поездке 1924 г. в Лондон принял участие в богослужении, возглавленном Епископом Шоу (Shaw) . Во время празднований 1600-й годовщины Первого Вселенского собора в Англии митрополит Евлогий отслужил литургию свят. Иоанна Златоустого в соборе Оксфорда на особо отведенном столе . В проповеди, сказанной в англиканском монастыре св. ап. Иоанна Богослова, митр. Евлогий отметил: «Доселе у нас не было " общих и согласных " молитв. Каждая Церковь — и ваша, и наша — молилась отдельно, хотя и возносила молитвы друг за друга: вы молились за страждущую Русскую Церковь, мы отвечали вам молитвой за вас. Теперь под сению сего святого храма мы объединились в молитве, мы уже воспылаем Господу свои “общие и согласные молитвы " » . Во время тех же торжеств при посещении студентов духовного колледжа в Кентербери митрополит Антоний (Храповицкий) обратился к англиканским семинаристам с призывом, который мог бы совершенно так же быть отнесен и к православным: «Взирайте с благоговением на предстоящее вам пастырское служение, как на самую высшую заслугу пред Господом, если будете достойно исполнять свой высокий долг» . Такое участие высоких иерархов в экуменической деятельности, как во время Никейских торжеств, было для Русской Церкви беспрецедентным. Относительно клириков РПЦЗ митрополит Антоний писал служившему в Австралии протоиерею Валентину Антоньеву, что священнослужителю нельзя присутствовать на англиканских богослужениях в епитрахили, максимум в камилавке . При этом торжественное присутствие англиканского и епископального епископата на православных торжествах продолжалось. 29 июня 1929 г. при хиротонии архимандрита Николая (Карпова) во епископа Лондонского, возглавляемой митрополитом Антонием (Храповицким), присутствовали два англиканских епископа в своих облачениях . 10 июля епископ Николай, будучи облаченный в мантию, принял участие в монашеской инициации в аббатстве Нэшдом . Подобные «акты гостеприимства» продолжались и после войны. Например, 12 июля 1951 г. англиканский епископ Кенсингтона присутствовал в качестве представителя епископа лондонского на хиротонии архим. Виталия (Устинова) во епископа Монтиведосского .

http://bogoslov.ru/article/6176433

Эти формулировки, с одной стороны, не подразумевают непременного выхода РПЦ, к примеру, из главной экуменической организации — Всемирного Совета Церквей, а с другой — жестко регламентирует позицию православных на форумах такого рода. Наиболее непримиримые противники соединения с Московской Патриархией из числа членов РПЦЗ — это по большей части священники и миряне, отпавшие в раскол внутри собственной юрисдикции, который после ухода на покой в 2001 году митрополита Виталия (Устинова), бывшего первоиерарха Зарубежной Церкви, учинили влиятельные лица из окружения престарелого владыки. С точки зрения «непримиримых», готовность нынешнего священноначалия РПЦЗ смириться с некоторыми формами экуменической деятельности РПЦ равносильно попранию чистоты Православия. Однако, если внимательно проанализировать этот пункт — как и все другие, вызывающие неприятие позиции митрополита Лавра и Архиерейского Синода РПЦЗ среди некоторых ее чад, — то станет ясно: логически состоятельные аргументы довоенных лет и эпохи холодной войны совершенно исчерпаны, если не дискредитированы. Так, до начала 1960-х годов, то есть во времена, когда зарубежным первоиерархом был еще митрополит Анастасий (Грибановский), владыка дореволюционно-«белогрвардейской» генерации, далекий от экуменической «широты» взглядов, РПЦЗ сама являлась членом Всемирного Совета Церквей.  А затем, выйдя из этой организации (не испытывая, в отличие от РПЦ, необходимости в ней находится ради идейно-политического прикрытия от антиклерикальных поползновений государства), РПЦЗ продолжала, тем не менее, регулярно получать материальную помощь от ВСЦ как Церковь беженцев. К тому же сейчас должны отпасть последние поводы для врагов объединения ригористически хвататься за факт участия РПЦ в ВСЦ. Генсек ВСЦ Сэмюэль Кобиа, который находился в последние дни с визитом в Москве, заявил: специальной комиссии по участию Православных Церквей в экуменическом движении принято красноречивое решение на будущей Генеральной Ассамблее ВСЦ, которая состоится в бразильском городе Порту-Аллегри, больше не устраивать общих молитв, а молиться отдельно по конфессиям. Кроме того, решения Генассамблеи будут теперь приниматься на основе консенсуса, то есть у православных появляется возможнось «забаллотировать» любое определение, предложенное протестантским большинством — основным проводником ненавистных зарубежникам глобалистских ценностей в христианском сообществе.

http://patriarchia.ru/db/text/26569.html

«епископ Брянско-Тульский». В янв. 1997 г. была зарегистрирована руководимая им Елисаветинская община Брянско-Тульской епархии РПСЦ в Орехово-Зуеве, получившая в аренду часовню во имя прмц. Елисаветы Феодоровны. В апр. 1998 г. часовня возвращена РПЦ. В 1992-1993 гг. зарегистрированы общины во имя мч. цесаревича Алексия в Мытищах, во имя прмц. Елисаветы в Орехово-Зуеве, в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Подольске. В ведении Российского правосл. братства прп. Иова Почаевского были учреждены в 1992 г. приход во имя св. Иоанна Кронштадтского в Климовске и приход во имя св. Иоанна Предтечи в Королёве. В 1993 г. была создана Московская епархия РПЦЗ, центром к-рой стал Подольск. В 1992-1993 гг. в центре города действовал храм РПЦЗ в честь Донской иконы Божией Матери. В 1996 г. В. Мелихов построил собор Московской епархии РПЦЗ во имя царя-мученика Николая и св. царственных мучеников близ железнодорожной ст. Силикатная (ныне в черте Подольска), настоятелем храма стал секретарь Московского ЕУ РПЦЗ в 1993-1994 гг. прот. Алексий Аверьянов. В 1999-2000 гг. в котеджном поселке «Станица Мелихова» в дер. Плещеево Подольского р-на (ныне в черте Подольска) было построено синодальное подворье РПЦЗ, действовавшее под рук. занимавшего с 1996 г. должность управляющего Московской епархией РПЦЗ еп. Михаила (Донскова), в 2007 г. воссоединившегося с РПЦ. При подворье имелась канцелярия, секретарем к-рой стал диак. Алексий Лашкеев-Старицын (с 2004 священник). После отделения от РПЦЗ митр. Виталия (Устинова) подворье и приход в Подольске под рук. Лашкеева-Старицына в 2001 г. перешли в РПЦЗ(В). При подворье в 2001 г. был возведен новый деревянный храм во имя царя-мученика Николая и св. царственных мучеников, который официально значится как придомовая церковь. Такой же статус придомового имеет и храм РПЦЗ(В) в честь Иверской Монреальской мироточивой иконы Божией Матери, открытый в янв. 2006 г. в частном домовладении близ железнодорожной ст. Щербинка. Украинская православная церковь (Киевский патриархат; УПЦ КП)

http://pravenc.ru/text/2564194.html

По чину святителя Иоанна Шанхайского – Ваше Высокопреосвященство, когда скончался митрополит Иларион, у вас была мысль, что вы можете оказаться на месте Первоиерарха? Какие вообще были первые мысли? – Сначала вообще был шок, страх – и только потом первая мысль: как мы будем без него? Несмотря на то, что владыка Иларион почти год болел, мы надеялись, что после курса лечения он вернется из больницы в Синод. Он и сам так предполагал. Но Господь судил иначе: владыка умер 16 мая. Мы сразу начали приготовления, чтобы достойно, с любовью, похоронить владыку в его любимом монастыре в Джорданвилле. Митрополиты Иларион и Марк      Я позвонил старейшему по хиротонии архиерею нашей Церкви митрополиту Берлинскому и Германскому Марку, первому заместителю Председателя Архиерейского Синода. Он сказал, что на следующий же день прилетит в Нью-Йорк. После погребения владыки Илариона члены Синода провели заседание 23 мая, где приняли решение созвать Архиерейский Собор и избрать Первоиерарха, который с Божией помощью будет вести наш церковный корабль. – Почему выборы состоялись спустя 4 месяца, а не через 40 дней, как это было после кончины митрополита Лавра? – На заседании Синода звучали разные предложения. Я предложил созвать Архиерейский Собор в июле в Сан-Франциско, как раз в дни, когда отмечается память святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского, Сан-Францисского чудотворца. Там, в Радостескорбященском соборе, покоятся его мощи. Диакон Николай (справа) с митрополитом Лавром и диаконом Евгением Каллауром      Владыка Марк предлагал созвать Собор в Германии, в монастыре в честь преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, где мы проводили Собор в 2017 году. Но потом решили все же не спешить и остановились на сентябре и на Нью-Йорке. В Знаменском Синодальном соборе – доме Курско-Коренной иконы, где совершалось избрание митрополитов Филарета (Вознесенского), Виталия (Устинова), Лавра (Шкурлы) и Илариона (Капрала) – решили провести Архиерейский Собор и выборы Первоиерарха. – Как проходили выборы Предстоятеля?

http://pravoslavie.ru/148738.html

Иеромонах Иларион с архиепископом Лавром и П. Лукьяновым, 1976 г. К сожалению, с владыкой Филаретом я служил всего один год: он был уже в преклонных летах и часто болел. Все, кто его помнит, знают владыку Филарета как аскета, молитвенника, наставника молодежи, которого люди очень любили за его проповеди и назидательные беседы. Это был особый человек, народ это чувствовал и до сих пор сохраняет о нем добрую память. Митрополит Виталий (Устинов) в бытность Первоиерархом продолжал окормлять свою канадскую паству, где служил до избрания. Это было время, когда я начал много ездить для окормления многочисленных приходов Восточно-Американской епархии. Спустя 11 лет меня направили в Австралийско-Новозеландскую епархию, которую я очень полюбил, полюбил ее духовенство, паству и надеялся, что там продолжится мое служение столько лет, сколько отмерит мне Господь. Это было время первоиераршества митрополитов Виталия и Лавра. Митрополит Лавр был примерным монахом, подвизавшимся в монастыре с 12 лет, и по избрании Предстоятелем нашей Церкви продолжал жить большей частью в Свято-Троицком монастыре. Все мы надеялись, что владыка проживет дольше, но Богу было угодно призвать его. Это был большой удар для всех нас и для меня лично. - Прибыв из Австралии на заседание Архиерейского Собора после кончины митрополита Лавра, что Вы ощутили, когда поняли, что Вас ждет крест Предстоятеля Зарубежной Церкви? - В первую очередь чувство ответственности перед Богом и народом Церкви Христовой. Как монахи, мы научены покоряться воле Божией и воле Церкви, и всё же каждый архиерей Божий страшится, когда на него налагают послушание Первосвятителя, поэтому я молился Богу, чтобы Он дал мне силы исполнить это послушание. - Владыка, оглядываясь назад, какой, Вы считаете, самый главный и важный итог минувших лет? Чему Вы рады, а что воспринимаете с болью? Именно к Православию обращены в последние годы взоры многих на Североамериканском континенте. - Конечно, рад тому, что в Восточно-Американской епархии растет число верующих людей. Сейчас время очередной волны новых эмигрантов из России и стран бывшего СНГ. Многие местные - американцы и люди других национальностей - также проявляют большой интерес к Православию. Несмотря на то, что, согласно официальным данным, православные составляют всего 1% населения США, именно к Православию обращены в последние годы взоры многих на Североамериканском континенте вообще и в Восточно-Американской епархии в частности. Многие принимают Православие в то время, когда другие христианские церкви, можно сказать, увядают: то и дело в прессе появляются сообщения о закрытии католических, протестантских приходов. У нас же в разных штатах на территории епархии появляются новые общины, как русскоязычные, так и англо- и испаноязычные; американцы тяготеют и к серьезной монашеской жизни, приобретают землю и строят монастыри.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/d...

После окончания обучения в семинарии при монастыре , преподавал в ней некоторые предметы (церковнославянский язык, греческий язык и другие). В результате преподавания им была составлена церковнославянская грамматика, изданная в 1964 г. В 1950 г. митрополитом Анастасием (Грибановским) рукоположен во иеродиакона, а в 1954 г. — во иеромонаха. В 1974 г. в г. Чикаго при участии митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Филарета (Вознесенского), архиепископов Серафима (Иванова) и Виталия (Устинова) и епископа Лавра (Шкурлы) хиротонисан во епископа Кливлендского, викария Чикагской епархии . В 1987 г. после кончины архиепископа Серафима (Иванова) назначен правящим архиереем Чикагской епархии. В 1990 г. возведен в сан архиепископа. В 1994 г. переведен на Австралийско-Новозеландскую кафедру , но по причине болезненного здоровья Австралийское консульство медлило с разрешением на постоянное жительство, и по ходатайству прихожан Покровского собора в Чикаго был возвращен на прежнее место. Исполняя свои обязанности по епархии, не забывал и своего иконописного искусства — им был расписан Сергиевский собор в г. Кливленде. Великим постом 2002 г. в ограде кафедрального собора владыка Алипий упал, ударившись головой об асфальт, в результате чего получил повреждения, которые лишили его возможности самостоятельно передвигаться. В 2003 г. в помощь Преосвященнейшему владыке во епископа Кливлендского был хиротонисан архимандрит Петр (Лукьянов) , бывший начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. Решением Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви от 30 июня 1 июля 2016 г. почислен на покой. В сообщении пресс-службы РПЦЗ, в частности, говорится : «Осведомившись о том, что в нынешнем году Высокопреосвященнейшему Алипию, архиепископу Чикагскому и Средне-Американскому, исполняется 90 лет и заслушав доклад Предстоятеля Русской Зарубежной Церкви о своем недавнем посещении этого почтенного старца-архиепископа, всеми уважаемого и почитаемого за многолетнее и усердное служение Христовой Церкви, Архиерейский Синод благословил последнего на заслуженный отдых, определив Его Высокопреосвященство на покой, с правом пребывания в Архиерейском доме в Чикаго, на иждивении епархии, которой он отдал все свои силы».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245484...

С отцом Петром Перекрестовым в соборе Всех скорбящих Радость Брат Иосиф (Муньос) Я родился и провел детство и юность в Монреале. Как-то в наш приход приехал высокий молодой чилиец, он начал жить в монашеском братстве преподобного Иова Почаевского под духовным руководством архиепископа Монреальского и Канадского Виталия (Устинова), с 1986 года – митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского. Этот молодой чилиец был брат Иосиф (Муньос) , иконописец, будущий хранитель мироточивой Монреальской иконы Божией Матери. Когда Иосиф только вступил в братство, он учил русский язык и занимался несколько лет русским языком с моей бабушкой, Марией Ильиничной Басовой. Они всегда стояли в храме вместе, с правой стороны, бабушка маленького ростика и высокий Иосиф, русская и чилиец. Потом, в 1982-м году, брат Иосиф поехал на Афон и получил там в дар от схиигумена Климента († 1997) Спасо-Рождественского скита в Катунаках Иверскую икону Пресвятой Богородицы. Брат Иосиф вернулся в Монреаль – и она начала мироточить. Так Иосиф стал хранителем чудотоворной иконы и ездил с ней по всем приходам – по всему миру. Брат Иосиф Муньос с мироточивой Монреальской Иверской иконой Божьей Матери Никогда в жизни я не видел ничего подобного Я до сих пор помню, как был объят и страхом, и радостью, и изумлением В августе 1983 года я уже служил в Сан-Франциско и навещал родителей в Монреале. Как раз в это время в Мансонвилле, в Спасо-Преображенском скиту, проходила праздничная служба Преображения . Там находился и брат Иосиф с мироточивой иконой. Мы с родителями, матушкой и дочкой поехали в скит на праздничную службу. Мы опаздывали, я нервничал, побежал в алтарь, приложился на автомате к иконам, и вдруг, прикладываясь к Монреальской иконе Пресвятой Богородицы, ощутил дивное благоухание. Опустил глаза – и увидел под иконой большое количество благоухающего мира. Я изумился, можно сказать, впал в состояние шока – никогда в жизни я не видел ничего подобного, настолько изобильно стекало миро. Прошло 35 лет, но я до сих пор помню, как был объят и страхом, и радостью, и изумлением.

http://pravoslavie.ru/114020.html

— Русской Зарубежной Церковью именует себя также и группа, возглавляемая Антонием Орловым. Как РПЦЗ относится к этому? — К этой группе, возглавляемой Орловым, мы никак не можем серьезно относиться. Это люди, которые обвиняют всех и вся в ереси и во всяких грехах, оправдывая, таким образом, свое канонически-скользкое положение и избегая прещений со стороны своего законного Священноначалия. Вожди этой группы ослеплены гордостью, самомнением, властолюбием и желанием играть какую-то роль. Глава этой группы, к сожалению, не имеет ни богословского образования, ни чутья к вселенскому духу участия в жизни всей Христовой Церкви, к духу церковной соборности. А это отражается и на всех остальных его «архиереев», которые стали друг друга отлучать, создавая новые «синоды» и т.д. Последнее есть явный признак пагубного раскола. Молюсь о том, чтобы Господь вразумил этих людей, которые приводят в заблуждение своих пасомых, последовавших за ними. — На канонической территории Церкви в Отечестве действует и т.н. истинно-православная церковь, под управлением Тихона Пасечника? Существует ли в РПЦЗ синодальные решения о признании или непризнании этой группы? — В апреле текущего года Архиерейский Синод принял заявление по поводу Тихона Пасечника, в котором мы предупредили наше духовенство и верующих о совершенной неканоничности этой группы, призывая сомневающихся в пользе церковного единства не следовать этим раскольникам. Дело в том, что эту группу возглавлял покойный архиепископ Лазарь (Журбенко), ушедший в раскол и подчинившийся группе людей, похитивших митрополита Виталия (Устинова; + 2006 г.), а потом и от них ушедший и образовавший свой собственный «синод», совершив незаконные хиротонии. После его кончины эту группу возглавил Тихон Пасечник, который был «хиротонисан» владыкой Лазарем без соборного согласия своего законного Священноначалия и в состоянии раскола. Таким образом, мы никак не можем признать эту группу, которая под собой не имеет абсолютно никакой церковно-канонической почвы. В Христовой Церкви существует определенная дисциплина, установленная канонами Святых Отцов, Вселенских и Поместных Соборов, которыми мы должны руководствоваться в нашей жизни, чтобы в ней всегда царили порядок и благочиние.

http://patriarchia.ru/db/text/314378.htm...

И если разобраться, и законничество, и обновленчество являются, по своей сути, двойниками, ибо, как любил повторять прп. Амвросий Оптинский , «все крайности – от бесов». Кстати, именно распространение «ультраконсервативных» убеждений среди значительной части клириков и паствы РПЦЗ привело к целой серии расколов в ней: в 1986 г. – к отделению от неё зилотов из т. н. «бостонской группировки» и Французской миссии; в 2002 г. – к отпадению от неё множества «сверхправославных» за рубежом и в России, образовавших т. н. Русскую Православную Церковь в Изгнании (РПЦИ, иначе – РПЦЗ (В), где «В» – первая буква имени их лидера, бывшего первоиерарха РПЦЗ митр. Виталия (Устинова)); и в том же 2002 г. – к разрыву общения с ней многих её приходов на территории СНГ, создавших автономную Российскую Истинно Православную Церковь под управлением «катакомбного» «архиеп.» Лазаря (Журбенко). О «Суздальском (валентинианском) расколе» в РПЦЗ, возникшем в 1994 г. и имевшем совсем другие, более прозаичные, мотивы, мы уже писали выше. А в РПЦ МП люди с подобным образом мысли совсем недавно едва не устроили раскол на почве принятия или непринятия ИНН. – Прим. ред. 105 В подобной противоречивой ситуации находятся сегодня и РПЦЗ и пребывающие в общении с ней группы греческих, румынских и болгарских старостильников. С одной стороны – они официально не имеют общения ни с одной из Поместных Церквей «отступнического» World Orthodoxy и все вместе составляют альтернативную, «параллельную» систему «истинно православных» поместных церквей. С другой стороны – РПЦЗ на самом высшем уровне поддерживает неофициальное общение с экуменическими Иерусалимским и Сербским Патриархатами, иерархи Болгарской ИПЦ с радостью принимают у себя паломников из РПЦ МП и молятся вместе с ними, и т. д. и т. п. А на уровне простых обителей и приходов – так и вообще никогда не прекращалось церковное общение между этими умеренными ИПХ и «официальными» Поместными Церквами (здесь в каждом отдельном случае всё зависит от «настроений» настоятеля и братии данного монастыря или храма).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010